Научная статья на тему 'Философские проблемы экологии как науки'

Философские проблемы экологии как науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5071
532
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОФИЛОСОФИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ / ECOLOGY / ECOPHILOSOPHY / WORLD OUTLOOK / ECOLOGICAL PROBLEM / ECOLOGICAL ISSUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антонов Вадим Николаевич, Баркова Валентина Васильевна

Рассматриваются вопросы развития философской мысли на экологические проблемы, на роль философии и социальной экологии в формировании человека в новых опытах общения, в интеллектуальном обеспечении и формировании его мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PhilosophicalProblems of Ecology as a Science

Issues of the development of philosophical thought on ecological problems, on the role of philosophy and social ecology in forming the Man in new communication experiences, in intellectual support and world outlook are discussed.

Текст научной работы на тему «Философские проблемы экологии как науки»

УДК 504 ББК 20.1

В.Н. Антонов, В.В. Баркова

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ КАК НАУКИ

Рассматриваются вопросы развития философской мысли на экологические проблемы, на роль философии и социальной экологии в формировании человека в новых опытах общения, в интеллектуальном обеспечении и формировании его мировоззрения.

Ключевые слова: экология, экофилософия, мировоззрение, экологическая проблема, экологические вопросы.

го со

о ^

ГО

ш т т

со

0

1

0 н

1

<

I т

Труд, сознание и речь выделили человека из природы. Способность к труду является сущностной характеристикой человека. К. Маркс определяет труд как процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Если животные приспосабливаются к среде, то человек приспосабливает среду к своим потребностям. И чем более осознанной становилась деятельность предков человека, тем более существенным становилось воздействие на среду. В современном мире особую остроту приобрели экологические проблемы. Однако об экологии обычно говорят тогда, когда хотят обратить внимание на неудовлетворительные условия существования и развития чего-нибудь. Так, в круг экологических изысканий входят причины и следствия исчезновения отдельных видов растений и животных, загрязнения природной среды, ухудшения качества жизни людей и т. д.

Понятие «экология» не сразу раскрыло свой универсальный смысл. Первоначально оно утвердилось как название направления, призванного изучать «петли» связей живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, затем пришло осознание наличия определенных закономерностей и в истории выстраивания человеком своих взаимоотношений со средой обитания. Фундаментальные экологические исследования начали проводить в ХХ в., когда особенно остро перед че-

ловечеством встала проблема загрязнения окружающей среды. Возникнув более 100 лет назад как учение о взаимосвязи организма и среды экология в настоящее время является наукой о структуре природы, наукой о том, как работает живой покров Земли в его целостности, как влияет деятельность человека на данные процессы. Поэтому главной теоретической и практической задачей экологии является изучение и вскрытие закономерностей этих процессов, умение управлять ими в условиях неизбежной индустриализации и урбанизации нашей планеты. Главной причиной обострения экологических проблем является техногенная деятельность людей, которая вызывает неблагоприятные проявления природных стихий. Фактором, обостряющим экологические проблемы, является также резкое увеличение численности населения в мире в ХХ в., что привело к усилению давления на окружающую природную среду. Негативно сказывается на экологической ситуации в мире, в регионах и в отдельных странах традиционное потребительское отношение человека и общества к природе и ресурсам. Обогащение определенных предпринимательских кругов по-прежнему осуществляется за счет природы без должного учета последствий для естественной среды проживания людей. В последние десятилетия особенно катастрофичными для человека и общества и для природных систем были такие явления и процессы, как стихийные аномалии в виде наводнений, засух, пожаров, температур-

ных колебаний, ураганов и других подоб -ных явлений; сокращение площадей, занимаемых лесами, снижение плодородия почв, сокращение биоразнообразия; сокращение жизненно важных природных ресурсов, необходимых для общества, по многим позициям, изменение некоторых географических показателей, таких как озоновый слой, газовый состав атмосферы, радиационное загрязнение и т. п. Обострение экологических проблем поставило под вопрос безопасность и само существование человеческого общества, а также его способность адекватно реагировать на возникшие угрозы и вызовы. Особенно остро и зримо очертил глобальную экологическую проблему академик Н.Н. Моисеев в своей известной книге «Быть или не быть человеческой цивилизации» [4]. Как должна реагировать философская мысль на экологические проблемы и вызовы? В чем состоит роль философии? Каково содержание философского аспекта в подходах к решению экологических проблем? Нужно отметить, что проблемы взаимодействия человека, общества и природы являются традиционными для философии на протяжении всей истории ее существования и развития. Философия всегда отражала проблемы бытия человека и природы, стремясь придать определенную гармонию их взаимодействию на основе духовного постижения человеком себя и мира природы и, соответственно, одухотворенной деятельности, направленной на преобразование природы. Философия достигла многого в осмыслении и прояснении экологических проблем, которые существуют в современном мире:

• философы дают обобщенную мировоззренческую трактовку экологических проблем;

• в философии происходил активный процесс выработки понятийно-категориального аппарата по проблемам взаимодействия человека, общества и природы, экологии и, соответственно, формирования экологической формы общественного сознания;

• в философии вместе с наукой и другими видами духовной деятельности активно осуществляется процесс поиска наиболее эффективных путей решения экологических проблем современности.

Следует отметить, что ряд достижений научно-философской мысли заслуживает особенно высокой оценки, так как они оказывают прямое и достаточно значительное влияние не только на сознание людей, но и на их практическую, в том числе экологическую деятельность. Это учение В.И. Вернадского и его последователей о ноосфере, в котором предложен путь достижения гармонии между человеком, обществом и природой и на этой основе решения экологических проблем. В этом учении главным фактором, гармонизирующим отношения между обществом и природой, выделена разумная деятельность общественного человека, способная придать естественной среде его проживания стабильность и разумные формы бытия и развития. Важным достижением философии является также концепция этического отношения к природе. Основополагающие положения этой концепции были сформулированы А. Швейцером в его известной книге «Культура и этика» [8]. Им был сформулирован известный принцип биоэтики «благовения перед жизнью». В современной философской и этической мысли этот принцип получил дальнейшее развитие и модифицирован в принципы экологической этики, биоэтики, включая биоэтику в медицине. Это одно из перспективных направлений развития этики и в целом философской мысли на современном этапе. Значительными являются идеи Н.Н. Моисеева об экологическом императиве, о коэволюции природы и общества, которые отразили современное состояние экологической ситуации в мире и подходы к ее стабилизации и улучшению [4]. Важное значение имеет концепция устойчивого экологического развития, выработанная и прдложенная мировому сообществу

го

о ц

о

ф

«¡3 о

О

О о о с;

коллективно рядом институтов, учрежденных ООН по проблемам экологии и включенная во многие нормативные документы, принятые на международном, региональных и национальных уровнях. Впервые эта концепция была принята в качестве руководства к действию на конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 г. [7].

Однако при всей важности и значимости результатов научно-философской деятельности по проблемам экологии достигнуть явно недостаточно. В.И. Вернадский отмечал, что человечество в целом представляет собой мощную силу, «перед его мыслью и трудом возникает проблема о преобразовании биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». Необходимость согласования отношений общества и природы в наше время вполне осознана, существует осознание также и того, что человечество в решении экологических проблем должно действовать как единое целое, и в этом направлении осуществляется определенная деятельность. Однако в целом экологические проблемы на практике пока эффективно не решаются. Объединение усилий в этой области происходит медленно. Согласованных действий недостаточно [1].

Социальная философия, изучая причины деградации среды обитания человека и меры по ее защите и совершенствованию, способствует расширению сферы свободы человека путем создания более гуманных отношений как к природе, так и к другим людям. Философская мысль участвует в формировании экогуманизма в сознании и поведении человека и различных социальных слоев. От распространения экогуманизма в § обществе в значительной степени зави-го сит формирование отношений человека щ и общества к природе, а, следовательно, т. и подходы к решению экологических ° проблем. Отношение человека к приро-

^ де всегда опосредуется общественными <

отношениями и структурами, прежде т всего политической системой и произ-

водственными отношениями. Поэтому философская мысль, проясняя сущность взаимодействия общества и природы, экологических проблем должна оказывать свое ориентирующее, мировоззренческое влияние не только на отдельных индивидов, но и на принятие в обществе мнения, ценности, нормы, установки, на духовную культуру в целом. Любая социальная система должна находиться в гармонии с природной средой, а свои средства труда и способы использования природы, свое производство и потребление приспособить к природным условиям. К природным условиям она должна приспособить и свой образ жизни, и свою популяцию, включая численность населения.

В наше время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала предкризисную ситуацию, которая может при определенных условиях перерасти в состояние кризиса и станет опасной для человека и мирового сообщества в целом. Следовательно, ситуацию необходимо кардинально менять. И философия в решении этой задачи может сыграть достаточно важную роль. Многие мыслители причину экологических бедствий видят в самом человеке, в его способности создавать и применять технологии, уничтожающие жизнь в природе; в его неумеренном стремлении к потребительству и обогащению за счет природы, в его традиционной позиции собственника, царя природы. Это и стереотипы мышления и поведения необходимо менять.

Человек не царь природы, он зависит от природных ресурсов, от состояния биосферы. Ресурсы природы не бесконечны, а конечны и многие из них близки к исчерпанию. Изменить отношение к природе, бережно относиться ко всему живому: и к природе, и к человеку, экономить природные ресурсы, перерабатывать отходы - это задачи, которые вышли сегодня на передний план. Сохранение биосферы является необходимым условием выживания человечества. Экологически устойчивым развитием

человечества является такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей людей в настоящее время, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности. Сейчас наступил такой период развития, когда обеспечение безопасности человечества становится даже более важным, чем дальнейший технический прогресс. Приоритетным направлением оказывается не дальнейшее наращивание производства, а обеспечение его эколо-гичности, реконструкция с учетом экологических последствий его осуществления. Необходимо осуществить переход к более естественному, менее потребительскому образу жизни и к экотехническому типу экономики, учитывающему потребность восстановления и сохранения природы. Отсюда следует ответственность философов и новые задачи перед ними в духовном постижении проблем взаимодействия человека, общества и природы, в определенной стратегии их решения. Главная задача - осмысление модели будущего устройства общества как эколого-ин-формационной цивилизации, способной к гармонизации отношений с природной средой. Это без преувеличения центральная, стратегическая задача на дальнейшую перспективу, стоящая перед философской мыслью. Другая важнейшая задача - периориентация общества с потребительского отношения к природе на отношения, основанные на ответственной коэволюции, способных гармонизировать систему «общество-природа». Развитие экологически ориентированной экономики - важнейшее условие перехода общества на путь гармонизации системы «общество-природа» и стабилизации экологической ситуации в мире, в регионах и отдельных странах.

Поскольку главная причина возникших экологических проблем исходит от самого человека, следовательно, нуждается в изменениях и сам человек, и, прежде всего, его духовность, нуждается в изучении, определении и использовании духовный потенциал человека и обще-

ства в решении сложных экологических проблем, вставший перед мировым сообществом. Наконец, нуждается в защите и природа самого человека. Одна из самых опасных современных угроз состоит в том, что нарастают негативные изменения в генетической основе человека, в том числе, под влиянием неблагоприятных природных условий, а также в результате употребления различных вредных веществ, вызывающих эти изменения. В выработке подходов к решению этих задач философы могут и должны принимать самое активное участие для блага человека и человечества.

Сегодня экология - комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии ее и общества. Экология - особый общенаучный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды. Экология - совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы.

Окружающая нас живая природа -это не беспорядочное и случайное сочетание живых существ, а устойчивая и организованная система, сложившаяся в процессе эволюции органического мира. Экология изучает взаимосвязи и закономерности сосуществования живых организмов в природе, организацию и функционирование популяций, биоценозов, биогеоценозов и биосферы в целом, законы здорового состояния как нормы и основы существования жизни. Экология неразрывно связана с эволюционным учением, особенно с проблемами микроэволюции, так как она изучает процессы, протекающие в популяциях. В основе экологии находится энергетический и балансовый принципы существования экосистем, теория трофических связей, обеспечивающих возможность изучения потока веществ и энергии в экосистемах, изменения их структуры и деятельности под влиянием факторов внешней среды. Экология соединила физические и биологические явления, построила мост

го

о ц

о

ф

«¡3 о

О -&

о о о с;

го со

о ^

ГО

ш

03 03

со

0

1

0

н

1

<

I 03

между естественными и общественными науками.

В структуре современной экологии ученые выделяют крупные подразделения: общая экология, геоэкология, прикладная экология, экология человека, социальная экология, аутэкология, си-нэкология, популяционная экология, географическая экология, глобальная экология, экосистемная экология, пале-экология, этноэкология. Сравнительно новая бурно развивающаяся область -экология микроорганизмов. Интенсивно развивается экология человека (антропо-экология) и социальная экология. Предметом исследования экологии человека является система его связей с окружающей средой. Она изучает вопросы сохранения и развития здоровья людей на основе выявления зависимости организма человека, его психики от состояния природной и социальной среды.

В последние годы в связи с возникшими глобальными экологическими проблемами особую актуальность приобрела прикладная экология с различными направлениями и методами исследований (промышленная, медицинская, химическая, сельскохозяйственная и др.). Антропогенная деятельность привела к экологическим проблемам как региональным, так и глобальным, появилась необходимость проведения специальных экологических исследований. Одним из современных направлений ученые представляют региональную экологию, задачи которой сводятся к изучению экологической ситуации в конкретном регионе, оценке влияния антропогенных факторов на существование экосистем. Анализ экологической ситуации в каком-либо районе базируется на изучении среды обитания живых организмов, включая и человека. С позиций биоцентризма, динамика и современное состояние биоценозов - есть основной показатель стабильного состояния экосистем. Однако в экосистемах, где антропогенная нагрузка возрастает, акцент следует сместить на связи между окружающей средой и здо-

ровьем человека, так как состояние здоровья населения во многом зависит от природных и техногенных факторов.

Экология с учетом особенностей ее структуры как бы создает фундамент для решения проблем в области рационального природопользования и охраны окружающей среды, а также для создания благоприятных условий существования человеческой цивилизации в регионе, на планете. Она направлена на преобразование всех социальных форм деятельности современного человека: управленческой, производственной, социальной, здравоохранительной.

В результате формирования экологии как науки появилась возможность предсказывать последствия хозяйственной деятельности и давать рекомендации: как вести промысел, развивать сельское хозяйство и промышленность, не истощая ресурсы среды и не разрушая природные сообщества.

Природа не только более сложна, чем мы о ней думаем, она гораздо сложнее, чем мы можем себе это представить. Пер -вый закон экологии гласит: «Что бы мы ни делали в природе, все вызывает в ней те или иные последствия, часто непредсказуемые». Следовательно, результаты человеческой деятельности можно предвидеть, всесторонне проанализировав, какое влияние они окажут на природу. Экологический анализ дает понимание, каким образом происходит воздействие человека на окружающую среду, обнаруживает пределы изменения условий, которые позволяют не допустить экологического кризиса. Таким образом, экология становится теоретической основой для рационального использования природных ресурсов.

Современная экология - универсальная, быстро развивающаяся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. Экология - наука будущего, и, возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Следует помнить, что экология - фунда-

ментальная научная дисциплина. И надо научиться правильно пользоваться ее законами, понятиями, терминами. Ведь они помогают людям определять свое место в окружающей среде, правильно и рационально использовать природные богатства. Во второй половине ХХ в. произошла своего рода «экологизация» всей современной науки. Это связано с осознанием огромной роли экологических знаний, с пониманием того, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и, воздействуя на нее негативно, изменяя условия жизни людей, угрожает самому существованию человечества. Несмотря на все многообразие, в основе всех направлений современной экологии лежат фундаментальные биологические идеи об отношении живых организмов с окружающей их средой.

Взаимосвязь экологии с эволюционным учением и генетикой помогает раскрывать экологические механизмы эволюции, решать вопросы фенотипиче-ской изменчивости особей в популяциях. Для того, чтобы конкретно представить начальные этапы эволюции, важно изучить генетические процессы, протекающие в популяциях. Постоянно протекающий мутационный процесс и свободное скрещивание приводят к тому, что в пределах популяции накапливается большое количество внешне непроявляющихся наследственных изменений. Эти важные для понимания хода начальных стадий эволюции факты были установлены советским ученым С.С. Четвериковым. Генетические исследования природных популяций растений и животных показали, что при относительной феноти-пической однородности они насыщены разнообразными рецессивными мутациями. Тесные связи у экологии со многими небиологическими науками: климатологией, метеорологией, физической географией, геологией, химией, почвоведением, гидрологией, геологией и т. д. Знание определенных разделов этих наук необходимо для изучения влияния абио-

тических факторов среды на организмы и их ответные реакции. Взаимодействие экологии с биогеографией позволяет не только изучить закономерности распространения организмов по планете, но и прогнозировать дальнейшее существование видов, изменение численности отдельных популяций и вида в целом [5].

Исследуя любые взаимодействия между организмами и средой, человек оценивает тесноту их связи, уровни воздействия и реакций, изменения во времени и пространстве, корреляции между режимами условий окружающей среды и биологическими (в широком смысле слова) характеристиками индивидуумов, групп, сообществ. Экология - точная наука, и поэтому все эти взаимодействия оцениваются мерой и числом. Отсюда тесная связь экологии с математикой. Широко используется также математическое моделирование и прогнозирование процессов и явлений в природе - от динамики численности хозяйственно значимых организмов (например, беспозвоночных - вредителей сельского и лесного хозяйства) до закономерностей переноса вредных примесей в водной и воздушных средах. Последнее особенно важно для расчетов нормативов сбросов и выбросов предприятий и управления качеством окружающей среды.

Закономерности биологических процессов преобразования веществ в пищевых цепях, в водной и воздушной среде подчиняются фундаментальным законам физики - закону сохранения массы и закону начал термодинамики.

Ухудшение качества окружающей среды в результате тех или иных природных процессов или антропогенных преобразований природы в общем случае означает отклонение конкретных условий от физиологических требований организма. Реакцией организма на такие отклонения является заболевание особей популяции, а в ряде случаев - гибель. Выявление причин заболеваемости человека, лечение, устранение причин, вызвавших болезнь, - задача медицины.

го

о ц

о

ф

«¡3 о

О

О о о с;

го со

о ^

ГО

ш

03 03

со

0

1

0

н

1

<

I 03

В настоящее время деятельность общества практически привела природу к состоянию экологического кризиса, грозящего экологической катастрофой, то есть ситуацией, когда природа Земли окажется непригодной для обитания на ней живых существ. Поэтому философская мысль работает в направлении поиска путей гармонизации в развитии общества и природы. Отсюда - связь экологии с философией.

Человечество стоит перед необходимостью реализации безопасного экологического развития. Для этого необходимы новые знания об окружающей среде, новые технологии, новые нормы поведения человека, комплексные исследования среды обитания, усилия всех наук, связанных с экологией. Экологические знания не только объясняют неизвестные стороны действительности, но и призваны выполнять предписывающие функции по отношению к человеческой деятельности.

Экология зародилась как наука о взаимоотношениях организма с окружающей средой. В последние годы ее чаще определяют как науку об экологических системах. Однако сегодня приходится признать, что экология - комплексная со-циоестественная наука, в предмет которой практически вовлечены все стороны жизнедеятельности человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Владея экологическим знанием, человек заново открывает окружающий мир, начинает понимать значение многих, раньше казавшихся второстепенными связей и отношений в природе. Как в свое время открытие Коперника изменило представление людей о порядке мироздания, так и знание экологических закономерностей меняет представление людей о порядке в земной природе. Чело -век начинает понимать, что этот порядок не случаен, он необходим для существования и развития человека, для продолжения человеческого рода. Отыскивая подходы к адекватному анализу проблем экологии, представляется необходимым в процессе ее исследования реализовать

некоторые методологические принципы. Например, «исходить из того, что степень духовности общества определяет меру его соответствия высшей цели человеческого бытия - сотворчества человека и Природы» Сущность современной экологической проблемы заключается в глобальном изменении природной среды существования человечества, в быстром уменьшении ее ресурсов, в ослаблении восстановительных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человеческого общества [2].

Главной причиной обострения экологических проблем является техногенная деятельность людей, которая вызывает неблагоприятные проявления природных стихий. Фактором, обостряющим экологические проблемы, является также резкое увеличение численности населения в мире в ХХ в., что привело к усилению давления на окружающую природную среду. Негативно сказывается на экологической ситуации в мире, в регионах и в отдельных странах традиционное потребительское отношение человека и общества к природе и ресурсам. Обогащение определенных предпринимательских кругов по-прежнему осуществляется за счет природы без должного учета последствий для естественной среды проживания людей.

В последние десятилетия особенно катастрофичными для человека и общества и для природных систем были такие явления и процессы, как стихийные аномалии в виде наводнений, засух, пожаров, температурных колебаний, ураганов и других подобных явлений; сокращение площадей, занимаемых лесами, снижение плодородия почв, сокращение биоразнообразия; сокращение жизненно важных природных ресурсов, необходимых для общества, по многим позициям, изменение некоторых географических показателей, таких как озоновый слой, газовый состав атмосферы, радиационное загрязнение и т. п.

Обострение экологических проблем поставило под вопрос безопасность

и само существование человеческого общества, а также его способность адекватно реагировать на возникшие угрозы и вызовы.

Особенно остро и зримо очертил глобальную экологическую проблему академик Н.Н. Моисеев в своей известной последней книге «Быть или не быть человеческой цивилизации» [4].

Нужно отметить, что проблемы взаимодействия человека, общества и природы являются традиционными для философии на протяжении всей истории ее существования и развития. Философия всегда отражала проблемы бытия человека и природы, стремясь придать определенную гармонию их взаимодействию на основе духовного постижения человеком себя и мира природы и, соответственно, одухотворенной деятельности, направленной на преобразование природы.

Таким образом, следует заключить, что философия достигла многого в осмыслении и прояснении экологических проблем, которые существуют в современном мире:

• философы дают обобщенную мировоззренческую трактовку экологических проблем;

• в философии происходил активный процесс выработки понятийно-категориального аппарата по проблемам взаимодействия человека, общества и природы, экологии и, соответственно, формирования экологической формы общественного сознания;

• в философии вместе с наукой и другими видами духовной деятельности активно осуществляется процесс поиска наиболее эффективных путей решения экологических проблем современности.

• дальнейшее развитие и модифицирован в принципы экологической этики, биоэтики, включая биоэтику в медицине. Это одно из перспективных направлений развития этики и в целом философской мысли на современном этапе. Современная философия утверждает, что природа и культура «прони-

зывают» друг друга, а их гармоничный синтез есть цивилизация. Современная цивилизация - преимущественно технократическая. Актуальной является задача перехода к цивилизации, в которой управление техносферой ведется с целью сохранения безопасности, а также улучшения биосферы и общества.

Природа влияет на формирование и развитие общественного сознания. Она становится моментом оценочного отношения с помощью понятий блага, красоты и т. д.

В трилогии «На росстанях» Я. Колас [3] описал некоторые особенности мировоззрения жителей Полесья, формирующиеся под влиянием своеобразной природы. Он писал, что бесконечные болота учили людей мудрому рассуждению, море лесов воспитывало в них осторожность - здесь так легко встретить опасность. Специфические природные факторы на территории Беларуси способствовали формированию таких типологических черт народа, как способность к упорному труду, сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности, терпимость и доброжелательность, благоговейное отношение к природе. С XX в. происходит «экологизация» общественного сознания, т. е. осмысление роли экологии в совершенствовании социальных отношений, осознание угрозы существованию человечества вследствие исчезновения природных ресурсов и опасного для жизни загрязнения среды его обитания. Утверждается идея, что нравственные отношения должны быть не только между людьми, но и по отношению к природе.

Воздействие общества на природу целенаправленно (с присутствием элементов стихийности), универсально, осуществляется через практическую деятельность людей.

Расширяются пространственные границы освоения природы человеком. Достигнут планетарный характер хозяйственной деятельности. Человек вышел в ближний космос и использует его в сво-

го

о ц

о

ф

«¡3 о

О

О о о с;

го со

о ^

ГО

ш

03 03

со

0

1

0

н

1

<

I 03

их целях. Происходит также дальнейшее изучение и освоение природы «вглубь», открытие и использование новых элементов, ранее неизвестных свойств и законов природы. Широко применяются полимеры, ядерные превращения, полупроводники, лазеры, биологические способы защиты растений, очистки вод.

Человечество превратилось в мощную биогеохимическую силу. Такой подход своими корнями восходит к иу-дейско-христианской доктрине о сотворении мира, согласно которой порядок природного бытия был создан ради человечества. Господствовавшее в древности нравственно-эстетическое отношение человека к природе (Гомер, Вергилий) в индустриальном обществе дополнялось и отрицалось утилитарно-прагматическим отношением. Техногенное воздействие человека изменяет целые геологические структуры, создаются искусственные водохранилища, изменяется атмосфера и т. д. Повышается интенсивность и эффективность использования природных ресурсов (культивация земель, более полное использование сырья и т. п.). Вместе с тем, это приводит к исчезновению ресурсов и загрязнению среды. Так, в период между 1970 и 2002 гг. лесной покров Земли уменьшился на 12 %, разнообразие форм жизни в океане на треть.

Во взаимодействии природы и человека можно зафиксировать три основных подхода:

• мифологический (подчинение человека природе);

• научно-технологический (господство человека над природой);

• диалогический (гармония человека и природы).

Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Первобытные коллективы жили в тесном единстве со своей средой обитания, их зависимость от природы на стадии присваивающего хозяйства была полной. Было относительное тождество общества и природы, перешедшее в различие. В классовом обществе различие переросло в противопо-

ложность. Потребительское отношение к природе при капитализме, особенно на стадии первоначального накопления капитала, отсталость технологий в развивающихся странах, бесхозяйственность при государственном социализме привели к экологическому кризису.

Противоречие между безграничными потребностями развития общества и ограниченными возможностями биосферы удовлетворять их - основная причина экологического кризиса, принявшего глобальный характер, что требует и всеобщих усилий по его устранению. Однако эгоизм сравнительно небольшой части населения Земли сталкивается с интересами остальных людей. В конце XX - начале XXI в. каждый человек, родившийся в «развитой» западной стране, использует в десятки раз больше ресурсов планеты, чем житель государств «третьего» мира. Такая модель развития ведет «к рискам и дисбалансам».

Многие зарубежные философы объясняют экологические трудности материальными причинами, недостаточно зрелым уровнем НТР, несовершенством технологий. Отсюда - вывод о необходимости дальнейшего прогресса науки и техники, но без изменений в общественном строе свободного предпринимательства (Фурастье, Наваки). Это - концепция технократического оптимизма. Второй вывод идет от Руссо -«назад к природе». Например, Форре-стер и другие члены «Римского клуба» предлагают прекратить или затормозить рост материального производства и населения мира. Для такой позиции имеются определенные основания: антропогенная нагрузка на биосферу Земли превзошла в наше время допустимые параметры почти в 2 раза.

Одна из главных причин экологического кризиса усматривается в том, что окружающая среда из вещно-предмет-ной становится информационно-знаковой. Естественное при этом вытесняется искусственным, для которого природа является материалом, а отношения с ней

приобретают преимущественно функциональную форму, форму деятельности. Но кроме ответа на вопрос «Как изменять мир, природу?», необходимо думать о том, зачем и всегда ли это надо делать, а если делать, то как?

Причина экологических трудностей усматривается и в духовной сфере, в области мировоззренческого отношения к природе (Печчеи, Уайт). Указывается, что для преодоления экологического кризиса необходимо совершенствование морали и экологического сознания человека.

Современная философия комплексно осмысливает значение материального и духовного факторов в решении экологических проблем. Речь идет о формировании экологической культуры, нового экологического мировоззрения. Это означает, во-первых, утверждение принципа гармонии человека и природы, во-вторых, формируется принцип личной ответственности каждого человека и коллективной ответственности человечества за все живое на Земле. Возникает проблема достижения равновесия между познавательной и практической деятельностью человека, его неутолимой жаждой познания и преобразования и стремлением к сохранению целостности (но отнюдь не девственности) природной среды.

Обеспечивая жизнестойкость нашей цивилизации, преодолевая экологический эгоизм отдельных стран и слоев, общество постепенно утверждает идеал умеренности в отношении материальных благ, признавая при этом безграничность духовного роста человека. В целом, современная наука к экологической проблеме подходит системно и усматривает комплекс направлений:

• научно-технический прогресс, позволяющий разрабатывать и внедрять наукоемкие, экономически эффективные и одновременно антропоморфные и экологически чистые технологии;

• всеобщее социальное переустройство в направлении роста гуманизма и демократии;

• перестройка правовых и политических взаимоотношений между странами, международное сотрудничество в борьбе за выживание человека;

• формирование новой экологической парадигмы, которая утверждает высшую ценность природы и соответственно государственное регулирование с целью защиты природы и человека;

• формирование экологически воспитанного, компетентного и ответственного человека. Согласованное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природы в их единстве - таков магистральный путь развития [6].

И в этом смысле следует говорить об экофилософии - сравнительно новой области философского знания, вызванного к жизни рядом объективных обстоятельств. У истоков экофилософии находятся работы естествоиспытателей XX в. - Леруа, В. Вернадского, А. Чижевского и др. В.И. Вернадский формулирует понимание жизни на Земле как геологическое явление, потому что по силе своего воздействия и по последствиям развитие жизни создание биосферы оказало значительное влияние на эволюцию нашей планеты. Еще большее воздействие на все процессы оказало появление человека и его хозяйственная деятельность, которая, по словам В.И. Вернадского, уже в сороковые годы XX в. приобрела масштабное, геологическое влияние. Человечество, по В. Вернадскому, с одной стороны, - геологическая сила, а с другой, - новое состояние биосферы и на определенном этапе она перестает развиваться стихийно, преобразуясь в ноосферу - разумную оболочку планеты. С 80-х гг. XX в. становится все более заметной экологизация всей современной науки. В понятие экофи-лософское знание в настоящее время входит исследование процессов, идущих в обществе, а также выделение в самостоятельные области знаний таких направлений, как экология человека и

го

о ц

о

ф

«¡3 о

О -&

о о о с;

экология культуры. Центральной категорией экофилософии является категория жизни, которая понимается предельно широко, как космическое явление, куда входят биологические, психологические, духовные характеристики и интуиция. Современная экофилософия предполагает трансформацию в понимании социальных и гносеологических проблем, и это обеспечит человечеству отказ от экспансии на природу, позволит создать альтернативную технику и принципиально новую технологию, сформировать культуру системы ценностей. Основой и началом нового бытия человечества эко-философы считают формирование экологической культуры у всех людей, что обеспечит оптимизацию взаимодействия природных, социальных и др. процессов. Проанализировав основные направления экофилософского учения, мы можем сделать вывод о том, что современное человечество призвано гармонизировать все традиционные виды взаимодействия человека с природой:

• использование ее природных богатств;

• охрану природы как естественной среды обитания человека;

• разумное регулирование природных процессов.

«Экологический вопрос» для человека - это вопрос его способа бытия в природе, его места в мире. Проблема единства человека и природы проходит через всю историю культурного самопознания человечества. Философия разрабатывает ее своими методами - через теоретическое постижение мира в его всеобщих определениях. Философский взгляд на современную экологическую ситуацию может оказаться важным для правильной по-§ становки экологической проблемы. По-го требность в философском подходе всегда щ возрастает в трудные периоды развития общества, и философский анализ осо-° бенно важен при осложнении какой-либо £ проблемы. При этом положение требует ^ эффективных решений. Такая ситуация т сложилась сейчас во взаимоотношениях

человека с природой. Философия может помочь решению экологических проблем в различных направлениях, так как она способствует развитию нового общественного сознания, ориентированного потребностью преодоления экологических противоречий. Философское осмысление экологической ситуации могло бы помочь формированию общеметодологических принципов анализа и решения проблем. Сегодня все больше людей приходят к осознанию неблагополучия своей и современной жизни и ищут выхода из сложившегося положения. Движения «зеленых», экологические движения, поиски новой нравственности, педагогические эксперименты и движения, движение за новую телесность (натуропати-ческое питание, музыкальное движение, йога, карате, разные формы медитации и т. д.) - все это ростки и очаги новой альтернативной мировой культуры.

Наблюдения подсказывают, что мы живем в переходное время, когда завершает существование и развитие один тип человека, складываются условия для образования другого типа. В этих условиях нужно готовить условия для формирования человека грядущей культуры и цивилизации. Такая работа предполагает, с одной стороны, практическую реализацию новых форм жизни, новых опытов общения и общежития, с другой - интеллектуальное обеспечение, формирование мировоззрения. В этой работе не последняя роль принадлежит философии, социальной экологии и педагогике [6]. Библиографический список:

1. Вернадский В. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. -М.: Современник, 1993. - 688 с.

2. Деменев А.Г. Современные философские проблемы математических, естественных и технических наук: учеб-метод пособие. - Архангельск: Изд-во АГТУ, 2007. - 79 с.

3. Мальцева Н.Л. Экологические императивы современной культуры // Вестник Волгоградского государ-

ственного университета. Серия 7. Философия. 2008. № 2 (8).

4. Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству? - М.: Ульяновский Дом печати, 1999. - 288 с.

5. О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики // Классики советской генетики. - Л., 1968.

6. Природа и философия. Взаимодействие общества и природы и фило-

софские проблемы экологии // [Эле-ектронный ресурс]: http://www. philodream.ru/philos-284-5.html

7. Повестка дня на 21 век. Концепция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, июнь, 1992. // [Электронный ресурс]: http:// do. gendocs. ru> docs/i ndex-4132. htm.

8. Швейцер А. Культура и этика. - М.: Издательство «Прогресс», 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.