Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ ПРАКТИКИ КАК ПРИМЕР ЭТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ'

ФИЛОСОФСКИЕ ПРАКТИКИ КАК ПРИМЕР ЭТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
94
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ФИЛОСОФСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ЭТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ / МОРАЛЬНАЯ ЛОГИКА / МОРАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ / ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Викторук Елена Николаевна, Юрков Дмитрий Владимирович

Рассматривается этическое консультирование в сфере медико-психологической и социально-педагогической практики. Авторы констатируют ситуацию расширения спектра этического консультирования от этических требований к консультанту до философских практик сопровождения людей, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Приведена типология философских практик, позволяющих отрабатывать инструментарий прикладной этики в медико-психологическом и социально-педагогическом консультировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL PRACTICEAS AN EXAMPLE OF ETHICAL COUNSELING

Ethical counseling is considered in the field of medical-psychological and sociopedagogical practice. The authors state the situation of expanding the range of ethical counseling: from ethical requirements to the consultant to philosophical practices of accompanying people in difficult situations. The typology of philosophical practices, allowing to work out the tools of applied ethics in medical and psychological and sociopedagogical counseling

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ ПРАКТИКИ КАК ПРИМЕР ЭТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

Е.Н. Викторук, Д.В.Юрков

УДК 177

Философские практики как пример этического консультирования

Аннотация. Рассматривается этическое консультирование в сфере медико-психологической и социально-педагогической практики. Авторы констатируют ситуацию расширения спектра этического консультирования от этических требований к консультанту до философских практик сопровождения людей, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Приведена типология философских практик, позволяющих отрабатывать инструментарий прикладной этики в медико-психологическом и социально-педагогическом консультировании.

Ключевые слова: этическое консультирование, философское консультирование, этическая аргументация, моральная логика, моральный субъект, осознанный выбор, критическое мышление, семейное консультирование.

Введение

Изучение «реалистичности» потенциала прикладной этики в меняющихся условиях, начатое в предыдущих номерах «Ведомостей прикладной этики», необходимо по ряду причин, среди которых «догоняющий» характер развития и применения этических технологий в российской деловой, профессиональной и социокультурной практике; распространенная практика имитации этико-прикладных процедур (от экспертизы до кодификации) и др. Тем не менее, говоря о перспективах развития прикладной этики, мы высказывали позицию сдержанного оптимизма [9] и придерживаемся её в обсуждении темы нового выпуска - о «скромной, но реалистичной амбиции» этического консультирования.

Этическое консультирование становится востребованным в самых разных сферах производственной, интеллектуальной, управленческой деятельности. Ситуации конфликтного характера с «этической составляющей», требующие специального урегулирования, порождают необходимость разработки особых процедур этического консультирования. Там, где есть задачи разграничения правомочности, дееспособности, велико значение партнерских отношений, возникают вопросы сохранения достоинства, преодоления дискриминации разного рода. Медико-психологическая и социально-педагогическая практика с этой точки зрения - необъятное профессиональ-

ное поле, где на каждом шагу возникают моральные дилеммы, этические «кейсы», поэтому вслед за биоэтикой, менеджментом эту область можно назвать лидером развития этических технологий.

Этическое консультирование

как составляющая профессиональной этики

Анализ источников (в том числе англоязычных) по проблеме этического консультирования в обозначенных областях раскрывает преимущественно «одностороннее» понимание этического консультирования (ethical advice) - как деятельности по профессионально-этической регуляции: медиков, психологов, социальных педагогов [11, 17]. Этические требования к деятельности консультантов составляют самостоятельный раздел прикладной этики, предполагающие целый спектр подходов и процедур: утилитаризм, этика долга, принципы этики, ситуационный подход и др.; использование формальных документов, кодексов и других должностных требований. Консультант, решая каждую конкретную проблему, «подбирает» наиболее эффективные для нее инструменты, предлагаемые юридическим, морально-правовым, теологическим, индивидуалистическим, корпоративным или другими подходами. Это активно развивающееся и интересное для исследователя профессиональное поле [12], но в нашей работе мы акцентируем другую сторону этического консультирования - философскую терапию, практику, консультирование.

Консультирование как терапия (врачевание)

Хештеги в интернет-поисковиках на пересечении смыслов «этическое консультирование» и «психология», как правило, отсылают к публикациям об этических принципах и нормах практикующих консультантов, а это лишь одна сторона реализации этико-прикладного потенциала профессий, связанных с врачеванием человеческих душ. Медицина и психология утратили монополию на личностную и социальную терапию. Сегодня СМИ, общественные, религиозные организации обсуждают и предпринимают меры преодоления социальных болезней общества [13] - от традиционного алкоголизма до новых зависимостей (интернет, социальные сети, игромания и т.д.). Такая ситуация расширяет спектр технологий этического консультирования, востребованного как отдельными группами людей, так и обществом в целом. Появляются интернет-сайты и блоги, готовые консультировать людей в ситуациях сложного выбора, содержащих моральные дилеммы. Обмен сообщениями на тему этики в рамках интернета ширится и составляет своего рода конкуренцию «реальным» институциям - бюро, агентствам, комитетам. Есть спрос на подготовку по вопросам этики в онлайновом режиме в виде занятий, направ-

ленных на повышение осведомленности в различных областях. Он-лайн-консультанты готовы в любое время суток откликнуться и оказывать услуги по решению проблем с этической составляющей1. Это свидетельствует о том, что сфера этического консультирования все больше «автономизируется», отпочковываясь от государственных структур социальной защиты, опеки и попечительства, от консультирующих организаций (юридических, медицинских), включая общественные.

На пересечении социальной и личностной терапии работают психология, педагогика, а также философия, развивающая еще одну гуманитарную практику - философское консультирование [10, 15]. Специалисты в этой области используют словосочетание «философская болезнь», которым обозначают реальное состояние человеческого существования в мире повседневности, характеризующееся острой чувствительностью к «зову бытия», сопряженного со страхом смерти, социальной изоляции, свободы и бессмысленности жизни [4]. В этой статье мы обратимся к этическому консультированию в психолого-медицинской и социально-педагогической практике в активно развивающемся формате философской практики, или философского консультирования.

Этические задачи философского консультирования

Одним их ключевых аспектов этического консультирования является определение мест практик, где изначально отсутствуют институциональные договоренности, где нет четких диагностических критериев, где «истина» устанавливается в диалоге. Речь идет в первую очередь о центрах: психолого-педагогического консультирования, кризисной помощи, семейного консультирования, а также педагогических консилиумах при образовательных организациях. Психологическая служба системы образования города Красноярска представленная психолого-педагогическими центрами сопровождения детей, подростков, психолого-медико-педагогическими комиссиями, работающими на их базе, а также Кризисная служба и Коуч-центр на базе муниципального Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМиСП) «Эго», реализующие концепцию, находится в условиях столкновения разных этических моделей [14].

Решение сложной и противоречивой задачи этического консультирования видится в практическом использовании метода «философского консультирования», представляющего собой форму индивидуальной или групповой работы на основе серии встреч, органи-

1

https://www.workplaceethicsadvice.com/

зуемых и направляемых философом-консультантом. Ведущий специалист по проблеме философского консультирования, С.В. Борисов, выделяет три подхода: морально-правовой; ориентированный на решение проблем; подход, ориентированный на развитие [4]. В первом подходе реализуется соблюдение баланса «право-обязанность». Задача второго - помощь в развитии навыков критического мышления, с помощью которых клиенты могли бы справляться с будущими личными проблемами и трудностями. И третья группа философских практик обозначена как подход, ориентированный на саморазвитие человека. У нас есть опыт социального и психологического консультирования по всем направлениям обозначенных философских практик. Этический контекст консультирования определен особенностями наших клиентов: прежде всего это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их родители. В последнее время -дети с аутичными расстройствами. Еще одна группа - подростки с асоциальным поведением и другими проблемами. То есть речь идет о специфике консультирования семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, или фрустрированных информацией о наличии у одного из членов семьи какого-либо психического или соматического заболевания. Эти сложные жизненные ситуации дополняются широким и вариативным спектром социокультурных, этнических, религиозных различий.

Этическое консультирование в такой работе предполагает практики, ориентированные на решение проблем (Problem-Solving Approach). Имеющие сходство с психотерапией, эти практики позволяют преодолевать конкретные проблемы клиента, такие как неудовлетворенность работой, семейными отношениями, неадекватную самооценку и др. Но более значимым для нас является погружение в этическое консультирование как философскую и образовательную практику, цель которой - обучение навыкам критического мышления, ответственного выбора, самостоятельного решения этических и моральных дилемм людей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах.

Практики философского консультирования в городе Красноярске

Освоение практик философского консультирования ведется нами в рамках различных социальных и образовательных проектов Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Эго». Мы пытаемся реализовывать лучшие отечественные и зарубежные наработки [1, 15] в рамках «развивающего подхода». Это деятельность сообщества Philo-Practice Agora (Р. Лахав) [6], работы А.И. Макарова [7], проекты и публикации С.В. Борисова [3], книги,

статьи, семинары О. Бренифье [5]. Такого рода материалы адаптируются нами для работы по семейному консультированию и другим направлениям.

Связанный с этим ещё один подход направлен на помощь людям в развитии навыков мышления, с помощью которых они могли бы справляться в будущем с личными проблемами и трудностями. Акцент в этом подходе, «ориентированном на мыслительные навыки» (Thinking Skills Approach), делается не на решение конкретных проблем, а на совершенствование инструментов мышления. Согласно документу «Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года»2, в формировании новой социально-культурной ситуации серьезная роль отводится развитию критического мышления и навыкам этического и морального различения как информационного контента, так и личностных действий.

Третья группа философских практик, которая может быть обозначена как «Подход, ориентированный на саморазвитие» (Development Approach), направлена на обогащение жизни смыслом и мудростью, глубиной и полнотой. Прикладная этика благодаря таким практикам отрабатывает свой технологический инструментарий: навыки логического мышления, такие как аргументация, логическая состоятельность, анализ понятий, выявление скрытых предпосылок и т. д. Моральная логика и аргументация проявляет здесь свою эффективность и большую успешность в сравнении с правовой, политической, теологической аргументациями, или просто с эмоциональным рассуждением о проблеме, попытками рассуждения на основе принятых в обществе норм.

Философское консультирование такого типа мы проводим в формате «Открытый холл». Это беседы с родителями детей особых образовательных потребностей, без предварительной записи и без ведения какого-либо номенклатурного учета, которые проходят на открытой площадке нашего Центра. Используемая при этом техника философского консультирования обозначается специалистами как «нарративные практики». Тема «беседы-обсуждения» не обговаривается заранее, а определяется общим запросом собравшихся. Пребывание на площадке так же не регламентируется, можно свободно присоединиться к работе группы и выйти из нее. Общим решением участников определяются темы «нарративов» с последующим их рефлексивным анализом, с учетом ключевых позиций без вынесения оценок. Отрабатывается практика наблюдения без интерпретации,

2

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287411/

ориентация на процесс аргументации, а не на результат. По сути, это техники мышления, которые в своих трудах и лекциях раскрывал «грузинский Сократ» М.К. Мамардашвили: «мораль, совесть не могут быть записаны по содержанию, а всегда рождаются в моменте действия». Философское консультирование в данном случае показывает, что любое знание о человеке носит «незавершенный» характер, человек может меняться в зависимости от «узнавания» знания о себе [8]. По сути, этот подход в консультировании специалисты обозначают «Wisdom Approach» - «подход, базирующийся на мудрости». Помимо критического мышления здесь, задействовано обращение к фундаментальным философским идеям, часто в этом виде практики используются классические философские тексты. Это проблема поиска истины, которая хорошо отражена, к примеру, в «неудобных вопросах» О.Бренифье.

Наверное, можно радоваться тому, что методы тысячелетней давности (ирония Сократа, сомнение Декарта), установки «благоразумия» Аристотеля, «ученого незнания» Н. Кузанского, «заботы о себе» от Сократа до М. Фуко актуализируются далеко за пределами учебной аудитории. С.В. Борисов отмечает, что философская «начинка» этой терапии в том, что, во-первых, ее основу, дающую представление о структуре личности, составляют онтологические принципы экзистенциальной философии, а не биомедицинские или психометрические характеристики личности, используемые в психологической науке. Кроме того, сама процедура консультирования предполагает работу с философскими категориями, в свете которых и происходит осмысление тех или иных мировоззренческих проблем клиента [4, 105].

Возможность использовать философскую практику для медико-психологического и социально-педагогического консультирования, обусловлена глубинными структурами философии как особого способа освоения мира, поскольку философия обращается к самым первичным, самым универсальным и простым основаниям человеческого бытия в мире. Философское консультирование как поиск истины в работе с клиентом нацелено на выбор «авторского решения» клиентом при поддержке консультанта, «сверяющим» соотнесенность «выбранной картины мира» и систему целей и ценностей клиента. Одна из успешных техник такого рода, применяемая нами -HomoOptios (Человек Выбирающий). В современном мире вообще достаточно сложно оценивать жизненно важные решения как «авторские». Огромное количество фрустраций, с которыми работают психологи сегодня - именно проблемы переживания отсутствия выбора своего пути, своей жизни. Поэтому вклад философского кон-

сультирования в развитие прикладной и практической этики состоит, на наш взгляд, в развитии навыков рефлексивного мышления, этической аргументации, этического анализа в жизненно трудных ситуациях, навыка выработки взрослых, автономных решений, принятия ответственности за свою судьбу, ответственности за других. Благодаря этой практике «философы могут реализовывать свою ответственность не только по отношению к близкому им сообществу, но и по отношению ко всей современной цивилизации в целом» [4, 133].

Список литературы

1. Ахенбах Г.Б. Основное правило философской практики // Социум и власть. 2016. № 6 (62). С. 99-106.

2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок / Монография / Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2005. 378 с.

3. Борисов С.В. Мексика приглашает: предварительная программа 15-й Международной конференции по философской практике // Социум и власть. 2018. № 2 (70). C. 131-135.

4. Борисов С.В. Теория и практика философского консультирования: компаративистский подход // Социум и власть. 2018. № 2 (70). C. 103-110.

5. Бренифье О. Искусство философской практики: философские установки // Социум и власть. 2018. № 1 (69). С. 80-87.

6. Лахав Р. Философская практика - quo vadis? / Р. Лахав // Социум и власть. 2016. № 1 (57). С. 7-14.

7. Макаров А. И. Социализирующая функция философских практик (на примере метода сократического диалога) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия, социология и социальные технологии. 2012. № 3. С. 121-125.

8. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: «Прогресс». 1990.

9. Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Университеты третьего поколения как реальность: новая миссия и проблемы ее становления. Ведомости прикладной этики. 2018. № 51. С. 70-81.

10. Философия и психотерапия. СПб.: Анатолия, 2014.

11. Этические комитеты и этическое консультирование/ [Электронный ресурс]. - URL: https://lib.sale/predprinimatelstvo-organizatsiya-/eticheskie-komitetyi-eticheskoe-75275.html

12. Этическое консультирование: модели и подходы/ [Электронный ресурс]. URL: <studme.org/97906/etika_i_estetika /eticheskoe_kon-sultirovanie_modeli_podhody]>

13. Юдина Т.Н. Словник социальных болезней современной России. [Электронный ресурс]. URL: <https://bstudy.net/679406/ sotsio-logiya/sotsialnye_bolezni_sovremennyh_obschestv>

14. Юрков Д.В. "Нарративные практики " в философском консультировании родителей и детей с РАС. В сб.: Этика меняющегося мира: теория, практика, технологии». Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. С. 106-113.

15. Язык философской практики: краткий словарь-презентация / Под. ред. С. В. Борисова; пер. С.В. Борисова, Е.Г. Миляевой, Р.В. Пеннер, К.Е. Резвушкина. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. - 192 с.

16. Marinoff Lou. Plato Not Prozac. New York: HarperCollins, 1990.

17. Core Competencies for Healthcare Ethics Consultation: The Report of the American Society for Bioethics and Humanities [Электронный ресурс]. URL:<https://repository.library.georgetown.edu/handle/10822/ 101 9463>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.