Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В РОССИИ'

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
благотворительность / воспитательные дома / милосердие / пансофия / социальное призрение детей / философия Просвещения / charity / foster homes / mercy / pansophy / social care for children / Enlightenment philosophy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.А. Бойко

В статье проанализирован сложный процесс становления и развития общественного призрения детей в России. Были рассмотрены как теоретические положения, так и практика помощи. Сделаны выводы о том, что на развитие практики образования и воспитания, социальной помощи детям в России значительное влияние оказали идеи философов-просветителей. Следствием подвижнических усилий российских просветителей стало образование системы государственного призрения детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF CHARITABLE ASSISTANCE FOR CHILDREN IN RUSSIA

The article analyzes the complex process of formation and development of public charity for children in Russia. Both theoretical principles and practice of assistance were considered. Conclusions are drawn that the development of the practice of education and upbringing, social assistance to children in Russia was significantly influenced by the ideas of enlightenment philosophers. As a consequence of the efforts of Russian educators was the formation of a system of state child care.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В РОССИИ»

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В

РОССИИ

Л.А. Бойко, канд. филос. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-1-3-6-8

Аннотация. В статье проанализирован сложный процесс становления и развития общественного призрения детей в России. Были рассмотрены как теоретические положения, так и практика помощи. Сделаны выводы о том, что на развитие практики образования и воспитания, социальной помощи детям в России значительное влияние оказали идеи философов-просветителей. Следствием подвижнических усилий российских просветителей стало образование системы государственного призрения детей.

Ключевые слова: благотворительность, воспитательные дома, милосердие, пансо-фия, социальное призрение детей, философия Просвещения.

Феномен благотворительной помощи детям имеет глубокие исторические корни, это уникальный социальный фактор и особенность цивилизации. В статье будет предпринята попытка анализа влияния философии эпохи Просвещения на практику организации образования и социальной помощи детям в России XVIII в.

Научный интерес к проблеме детства появился сравнительно поздно - в XVII в. Одними из первых Дж. Локк, Я.А. Коменский высказывали идеи о равенстве умственных способностей детей всех классов общества, о необходимости помощи детям через образование. Английский философ Дж. Локк утверждал, что образование - это естественное право всех слоёв общества [1]. Для низших слоёв он предлагал обязательное обучение в рабочих школах, где наряду с учебными дисциплинами должно было присутствовать воспитание трудолюбия и религиозности, а воспитание «джентльменов» должно было происходить дома, чтобы оградить их от влияния «грубой массы». Я.А. Коменский в своём труде «Великая дидактика» писал, что всё происходит благодаря саморазвитию, образование - это не самоцель, а средство дальнейшего развития, которое должно использоваться для нравственного совершенствования [2]. Я.А. Коменский разработал идею пансо-фии, провозглашая лозунг «Все должны быть обучены всему». Ядром его педаго-

гического учения стал принцип природо-сообразности воспитания, согласно которому человек как часть природы должен подчиняться её законам. Исходя из этого принципа развитие ребёнка включает в себя 4 равных по продолжительности периода: до 6 лет - детство, с 6 до 12 - отрочество, с 12 до 18 - юность, с 18 до 24 - возмужалость. Для каждой возрастной категории был предусмотрен свой тип учебного заведения: «материнская школа», «школа родного языка», «латинская школа» или гимназия, академия. Каждая последующая ступень являлась органическим продолжением предыдущей и основанием для последующей.

На основе философских идей XVIII в. складывались теоретические построения социальной помощи детям. Труды Ш.Л. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеция повлияли на распространение идей всеобщего образования и просвещения. Идея Д. Дидро о том, что слепые способны к обучению, появившаяся в 1749 г. в работе «Письмо о слепых в назидание зрячим», повлияла на В. Гаюи, который в 1784 г. на свои средства у себя дома организует первую в Европе школу для слепых детей. Первые 12 мальчиков были подобраны им на мостовых Парижа. Гаюи обучает их, используя изготовленные им рельефные наглядные пособия: географические карты, книги, глобус. Император Александр I пригласил В. Гаюи в

Россию и уже в 1807 году был организован Санкт-Петербургский институт рабочих слепых.

Философ-просветитель Ж.-Ж. Руссо мечтал искоренить социальную несправедливость путём воспитания и образования, которые позволили бы каждому человеку найти своё место в обществе, сочетая вклад в справедливое устройство общества с личным счастьем [3]. Он разрабатывал, подобно Я.А. Коменскому, идеи естественного природосообразного воспитания, анализируя вопрос о человеческой личности.

Просветители верили в добрую природу человека, а пороки считали социально обусловленными. Для них было очевидно, что нужно изменить условия жизни и систему воспитания, чтобы изменить человека. Под влиянием идей философов-просветителей приходит осознание того, что благотворительная помощь детям является долгом общества. Движение человека к совершенству рассматривается как неизбежный закон социального развития, отстаивается идея о праве детей на образование, о роли государства, частных лиц, благотворительных обществ в деле социальной помощи детям.

В России одним из первых научных рассмотрений «дел милосердия» был проект Ф.С. Салтыкова о недопустимости воспроизводства нищенства через институт детства. Он разрабатывает программы обучения сирот: для мальчиков - 15 дисциплин, а также обучение часовому и токарному ремеслу, для девочек - 12 дисциплин и шитьё, ткачество, плетение кружев, чтобы они могли заработать себе на жизнь, а не пополняли ряды нищих. В своих реформах Пётр I опирался в том числе и на труды Салтыкова.

При Екатерине II было положено начало образованию для девочек и сформирована система массового школьного образования. Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре было основано в 1764 г., став первым в Европе женским средним учебным заведением. Оно получило известность далеко за пределами России после того, как Д. Дидро перевёл сочинения И. Бецкого

«Патриотические учреждения

Екатерины II» и опубликовал в Нидерландах.

Взгляды философов-просветителей оказали сильное влияние на И.И. Бецкого -главного советника Екатерины II по вопросам воспитания и образования «новой породы людей» в России. И.И. Бецкой составляет генеральный план «О воспитании юношества обоего пола», в котором продвигает идеи воспитания в детях высоких нравственных начал, трудолюбия, страха к праздности, «соболезнования» бедным [4]. Он становится главным попечителем Московского воспитательного дома, его Санкт-Петербургского отделения, организатором Общества благородных девиц, руководителем Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, в течение 30 лет - президент Академии художеств. Эти благотворительные учреждения должны были содержаться на пожертвования, а благотворительность - превратиться в добровольно-обязательное попечение. Цель воспитательной реформы И.И. Бецкой видел в воспитании нового общества. Дети, попавшие в воспитательные дома, не должны были видеть людских пороков и неравенства. Рекомендовалось уделять воспитанию внимания больше, чем образованию. Воспитывать необходимо было, по рекомендации Дж. Локка, на примере духовных наставников; использовался трудовой элемент воспитания, идею которого предлагал Вольтер; важную роль занимали игры, рекомендованные в трудах Фенелона; при обучении педагоги придерживались принципа наглядности и учитывали наклонности детей, как писал Ж. -Ж. Руссо. Из работ Ш.Л. Монтескьё был заимствован принцип отмены телесных наказаний.

В работе «О законоположении» А.Н. Радищев ставил вопрос о необходимости общих законодательных принципов и системы законодательных мер, касающихся помощи нуждающимся, в том числе детям [5]. Он полагал, что финансирование социальных программ - одна из задач народного благосостояния, поэтому специальные ведомости должны отражать состояние капиталов воспитательных домов и приказов общественного призрения. Эти

идеи найдут воплощение в первой половине XIX в., когда Министерство внутренних дел создаст систему отчётности о состоянии финансовых дел в приказах общественного призрения.

XVIII век стал переломным моментом в «концепции милосердия» в России, когда осуществился переход к «теории призрения» и государство взяло за основу светские ориентиры и гуманистические традиции помощи. В это время происходит зарождение государственных форм помощи

детям, развивается «закрытое призрение», появляются нововведения в социальной сфере. Анализ влияния идей философов-просветителей на развитие благотворительности, образования и воспитания показал, что только совмещение государственных социальных программ, благотворительных действий частных лиц, филантропических обществ и развитие законодательства в области призрения способно изменить в лучшую сторону систему помощи детям.

Библиографический список

1. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Сочинения в 3-х т. Т. 1. - М., 1985. -621 с.

2. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. Т. 1. -М., 1939. - 320 с.

3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. - М., 1981. - 660 с.

4. Майков П.М. И И. Бецкой. Опыт его биографии. - СПб., 1904. - С. 34-65.

5. Радищев А.Н. О законоположении // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. -2017. - № 7(35). - С. 246-259. - БМ 10.17803/2311-5998.2017.35.7.248-261. - ББК

PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF CHARITABLE ASSISTANCE

FOR CHILDREN IN RUSSIA

L.A. Boyko, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article analyzes the complex process of formation and development of public charity for children in Russia. Both theoretical principles and practice of assistance were considered. Conclusions are drawn that the development of the practice of education and upbringing, social assistance to children in Russia was significantly influenced by the ideas of enlightenment philosophers. As a consequence of the efforts of Russian educators was the formation of a system of state child care.

Keywords: charity, foster homes, mercy, pansophy, social care for children, Enlightenment philosophy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.