Научная статья на тему 'Философские основания коммуникативного подхода к исследованию мегаполиса'

Философские основания коммуникативного подхода к исследованию мегаполиса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
96
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕГАПОЛИС / MEGALOPOLIS / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / СОЦИАЛЬНОСТЬ / SOCIALITY / КОД / CODE / СООБЩЕНИЕ / MESSAGE / ПОНИМАНИЕ / UNDERSTANDING / ИН-ФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION-ORIENTED SOCIETY / КОММУНИКАТИВНАЯ СТРУКТУРА / COMMUNICATIVE STRUCTURE / СРЕДА ИННОВАЦИЙ / AREA OF INNOVATIONS / СИМУЛЯКР / SIMULACRUM / СЕТЕВЫЕ ПОТОКИ / NETWORK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кривых Е.Г., Почегина Л.Ф.

Цель статьи показать возможность и необходимость применения коммуникативного подхода к исследованию мегаполиса. Обращаясь к основным положениям коммуникативной теории, автор представляет мегаполис как сложную коммуникативную систему, которая характеризуется плюрализмом кодов и, в то же время, стремлением к целостности, основным признаком которой является создание культурной среды инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL REASONS FOR COMMUNICATIVE RESEARCH OF MEGALOPOLIS

The aim of the present paper is to demonstrate the possibility and the need of communicative research of megalopolis. According to the basic concepts of communicative theory the author describes megalopolis as a complex communicative system with such distinctive features as pluralism of codes and at the same time as the tendency to integrity. The main quality of existence of megalopolis is a creation of cultural area of innovations.

Текст научной работы на тему «Философские основания коммуникативного подхода к исследованию мегаполиса»

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ МЕГАПОЛИСА

PHILOSOPHICAL REASONS FOR COMMUNICATIVE RESEARCH OF MEGALOPOLIS

Е.Г. Кривых, Л.Ф. Почегина Elena G. Krivykh, Lubov' F. Potchegina

ГОУ ВПО МГСУ

Цель статьи - показать возможность и необходимость применения коммуникативного подхода к исследованию мегаполиса. Обращаясь к основным положениям коммуникативной теории, автор представляет мегаполис как сложную коммуникативную систему, которая характеризуется плюрализмом кодов и, в то же время, стремлением к целостности, основным признаком которой является создание культурной среды инноваций.

The aim of the present paper is to demonstrate the possibility and the need of communicative research of megalopolis. According to the basic concepts of communicative theory the author describes megalopolis as a complex communicative system with such distinctive features as pluralism of codes and at the same time as the tendency to integrity. The main quality of existence of megalopolis is a creation of cultural area of innovations.

Мегаполис - форма городского строительства, которая стала предметом исследования в урбанистике, а также в социально-гуманитарном знании в середине XX в. В определении сущности и значения городов-гигантов в развитии современной цивилизации на первый план выходят численность населения, концентрация экономических и финансовых услуг, развитая инфраструктура. В настоящее время в крупных мегаполисах и городских агломерациях проживает половина населения планеты [1, с.126]. Исследование «городской революции» в её специфической форме, характеризующей переход социума к глобальной экономике и информационному обществу, становится одной из актуальных задач современного гуманитарного знания. Мегаполис в определённом смысле является «лицом» техногенной цивилизации, концентрированно выражая противоречия этого способа функционирования социума. Город традиционно рассматривается как способ организации и структурирования форм активности множества людей. В силу этого он представляет собой исторически обусловленную и развивающуюся систему коммуникации, в которой в разные эпохи выдвигаются в качестве определяющих разнообразные формы активности людей: экономические, научные, производственные, культурные и т.д. В индустриальную эпоху в рассмотрении города доминировало представление его как «большого завода», в котором можно просчитать основные параметры жизнедеятельности и таким образом спрогнозировать его развитие. Подобный подход теоретик урбанизма В.Глазычев обозначает как "позитивистский".

Фаза постиндустриальной урбанизации началась во второй половине XX века и была связана с внедрением новых информационных технологий, развитием сферы услуг и других компонентов информационного общества, которые оказывают влияние на способ функционирования города. Современная урбанизация значительно отличается от своего классического варианта.

Неравномерность развития урбанизации зависит не только от факторов внутригосударственного масштаба, но и от множества внешних обстоятельств, особенно в современный период мирового глобализационного процесса. Некоторые города начинают играть особую роль, выполняя функции наднациональных городов (денационализированные пространства в границах государств). Теоретики урбанистики пытаются выявить причины и закономерности появления таких городов, занявших особое место в мировой экономической и общественно-политической жизни. При этом разные авторы дают свои названия для таких городов: «мировой центр» (П.Геддес), «мировой город» (Дж.Фридман), «метрополию» (Ф.Бродель), «глобальный город» (С.Сассен), «информационный город» (М.Кастельс), «космополис» (Е.Исин).

По мере усиления процесса глобализации как создания единого рыночного и информационного пространства благодаря экономическим связям и информационным технологиям на первый план в выделении мировых городов выходят характеристики их как финансовых центров. В последние годы это преувеличенное внимание к формированию единого мирового экономического пространства было подвергнуто критике из-за излишнего "экономизма". Понятие «мировой город», очень близкое и исторически предшествовавшее «глобальному городу», сейчас приобретает несколько иные смыслы. Мировые города в современном мире позиционируют себя как поставщики развитых услуг с целью создания привлекательной культурной среды инноваций. Значение важнейших показателей для выделения крупнейших урбанистических центров мирового значения приобретают уровень развития человеческого капитала и собственно культурный потенциал этих гибридных пространств. Речь идёт об уровне образованности и развитости населения, что выражается в наличии университетов, входящих в число лучших в мире, учитывается и численность студентов, доля населения с высшим образованием, количество существующих музеев, галерей и собраний мирового уровня, наличие развитых социальных сетей, готовность и возможность принимать международные конгрессы, крупнейшие соревнования.

Коммуникативный подход сформировался в системе современного гуманитарного знания в работах К.-О.Апеля, Ю.Хабермаса, Н.Лумана, М.Мак-Люэна, М.Кастельса и др. Он выступает в качестве теоретического инструмента исследования мегаполисов как сложных коммуникативных систем, что позволяет рассматривать их в функциональной и ценностной динамике. Его задача - понять развитие и функционирование социальной системы как коммуникативного механизма, раскрыть содержание кодов как структурно определяющих элементов. Принципиальным положением является установка, что социальная реальность имманентно коммуникативна.

В современной реальности информационного общества происходит кардинальное изменение форм социальности, обусловленное развёртыванием новой коммуникационной революции. Символическая природа человека, способность к созданию и распознаванию символических кодов является основой коммуникативной деятельности. Символический мир культуры колоссально расширяется в процессе цивилизационного развития. Американский социолог Р.Робертсон ввёл понятие «информационная ёмкость цивилизации», которое позволяет определить взаимосвязи между технологическим уровнем развития общества и возможностями оперирования информацией. По

его подсчётам, современная цивилизация оперирует огромным объёмом информации порядка 1025 бит [2, с.20]. Функционирование постиндустриального общества основывается на эффективности пропускных способностей каналов связи, среди которых новейшие - каналы телекоммуникации, интернет. Анализируя развивающиеся социальные практики информационного общества, М.Кастельс говорит об "увеличивающемся разнообразии структур социальности" [2, с.153], одна из наиболее сложных - мегаполис как глобальная горизонтальная коммуникация, формирующая сетевое общение, отличающееся гибкостью, способностью адаптации, расширяющее возможности индивидуального самовыражения.

Немецкий социолог Н.Луман определял социальную систему как автопоэтическую, воспроизводящую качество социальности посредством создания смысловых структур. Особенностью представления автопоэтической системности общества является положение, что системные элементы способны вне определяющего взаимодействия с внешней средой к саморазвитию, обновлению, репродуцирующему закономерности функционирования системы. Сущность этого процесса - коммуникация, которая обладает следующей структурой: информация - сообщение - понимание. Понимание в данном контексте означает осознание тенденций развития процесса, разнообразия социальных интересов. Определена конструктивная позитивная цель социального развития - движение к взаимосогласованному, координированному развитию. В качестве иерархически и структурно определяющего элемента Н.Луман выдвигает понятие бинарного кода, детерминирующего возможные варианты развития. В терминах информационной науки Н.Луман представляет динамику процесса воспроизводства коммуникации: на первом этапе фиксируется различие благодаря его отклонению от уже известного, вслед за этим происходит изменение структур системы, то есть реализуется её способность к обновлению, обретению смыслов, определяющих существование [3, с.40]. Н.Луман полагает, что в становлении и развитии эволюционного процесса роль и значение кодирования в сложных системах возрастает.

Характерно, что в работах виднейших представителей теории коммуникации -Ж.Бодрийяра, М.Кастельса - особое внимание уделено анализу мегаполиса как коммуникационной и информационной системы. Исследование мегаполиса не может быть сведено к рассмотрению материальной инфраструктуры города: транспортной, энергетической, финансовой, управленческой и т.д. Специфика философского подхода сквозь призму разработанных теорией коммуникаций понятий проявляется в анализе "пространства кодов" архитектуры, системных связей в градостроительных решениях, организации элементов городской среды, структуры информационных и транспортных потоков в целостном единстве - рассмотрении пространства "сетевых мест", которое является культурной средой инноваций. Это системное единство порождает многообразные смысловые, ценностные, образные константы, которые, развивая или нигили-руя потребности человека, способствуют укоренению его в городской среде или формируют неприятие им духа мегаполиса.

В лекции с декларативным названием "Город и ненависть", прочитанной в МГУ им.М.В.Ломоносова, Ж.Бодрийяр представляет урбанизированное пространство как систему, в которой каждый элемент городской среды фактически подчинён монополии, "терроризму" кода. В современном мегаполисе в силу информационной перенасыщенности социальной среды общества потребления (господства симулякров) коммуникация теряет смыслы различения подлинного и неподлинного. В развёртывании коммуникативного акта отсутствует сообщение, следовательно, не возникает основания для понимания. Бодрийяр оценивает эту ситуацию как десоциализацию общества,

обусловленную распадом коммуникативного единства мегаполиса, виртуальное единство которого строится на основе симулякров. Яркий пример, демонстрирующий потрясающую провидческую интуицию французского мыслителя, - образ башен близнецов WCT - символов Нью-Йорка, которые в работе Бодрийяра "Символический обмен и смерть" (1976) представлены как самодублирующие знаки, потерявшие в своей идентичности информационное значение. Позиция Бодрийяра, выступающего против «трансгрессии кода» является адекватной развитию современной социокультурной ситуации. «Мозаичный» характер культуры постмодерна, децентрированность, нелинейность создаваемых текстов (понимаемых в самом широком смысле), принцип кол-лажного конструирования мира, - эти сущностные свойства культуры информационного общества, обстоятельно исследуемые культурологами, философами, скорее свидетельствуют о плюрализме кодов символического пространства современного мегаполиса.

Ю.Хабермас также выступает против идеи универсализации социальных кодов. Основное внимание немецкий философ уделяет исследованию нормативных оснований коммуникативного процесса. Суть коммуникации раскрывается им как нахождение взаимопонимания между социальными субъектами, что является возможным лишь «в свободной структуре публичности», трактуемой как совместные и открытые формы жизнедеятельности и общения людей. Надо отметить, что в практике современной градостроительной политики большое значение уделяется участию в ней самоуправляемой местной общественности. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса обретает значение социально-культурного проекта, призванного определить перспективы позитивной рационализации общества.

Позицию социального оптимизма формулирует М.Кастельс. Он считает, что особую роль в восстановлении целостности человеческого опыта в гибридном пространстве сетевых потоков мегаполиса играют оригинальные эстетические стратегии, которые порождаются спецификой этой коммуникативной структуры. Исследования британского социолога Дж.Фиске [4, с.177] раскрывают возникновение новых эстетических смыслов в культуре повседневности. В социальной практике шопинга в крупных торговых центрах (мегамоллах) отмечается трансформация модели поведения покупателя. Посетители выбирают альтернативные по отношению к заданной традиционной модели мотивации. Прогулки в торговых центрах представляет особого рода досуг, смысл которого заключается «в удовольствии от производства собственных значений», выбора своего стиля жизни в отличие от навязываемых в «соборе потребления».

Необходимость рассмотрения подобного рода практик обусловлена тем, что в пространстве мегаполиса, пронизанном сетевыми потоками, человеку нужна зона рекреации, безусловного растворения в удовольствии, освобождённом от сознания практицизма, обыденности, обязательности. В то же время ТРЦ (торгово-развлекательные центры) являются сконструированными по эстетическим критериям пространствами, в которых предоставляется достаточно высокая степень свободы для выбора индивидом культурных значений.

Коммуникативный подход позволяет представить мегаполис в его целостности: как пространство информационных потоков, взаимодействия различных культурных текстов, локальных пространств сетевого индивидуализма, «сетевых дыр», которые обнаруживают разрывы в коммуникации. Этот проект имеет свои футурологические смыслы. В проекции мегаполис предстаёт в важнейшем для своего развития аспекте -инновационной среды, которая выполняет информационную функцию, создавая высокое качество жизни человека.

Литература

1. Мегаполисы в условиях глобализации: Сб. обзоров и рефератов. М.,2008. - 178 с.

2. Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 320 с.

3. Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. - 256 с.

4. Шапинская Е.Н. Очерки популярной культуры. М.: Академический Проект, 2008. - 191 с.

5. Луман Н. Невероятность коммуникации. http://soc.pu.ru/8101/publication/pts/luman_c.html

6. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, У - Фактория, 2004. - 328 с.

7. Бодрийяр Ж. Город и ненависть.

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bodr/Gor_Nas.php

8. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bodr_Simv/idex.php

The literature

1. Megalopolises in the Globalization. The Volume of Reviews and Issues. M., 2008. - 178 p.

2. Nazarchuk A.V. A Theory of Communication in Modern Philosophy. M., Progress - Traditcia, 2009. - 320 p.

3 .Luhmann N. The Reality of the Mass media. M., Praxis, 2005. - 256 p.

4. Tshapinskaya E.N. Issues on Popular culture. M., Academitcheskiy Proekt, 2008. - 190 p.

5. Luhmann N. The Incredibility of the Communication. http://soc.pu.ru/8101/publication/pts/luman_c.html

6. Castells M. The Internet Galaxy. Reflections on the Internet, Business and Society. Ekaterinburg, U-Factoria, 2004. - 328 p.

7. Baudrillard J. The City and the Hate.

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bodr/Gor_Nas.php

8. Baudrillard J. Symbolic Exchange and Death. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bodr_Simv/idex.php

Ключевые слова: мегаполис, коммуникация, социальность, код, сообщение, понимание, информационное общество, коммуникативная структура, среда инноваций, симулякр, сетевые потоки

Key words: megalopolis, communication, sociality, code, message, understanding, information-oriented society, communicative structure, area of innovations, simulacrum, network

Кривых Е.Г. Телефон/факс: 89165463179 E-mail: preciso@bk.ru

Почегина Л. Ф. тел. 470-76-45 e-mail: lubfed@mail.ru

Рецензент: Иванова Зинаида Ильинична, к.и.н., зав. кафедрой политологии и социологии профессор ГОУВПО МГСУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.