УДК 2-1.12 Тарасов В. В.,
кандидат философских наук, преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии
Философские основания герменевтической деятельности
Аннотация. В статье речь пойдет об общеметодологических и онтологических основаниях герменевтической деятельности. Герменевтика1 -это теория и практика интерпретации, истолковательная деятельность, цель которой - достижение понимания текста. Иначе говоря, герменевтика - это набор действий, направленных на порождение смыслов, и их обоснование. Библейская экзегетика - специальный раздел общей герменевтики, такой же, как филологическая или юридическая герменевтика. В итоге автор приходит к выводам, что онтологические основания последней тождественны общегерменевтическим, а потому требуют внятной артикуляции и освоения.
Ключевые слова: Хайдеггер, Гадамер, герменевтика, библеистика, методология, гуманитарные науки.
1 «Греч. слово "л p^nv£UTtK^, - сказано в «Православной энциклопедии», - происходит от глагола - излагать, толковать, переводить. Его этимология точно не установлена;
термин традиционно связывается с именем языческого бога Гермеса, считавшегося вестником богов-олимпийцев. У греч. авторов глагол ppnv£úro и его производные относятся как к самой речи («говорить ясно»: Sophocl. Oedip. Colon. 398; Plat. Resp. 5. 453c), так и к ее объяснению, истолкованию (Plat. Theaet. 209a); в качестве технических терминов они означают способность к речи, к выражению мыслей в словах (Xen. Mem. 4. 3. 12; у Платона - словесное изложение законов (Plat. Leg. 12. 966b), толкование воли богов (поэтами) (Plat. Ion. 534b,e), а также связываются с переводческой деятельностью (Polyb. Hist. III 22. 3; VI 26. 6; Diodor. Sic. Bibliotheca. I 11. 2; Ios. Flav. Antiq. XII 2. 4) и толкованием снов (Ibid.II 5. 3)»; Герменевтика библейская // Православная энциклопедия. Т. 11. -М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. - С. 360-390. - URL: http://www.pravenc.ru/text/164827.html.
UDC 2-1.12 Tarasov V. V.,
The Candidate of Philosophical Sciences, The teacher of the Yekaterinodar Theological Seminary
Philosophical Foundations of Hermeneutic Activity
Annotation. The article will talk about the general metodological and onto-logical foundations of hermeneutic activity. Hermeneutics is the theory and practice of interpretative activity, the purpose of which is to know the text. In other words, hermeneutics is a set of actions of generating meanings and their justification. Biblical exegetics is a special section of general hermeneutics, the same as philological or legal hermeneutics. As a result, the author considers, the ontologi-cal foundations of the biblical exegetics to be identical to the general hermeneutics, and therefore require intelligible articulation and development.
Keywords: Heidegger, Gadamer, hermeneutics, Biblical Studies, methodology, humanities.
В статье речь пойдет об общеметодологических и онтологических основаниях герменевтической деятельности. Герменевтика2 - это теория и практика интерпретации, истолковательная деятельность, цель которой -достижение понимания текста. Иначе говоря, герменевтика - это набор действий, направленных на порождение смыслов, и их обоснование.
Библейская экзегетика - специальный раздел общей герменевтики, такой же, как филологическая или юридическая герменевтика. Автор одного из известнейших пособий по библейской герменевтике англичанин Энтони Тисельтон пишет: «В центре внимания герменевтики находится процесс чтения, понимания и анализ текстов, которые были написаны в совершенно ином историческом контексте»3. Стоит добавить еще и в ином культурном контексте, что очень важно для экзегетики.
Смыслы, которые мы создаем или находим, - необходимый компонент понимания и познания мира. Но всякое понимание опирается или отталкивается от предпонимания. С нуля, в абсолютной смысловой темноте ничего понять или познать невозможно. Но и предпонимание - интуитивное схватывание целого до начала движения герменевтической спирали, небес-предпосылочно. Оно имеет свои онтологические корни, а в случае сакрального текста - и богословское обоснование, которые предшествуют, направляют и объяс няют будущее понимание (а значит в чем-то и определяют его). Поэтому никакая экзегетическая деятельность не может быть выстроено без предваряющей его теоретической части, без онтологии и гносеологии понимающей деятельности человека.
общеметодологические предпосылки герменевтики находятся в центре внимания ученых-гуманитариев со времени формирования ее как науки, примерно с середины XVIII века, и сделано в этой области немало, особенно во второй половине прошлого века.
Формирующаяся заново в нашей стране православная традиция герменевтики еще очень и очень далека от своего завершения. Наработки русских ученых-библеистов XIX века, ставшие классикой жанра, имеют свою мето-
2 «Греч. слово "л p^nv£UTtK^, - сказано в «Православной энциклопедии», - происходит от глагола p^nv£úro - излагать, толковать, переводить. Его этимология точно не установлена; термин традиционно связывается с именем языческого бога Гермеса, считавшегося вестником богов-олимпийцев. У греч. авторов глагол p^nv£úro и его производные относятся как к самой речи («говорить ясно»: Sophocl. Oedip. Colon. 398; Plat. Resp. 5. 453c), так и к ее объяснению, истолкованию (Plat. Theaet. 209a); в качестве технических терминов они означают способность к речи, к выражению мыслей в словах (Xen. Mem. 4. 3. 12; у Платона - словесное изложение законов (Plat. Leg. 12. 966b), толкование воли богов (поэтами) (Plat. Ion. 534b,e), а также связываются с переводческой деятельностью (Polyb. Hist. III 22. 3; VI 26. 6; Diodor. Sic. Bibliotheca. I 11. 2; Ios. Flav. Antiq. XII 2. 4) и толкованием снов (Ibid.II 5. 3)»; Герменевтика библейская // Православная энциклопедия, Т. 11. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2006. С. 360-390.
3 Тисельтон, Э. Герменевтика. Пер. с англ. Черкассы: Коллоквиум, 2011. С. 7.
дологическую и отчасти фактологическую ценность, но в целом они, конечно, устарели. Открытия западных библеистов, совершенные в XX веке, ждут своего критического осмысления на базе православного мировоззрения. Как отметил в своем докладе 2011 года митр. Иларион (Алфеев): «Перед православным библеистом стоит огромная задача: найти правильный подход к библейской критике, выбрать из ее арсенала то, что может иметь ценность для православного ученого»4.
О том же пишет в пособии «Введение в библейскую экзегетику» (2011) проф. А. С. Десницкий: «Сегодня, по сути, перед российскими библеистами стоит задача создания собственной научной школы, а значит - творческого усвоения лучших достижений западной библеистики и осмысление собственного наследия»5.
Как и большинство классических терминов, термин герменевтика за две с половиной тысячи лет своего существования претерпел разнообразные метаморфозы и приобрел множество коннотаций. Он прошел путь от наименования гадательной практики, присущей многим древним культам, через теорию интерпретации к общей теории понимании и методологии гуманитарных наук. Кульминацией этого процесса стало возникновение в XX веке философской герменевтики как одной из школ постклассической философии (школа Хайдеггера и Гадамера). Благодаря их изысканиям мы имеем разработанную методологию и философское обоснование герменевтики как науки.
Понимание сущностного единства всех герменевтических практик (а специальных герменевтик, как вы поняли, много) ставит задачу такого обучения герменевтической деятельности, которое бы опиралось на все имеющиеся в распоряжении библеистов наработки. Оно должно заключаться в выработке, во-первых, навыков правильного взаимодействия с текстом, во-вторых, алгоритма работы и механизмов обработки текста, в-третьих, критериев отличия правильного/допустимого смысла от недопустимого (с точки зрения логики, здравого смысла и традиции6.
Библейская герменевтика имеет и свое собственное наименование -экзегетика, от др.-греч. е^лупог; истолкование, изложение, букв, выведение
4 Иларион (Алфеев), митр. О значении Священного Писания в современном православном богословии. - URL: https://azbyka.ru/o-znachenii-svyashhennogo-pisaniya-v-sovremennom-pravoslavnom-bogoslovii (дата обращения: 20.09.2022).
5 Десницкий, А. С. Введение в библейскую экзегетику. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. С. 17.
6 Библия - это книга Церкви, сперва ветхозаветной, а потом и новозаветной. И потому вне традиции ее текст, считает прот. Олег Стеняев, понять практически невозможно. «Только Писания» - тезис ложный. Не учитывая Предания (масора), нельзя понять библейский текст. Его нельзя изучать «один на один».. Стеняев О. прот. Современная библе-истика и ее развитие. - URL: http://azbyka.ru/ audio/sovremennaya-bibleistika-i-ee-razvitie. html (дата обращения: 12.08.2022).
(смысла из текста)7. Вопрос о синонимичности терминов герменевтика и экзегетика остается открытым. Многие библеисты пытаются использовать оба термина, придавая им различное значение8. Наиболее логичным будет понимание герменевтики и экзегетики как родового и видового понятий.
Принципы православной экзегезы текста Священного Писания предельно ясны, они сформулированы отцами Церкви и не раз повторены впоследствии. И важнейший из них звучит так (в изложении автора первого русского учебного пособия по экзегетике проф. П. И. Савваитова): «При чтении и изъяснении Священного Писания должно всегда иметь в виду, что в нем, как произведении Духа Божия, все есть совершенная истина и нет ничего ложного и ошибочного»9.
Однако мы знаем, что восприятие любого текста всегда балансирует на границе между тем, что есть в тексте, т. е. между объективной данностью, и тем, что мне нужно от текста, т. е. моими субъективными ожиданиями и упованиями. Потому всякая теория, претендующая на научность, а именно таковой является современная герменевтика (и экзегетика как ее составная часть), должна иметь объективный, вне поля ее смыслов находящийся критерий истинности своих положений. Для библейской экзегетики таковым критерием будет мировоззрение той общины или Церкви, на базе вероучения которой формировалась данная истолковательная школа или направление.
Учитывая этот факт, дабы избежать перекосов в сторону субъективности, Церковь (в 19-м правиле 6-го Вселенского собора) дает установку на следование традиции как гарантию от впадения в волюнтаризм.
Любая герменевтическая деятельность зиждется на постулировании возможности понимания текста и извлечения заложенных в него автором смыслов. Все это подразумевает обязательное наличие у нее определенного философского фундамента. Иначе говоря, истолкование текста возможно
7 Исходный глагол ¿^пуёоцаг состоит из двух частей: префикса ¿к (эк), означающего «из», и корня аую (аго), что означает «вести». Отсюда этимологически экзегетика - это извлечение значения из текста.
8 Например, Э. Тисельтон так характеризует различие двух этих терминов: «В то время как экзегеза и интерпретация обозначают реальные процессы толкования текстов, герменевтика в попытке ответить на вопрос, что именно мы делаем в процессе чтения, понимания и практического применения текста, исследует условия и критерии, которые гарантируют добросовестность ... и адекватность толкования». Тисельтон Э. Герменевтика. Пер. с англ. Черкассы: Коллоквиум, 2011. С. 10.
В недавно вышедшем учебном пособии «Введение в Новый Завет» прот. Димитрий Юревич дает свое понимание этих терминов. Экзегетикой он называет «систематическое и последовательное толкование текста каждой библейской книги», а герменевтикой - те принципы и методы, на основе которых это толкование осуществляется. Юревич Д. прот. Введение в Новый Завет : учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2016.
9 Савваитов, П. И. Библейская герменевтика: Православное учение о способе толкования Священного Писания. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. С. 93.
лишь на базе вполне определенной реалистической гносеологии и онтологии - такой, какую разрабатывали, например, Мартин Хайдеггер10 и его ученик Ганс-Георг Гадамер.
Понимание, по Гадамеру - это универсальный способ освоения мира человеком, в котором, наряду с теоретическим компонентом, существенную роль играют непосредственное переживание («опыт жизни»), различные виды практик («опыт истории») и формы эстетического постижения («опыт искусства»). Чудо понимания заключается в том, что человеческие души не разобщены между собой, но «причастны к общему для них смыслу».
Можно вспомнить также тезис другого видного теоретика общей герменевтики, предшественника Хайдеггера, Вильгельма Дильтея о том, что понимание есть специфически человеческий способ взаимодействия с миром, а герменевтика - это наука, которая имеет дело со знаково опосредованным сознанием человека, с символическими объективациями нашего внутреннего мира. Мы проживаем жизнь, переживая ее события, и выражаем этот опыт в символической форме, объективируя его и отправляя продукты объективации вовне, к другим людям, задача которых, дабы мог возникнуть и существовать необходимый для успешного функционирования социума коллективный опыт, понять и принять мое послание11.
Ключевой момент теории понимания - вопрос об объективности смысла, существует ли он помимо человека в мире или привносится самим человеком в процессе познания мира? Ибо понимать можно лишь то, что имеет смысл.
Смысл либо привносится в мир человеком, тогда понимание - процесс субъективный, либо наличествует в мире, и тогда понимание имеет онто-логическую/бытийственную основу. В первом случае герменевтика - наука прикладная и вспомогательная, во втором - философская и основополагающая, каковой ее видели Хайдеггер и Гадамер.
Еще одно следствие онтологического истолкования феномена понимания - признание вневременного источника смысла в мире. В мире, где царит случайность, нет и не может быть какого бы то ни было объективно существующего над- или сверхиндивидуального смысла. Совсем иначе обстоят дела в мире, созданном Богом, телеологически обустроенном.
10 Почему Хайдеггер? Что общего у православного мировидения с идеями одного из самых активных и последовательных критиков классической философии в XX веке? Общее - в типе мышления. Хайдеггер мыслит телеологически: настоящее у него определяется не причинами, коренящимися в прошлом, а импульсами, исходящими из будущего... Моисей избран Богом не за что-то, т. е. не за свои особые заслуги перед Богом, а для чего. Замысел Божий определяет вхождение в реальность тех или иных событий, а не цепочка причинно-следственных связей. Они и для православного сознания, и для Хайдеггера вторичны.
11 Дильтей, В. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. Герменевтика и теория литературы / Вильгельм Дильтей. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.
Человек, по Хайдеггеру, есть единство единичного и всеобщего. Как индивид он всецело принадлежит времени и истории и потому конечен. Как всеобщее он часть, вид бытия, онтологическая функция которого - самопонимание, понимание бытия и сущего. Человек в его онтологической ипостаси всеобщего именуется Хайдеггером Dasein12.
Каков богословский коррелят хайдеггеровского Dasein? Человеку как виду бытия, основополагающей функцией которого является понимание бытия, соответствует святоотеческое видение человека как высшего творения Бога, как Его потенциального собеседника и соработника в деле устроения мира.
В чем смысл коперниканского переворота, совершенного Хайдеггером в области герменевтики? Он вывел проблему понимания с гносеологического уровня на онтологический. Стал рассматривать «понимание как специфическое отношение к действительности, в котором человек выступает толкующим себя бытием, или, другими словами, «понимающим бытием». Он ввел понятие «предпонимание», которое позволяет наряду с понятием герменевтического круга, объяснить механизмы работы понимания и его первенствующую роль в процессах познания13.
В рамках хайдеггеровской картины мира ответ на вопрос: Что делает понимание бытия возможным? будет звучать так: понимание возможно благодаря изначальной временности бытия и человека14.
Герменевтика в пределе ее возможностей, то есть когда она озабочивается не сущим и его частными проблемами, а бытием, начинает процесс познания с ответа на озвученный выше вопрос. Ее ответ - наша временность, наша конечность, которая коррелятом имеет темпоральность самого бытия и покоящегося на нем сущего. Выражаясь фигурально, мы с бытием одной крови. Понимание возможно, потому что в ходе его осуществления мы имеем возможность выходить за пределы сущего/налично данного, к тому, что дает ему возможность быть, существовать, т.е. к бытию15 и его Творцу.
Выход за границу налично данного, или точнее - на границу реального/ сущего и сверхсущего - вопрос определенной картины мира. Если понимание фундируется бытием, то и его продукты имеют отношение к бытию, а не только к сущему. Если же понимание имеет дело с явлениями/феноменами и ограничивается ими, то оно не сможет выйти за рамки явленности, за грань феноменального мира.
12 Dasein - возможные переводы: присутствие, здесь - бытие и т. п. Философское понятие, используемое Хайдеггером для обозначения человека в его бытийном статусе, человека как сущего, которое обладает способностью вопрошать о бытии.
13 Гносеологическая функция философии : учебное пособие. Магнитогорск, 2000. С. 33.
14 Черняков, А. Г. Онтология времени. Время и бытие в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. С. 17.
15 Основанием сущего выступает бытие - та духовная энергия и законы ее распределения, которые дают возможность всему сущему существовать.
Герменевтика как наука сформировалась в рамках платоновской картины мира16, и ее перенос на почву современной релятивистской философии невозможен без потери ее онтологического и гносеологического статуса. Та же самая картина мира - христианский платонизм - лежит и в основании православного мировоззрения и опирающихся на него наук, в том числе -библейской экзегетики. Иначе говоря, онтологические основания последней тождественны общегерменевтическим, а потому требуют внятной артикуляции и освоения.
Список использованных информационных ресурсов
1. Гадамер, Г.-Г. О круге понимания / Г.-Г. Гадамер // Актуальность прекрасного. -Пер. с нем. - М.: Искусство, 1991. - С. 72-91.
2. Герменевтика библейская // Православная энциклопедия. Т. XI: Георгий -Гомар. - М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2006. - С. 360-390.
3. Гносеологическая функция философии : учебное пособие. - Магнитогорск, 2000.
4. Десницкий, А. С. Введение в библейскую экзегетику / А. С. Десницкий. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.
5. Дильтей, В. Герменевтика и теория литературы / В. Дильтей; Под ред. А. В. Михайлова; Н. С. Плотникова // Собрание сочинений в 6 тт. Т. 4. - Пер. с нем. - Москва: ДИК, 2001. - URL: https://booksee.org/book/ 627648 (дата обращения: 23.09.2022).
6. Иларион (Алфеев), митр. О значении Священного Писания в современном православном богословии / Митрополит Иларион (Алфеев). - URL: https:// azbyka.ru/o-znachenii-svyashhennogo-pisaniya-v-sovremen nom-pravoslavnom-bogoslovii (дата обращения: 17.09.2022).
7. Савваитов, П. И. Библейская герменевтика: Православное учение о способе толкования Священного Писания / П. И. Савваитов. - Изд. 4-е. - М.: Книжный дом «Либроком», 2013.
8. Стеняев, О. (прот.) Современная библеистика и ее развитие / протоиерей Олег Стеняев. - URL: http://azbyka.ru/ audio/sovremennaya-bibleistika-i-ee-razvitie. html, свободный.
9. Тисельтон, Э. Герменевтика / Э. Тисельтон. Пер. с англ. - Черкассы: Коллоквиум, 2011.
10. Черняков, А. Г. Онтология времени. Время и бытие в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. / А. Г. Черняков. - Санкт-Петербург: Высшая религиозно-философская школа, 2001.
11. Юревич, Д. (прот.). Введение в Новый Завет: учебное пособие / Протоиерей Димитрий Юревич. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбПДА, 2016.
16 Или, иначе говоря, в русле классического для европейской цивилизации философского мировоззрения, сформировавшего ее культурный облик, - христианского платонизма.