АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ASPECTS OF RESEARCHING OF FICTION
УДК 821. 161. 1. 09
Национальный фармацевтический университет в г. Харькове
канд. филол. наук, доцент кафедры гуманитарных наук Долгая Е.А. Украина, г. Харьков, тел. +380669709433 e-mail: [email protected]
Национальный фармацевтический университет в г. Харькове
канд. филол. наук, доцент кафедры гуманитарных наук Синявина Л. В. Украина, г. Харьков, тел. +380577718161 e-mail: [email protected]
Kharkiv National University of Pharmacy in Kharkiv
Department of the Humanities
PhD, assistant professor
Dolgaya Ye.A.
Ukraine, Kharkov,
380669709433
e-mail: [email protected]
Kharkiv National University ofPharmacy in Kharkiv
Department of the Humanities
PhD, assistant professor
Sinyavina L.V.
Ukraine, Kharkov,
+380577718161
e-mail: [email protected]
Е.А. Долгая, Л.В. Синявина ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ Н.В. СТАНКЕВИЧА
В статье представлен анализ поэтического наследия Н.В. Станкевича, отражающего идеалистическое шеллингианское мировосприятие автора, сформировавшееся под влиянием романтической поэзии 30-х годов Х1Х века. В лирике Н.В. Станкевича 1832-1834 гг., отражающей его приобщение к «поэзии мысли», поднимаются в основном философские проблемы.
Поэтическое творчество Н.В. Станкевича осуществляется в русле философского романтизма. Его поэзия строится на лейтмотивах. В своих стихотворениях он постоянно обращается к ключевым для него темам: выбора жизненного пути, осознания своего предназначения, готовности к совершению духовного подвига во имя человечества. Поднимающие эти проблемы стихотворения «Отшельник», «Два пути», «Подвиг жизни» носят программный характер.
Ключевые слова: поэтическое наследие, идеалистическое шеллингианское мировосприятие автора, романтическая поэзия, «поэзия мысли», философские проблемы.
Ye.A. Dolgaya, L.V. Sinyavina PILOSOPHICAL MOTIVES OF LYRICS OF N.V. STANKEVICH
The article presents the analysis of the poetic heritage by Stankevich, reflecting the Schelling idealistic worldview of the author, formed under the influence of the romantic poetry of the 30s of XIX century. The lyrics
Долгая Е.А., Синявина Л.В., 2017
by Stankevich during 1832-1834, reflecting his familiarizing to the "poetry of a thought", raised mainly philosophical problems.
The poetry by Stankevich is in the line with philosophical Romanticism. His poetry is based on the keynotes. In his poems, he constantly refers to the key topics for himself such as: life choices, realizing his destiny, being ready to commit spiritual feat in the name of humanity. Raising these issues the poems "The Hermit", "Two Ways", "Feat of life" have programmatic ideas.
Key words: poetic heritage, Schelling idealistic worldview of the author, romantic poetry, "poetry of thought" philosophical problems.
Поэтическое наследие Н.В. Станкевича является неотъемлемой частью русской романтической поэзии 1830-х годов. Не став выдающимся явлением в контексте эпохи, не отличаясь высокими художественными достоинствами, его поэзия не была все же заурядной литературной продукцией. Ибо высота нравственного чувства, уровень образованности и, наконец, присущее Н.В. Станкевичу поэтическое чутье спасали его произведения от пошлости, хотя и не поднимали их до уровня большой поэзии.
Поэтическое творчество Н.В. Станкевича представляется важным и интересным как творчество человека, который был одним из умственных центров своего времени. Духовная значимость его личности стимулирует интерес к его литературному наследию. Целью данной статьи является осуществление целостного исследования поэтического творчества Н.В. Станкевича, отразившего его приобщение к «поэзии мысли». Данное исследование будет способствовать формированию более полного представления о литературном процессе 1830-х годов, так как творчество Н.В. Станкевича - характерная страница русского романтизма этого периода.
Проведенный анализ критической литературы последних лет свидетельствует о том, что поэзия Н.В. Станкевича не была предметом специального изучения. Творческое наследие Н. В. Станкевича исследователи рассматривали в контексте его личного влияния на современников, его вклада в распространение немецкой идеалистической философии в России 1830-х годов, а также изучения поэтического творчества членов кружка Н.В. Станкевича.
Исследователи, обращавшиеся к поэтическому творчеству Н.В. Станкевича (П.В. Анненков, Л.Я. Гинзбург, С.И. Машинский, Л.Г. Фризман, Ю.В. Манн), относят его стихотворения к произведениям второстепенного ряда. Вместе с тем они отмечают философичность его поэзии, ощутимое влияние на нее поэзии любомудров. Отметим, что в работах этих исследователей не был произведен целостный анализ тематического и идейно-стилевого своеобразия поэзии Н. В. Станкевича.
В 1831 году в духовной жизни Н.В. Станкевича происходит перелом. Он начинает сознательно приобщаться к «поэзии мысли». В его лирике, как и в лирике Е.А. Баратынского этого периода, усиливаются философские мотивы. Романтическое противостояние избранной личности толпе невежд осложняется у Н.В. Станкевича «романтико-философским отображением противоречивой взаимосвязанности конечного человеческого существования и бесконечного мироздания» [11; с. 21].
Если в стихотворениях Н.В. Станкевича 1829- 1833 годов преобладали патриотические и социальные мотивы, то в стихотворениях 1832- 1833 годов поднимаются нравственно-философские вопросы, разрабатывается по преимуществу тема поисков жизненного пути.
Опираясь на идеалистическую философию Шеллинга, Н.В. Станкевич рассматривал весь мир, в том числе и искусство, как отражение одной бесконечной идеи. Есть две дороги, приводящие к различным целям, - светлая и позорная. Только человек, выбирающий светлую дорогу, то есть отрекающийся от своего «я», от «борьбы со всем, что
затемняет лик идеи и неограниченной любви» [1; с. 39], сможет соединиться с бесконечной идеей.
Общеромантическая проблема выбора жизненного пути представлена в стихотворениях «Два пути» (1832) и «Отшельник» (1832). Впервые тема «распутья», раздвоенности сознания и устремлений лирического героя поднимается Н.В. Станкевичем в стихотворении «Два пути». Лирический герой, подобно сказочному персонажу, стоит на распутье. Только перед ним не три дороги, а две. В тяжелой борьбе с самим собой он должен выбрать или мрачный путь (который, согласно концепции Станкевича, является «светлым») или веселый путь («позорный»). Веселый путь манит его, но поэт размышляет: «Может, путь печали / Скрывает небо за собой!» [9; с. 114]. Ведь жизнь быстротечна, а земные радости преходящи. Поэтому он решает:
Забуду ж свет! К безвестной цели Пройду через тернистый путь! К гробам - чтоб страсти омертвели, Чтоб охладела к миру грудь! И, заглушивши сердца злобу, Благословил я мрачный вход: Что нужды? Жизнь ведет ко гробу -Быть может, к жизни гроб ведет [9; с. 114]. Однако его все же мучает вопрос:
Но что же мне в замену света? Брожу один в могильной мгле, Взываю к небу и земле -Земля и небо без ответа [9; с. 114].
В стихотворении «Отшельник» (1832) ставится проблема «отпадения сознающего себя духа от «божьего мира» и поиска путей воссоединения с ним» [11; с. 21]. Отметим, что в романтической поэзии, современной и предшествующей Н.В. Станкевичу, мы встречаем отверженных (например, герои поэмы М.Ю. Лермонтова «Каллы» (1830), «Отчужденный» (1830) А.И. Подолинского, «Отступник» (1830) Е.П. Даниловой и т.п.).
«Отшельник» Н.В. Станкевича отрекается от мира, ибо в нем он забыл «свое высокое призванье». Ему трудно сбросить с себя жизненные оковы, ведь он все еще продолжает мечтать о любви. Однако он полон решимости отречься от всего земного и найти жизнь «во тьме могилы», то есть вдали от суетного мира. Только так, неся «святое иго», терпя мучения и зло, сгибаясь «под тяжкою веригой», лирический герой сможет возродиться духовно и получить «глагол неба». Тогда наступит для него «час искупления и высшей радости» [7; с. 39]:
Глагол небес прейдет в пучины, И тьмы во прах пред ним падут, Главы преклонят властелины, Рабы свободу обретут [9; с. 114].
По замечанию Б.Т. Удодова, в этом стихотворении Н.В. Станкевича, «в отличие от будущего лермонтовского Демона, «падший дух»... свое возрождение к «жизни новой» мыслит не вопреки существующему божественному миропорядку, а через прозрение его высшей гармонии, которая до конца откроется лишь в день Страшного суда» [11; с. 21].
Со временем поэзия Н.В. Станкевича становится все более зрелой философски, более совершенной художественно. Его стихотворения 1833 - 1834 годов, по словам Б.Т. Удодова, «могут быть по праву поставлены в ряд с произведениями философской лирики Баратынского. В них все меньше обольщений и надежд, все больше трезвости ума и драматизма в его столкновениях с правдой сердца. Насыщенность антиномиями
придает им своеобразную внутреннюю диалогичность» [11; с. 22]. Диалогичными становятся и связи между отдельными стихотворениями. Образец «диалога» дает сопоставление двух стихотворений 1833 года «Слабость» и «Подвиг жизни».
Стихотворение «Слабость» тематически примыкает к стихотворениям 1833 года -«Два пути» и «Раздумье». Выбрав тяжкий («мрачный») путь, покинув людей, отринув радости жизни, сгорая от «высокой жажды» познания, лирический герой начинает сомневаться в правильности своего выбора. Может быть, борьба, которую он ведет с самим собой, - напрасна, и он мучает себя зря. Ведь до сих пор цель, которой он должен следовать, ему неизвестна, он не знает, к чему стремится его душа:
Давно, давно я на пути; Но тщетно цели ищут взгляды. -Судьба! Что мне твои награды? Былую веру возврати! [9; с. 117]
Это стихотворение отражает душевное состояние Н.В. Станкевича, испытывавшего, по его признанию, «безнадежность соединиться с тем, к чему душа стремилась» [10; с. 215].
В стихотворении «Подвиг жизни» нашло отражение учение Шеллинга о тождестве: личность, достигшая высшей степени своего развития, «сливается» с природой. Утверждение адекватности между внутренним миром человека и природой нашло свое отражение также в творчестве Д.В. Вененитинова, С.П. Шевырева, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова.
В «Подвиге жизни» Н. В. Станкевича вновь звучит призыв бежать от «суетных желаний, / От убивающих людей» [9; с. 118], отринуть мир, «попрать его стопой», оставаться верным себе и своему предназначению и тем самым спасти свою душу. Человек должен неустанно искать истину, духовно совершенствоваться -
Тогда свершится подвиг трудный: Перешагнешь предел земной -И станешь жизнию повсюдной, И все наполнится тобой [9; с. 118].
Во что же, в таком случае, обращается жизнь? Что такое действительность? Для Н.В. Станкевича она была лишена самостоятельного значения, она - «не что иное, как поставщик сырого материала, из которого дух творит свои идеалы» [2; с. 187].
На поставленный в стихотворении «Слабость» вопрос: где искать награду за отречение от собственного «я»? - стихотворение «Подвиг жизни» дает ответ: за земным пределом, когда человеческое «я» сольется с абсолютным.
Оба вышеназванных стихотворения отражают моменты, характерные для идеалистического сознания 1830-х годов: рефлексию и выход из рефлексии в «пантеистически-мистическое переживание мира» [4; с. 77].
Характерно озаглавленное стихотворение «Заветное» (1833) в полной мере отражает душевное состояние Н.В. Станкевича. 26 марта 1833 года он пишет Я.М. Неверову: «Что-то проскользнуло по душе, что-то в ней зашевелилось... одним словом, я пришел в то неопределенное, полупоэтическое, полугармоническое состояние, о котором мы часто беседовали, стал было писать стихи... Но чувство... презирало выражение в эту минуту» [10; с. 215].
Душа поэта - героя стихотворения «Заветное» - была полна через край, в ней жили «прекрасные виденья», звучали «звуки чудные». Ему хотелось перелить в чужую душу избыток чувств. Но люди не понимали те святые мечтания, которые живили его юное сердце. Он осознал, что «звуки чудные» могут жить только в его сердце, мир был бы для них «безответною пустыней». Поэтому он никогда не воплотит эти «звуки чуд-
ные» в слова: «Мои друзья - они сжились со мною, / Со мною в тихий гроб сойдут» [9; с. 117].
В этом стихотворении Н. В. Станкевича отражено характерное для романтической поэзии, в частности поэзии любомудров, представление о роковом разладе исключительной личности с обыденностью. Этот разлад у Н.В. Станкевича, в отличие от М.Ю. Лермонтова, лишен социальной заостренности, он переведен, как у К.С. Аксакова, в личный план. Вместе с тем в стихотворении Н.В. Станкевича акцент делается не на бессилии поэта выразить сокровенное (что является трагедией времени для М.Ю. Лермонтова и личной трагедией для К.С. Аксакова), а на его нежелании раскрыть свою душу невежественной толпе.
Станкевич, как и Д.В. Веневитинов, остался в плену у русско-французской элегической традиции, разрабатывавшейся русскими поэтами от В. А. Жуковского и К.Н. Батюшкова до А.С. Пушкина и Е.А. Баратынского. Большинство его стихотворений - романтические элегии об одиночестве, несбывшихся надеждах, разочарованиях в жизни, отрешенности от суетного мира, отказе от радостей («Утешение», «Весна», «Два пути», «Раздумье», «Песни», «Слабость», «К месяцу»). Кроме того, Н.В. Станкевич испытал влияние немецких романтиков, в частности Шиллера и Гёте. Он затрагивал такие характерные для романтической поэзии темы, как тема противопоставления избранной личности толпе невежд («Мгновение», «Отшельник», «Не сожалей»), тема духовного подвига («Отшельник», «Подвиг жизни»).
Поэзия Н.В. Станкевича характеризуется отсутствием вычурности, излишней метафоричности, ложного пафоса. Ей присущи естественность, искренность и правдивость в выражении чувств, глубокое философское содержание. Стихотворения Н.В. Станкевича побуждают задуматься над вечными проблемами бытия, стремиться к самосовершенствованию, полной самоотдаче, служению обществу.
Темы поиска, выбора жизненного пути, доминирующие в поэтическом творчестве Н.В. Станкевича, были жизненно важными для поколения 1830-х годов. Многие поэты и писатели этого времени обращались к этим темам, пытаясь решить актуальные проблемы современности.
В поэзии Н.В. Станкевича отчетливо отражено его стремление понять сущность и назначение человека. Это стремление было характерной чертой русской литературы Х1Х века. Станкевичу-поэту свойственно пристальное внимание к духовному и нравственному самосовершенствованию человека.
Его поэзия отличается гуманистической направленностью. Она обращена, прежде всего, к описанию внутреннего состояния человека. В его стихотворениях воспроизведен внутренний духовный мир мыслящих людей 1830-х годов, в том числе самого автора. Выраженные в его поэзии размышления о жизни, назначении человека представляют собой верное и правдивое отображение современной Н. В. Станкевичу действительности.
Отметим тот факт, что Н.В. Станкевич писал стихи в основном еще до того, как начал серьезно и систематически заниматься философией. До 1834 года для него было характерно общеромантическое, шеллингианское мировосприятие, сформировавшееся под влиянием романтической поэзии и университетских лекций русских приверженцев натурфилософии - М.Г. Павлова и Н.И. Надеждина. Н.В. Станкевич, в отличие от М.Ю. Лермонтова, обнаружил тенденцию стать поэтом-любомудром. Многие исследователи (С.И. Машинский [7; с. 35], З.А. Каменский [6; с. 196], А.И. Журавлева [5; с. 5]) подчеркивают влияние поэзии любомудров (Д.В. Веневитинова, С.П. Шевырева, А.С. Хомякова) на Н.В. Станкевича. Сам Н.В. Станкевич считал их своими предшественниками.
Любомудры, литературная деятельность которых пришлась на 1820 - 1830-е годы, явились создателями теоретически осознанной философской поэзии, то есть поэзии, «проникнутой мыслью на основе единого и целостного философско-эстетического мировоззрения, - в данном случае романтического идеализма Шеллинга» [8; с. 83]. Эта мысль стремилась «проникнуть в глубинные дали мироздания, в сущность и смысл жизни» [7; с. 34]. В кружке поэтов-любомудров зародилось философско-риторическое направление русского романтизма, последователем которого явился Н.В. Станкевич. Он - поэт философского склада. Его поэзия - «рефлектирующая» - созерцательная, философствующая. Вся она пронизана мыслью - «беспокойной, ищущей, выражающей тревогу за судьбы человечества» [7; с. 41].
В таких стихотворениях Н.В. Станкевича, как «Грусть», «Старая негодная фантазия», «На могиле Эмилии», «Песнь духов над водами», «К месяцу» явственно ощутим философский подтекст, попытка в поэтической форме решить проблемы бренности человеческого бытия, связи человека с природой. Н. В. Станкевич, с детства ощущавший родственную связь с природой, рассматривал последнюю как вечный источник гармонии. Чувство гармонии вселенной, присущее поэту, возникло у него в результате философского восприятия мира, сформировавшегося под влиянием учения Шеллинга.
Человек в поэзии Н. В. Станкевича представляет собой эпицентр противоборства физического и духовного начал. В этом заключается один из неустранимых источников его диссонансов. Невзирая на трагическую конечность существования, человек для Н.В. Станкевича по своим духовно-творческим возможностям - величайшее чудо, «земной бог», прообраз вселенной («На могиле Эмилии», «Вздымают ли бури глубокую душу...»).
Созерцая «миры в тишине голубой», его лирический герой размышлял о вечности, о проблемах мироздания. В силу этого «ночная поэзия» Н.В. Станкевича («Луна», «Элегия») приобретает философское звучание. Отметим, что Н.В. Станкевичу, как и В.А. Жуковскому, близок пейзаж ночи, наводящий на раздумье, на высокие мысли о вечном.
У Н.В. Станкевича, как и у любомудров, на первый план выдвигается «всеподчи-няющий абсолют, к гармоническому слиянию с которым непрестанно стремится человеческое я» [3; с. 140] («Подвиг жизни»). П.В. Анненков отмечал: «Мысль и поэзия были основными началами его существования» [1; с. 119]. «Поэзия и философия, - писал Н.В. Станкевич, - вот душа сущего. Это жизнь, любовь; вне их все мертво» [10; с. 450]. Философская мысль, по его убеждению, должна быть воплощена в художественном образе. Отметим, что волновавшие Н.В. Станкевича философские проблемы отразились в его поэзии в абстрактной, символической форме.
Поэзия Н.В. Станкевича, как и поэзия В.А. Жуковского, проникнута неудовлетворенностью существующим порядком вещей. Вместе с тем он не поднимал вопрос о возможности социальной гармонии. Определяющим моментом его мировоззрения являлась идея мировой гармонии, к которой стремится конечная человеческая личность. Вслед за В. А. Жуковским Н. В. Станкевич рассматривал духовные переживания человека как наивысшую ценность.
Н. В. Станкевич, как и члены его кружка (поэты В. И. Красов, И. П. Клюшников, К.С. Аксаков), по-своему отразил в своем поэтическом творчестве трагические реалии российской действительности. В последекабристский период крушения высоких идеалов русская мыслящая молодежь 1830-х годов испытывала душевную скорбь, безысходную тоску, глубокую неудовлетворенность жизнью. Все это нашло выражение в творчестве поэтов кружка Н.В. Станкевича. Таким образом, их творчество влилось в
общий литературный поток, который «толкал людей на раздумья, содействовал пробуждению общественного самосознания» [7; с. 33].
Голос поэзии кружка Н.В. Станкевича, по словам С.И. Машинского, «тих и сосредоточен. В ней нет тех мятежных порывов, кипения страстей и напряженного психологизма, которые были свойственны лирике Лермонтова. Поэзия кружка Н. В. Станкевича исполнена мягкого лиризма, это исповедь сердца, реагирующего на боли и радости мира. Она привлекает непосредственностью своего задушевного тона, простотой и сердечностью выраженного в ней чувства» [7; с. 35].
К серьезным недостаткам этой поэзии относится то, что она казалась чересчур однообразной в своем элегическом самовыражении, была ограничена сферой самоанализа, рефлексии и недостаточно связана с объективным миром. Кроме того, хотя поэзия членов кружка Н.В. Станкевича, как и поэзия главы этого кружка, не была лишена социального пафоса, она не имела широкого выхода в историю, что в значительной мере суживало художественные возможности этой поэзии, обедняло ее звучание.
Осуществленный анализ тематического и идейного своеобразия поэтического творчества Н.В. Станкевича, отразившего приобщение поэта к «поэзии мысли», позволил сделать следующие выводы. Поэтическое наследие Н. В. Станкевича является неотъемлемой частью русской романтической поэзии 1830-х годов. Не став выдающимся явлением в контексте эпохи, не отличаясь высокими художественными достоинствами, его поэзия не была все же заурядной литературной продукцией. Ибо высота нравственного чувства, уровень образованности и, наконец, присущее Н.В. Станкевичу поэтическое чутье спасали его произведения от пошлости, хотя и не поднимали их до уровня большой поэзии. Поэзия Н.В. Станкевича отразила духовную атмосферу общественной жизни, установившуюся после поражения декабристского восстания 1825 года. В жестких условиях политической реакции мыслящие люди России, жившие умом и сердцем, испытывали потребность найти высший смысл бытия, напряженно искали путь к усовершенствованию человека и мира.
Темы поиска, выбора жизненного пути, доминирующие в поэтическом творчестве Н.В. Станкевича, были жизненно важными для поколения 1830-х годов. Многие поэты и писатели этого времени обращались к этим темам, пытаясь решить актуальные проблемы современности.
В поэзии Н.В. Станкевича отчетливо отражено его стремление понять сущность и назначение человека. Это стремление было характерной чертой русской литературы XIX века. Станкевичу-поэту свойственно пристальное внимание к духовному и нравственному самосовершенствованию человека.
Его поэзия отличается гуманистической направленностью. Она обращена, прежде всего, к описанию внутреннего состояния человека. В его стихотворениях воспроизведен внутренний духовный мир мыслящих людей 1830-х годов, в том числе самого автора. Выраженные в его поэзии размышления о жизни, назначении человека представляют собой верное и правдивое отображение современной Н. В. Станкевичу действительности.
В заключение отметим, что поэтическое наследие Н. В. Станкевича представляет большой интерес, ибо отражает тенденции литературного процесса первой половины XIX века в области тем, проблематики и поэтики. Н.В. Станкевич продолжил художественно-поэтические традиции своих предшественников и занял надлежащее место в русской литературе XIX века.
Перспективы исследования заключаются в осуществлении целостного исследования литературного творчества поэтов кружка Н.В. Станкевича.
Библиографический список
1. Анненков П.В. Биография Николая Владимировича Станкевича // Станкевич Н.В. Переписка его и биография, написанная П.В. Анненковым. М.: Типогр. Каткова и Ко, 1857. С. 1 -237.
2. Гершензон М.О. История молодой России. М.; Пг.: Госуд. изд-во, 1923. 319 с.
3. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974. 407 с.
4. Гинзбург Л.Я. Русская лирика 1820 - 1830-х годов // Поэты 1820 - 1830-х годов. Л.: Сов. писатель, 1961. С. 5 - 105.
5. Журавлева А.И. О поэтах кружка Станкевича (из истории русского романтизма 30-х годов) // Вестник МГУ. 1967. № 4. С. 3 - 14.
6. Каменский З.А. Московский кружок любомудров. М.: Наука, 1980. 327 с.
7. Машинский С.И. Кружок Н.В. Станкевича и его поэты // Поэты кружка
H.В. Станкевича. М.; Л.: Сов. писатель, 1964. С. 5 - 70.
8. Орлов Вл. Поэты 1820 - 1830-х годов // Литературная учеба. 1940. № 4-5. С. 80 -95.
9. Поэты кружка Н. В. Станкевича. М.; Л.: Сов. писатель, 1964. 617 с.
10. Станкевич Н.В. Переписка: 1830- 1840-е годы / Ред. и изд. А.И. Станкевича. М.: Типогр. тов-ва А.И. Мамонтова, 1914. 787 с.
11. Удодов Б.Т. Человек должен сам себя создавать // Станкевич Н.В. Поэзия. Проза. Статьи. Письма. Воронеж: Центр.-Черноземн. кн. изд-во, 1988. С. 5 - 35.
References
I. Annenkov P.V. Biography of Nikolai Vladimirovich Stankevich // Stankevich N.V. His correspondence and biography, written by Annenkov P.V. M.: Printing house. Katkov and Co., 1857. P. 1 -237.
2. Gershenzon M.O. The story of a young Russian. M.; Pg .: Govern. Publishing House, 1923. 319 p.
3. Ginzburg L.Ya. About the poetry. L .: Sov. writer, 1974. 407 p.
4. Ginsburg L.Ya. Russian poetry of 1820 - 1830-ies // Poets of 1820 - 1830-ies. L .: Sov. Writer, 1961. P. 5-105.
5. Zhuravleva A.I. About the Poets Circle of Stankevich (from the history of Russian romanticism 30ies) // Vestnik MGU. 1967. № 4. P. 3 - 14.
6. Kamensky Z.A. Moscow Circle of Wisdomers. M .: Nauka, 1980. 327 p.
7. Mashinskii S.I. The Circle by N.V. Stankevich and his circle of poets // The poets of the circle of N.V. Stankevich. M.; L .: Sov. Writer, 1964. P. 5 - 70.
8. Orlov V. The Poets of 1820 - 1830ies // Literary Studies. 1940. № 4-5. P. 80 - 95.
9. The Poets of Circle by N.V. Stankevich. M.; L .: Sov. writer, 1964. 617 p.
10. Stankevich N.V. The Correspondence: 1830 - 1840ies / Ed. and pr.house of A.I. Stankevich. M.: Pr.house of A.I. Mammotov, 1914. 787 p.
11. Udodov B.T. Man must himself create himself // Stankevich N.V. Poetry. Prose. Articles. Letters. Voronezh: Center-Chernosemn. Publishing House, 1988. P. 5 -35.
ЛИНГВОКУЛЬ ТУРОЛОГИЯ LINGVOCULTUROLOGY
УДК 81-25
Московский гуманитарно-лингвистический институт МГЛИ ст. преп. кафедры иностранных языков Перевалова С. Г.
Россия, Москва, тел. + 7 (985) 967 -02-29 e-mail:[email protected]
Moscow international lmguistw institute MGLI
The chair of Foreign Languages Senior lecturer Perevalova S. G.
Russia, Moscow, + 7(985) 967-02-29 e-mail: [email protected]
С.Г. Перевалова
ТОПОНИМЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена роли французских топонимов в повышении мотивации студентов языковых вузов к изучению французского языка. Особое внимание уделяется расширению фоновых, культурологических и исторических знаний обучающихся за счет топонимической лексики с акцентом на исторические события, географические названия, национальные традиции и литературное наследие французского и других народов.
Ключевые слова: фразеология, топонимы, французский язык, история Франции, традиции, географические названия, практика преподавания французского языка.
S.G. Perevalova
PLACE NAMES AS A MEANS OF INCREASING THE MOTIVATION OF STUDENTS OF THE LINGUISTIC FACULTIES IN THE PROCESS OF LEARNING THE FRENCH LANGUAGE
The article focuses on the role of the French place names in the formation of motivation of students of linguistic faculties to learn French. Special attention is paid to the extension of background, cultural and historical knowledge of students at the expense of toponymic vocabulary with a focus on historical events, geographical names, national traditions and literary heritage of the French and other peoples.
Key words: phraseology, place names, French language, French history, traditions, geographical names, the practice of teaching the French language.
Язык - это зеркало любой культуры, через которое мы воспринимаем не только все то, что происходит вокруг нас, но и проникаем в самосознание определенного народа, его менталитет, систему ценностей и национальный характер. Современный лингвист сегодня ясно осознает тот факт, что, чтобы оставаться на уровне в сегодняшнем, постоянно меняющемся мире информации, необходимо как можно более глубоко и детально погружаться в мир изучаемого языка, активно участвовать в межкультурной
Перевалова С.Г., 2017