Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ДЕНИСА СОЗИНА'

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ДЕНИСА СОЗИНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНИС СОЗИН / ЮВЕЛИРНЫЙ ДИЗАЙН / БИОНИЧЕСКАЯ ФОРМА / ТИТАН / СЕМИОТИКА / ПЛАСТИКА МАЛЫХ ФОРМ / ЮВЕЛИРНАЯ СКУЛЬПТУРА / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / DENIS SOZIN / PHILOSOPHIC CONCEPTS / JEWELRY DESIGN / BIONIC FORM / TITANIUM / SEMIOTICS / PLASTIC ART OF MINOR FORMS / JEWELRY SCULPTURE / EXISTENTIALISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михайлова Татьяна Борисовна

Статья посвящена творчеству екатеринбургского ювелира Дениса Созина, чьи работы проникнуты глубоким философским смыслом. Анализируются произведения, выполненные в русле тенденций современного ювелирного дизайна, выявляются культурные прототипы, источники вдохновений. Прослежена связь авторских работ с мировой художественной культурой. В научный оборот вводятся сведения об эксклюзивных авторских произведениях, благодаря которым художник становился лауреатом и призером престижных международных конкурсов в Италии и Японии. Исследуются некоторые аспекты развития современной ювелирной скульптуры, занимающей в творчестве Д. Созина особое место. Прослежено развитие этого направления декоративно-прикладного искусства - появление новых тем и сюжетов, материалов и технологий. Предпринята попытка определить уникальность произведений Д. Созина, заключающуюся в философско-эстетическом аспекте, самобытной художественной манере с использованием традиционных техник и современных ювелирных технологий. Раскрываются композиционные, стилевые, пластические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHIC CONCEPTS OF TIME AND SPACE IN THE CREATIVE WORK OF DENIS SOZIN

The article is devoted to the creative work of Denis Sozin, the jeweler from Yekaterinburg, whose works contain deep philosophic meaning. His art works, made in line with the contemporary jewelry design trends, have been analyzed, their cultural prototypes and sources of inspiration have been found. Connection of master’s works with the world art culture has been traced. Exclusive authors art works, due to which he became laureate and winner of prestigious international competitions in Italy and Japan, have been introduced into scientific circulation. Development of a specific trend in decorative art which took a special place in Denis Sozins creative work such as jewelry sculpture has been studied. Some aspects of this trend have also been studied: topics and subjects, materials and techniques. Originality of Sozins art work was found in making philosophic compositions in unique artistic manner using traditional techniques and contemporary jewelry technology. Peculiarities of composition, style and plasticity are demonstrated.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ДЕНИСА СОЗИНА»

Рис. 1. Д. Созин. Рождённая под знаком Скорпиона, Памяти Захи Хадид. Комплект: подставка и кольцо. 2017. Серебро, кристалы Сваровски, имит ац ия янт аря (акрил); моделирование по воску, литьё. Подставка 5,5x8x3, кольцо -17,5

Собственность автора

V - ;1

#

Щ

щшшШ

ШЙШ

ШШт

Ж

V Г-

Щ "--¿V '

чШ I

/ I

Шг /

УДК 745/749+128 Т. Б. Михайлова

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Екатеринбург, Россия

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ

ДЕНИСА СОЗИНА

Статья посвящена творчеству екатеринбургского ювелира Дениса Созина, чъиработы проникнуты глубоким философским смыслом. Анализируются ггроизведения, выполненные в русле тенденций современного ювелирного дизайна, выявляются культурные прототипы, источники вдохновений. Прослежена связь авторских работ с мировой художественной культурой. В научный оборот вводятся сведения об эксклюзивных авторских произведениях, благодаря которым художник становился лауреатом и призером престижных международных конкурсов в Италии и Японии.

Исследуются некоторые аспекты развития современной ювелирной скульптуры, занимающей в творчестве Д. Созина особое место. Прослежено развитие этого направления декоративно-прикладного искусства - появление новых тем и сюжетов, материалов и технологий. Предпринята попытка определить уникальность произведений Д. Созина, заключающуюся в философско-эстетическом аспекте, самобытной художественной манере с использованием традиционных техник и современных ювелирных технологий. Раскрываются композиционные, стилевые, пластические особенности.

Ключевые слова: Денис Созин; ювелирный дизайн; бионическая форма; титан; семиотика; пластика малых форм; ювелирная скульптура; экзистенциализм.

В настоящее время редко встречаются работы декоративно-прикладного направления, наполненные необычными идеями и глубоким смыслом. Еще реже произведения современного ювелирного искусства несут в себе эмоциональные переживания. Именно философскими категориями, мыслями, чувствами проникнуты авторские работы известного екатеринбургского ювелира Дениса Созина, многогранного художника с философским отношением к жизни и оригинальным взглядом на окружающий мир.

Денис Созин - универсальный мастер с большим опытом практической работы, одинаково виртуозно владеющий ювелирными и камнерезными техниками. После окончания художественно-графического факультета Нижнетагильского государственного педагогического института (1998) совершенствовал ювелирную технику в мастерской-лаборатории Ю. П. Маточкина, члена ВТОО «Союз художников России», преподавателя кафедры «Ювелирное искусство» Уральской государственной архитектурно-художественной академии (ныне Уральский

государственный архитектурно-художественный университет).

Ювелирная палитра Д. Созина богата и разнообразна. Начав с ювелирной классики, художник поднялся до концептуальных композиций, выполненных в самобытной художественной манере с использованием разных техник и материалов. Произведения Д. Созина обладают ясными, лаконичными формами и удивительной образностью, точно подчеркнутой авторскими названиями (кольцо «Долька солнца», кольцо «Линии судьбы», зажим для галстука «Синий квадрат» и другие).

Особого внимания заслуживают произведения, выполненные в русле современных тенденций ювелирного дизайна. Удачным творческим экспериментом стали очки-колье «2015-е затмение Светланы Смелковой» и комплект (подставка и кольцо) «Рожденная под знаком Скорпиона. Памяти Захи Ха-дид», чокер «Для моей Марты», получившие престижные награды отечественных и международных конкурсов. Креативные работы, отличающиеся элегантностью, были удостоены Press Award международной ювелирной выставки-конкурса Artistar Jewels Contest 2019 и Execellent Prize международного конкурса Ассоциации ювелирных дизайнеров Японии 2020 Japan Jewellery Competition.

Кольцо и колье не просто красивы внешне, они наполнены размышлениями и переживаниями автора на тему экзистенциальных проблем, в них нашли отражение случайные и мистические события, каждое из них вступило в своеобразную перекличку с культурными прототипами. Так, яркий образ и оригинальная форма утилитарного предмета (кольцо «Рожденная под знаком Скорпиона. Памяти Захи Хадид») были навеяны художественными проектами известного архитектора и дизайнера с новой выразительной идентичностью [1]. Изучение бионического формообразования привело к исследованию дизайнерских работ 3. Хадид, а затем и к созданию «бионического» скорпиона, напоминающего о деталях ее биографии.

В очках-колье сплелись воедино образы солнечных и лунных затмений, которые довелось увидеть автору в 2015 году, девочки с шариком, вспышки чувств, любви, озарения новыми идеями, жизненных перипетий, в результате чего появилось уникальное ювелирное произведение с оригинальным названием «2015-е затмение Светланы Смелковой». Выполненное на высоком профессиональном уровне, колье стало результатом поисков и экспериментов с комбинированием твердого металла титана и ювелирных материалов. В тонкой, почти невидимой титановой оправе очков красные солнечные диски, созданные из эмалевых вставок, напоминающих соты, дополнены широко распахнутыми крыльями, усилившими декоративный эффект.

Эти произведения стали определенным творческим этапом, помогли увидеть новые горизонты и перспективы, воплотить смелые идеи и эксперименты с формой, материалами и техникой.

В авторских работах Д. Созина ощутима связь с мировой художественной культурой. Мастера интересует образ главного персонажа рассказов Р. Распе барона Мюнхаузена - находчивого, сообразительного, не останавливающегося перед трудностями, способного найти выход из любой ситуации, в том числе и вытащить себя и своего коня из

Рис. 2. Д. Созин.

Жизнь для мечты. Композиция. 2016. Серебро, бронза, кварц, цитрин, гранат, дерево (венге);

резьба по камню, горячая эмаль (витражная), резьба по дереву, инкрустация по дереву, японская патина. 27x45

Собственность автора

Рис. 3. Д. Созин. Эрозия чувств. Композиция. 2012. Серебро, яшма, бронза, сталь, бриллианты; ковка, горячая эмаль, гравировка по камню, японская патина. 21x43

Собственность автора

Рис. 4. Д. Созин. Книга.

Композиция. 2010. Серебро, аметист, топазы, яшма, письменный гранит; резьба по камню, литье, горячая эмаль. 24x20

Собственность автора

болота. Именно рассказ о чудесном спасении лег в основу идейного замысла чокера «Для моей Марты». Нетривиальное концептуальное решение и филигранная ручная работа побудили компетентное жюри конкурса 2020 Japan Jewellery Competition выделить произведение из представленных на конкурс.

Конкурс ювелирного дизайна в Японии проводится с 1964 года в формате биеннале и является крупнейшим форумом ювелирного дизайна в Японии. В 2020 году для участия в конкурсном соревновании жюри отобрало 639 работ 254 японских и иностранных юве-

лиров. Д. Созин не только вошел в число призеров этого престижного конкурса, но и стал обладателем Excellent Prize [2].

Страна восходящего солнца давно привлекает мастера своей самобытной культурой и трепетным отношением к природе. Увлечение японской культурой определило целый период в творчестве Д. Созина, а изучение японского предметного мира привело к появлению изысканных украшений и утилитарных предметов, выполненных с большим мастерством и ювелирной тщательностью.

В стиле японских инро - маленьких коробочек для мелочей, используемых вместо карманов, - создана миниатюрная упаковка для USB-флеш с эмалевыми композициями, навеянными колоритом и живописной техникой В. Ван Гога. К великому голландцу отсылает и название произведения - «Пейзаж с отрезанным ухом и курительной трубкой». Однако стилизация в этой работе свободна от подражаний, инро для USB-флеш, как драгоценная шкатулка, имеет свою жизнь и художественную идею.

Д. Созин широко использует уникальные семиотические особенности японской культуры, его работы подчас имеют глубокий символический смысл. Характерным примером стала брошь «Моя Япония», выполненная в форме цветка белой лилии. Флористика играет огромную роль в японской культуре, а язык цветов уходит своими корнями вглубь истории, когда с их помощью можно было передавать послания и делиться сокровенными чувствами. Создавая художественный образ украшения, мастер использовал и главный принцип икебаны: изысканная простота достигается выявлением естественной красоты материала. Поэтому брошь можно рассматривать и как произведение ювелирного искусства, и как культурный код - ключ к пониманию тайного языка символов и знаний.

Программная образность лежит в основе концепций скульптурных композиций, которые, наряду с ювелирными украшениями, стали визитной карточкой мастера.

Ювелирная скульптура - редкий симбиоз скульптуры малых форм и декоративно-прикладной пластики. Она сохраняет многовековые традиции художественного ремесла. Но, в отличие от малой пластики, которая может тиражироваться промыш-ленно и развиваться как искусство массовой вещи, ювелирная скульптура уникальна, эксклюзивна и неповторима.

История сохранила немного шедевров ювелирной пластики, среди которых «Са-льера» - единственная сохранившаяся ювелирная работа флорентийского мастера эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини из золота. В дальнейшем скульпторы и ювелиры, обращаясь к малой пластике, чаще всего использовали в качестве исходного материала бронзу. Бронзовая скульптура вошла в интерьеры европейских гостиных и кабинетов в конце XVIII века. В России это особое направление искусства получило широкое развитие в начале XIX века. Уменьшенные копии известных монументов, портретные бюсты императоров, важных исторических деятелей и писателей, бытовые и охотничьи сцены украшали дворцы великосветской знати и домашние кабинеты [3].

XX век подарил художникам новые темы и сюжеты, новые технические возможности, связанные с достижениями науки и техники. Современные мастера наряду с драгоценными металлами все чаще используют менее дорогие материалы - сталь, алюминий, перламутр, лак. В промышленном производстве применяются заменители бронзы: регул и шпиатр (цинковые сплавы). Выполняя сложные композиции, художники обращаются и к хрисоэлефантинной технике, почерпнутой из античного наследия. Все чаще в авторских работах звучат лирические мотивы. Тенденцией последних лет стало обращение к интимному, камерному миру человека, мастера избегают глобальных жизненных проблем.

Обладая рядом общих черт, ювелирные композиции Дениса Созина отличаются тяготением к стилизации и декоративному прочтению формы, а философские концеп-

ции позволяют создать уникальные произведения, наполненные глубоким смыслом. Ювелирная скульптура Созина - это своеобразные арт-объекты, которые органично вписываются в современный интерьер, организуя вокруг себя пространство, становясь его смысловым центром.

Способность философски увидеть мир и рассказать о нем языком ювелирного искусства привела художника к эстетике экзистенциализма. Именно это философское направление XX века как никакое другое приближено к художественному творчеству [4, с. 1305]. В центре внимания экзистенциалистов стоит проблема личности и ее отношения к миру, людям и Богу.

В композициях «Иллюзия могущества» (2004), «Противостояние» (2005), «Уныние - сон души» (2007), «Книга» (2010), «Вознесение» (2012), «Эрозия чувств» (2012), «Реквием по мечте» (2013), «Песнь козла» (2015), «Жизнь для мечты» (2016) художник размышляет о вечных, близких каждому человеку понятиях - душе, жизни, смерти, свободе, обреченности, тревоге, обреченности, надежде, любви. Эти размышления позволяют выявить различные грани человеческой жизни и через эти переживания показать, чем интересен человек.

Каждая композиция - своеобразный ювелирный спектакль с замысловатым сюжетом, где драгоценные и поделочные камни,

Рис. 5. Д. Созин. 2015-е затмение Светланы Смелковой. Очки-колъе. 2015. Серебро, титан, кожа, пластик, кристаллы Сваровски; литье, оксидирование, горячая эмаль (витражная). 15x18

Собственность автора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.