Научная статья на тему 'Философские истоки духовной ауры классического университета'

Философские истоки духовной ауры классического университета Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
155
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / АНТИЧНОСТЬ / УЧЕНИЕ ОБ ИСТИНЕ / АРЕТЕ / АЛЕТЕЙЯ / "ARETE" / "ALETEIA" / HIGH SPIRITS / PHILOSOPHY OF ANCIENT GREECE / STUDIES ABOUT THE TRUTH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петрова Галина Ивановна

В статье доказывается тезис о том, что духовная атмосфера классического университета связана с присутствием в содержании его образования философии, конкретнее философского учения об истине. Генетические истоки этого учения закладывались в Древней Греции и базировались на понимании истины как алетейи, которая открывалась познающей душой, сообщающей человеку особое совершенное состояние арете. Единство интеллекта и морали стало традицией философского понимания души и духовности в истории университетского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical grounds of high spirits of classical university

The article argues the position about high spirits of modern classical university what is connected with philosophy and with its studies about the truth. Philosophical grounds of the studies about the truth are fond in the philosophy of Ancient Greece. Its foundation there is the definition of the truth what give a position of morals and justice to a human. This position is ";arete" and this truth is ";aleteia". The unity of intellect and morals there is tradition of university high spirits.

Текст научной работы на тему «Философские истоки духовной ауры классического университета»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2013. № 4(12)

УДК 323.21:659

Г.И. Петрова

ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ ДУХОВНОЙ АУРЫ КЛАССИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

В статье доказывается тезис о том, что духовная атмосфера классического университета связана с присутствием в содержании его образования философии, конкретнее - философского учения об истине. Генетические истоки этого учения закладывались в Древней Греции и базировались на понимании истины как алетейи, которая открывалась познающей душой, сообщающей человеку особое совершенное состояние - арете. Единство интеллекта и морали стало традицией философского понимания души и духовности в истории университетского образования.

Ключевые слова: духовность, Античность, учение об истине, арете, алетейя.

Отношение философии к миру духовности исходит из её общего рационалистического настроя, специфики возведения всего сущего ко всеобщим и единым основаниям, которые открываются только в работе разума и которых нет в чувственном материально-физическом мире. Такой настрой, с одной стороны, отдаляет философию от религии, которая, говоря о духовности, акцентирует работу не разума, но веры, с другой - свидетельствует о зачувственном нефизическом - метафизическом - мире, сближает эти два вида знания. Отличия состоят лишь в характере открывающегося им обоим метафизического мира и в придании духовности различного, соответствующего общей специфике, разделяющей философию и религию, значения.

Как родство, так и различие в понимании духовности особенно наглядно и очевидно обнаруживает себя в сфере, связанной с образованием, с университетским образованием прежде всего. Формирование факультетов классического университета, их возникновение, выбор приоритетов и акцентов в работе - всё в истории университетского образования говорит о его духовном содержании, об особой духовной ауре, которая в равной мере свойственна как его гуманитарной, так и естественно-научной составляющей. Сама Идея университета - это Духовная Идея. Сформулированная Дж. Ньюменом и конкретизированная В. фон Гумбольдтом в ХГХ в., Идея университета не имела в виду чистую этимологию слова «университет» как некую совокупность вместе собравшихся людей для выполнения профессиональной деятельности. Университет - это в первую очередь духовная общность людей, принявших единые нравственные идеалы, нормы, образцы жизни и профессиональной деятельности. Не усвоение знаний, но воспитание души в первую очередь имел в виду Гумбольдт, когда, создавая университет в Берлине и формулируя его идею, итожил университетскую историю в Европе как особом духовном пространстве, где только и мог состояться университет. Авторы, занимающиеся философией университета, квалифицировали его Идею в формулировках: «атмосфера мысли» (Дж. Ньюмен), особый «стиль» (Ю. Хабермас), «интеллигент-

ность духа» (Х. Ортега-и-Гассет), вкус (П. Бурдье), интеллектуальная совесть (К. Ясперс). Все определения свидетельствуют об университете как о том, что есть совершенное, аристократически высокое, эстетически красивое и этически максимально должное.

В своей истории Идея университета претерпевала трансформации, но духовное содержание она всегда сохраняла. Она рождала университет, когда в качестве высшего определила факультет богословия. Духовность понималась в чисто религиозном плане, её нес в университет богословский факультет (среди первых факультетов - богословия и юридического и впоследствии к ним присоединившихся медицинского и философского - он занимал доминирующее место, место высшего факультета). Но духовная аура осталась в университете и после «университетской революции», когда возникающая наука (ХУП-ХУШ вв.) входила в университет, рождая новые факультеты, а факультет философии стал «спорить» (Кант) [1. С. 311-348] с богословским факультетом, обосновывая свои претензии на статус высшего.

Как сохраняется духовность университетского образования и университетской Идеи, когда по поводу места высшего вначале «спорили» два факультета и когда (спустя определённое время) факультет богословия ушёл вовсе? Как и почему философскому факультету, который, хотя и знал (знает) трудности развития в собственной истории, всё же находил поддержку, и продолжил университетскую Идею, традицию и миссию - нёс в университет духовность. Стоит подчеркнуть, что классический университет не потерял в истории своей специфики - классичности - только благодаря философии, которая всегда создавала здесь особую духовную атмосферу и держала в качестве основного критерия классичности его духовность.

Возникновение университета, для которого духовность стала ведущим критерием, в рамках западноевропейской культуры явилось закономерным и объективным фактом. Духовное содержание университетского образования, прежде чем оформиться в Идее университета, закладывалось задолго до его возникновения и связывалось с философским учением об истине. Фон уче-ния об истине (в западноевропейском варианте философии) для классического университета является органичным, вызывается и объясняется исходными идеями, общими для понятия истины и понятия университета. Начало учению об истине положила античная философия. Истина здесь связывалась с поисками Универсальным Разумом-Логосом метафизического «архе», которое являло себя универсальной сущностью всего сущего в бытии и выстраивало мир на основах логики. Рациональное учение об истине возникает в условиях кризиса мифологического мировоззрения. С Олимпа уходили боги, оставляя человека один на один с таинственным и потому увиденным в хаосе космосом. Сократовское «Познай самого себя» означало «Познай работу собственного разума», ибо только он мог помочь разгадать таинственный и устрашающий человека космос. Открытие Разума-Логоса являло себя открытием всеобще-универсальных законов, которые рационально противопоставляли космос и хаос: Космос появлялся из хаоса путём его логического упорядочения. Разум только так и действовал: его прерогатива - обобщать, искать универсальные основания, классифицировать. В условиях, когда главным героем

философской клас-сики явил себя Разум, указавший на ценность Всеобщего и Универсального, не мог не появиться институт, который взял на себя функцию ориентации мысли и знания на Универсум.

Философия передаёт собственные интенции к истине возникающему (уже в Средние века) университету, который делает это понятие ключевым в организации университетской жизни. Знание и истина - генетически идейные категории университета - становятся его исторически красивой и возвышающей всех причастных к университету эмблемой. Таким образом, античный Логос, рационально несущий истину, способствует возникновению классического университета и позже сопровождает его в истории, сохраняя духовную специфику. Рациональные генетические корни этой эмблемы, оформившиеся с возникновением науки на рациональных же основаниях, не мешают, но, напротив, сохраняют духовность университета как особого образовательного пространства.

В Средние века окончательно оформились предпосылкивозникнове-ния университета как социального и культурного института. Универсальное знание, что и инициировало возникновение университета, понималось тогда двойственно: универсальность относилась не только

к всеобщности знания, входящего в содержание университетского образования и ориентированного на рациональное открытие истины, но и к его всемирности. Всемирность - это и цеховое единство профессиональных сообществ, и ассоциация студентов и преподавателей, и их слагаемое, собирающееся из различных стран мира в одном месте для изучения конкретных наук. Так, сообщество, собравшееся в Болонье, чтобы изучать право, основало первый университет в Европе. Но не в этом состояли причинные основания возникновения университета в его особой -духовной - специфике. Эти основания лежали в области философии.

Философские основания рождения университета, санкционированные древнегреческой философией, в Средние века обнаружились практически. Университет явил себя выражением специфики гносеологической настроенности теоцентристской культуры и возник в качестве ответа на вызов такого универсального начала-«архе», каким в это время выступил Бог. Культура базировалась на культе единых образцов (они указывались церковью) - вечных и абсолютных, к которым университету предлагалось возводить человека. Классическое университетское образование - это возведение конкретного индивида ко Всеобщему и Абсолютному Духу, «чтобы он получил в нём своё осуществление» [2. С. 39]. Любовь к истине и Богу как истине явилась первопричиной выстраивания храма науки - университета.

Истина и её специфическое понимание, тоже определившееся уже в философии Древней Греции, обусловили университетское образование и Идею университета в их духовном содержании. Что в античном учении об истине, которая, как ориентир направляла развитие университета и стала его эмблемой, способствовало формированию особой университетской духовности?

В ответе на этот вопрос правильным, прежде всего, будет исходить из античной антропологии, для которой репрезентативным было понятие познающей души, которая сообщала человеку совершенное состояние - арете. Понятие являло себя уже у досократиков. Гераклит: «Никогда не отыскать

границы души, сколько бы путей её ни отслеживать, так глубина её - это её логос» [3. С. 26]. Уже Гераклит, таким образом, утверждает идею (пусть ещё в качестве догадки) существования души вне рамок «физиса». Гениальность греков в том, что они открыли за-физический мир. Для проблемы истины это имело важное значение, поскольку она - истина - тоже отыскивалась за «фи-зисом». А поскольку душа отождествлялась греками с разумом (начало этой традиции положил Сократ), то разум как осознание всего, что окружало человека, и осознание себя тоже наделялся не только силой мысли, но и нравственной силой. То и другое вместе являло собой добродетель - арете как благо и нечто совершенное. Единство интеллекта и морали - вот что стало традицией понимания души или духовности. Для человека добродетель -это знание и познание, следовательно, человек совершенный - это человек знающий. Отсюда тезис Сократа: «всё зло - от невежества», т.е. от незнания. В этом же плане стоит напомнить о его «даймонионе» - голосе, который предостерегал человека от дурных и злых поступков.

Итак, древнегреческая философская антропология несла в себе тот потенциал, который позволял говорить о духовности человеческого разума, его арете как единстве интеллекта и добродетели. Античность ещё не знает религиозную духовность, но, открывая метафизику, говорит о духовном содержании разума.

Арете - это то, что привносило в рациональную истину духовность. Эта античная традиция сохраняла свое значение в университетском образовании. Познающая душа направляется у греков к скрывающейся истине, которая может открыться только в случае особой «заботы о себе», особого её воспитания. Без «заботы о себе» (т.е. о душе) человек остаётся слепым, умное же зрение есть результат соответствующего образования, оно даётся человеку как духовная награда богов за его труд по формированию души. Познание истины - это на самом деле божественное откровение, к которому человек лишь приобщается. Бог допускает приобщение, хотя касается это далеко не каждого, но лишь того, кто «заботится» о своей душе, готовя её к тому, чтобы выйти за пределы человеческого чувственного мира и пройти в мир сверхчувственный, духовный, где истина как сверхчеловеческое, сверхинди-видуальное знание готова ему открыться. Истина, оказывается, духовна по своей природе.

Духовная сторона истинного знания виделась греками и ещё в одном плане - в понимании истины как несокрытости - алетейи. Истина как але-тейя - это тоже греческое достояние. Понятие «алетейя» рождается в агоне с софистами, утверждающими субъективность истины, конечность, неабсо-лютность, релятивность и индивидуальность её природы. Истина у софистов - чисто человеческое достояние, в ней, утверждалось, отсутствует духовное, внечеловеческое, зачувственное и сверхиндивидуальное начало. Тезис Протагора «человек - мера всех вещей» означал прямое восстание против божественной, т.е. духовной стороны истины, редукцию её до человеческого, физического или природного - небожественного - измерения. В традиции же, начатой Парменидом и поддержанной Платоном, алетейя потому и оказывается несокрытостью, что раскрывает полностью содержание мира - и физического и метафизического. В алетейе как истине присут-

ствуют два плана - вещный, чувственный, мирской и духовный, тот, что открывается только умственному зрению, что представлен правом, нравственностью, законом. Эта вторая сторона в своё время не дала состояться побегу Сократа из тюрьмы, ибо в противном случае он выступил бы против сверх-индивидуальной природы истины, против вынесшего ему приговор суда, против греческого судопроизводства и в конечном счёте против духовности истины и человека.

Духовная сторона образования раскрывается Платоном в диалоге «Государство» - в «Мифе о Пещере» [4]. Образование, по Платону, - это в первую очередь не приобретение знаний, но преобразование человеческой души. Когда это происходит, истина приобретает характер не просто узнавания соответствия знания и мира, но характер непотаенности - алетейи как несо-крытости, когда мир вещей (физики) показывает себя и узнаётся благодаря миру над-физическому (духовному), миру эйдосов. Не случайно узник пещеры Платона, будучи освобождённым и выйдя во вне, видит, считает Платон, истину. Он видит правильно, т.е. уже не тени вещей, но их суть, эй-дос, который, позволяет узнать их единичное существование в бытии. Вне видения эйдосов не могло бы состояться познание, истина не вышла бы из сокрытости, человек бы не встретился с несокрытым и непотаённым. С але-тейей связывается не просто истинный, но правильный взгляд на мир. Правильность включает в себя человеческое, т.е. мирское, чувственное и фило-софийное, мудрое - зачувственное, духовное знание.

Античные истоки понимания истины, содержащей в себе духовность, связанную с рациональным знанием, были продолжены в философских учениях Нового времени, когда университет сформировался как научный и социальный институт. Древнегреческие генетические истоки сыграли решающую роль в формировании духовного содержания его Идеи - хранительницы его классического статуса.

Литература

1. Кант И. Спор факультетов // Собр. соч.: в 6 т. М.: Мысль. 1966. Т. 6. 743 с.

2. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. Философия духа. М.: Мысль. 1977. Т. 3. 471 с.

3. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность / Дж. Реале, Д. Антисери. М.: ТОО ТК «Петрополис». 1994. 336 с.

4. Платон. Государство. СПб.: Наука. 2005. 570 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.