Научная статья на тему 'Философские искания русского масонства XIX века'

Философские искания русского масонства XIX века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2187
570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКОЕ МАСОНСТВО / МИСТИЦИЗМ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДЕКАБРИСТЫ / RUSSIAN MASONRY / MYSTICISM / MORALITY / DECEMBRISTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Николаева Татьяна Алексеевна

В статье анализируются философские искания русского масонства XIX века, дается обзор основных направлений: мистического, духовно-нравственного и политического. Показано влияние масонских идей на декабристское движение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical views of Russian masonry of the XIX century

The paper analyses philosophical views of the Russian masonry of the XIX century; review of the main currents mystical, spiritual and moral, political has been given. The influence of the mason ideas on Decembrists has been shown.

Текст научной работы на тему «Философские искания русского масонства XIX века»

Вестник МГТУ, том 13, №2, 2010 г.

стр.403-407

УДК 1 (47 + 57) (091)

Философские искания русского масонства XIX века

Т.А. Николаева

Гуманитарный факультет МГТУ, кафедра философии

Аннотация. В статье анализируются философские искания русского масонства XIX века, дается обзор основных направлений: мистического, духовно-нравственного и политического. Показано влияние масонских идей на декабристское движение.

Abstract. The paper analyses philosophical views of the Russian masonry of the XIX century; review of the main currents - mystical, spiritual and moral, political - has been given. The influence of the mason ideas on Decembrists has been shown.

Ключевые слова: русское масонство, мистицизм, нравственность, декабристы Key words: Russian masonry, mysticism, morality, Decembrists

1. Введение

В начале XIX века в России стали говорить о "златом веке" для масонов. Масонские организации были восстановлены, когда наступило "дней Александровых прекрасное начало", и реформаторские чаяния молодого императора давали надежду русскому обществу на изменения к лучшему. В 1810 г., когда последовало официальное разрешение на открытие масонских лож, в ряды "вольных каменщиков" стали вступать не только аристократы, игравшие главную роль в ложах при Екатерине II, но и люди среднего сословия: чиновники, военные, купцы и ремесленники. "Русское общество все больше начинало сознавать силу общественных организаций, силу действий сообща, а не вразброд". Существуют сведения о вступлении в 1803 г. в братство самого императора Александра. В 1815 г. образован союз "Астрея", который вскоре занял преобладающие позиции в русском масонстве. Главной целью этот союз ставил "усовершенствование человеческого благополучия посредством распространения нравственности, добродетели, веры, совершенной преданности государю и строжайшего исполнения государственных законов" (Карпачев, 1999). Масонство в XIX веке изменилось и по характеру, и по результатам своей деятельности. Вместо просветительского направления новиковского масонства в ложах стало появляться политическое движение, не ограничивающееся только масонскою моралью. А преобладающее распространение получило мистическое направление. Уход от активной жизненной позиции в мир грез и самоанализа стал главной идеей, проблемы конкретного улучшения жизни людей, взаимопомощь, стремление смягчить страдания "обездоленных" отошли на второй план. Христианская покорность и смирение ("что Богу угодно, то и будет..."), нравственное самосовершенствование стали основой изменения жизни.

2. Мистицизм в философии масонства

Развитие и влияние на умы мистицизма не прекращалось много столетий, столько же продолжалась и борьба с ним науки. В определенные моменты мистика давала толчок формированию философской, литературной и религиозной мысли, но как только она получала вес и силу, сразу становилась преследователем науки и точного знания. Внутреннее созерцание, помощь высшего сверхъестественного света, а не разум, по мнению мистиков, позволяли познавать таинственные истины и загадки природы. "Глубочайшие знания открываются мистику не путем изучения, а после известного религиозного искуса, путем самоуглубления, созерцаний и непосредственных вдохновений; и мистики, разделенные многими веками научных открытий, могли, однако, совершенно сходиться в своих воззрениях, потому что путь их был один и тот же. Относительно происхождения своих тайноучений новые мистические секты ссылались всего чаще на глубочайшую древность и верили в преемственность тайны, соединяющую новейшие времена с этой древностью. .в мистике полнейшее знание приписывается древности: новые времена и люди не прибавляют ничего, и только сберегают в тайне, известной немногим, старое сокровище и стараются подготовить и других посвященных хранителей этого сокровища" (Пыпин, 1997). Мистики-масоны постигали сущность веществ, состоящую из трех начал: соли, серы, меркурия, и четырех стихий: огня, воздуха, воды, земли, чтобы сформировать сверхъестественные физические и нравственные качества, получить дар предсказания и возможность общения с высшими силами, приобрести безраздельную власть над людьми и миром и т.п. "Вольные каменщики" пытались применить на практике те знания, которые они черпали в мистических изданиях, они занимались алхимическими опытами, стараясь получить лекарства от всех болезней, создать

403

Николаева Т.А. Философские искания русского масонства XIX века

искусственного человека "гомункулюса", отыскать философский камень и научиться превращать любой металл в золото. Только благодаря изучению герметической философии, магии и алхимии российские масоны считали возможным достичь Царствия Божьего и собственного спасения, "дабы везде просиял свет Христов". Раскрывая свою главную цель "познать самого себя, творение и Творца, познать сущность всех вещей, божеских и человеческих", масоны-мистики толковали Ветхий и Новый Завет, уходили в свой внутренний мир, старались проникнуть в мир сверхъестественного и найти успокоение в единении с "причиной всего", Божеским духом.

В начале XIX века мистическое течение в русском масонстве изменило свое направление, вместо увлечения магией и алхимией масоны посвятили себя решению нравственных вопросов. Высказывая свои убеждения, издавая собственные сочинения и переводы зарубежных авторов, "вольные каменщики" привлекли к себе внимание и приобрели бесчисленных последователей, в числе которых оказались правительство и император. В отличие от средневековых, новые мистики "больше полагались на независимый рост в человеке божественной благодати, дар которой, они считали, сообщается человеку свыше, даже независимо от человеческой воли. ... в конечном процессе развития человеческого рода эта благодать обязательно восторжествует над темным дьявольским началом, а вслед за людьми тот же процесс роста благодати пойдет и в душах демонов, и весь мир таким образом очистится от зла и превратится в царство единственного божественного добра" (Боголюбов, 1916). Туманный мистицизм любому человеку давал возможность уйти от решения трудных вопросов, встававших перед русским обществом. Отечественная война 1812 г., начавшаяся с поражений русской армии, изменила отношение императора и правительства к вопросам веры: все чаще велись разговоры о "внутреннем соединении человека с Богом, о внутреннем возрождении и внутреннем хождении по пути религии и нравственности". В России стали появляться многочисленные публикации авторов-мистиков, возобновились издания мистических журналов, один из которых "Сионский Вестник" издавал известный масон А.Ф. Лабзин, ученик И.Г. Шварца. Главной задачей своего журнала он считал разъяснение религии и Священного Писания для читателей трех категорий: "ученых, которым христианство не противно и которые желали бы в нем увериться; ученых, которые верят христианству и любят его; и просто верующих, которым все то, что говорится о Спасителе, приятно, угодно и любезно" (Державин, 1995). "Сионский Вестник", основу которого составляли речи, произнесенные на заседаниях ложи "Умирающий сфинкс", был очень популярен среди русского образованного общества. Журнал "облагораживал душу и смягчал сердце", предостерегал "от пагубных обольщений духовной гордости", призывал к помощи ближнему, открывал путь к "Спасителеву слову"; к тайнам христианской религии. Религия и нравственность, по мнению издателя, это "внутреннее общение" и слияние человека, живущего верою, надеждою и любовью, с Богом. Настоящий христианин "имеет своей целью одного Христа", он должен руководствоваться жизнью Христа, только внутренняя церковь, не признающая никаких обрядов и таинств, ведет к истинному спасению, "каждый истинный христианин есть мистик, и каждый мистик есть христианин". А.Ф. Лабзин в своих статьях и переводах раскрывал учение мистиков: "Во всех своих деяниях мистики сообразуются с справедливостью, все делают бескорыстно для Бога, ближним служат усердно, искренно, охотно, не с другим каким намерением, как только, чтобы исполнить волю Божию. Они живут тихо, уединенно и все свои надежды устремляют к небесному отечеству. Строги к себе, снисходительны к другим; они не выставляют себя, но и не трясутся, когда их ищут. Послушны начальству, добродетельны и услужливы друзьям и врагам, малым и великим; совестливы в своих поступках, осторожны против всех нечистых побуждений и небесное уважают более земного. Язык их простой, без искусства, не ученый, язык уверенности и правды. Мистические писания объясняют, что происходит в душе человека, который решится истинно вступить на сей путь, показывают распутия, которых избегать должно, обманы и искушения, которым подвергается путник, и как поступать с ними" (Державин, 1995). Масоны-мистики самым важным считали безграничную веру и возможность вручить свое сердце и волю Богу, неуверенность в собственных силах. Только постижение масонских тайн, по мнению А.Ф. Лабзина, позволяло человеку достичь нравственного совершенства и внутреннего очищения.

К мистическому направлению был близок известный государственный деятель и масон М. М. Сперанский, реформаторские проекты которого были направлены на государственное преобразование Российской империи. Он говорил о необходимости введения в России конституционной монархии, выдвинул идею разделения властей, прав и обязанностей сословий, стремился с помощью объединения образованных священнослужителей в масонские ложи исправить русское православие. На деятельность М.М. Сперанского большое влияние оказали его религиозные убеждения, по его мнению, главной целью философского учения являлся отказ от материализма и "суесловных блужданий разума", призыв к христианской философии. Он активно поддерживал мысль масонов о строительстве храма Божия внутри человека, считая необходимым для этого духовное возрождение, просвещение "внутренним" светом и следование законам, данных Богом - творцом природы и человека. Эти законы

404

Вестник МГТУ, том 13, №2, 2010 г.

стр.403-407

М.М. Сперанский распределил на три вида: законы природы, физические и нравственные. Нравственные законы влияют только на человека и не имеют обязательной силы, в отличие от физических, которые действуют в природе, определены самой природой и не изменяются. Всевышний проводит свои нравственные законы в человеке, главный из которых - любовь, с помощью своего представителя -совести, считал М.М. Сперанский. В своих сочинениях он выдвигал "идею свободы воли конкретного «частного» человека", каждый человек имеет право выбора между хорошим и плохим поступком, такого выбора, который является продуктом "человеческой свободы, путем опыта доведенной до сознания, что так лучше". Человек должен отвечать за свои поступки, только преобладание моральных качеств над физическими, по мнению М.М. Сперанского, ведет к свободе. Человек получил от Бога не просто свободу, а свободу воли, "свой закон и свое исполнение", независимость признания и выбора обязательств, ограничений, долга.

Идеи мистицизма оказали большое влияние на деятельность русских масонов. Только мистическое понимание Бога и человека позволяло постичь высшую мудрость, к которой и стремились "вольные каменщики". Разрабатывая идею создания "внутренней церкви" в противовес внешней, масоны-мистики считали ее прообразом будущего всеобщего Царства Божьего на земле.

3. Нравственные искания масонов

В начале XIX века в среде масонов остро стоял вопрос о направленности духовных исканий, о том, что должно быть определяющим в них для человека. Представители консервативного направления (сторонники И. А. Поздеева) считали необходимым ограничить масонские работы внутренними поисками человека: "Мы должны искать прежде всего и паче всего Царствие Божие внутрь себя, ибо если оно внутри нас не откроется, то и в наружности мы оного не увидим" (Серков, 2000). Реформаторское крыло (сторонники Н.И. Новикова) призывало способствовать через масонские ложи общегосударственным изменениям, или продолжать "строительство внутренней церкви" и приготовлять будущие поколения к государственным преобразованиям, к достижению всеобщего благоденствия. Новое поколение масонов (С.С. Ланской, М.Ю. Виельгорский, И.Ю. Поливанов, П.А. Болотов и другие) стремилось через "христианскую любовь и милосердие, через нравственное совершенствование, через приближение духовных качеств человека к божественным добиться благоденствия всего человечества" (Серков, 2000). По их мнению, изменить положение в стране могли лишь длительное исправление "испорченной человеческой натуры", проповедь любви, а не заговор и не революция.

Масонство привлекало к себе идейным содержанием: это уважение к человеческому достоинству, равноправие всех людей, призывы к нравственному совершенствованию, религиозной, национальной и сословной терпимости. Но как бы ни были притягательны сами по себе идейные элементы масонства, направленные на осуществление всечеловеческого братства и утверждение достоинства человеческой личности, однако, основной вопрос, волновавший русских масонов - как постичь пути к познанию истины, к познанию существа Бога, человека и природы. Приобретая знание мировых тайн, человек становился высшим духовным существом, личная нравственность и работа над ее развитием являлась для масонов средством, при помощи которого можно было надеяться проникнуть в мировые тайны: "нравственность есть врата в совершенство".

Моральные заповеди масонства, как бы элементарны они ни были, сформировали "величественные принципы" взаимопомощи и братской любви, которые стали правилом жизни для многих российских "братьев". По мнению масонов, "вольный каменщик" должен был "вести жизнь порядочного человека", доискиваться смысла жизни, строить свое существование согласно определенным моральным идеалам, быть нравственно безукоризненным, с добрым и мирным характером. "Сделавшись франк-масоном, он в обществе профанов будет держаться человеком свободным без распущенности, великим без гордости, смиренным без низости; в обществе масонов -твердым, но не упрямым, строгим, но не неумолимым, покорным, но не раболепным. Всегда обнаруживая справедливость и мужественность, он будет защищать угнетенного, покровительствовать невинности и никогда не вести счета своим благодеяниям и оказанным услугам" (Нис, 1912). Этическая ценность заповедей масонства, касающихся поведения и образа жизни, представляла собой ценность морального закона, который цивилизованное сознание уважало повсюду в мире и во все времена.

Масонство, в определенном смысле, представляло собой "систему нравственности, скрывающуюся в аллегориях и изъясняемую в символах", основной целью которой стало желание построить нового духовного человека. "Человек может и должен относиться к себе самому, к своим материальным первоосновам, как каменщик, как архитектор (ученик, товарищ, мастер и т.д.) к камню, к строительному материалу, но только к себе, а не к другому. Цель обучения - овладеть мастерством «строителя» собственного внутреннего Я, привести «дикий необтесанный камень» (символ плотского человека) в совершенную «кубическую форму» (очищенный от пороков и заблуждений ментальный

405

Николаева Т.А. Философские искания русского масонства XIX века

человек)" (Солодкий, 1974). Русские масоны в своем духовно-нравственном учении выступали против упадка нравственности и искали истинные пути к спасению, которое они видели в "познании Бога в природе и природы в человеке".

Масоны пытались восстановить "поколебленную веру" и нравственность, критикуя "жизненные проявления в человеке" и указывая последнему на идеалы, к которым он должен стремиться. Единственный путь спасения, или "возвращения к Богу", по их мнению, возможен лишь благодаря совершенствованию нравственной стороны личности, через самопознание, добиваясь внутренней связи с Богом, "культивируя в себе Божественное начало". Масоны, скрупулезно соблюдающие моральные заповеди "братства", вызывали уважение, их искания, по мнению Н.А. Бердяева, привели к формированию "русской культурной души", "нравственного идеала личности".

4. Политическое направление в русском масонстве

На появление политического направления в русском масонстве большое влияние оказали события начала века: наполеоновские войны, поход русской армии в Европу. Русские военные, находясь за границей, познакомились с новой, незнакомой им жизнью, а по возвращении домой, сравнив зарубежную и русскую действительность, они рискнули изменить ее, "дотянуть Россию до себя", отдать все свои силы "делу обновления родины". Во многих российских городах стали возникать кружки, в которых офицеры "со страстию учились", интересовались политическими событиями, происходившими в мире, читали иностранные журналы и газеты, "в которых так драматически представляется борьба оппозиции с правительством в конституционных государствах", изучали смелые политические теории и системы, дерзко и откровенно высказывали свое мнение о положении в России: бесправии народа, крепостничестве, жестоком обращении с солдатами и т.п. Основной своей целью они считали улучшение жизни в своей стране, для этого военные пытались создать тайные общества, по образцу западных. Революционные события в Европе, появление тайных организаций в России, ставивших для себя цели изменения государственного устройства, оказали влияние на отношение правительства к масонским организациям. Наступили трудные времена, когда "от тайных сект и обществ возникло всюду вольнодумство, революция, мятежи, кровопролития", ложи превращались в "клубы, гнездилища раздора, своеволия, буйства или, лучше сказать, в шумный и быстрый поток адского извержения, наводняющий всю Европу правилами ужасными, безбожными и бедственными для всего человеческого". Была оставлена без внимания главная цель "вольного каменщичества", которая заключалась в христианском любомудрии, в желании постигать "Творца в книге натуры, удивляться его непостижимости", познавать природу и "самого себя, свое ничтожество", повиноваться воле Бога, "установленным от Него властям и правительствам" (Мезиер, 1906). Постоянные донесения полиции о работе масонских лож, общение с европейскими министрами предупреждали императора о могуществе тайных обществ, участии их в мятежах и восстаниях и советовали, пока не поздно, принять меры к прекращению их деятельности.

В исследовательской литературе часто встречается мысль, что выступление декабристов - это дело рук масонов. Действительно, многие из будущих декабристов активно работали в масонских ложах и в России, и за рубежом. Причины их вступления в орден были различны: одни хотели сделать карьеру, другие мечтали "скрыть тайное общество под масонским покрывалом", третьи "считали масонскую ложу местом вербовки членов Союза благоденствия". Многих декабристов притягивали нравственные идеалы масонства, которые стали одним из этапов развития новой, революционной нравственности, внутренней готовности к самопожертвованию в борьбе за революционные идеалы. Используя опыт Западной Европы, будущие участники тайных декабристских кружков становились масонами, применяя организационные формы братства в своих целях. С декабристами многие исследователи связывают появление нового направления в русском масонстве, которое искало иной путь, направленный на проведение революционно-демократических преобразований в стране и коренное изменение политического строя. С ним было связано появление первых революционных организаций: Ордена русских рыцарей, Семеновской артели, Союза спасения, Союза благоденствия, Северного и Южного обществ. Первой революционной организацией, выросшей из ложи "Трех добродетелей", учрежденной князем С.Г. Волконским, П.П. Лопухиным и М.Ю. Виельгорским в 1815 году, стал "Союз Спасения, или Общество истинных и верных сынов Отечества". Устав "Союза Спасения", написанный П.И. Пестелем, определял мирное полулегальное существование общества, поддерживающее правительство в области "благотворительности, образования, правосудия и общественного хозяйства", устанавливал "периодическую сменяемость и выборность руководящих органов", и в то же время включал в себя и масонский ритуал, и сохранение строжайшей тайны. "Масонские формы, введенные в заседаниях и в принятии членов, затрудняли действие общества и вводили какую-то таинственность, которая была в противности с характером большей части членов. Они хотели действия явного и открытого, хотя и положено было не разглашать намерения, в котором они соединялись, чтобы не вооружить против себя

406

Вестник МГТУ, том 13, №2, 2010 г.

стр.403-407

неблагонамеренных... И потому положено было, через непродолжительное время, изменить в этом отношении устав, как признанный неудобным в приложении" (Дружинин, 1985). В новом уставе заменили "конспиративно-замкнутую организацию" системой "широко разветвленных и связанных" ячеек, отменили масонский ритуал как "ненужные и загромождающие пережитки", и зафиксировали, что пропаганда важнее "активного революционного действия", оставив негласную часть о введении конституции и освобождении крестьян.

"Большинство декабристов, соприкасавшихся с масонством, не впали в мистицизм, а, присмотревшись ближе к масонству, разочаровались в нем, и постепенно покинули масонские ложи. Причинами разочарования были, прежде всего, политический консерватизм наших масонов, ничтожность их просветительской и благотворительной деятельности и, наконец, потеря времени на посещение лож и исполнение требований ритуала" (Семевский, 1908). К началу 1820-х гг. задачи декабристов изменились, они ставили своей целью революционное изменение государственного строя, а "вольные каменщики" считали главным внутреннее совершенствование человека.

Восстание 14 декабря 1825 г. разделило образованное русское общество: некоторые представители Ордена оказались в числе подсудимых, другие участвовали в преследовании декабристов. Большинство масонских лож было распущено еще в 1822 г. указом Александра I, но только после поражения декабрьского восстания масонам стало ясно, что возобновление их деятельности невозможно.

5. Заключение

Масонство в России сыграло важную роль в создании общественного движения, "масонские ложи располагали общественно-настроенных людей к решению общественных вопросов". Деятельность братьев повлияла на развитие литературы, журналистики, благотворительности, они распространили в русском обществе идеи о человеческом достоинстве, о свободе и равенстве, о братском всечеловеческом союзе. Обличение всевозможных недостатков государственно-общественной жизни подготовило обстановку для возникновения тайных обществ и "нелегальной оппозиции", которую позднее составила мыслящая часть русского общества.

Российское масонство было не просто занесенным с запада идеологическим течением, оно постоянно развивалось, решало насущные проблемы конкретного исторического периода. Позиции многих государственных и общественных деятелей определили те идеологические и мировоззренческие споры "вольных каменщиков", которые велись в различных орденских системах. Масонские ложи в России стали первыми общественными организациями, это была школа философских, нравственных, религиозных исканий образованной части русского общества, возможность приобщения к западноевропейской культуре.

Литература

Боголюбов З. Н.И. Новиков и его время. М., Изд-во М. и С. Сабашниковыхъ, с.468, 1916.

Державин Н. А.Ф. Лабзин и его литературная деятельность. В кн.: Россия и запад в отечественной публицистике XIXвека: Хрестоматия. М., Радикс, т.1, с.36, 39, 1995.

Дружинин Н.М. К истории идейных исканий П.И. Пестеля. В кн.: Избранные труды. Революционное движение в России в XIXвеке. М., Наука, с.311, 324, 1985.

Карпачев С.П. Масонство в России. В кн:. Масоны в России: Вчера... Сегодня... Завтра? Сб. науч. тр. М., Институт молодежи, с.44, 1999.

Мезиер А.В. В поисках правды и смысла жизни. (Очерк из истории русского масонства). СПб., Изд-во О.Н. Поповой, с.137, 138, 1906.

Нис Э. Основные черты современного масонства. СПб., Прометей, с.26, 1912.

Пыпин А.Н. Масонство в России. XVIII и первая четверть XIX в. М., Изд-во "Век", с.186, 1997. Семевский В.И. Декабристы-масоны. Минувшие годы, № 3, с.321-322, 354-355, 1908.

Серков А.И. История русского масонства XIX века. СПб., Изд-во им. Н.И. Новикова, с.267, 135-136, 2000.

Солодкий Б.С. Проблема человека в русском масонстве. В кн.: Проблемы гуманизма в русской философии. Краснодар, Изд-во Кубанского университета, с.33, 1974.

407

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.