Равочкин Н. Н.
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
III. ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.00)
12. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.11)
12.1. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Равочкин Никита Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарно-правовых дисциплин Место работы: Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт, г. Кемерово
Аннотация: в статье проанализированы детерминационные возможности философских идей в части социальных изменений. Проводится обращение к социальной динамике как характеристике общества. Автором статьи исследованы политические и правовые изменения, происходящие в социуме. Через анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, а также идей классиков и современников философской мысли, доказано, что философские идеи влияет на основания социальных трансформаций. Кроме этого, автор отмечает, что перемены, происходящие в политической и правовой сферах общественной жизни, детерминируются в соответствии с популярностью и преобладанием на определенном историческом отрезке конкретных идей, традиций и школ и, что логично, рассматриваемой в том или ином философском дискурсе социальной проблематикой.
Ключевые слова: философские идеи, социальные изменения, общество, политика, право, идеи, философия.
PHILOSOPHICAL IDEAS AS SOCIAL CHANGES DETERMINANTS
Ravochkin Nikita N., PhD, associate professor of law and humanitarian disciplines department Place of employment: Kemerovo State Agricultural Institute, Kemerovo
Abstract: the article analyzes the determination possibilities of philosophical ideas in terms of social change. An appeal is made to social dynamics as a characteristic of society. The author of the article investigated the political and legal changes taking place in society. Through an analysis of the works of domestic and foreign researchers, as well as the ideas of classics and contemporaries of philosophical thought, it was proved that philosophical ideas influence the foundations of social transformations. In addition, the author notes that the changes taking place in the political and legal spheres of public life are determined in accordance with the popularity and prevalence of specific ideas, traditions and schools in a certain historical period and, which is logical, social issues considered in a particular philosophical discourse.
Keywords: philosophical ideas, social changes, society, politics, law, ideas, philosophy.
Одной из центральных проблем философского знания является проблема субстанции как основания, к которому можно свести существование всех предметов окружающего нас мира. Традиционно принято выделять четыре формы бытия: материальное, социальное, духовное и бытие человека. Интересующие автора политико-правовые институты и связанные с ними трансформации (перемены) принадлежат к социальному бытию. Философское постижение социальной реальности и происходящих в ней процессов логично свести к поиску онтологических оснований существования общества как формы бытия, что в значительной степени определяет социальную онтологию.
Общество, рассматриваемое через призму социальной онтологии, может быть понято как способ человеческого бытия, как среда, лишь в которой возможно возникновение и развитие человека. С одной стороны, социум является следствием, субъективной формой существования человека, поскольку полностью от него зависящей. С другой - общество можно определить как вид материи или, говоря более конкретно - социальной материи как разновидности реальности. Здесь
мы солидаризуемся с Е.И. Балдициной в той части, что «природа общественной жизни двояка, поскольку, с одной стороны, большинство обществ является результатом сознательного социального строительства, с другой - любое общество представляет собой вид объективной реальности, то есть, возникает и функционирует независимо от воли и сознания людей» [1, с. 166]. Далее в своей работе этот автор замечает, любые социальные изменения, будь то проходящие эволюционным, то есть не затрагивающие целостность и структурную определенность общества, или революционным путем, в которых, наоборот, затрагивается и порой разрушается структурная определенность и целостность общества, существуют онтологические основания [1]. Для нас это означает, что социальные трансформации, или, проще говоря, - социальные изменения, могут быть описаны философскими методами. Более того, на уровне философского исследования в определенной степени реализуется теоретическое основание, которое в действительности присутствует в каждом социальном изменении.
Современная философия основывается на неклас-
сической методологической парадигме со свойственными ей плюрализмом, полифундаментальностью и редукционизмом. Здесь стоит уточнить и мировоззренческую функцию философии, понимаемую в классическом варианте как возможность философского знания формировать определенное мировоззрение как у конкретного социального индивида, так и у целых социальных общностей. Из этого следует, что в своем современном приложении уровень философского ми-ропостижения позволяет обнаружить множественные способы воздействия философских оснований на социальные реалии, создавая новые и в то же время изменяя его имеющиеся основания. Итак, в самом общем приближении философия для нашего исследования представляется как теоретическое осмысление процессов и состояний, характерных для социальной ткани. Соответственно, теоретические знания могут оказывать существенное влияние на процессы, протекающие в обществе. Начиная со второй половины XIX в., в социальной философии формируется убеждение, согласно которому общество рассматривается с точки зрения единства двух процессов - социальной статики и динамики (О. Конт). Социальная динамика понимается как «переход из потенциального состояния в актуальное, а также детерминация частных событийных рядов логикой развития общих состояний социального целого» [1, 168]. Именно социальная динамика осуществляет воспроизводство всего множества преобразований, которым подвергается этот порядок [11]. Стоит отметить, что именно динамические процессы представляют наибольший интерес как в собственно социально-философском, так и в философско-историческом дискурсах. Эти процессы имеют под собой разнообразный фундамент, где в качестве основных источников и движущих сил выступают такие категории как «глобализация» «модернизация» «общественный прогресс» «революция», «реформа» [10]. Как следствие из данного абриса: философские идеи являются одним из реальных факторов мировоззренческого объяснения, описания и реализации социальных трансформаций.
Отмеченное выше положение дел мы обнаруживаем в ряде философских концепций неклассической философии, одной из которых является теория К. Маркса. Основания данной концепции в части социальных изменений доказывают, что «вся история «по Марксу» -это, во-первых, сменяющие друг друга способы производства, а, во-вторых, - история угнетения одного класса другим, из чего и вырастал антагонизм между классами угнетающими и угнетенными. Классовая борьба, с точки зрения Маркса, неизбежно ведет к революции и революционному переустройству общества. Именно поэтому для него «революции - локомотивы истории». Весь процесс развития человечества, по Марксу, ведет его к последней революции - революции пролетарской, которая окончательно установит на Земле новый справедливый социальный строй -социализм и коммунизм» [8, с. 188-189]. В первую очередь, Маркс отмечает необходимость переворота в части экономических условий производства, которые уже повлекут за собой резкий, революционный, переворот в остальных сферах общественной жизни. Именно по такой модели он видит реализацию перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Одновременно с этим Маркс указывает, что общественно-экономический базис, хоть и является
основанием для развития и последующих трансформаций общества и оказывает существенное влияние на надстройку в виде политики, науки и философии, тем не менее, испытывает на себе определенное влияние со стороны надстройки. Из этого мы видим, что философские идеи марксизма становятся тем феноменом интеллектуальной реальности, детерминирующей социальные изменения в конкретном государстве. В социальной практике это отражается следующим образом. Философия влияет на основания социальных трансформаций, порой создает их, а также позволяет сформировать определенное умонастроение, которое позволит сподвигнуть людей на совершение действий, целью которых являются социальные изменения, проходящие в революционном либо эволюционном ключе.
В своем стремлении описать политические перемены и их детерминацию философскими идеями, мы считаем необходимым обратиться к утверждениям постмодернистов в части того, что современная политическая философия теряет предмет своего изучения. Хотя, скорее всего, здесь речь идет не о полной потере предметного поля «политического», сколько о том, что сущность политического существенным образом трансформируется. В то время, как в классической философии, начиная с Платона и заканчивая Г.В.Ф. Гегелем, область интеллектуальной реальности на уровне понятия соответствовала реальности феноменальной, в современной философии со свойственными ей плюрализмом и релятивизмом область интеллектуального содержит в себе пустые понятия. Так, Х. Арендт постулирует, что «наша традиция политической мысли начинается, когда Платон открыл, что какое-то глубоко присущее философскому опыту свойство отвлекает его от обычного повседневного человеческого бытия; она закончилась, когда от этого опыта осталось только противопоставление мышления и действия, а действие смысла делает и то, и другое бессмысленным» [6, с. 123; 9]. Это означает, что в зеркале классической философии область политического отражалась в соответствующих понятиях и осмыслялась при этом как реально существующая система институтов и отношений между субъектами системы конкретного общества. Для философских концепций политического это означало, что представители классического периода интеллектуального теоретизирования исходили из утверждения о детерминации самой действительностью способов ее же познания [7]. Одновременно с этим, осмысление такой политической системы и происходящих в ней изменений непременно сталкивается с заранее сформированными концептуальными основаниями, приводящих властных субъектов к соответствующим практическим способам воздействия на различные сопряженные с ней изменения.
В результате мы видим, что при изменении (следует читать - потере традиционного) предмета политической философии изменяются способы и пути воздействия актуальных способов реализации политических практик. Уже на уровне изменения предметного поля социально-философского исследования мы видим, как философские идеи в своей динамике приводят к трансформациям в области политических перемен. Речь идет об изменениях, происходящих в системе политических практик. Так, в современной постмодернистской философии они связываются с таким областями как: реализация РРтехнологий (Ж. Бодрийяр), применения знания как
Равочкин Н. Н.
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
источника власти (М. Фуко) или социальных практик как основания политических действий (П. Бурдье). В результате теоретические разработки данных и других мыслителей приводят к изменению фундаментальных принципов формирования и использования новых программ политических для осуществления действий. Будучи в поиске нового предметного поля, современная философия оказывает существенное влияние, в том числе и на изменение самого процесса политического управления, переводя его из области непосредственного принуждения с помощью силовых методов в область прикладных и порой незаметных для управляемых масс людей способов, методов и моделей управления общества и государства.
Кроме того, стоит отметить, что философская детерминация изменений в области политического может быть обнаружена не только на уровне трансформации предметного поля. Д.М. Шевчук отмечает следующее: «политический мир создается не только на основании разума, но также благодаря использованию верований, представлений, мифов, стереотипов, иллюзий и эмоций. Больше того, в условиях современности можем наблюдать, как разум все более теряет свои позиции, что в философии проявляется как критика тех политических теорий, которые принципиально базируются на основаниях рационализма (например, либерализма), так и сомнения в универсализме европейского разума. В этом контексте появляется проблема рационального обоснования принципов справедливости, равенства, политической свободы и др.» [6, с. 123]. Здесь через анализ происходящих в обществе процессов мы видим проявление социальной онтологии. Так, одни онтологические основания политического процесса замещаются другими, приводя, в конечном счете, к смене мировоззрения и принятию его системы как некоторой синтетической неоформы, позволяющей принять и адаптировать ранее неизвестные основания системы уже «других» политических отношений. В результате мы видим, что философия представляет собой особый вид детерминации процессов и перемен, происходящих в конкретной области социальной действительности - политике.
Переходя к изменениям в области правовой реальности и их обусловленности философскими идеями, необходимо отметить следующее. Крайне затруднительно исследовать развитие область правового без анализа развития социума. Правовая реальность является одним из механизмов социальной регуляции, имеющего в отличие от политики, более устойчивую традиционность своего усвоения. Каждое конкретное общество в процессе своего исторического развития требует закрепленной на высшем уровне, строго определенной и адаптированной под культурные реалии меры социального регулирования, поскольку в противном случае это приводит к возникновению отрицательных последствий для целостной социальной системы. При этом «мера» как критерий нормальности функционирования систем и взаимодействия субъектов внутри социума, выражает в себе «объем» и «интенсивность» социального регулирования. Так, понимаемая мера зависит от требований существующей общественной системы, этапа развития социума, уровня его организованности и так далее. Изначально право в первобытном обществе формировалось как система запретов, к которым со временем добавлялись позитивные запреты и дозволения. Для нас это
выглядит логичным и позволяет отметить факт, указывающий на существование некоторой внутренней логики развития права, в значительной степени определенной факторами всей социальной динамики. Это значит, что правовая система развивается с определенного этапа существования социума отнюдь не через банальное противостояние природе, но через возвышение над ней, а также внутри самого общества, удовлетворяя потребности по поводу формальной нормативности как совокупности регуляторов взаимодействий между индивидами и социальными группами.
Философия выступает важнейшей детерминантой процессов развития правовой стороны общественной жизни - и это не является сильным по форме заявлением. Мы можем наблюдать такое определение в нескольких аспектах, для чего необходимо развернуть отмеченное в предыдущем абзаце «введение». Имеет смысл привести собственно выведенное мнение. Так, при обращении к историческим процессам, связанным с развитием права, мы наблюдаем постепенный переход от запретительно-предписывающего характера регулирования к дозволительному, современное состояние развития права позволяет указать на пройденный им путь до, условно говоря, всестороннего «присутствия», то есть право наличествует практически во всех сферах и отраслях общественной жизни. Фи-лософско-идейную детерминацию правовых изменений «от запретов к дозволениям» прекрасно демонстрирует З. Фрейд в работе «Тотем и табу» [4], когда разбирает первобытное общество и систему запретов в нем. Он утверждает, что запретительные нормы в виде законов, или нормативно-правовых актов, в их зачаточном состоянии обуславливались зависимостью человека и общества от сил природы. Рост независимости общества от сил природы влечет за собой трансформацию системы мировоззрения, в том числе и философского, что влечет за собой осознание необходимости трансформации системы права в конкретном обществе.
В свою очередь С.А. Хмелевская утверждает, что «автономия личности приобретает все большую устойчивость, подкрепленную юридическими нормами; право все больше учитывает интересы личности; постепенно закрепляется правовое равенство личностей» [5, с. 57]. Здесь следует напомнить, что понятие «личность» выступает одним из существенных не только в психологии и социологии, но в философии, поэтому концептуальное изучение проблем личности, а также предметного поля, связанного с ее социализацией или личностной идентификацией, логически приводит к выделению проблемы правового статуса человека. В результате философское осмысление данной проблематики неуклонно приводит к трансформации правовых норм в теории и формирование с внесением соответствующих изменений (вплоть до отмены ряда норм, не отвечающих современным реалиям по тем или иным критериям) в системе существующей законодательной системы на практике.
Конечно, можно утверждать, властная деятельность подвергается все большей регламентации, а публичная власть (там, где это возможно) становится в какой-то мере подконтрольной неодинаково репрезентируемому и воспринимаемому гражданскому обществу. Но нельзя игнорировать само влияние философских идей на факт наличия изменений в правовой среде, которые реализуется через формирование концепций гражданского общества и правового государства. Сформированные
главным образом в трудах Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегеля и К. Маркса указанные идеи становятся основанием современной практики их реализации. Таким образом, мы видим, что изменения правовой сферы общества своим основанием, так или иначе, уходят в философские осмысления социальной реальности. Здесь законы указывают на наличие четко определенных границ между интересами отдельного члена общества и интересами других людей, что позволяет гармонизировать, придать логику и упорядочить ход регулируемых ими общественных отношений [2].
В завершение следует отметить еще одну достойную внимания тенденцию, признающую преобладание гуманистических начал «в совершенствовании системы правового регулирования общественных отношений» [5, с. 57]. Отметим, что генезис идей гуманизма приходится на становление философской классики в период Античности. Так, в аристотелевских идеях человек определяется как существо политическое, реализующее собственные действия на основании центральной добродетели - принципа меры. Человек, занимающийся политикой, участвует в создании законодательных актов. Значит, любой нормативно-правовой акт должен согласовываться с основными принципами морали. Современная философия права уже утвердила необходимость усиления этизации в научно-практических изысканиях. Этизация связана с обоснованием модели развития общества, базирующейся на принципах гуманизации всей системы общественных отношений, самореализации личности, означая «возрастание роли морали и её нормативно-регулятивного воздействия на весь спектр общественных связей» [3, с. 186]. Мы понимаем под этим следующее. Правовая реальность испытывает на себе существенное влияние со стороны стремления социума к формированию законодательной базы, единой с основными принципами морали цивилизованных государств. Последнее влечет за собой наш аргумент по последней тенденции о том, что философско-правовой дискурс в значительной степени детерминирует изменения, которые протекают в правовой сфере современного общества, задавая панораму будущих исследований в значении «этика есть норативность».
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что философия как форма мировоззрения на равно как в период своего генезиса, так и на современном этапе существенным образом идейно детерминирует социальные изменения, в том числе подтверждая нашу гипотезу в сферах политики и права. Перемены, происходящие в областях правового и политического, сопряжены с популярностью и преобладанием на том или ином историческом отрезке конкретных интеллектуальных традиций и школ и, соответственно, рассматриваемыми в этих философских дискурсах проблемами.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,99%.
Список литературы:
1. Балдицына Е.И. Онтологические основания теории социальных изменений: детерминизм и индетерминизм социальной реальности // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 165-171.
2. Кабарухин Д.И. Федеративная государственность и гражданское общество: институционально-правовые формы взаимодействия // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2011. - № 2. - С. 62-65.
3. Остапенко Н.Н. Этизация как креативная основа развития современного российского образования // В сборнике: Гуманитарное образование в креативно-антропологическом измерении. Сборник научных статей 12-й Всероссийской научно-практической конференции / науч. ред. С.З.Гончаров. - Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - 2015. - С. 185-190.
4. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. - М.: Эксмо, 2018. - 224 с.
5. Хмелевская С.А. Тенденции изменения в праве: социально-философский анализ // Социально-политические науки. - 2016. - № 4. - С. 56-59.
6. Шевчук Д.М. Философское понимание политики и современная (пост-)политическая ситуация // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2014. - № 2 (26). - С. 122-129.
7. Штанько М.А. Генезис проблемы конструирования политической реальности в философской традиции // Известия Томского политехнического университета. - 2008. - Т. 313. - № 6. - С. 113-119.
8. Шульц Э.Э. Теория революции: Маркс и марксизм // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 2 (30). - С. 188-194.
9. Arendt H. Between past freedom. Six exercises in political thought. -New York: The Viking press, 1961. — 256 p.
10. Shevchuk I.I. About the ration of category of social dynamics // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2017. - № 2 (51). - С. 177-186.
11. van Steenbergen B. The sociologist as social architect: A new task for macro-sociology? // Futures. - 1983. - Vol. 15. - Issue 5. - pp. 376-386 https://doi.org/10.1016/0016-3287(83)90051-4
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Философские идеи как детерминанты социальных изменений» кандидата философских наук, доцента кафедры гуманитарно-правовых дисциплин ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт» Равочкина Никиты Николаевича Рецензируемая нами статья Н. Н. Равочкина посвящена исследованию роли философских идей в обществе как детерминант происходящих в нем изменений. Статья написана в новом философском направлении, задающее мейнстрим научных исследований - изучение влияния идей на устройство, организацию и последующие трансформации социума, в данном случае происходит раскрытие темы через нетривиальную позицию синкретизма политики и права. Важным при выборе тематики является справедливое обращение внимание именно на идеи, представляющих некоторую структуру с согласованными элементами и стремящимися к внутреннему совершенству.
Материал статьи основан на детальном критическом анализе научных работ как отечественных, так и зарубежных исследователей. Рассматривая общество через призму социальной онтологии, Равочкин делает справедливое замечание, что «социальные изменения, могут быть описаны философскими методами», а не только прикладной наукой, ведущей из которых является социология. Репрезентируя собственное видение современной философии, автор верно отмечает, что сегодня «уровень философского миропостижения позволяет обнаружить множественные способы воздействия философских оснований на социальные реалии, создавая новые и в то же время изменяя его имеющиеся основания». Собственная исследовательская позиция автора проявляется при его обращении к детальному анализу изменений в политической и правовой сферах общественной жизни, определяя предметное поле, присущей каждой из этих сфер. Мы оцениваем научный уровень рукописи, аналитики и убедительности представленных автором выводов как «высокий». Цитаты и ссылки на приведенные в работе источники из списка литературы соответствуют, что подтверждается проверкой на программном обеспечении «Антиплагиат». Теоретическая значимость данной статьи заключается в том, что она, по нашему мнению, представляет собой вклад в современную социально-философскую мысль и задает панораму для будущих исследований (в т.ч. компаративистских) по обозначенной автором тематике.
Рецензируемая статья написана в рамках научной специальности 09.00.11 - социальная философия (группа специальностей 09.00.00. -Философские науки). Таким образом, работа Н. Н. Равочкина «Философские идеи как детерминанты социальных изменений» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. С учетом вышесказанного, данная статья может быть рекомендована к публикации в журнале «Социально-политические науки» в разделе «Социальная философия» с учетом редакционной правки.
Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, права и социально-политических дисциплин ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Балабанов Павел Иванович