Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ФИЛОСОФСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
резильентность / жизнестойкость / философия образования / этика / гуманизм / экзистенциализм / прагматизм / позитивная психология / школьное образование / личностное развитие / resilience / resilience / philosophy of education / ethics / humanism / existentialism / pragmatism / positive psychology / school education / personal development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.Ф. Галимов

В статье рассмотрена актуальная проблема развития у учащихся жизнестойкости, адаптивности и способности преодолевать трудности. Анализируются возможности применения идей гуманизма, экзистенциализма, прагматизма и позитивной психологии для создания образовательной среды, способствующей воспитанию резильентности. В работе подчеркивается важность опоры на этические принципы уважения к личности ребенка, поддержки его автономии и ответственности. Отмечается необходимость переориентации философии образования на целостное развитие учащихся, готовых к вызовам реальной жизни. Автор приходит к выводу, что воспитание резильентности, как ключевой компетенции XXI века, требует объединения усилий всех участников образовательного процесса и должно стать неотъемлемой частью школьного обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND ETHICAL FOUNDATIONS OF RESISTANCE EDUCATION IN SCHOOL EDUCATION

The article considers the actual problem of developing students' resilience, adaptability and ability to overcome difficulties. The possibilities of applying the ideas of humanism, existentialism, pragmatism and positive psychology to create an educational environment conducive to the education of resilience are analyzed. The work emphasizes the importance of relying on ethical principles of respect for the child's personality, support for his autonomy and responsibility. It is noted that the philosophy of education needs to be reoriented towards the holistic development of students who are ready for the challenges of real life. The author comes to the conclusion that resistance education, as a key competence of the XXI century, requires the combined efforts of all participants in the educational process and should become an integral part of school education and upbringing.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ФИЛОСОФСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ

В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

С.Ф. Галимов, аспирант

Елабужский институт Казанского федерального университета (Россия, г. Елабуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-2-160-169

Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблема развития у учащихся жизнестойкости, адаптивности и способности преодолевать трудности. Анализируются возможности применения идей гуманизма, экзистенциализма, прагматизма и позитивной психологии для создания образовательной среды, способствующей воспитанию резиль-ентности. В работе подчеркивается важность опоры на этические принципы уважения к личности ребенка, поддержки его автономии и ответственности. Отмечается необходимость переориентации философии образования на целостное развитие учащихся, готовых к вызовам реальной жизни. Автор приходит к выводу, что воспитание резиль-ентности, как ключевой компетенции XXI века, требует объединения усилий всех участников образовательного процесса и должно стать неотъемлемой частью школьного обучения и воспитания.

Ключевые слова: резильентность, жизнестойкость, философия образования, этика, гуманизм, экзистенциализм, прагматизм, позитивная психология, школьное образование, личностное развитие.

В условиях стремительных изменений, нестабильности и неопределенности, характерных для современного мира, проблема воспитания резильентности у подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Резильентность, понимаемая как способность личности успешно адаптироваться и развиваться несмотря на сложные жизненные обстоятельства и травмирующий опыт, становится ключевой компетенцией XXI века.

Школьное образование, будучи одним из основных институтов социализации, призвано не только передавать знания и формировать академические навыки, но и готовить учащихся к эффективному функционированию в динамичном и непредсказуемом мире. Однако традиционная модель образования, ориентированная на стандартизацию и унификацию, зачастую не справляется с задачей развития адаптивности, жизнестойкости и психологической устойчивости школьников.

Более того, современные дети и подростки сталкиваются с целым рядом вызовов и стрессоров, таких как интенсификация учебного процесса, кибербуллинг, информационная перегрузка, социальное не-

равенство, экологические угрозы и т.д. В этих условиях многие учащиеся испытывают трудности с саморегуляцией, мотивацией и совладанием со стрессом, что негативно сказывается на их психологическом благополучии, академической успеваемости и социальной адаптации.

Недостаточный уровень резильентности у школьников приводит к таким последствиям, как рост тревожно-депрессивных расстройств, школьная дезадаптация, повышенный риск девиантного поведения и суицидальности. Эти проблемы, в свою очередь, влекут за собой значительные социальные и экономические издержки как для отдельных индивидов, так и для общества в целом.

В связи с этим воспитание резильентно-сти должно стать приоритетной задачей современного школьного образования. Развитие у учащихся навыков преодоления трудностей, совладания со стрессом, построения позитивных отношений и осмысленного целеполагания позволит им не только успешно адаптироваться к изменениям и вызовам, но и реализовать свой личностный потенциал.

Однако для эффективного воспитания резильентности недостаточно только психолого-педагогических технологий. Необходимо глубокое осмысление философских и этических оснований этого процесса, поскольку резильентность предполагает не только поведенческие стратегии, но и экзистенциальную позицию личности по отношению к миру и самой себе.

Таким образом, актуальность проблемы воспитания резильентности в современном школьном образовании обусловлена следующими факторами:

1) возрастающей нестабильностью и неопределенностью современного мира;

2) несоответствием традиционной модели образования задачам развития адаптивности и жизнестойкости учащихся;

3) наличием множественных вызовов и стрессоров, с которыми сталкиваются современные школьники;

4) негативными последствиями недостаточной резильентности для психологического благополучия, академической успеваемости и социальной адаптации учащихся;

5) необходимостью разработки фило-софско-этических оснований воспитания резильентности.

Цель выполненного исследования заключается в выявлении и обосновании философских и этических основ воспитания резильентности в современном школьном образовании.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать понятие резиль-ентности в философско-этическом дискурсе, рассмотрев его трактовки от античности до современности, а также этические аспекты данного феномена.

2. Выявить философские основы воспитания резильентности в школе, опираясь на экзистенциальный, гуманистический, прагматический и постмодернистский подходы.

3. Определить ключевые этические принципы воспитания резильентности в образовательном процессе, такие как уважение автономии личности, забота и ответственность, справедливость и равен-

ство, сотрудничество школы, семьи и общества.

4. Предложить стратегии и методы воспитания резильентности на основе фило-софско-этических подходов, включая развитие критического мышления, культивирование ценностно-смысловой сферы, формирование навыков саморегуляции и создание поддерживающей школьной среды.

5. Обосновать значимость философско-этической рефлексии для развития теории и практики воспитания резильентности в современном школьном образовании.

Резильентность, понимаемая как способность человека успешно адаптироваться и развиваться несмотря на сложные жизненные обстоятельства и травмирующий опыт, является одним из ключевых понятий современной психологии и педагогики. Однако корни данного феномена уходят глубоко в историю философской и этической мысли, где на протяжении веков осмыслялись вопросы о сущности человека, его способности преодолевать трудности и сохранять внутреннюю устойчивость перед лицом внешних вызовов.

Уже в античной мысли мы находим концепции, созвучные современному пониманию резильентности. Так, древнегреческий философ Аристотель в своей «Ни-комаховой этике» развивает учение о добродетелях, среди которых особое место занимает мужество - способность человека преодолевать страх и сохранять присутствие духа перед лицом опасности. В «Тускуланских беседах» Цицерон говорит о стойкости как качестве, позволяющем переносить удары судьбы и сохранять ясность ума в несчастьях.

В эллинистической философии идея ре-зильентности получает развитие в учениях стоиков и эпикурейцев. Стоики (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) делают акцент на развитии внутренней свободы и невозмутимости духа (атараксии) перед лицом внешних обстоятельств. Достижение этого состояния возможно благодаря рациональному контролю над страстями и эмоциями, а также осознанию своей причастности к космическому логосу [6]. Эпику-

рейцы (Эпикур, Лукреций) связывают достижение душевного покоя с освобождением от страха смерти и богов, а также умеренностью в удовольствиях [8].

В средневековой философии идея ре-зильентности переосмысляется в религиозном ключе. Августин в «Граде Божьем» говорит о необходимости стойко переносить земные страдания ради достижения вечного блаженства. Фома Аквинский в «Сумме теологии» рассматривает добродетель твердости как дар Святого Духа, позволяющий человеку мужественно преодолевать трудности на пути к спасению.

В философии Нового времени идея ре-зильентности развивается в контексте становления автономного субъекта. Декарт в «Рассуждении о методе» подчеркивает значение интеллектуальной решимости в преодолении сомнений и достижении истины. Спиноза в «Этике» рассматривает аффекты как состояния, которые могут либо увеличивать, либо уменьшать способность души к адекватным идеям и активным действиям. Достижение свободы и блаженства возможно через познание и контроль над аффектами [5].

В немецкой классической философии И. Кант связывает идею резильентности с автономией воли и способностью личности следовать нравственному закону вопреки внешним обстоятельствам и собственным склонностям. Г.В.Ф. Гегель рассматривает процесс преодоления трудностей и обретения внутренней устойчивости как необходимый момент диалектического развития духа.

В философии XIX-XX вв. понятие ре-зильентности получает новые интерпретации. Ф. Ницше в работе «Так говорил За-ратустра» развивает идею сверхчеловека, способного преодолеть «человеческое, слишком человеческое» и достичь величия духа через принятие жизни со всеми ее трагическими противоречиями. А. Бергсон вводит понятие «жизненного порыва» (elan vital) как творческой силы, позволяющей живым существам адаптироваться к изменениям среды и преодолевать ограничения материи [3].

В экзистенциальной философии (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр,

А. Камю) идея резильентности осмысляется в контексте пограничных ситуаций (страдание, вина, борьба, смерть), в которых человек обретает подлинность своего бытия. Преодоление отчаяния и обретение экзистенциальной устойчивости возможно через принятие абсурдности мира, осознание своей свободы и ответственности.

В гуманистической философии (Э. Фромм, К. Роджерс, А. Маслоу) ре-зильентность связывается с процессом самоактуализации и реализации личностного потенциала. Способность преодолевать трудности и сохранять психологическое здоровье зависит от удовлетворения базовых потребностей, развития Я-концепции и стремления к саморазвитию.

В постмодернистской мысли (Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Деррида) идея резильент-ности переосмысляется в контексте нома-дического субъекта, способного к трансформации и адаптации в условиях нестабильности и неопределенности. Резиль-ентность связывается с развитием критического мышления, деконструкцией устоявшихся смыслов, открытостью новому опыту.

Таким образом, философские трактовки резильентности демонстрируют эволюцию данного понятия от античных идей мужества и стойкости духа до современных концепций самоактуализации, экзистенциальной устойчивости и номадической субъективности. При этом сохраняется общая идея о способности человека преодолевать жизненные трудности и обретать внутреннюю силу через осмысление своего бытия и реализацию личностного потенциала.

Понятие резильентности тесно связано также и с этическими категориями, поскольку способность человека преодолевать жизненные трудности и сохранять внутреннюю целостность во многом определяется его нравственными качествами и ценностными ориентациями. В этике ре-зильентность рассматривается в контексте моральной устойчивости личности, ее способности сохранять верность своим принципам и следовать нравственному долгу в сложных ситуациях морального выбора.

Моральная устойчивость личности основывается на интернализации нравственных норм и ценностей, формировании устойчивых моральных убеждений и навыков моральной саморегуляции. Как подчеркивает американский психолог Л. Кольберг, развитие моральной устойчивости происходит в процессе последовательного прохождения стадий морального развития - от доконвенциональной морали (ориентации на награду и наказание) до постконвенциональной морали (ориентации на универсальные этические принципы) [10]. Достижение высшей стадии морального развития позволяет личности сохранять автономию и следовать нравственному закону вопреки внешнему давлению и обстоятельствам.

В то же время резильентность предполагает не только моральную устойчивость, но и нравственную гибкость - способность адаптироваться к изменяющимся этическим контекстам, находить оптимальные решения в ситуациях моральных дилемм, проявлять эмпатию и толерантность к другим точкам зрения. Как отмечает российский этик Р.Г. Апресян, «нравственная гибкость предполагает умение соотносить нравственные принципы с конкретными обстоятельствами, учитывать последствия своих действий, идти на компромиссы без ущерба для базовых ценностей» [1].

Нравственная гибкость особенно важна в ситуациях ценностных конфликтов, когда человек сталкивается с противоречием между различными моральными нормами или принципами. В таких случаях резиль-ентность проявляется в способности находить баланс между разными ценностями, принимать ответственные решения с учетом интересов всех сторон.

Важным аспектом нравственной гибкости является способность к моральной рефлексии - критическому осмыслению собственных ценностей и принципов, их соотнесению с общечеловеческими этическими стандартами. Как отмечает американский философ М. Нуссбаум, моральная рефлексия предполагает «выход за пределы своей культурной и исторической ситуации, диалог с другими традициями, расширение горизонтов этического мышле-

ния» [11]. Развитие навыков моральной рефлексии позволяет личности сохранять резильентность в ситуациях ценностной неопределенности, адаптироваться к новым этическим вызовам.

Таким образом, этические аспекты ре-зильентности включают в себя моральную устойчивость личности, ее верность нравственным принципам и ценностям, а также нравственную гибкость, способность адаптироваться к изменяющимся этическим контекстам, находить баланс между разными ценностями, вести моральную рефлексию. Развитие этих качеств является важной задачей нравственного воспитания и образования, направленного на формирование зрелой и ответственной личности, способной преодолевать жизненные трудности и сохранять человечность в сложных обстоятельствах.

В современной психологии и педагогике резильентность рассматривается не только как способность преодолевать трудности, но и как важное личностное качество, определяющее успешность адаптации и самореализации человека в различных сферах жизни. Резильентность является одним из ключевых компонентов психологического благополучия наряду с самопринятием, позитивными отношениями с окружающими, автономией, компетентностью, наличием жизненных целей и личностным ростом.

Резильентность как личностное качество включает в себя целый комплекс когнитивных, эмоциональных и поведенческих характеристик, обеспечивающих успешное совладание со стрессовыми ситуациями и адаптацию к изменяющимся условиям среды. К таким характеристикам относятся: оптимизм, гибкость мышления, эмоциональная стабильность, внутренний локус контроля, самоэффективность, коммуникативные навыки, проактивность и др.

Развитие резильентности как личностного качества является важной задачей современного образования, направленного на подготовку учащихся к эффективному функционированию в условиях нестабильности и неопределенности. Как подчеркивает российский педагог А.Г. Асмолов, «в

эпоху перемен образование должно формировать личность, устойчивую к неопределенности, способную к саморазвитию и самоопределению в меняющемся мире» [2].

Резильентность становится одной из ключевых ценностей образования наряду с такими ценностями, как креативность, критическое мышление, коллаборация, коммуникация и др. Формирование резильентности у учащихся предполагает создание в образовательной среде условий для развития у них навыков совладания со стрессом, решения проблем, саморегуляции, принятия ответственности, построения позитивных отношений и др. Развитие резильентности у учащихся должно осуществляться на всех уровнях образования - от дошкольного до высшего. При этом важно учитывать возрастные особенности и потребности учащихся, использовать соответствующие педагогические стратегии и технологии. Так, в дошкольном и младшем школьном возрасте акцент делается на развитии эмоциональной саморегуляции, социальных навыков, позитивной Я-концепции через игровую деятельность, взаимодействие со сверстниками и значимыми взрослыми. В подростковом и юношеском возрасте на первый план выходит развитие автономии, самоопределения, жизнестойкости через вовлечение в социально значимую деятельность, профессиональные пробы, тренинги личностного роста.

В высшем образовании развитие ре-зильентности студентов связано с формированием у них профессиональной идентичности, готовности к инновационной деятельности, навыков самоменеджмента и предпринимательства. При этом важную роль играет создание в вузе среды, поддерживающей психологическое благополучие студентов, их вовлечение в научно-исследовательскую работу, социальное проектирование, волонтерскую деятельность.

Воспитание и развитие резильентности является одной из ключевых задач современного школьного образования. В условиях нарастающей неопределенности, сложности и разнообразия мира школа

призвана не только передавать знания и формировать академические навыки, но и развивать у учащихся личностные качества и компетенции, обеспечивающие их успешную адаптацию и самореализацию в изменяющихся условиях жизни.

Философские основы воспитания ре-зильентности в школе представляют собой систему мировоззренческих идей, ценностей и принципов, определяющих цели, содержание и методы данного процесса. Они задают общую рамку понимания сущности резильентности как личностного феномена, ее роли в развитии человека и общества, а также стратегии ее формирования в контексте школьного образования.

В современной философии образования сложились различные подходы к осмыслению феномена резильентности и способов ее развития у школьников. Эти подходы опираются на разные философские традиции и парадигмы, акцентируя те или иные аспекты резильентности и предлагая свои модели ее воспитания. При этом они не столько противоречат, сколько дополняют друг друга, создавая многомерную картину воспитания резильентности как сложного и многоаспектного процесса.

Одним из ведущих философских подходов к воспитанию резильентности является экзистенциальный подход, рассматривающий данный феномен в контексте проблем человеческого существования, поиска смысла жизни, совладания с экзистенциальной тревогой и отчаянием [7]. С точки зрения экзистенциализма, резиль-ентность - это не просто адаптивная способность, а экзистенциальная характеристика личности, связанная с ее способностью осознанно выбирать свой жизненный путь, брать ответственность за свои решения и поступки, сохранять верность своим ценностям и убеждениям перед лицом жизненных испытаний.

Другим важным философским основанием воспитания резильентности выступает гуманистический подход, акцентирующий идеи самоактуализации личности, реализации ее потенциала, стремления к росту и развитию. С позиций гуманистической психологии и педагогики, резильент-ность рассматривается как важный аспект

психологического здоровья и благополучия личности, ее способности эффективно функционировать и развиваться в различных жизненных ситуациях. Воспитание резильентности в русле гуманистического подхода предполагает создание в школе условий для удовлетворения базовых психологических потребностей учащихся, поддержки их самопознания и самовыражения, развития их сильных сторон и творческих способностей.

Значимый вклад в осмысление феномена резильентности вносит также прагматический подход, рассматривающий ее как набор практических навыков и компетенций, обеспечивающих эффективное решение жизненных проблем и достижение успеха в различных сферах деятельности. С точки зрения прагматизма, резильент-ность - это не столько личностная характеристика, сколько функциональное качество, связанное с умением адаптироваться к изменяющимся условиям, находить нестандартные решения, преодолевать препятствия на пути к цели. Воспитание ре-зильентности в контексте прагматического подхода направлено на формирование у школьников практического интеллекта, критического мышления, навыков решения проблем, социальной компетентности.

Наконец, нельзя не отметить вклад постмодернистского подхода в философское осмысление резильентности как способности личности конструктивно функционировать в условиях нестабильности, неопределенности, разнообразия и сложности современного мира. Постмодернистская философия подчеркивает относительность и изменчивость личностной идентичности, множественность жизненных контекстов и ролей, необходимость постоянного самоопределения и трансформации в ответ на вызовы времени. С этой точки зрения, резильентность предстает как гибкость и адаптивность личности, ее готовность к пересмотру своих представлений и ценностей, освоению новых моделей поведения и мышления. Воспитание резильентности в русле постмодернистского подхода ориентировано на развитие у школьников толерантности к неопределенности, открытости новому

опыту, навыков саморефлексии и самопроектирования.

Таким образом, философские основы воспитания резильентности в школе представляют собой комплекс идей и подходов, раскрывающих различные грани этого феномена и задающих стратегические ориентиры для педагогической практики. Опора на экзистенциальный, гуманистический, прагматический и постмодернистский подходы позволяет выстроить многомерную модель воспитания резильентности, учитывающую сложность и многоаспект-ность данного процесса. При этом каждый из подходов вносит свой уникальный вклад в понимание сущности резильентно-сти и способов ее развития у школьников, дополняя и обогащая общую картину.

Воспитание резильентности у школьников невозможно без опоры на прочный этический фундамент, без осмысления ценностных оснований и моральных регу-лятивов данного процесса.

Этические принципы воспитания ре-зильентности в образовательном процессе представляют собой систему нравственных ориентиров и правил, определяющих цели, содержание и методы педагогической деятельности по развитию у учащихся способности преодолевать трудности и добиваться успеха в сложных жизненных обстоятельствах. Эти принципы базируются на универсальных ценностях гуманизма, демократии и толерантности, на признании безусловного достоинства и автономии личности ребенка, его права на свободное развитие и самоопределение.

Необходимость этической рефлексии процесса воспитания резильентности обусловлена рядом факторов. Во-первых, сам феномен резильентности имеет ярко выраженный нравственный аспект, поскольку связан со способностью личности сохранять верность своим ценностям и убеждениям, противостоять искушениям и давлению среды, совершать моральный выбор в ситуациях неопределенности и риска. Во-вторых, воспитательные воздействия, направленные на развитие резиль-ентности, неизбежно затрагивают глубинные структуры личности учащихся, влияют на формирование их мировоззрения,

самосознания и идентичности, а значит, должны осуществляться максимально деликатно и ответственно, с уважением к внутреннему миру ребенка. В-третьих, в процессе воспитания резильентности могут возникать ситуации ценностных конфликтов и моральных дилемм, требующие от педагога высокого уровня этической компетентности и следования профессиональному этическому кодексу.

В современной философии образования сложились различные подходы к этическому осмыслению воспитания резильент-ности, акцентирующие те или иные аспекты данного процесса. Так, с позиций этики заботы ключевым принципом воспитания резильентности является создание атмосферы эмоциональной поддержки, эмпа-тии и принятия в образовательной среде, становление отношений доверия и сотрудничества между учителем и учениками. В рамках этики справедливости [4] подчеркивается необходимость равного доступа всех учащихся к ресурсам и возможностям развития резильентности, недопустимость дискриминации и стигматизации детей из неблагополучных семей и социальных групп риска. Этика признания [9] рассматривает воспитание резильентности как процесс взаимного признания достоинства и ценности личности ребенка и педагога, преодоления отношений доминирования и подчинения в образовательной практике. Этика ответственности указывает на моральные обязательства педагога перед будущим, его роль в подготовке учащихся к жизни в непредсказуемом и полном вызовов мире.

Различные этические «линзы» высвечивают многомерность и сложность феномена воспитания резильентности, необходимость учета разнообразных нравственных аспектов и граней этого процесса. При этом все этические подходы сходятся в признании приоритета интересов и потребностей развития ребенка, недопустимости манипулирования и подавления его личности, важности равноправного диалога и сотрудничества между всеми участниками образовательных отношений.

Основываясь на идеях современной этики образования, можно выделить ряд

ключевых принципов воспитания резиль-ентности в школе, служащих ориентирами для построения педагогической деятельности в данном направлении. К ним относятся: принцип уважения автономии и достоинства личности учащегося, принцип заботы и ответственности педагога за развитие резильентности учеников, принцип справедливости и равенства в создании условий для формирования резильентно-сти, принцип сотрудничества школы, семьи и общества в воспитании резильент-ной личности. Каждый из этих принципов конкретизируется в виде определенных нравственных требований и регулятивов, образующих этический кодекс педагога-воспитателя.

Таким образом, этические принципы воспитания резильентности в образовательном процессе задают общую аксиологическую рамку и нравственные критерии организации педагогической деятельности по развитию у учащихся способности преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей. Эти принципы выступают своеобразным моральным компасом, помогающим педагогу ориентироваться в сложном и многогранном пространстве воспитания резильентности, находить этически обоснованные решения в ситуациях ценностных конфликтов и противоречий. Опора на данные принципы позволяет реализовать стратегию «развивающей заботы», в центре которой находится личность ребенка с ее уникальными потребностями, интересами и потенциалами развития.

Стратегии и методы воспитания резиль-ентности, основанные на философско-этических подходах, образуют целостную систему педагогических воздействий, охватывающую различные аспекты и направления личностного развития учащихся: когнитивное, эмоциональное, коммуникативное, экзистенциальное. Их комплексное и синергичное применение позволяет обеспечить разностороннее развитие адаптивных способностей и компетенций школьников, сформировать у них целостную и гармоничную личность, готовую к преодолению трудностей и самореализации в сложном современном мире.

Вместе с тем, реализация данных стратегий и методов предъявляет высокие требования к самому педагогу как ключевой фигуре процесса воспитания резильентно-сти. Учитель должен не просто освоить определенный методический инструментарий, но и стать для учащихся ролевой моделью аутентичного, самоактуализирующегося, проактивного и открытого изменениям человека. Это предполагает постоянную работу педагога над собой, развитие личностной зрелости, философской рефлексии, этического сознания.

Кроме того, эффективность стратегий и методов воспитания резильентности во многом зависит от комплексности и системности их применения, от способности педагога встраивать их в целостный образовательный процесс, адаптировать к конкретным социокультурным условиям и образовательным потребностям учащихся. Важную роль здесь играет сотрудничество учителя с другими субъектами образовательных отношений - психологами, социальными педагогами, родителями, представителями местного сообщества, позволяющее объединять ресурсы и усилия в создании благоприятной среды для развития резильентной личности.

Ключевыми стратегиями воспитания резильентности, пронизывающими все философско-этические подходы, являются:

- развитие критического мышления и рефлексивности учащихся;

- культивирование ценностно-смысловой сферы личности школьников;

- формирование навыков эмоциональной саморегуляции и стрессоустойчиво-сти;

- создание атмосферы психологической безопасности и поддержки в школьной среде;

- организация ситуаций преодоления трудностей и развития жизнестойкости учащихся.

Каждая из этих стратегий реализуется с помощью специфических методов и технологий, укорененных в различных фило-софско-этических традициях осмысления феномена резильентности и способов ее развития. Гибкое сочетание данных методов, их адаптация к возрастным и индиви-

дуальным особенностям учащихся, социокультурной специфике образовательной среды позволяет выстроить многомерный процесс воспитания жизнеспособной и адаптивной личности.

Таким образом, стратегии и методы воспитания резильентности на основе фи-лософско-этических подходов образуют богатый арсенал педагогических средств развития у учащихся адаптивных личностных ресурсов и компетенций, позволяющих им эффективно функционировать и самореализовываться в изменчивом современном мире. Опора на разные философские и этические аспекты феномена резильентности позволяет выстроить целостный процесс ее воспитания, находить уникальные методические решения, отвечающие вызовам времени. Вместе с тем, реализация данных стратегий и методов требует от педагога высокого уровня фи-лософско-этической культуры, развитых личностных компетенций, способности быть проводником гуманистических ценностей в образовании.

Заключение

Воспитание резильентности в школьном образовании является важной задачей, требующей комплексного философско-этического подхода. Опираясь на гуманистические принципы, идеи экзистенциализма, прагматизма и позитивной психологии, мы можем создать благоприятную среду для развития у учащихся жизнестойкости, адаптивности и способности преодолевать трудности.

Ключевыми этическими основами воспитания резильентности должны стать уважение к личности ребенка, поддержка его автономии, поощрение активности и ответственности. Школа призвана не только давать знания, но и помогать учащимся обрести смысл, развить свои сильные стороны, научиться позитивно мыслить и эффективно решать проблемы.

Философия образования в контексте развития резильентности должна ориентироваться на целостное развитие личности, готовой к вызовам реального мира. Через насыщенный опыт, рефлексию, социальное взаимодействие и поддержку школа

способна взрастить поколение зрелых, опираясь на прочный философско-устойчивых и творческих людей. этический фундамент, мы можем достичь

Воспитание резильентности - непро- этой важной цели и подготовить детей к стая, но необходимая задача современного успешной и полноценной жизни, несмотря образования. Объединяя усилия педагогов, на неизбежные трудности и потрясения, психологов, родителей и самих учащихся, которые их ожидают.

Библиографический список

1. Апресян Р.Г. Этика: учебник. - М.: Кнорус, 2017.

2. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределённости, сложности и разнообразия // Психологические исследования (электронный журнал). - 2015. - Т. 8, № 40.

3. Бергсон А. Творческая эволюция; переводчик: Флерова В. - Академический проект, 2022 г.

4. Ролз Д. Теория справедливости: Пер. с англ. / Науч. ред. и предисл. В.В. Целищева. Изд. 2-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2010.

5. Спиноза, Б. Этика; переводчик: Н.А. Иванцов. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 240 с.

6. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. - М.: АО КАМИ ГРУП, 1995. - 448 с.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

8. Шакир-Заде А.С. «Эпикур». - М.: Соцэкгиз, 1963. - 224 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Honneth A. Moral Development and Social Struggle: Hegel's Early Social-Philosophical Doctrines // Cultural-Political Interventions in the Unfinished Project of Enlightment / Ed. by A. Honneth, T. McCarthy, C. Offe, A. Wellmer. - Cambridge, Massachusetts, and London: The MIT Press, 1992

10. Kohlberg, L. The Philosophy of Moral Development: Moral Stages and the Idea of Justice. - Harper & Row, New York, 1981.

11. Nussbaum M. Creating Capabilities: The Human Development Approach. - Harvard University Press, Belknap Press, 2011.

PHILOSOPHICAL AND ETHICAL FOUNDATIONS OF RESISTANCE EDUCATION

IN SCHOOL EDUCATION

S.F. Galimov, Postgraduate Student Yelabuga Institute of Kazan Federal University (Russia, Yelabuga)

Abstract. The article considers the actual problem of developing students' resilience, adaptability and ability to overcome difficulties. The possibilities of applying the ideas of humanism, existentialism, pragmatism and positive psychology to create an educational environment conducive to the education of resilience are analyzed. The work emphasizes the importance of relying on ethical principles of respect for the child's personality, support for his autonomy and responsibility. It is noted that the philosophy of education needs to be reoriented towards the holistic development of students who are ready for the challenges of real life. The author comes to the conclusion that resistance education, as a key competence of the XXI century, requires the combined efforts of all participants in the educational process and should become an integral part of school education and upbringing.

Keywords: resilience, resilience, philosophy of education, ethics, humanism, existentialism, pragmatism, positive psychology, school education, personal development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.