Научная статья на тему 'Философские и эстетические взгляды В.Блейка'

Философские и эстетические взгляды В.Блейка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1795
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
блейк в. / религиозные взгляды блейка в. / философские взгляды блейка в. / блейк вильям / идеалогические убеждения блейка в

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жерновникова О. В.

В статье раскрываются философские и эстетические аспекты литературных произведении Вильяма Блейка. Исследуется также его эпистолярное наследие как источник идеологических убеждений. В конце статьи прилагаются два переведенных автором письма В. Блейка, отражающие его творчество в качестве поэта, художника и великого мыслители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals philosophical and aesthetic aspects of William Blake"s literary works. His epistolary heritage as a source of ideological beliefs is also researched. The author of the article cites two letters of W. Blake, which depict his artistic career as a poet, painter and great thinker.

Текст научной работы на тему «Философские и эстетические взгляды В.Блейка»

О. В. Жерновникова

ФИЛОСОФСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В. БЛЕЙКА

Работа представлена кафедрой искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор Н. М. Мышъякова

В статье раскрываются философские и эстетические аспекты литературных произведении Вильяма Блейка. Исследуется также его эпистолярное наследие как источник идеологических убеждений. В конце статьи прилагаются два переведенных автором письма В. Блейка, отражающие его творчество в качестве поэта, художника и великого мыслители.

The article reveals philosophical and aesthetic aspects of William Blake's literary works. His epistolary heritage as a source of ideological beliefs is also researched. The author of the article cites two letters of W. Blake, which depict his artistic career as a poet, painter and great thinker.

Несмотря на обширнейшую литературу об истории английского романтизма, есть темы, требующие новых исследовательских усилий. Одна из таких тем - творчество Вильяма Блейка.

Блейк - поэт и художник, человек необычной судьбы, почти неведомый своей

эпохе, а ныне широко прославленный не только в странах английского языка, но и во всем мире.

Воспринимаемый своими современниками как поэт темный, парадоксальный, мистический, Блейк сегодня все глубже и основательнее раскрывается как высокий

гуманист, страстный обличитель социальной неправды. С него начинается романтическая английская лирика. Он создал сложные, яркие романтические поэмы, назвав их «пророческими книгами».

С точки зрения исследователей творчества Блейка (Л. Н. Васильева, Е. А. Некрасова, Н. Певзнер, А. А. Елистратова, А. Л. Мортон и др.), его поэзия находится в разнообразных связях с основными традициями английской литературы. В его творчестве отражены взаимодействие пуританской и романтической поэзии, разочарование первых романтиков в просветительстве, их полемика с рационализмом. В мифологии Блейка воплотились бунтарское и утопическое видение мира, романтические догадки о его пороках и тайнах, гениальные и смелые предвидения.

Для мировоззрения Блейка было характерно сложное единство просветительского и романтического начал, отражающее характерную для его эпохи идеологическую ломку. Вместе с английской демократией Блейк пережил разочарование в идеалах и итогах буржуазной революции и, столкнувшись с жестокой реальностью собственнического мира, с отвращением осудил се как «сатанинский» порядок.

Идейно-эстетическая позиция поэта обнаруживает себя прежде всего в его творчестве и эпистолярном наследии.

Со второй половины 90-х гг. XVIII в. Блейк перешел от прямых откликов на современность к символическому, иногда подчеркнуто зашифрованному переосмыслению ее итогов. Он понял, что Французская революция не осчастливила человечество, и начал настойчиво искать утопические пути к торжеству свободы и человечности.

В знаменитых «Песнях Невинности» (1789) Блейк размышляет не только над светлыми, но и над темными сторонами бытия. Блейк обожествил человеческое, воспел гармонию духа и тела. Ему представляется, что существующее в мире неблаго-

получие человечество должно преодолеть силой творческого воображения, душевной чистотой и благородством.

В борьбе с абстрактно-рационалистическим, метафизическим миропониманием Блейк использовал тему детства. В «Песнях Опыта» (1794) он первым после Свифта открыто обвинил буржуазную Англию в беспощадной эксплуатации детей, в надругательстве над будущим народа. Тема детства раскрывается им в философско-нравствеп-ном плане. Стремясь не только обличить, но и утвердить, поэт, как считает исследовательница его творчества Т. Н. Васильева, ввел философско-нравственное понятие «Организованной Невинности», «пребывающей с Мудростью, но никогда с Невеже-1

ством» .

Столь же значима в социально-философском плане и вторая выдвинутая в сборнике категория «Опыт». Опыт ' тягостен и неизбежен, но в нем познаются истина и справедливость. Идеал Блейка сип-тез Опыта и Невинности. Лейтмогивная в сборнике тема любви решена в философ-ско-нравственном аспекте. Чувственное и плотское в любви не исключается Блейком и не обесценивается как низменное. Хрис-тианско-религиозные мотивы и символы не несут в себе ничего мистического, они употреблены как художественные абстракции, семантически противоположные изначальному религиозному толкованию. Важно, что Блейк воспевает высокие страсти и чувства не исключительной личности, а рядового человека, доказывая его право на полноценную духовную жизнь.

В творчестве Блейка выявляется интереснейший лирический автопортрет. Его духовная жизнь не противопоставлена жизни толпы, не вознесена над приземленным существованием простых людей, она оказывается связанной с жизнью страдающего большинства. Судьба поэта и его мечты неотделимы от судеб и устремлений народа. Идеал поэта в поэзии Блейка подчеркнуто антибуржуазен и демократически ро-

мантичен. Отсюда - важность темы искусства, вдохновенных порывов к красоте, открываемой в труде и творчестве.

Мифология Блейка, о которой до сих пор не прекращаются споры, предопределена закономерностями романтического мироощущения. Тем не менее это оригинальная и целостная система символов-абстракций, в которой составные части настолько слились, что ее антропоморфные образы и романтические сюжетные мотивы обрели целостность и определенную эстетическую ценность, стали органическими элементами лирической системы. Их философско-эстетическая интерпретация противоположна классицистическому истолкованию мифов. В них отразилась антирационалистическая и антибуржуазная устремленность поэта-романтика, его революционно-утопические высказывания.

Огромную роль в становлении философских и эстетических взглядов Блейка сыграла любимая им поэзия Мильтона. Культ Мильтона, романтизация его наследия характерны для всего английского романтического движения. Блейк скрупулезно знал все произведения Мильтона, сделал несколько рисунков и гравюр к ним. И именно Блейк первым из романтиков, активно осваивая и переосмысливая мильтоновские традиции, начал с ними своеобразное противоборство. Показательна в этом отношении поэма Блейка «Мильтон» (1804-1808). В ней развернулись лирические раздумья и видения Блейка о миссии гения, его творческих исканиях, ошибках и победах, его роли в истории нации и человечества. В поэме предстала особая творческая программа, наставление поэтам и художникам: гении нового времени должны быть активными участниками интеллектуальной битвы за права личности и нести особую ответственность перед будущим.

Одним из самых сложных и грандиозных (100 граверных «досок») произведений

Блейка является поэма «Иерусалим» (1804— 1820) - философско-нравственная поэма-утопия. Библсйско-апокалипт'ические и евангельские элементы в поэме воплощают не мистическое и потустороннее, а представления Блейка об реальньгх английских невзгодах, общественных пороках, о горестных судьбах английского народа.

Основная философская полемика идет в поэме с метафизикой, рационализмом и направлена против абстрактной философии, враждующей с «Воображением». В поэме воплотилось разочарование в просветительских иллюзиях, которое Блейк пережил остро и болезненно. Просветительское рассудочное миропонимание Блейком пересмотрено и отброшено в философском, социально-этическом и эстетическом аспектах. Гений и человечество должны, по мнению Блейка, обрести новую философию, создать новое искусство. Критикуя вульгарность буржуазно-практического разума, узость просветительских концепций, Блейк ощущал мощь великих умов XVП-XVШ вв.

Философская полемика в поэме «Иерусалим» переплетена с этической. Нравственная программа Блейка демократична и подчеркнуто антибуржуазна: он обличает эгоизм, лицемерие, корыстолюбие, провозглашает гармонию духа и тела, защищает брак по взаимному согласию, требует уважения к каждой личности. Мир будущего представляется Блейку царством братства, любви и свободьг.

Борясь в одиночку с пороками эпохи,

Блейк явился «пророком против Импе-

2

рии» .

Продолжением и развитием философских и эстетических высказываний Блейка являются его письма. Эпистолярное наследие Блейка иллюстрирует и подтверждает MIгогообразие его связей с современной ему эпохой. Письма поэта, сохранившиеся случайно в частных коллекциях, в XIX в. почти не привлекались к научным исследова-

ииям. Впервые они были изданы в 1906 г.

3

Среди адресатов Блейка доктор Трасслер ,

4 5

Томас Баттс , Джордж Камберлэнд , Джон

Линнел , Вильям Хейли и др.

Переписка дает возможность представить круг знакомств и интересов Блейка, его социально-психологический облик, отношения с друзьями, общественно-бытовые условия его жизни и творчества, кон-флик'ты с работодателями и конкурентами. Переписка свидетельствует о близости поэта к демократическим кругам, о его резко критическом отношении к буржуазно-дворянскому обществу, собственническим устоям, политике войн, насилию. Анализ писем помогает проследить формирование элементов поэтики и стиля Блейка, характернейшее для него сочетание романтического видения действительности с традиционно-архаическими формами его выражения.

В переписке воплотились философские, общественные и эстетические интересы и убеждения поэта, духовные конфликты и кризисы, пережитые им в связи с революционными событиямиХУШ в. иразгромом революционно-демократического лагеря, его романтические воззрения на творческую личность, бурная полемика с просветительской рационалистической эстетикой. Политические мотивы в письмах почти отсутствуют. Наиболее определенно отражены антивоенные убеждения Блейка. Можно предположить, что в не дошедших до нас письмах политические темы и события освещены острее и шире.

Основное место в письмах занимают высказывания об искусстве и творчестве. Блейк называл их «мои разбросанные мысли об искусстве» . Противник искусства официального, искусства «для избранных», Блейк выступал против ремесленничества и торговли в творчестве. Высокую гражданскую функцию искусства поэт видел в нравственном очищении мира и человека, в обличении «сатанинских» порядков. Сквозь

архаическую, пуританскую и дидактическую форму писем настойчиво пробивается романтическое мироощущение Блейка не только как основа творческого метода, но и как знак особого типа творчества, основанного на непримиримых антиномиях.

В переписке Блейк с энтузиазмом обсуждал свои творческие планы и достижения. Письма содержат богатейшую автохарактеристику поэта с очевидными элементами романтической иронии, обращенной на окружающий мир и на самого себя. Не предназначенные дтя публикации частные письма Блейка раскрывают облик великого поэта в «мелочах»: бытовых реалиях, непринужденном стиле, иронических «снижениях».

Блейк и сын Просвещения, и одновременно критик его философско-нравствен-ных и эстетических принципов. Сочетание и борение рационалистических и романтических влияний особенно заметно в стихотворных фрагментах переписки. В посланиях поэта близким людям возникали эскизы тех мифологических образов, символов, мотивов, которые характерны для его поэзии. Письма Блейка характеризуют его как личность и неповторимо индивидуальную, и общественно открытую, активную.

Литературные произведения Блейка и его письма - глубокое отражение его времени и его злободневных проблем. Мысли Блейка, высказанные страстно и художественно ярко, оказали сильное воздействие на своих современников, предвосхитив философию и эстетику последующих столетий.

В заключение - два до этого времени не переведенных и не опубликованных письма Блейка Джорджу Камберлэнду из переписки 1795-1796 гг.

Джорджу Камберлэнду

Ламбет

6 декабря 1795 года

Уважаемый господин

Поздравляю вас, но вовсе не по случаю какого-либо достижения. Я знаю, что гений, тво-

рящии рисунки, может выполнить их всегда и в любой выразительной манере. Несмотря на общепринятое утверждение о том, замысел - это одно, а его реализация - иное, Локк считает это одной и той же способностью. И с моей точки зрения - если человек может придумывать, то он может и созидать.

Что касается нанесения воска, то дтя этого нужно: взять немного чистого необработанного воска (мне не известно то животное, которое воспроизводит этот воск) и равномерно нанести его на поверхность разогретой пластины (пластина должна быть достаточно теплой, чтобы расплавить накладываемый на ее поверхность воск). Затем сразу сделайте штрих пером по ее поверхности, и в результате вы получите поверхность, которая при остывании приобретет какую-либо четко выраженную форму (заметьте: опасность заключается в том, чтобы не покрыть всю поверхность пластины).

Теперь, я надеюсь, вы продемонстрируете всей семье древнейших резчиков, что мир, достаток и семейное счастье являются источником возвышенного искусства, и докажете философам, что пищей дтя интеллекта могут стать удовольствие и неумеренность.

Искренне ваш Вил Блейк

Здоровья м-с Камберлэнд и всей ее семье.

Давление, необходимое для оттиска линий -такое же, когда вы печатаете, или - чуть меньше.

Я не смог выетать пробный оттиск ванны , хотя и сделал поправки, но мои бумаги не приведены в порядок.

Джорджу Камберлэнду

Ламбет

23 Декабря 1796 года

Дорогой Камберлэнд

В последнее время меня немного мучила совесть из-за того, что после получения твоей замечательной книги" я не сразу осознал твое дружелюбное отношение ко мне. Я тоже все это лето занимался выполнением шести иллюстраций, которые ты попросил меня сделать дтя тебя. Они пролежали на полке, не говоря мне о том, чьи они, и вообще о том, что они там находятся. Они мог.ти пролежать гам целую вечность. Прошло какое-то время до -того, как я нашел их и смог' припомнить, откуда они здесь появились. Я недавно отправил их тебе на доработку-, ведь ты - настоящий маг!

Продолжай в том же духе. Такие твои произведения, как «Природа», «Провидение», «Вечные родители», воспитывают детей, показывая им, каким редким и замечательным даром является человеческое совершенство, как природа улыбнется, а провидение вознаградит их.

Как выражается вся твоя братия, «звук арфы

и флейты, раздающийся в потаенных уголках

леса, говорит нам о жизненных испытаниях, и

мьг вспахиваем и пожинаем их, забывая о на-12

гнем труде» .

Позволь нам иногда встречаться с тобой, получать известия от тебя и чаще .любоваться твоими произведениями.

Мои поздравления м-с Камберлэнд и ее семье.

Искренне ваш Вил Блейк

Счастливого Рождества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Васильева Т. Н. Поэтическое творчество В. Блейка: Автореф. дис. на соис. учен, степени д-ра

фил о л. наук. Л., 1971. С. 15.

2

Erdmand D.V. Blake, Prophet against Empire. A Poet's Interprétation of the History of his own Times. Princeton, 1954.

Доктор Трасслер - меценат, друг Вильяма Блейка.

4

Баттс Томас - министерский чиновник, друг и покровитель В. Блейка. Камберлэнд Джордж - друг Блейка, теоретик и большой любитель искусства. Линнел Джон (1792-1882) - художник, близкий друг В. Блейка.

7

Хейли Вильям - меценат, в свое время популярный стихотворец, богатый помещик, друг

В. Блейка.

8

Васильева Т. Н. Указ. соч. С. 8. Очищенный пчелиный воск или воск для свечей. Гравюра В. Блейка «Ванна», изображающая Анакреона (ода I, II), расположена на 23-м листе книги Камберлэнда «Размьшгления о контуре» (1796).

КамберлэндДж. Размьшглештя о контуре. Лондон, 1796.

12

Постулат членов ашлийского религиозного общества, существовавшего во времена Вильяма Блейка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.