Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 1
Е.А. Елисеева
ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАККЕЯ-ДЕЛЬСАРТА
КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ
ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД С 1871 ПО 1923 г.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1
Статья посвящена обзору истории становления американской театральной школы c 1871 г., когда американский драматург и преподаватель Стил МакКей начал первые эксперименты в области обучения актерскому мастерству с целью изменить сложившуюся систему преподавания. МакКей открыл первую профессиональную актерскую школу в США и работал по системе своего педагога Франсуа Дельсарта, французского музыканта и теоретика сценического искусства. Дельсартом был разработан курс «Прикладной эстетики», направленный на развитие выразительности человеческого тела посредством голоса и жестов. В статье рассматриваются основные принципы метода МакКея, который развил и дополнил систему Дельсарта. Метод Мак-Кея-Дельсарта не был глубоко изучен и интерпретировался современниками как «театр подражания», так как согласно системе эстетика человеческого тела являлась одним из ведущих инструментов актера. Однако за пристальным вниманием к внешней механике исполнителя (жестам, голосу, мимике) стояла глубокая философская концепция. Идеи МакКея способствовали появлению новых актерских техник в американском театральном искусстве. Данный обзор доказывает, что театральная школа в США развивала свои собственные идеи еще до знакомства американской публики с Системой Станиславского в 1923 г.
Ключевые слова: эстетика; Система Станиславского; Ли Страсберг; Прикладная эстетика; Ф. Дельсарт; актерское мастерство.
Одним из первых теоретиков актерского мастерства в США считают выдающегося режиссера, актера, педагога Ли Страсберга (1901—1982), который разработал знаменитую технику обучения актеров "The Method". Его учениками были Дастин Хоффман, Мэрилин Монро, Пол Ньюман и Аль Пачино. Российскому зрителю Страсберг интересен прежде всего тем, что его Метод, по собственному признанию, был основан на Системе Станиславского и на лекциях Евгения Вахтангова, выдающегося ученика Станиславского, которые были переЕлисеева Екатерина Александровна — аспирант факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).
ведены специально для учебной студии Страсберга "Group Theatre" [Strasberg, 1987: 64]. Существенные положения — в пору формирования его системы — были почерпнуты им также в Лабораторном театре, который основал ученик Станиславского Ричард Болеславский 1923 г. в Нью-Йорке.
Однако процесс становления профессиональной актерской школы в США начался задолго до знакомства американской публики с Московским Художественным театром в период его гастролей в Америке в 1923 г., а также до влияния на американскую методику учеников советского режиссера, не вернувшихся в СССР после заграничного турне и пропагандировавших основные положения системы Станиславского на преподавательском поприще. Так, автор книги "Before Stanislavsky. American Professional Acting Schools and Acting Theory 1875—1925" Джеймс МакТиг (James H. McTeague) утверждает, что в период с 1875 по 1925 г. американская театральная индустрия находилась в поиске новых подходов к обучению актерскому мастерству и пониманию роли актера на сцене и в постановке, а признанные театральные деятели того времени пытались понять, можно ли вообще преподавать актерское мастерство. Первым, кто высказал идею о необходимости учреждения профессиональной актерской школы, стал Стил МакКей (Steele MacKaye), американский драматург, актер, режиссер, педагог. В 1884 г. Стил МакКей открыл первую профессиональную актерскую школу в Америке ("Lyceum Theatre School") с официальным учебным планом, включавшим различные курсы, которые преподавались признанными профессионалами в этой сфере. По словам исследователя Джеймса МакТига, именно такая модель, предложенная МакКеем, стала прообразом современных актерских школ в Америке [McTeague, 1993: 10].
Как пишет Джеймс МакТиг, большинство историков американского театра не признавали тот факт, что национальные актерские школы конца XIX в. положили начало развитию театральных концепций первой половины ХХ в. [McTeague, 1993: 9]. Кроме того, по словам американского режиссера, педагога, историка театра Франсиса Ходжа, первые попытки организовать профессиональную актерскую школу не были восприняты всерьез, как это часто бывает с новыми идеями в искусстве, поэтому официальные сведения о них находились в обрывочном и разрозненном состоянии. Однако в истории американского театра они сыграли важную связующую роль между XIX и XX вв. [Hodge, 1954: 552]. Развивая собственную систему актерского тренинга, Стил МакКей отодвинул на задний план консервативные методы «театра подражания», которые были распространены в большинстве американских репертуарных театров во второй половине XIX в., но которые уже не отвечали запросам современного театра [McTeague, 1993: 11].
Рассмотрим подробнее путь развития и становления актерской школы МакКея. В 1871 г. Стил Маккей возвращается из Франции в США после восьми месяцев обучения у Франсуа Дельсарта в рамках его авторского курса «Прикладная эстетика» ("Cours D'Estetique Appliquée"). Франсуа Дельсарт был известным вокальным педагогом, певцом, теоретиком сценического искусства, новатором в области постановки выразительности человеческого тела. С 1871 г. МакКей начинает популяризировать систему и философию Дельсарта в Америке. Первые лекции были прочитаны им в Бостоне, затем в Гарвардском университете и Нью-Йорке.
В основу системы Дельсарта была положена философская концепция Троицы, которую представляют три вечных начала: Отец, Сын и Святой дух. Следуя этой концепции, Дельсарт пытался свести все элементы к триадам, которые составляли единое целое. Согласно этой теории человек есть высшая форма мироздания, в которой присутствуют два начала: духовное и физическое. Духовное начало является отражением Бога, физическое — животных черт и инстинктов. Каждое из этих начал представляет тождественные друг другу триединства. Составляющие элементы духовной стороны — жизнь, разум и душа — выражаются в естественном начале чувствами, мыслями и любовью соответственно. Таким образом, духовная сущность выражается посредством физических представлений. По теории Дельсарта, жизнь с ее ощущениями, инстинктами и состраданием выражается «голосовым механизмом», разум с его сознанием и способностью к рассуждениям выражается «артикуляционным механизмом», душа с ее желаниями, интуицией, ожиданиями выражается «динамическим механизмом», т.е. динамикой тела.
Физические механизмы — голосовой, артикуляционный и динамический — также делились на триады. Артикуляционный был представлен небом, губами и языком; голосовой механизм был представлен легкими, корнем языка и гортанью; динамический механизм был представлен головой, телом и жестами. В свою очередь голосовой механизм производил модуляции и интонации голоса, артикуляционный механизм отвечал за слова и язык логики, а динамический механизм производил жесты и язык имитации. По Дельсарту, высшее проявление души актера на сцене выражалось посредством физических действий — голоса, жестов, мимики, т.е. духовная правда актера имела прямое соотношение с естественными проявлениями тела человека. О таком естественном проявлении театрального инстинкта пишет И.Л. Анастасьева, исследовательница творчества Н.Н. Евреинова: «...театральность являлась для режиссера безусловным рефлексом и сферой подсознания, заставляющей выходить за пределы себя» [Анастасьева, 2010: 66].
Большинство последователей системы МакКея-Дельсарта воспринимали такое пристальное внимание к постановке голоса, динамике тела и жестам, как культ внешних элементов сценического воплощения и сходство с театром «имитации», в то время как у Дельсарта за этими внешними элементами роли стояла концепция Троицы в философском ее понимании — принцип единоначалия, отражение духовного в физическом [McTeague, 1993: 8]. Схожий глубинный смысл и многозначность внешних инструментов и концепции «маски» в творчестве актера обнаруживает Е.Г. Грушевская, о чем пишет в статье «Концепция маски в русском и итальянском театре начала ХХ в.» [Грушевская, 2015: 72-80].
Развивая учение Дельсарта, Стил МакКей выделял два подхода к пониманию проблемы выразительности на сцене: собственно эстетика и семиотика. Эстетика стимулирует воображение и выражает внутреннее состояние человека через естественные движения и механизмы. Семиотика — это метод исследования и интерпретации внешних проявлений эстетики. В системе МакКея-Дельсарта такой метод определения эмоций должен настолько ассимилироваться в сознании актера, чтобы стать спонтанной физической реакцией, которая будет выражать внутреннее состояние, и чистой эстетикой. Таким образом, актерская игра в системе МакКея-Дельсарта представлялась как естественный процесс, который из внутреннего состояния находит свое внешнее выражение [McTeague, 1993: 92]. В статье «Театральность как поведенческая семантика в произведениях Н.Н. Евреинова» И.Л. Ана-стасьева пишет о реализации в его постановках подобного же механизма, запускающего творческое воображение не только актера, но и зрителя: «Театральность требует лишь одного — искусства обнажения души, необходимого, чтобы заставить зрителя доразвивать роль силой его (зрительского) воображения» [Анастасьева, 2009: 43—49].
МакКей утверждал, что система Дельсарта в первую очередь дает актеру возможность достичь полной свободы инстинктивного выражения внутреннего эмоционального состояния в самой правдивой форме, ибо театр дарит актеру ощущение свободы и «подлинной человечности», а современный уличный театр к тому же становится «опытом демократизации культуры» [Моисеева, 2014: 95—10].
В 1885 г. школа Стила МакКея претерпела ряд важных изменений. Главой стал Франклин Саржент (Franclin H. Sargent), ученик и правая рука МакКея, который переименовал Lyceum сначала в "New YOrk School of Acting", а затем в "The American Academy of Dramatic Arts" (1892). Саржент осуществил переход Системы МакКея-Дельсарта от преимущественно теоретической направленности обучения к более практической форме. Таким образом, основные понятия, которые впоследствии стали частью американской театральной школы, акку-
мулировавшей идеи Системы Станиславского, были заложены еще в этой Академии. Использование элементов «импровизации» в актерской работе над ролью изучалось на практическом курсе "Life Studies", в рамках которого студенты путем наблюдения жизненных ситуаций учились привносить реалии жизни в сценическую постановку (например, наблюдали за разносчиками газет, за собственным поведением в обычной жизни) [McTeague, 1993: 84—85]. В Академии сложилось понятие "Think the thought", которое означало, что при работе над пьесой актер должен отдаться персонажу полностью и думать его мыслями, характер должен управлять действиями актера. Подобный подход стал предтечей такого важного элемента, заимствованного из школы Станиславского, как «предлагаемые обстоятельства» [McTeague, 1993: 54-55].
Таким образом, на основе исследования Джеймса МакТига можно сделать вывод о том, что американская система обучения актерскому мастерству в период 1871-1923 гг. находилась в активном поиске принципов «творческой осознанности» актера как в процессе подготовки к исполнению роли, так и в процессе ее воплощения на сцене [Станиславский, 1994: 86]. Как видим, идеи Ф. Дельсарта еще до Станиславского определили подход к обучению актеров и способствовали развитию актерской школы в США.
Список литературы
1. Анастасьева И.Л. Театральность как поведенческая семантика в произведениях Н.Н. Евреинова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 3. С. 43-49.
2. Анастасьева И.Л. Театральная природа сновидений: бессознательное в концепции Н. Евреинова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 1. С. 65-75.
3. Грушевская Е.Г. Концепция маски в русском и итальянском театре начала ХХ в. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 1. С. 72-80.
4. Моисеева Д.П. Современный уличный театр как опыт демократизации культуры (на примере Франции) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 2. С. 95-101.
5. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 9 т. Т. 6. М., 1994. С. 86.
6. Hodge F. The Private Theatre Schools in the Late Nineteenth Century (A History of Speech Education in America, ed. Karl R. Wallace). N.Y., 1954.
7. McTeague J. Before Stanislavsky. American Professional Acting Schools and Acting Theory 1875-1925. The Scarecrow Press, Inc. Metuchen, N.J.; L., 1993.
8. Strasberg L. A Dream of Passion: The Development of the Method. Boston, 1987.
Ekaterina A. Eliseeva
THE MACKAYE-DELSARTE PHILOSOPHICAL CONCEPTION AS A BASIS OF THE AMERICAN THEATRE SCHOOL FORMATION IN 1871-1923
Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991
The article deals with the history of the American theatre school formation since 1871 when Steele MacKaye, outstanding playwright, theatre manager and innovator, performed his first experiments in the field of teaching acting in order to change the traditional system of actor's training in America and later founded the first professional acting school in the USA. The paper traces the principal aspects of MacKaye acting system that was based on "Science of Applied Aesthetics" by F. Delsarte. F. Delsarte was a French musician and teacher who invented his own training method for actors. According to the method, human emotions could be expressed through voice and gestures. The system did not attract much attention of scholars, and most researchers considered it as "imitative" theatre due to its concentration on the external technique of a human body. However, the particular tools of the system such as gestures, voice, and facial expressions were the reflection of a complex philosophical conception. Steele MacKaye developed Delsart's ideas and enriched the conceptual side of the system. The MacKaye-Delsarte method of acting contributed to the appearance of various acting techniques in America. This fact demonstrates that American theatre school had been developed its own ideas before the acquaintance with the Stanislavsky System in 1923.
Key words: aesthetic; Stanislavsky system; Lee Strasberg; applied aesthetic; F. Delsarte; acting.
About the author: Ekaterina A. Eliseeva — post-graduate (PhD) student, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]).
References
1. Anastasyeva I.L. 2009. Teatral'nost' kak povedencheskaya semantika v proizve-deniyakh N.N. Evreinova [Theatricality as behavioral semantics in N.N. Ev-reinov's works]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 3, pp. 43—49. (In Russ.)
2. Anastasyeva I.L. 2010. Teatral'naya priroda snovidenii: bessoznatel'noe v kontseptsii N. Evreinova [Theatrical nature of dreams: the unconscious in Evreinov's concept]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 65—75. (In Russ.)
3. Grushevskaya E.G. 2015. Kontseptsiya maski v russkom i ital'yanskom teatre nachala 20 veka [The Concept of the Mask in the Russian and Italian Theater in the Early 20th Century]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 72—80. (In Russ.)
4. Moiseeva D.P. 2014. Sovremennyi ulichnyi teatr kak opyt demokratizatsii kul'tury (na primere Frantsii) [Modern street theatre as the democratisation of culture (by the example of France)]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 2, pp. 95—101. (In Russ.)
5. Stanislavskii K.S. 1994. Sobranie sochinenii: V 9 T. [Collected works. Set of 9 volumes]. Moscow, Volume 6, p. 86. (In Russ.)
6. Hodge F 1954. The Private Theatre Schools in the Late Nineteenth Century. A History of Speech Education in America, ed. Karl R. Wallace. New York, pp. 558-561.
7. McTeague J. 1993. Before Stanislavsky. American Professional Acting Schools and Acting Theory 1875-1925. The Scarecrow Press, Inc. Metuchen, N.J., & London.
8. Strasberg L. 1987. A Dream of Passion: The Development of the Method. Boston, Brown.