Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ ВОЛИ ФРИДРИХА ВИЛЬГЕЛЬМА НИЦШЕ'

ФИЛОСОФИЯ ВОЛИ ФРИДРИХА ВИЛЬГЕЛЬМА НИЦШЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ницше / воля / философия / сверхчеловек / христианство / власть / жизнь / Nietzsche / will / philosophy / superman / Christianity / power / life

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абушева Р.М., Гусейнова Д.М.

В данной статье отдельное внимание уделяется концепции сверхчеловека Фридриха Ницше и роли воли и власти в его философии. Философские взгляды Ницше на волю и власть в контексте человеческого взаимодействия с миром являются центральными в данном исследовании. Описывается влияние христианской культуры на современное общество и критика Ницше существующих норм и ценностей. Философские взгляды Ницше на роль воли и власти во взаимодействии человека с миром ставятся в центре дискуссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF WILL FRIEDRICH WILHELM NIETZSCHE

In this article, special attention is paid to Friedrich Nietzsche's concept of the superman and the role of will and power in his philosophy. Nietzsche's philosophical views on will and power in the context of human interaction with the world are central to this study. It describes the influence of Christian culture on modern society and Nietzsche's criticism of existing norms and values. Nietzsche's philosophical views on the role of will and power in human interaction with the world are at the center of the discussion.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ ВОЛИ ФРИДРИХА ВИЛЬГЕЛЬМА НИЦШЕ»

УДК 1 Абушева Р.М., Гусейнова Д.М.

Абушева Р.М.

студент, кафедра социально-экономических наук и гуманитарных дисциплин Ханты-Мансийская государственная медицинская академия (г. Ханты-Мансийск, Россия)

Гусейнова Д.М.

студент, кафедра социально-экономических наук и гуманитарных дисциплин Ханты-Мансийская государственная медицинская академия (г. Ханты-Мансийск, Россия)

ФИЛОСОФИЯ ВОЛИ ФРИДРИХА ВИЛЬГЕЛЬМА НИЦШЕ

Аннотация: в данной статье отдельное внимание уделяется концепции сверхчеловека Фридриха Ницше и роли воли и власти в его философии. Философские взгляды Ницше на волю и власть в контексте человеческого взаимодействия с миром являются центральными в данном исследовании. Описывается влияние христианской культуры на современное общество и критика Ницше существующих норм и ценностей. Философские взгляды Ницше на роль воли и власти во взаимодействии человека с миром ставятся в центре дискуссии.

Ключевые слова: Ницше, воля, философия, сверхчеловек, христианство, власть,

жизнь.

Интерес к человеку, к его разуму, воли и чувствам, к его внутреннему миру стал предметом внимания философов. Духовный мир человека, его нравственные проблемы всегда были в центре философских рассуждений. Они особенно обострились в переходный период от 19 к 20 столетию. Это было время разочарований и исканий новых идей, способных дать ответ на кризисные явления эпохи. Так, Фридрих Ницше в поисках нового человека, новой эпохи выдвигает фигуру сверхчеловека. Анализируя общественные

отношения, Ницше приходит к выводу, что прежние нравственные нормы и принципы пришли в негодность. Встает важная проблема по своей значимости, которая заключается в создании новой культуры, принимая которую, человек мог бы воспитать себя и облагородить общество.

Ницше затронул историческое корневище религии как духовную форму культуры. Сама культура, как способ существования бытия, зародилась в культовых действиях людей далеких прошлых веков, в их духовном содержании. Термин «культура» первоначально был связан с обработкой, возделыванием земли. Источником, создателем культуры является народ с его образом жизни, жизнедеятельностью, мифологией и религией. Христианская культура, как часть общей культуры, и по сей день оказывает свое воздействие на поведение людей и имеет нравственную ценность. Религиозная, а в частности, христианская культура — это весомый исторический вклад в культуру не только славянского народа. В философских взглядах на мир у Ницше мы находим вездесущую волю, он считает её первичной по отношению к сознанию и мышлению. Да, человек нуждается во власти над собой и в то же время проявляет власть и над кем-то другим. Если рассматривать аспект воли и ее роль в жизни человека, то логично считать вначале волю к жизни, а затем уже функциональное проявление её к власти.

Мы знаем, что воля всегда связана с рассудком и сознанием, которое является высшей формой отражения и мышления реальной действительности. Зачем, как говорится, выскакивать из рамок человеческих отношений и создавать сверхчеловека со сверхволей, который презирает настоящего человека? Зачем вымышленный образ ставить над всей исторической эволюцией человека? Зачем вместо Бога ставить человеконенавистника. Христианство Ницше отвергает за мысль о равенстве людей перед Богом, за его самоуничижение, убивающее волю к власти. «Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек» [Ницше, 1996, с. 289]. Сверхчеловек, по Ницше, зол. Ибо зло есть лучшая сила человека. «Самое злое нужно для блага сверхчеловека» [Ницше, 1996, с. 291].

Ницше не может определиться со сверхчеловеком, каков он? Он ищет в великих исторических людях нечто необычное, но в них он находит «слишком человеческое». Но ведь и сверхчеловек у него не может выйти за рамки человеческого. Сверхчеловек — это человек, который перешагнул рамки всего человеческого, повис над реальным человеком по эту сторону добра и зла.

Ницше пытается выйти из христианских традиций культуры, которые он считает устаревшими. Нужны новые принципы, нужен новый человек. И Ницше создает сверхчеловека. Создать что-то новое вне человеческих качеств, что уже устоялось, закрепилось веками в духовном мире, человек не может, и не стоит трудиться и фальшивить. Человечество нуждается в идеале, и оно создает его по своему образу и подобию. Но идеал Ницше не приемлем человечеством. Ницше наделяет сверхчеловека качествами, которые не присущи гуманному человеку.

Воля к власти у Ницше несет символический заряд, она не направлена на создание новых ценностей, на творческие потенции человека, которые могут открывать ему новые горизонты жизни. Власть человеку, у Ницше, дана для жизни, творческих открытий, для развертывания сущностных сил. Ницше в воле к власти видел ключ к пониманию мира в целом. Он считал, что есть мировая сила, существенная и фундаментальная основа устройства и состояния мира.

Волю к власти среди людей Ницше считает, как путь к вырождению и упадку общества. Здесь мы не находим системы изложения борьбы за социальную власть. Ницше включает социальный аспект в биологический процесс. Отсюда эксплуатация у Ницше как составная часть всего живого, эксплуатация как органическая функция воли к жизни. Эксплуатация, по взглядам Ницше, не социальное, а чисто природное явление. «Эксплуатация присуща не непременно испорченному или несовершенному и примитивному обществу как органическая основная функция - она является сущностью всего живого, следствием действительной жажды власти, которая и есть жажда жизни» [Ницше, 2006, с. 203].

Рост всего живого нуждается в силе, в силе стихийного роста. Возникает культ силы, который характеризует волю к жизни. Человек в своей жизнедеятельности существо социальное, но Ницше не возвышает человека над природой, не считает его социальной силой. Человек, у Ницше, не социальное существо, а некое жестокое животное, которое вызывает у Ницше «великое отвращение» [Ницше, 1996, с. 221].

Ницше ищет, но не находит достойного образца в этом смертном мире, перебирая исторические фигуры: Александра Великого, Гете, Наполеона. Ницше признаётся, что в этих великих людях нет ничего сверхчеловеческого, что они слишком человеческие. Вырастает сверхчеловек, символ, разрушающий все мечты и надежды людей, способный унизить всех слабых и укрепить сильных. Спрашивается, зачем нужен был сверхчеловек? Творить добро, расчистить место для новой морали, убрать нравственный хлам? «Сверхчеловек — вот смысл жизни! Да будет сверхчеловек смыслом жизни» [Ницше, 1996, с. 8]. А потому как жизнь обесценена, он призывает: «Разбейте, разбейте, вы познающие, старые скрижали» [Ницше, 1996, с. 200].

Нужна была сильная воля, которая бы устранила человеческие непорядки, нужен был новый человек, идеал, а по представлениям Ницше, нужен был сверхчеловек, но куда деваться земному человеку. Сверхчеловек -символический спаситель человечества. Но надо учесть то, что человек не скульптурная глина, из которой можно в одночасье создать задуманную фигуру. Сверхчеловек у Ницше не утрачивает собственно качеств человека, инстинктов и желаний, он способен творить себя сам. Выходит, что сверхчеловек - тот же человек, способный на само творение. Сверхчеловек даже не был отодвинут от самого себя, выступая героем, носителем своей личной соразмеренной жизни. Ницше говорит, что нужно устроить жизнь, чтобы она была достойной и вечного возвращения.

Жизнь, по рассуждению Ницше, далеко не социальное явление, она выстраивается на стихийно инстинктивных началах, в которых физическая стихийная сила ценится выше разумной. Разуму Ницше не доверяет, разум

искажает восприятие чувств. Можно ли поверить, что желания Ницше искренни, что он желает человечеству помочь, уйти от старого мира, насколько он скучен и безнравственен.

У Ницше мир как общее нерасчлененное понятие, в котором происходит постоянное становление и изменение жизненных сил. Ницше рассуждает, что все в мире повторяется, если мир не имеет конечной цели, значит, все в нём будет повторяться бесконечное число раз. Раз все повторяется, значит, надо принять эту идею, идею «вечного возвращения», идею кругооборота жизни, то есть будет через определенные интервалы времени в мироздании с волевой необходимостью повторяться та же борьба за физическое превосходство в жизни, за жизненный рост и соответственно за власть.

Возникает вопрос, так кто остается по эту сторону добра и зла и что остается на этой стороне? Две стороны, два берега жизни. Одна сторона, где человек ощущает добро и зло, живет со своей совестью, другой берег - берег фантазии, неизвестности, покрытый сумрачной влагой, где даже не слышны падающие капли с небес.

Конечно, можно представить, что мир состоит из двух берегов вечной реки жизни. Одна сторона — это берег надежд, встреч, берег творения добра и зла, где протекает реальная жизнь людей. Это берег новых поколений, где они реализуют свои силы и украшают берег новой энергией. А другой берег -желаемый, полный ещё неизвестности, надуманный и нереальный. Поиски сверхчеловека нужны были Ницше для разрешения тех нравственных отношений, которые сложились, и в которых жил Ницше в то время. Но, сверхчеловек — это не выход, не решение социальной проблемы, нужны коренные изменения, чтобы изменить мир, говорил в свое время Карл Маркс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб.: Изд-во «Азбука», 1996. 334 с;

2. Ницше Ф. Воля к власти. М.: Изд-во «Эксмо», 2003. 864 с;

3. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. СПб.: Изд- во «Азбука», 2006. 240 с. References

Abusheva R.M., Guseynova D.M.

Abusheva R.M

Khanty-Mansiysk State Medical Academy (Khanty-Mansiysk, Russia)

Guseynova D.M.

Khanty-Mansiysk State Medical Academy (Khanty-Mansiysk, Russia)

PHILOSOPHY OF WILL FRIEDRICH WILHELM NIETZSCHE

Abstract: in this article, special attention is paid to Friedrich Nietzsche's concept of the superman and the role of will and power in his philosophy. Nietzsche's philosophical views on will and power in the context of human interaction with the world are central to this study. It describes the influence of Christian culture on modern society and Nietzsche's criticism of existing norms and values. Nietzsche's philosophical views on the role of will and power in human interaction with the world are at the center of the discussion.

Keywords: Nietzsche, will, philosophy, superman, Christianity, power, life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.