Научная статья на тему 'Философия управления'

Философия управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
500
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ / PHILOSOPHIC FOUNDATIONS / ПРИНЯТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ / СТАТУС И РОЛЬ СУБЪЕКТОВ / STATUS AND ROLE OF SUBJECTS / КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT CULTURE / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ / BASIC VALUES AND GOALS / TAKING AND IMPLEMENTING DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсин Алексей Иванович, Сидоров Михаил Николаевич

В статье дается трактовка управления (менеджмента) как философской дисциплины, рассмотрены подходы европейских и восточных специалистов к пониманию сущности менеджмента. Особое внимание уделено анализу взглядов отечественных ученых, исследованию вопросов субъект-объектных отношений, статуса и характеристики субъектов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article interprets management as a philosophic subject and discusses the approaches of European and Eastern experts to understanding of its essence. Special attention is paid to analyzing Russian scientists' views, to researching subject-objective relations, status and characteristics of management subjects.

Текст научной работы на тему «Философия управления»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

Канд. филос. наук А. И. Самсин д-р экон. наук М. Н. Сидоров

ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ

В статье дается трактовка управления (менеджмента) как философской дисциплины, рассмотрены подходы европейских и восточных специалистов к пониманию сущности менеджмента. Особое внимание уделено анализу взглядов отечественных ученых, исследованию вопросов субъект-объектных отношений, статуса и характеристики субъектов управления.

Ключевые слова и словосочетания: философия, управление, философские основания, принятие и реализация решений, статус и роль субъектов, культура управления, базовые ценности и цели.

Из истории

В России со времен Ярослава Мудрого принимались законы и правила успешного управления хозяйством. Особенно это проявилось в период реформаторской деятельности Петра I. Возникли структуры (департаменты), которые ведали отраслями торговли, строительства; формировались большие коллективы работников, которыми нужно было управлять. Русский экономист И. Т. Посошков особое внимание обращал на то, что правильное хозяйствование должно опираться на законодательные акты, особые регламенты по организации трудовых артелей. Великий русский писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин очень едко высмеивал типичную атмосферу чиновничьего произвола. В персонажах и особенностях их поведения без особого труда угадываются черты и стиль деятельности некоторых чиновных персон, задействованных в современных управленческих структурах.

В период бурного развития капитализма в России в области социально-экономического управления свои административные таланты проявили российские государственные деятели П. А. Столыпин и С. Ю. Витте. Они выступили с новыми реформаторскими проектами, некоторые из них удалось воплотить в жизнь.

В сфере экономической науки России появились неординарные ученые: М. И. Туган-Барановский, П. Б. Струве, А. И. Чупров, внесшие весомый вклад в науку управления хозяйством. Особо надо сказать о крупном философе, экономисте С. Н. Булгакове. В своем знаменитом труде «Философия хозяйства» (1913) он подчеркивал соблюдение нравственных постулатов в экономико-предпринимательской деятельности. Российский ученый А. В. Чаянов разработал социально-методологические вопросы управления. Автор известного труда «Тектология» (1913-1917) А. А. Богданов сформулировал общие законы организаций. Его теоретико-философские изыскания во многом предвосхитили появление кибернетики и создали предпосылки системного анализа.

За последние годы в нашей научной и учебной литературе появились содержательные публикации, посвященные разработке новой дисциплины -философии науки. Здесь надо отметить труды отечественных ученых-

гуманитариев В. М. Анисимова, А. С. Диева, А. В. Кезина, В. А. Канке, В. А. Мирзояна, B. С Степина, В. И., Шуванова и др.

Предмет и ценностные ориентиры управления

Управление понимается как научно-теоретическая дисциплина. Она, как и любая наука, имеет философские основания. Предметное поле философии управления характеризуется прежде всего онтологией, т. е. предполагается анализ фундаментальных, сущностных феноменов управленческой деятельности. На этом уровне решаются проблемы, возникающие в сфере наиболее общих взаимоотношений между субъектами и объектами управления.

Эпистемологический аспект ориентирован на получение целостного, обобщенного знания об управленческой деятельности. Причем эти познания описываются в философских категориях. Подчеркнем, что предмет философии управления не сводится к принципам построения теорий, концепций и способов объяснения, хотя эта функция в системе управления имеет существенное значение.

Особое место занимает аксиологический подход. Речь идет о выработке ценностных ориентиров, определяющих социальную и личностную программу управления. Современная философия определяет ценности как вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Они в той или иной мере обладают способностью удовлетворять определенные потребности человека, отвечать его интересам или же соответствовать традициям общества, социальным группам.

Философско-методологические основания выступают как предельно общие, универсальные подходы к решению задач в сфере управления. К ним относятся два традиционных философских метода: метафизический - рассмотрение глубинных оснований объектов управления в состоянии покоя, в статике, вне связи с другими объектами, и диалектический - раскрытие законов развития и изменения управленческих реалий в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве. Социологическое измерение предметного поля управления предполагает изучение различных видов организаций и объединений, классификации профессиональных и социальных ролей управленцев-менеджеров, мотивации их деятельности.

Концепции менеджмента

В центре внимания находятся воззрения американского социолога П. Друкера. Его называют отцом-основателем социального управления (менеджмента). Именно ему удалось выявить новые тенденции в развитии менеджмента.

В числе важных тем его анализа обычно выделяют проблемный статус менеджмента, значимость теорий в объяснении феноменов управления, ответственность за информацию.

Значительный вклад он внес в теоретическое обоснование вопросов эффективного принятия решений. Он подчеркивает, что в современных условиях для принятия решений должна больше использоваться этическая составляющая, чем рациональная.

Теоретические и практические вопросы управления (менеджмента) получили основательное исследование в странах восточного региона. Успехи модернизации общества и экономики в Южной Корее, Таиланде, Сингапуре, Китае теснейшим образом были связаны с качеством управленческой деятельности. Скажем, Япония вообще славится высоким уровнем менеджмента. Синтоистские, дзен-буддистские постулаты, конфуцианская этика сформировали в японцах сосредоточенность, погружение в дело, подчинение воле коллектива. Особое значение получила традиция решать противоречия путем диалога, компромисса. Все эти специфические черты восточной духовной культуры стали ключевыми в определении особого стиля государственного и предпринимательского управления. В недавних трагических событиях в Японии (после страшных землетрясений, цунами и взрывов на атомной электростанции) японцы показали образцы стойкости, организованности, пример высоких духовно-нравственных качеств.

В нашей стране существует управленческая элита - это высший слой государственных, общественных и предпринимательских руководителей. Их обычно называют ведущими политиками. Каждый месяц в «Независимой газете» публикуется список 100 влиятельных политиков России. По результатам опроса экспертов (политологи, политтехнологи, медиаэксперты) выявляется рейтинг наиболее авторитетных управленцев. Они делятся на четыре категории: федеральная административная элита, партийная, региональная и бизнес-элита. Эксперты оценивают их по шкале от 1 до 10 баллов. При этом учитываются должностной статус, профессиональные и личные качества, степень влияния (очень сильное, сильное, среднее). Решение проблемы лидерства надо осуществлять в контексте особенностей государственной власти.

Культуру управления и условия ее формирования следует рассматривать в контексте общей культуры общества и существующего менталитета. В современной России происходит процесс снижения духовно-нравственной культуры, или, по-другому говоря, значительный упадок духовного уровня населения. Стыд, совесть, отзывчивость, доброта постепенно утрачивают свое былое значение, на первое место выходят жажда денег, корыстолюбие расчетливость, ксенофобия. Такая система координат оказывает негативное влияние на эффективность управления. Кроме того, весьма популярны в обычной жизни в менталитете людей такие стереотипы, как авось, безалаберность, безответственность. Они проявляются и в управлении большими рабочими коллективами и объектами. Отсюда и аварии.

Методология управления

Особую актуальность приобрели методы психологического характера. Дело в том, что в условиях социально-экономической неопределенности, значительных рисков психологические приемы способствуют установлению экономической стабильности. Они реализуются, как правило, внутри фирм, корпораций. Кстати говоря, разработки в этой области были отмечены Нобелевскими премиями по экономике. Их получили американские ученые Г. Саймон (1978) и Д. Канеман (2002), которые доказали, что психологические подходы оказывают действенное влияние на управление персоналом, на мотивацию субъектов, их ментальность, языковую культуру.

Психологический подход применительно к реализации экономических проектов получил определенное развитие в нашей стране. Здесь надо обратить внимание на научные достижения отечественных психологов С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выгодского. На управленческие процессы плодотворное воздействие оказывают идеи концепции российского философа Г. П. Щедровицкого.

Сегодня в обстановке активизации политической жизни в нашей стране и мире в целом много говорят о существенной роли ценностей, в условиях духовной мобилизации российского общества чаще всего подчеркивают необходимость общенационального согласия относительно базовых духовно-нравственных ценностей. Речь идет о социально-консервативных приоритетах, которые столетиями как традиции формировались и закреплялись в России. Это вера, труд, справедливость, солидарность, семья, честность. Важнейшая задача состоит в том, чтобы эти базовые ценности стали основой нашей кадровой политики во всех сферах жизни.

Необходимо понимать принципиальное различие общественных (государственных) и частных целей и интересов предпринимательства (бизнеса). Если главная цель государства - народное благосостояние, права и свободы граждан, то доминирующей целью частного предпринимательства выступает максимальное получение прибыли, стремление обеспечить корпоративную эффективность. В условиях смешанной экономики, рыночных отношений конструктивная роль государственного управления состоит в согласовании разного рода целей и интересов, нахождении взаимоприемлемых способов их реализации. В этом плане существенное значение приобретают средства государственного регулирования и формы общественного контроля.

Следует также отметить политическую волю, которая может проявить свой мощный ресурс при решении государственных и общественных задач, проектов. К сожалению, в социальной действительности нередко обнаруживается ее недостаток или полное отсутствие. Поэтому многие принятые решения в экономике, программы политических партий остаются в лучшем случае декларациями, а в речах лидеров - многообещающей риторикой.

В наше время в России особенно остро стоит вопрос о повышении качества управленческой деятельности. В этих целях осуществляются программы развития системы государственного управления, модернизации сфер экономики, комплексные антикризисные проекты. Все это рассчитано на получение позитивного результата.

Управление в эпоху глобализации

Глобализация - это фактически власть крупнейших транснациональных компаний и банков, а также правительств, которые они выбирают, журналистов, труд которых соответственно оплачивается. Чтобы остаться одним из центров многополярного мира, экономическая политика России должна носить самостоятельный характер. Наряду с развитием малого предпринимательства государство должно играть ведущую роль в постоянном научно-технологическом обновлении всех основных секторов экономики. В США и Европе уже сложился стандарт обновления и коренной модернизации технологической базы экономики каждые 5-7 лет. Наше опережение по ряду облас-

тей затухает: наука в должной мере не поддерживается, а свободные цены на металл, электроэнергию, бензин, керосин скоро могут резко ограничить продажу на экспорт военной техники из-за ухудшения соотношения цена/качество.

Первое, что целесообразно сделать, - это отказаться от вредной для данного этапа развития нашей страны монетаристской методологии. Она используется в периоды кризисов перепроизводства, включая и «перепроизводство» ценных бумаг. Для преодоления кризиса государство обычно использует два противоположных способа макроэкономического воздействия на хозяйство страны: кейнсианский и монетаристский. Кейнсианская модель основана на сильном государственном вмешательстве в экономику: повышение государственных расходов, в частности, государственных закупок; широкое использование общественных работ; стимулирование инвестиций.

Монетаристский, т. е. денежный, подход, наоборот, требует отказа от прямого государственного вмешательства в пользу монетарных методов макроэкономического воздействия на хозяйство страны - посредством регулирования объема денежной массы. Монетаристы требуют от государства сокращать денежную массу для того, чтобы преодолеть перепроизводство. В этих целях используют следующие методы:

- эмиссионного ограничения - государство ограничивает денежную массу;

- кредитного ограничения - повышается ставка банковского процента, что автоматически делает кредитные деньги дорогими;

- бюджетного ограничения - сокращаются те статьи государственного бюджета, которые финансируют образование, науку, а также приоритетные программы в промышленности и в других отраслях хозяйства.

Подчеркнем, что речь идет о краткосрочном воздействии ограничительных методов. И это понятно. Если эти методы использовать в долгосрочном режиме, то они просто «задушат» экономику.

Методы монетаристской политики, жестко ограничивающие социально-экономическое развитие страны, действительно воздействуют на экономику страны как необычное и сверхмощное оружие, которое раскалывает национальное хозяйство страны на эксплуатируемую производственную периферию и спекулятивно-финансовую метрополию. Последняя через создаваемые мировые финансовые кризисы может девальвировать валюту в разных странах, резко снижать стоимость акций ведущих компаний, чтобы их быстро скупить. В конечном итоге после кризиса глобальные финансовые структуры (для видимости иногда поглощая друг друга) становятся еще сильнее и богаче, а периферийные страны попадают в еще большую зависимость от них, что ведет к новым, еще более глобальным кризисам.

Чтобы глобальные финансовые структуры не ставили больше экспериментов над российской экономикой, надо разумно управлять. Приближение внутренних цен на нефть, газ, бензин, уголь к мировым окончательно приведет к неконкурентоспособности большинства обрабатывающих секторов экономики, включая машиностроение, а также сельского хозяйства. Причина проста, но о ней часто забывают: более суровый климат, чем в Европе, США, Японии. Обогревать надо и жилые, и производственные помещения почти

8 месяцев в году. Отсюда и более высокая энергоемкость производства и жизнедеятельности. Все коммуникации, трубы приходится прокладывать на глубине более полутора метров, чтобы зимой не промерзли. Фундаменты удорожают строительство на 30%. Этого нет в странах с благоприятно теплым климатом.

Внутренние цены на топливно-энергетические ресурсы в России должны быть ниже, чем мировые, не только потому, что у нас они есть, но и в силу климатических и географических условий. Нам нужно гораздо больше расходовать топлива, энергии в строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте, во всех отраслях экономики на производство единицы продукции. Высокие внутренние цены будут «добивать» и сельское хозяйство, и промышленность, расширяя импорт товаров. Охота за сверхприбылью, причем быстрой, становится основой поведения «деловых» людей. Профсоюзы, общества потребителей в развитых странах не допускают, чтобы прибыль по отношению к затратам превышала 20%. Этой рентабельности достаточно, чтобы окупить затраты и развивать производство. В противном случае - это грабеж потребителя.

В диапазоне между процентом за кредит и нормальной рентабельностью предприниматели могут создавать новые производства, изготавливать товары, оказывать услуги и конкурировать между собой без негативных последствий для отечественной экономики. Но только в этих границах. Когда эти границы нарушаются, законы нормальной рыночной экономики с переливом капитала между секторами в зависимости от рентабельности перестают действовать. Экономика из рыночной превращается в грабительскую. Это близко к тому, когда государства нарушают границы друг друга, и начинается война. А в экономике без границ рентабельности начинаются бои без правил с подкупами, захватами, убийствами. Пассивная позиция государства и запрограммированные свободным ценообразованием чиновники не только не способствуют экономической безопасности, но и, напротив, ведут к росту теневой экономики, растущей пропасти между узкой кастой богатых и большинством населения.

Достаточно посмотреть на международный опыт. В США, например, есть налог на сверхприбыль, доходящий до 90%. Японский парламент при обсуждении бюджета рассматривает и уровни цен на наиболее важные товары. Цена денег (процент за кредит) в Японии составляет 1-2%, в других развитых странах - 3-5%. Все развитые государства регулируют цены и своевременные инвестиции.

Обратимся к управлению бюджетом. Здесь опять много целей: инфляция, сельское хозяйство, оборона, здравоохранение, регионы и т. д. Всем сестрам по серьгам на фоне отсутствия четких приоритетов.

Долгосрочный приоритет - рост населения страны, иначе мы не удержим восьмую часть суши и границы в полтора экватора Земли.

Среднесрочный приоритет - дороги, сельское хозяйство и отечественное машиностроение. Главный способ снижения инфляции - рост своего производства мяса, молока, мебели, автомобилей, самолетов. Без дорог мы не разовьем малый бизнес, да и средний тоже.

Текущий приоритет - рост собираемости налогов, борьба с захватами чужой собственности (рейдерством), уменьшение размеров теневой экономи-

ки за счет снижения налогов. Велика вероятность того, что к 2014 г. объем импорта станет равным объему экспорта. Более вероятно, что это случится раньше, так как рост импорта опережает рост экспорта, а стоимостной объем экспорта держится на нефтяных ценах. На какие средства будем ввозить мясо, молоко, лекарства, машины?

Ключевая задача сейчас - импортозамещение (и по продовольствию, и по лекарствам, и по технике). Существует острая необходимость в крупных, конкурентоспособных компаниях в фармацевтике, в машиностроении, в товаропроводящих сетях. Именно поток бюджетных средств может объективно заинтересовать бизнес в реализации массовых инвестиционных проектов в обрабатывающих отраслях. Из федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» выделяется недостаточно средств на развитие авиационной промышленности, судостроения, сельскохозяйственного машиностроения. Надежда на сегодняшних частников пока слабая - они возле нефти, леса, удобрений, земли, в посреднических сделках.

Существенная причина недостаточной эффективности отечественной экономики - низкая оценка труда. В развитых странах до 40% доходов бюджета формируется за счет подоходного налога (налога на зарплату), у нас -менее 10% всего консолидированного бюджета (федерального плюс все региональные). То есть там зарплата более высокая, но и налоги больше, труд оценивается более достойно и бюджет наполняется. Не пора ли нам так сделать?

По-нашему мнению, процесс обучения современных менеджеров следует строить на основе философии управления. Известно, что качество государственного управления в решающей степени зависит от уровня подготовки самих управленцев, от их профессиональных знаний и моральных ценностей. В настоящее время стоит важная задача последовательной перестройки работы всего госаппарата, сокращения числа чиновников, характера и мотивации их службы, преодоления коррупции. Сегодня формируется социальный заказ на новый тип руководителя: глобального стратега, лидера-новатора, успешного менеджера. Перед системой образования стоят большие проблемы. Жизнь показывает, что узкопрофессиональная подготовка обязательно должна сочетаться с широким социально-гуманитарным образованием, в котором философия занимает ключевое место.

Список литературы

1. Богданов А. А. Всеобщая организационная наука (тектология). - М., 1913-1917.

2. Друкер П. Классические работы по менеджменту. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2008.

3. Кулапов М. Н., Сидоров М. Н. Управление экономическим ростом // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 5 (35).

4. Самсин А. И., Безвесельная З. В., Козьмин В. С. Философия науки : учебное пособие / под ред. З. В. Безвесельной. - М. : Юриспруденция, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.