Научная статья на тему '«Философия традиционализма» Александра Дугина как пример мифологической девиации в современной философии'

«Философия традиционализма» Александра Дугина как пример мифологической девиации в современной философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1802
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТЕНТНАЯ МИФОЛОГИЯ КАК ДЕВИАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ / ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ / ОПЫТ СВОБОДЫ В АКТЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ ТРАДИЦИИ И КРИТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ФИЛОСОФСТВУЮЩЕГО ИНДИВИДА / MYTHOLOGY AS A LATENT DEVIATION IN PHILOSOPHY / EXPERIENCE THE ARTISTIC IMAGINATION / THE EXPERIENCE OF FREEDOM IN THE ACT OF EXISTENCE / AS THE IDEOLOGY OF TRADITIONALISM TRADITION AND CRITICAL REFLECTION PHILOSOPHISING INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Семенков В. Е.

В стратегии развития философии как одного из жанров литературы достаточно часто происходит девиация, выражающаяся в подмене философии лингвистикой или латентной мифологией. В качестве примера мифологической девиации автор указывает на работы Александра Дугина по философии традиционализма. Традиционализм как идеология традиции и критическая рефлексия философствующего индивида это вещи принципиально разного характера. У Дугина традиция выступает не только как коллективная форма существования мифа, но и как исток истины, так как для него традиция это то, что существует для всех и, в то же время, ни для кого в единичном смысле. У Дугина нарратив традиционализма является продуктом его воображения, а не определенного опыта свободы. Необходимо различать опыт художественного воображения и опыт свободы в акте экзистенции. Философская истина принадлежит только последнему виду опыта мысли, причем этот опыт мысли осуществляется не по ходу воображения, а как раз против соблазнов воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alexander Dugin’s “Philosophy traditionalism” as an example of the mythological deviation in contemporary philosophy

The strategy of development of philosophy as one of the genres of literature can and often occurs deviation, expressed in the philosophy of linguistics substitution or latent mythology. As an example, the author of mythological deviation indicates the work of Alexander Dugin on the philosophy of traditionalism. Traditionalism as an ideology of tradition and critical reflection philosophising individual these are things fundamentally different nature. In Dugin tradition is not only a form of collective existence of the myth, but also as a source of truth, since for him the tradition is that all there is and, at the same time, for anyone in a single sense. At Alexander Dugin narrative traditionalism is a product of his imagination, and not a certain experience of freedom. Necessary to distinguish the experience of artistic imagination and experience of freedom in the act of existence. Philosophical truth belongs only last an experience of thought, and thought this experience is carried out not in the course of the imagination, but just against the temptations of the imagination.

Текст научной работы на тему ««Философия традиционализма» Александра Дугина как пример мифологической девиации в современной философии»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2016. № 2. С. 54-56.

УДК 141 В.Е. Семенков

«ФИЛОСОФИЯ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА» АЛЕКСАНДРА ДУГИНА

КАК ПРИМЕР МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕВИАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

В стратегии развития философии как одного из жанров литературы достаточно часто происходит девиация, выражающаяся в подмене философии лингвистикой или латентной мифологией. В качестве примера мифологической девиации автор указывает на работы Александра Дугина по философии традиционализма. Традиционализм как идеология традиции и критическая рефлексия философствующего индивида - это вещи принципиально разного характера. У Дугина традиция выступает не только как коллективная форма существования мифа, но и как исток истины, так как для него традиция - это то, что существует для всех и, в то же время, ни для кого в единичном смысле. У Дугина нарратив традиционализма является продуктом его воображения, а не определенного опыта свободы. Необходимо различать опыт художественного воображения и опыт свободы в акте экзистенции. Философская истина принадлежит только последнему виду опыта мысли, причем этот опыт мысли осуществляется не по ходу воображения, а как раз против соблазнов воображения.

Ключевые слова: латентная мифология как девиация в философии, опыт художественного воображения, опыт свободы в акте экзистенции, традиционализм как идеология традиции и критическая рефлексия философствующего индивида.

В стратегии развития философии как одного из жанров литературы может и достаточно часто происходит девиация, выражающаяся в подмене философии лингвистикой или латентной мифологией. Если в лингвистической девиации философия утрачивает свое смыслосозидающее назначение, то в мифологической девиации имеет место подмена философской критики реальности литературой в модусе fiction,, а точнее - дискурсом мифа. В качестве примера мифологической девиации можно указать на работы Александра Дугина.

Сильной стороной сочинений Александра Дугина является их смысловая фокусировка. Для Дугина смысловая задача в работе философа -сверхзадача, но у него смысл созидается по образцу литературных (художественных) произведений, через апелляцию к виртуальности мифа, подаваемой им как историческая реальность.

На мифологическую предпосылку всех рассуждений Дугина в отечественной литературе уже указывал Эдуард Зибницкий. Но сам Зибницкий рассматривает апелляцию к мифу в работах Дугина со знаком «плюс», беря на вооружение «несомненно справедливое утверждение»: «что в основе всех явлений общественной жизни, если оставить в стороне стихию материальных потребностей человека, лежит осознанное или не осознанное религиозно-мистическое мировоззрение, чисто иррациональная интуиция, то, что Алексей Лосев в сходном контексте называет мифом» [1]. Представляется возможным сказать, что для философского дискурса апелляция к иррациональной интуиции абсолютно неприемлема, хотя сам Зибницкий совершенно верно указывает на базовые категории философствования Александра Дугина.

Имеет смысл воспроизвести четыре основных оппозиции дугинского учения в том виде, как это делает Э. Зибницкий:

1. Евразия-Атлантика как воплощение различных фундаментальных духовных и культурных начал. Они также называются цивилизациями Суши и Моря, иногда используются библейские образы Бегемота и Левиа-

© Семенков В.Е., 2016

«Философия традиционализма» Александра Дугина.

55

фана. «Волшебная матрица традиции» и ат-лантистский индивидуализм есть основное содержание этого противопоставления.

2. Эзотеризм-Экзотеризм. В первом случае мистическая традиция, связь с потусторонним абсолютным миром, но только для избранных, во втором - «адаптация» добытых таким образом истин для всех, усреднение и неизбежное искажение их. Мистический накал эзотеризма противопоставляется при-земленности, сбалансированности экзоте-ризма с его развитой «внешней» организацией. Однако экзотеризм, по Дугину, не является абсолютным злом, потому что имеет духовное происхождение. Но дальнейшее действие «профанического» принципа приводит к утрате сакрального и полному духовному упадку.

3. Инициация-Контринициация. Инициация, или посвящение, - форма перехода «избранного» на высший духовный уровень через магический ритуал приобщения к Абсолюту. Это понятие наиболее разработано у Рене Генона, который писал о мифической Гиперборее как о высшей инициатической культуре и о ведической цивилизации как наиболее сокровенном хранилище древних тайных знаний. Контринициация - духовное разложение, которое связывается с буржуазной цивилизацией.

4. Традиция-Модерн Под традицией (иногда Премодерн) понимается всякая, как правило, вертикально, иерархически структурированная традиция, имеющая мистический аспект, некое духовное качество и европейский модерн Нового времени, вызвавший развитие рационалистической позитивистской науки, последовательно осуществляющий тотальную секуляризацию, нивелировку всех традиционных структур. Модерн несет десакрализацию, господство прагматического рассудка над мистической интуицией и рынка над ценностями национальной государственности [1].

В рамках статьи целесообразно остановиться на последней паре оппозиций - «Традиция-Модерн», взяв для анализа самую показательную работу А. Дугина «Философия традиционализма». В этой работе он указывает на христианство в лице старообрядцев как на реальную альтернативу обществу Модерна. Старообрядчество у данного автора -оплот традиции, но это спорно уже по определению, так как христианство уже в момент своего появления преодолевало то, что можно назвать традиционными, до-современными сообществами.

Христианство в момент своего появления уже на догматическом уровне было революционным событием: Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Это базовое положение христианской сотериологии дает радикально новое, если не модернистское, то, по крайней мере, про-модернисткое осмыс-

ление человека и общества. У Дугина мы видим прямо противоположное толкование христианства: «мы вполне можем противопоставить [современному миру] радикальную альтернативу, основанную на полноценной православной метафизике» [2, с. 455].

Но самое важное то, что здесь под традицией имеется в виду не та реальность, что является объектом изучения антропологов, этнографов и историков, а нечто сугубо виртуальное: «...безвозвратно и безотзывно уходят воды бытия из той условной, конвенциональной, виртуальной реальности, от того безобразного, отталкивающего спектакля, в который мы с вами вовлечены» (курсив мой. -В. С.) [2, с. 456]. Поэтому автор «Философии традиционализма» честно признает, что «объективное. состояние сегодняшнего старообрядчества... ничего не меняет в адекватности нашего убеждения» - убеждения в том, что мы живем в обществе спектакля. (Показательно, что и сами старообрядцы отреагировали на такие положения учения Дугина резко отрицательно: в начале декабря 2009 г. 12 прихожан единственного (!) в Москве единоверческого храма св. Николая в Студенцах подали заявление в Синодальную библейско-богословскую комиссию с просьбой оценить взгляды А. Дугина на предмет соответствия догматическому православному вероучению

[3].)

Проект Дугина, с одной стороны, радикален («с тем, что нас окружает, надо рвать -решительно, серьезно, тотально, навсегда» [2, 457]), а с другой - утопичен, так как в своем проекте автор делает упор не на институциональные изменения, а на опыт воображения.

В работах Дугина нет анализа состояния общества, практик, институтов, а есть анализ концептов, образов и нарративов, и происходит это в тех местах, где должен идти анализ состояния реальных сообществ, относимых антропологами и этнографами к традиционным сообществам. Так философская критика реальности подменяется литературой в модусе /юНоп. Что свидетельствует о достоверности всего того о чем он пишет? Только опыт его произвольного воображения. И, следуя этому произвольному опыту воображения, читатели его работ приобщаются к выразительному символическому и сакральному ряду.

Традиционализм Дугина сфокусирован именно на осмыслении мифологического сакрального ядра: «Все сакральные символы призваны открыть то полярное пространство, которое спит по ту сторону рациональной пленки внешнего» [2, с. 74], в то время как философия со времен Сократа как раз строится на оппозиции мифу со стороны индивидуума. В знаменитом высказывании «Я знаю, что ничего не знаю» Сократ указывает, что нет никакого абсолютного знания, к которому мы должны приобщаться через

56

В.Е. Семенков

сакральные инициации. Конечно, есть знание, идущее от традиции, но добродетель состоит в том, чтобы стремиться приобретать знание через свой индивидуальной опыт. Александр Дугин приобретает знание на основании убежденности в абсолютной правоте священной Традиции.

Абсолютно прав Аркадий Малер, указывая, что у Дугина нет никакой полноценной «философии», а есть синтез очень разных философских и идеологических установок, очень сложно сочетающихся друг с другом и часто входящих в явное противоречие. «Гносеологической основой» «философии» Дугина можно считать абсолютно анархический иррационализм, в котором все построено на отрицании трех начал, которые в своей идеологии Дугин пытается представить как взаимосвязанные - во-первых, авраамической религии, во-вторых, западной цивилизации, в-третьих, исторического проекта Модерна [4].

Традиционализм как идеология традиции и критическая рефлексия философствующего индивида - это вещи принципиально разного характера. У Дугина традиция выступает не только как коллективная форма существования мифа, но и как исток истины, так как для него традиция - это то, что существует для всех и в то же время ни для кого в единичном смысле. Для сравнения от-

метим, что у Мартина Хайдеггера, столь ценимого Дугиным, истина принадлежит сугубо индивидуальному опыту экзистенции.

Можно дать следующее заключение: Александр Дугин мыслит, потому что воображает некие фантазмы, поэтому его нарратив традиционализма является продуктом его воображения, а не определенного опыта свободы. Необходимо различать опыт художественного воображения и опыт свободы в акте экзистенции. Философская истина принадлежит только последнему виду опыта мысли, причем этот опыт мысли осуществляется не по ходу воображения, а как раз против соблазнов воображения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Зибницкий Э. Нео-евразийство и вера отцов // Интернет журнал Сретенского монастыря. URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/contrdugin. htm (дата обращения: 19.10.2013).

[2] Дугин А. Г. Философия традиционализма. М. : Арктогея-Центр, 2002. 624 с.

[3] Малер А. Критический анализ «вынужденных пояснений» А. Дугина // Катехон. Интеллектуальный клуб. URL: http://www.katehon.ru/html/ top/analitika/kritich_analyz_vinuzhd_poiyasneniy_ dugina.htm (дата обращения: 19.10.2013).

[4] Малер А. Не консервативная, не православная, не философия // Русский журнал. URL: http://www.njss.ru/pole/Ne-konservativnaya-ne-pravoslavnaya-ne-filosofiya (дата обращения: 14.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.