ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2016. № 2. С. 54-56.
УДК 141 В.Е. Семенков
«ФИЛОСОФИЯ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА» АЛЕКСАНДРА ДУГИНА
КАК ПРИМЕР МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕВИАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
В стратегии развития философии как одного из жанров литературы достаточно часто происходит девиация, выражающаяся в подмене философии лингвистикой или латентной мифологией. В качестве примера мифологической девиации автор указывает на работы Александра Дугина по философии традиционализма. Традиционализм как идеология традиции и критическая рефлексия философствующего индивида - это вещи принципиально разного характера. У Дугина традиция выступает не только как коллективная форма существования мифа, но и как исток истины, так как для него традиция - это то, что существует для всех и, в то же время, ни для кого в единичном смысле. У Дугина нарратив традиционализма является продуктом его воображения, а не определенного опыта свободы. Необходимо различать опыт художественного воображения и опыт свободы в акте экзистенции. Философская истина принадлежит только последнему виду опыта мысли, причем этот опыт мысли осуществляется не по ходу воображения, а как раз против соблазнов воображения.
Ключевые слова: латентная мифология как девиация в философии, опыт художественного воображения, опыт свободы в акте экзистенции, традиционализм как идеология традиции и критическая рефлексия философствующего индивида.
В стратегии развития философии как одного из жанров литературы может и достаточно часто происходит девиация, выражающаяся в подмене философии лингвистикой или латентной мифологией. Если в лингвистической девиации философия утрачивает свое смыслосозидающее назначение, то в мифологической девиации имеет место подмена философской критики реальности литературой в модусе fiction,, а точнее - дискурсом мифа. В качестве примера мифологической девиации можно указать на работы Александра Дугина.
Сильной стороной сочинений Александра Дугина является их смысловая фокусировка. Для Дугина смысловая задача в работе философа -сверхзадача, но у него смысл созидается по образцу литературных (художественных) произведений, через апелляцию к виртуальности мифа, подаваемой им как историческая реальность.
На мифологическую предпосылку всех рассуждений Дугина в отечественной литературе уже указывал Эдуард Зибницкий. Но сам Зибницкий рассматривает апелляцию к мифу в работах Дугина со знаком «плюс», беря на вооружение «несомненно справедливое утверждение»: «что в основе всех явлений общественной жизни, если оставить в стороне стихию материальных потребностей человека, лежит осознанное или не осознанное религиозно-мистическое мировоззрение, чисто иррациональная интуиция, то, что Алексей Лосев в сходном контексте называет мифом» [1]. Представляется возможным сказать, что для философского дискурса апелляция к иррациональной интуиции абсолютно неприемлема, хотя сам Зибницкий совершенно верно указывает на базовые категории философствования Александра Дугина.
Имеет смысл воспроизвести четыре основных оппозиции дугинского учения в том виде, как это делает Э. Зибницкий:
1. Евразия-Атлантика как воплощение различных фундаментальных духовных и культурных начал. Они также называются цивилизациями Суши и Моря, иногда используются библейские образы Бегемота и Левиа-
© Семенков В.Е., 2016
«Философия традиционализма» Александра Дугина.
55
фана. «Волшебная матрица традиции» и ат-лантистский индивидуализм есть основное содержание этого противопоставления.
2. Эзотеризм-Экзотеризм. В первом случае мистическая традиция, связь с потусторонним абсолютным миром, но только для избранных, во втором - «адаптация» добытых таким образом истин для всех, усреднение и неизбежное искажение их. Мистический накал эзотеризма противопоставляется при-земленности, сбалансированности экзоте-ризма с его развитой «внешней» организацией. Однако экзотеризм, по Дугину, не является абсолютным злом, потому что имеет духовное происхождение. Но дальнейшее действие «профанического» принципа приводит к утрате сакрального и полному духовному упадку.
3. Инициация-Контринициация. Инициация, или посвящение, - форма перехода «избранного» на высший духовный уровень через магический ритуал приобщения к Абсолюту. Это понятие наиболее разработано у Рене Генона, который писал о мифической Гиперборее как о высшей инициатической культуре и о ведической цивилизации как наиболее сокровенном хранилище древних тайных знаний. Контринициация - духовное разложение, которое связывается с буржуазной цивилизацией.
4. Традиция-Модерн Под традицией (иногда Премодерн) понимается всякая, как правило, вертикально, иерархически структурированная традиция, имеющая мистический аспект, некое духовное качество и европейский модерн Нового времени, вызвавший развитие рационалистической позитивистской науки, последовательно осуществляющий тотальную секуляризацию, нивелировку всех традиционных структур. Модерн несет десакрализацию, господство прагматического рассудка над мистической интуицией и рынка над ценностями национальной государственности [1].
В рамках статьи целесообразно остановиться на последней паре оппозиций - «Традиция-Модерн», взяв для анализа самую показательную работу А. Дугина «Философия традиционализма». В этой работе он указывает на христианство в лице старообрядцев как на реальную альтернативу обществу Модерна. Старообрядчество у данного автора -оплот традиции, но это спорно уже по определению, так как христианство уже в момент своего появления преодолевало то, что можно назвать традиционными, до-современными сообществами.
Христианство в момент своего появления уже на догматическом уровне было революционным событием: Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Это базовое положение христианской сотериологии дает радикально новое, если не модернистское, то, по крайней мере, про-модернисткое осмыс-
ление человека и общества. У Дугина мы видим прямо противоположное толкование христианства: «мы вполне можем противопоставить [современному миру] радикальную альтернативу, основанную на полноценной православной метафизике» [2, с. 455].
Но самое важное то, что здесь под традицией имеется в виду не та реальность, что является объектом изучения антропологов, этнографов и историков, а нечто сугубо виртуальное: «...безвозвратно и безотзывно уходят воды бытия из той условной, конвенциональной, виртуальной реальности, от того безобразного, отталкивающего спектакля, в который мы с вами вовлечены» (курсив мой. -В. С.) [2, с. 456]. Поэтому автор «Философии традиционализма» честно признает, что «объективное. состояние сегодняшнего старообрядчества... ничего не меняет в адекватности нашего убеждения» - убеждения в том, что мы живем в обществе спектакля. (Показательно, что и сами старообрядцы отреагировали на такие положения учения Дугина резко отрицательно: в начале декабря 2009 г. 12 прихожан единственного (!) в Москве единоверческого храма св. Николая в Студенцах подали заявление в Синодальную библейско-богословскую комиссию с просьбой оценить взгляды А. Дугина на предмет соответствия догматическому православному вероучению
[3].)
Проект Дугина, с одной стороны, радикален («с тем, что нас окружает, надо рвать -решительно, серьезно, тотально, навсегда» [2, 457]), а с другой - утопичен, так как в своем проекте автор делает упор не на институциональные изменения, а на опыт воображения.
В работах Дугина нет анализа состояния общества, практик, институтов, а есть анализ концептов, образов и нарративов, и происходит это в тех местах, где должен идти анализ состояния реальных сообществ, относимых антропологами и этнографами к традиционным сообществам. Так философская критика реальности подменяется литературой в модусе /юНоп. Что свидетельствует о достоверности всего того о чем он пишет? Только опыт его произвольного воображения. И, следуя этому произвольному опыту воображения, читатели его работ приобщаются к выразительному символическому и сакральному ряду.
Традиционализм Дугина сфокусирован именно на осмыслении мифологического сакрального ядра: «Все сакральные символы призваны открыть то полярное пространство, которое спит по ту сторону рациональной пленки внешнего» [2, с. 74], в то время как философия со времен Сократа как раз строится на оппозиции мифу со стороны индивидуума. В знаменитом высказывании «Я знаю, что ничего не знаю» Сократ указывает, что нет никакого абсолютного знания, к которому мы должны приобщаться через
56
В.Е. Семенков
сакральные инициации. Конечно, есть знание, идущее от традиции, но добродетель состоит в том, чтобы стремиться приобретать знание через свой индивидуальной опыт. Александр Дугин приобретает знание на основании убежденности в абсолютной правоте священной Традиции.
Абсолютно прав Аркадий Малер, указывая, что у Дугина нет никакой полноценной «философии», а есть синтез очень разных философских и идеологических установок, очень сложно сочетающихся друг с другом и часто входящих в явное противоречие. «Гносеологической основой» «философии» Дугина можно считать абсолютно анархический иррационализм, в котором все построено на отрицании трех начал, которые в своей идеологии Дугин пытается представить как взаимосвязанные - во-первых, авраамической религии, во-вторых, западной цивилизации, в-третьих, исторического проекта Модерна [4].
Традиционализм как идеология традиции и критическая рефлексия философствующего индивида - это вещи принципиально разного характера. У Дугина традиция выступает не только как коллективная форма существования мифа, но и как исток истины, так как для него традиция - это то, что существует для всех и в то же время ни для кого в единичном смысле. Для сравнения от-
метим, что у Мартина Хайдеггера, столь ценимого Дугиным, истина принадлежит сугубо индивидуальному опыту экзистенции.
Можно дать следующее заключение: Александр Дугин мыслит, потому что воображает некие фантазмы, поэтому его нарратив традиционализма является продуктом его воображения, а не определенного опыта свободы. Необходимо различать опыт художественного воображения и опыт свободы в акте экзистенции. Философская истина принадлежит только последнему виду опыта мысли, причем этот опыт мысли осуществляется не по ходу воображения, а как раз против соблазнов воображения.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Зибницкий Э. Нео-евразийство и вера отцов // Интернет журнал Сретенского монастыря. URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/contrdugin. htm (дата обращения: 19.10.2013).
[2] Дугин А. Г. Философия традиционализма. М. : Арктогея-Центр, 2002. 624 с.
[3] Малер А. Критический анализ «вынужденных пояснений» А. Дугина // Катехон. Интеллектуальный клуб. URL: http://www.katehon.ru/html/ top/analitika/kritich_analyz_vinuzhd_poiyasneniy_ dugina.htm (дата обращения: 19.10.2013).
[4] Малер А. Не консервативная, не православная, не философия // Русский журнал. URL: http://www.njss.ru/pole/Ne-konservativnaya-ne-pravoslavnaya-ne-filosofiya (дата обращения: 14.03.2016).