Научная статья на тему 'Философия толерантности'

Философия толерантности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1617
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Малахова Оксана Владимировна

Статья посвящена проблеме толерантности, терпимости в отношении людей, принадлежащих к другой национальности взгляду на толерантность Русской Православной Церкви. Рассматривается вопрос о совместном сосуществования людей, который заключается в духовности, развитии своей самобытности. Актуализируется вопрос религиозной и этнической толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия толерантности»

УДК 111.1

МАЛАХОВА О.В. Философия толерантности

Статья посвящена проблеме толерантности, терпимости в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, взгляду на толерантность Русской Православной Церкви. Рассматривается вопрос о совместном сосуществования людей, который заключается в духовности, развитии самобытности. Актуализируется вопрос религиозной и этнической толерантности.

Ключевые слова: толерантность, национальное самосознание, межнациональные, межэтнические отношения, религиозная, этническая толерантность.

В Декларации принципов терпимости, принятой ООН в 1955 году, толерантность трактуется как "уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности"1.

Если посмотреть на конфессиональные положения, говорящие о том, как относиться к другому человеку, отличному от нас, то окажется, что разные религии описывают это одним языком.

Буддизм: "Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним как к себе и верностью своему слову".

Конфуцианство: "Не делай другим того, чего не хотел бы от других".

Индуизм: "Не делай другому того, от чего больно тебе".

Ислам: "Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого".

Джайнизм: "В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе".

Иудаизм: "Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе".

Сикхизм: "Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны".

Даосизм: "Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей".

Зороастризм: "Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой".

Христианство: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".

Такие нормы человеческого сознания и поведения еще называют толерантными.

По словам В. Васильева, терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом2. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Способность постигать разнообразные аспекты истины или осознавать ограниченность истин, в которые мы сегодня верим, появляется благодаря рациональному и терпеливому анализу трудностей, с которыми сталкивается любое познание, а также духу религиозного смирения, готовому признать условный и исторический характер самой "абсолютной" из всех истин.

Формирование культуры толерантности приобретает особую актуальность в свете происходящей ныне глобализации. Под ее воздействием мир становится все более целостным.

Различные культуры, религии, цивилизации взаимодействовали и прежде. При этом нередко возникали и острая вражда, и нетерпимость. Однако их основные очаги были разделены территориально, будучи как бы отгороженными друг от друга. Ныне глобальные коммуникационные, финансовые, миграционные потоки пробили огромные бреши в существовавших барьерах, спрессовывая разные культуры и образы жизни в едином пространстве мирового социума3. Складывается плотная, всепроникающая сеть общественных взаимоотношений. Нетерпимость в этих условиях генерирует высокие напряжения, способные блокировать жизнедея-

тельность общественных систем как на национальном, так и на мировом уровнях.

Вместе с тем глобализация наглядно демонстрирует неисчерпаемое многообразие социокультурных традиций и форм общественного устройства, норм взаимоотношений и ценностных ориентаций, присущих разным сообществам. С каждым десятилетием это многообразие не только не уменьшается, но растет, иногда в геометрической прогрессии, бросая вызов самой способности человеческого рода регулировать возникающие на этой почве противоречия, не допускать их перерастания в острые конфликты и столкновения.

Толерантность прежде всего есть практика "обычных" людей. Философская концепция, как обычно, следует за этой практикой, а идеологические схемы лишь делают более прочным уже достигнутый мир. Но достигается-то этот мир вовсе не по принципиальным основаниям, а, как это чаще всего бывает с практикой, по утилитарным и прагматическим соображениям. Поэтому вполне объясним тот факт, что и первые обоснования необходимости толерантности в теории отражали такое положение дел, ссылаясь на нерациональность преследования диссидентов. Таковы "Послания о веротерпимости" Локка, таковы взгляды Мильтона, к этому же, в конечном счете, можно свести и более ранние аргументы Кастеллио или Пьера Бейля4. Для них интолерантность иррациональна, ибо не может достичь своей цели - привести к истинной религии. И прежде всего потому, что никто не может твердо знать истинности своей религии (хотя, конечно, вполне может верить в ее истинность). Некоторые (в их числе и Дж. Локк) добавляют к этому старый библейский аргумент о невозможности принуждения к вере, из которого также следует утверждение толерантности по прагматическим основаниям.

Не менее значимым является взгляд на толерантность Русской Православной Церкви (РПЦ). О.В. Андреева пишет, что в начале третьего тысячелетия, когда религиозные системы остаются духовным стержнем бытия земных цивилизаций, важнейшим фактором успешного развития и межкультурного взаимодействия выступает отношение человека к представителям других культур и религий5. Нетерпимость к инакомыслию, к иным систе-

мам мировоззренческих ценностей в условиях широчайшего распространения насилия в современном мире ставит под угрозу выживание человечества.

Необходимо отметить, что философско-догматическое осмысление проблемы толерантности (первоначально исключительно как веротерпимости) и жаркие дискуссии по этому поводу наблюдаются в Русской Православной Церкви на протяжении двух веков. В

XIX в. важный вклад в ее решение внесли такие видные представители богословской мысли, как А.М. Бухарев (архимандрит Фео-дор), С.С. Гогоцкий, В.Д. Кудрявцев-Платонов, архиепископ Никанор (Бровкович), И.М. Скворцов и др. В 1899-1900 академическом году впервые для слушателей Петербургской духовной академии архимандритом Сергием Страгородским (впоследствии Святейшим Патриархом) был прочитан специальный курс лекций на тему "Отношение православного человека к своей церкви и к инославию". В несколько переработанном виде часть этих лекций публиковалась их автором в 10-е гг.

XX в.6, а впоследствии - в изданиях Московской Патриархии7. Ныне представителями Русской Православной Церкви в духовных и светских аудиториях читаются специальные курсы и отдельные лекции по сравнительному религиоведению, где затрагиваются нравственные основы отношения к инославию.

Из всего многообразия дискуссионных проблем главнейшими являются, во-первых, возможность распространения заповеди о любви к ближнему на иноверцев и, во-вторых, наличие либо отсутствие теологических оснований для экуменического движения. Обсуждение первой проблемы опирается на понимание истины христианства как теории о бытии и Боге, как системы, развитой умом человека, и как описания действительной жизни, от века бывшей в Боге и привнесенной в мир Иисусом Христом. Заповеди Иисуса Христа для православного христианина являют основу его нравственной жизни. Поведенческий императив христиан основывается на двух заповедях: первая взята из главных заповедей Иисуса Христа - "возлюби ближнего твоего, как самого себя"8; вторая завершает известную Нагорную проповедь -"любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

гонящих вас"9. Комментируя новозаветный канон, протоиерей Н. Вознесенский справедливо отмечал в книге "Христианская жизнь", что закон ветхозаветный смотрит на внешность поступков человека, а новозаветный смотрит на сердце человека, на внутренние его побуждения. "В ветхозаветном законе человек повиновался Богу - как раб своему господину, в Новом завете - он стремится к тому, чтобы повиноваться ему, как сын повинуется любимому отцу..."10.

Следовательно, "идеальный" христианин не только подчиняется заповедям, но и исходит из своего внутреннего опыта, уверен в истине свободно, на том основании, что непосредственно сознает и опытно участвует в этой истине. Отсюда выводятся два нравственных императива. Первый - христианин любит всякого человека как Образ и Подобие Господа на земле. Второй - всякий представитель инославия, как бы далек ни был он от Православной Церкви, всегда останется для "идеального" христианина предметом духовного попечения. Христианинусвой-ственно "всем быть вся", признавать "самую последнюю крупицу истины", если она есть у человека, чтобы посредством этой крупицы быть понятным своему идейному оппоненту и "спасти хотя некоторых"11.

Протоиерей В. Федоров считает, что толерантность подразумевает и межрелигиозный мир, а не только внутрихристианский межкон-фессиональный12. Необходимость межрелигиозного диалога очевидна сегодня как никогда. На первый взгляд, логично было бы иметь прогресс в христианском межконфессиональном диалоге и уже потом приступать к межрелигиозному. Но откладывать межрелигиозный диалог уже невозможно, и христиан-ско-иудейский диалог, и христианско-мусуль-манский следует постоянно развивать.

Общество заинтересовано в преодолении как внутрихристианских, так и межрелигиозных напряжений. Агрессивность, в частности, проявляется в том, что христиане одной традиции называют христиан другой традиции еретиками. Нужно так организовать религиозное образование и богословское образование, чтобы предотвратить межконфессиональную агрессивность и конфликты. Сегодня одна из самых важных задач христианской миссии, по мнению Протоиерея В. Федорова, воспитание толерантности13.

Как считает Я.Г. Шемякин, терпимость требует особой духовной стойкости, она каче-

ственно отличается от банального равнодушия: быть терпимым - значит сохранять собственную веру и убеждения, в то же время находя в себе силы терпеть веру и убеждения других, которые могут быть прямо противоположными14. Как справедливо отмечал член Британской академии Б. Уильямс, "нам необходимо терпеть других людей и их образ жизни именно тогда, когда сделать это очень трудно. Можно сказать, что терпимость нужна только в отношении того, с чем невозможно мириться. Именно в этом главная проблема". Поэто-мутерпимость "влечет за собой напряженность между приверженностью собственным взглядам и признанием убеждений других"15.

Таким образом, толерантность - это не предательство своих убеждений, не безразличие к чужим воззрениям, а готовность жить в мире и согласии с теми, кто имеет другой образ мысли и веру.

1 Декларация принципов терпимости. Париж, 1995. С. 7-10.

2 Васильев В. Толерантность - важный фактор культуры// Центральная Азия и культура мира. 1998. № 2-3 (5-6) / http://www.asiajournal.to.kg/ru

3 Толерантность / Общ. ред. М.П. Мчедло-ва. М.: Республика, 2004. С. 276.

4 Философские и лингвокультурологичес-кие проблемы толерантности: Коллективная моногр. / Отв. ред. Н.А. Купина и М.Б. Хомяков. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. С. 17-18.

5 Андреева О.В. Русская Православная Церковь: современный взгляд на толерантность// Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерения / Составление и общая редакция А.А. Красикова и Е.С. Токаревой. М.: Московское бюро по правам человека, Academia, 2006. С. 236.

6 Православный финляндский сборник. 1911. № 1-3.

7 Ж-л Московской Патриархии. 1967. № 1; О вере и нравственности по учению Православной Церкви. СПб.-Л., 1991.

8 Новый Завет. Матф. 5, 22, 39, 44.

9 Там же.

10 Филарет, игумен. Конспект по нравственному богословию. Краснодар, 1991. С. 14.

11 Там же. С. 14.

12 Протоиерей Федоров В. Межконфессиональный диалог и проблемы толерантности. Религия и гражданское общество: проблема толерантности. Материалы "круглого стола" (16 ноября 2002). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 40.

13 Там же. С. 41.

14 Шемякин Я.Г Этнические конфликты: ци-вилизационный ракурс// Общественные науки и современность. 1998. № 4.

15 Уильямс Б. Нескладная добродетель// Курьер ЮНЕСКО. 1992. Сентябрь. С. 9-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.