УДК 13
ФИЛОСОФИЯ ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Р.В. Маслов,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки, СГУ
ВЕСТНИК. 2004. №9
Человек превратился в центральную проблему современных философских исследований. Феномен человека изучается в историко-философском, культурологическом, социологическом и методологическом аспектах. Человек как уникальное творение Вселенной рассматривается как в рамках различных наук, так и в зеркале социальных ожиданий, изучаются биологические и социокультурные факторы развития человека и человечества и его творческие потенции, раскрывается феномен внутренней свободы человека в исповедальном жанре и проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте человечества. Складываются новые дисциплины: «человековедение» и «человекознание». Сложились различные парадигмы постижения сущности человека - homo sapiens, homo faber, homo ludens, homo eligens, homo Vitalis, homo scientificus, homo immortales и т. д.
Наиболее изучена проблема человека как субъекта, личности, духовного феномена. Однако проблема человека как целостная междисциплинарная проблема предполагает столь же тщательное изучение человека и как объекта его функциональной организации - телесного. Эта проблема наименее изучена в философском плане.
Проблема телесности в философии в общем плане и в соотношении с сознанием рассматривалась в различных ракурсах Э. Гуссерлем, Ф. Ницше, М. Хайдеггером, М. Мерло-Понти, Ж.П. Сартром, А. Бергсоном.
В последнее время вновь обострился интерес к феноменологии тела. Стали появляться как отечественные, так и зарубежные работы, которые пытаются восполнить этот пробел.
Известно, что человеческое тело издревле было самым значительным и универсальным из всех символов. Согласно Древним Мистериям и античной философии, человеческое тело выступает в качестве одного из наиболее древних, значительных и универсальных символов; тело человека есть орудие души и одновременно зеркало для отображения сущности Вселенной; и, наконец, Человек выступает как Микрокосм по отношению к Макрокосму - Вселенной1.
В век рационализма были предприняты попытки дать целостную картину мира, начиная с космоса и заканчивая человеком. Человеку посвящены трактаты Р Декарта «О человеке», «О строении человеческого тела» и др. Человек обладает двуединой природой. С одной стороны, он - тело в бесчисленном ряду природных тел, с другой, он
- носитель умственно-психических свойств, позволяющих ему создавать «искусственные тела» мира культуры2.
Гоббс в «Левиафане» более последовательно проводит тезис об уподоблении человеческого организма машине, где его жизнь представлена как результат движения его частей: сердца - пружины, нервы - нити, суставы - колеса. Тела обладают свойствами (модусами или акциденциями). Науку о человеческом теле Гоббс считает наиболее полезной частью физики3.
Век Просвещения принес увлечение естествознанием и пристальное внимание к природе и возможностям человека. Ж.О. де Ламетри
- врач и философ, вновь обращается к «лабиринту человека», отстаивая трактовку человека как сложной машины. Человеческое тело представляет собой часовой механизм, а сердце - рабочая часть человеческой машины4.
Таким образом, в рационализме Нового времени и эпохе Просвещения человеческое тело трактуется как саморегулирующаяся, са-
мозаводящаяся сложная машина, мозг признается главным элементом этой машины, а сердце - ее рабочей частью. Душа становится движущим началом или чувствующей материальной частью мозга. Различие позиций философов заключается в том, что Р. Декарт признает равноценным обе субстанции -тело и душу, относя к телу свойство протяженности, а к душе - свойство мышления, Т. Гоббс отдает предпочтение примату души над телом, а Ж.О. де Ламет-ри - наоборот - примату тела над душой.
Исследуя трактовку телесности в западной философии, рассмотрим работы А. Бергсона, Ф. Ницше, Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти. В отличие от представления тела как объекта, как вещи или машины, в западной философии тело определяется как некая подвижная система текучих образов (А. Бергсон). Наше тело - не математическая точка в пространстве... и его виртуальные действия дополняются и насыщаются реальными действиями5.
Ф. Ницше вводит в философию тело как центральный методический принцип интерпретации бытия. Во все времена нашей ближайшей собственностью, нашим достовернейшим бытием считали тело, а не дух. Телесные функции принципиально в миллион раз важнее, чем все состояния и вершины сознания6.
Э. Гуссерль, в свою очередь, подчеркивает, что все данное в пространстве и времени, пусть даже в скрытых основаниях, имеет формулой своего существования телесность7. Если Э. Гуссерль усиливает и абсолютизирует духовное, субъективное начало (внутреннее чувство Я), отводя телу роль пассивного начала, то М. Мерло-Понти, напротив, абсолютизирует тело и превращает его в универсум, хотя и называет его скромно часовым, который молчаливо стоит у основания его слов и действий. Загадочность тела в том, что оно одновременно и видящее и видимое. Оно принадлежит миру вещей и вплетено в мировую ткань. Вещи инкрустированы в плоть тела, составляют часть его полного определения8.
Итак, в современной западной философской литературе феномен человеческого тела, с одной стороны, рассматривается как некая система текучих образов, ограничивающих жизнь духа (А. Бергсон). С другой стороны, тело объявляется центральным методическим принципом интерпретации человеческого бытия (Ф. Ницше). Если одни в оппозиции «тело - дух» допускают абсолютизацию духовного начала (Э. Гуссерль), отводя телу роль пассивного начала, то другие абсолютизируют тело (М. Мерло-Понти), а дух рассматривают как сублимацию тела-плоти. Общим, тем не менее, является одно - тело оказывается центром реальных и виртуальных действий, виртуальным очагом, а мир - сферой опытного применения органов нашего тела.
Касаясь трактовки телесности, обратимся к русской религиозной философии, к работам П.А. Флоренского, С.Л. Франка, В.В. Розанова. Явление, двуеди-
ное, духовно-вещественное дорого Флоренскому своей плотью и душой. Именно личности как центральной онтологической категории уготовано совершить прорыв духа через вещественную оболочку мира и обратно. Орбитальные персональные владения личности подтверждаются, по Флоренскому, математическими функциями, диалогичностью и неповторимостью судьбы9. Продолжая исследования Канта об энантиоморфизме правой и левой рук человека, Флоренский обсуждает проблему тела и его зеркального двойника и по существу открывает новую область исследования - виртуалистику. Виртуальная реальность, согласно С.С. Хоружему, характеризуется отсутствием тех или иных сущностных черт явлений обычной эмпирической реальности.
Обращение к философии П. Флоренского ценно не только в плане физики «прозрачности» и «зеркальности» тела, но и в обнаружении целостной позиции русских религиозных философов по поводу человеческой сущности, неразделимости тела и души, иначе душевно-телесности человека.
С.Л. Франку принадлежит всестороннее обоснование тезиса о душевно-телесности человека: «Душа действительно прикреплена к телу, ...тело есть келья, внутри которой мы находимся». Если связь между «душой» и «телом» обнаруживается, с одной стороны, как зависимость душевных явлений от телесных, то, с другой стороны, она непосредственно проявляется как обратная зависимость телесных процессов от целестремительной активности душевного бытия10.
Своеобразие трактовки душетелесности человека в русской религиозной философии - через метафизику пола. «Метафизика пола», построенная В.В. -Розановым, является важнейшей частью его антропологии. Человек включен в порядок природы и точка этой включенности и есть пол. Человек есть трансформация пола, модификация пола. Тело есть начало духа. Корень духа. А дух есть запах тела. Любовь - это всегда обмен - души-тела11.
Итак, согласно русской религиозной философии:
• Человек есть уникальное существо, возникающее на пересечении двух миров - природного и духовного. Он изначально душевно-телесен. Человек включен в порядок природы, и точка этой включенности есть пол; человек есть трансформация, модификация пола.
• Человек есть любящее существо. Любовь есть проявление индивидуальности, есть утверждение вечного, бессмертного в человеке.
Современное состояние проблемы телесности человека, которая превратилась в междисциплинарную проблему и находится на перекрестке философии, психологии, социологии и медицины, характеризуется тем, что складываются различные концепции телесности: антропология тела, онтология тела, социология тела и т. д. Исследования по проблеме
телесности вращаются, по существу, вокруг следующих проблем:
- исследование статуса телесности в философии;
- изучение проблемы телесности в историко-философском контексте;
- интерпретация «телесных схем» в психоаналитической практике с опорой на идею Фрейда - тела как знака-символа;
- анализ соотношения телесности и ментальное в психологии, культуре и социальной практике.
Трудность трактовки телесности состоит в том, что для понимания телесности человека надо преодолеть не только дуализм Тела и Души, но и дуализм Я и Другого (Э. Гуссерль), Я и Иного (М. Фуко).
Среди предпринятых попыток исследования телесности, данных ранее, заслуживают интереса попытки А. Бергсона, М. Мерло-Понти и П.А. Флоренского использовать понятия интенциональности и виртуальности для объяснения феномена телесности. Телесность - это способ интенционально отвечать на «зов» предметов.
Среди последних исследований в отечественной литературе выделяются работы по феноменологии тела В.А. Подороги12 и по онтологии телесности В.Л. Круткина13, который использует категории «тело - плоть» («жить - быть») для описания онтологической двойственности человека, его способности осуществить родовые и универсальные ориентации. К роду человек повернут плотью, к универсуму он обращен телом.
Касаясь многообразия современных вариантов психоаналитической интерпретации «телесных схем», в основе которых лежит трактовка 3. Фрейдом патологического телесного феномена как зна-ково-символической формы, важно отметить, что тело как знаково-символическая форма исследуется не только в психоаналитической практике, но и в семиотике и в психологии. Так, Э. Морэн считает, что высшее проявление эволюции мозга - дух -постоянно генерируется и регенерируется мозговой деятельностью. В действительности это взаимоотношение «мозг - дух - культура» тройственно, ибо требует соприсутствия культуры, где каждая инстанция содержит в себе определенным образом две другие.
Неожиданный ракурс в изучении человека открывается с публикацией книги Р. Рорти «Философия и зеркало природы»14. Р Рорти разрабатывает проблему «зеркальной сущности человека» как отражательную способность человеческого ума, а человеческое знание обозначает как Зеркало Природы.
Наша идея кардинально отличается от идеи Р. Рор-ти и заключается в том, что «зеркальная сущность человека» состоит не только в том, что человек своим сознанием отражает законы природы, но и сам обладает билатеральной (зеркальной) конституцией и применяет ее в своем творчестве и познании.
Если обратиться к историко-философской традиции, то, действительно, в античной философии мы обнаруживаем аристотелевскую концепцию, согласно которой ум есть зеркало и глаз одновременно. Но одновременно Пифагор применяет принцип билатеральное - симметрии к красоте человеческого тела и красоте вообще, а Платон в «Разговоре о законах» устанавливает зеркальность во внешней конституции человека - говорит о целесообразности воспитания с учетом равенства правой и левой рук человека.
Действительно, человеческий организм репрезентирует образец почти безупречной билатеральной (зеркальной) симметрии - симметрии относительно плоскости. Симметрия конечностей подчинена принципу равновесия. Симметрия других парных органов тоже результат приспособленности к среде: наличие двух глаз необходимо человеку для наилучшей ориентации, в частности, для определения расстояния до предметов: глаз - идеальный оптический прибор. Расположение глаз позволяет направить оба глаза на один и тот же объект. Это бинокулярное зрение позволяет оценивать расстояние и глубину. Два уха необходимы человеку для определения направления звука. Ухо человека, как и глаз - весьма совершенный живой прибор, способный различать звуки по высоте, интенсивности и качеству (тембру), причем слуховые нервы проводят импульсы двоякого рода - обычные, энергию которым доставляет метаболизм нервного волокна, и микрофонного типа, энергия для которых идет от внутреннего уха (лабиринтов), а точнее от ее части - улитки, которая превращает механическую энергию звуковых колебаний. Одни участки мозга ответственны за восприятие высоких тонов, другие - за восприятие низких. Дублируют друг друга почки, легкие и другие органы.
От природы люди - амбидекстры, они должны одинаково хорошо владеть правой и левой рукой. Наличие правшей объясняется, прежде всего, воспитанием. Это было замечено еще Платоном.
Современная инженерная психология уже учитывает наличие моторной и сенсорной асимметрии у разных индивидов. Именно на правшей сориентированы все условности культуры: правила дорожного движения и проведения спортивных состязаний, тип рукопожатия, военного приветствия и т. д. Хотя отменить универсальный закон природы - симметрию - нельзя.
Даже высший орган человека - хранитель и трансформатор всей накопленной информации - человеческий мозг - тоже регламентирован законом симметрии. Мозг человека зеркален - билатерально симметричен - его правая и левая гемисферы построены однотипно как по составу и количеству отдельных элементов, так и по общей архитектуре. Однако функционально они строго дифференцированы. Каждое полушарие характеризуется собствен-
♦
П
ными процессами восприятия, обучения и хранения полученной информации.
Открытие функциональной асимметрии мозга (Р. Сперри, Нобелевская премия 1981 г.) является одной из активно дискутируемых проблем не только современной медицины и физиологии, но и философии, позволяющей даже прогнозировать своеобразие двух типов культур - западной и восточной, соотнося генную (генетическую) информацию с культурой. С точки зрения современной науки человек представляет собой оптимальную зеркально-симметричную систему.
Проведенный анализ дает нам возможность определить телесность человека как определенный тип целостности, характеризующийся полярными сопря-женностями (или зеркальностью). Ретроспективный анализ сущности человека обнаруживает единый принцип в изучении функциональной организации человека - принцип зеркальности (билатеральное). Правое и левое, мужское и женское - у пифагорейцев, энантиоморфность (неравенство) правой и левой рук человека (в немецкой философии), мужское и женское начало - пол как основа индивидуальности человека - в русской религиозной философии, очаг виртуальных и реальных действий - в современной западной философии. Индивидуальность предполагает встречу Я с не-Я-Другим, своей противоположностью - по полу, характеру, интеллекту и прочим характеристикам. Феномен зеркальности приобретает у русских философов поистине глобальное значение.
Для нас важно то, что феномен зеркальности (би-латеральности), заложенный в функциональной организации человека, проявляется как в морфологической симметрии двух гемисфер мозга, так и в их «диалоге», который в итоге обнаруживает их функциональную асимметрию и формирование двух поляр-
ных стратегий мышления - логико-вербального, знакового типа как европейского (западного) типа и эмоционально-образного типа как восточного типа мышления. Эти полярные стратегии мышления проявляются во всей творческой деятельности человека, но это уже тема очередной статьи по философии телесности человека.
1 Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розен-крейцеровской символической философии. Новосибирск, 1992.
2 См.: Декарт Р. О строении человеческого тела // Избр. произв. М., 1936. С. 527.
3 См.: Гоббс Т. О теле // Гоббс Т. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 95.
4 См.: Ламетри Ж.О. Человек-машина // Соч. М., 1983. С. 219.
5 См.: Бергсон А. Материя и память // Собр. соч. Т. I. М., 1992. С. 273.
6 См.: Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 1995. С. 265.
7 См.: Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1 994.
8 См.: Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992. С. 11, 50.
9 См.: Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. М., 1991. С. 60.
10 См.: Франк СЛ. Реальность и человек. М., 1997. С. 202.
11 См.: Розанов В.В. Уединенное. М., 1990. С. 181.
12 См.: Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995.
13 См.: Круткин В.Л. Онтология человеческой телесности. Философские очерки. Ижевск, 1993.
14 См.: Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.