Научная статья на тему 'Философия спорта'

Философия спорта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3001
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ СПОРТА / ФИЛОСОФИЯ / ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ГЕНДЕР / ЖЕНЩИНЫ / КИНЕСИОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / БОЕВЫЕ ИСКУССТВА / ХРИСТИАНСТВО / Л. ВИТГЕШШТЕЙН / Ф. НИЦШЕ / Ж.Л. НАНСИ / Ж. ДЕРРИДА / А. МАКИНТАЙР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия спорта»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИИ

2018.03.024. СВ. МЕЛЬНИК. ФИЛОСОФИЯ СПОРТА. (Обзор).

Ключевые слова: философия спорта; философия; олимпийское движение; гендер; женщины; кинесиология; философия образования; моральные проблемы; философия религии; искусственный интеллект; боевые искусства; христианство; Л. Витгешштейн; Ф. Ницше; Ж.Л. Нанси; Ж. Деррида; А. Макинтайр.

Философия спорта начинает формирование в качестве отдельной научной дисциплины в 1920-х годах, выступая своеобразной реакцией на широкое распространение спорта и его превращение в социальное явление мирового масштаба в конце XIX - начале XX в. В настоящее время, указывает В. И. Столяров1, философия спорта представляет собой активно развивающееся исследовательское направление, отдельное внимание в рамках которого уделяется изучению олимпийского движения. В частности, в 1972 г. была создана «Международная ассоциация философии спорта» («The International Association for the Philosophy of Sport»), под эгидой которой издается специализированный журнал («Journal of the Philosophy of Sport») и регулярно проводятся семинары и конференции.

Стремясь концептуально осмыслить феномен спорта как особого вида человеческой деятельности, философия спорта может затрагивать широкий круг мировоззренческих, логико-методологических, этических, эстетических, аксиологических, метафизических, социально-философских, культурологических, политологических, логико-методологических проблем. По мнению Л. Витгенштейна, в

1 Столяров В.И. Развитие философии спорта и российская философская школа гуманистического и диалектического анализа спорта // Вопросы философии. - М., 2017. - № 8. - С. 202-214.

методологическом плане понимание спорта как некоего цельного и отдельного объекта исследования, т.е. спорта «самого по себе», весьма затруднительно и даже невозможно, поскольку он не имеет своей собственной «природы». В связи с этим изучение спорта всегда будет осуществляться в контексте множества явлений, с которыми он может быть связан. Большой массив существующих в современной научной литературе работ, посвященных философскому анализу спорта (монографий, сборников статей, отдельных публикаций), их разноплановость, многоаспектность и разрозненность, являются косвенным подтверждением позиции Л. Витгенштейна и свидетельствуют о сложности структурного и системного описания состояний исследований в этой сфере. В представленном реферата-тивном обзоре рассматривается ряд современных работ в области философии спорта, которые позволяют познакомиться с некоторыми актуальными подходами и направлениями исследований в рамках этой дисциплины.

А. Эдгар (2) характеризует философию как «рациональное критическое мышление», которое использует строгую логическую аргументацию и предполагает анализ и разъяснение смысла понятий. Автор указывает на четыре основных раздела философии -метафизика, эпистемология, аксиология, логика - и показывает, какие проблемы могут ставиться в каждой из них в контексте спортивной проблематики. В частности, в рамках метафизики могут обсуждаться проблемы сущности спорта, его соотношение с искусством и игрой (2, с. 1804-1805). В рамках гносеологии, которая часто тесно связана с онтологией, могут осмысливаться вопросы того, что требуется атлету, чтобы овладеть профессиональной техникой, или как рефери распознает нарушение правил. Аксиология, исследующая вопрос о значении спорта, охватывает наибольшую часть философии спорта, включая в себя проблемы этики, политики и эстетики. Так, этика может исследовать как моральные проблемы внутри игры, так и нравственные аспекты влияния спорта на общество.

Ссылаясь на позицию Г. Макфи, автор высказывает идею, что спорт можно рассматривать в качестве особой формы «философской лаборатории» или «моральной лаборатории». Так, установленные правила представляют для игроков определенное нравственное испытание, создавая возможность обмануть конкурента.

Спорт дает возможность изучать моральное поведение атлетов и их реакции, например, на насилие или случайность. Спорт позволяет исследовать и более глубокие метафизические вопросы, такие как случайность, причинность и свободная воля (2, с. 1805-1807).

Ряд спортивных специалистов утверждают, что атлет достигает высочайшего профессионального уровня, когда может использовать свои навыки «на автопилоте» или «в состоянии "потока"». Дж. Хардес и Б. Хогевеен (4) отмечают, что подобные феноменологические характеристики «потока» и «автоматизма», описывающие «зомби подобное» функционирование как часть требуемой компетенции атлета и состояние, позволяющее добиться максимальных результатов, на самом деле обедняют спорт и упускают из внимания многие перспективные аспекты деятельности, которые создают возможности для творческого и реляционного опыта. Опираясь на деконструктивистскую концепцию Ж. Деррида и, особенно, онтологическую категорию «бытие с» («being-with») Ж. Л. Нанси, авторы предлагают альтернативный феноменологический подход «реляционной этики» к описанию компетенций спортсмена.

Монография Г. Макфи (7) посвящена анализу взглядов Л. Витгенштейна относительно темы спорта и философии спорта. Книга, по большей части, состоит из ранее опубликованных работ автора, что, по мнению рецензента монографии Дж. Черчилля (J. Churchill), определяет «сбивчивый» характер изложения и наличие повторений. Следуя позиции Л. Витгенштейна, Г. Макфи утверждает, что с гносеологической точки зрения спорт не имеет своей «природы» (nature), т.е. не следует ожидать, что можно говорить о нем в общем, без контекста. В связи с этим оценки спорта всегда будут неполными, а утверждения - зависимыми от обстоятельств. Автор рассматривает такие вопросы как различие между «целенаправленным» и «эстетическим» видами спорта, приоритет практики правил, различие между конститутивными и регулирующими правилами, характер судейства, исследование нормативности правил в контексте этической философии А. Макинтайра. Затрагивая проблемы спорта и философии искусства, Г. Макфи разрабатывает так называемый «институциональный подход», в рамках которого особое значение имеет позиция лиц, считающихся авторитетами.

Статья Ю. Тунсела (10) посвящена осмыслению спорта в контексте философии Ф. Ницше. Автор отмечает, что сама поста-

новка вопроса о взглядах немецкого философа относительно спортивной проблематики может показаться странной. Спорт является частью массовой культуры, тогда как Ф. Ницше питает отвращение ко всему, что связано с толпой. Движение болельщиков, являющееся важной частью спортивной культуры, с точки зрения Ф. Ницше может рассматриваться как проявление стадного инстинкта. Кроме того, клубы и спортивные организации контролируют спортивную культуру через политические и экономические аппараты.

Вместе с тем автор показывает, что многие идеи философии Ф. Ницше могут выступить полезными герменевтическими инструментами при анализе феномена спорта и различных связанных с ним явлений. Так, игра, имеющая в спорте центральное значение, является, указывает Ю. Тунсел, «ключом к философии Ф. Ницше». Победа или проигрыш в спорте можно рассматривать как поле сил Диониса. Спорт характеризуется особым режимом тела, является формой аскезы, которую Ф. Ницше мог бы одобрить как противоположность аскетическому идеализму. Автор показывает, как в контексте философии Ф. Ницше могут интерпретироваться такие явления как спортивный дух, воплощающий игру, экстаз в смысле Диониса, изобретательность, агонизм (состязание), грандиозное зрелище, праздник, эстетика спорта, аскеза тела, правосудие и отношения власти.

Статья П.М. Хопсикера и Д. Хохшстетлера (5) посвящена осмыслению состояния и перспектив развития философии спорта в контексте физического воспитания в высшем образовании, при этом особое внимание уделяется дисциплине «кинесиология» (занимающейся изучением влияния состояния мышц на физическое и эмоциональное состояние человека). В книге Дж. Массенгале (John Massengale) «Будущие направления физического образования» («Trends Toward the Future of Physical Education») 1987 г. вообще отсутствовал раздел, который бы описывал философские исследования в области спорта и кинесиологических программ в высшем образовании, несмотря на то что эта дисциплина была формализована учеными США с начала 1970-х годов и впоследствии получила широкое распространение. Вместе с тем, начиная с монографии Дж. Массенгале и Р. Свенсона (J. Massengale., R. Swanson) 1997 г. «История занятий физическими упражнениями и спортом» («The History of Exercise and Sport Science»), в которой отдельная глава

была посвящена перспективам философии спорта, наблюдается «огромный рост» количества публикаций и монографий в этой тематике, кроме этого по всему миру создаются соответствующие академические ассоциации, выпускаются тематические научные журналы. Однако, указывают авторы, в рамках прогрессивного развития философии спорта, имевшей место последние десятилетия, вопросу о месте этой дисциплины в учебных программах высшего образования отдельного внимания не уделялось. Стремясь заполнить этот пробел, авторы описывают историю и основные направления исследований в области философского анализа проблем спорта и образования. П.М. Хопсикер и Д. Хохшстетлер указывают на востребованность философского осмысления проблем кинесиологии и отмечают, что будущее этой дисциплины зависит от прогресса в трех сферах: (1) характер и место научного дискурса (б) взаимосвязь между философскими теориями и их применением к актуальным социальным вызовам, и (с) глобальный и изменяющийся характер видов спорта и других видов физической активности (5, с. 247).

Г. Твайтмаер (9) отмечает, что философия спорта, которую он рассматривает как часть кинезиологии, в настоящее время находится в глубоком кризисе. Для объяснения причин невостребованности философии спорта, в том числе в высших учебных заведениях, автор приводит позицию А. Макинтайра, который указывал на прямую связь уменьшения значения философии и отказа от теологии в университетах. В этом контексте американский философ высказывал идею, что «Бог (понимаемый теистически) является центральной, необходимой, не могущей быть сведенной ни к чему иному, но тем не менее забытой частью учебного плана любого университета» (9, с. 204). По мнению А. Макинтайра, непосредственная взаимосвязь между изучением богословских тем и местом философии среди других наук имеет место по двум причинам. Во-первых, философия призвана последовательно и структурно описать вселенную (как единое целое), однако без представления о Боге этого сделать невозможно. Во-вторых, без категории Бога трудно утверждать, что философия является «фундаментально человеческим» предприятием, становясь «эзотерической» деятельностью, предназначенной только для специалистов. Без концепции целого, в которой каждая научная область имеет свое место и определен-

ное соотношение со всеми остальными, философия становится неактуальной (9, с. 203-207).

Соглашаясь с аргументацией А. Макинтайра, автор заключает, что именно «санация Бога из современного университета может объяснить тяжелое положение спортивной философии» (9, с. 203). В связи с этим Г. Твайтмаер анализирует тезисы о том, что «университеты нуждаются в Боге» и «философия зависит от богословия» (9, с. 207-215). Автор утверждает, что богословское мышление является рациональным способом мышления, т.е. теизм - это один из видов «метаанализа», который заслуживает внимания и уважения в академической среде, в том числе в университетах (9, с. 215-217).

В заключительном разделе рассматриваются вопросы о том, почему теология важна для специалистов в области кинезиологии, каким образом теология может присутствовать в научном и образовательном пространстве без стремления к прозелитизму, почему кинезиология должна быть заинтересована в развитии спортивной философии и другие. Г. Твайтмаер, в частности, указывает, что введение теологии в учебный процесс не означает катехизации, но является следствием признания легитимности постановки богословских вопросов в академической среде (9, с. 215-222).

Диссертация Дж. Риверс (8) посвящена описанию и анализу практики использования боевого спорта в качестве социальной пропагандистской программы двумя евангельскими христианскими церквями в Рио-де-Жанейро (Бразилия). В «евангельских боевых министерствах» пасторы совмещают спарринги в стиле бразильского джиу-джитсу и получасовые христианские богослужения, чтобы помочь молодым людям «узнать Бога, друг друга и самих себя» (8, с. 3).

Автор, являвшаяся участником указанных программ, отмечает, что поводом для написания диссертации послужило желание осмыслить моральные проблемы, с которыми она столкнулась, проводя спарринги с «миролюбивыми христианскими бойцами». Дж. Риверс приходит к выводу, что для объяснения того, как и почему христианские организации используют единоборства, нужно подчеркнуть важность принципов отказа спортсменов от поиска «arête» (превосходства в любой форме) и «добровольности». В рамках диссертации автор рассматривает, в частности, темы бое-

вых искусств как одного из видов спорта (8, с. 82-106), страха, агрессии и уважения к партнеру (8, с. 184-198), а также различные проблемы оценки с точки зрения христианского морального сознания практики боя (где, в том числе, главная цель оппонентов - нанести максимальный ущерб другому) и связанных с ним эмоций (8, с. 58-81, 163-183).

Дж. Риверс заключает, что христианские церкви, сочетающие евангелизацию с боями, демонстрируют разнообразие способов взаимодействий между людьми, которые могут приводить к развитию личности. «Евангельские боевые министерства» предоставляют уникальную возможность увидеть, как христиане могут использовать принцип волюнтаризма, чтобы воспринять и наполнить моральным значением даже такие «поразительно не похожие на христианское поведение» явления, как боевые искусства.

К. Адамс и С. Ливитт (1) рассматривают гендерные аспекты участия женщин в спорте на примере молодежного хоккея в Канаде. На основе социологического анализа в работе исследуется как исторически укоренившееся неравенство между полами «оспаривается, искореняется и / или поддерживается». Авторы приходят к выводу, что распространенное представление, согласно которому женский спорт прошел долгий путь и за последние три десятилетия имеет много успехов и достижений, является «триумфальной феминистской сказкой» (triumphant feminist tale) (1, с. 154), и подчеркивают важность критического подхода к описанию прогресса женского и детского спорта.

Ф. Фриас и Дж. Тривиньо (6) рассматривают вопрос о возможности участия роботов в спортивных состязаниях. Авторы указывают, что последние достижения в области кибернетики и робототехники свидетельствуют о том, что создание искусственного интеллекта, который будет копировать поведение атлетов на игровом поле, возможно. Вместе с тем, как утверждают специалисты в области философии сознания, «тот факт, что интеллектуальные роботы, как кажется, что-то делают, не означает, что они на самом деле это делают» (6, с. 67). Авторы приходят к выводу, что спорт можно рассматривать как особую «имитационную игру» или тест Тьюринга, который позволяет различать искусственный интеллект и людей. В связи с этим Ф. Фриас и Дж. Тривиньо предлагают и описывают оригинальный подход к использованию спорта в каче-

стве теста на искусственный интеллект, который они называют своим именем («Frías - Triviño test»).

Т. Л. Элкомб (3), ссылаясь на позицию Р. Рорти, указывает на «парадоксальное отношение к философской профессии»: с одной стороны, философские изыскания рассматриваются как важные и сложные, с другой - сами специалисты, которые их осуществляют, «считаются нерелевантными (irrelevant) и лишними (unnecessary)» (3, с. 1-2). Этот «философский парадокс» в полной мере относится к философии спорта, о чем свидетельствует отсутствие академического признания, маргинализация этой области в высшем образовании и социополитическом дискурсе. Для преодоления сложившейся ситуации автор представляет трехмерную модель («3D model») развития философии спорта, которая включает в себя теоретический («горизонтальное измерение»), прикладной («вертикальное измерение») и инструментальный («глубинное измерение») аспекты. Каждое из указанных «измерений» исследований в философии спорта анализируется в контексте категорий «дисциплинарный вклад», «концептуальные достижения», «интерактивный стиль», «мелиоративная функция», «требования к языку», «рабочее пространство», «политический аспект», а также рассматриваются вопросы о практической пользе и перспективах этой дисциплины (3, с. 3-16).

Список литературы

1. Adams C., Leavit S. «It's just girls' hockey»: Troubling progress narratives in girls' and women's sport // International review for the sociology of sport. - Munich, 2018. - Vol. 53 (2). - P. 152-172.

2. Edgar А. The philosophy of sport // The international journal of the history of sport. - Munich, 2015. - Vol. 32 (15). - P. 1804-1807.

3. Elcombe T.L. Sport philosophy inquiry in 3 D: A pragmatic response to the (sport) philosophy paradox // Sport, ethics and philosophy. - Abingdon, 2017. - P. 1-17.

4. Hardes J., Hogeveen B. Flow, skilled coping, and the sovereign subject: toward an ethics of being-with in sport // Sports, ethics and philosophy. - Abingdon, 2016. -Vol. 10 (3). - P. 283-294.

5. Hopsicker P.M., Hochstetler D. The future of sport philosophy in higher education kinesiology // Quest. - Bluffton, 2016. - Vol. 68 (3). - P. 240-256.

6. Frias Javier Lopez F., Triviño Luis Perez J. Will robots ever play sports? // Sports, ethics and philosophy. - Abingdon, 2016. - Vol. 10 (1). - P. 67-82.

7. McFee G. On sport and the philosophy of sport: A Wittgensteinian approach. -Routledge, 2015. - 233 p.

8. Rivers J. Grappling with God: Evangelical fight ministries in Rio De Janeiro: PhD diss. - Ann Arbor: Indiana University, 2017. - 230 p.

9. Twietmeyer G. God, sport philosophy, kinesiology: A MacIntyrean examination // Quest. - Bluffton, 2015. - Vol. 67 (2). - P. 203-226.

10. Tuncel Y. Nietzsche, Sport, and Contemporary Culture // Sports, ethics and philosophy. - Abingdon, 2016. - Vol. 10 (4). - P. 349-363.

2018.03.025. ФИЛОСОФИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ: ОСМЫСЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОЙ СФЕРЕ. Philosophy and political engagement: Reflection in the public sphere / Ed. Breen K., Fives A. - London: Palgrave Macmillan, 2016. - 275 p.

Ключевые слова: этика; философия политики; континентальная философия; реальность; идеал; символическое насилие; социальная ответственность; бедность; справедливость; теория справедливости; правда; свобода; социальное разоблачение; Ха-бермас; Шоу; Честертон; Кумличка; Маркс; Камю.

Коллективная монография ирландских, шотландских и американских философов «Философия и политическая ангажированность. Осмысление в общественной сфере» вышла под редакцией Кита Брина, старшего преподавателя Королевского университета в Белфасте (Ирландия) и Элина Файвза, преподавателя Национального университета Ирландии в Голуэе.

Книга посвящена Джозефу Маону, преподавателю Национального университета Ирландии в Голуэе, которому, как признаются редакторы во введении, они во многом обязаны своим интересом к вопросам этики и философии политики.

Монография состоит из трех частей: «Практическая этика» (с. 6-96), «Этические обязательства и политическая ангажированность» (с. 97-184) и «Оправдание силы и сопротивления» (с. 185262), - каждая из которых содержит несколько статей, представляющих собой размышления о роли этики и философии в политике и в практическом ракурсе. Редакторы задаются вопросом о социальной ответственности философии и называют своей целью исследование того вклада, который может вносить философия в общественную сферу, а также логики решения социальных вопросов.

Первая часть монографии (с. 6-96) освещает вопросы практической этики. В работе «Роль философии в общественной сфере» (с. 7-28) Элин Файвз обозревает дискуссию о роли философии в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.