Научная статья на тему 'Философия современного календарного праздника: сельская местность Ленинградской области'

Философия современного календарного праздника: сельская местность Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПРАЗДНИКА / PHILOSOPHY OF HOLIDAY / СИНКРЕТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / SYNCRETIC CULTURAL PRACTICES / ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / LENINGRAD REGION / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / RURAL AREA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Окладникова Е. А.

Цель статьи рассмотреть основные социальные функции праздника как элемента нематериального культурного наследия. Эмпирическим материалом настоящей работы стали полевые наблюдения автора, осуществленные в поселениях юга Ленинградской области (2014-2018). Местная администрация активно применяет базовые функции традиционных для русской деревни весенних, осенних и зимних календарных праздников в целях регулирования общественных отношений. Под влиянием фактора глобализации в последнее десятилетие традиционный крестьянский праздник используется как социальная технология, направленная на распространение синкретических культурных практик и создание моделей группового (общинного) поведения. Особенностями этих культурных практик является внедрение или противодействие (в зависимости от идейных установок организаторов праздника) стандартизированных моделей праздничного поведения человека советской эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the article is to consider the main social functions of the holiday as an element of intangible cultural heritage. The empirical material of this work is the author’s field observations carried out in the settlements of the South of Leningrad region (2014-2018). The local Administration is actively using the basic functions of the traditional Russian village spring, autumn and winter calendar holidays in order to regulate social relations. Under the influence of the globalization factor in the past decade, the traditional peasant holiday has been used as a social technology aimed at spreading syncretic cultural practices and creating models of group (community) behavior. The peculiarity of these cultural practices is the introduction or opposition (depending on the ideological attitudes of the organizers of the holiday) of standardized models of festive behavior of a person of the Soviet era.

Текст научной работы на тему «Философия современного календарного праздника: сельская местность Ленинградской области»

УДК 394.2 (470.23) : 1

Е. А. Окладникова

Философия современного календарного праздника: сельская местность Ленинградской области

Цель статьи - рассмотреть основные социальные функции праздника как элемента нематериального культурного наследия. Эмпирическим материалом настоящей работы стали полевые наблюдения автора, осуществленные в поселениях юга Ленинградской области (2014-2018). Местная администрация активно применяет базовые функции традиционных для русской деревни весенних, осенних и зимних календарных праздников в целях регулирования общественных отношений. Под влиянием фактора глобализации в последнее десятилетие традиционный крестьянский праздник используется как социальная технология, направленная на распространение синкретических культурных практик и создание моделей группового (общинного) поведения. Особенностями этих культурных практик является внедрение или противодействие (в зависимости от идейных установок организаторов праздника) стандартизированных моделей праздничного поведения человека советской эпохи.

The purpose of the article is to consider the main social functions of the holiday as an element of intangible cultural heritage. The empirical material of this work is the author's field observations carried out in the settlements of the South of Leningrad region (2014-2018). The local Administration is actively using the basic functions of the traditional Russian village spring, autumn and winter calendar holidays in order to regulate social relations. Under the influence of the globalization factor in the past decade, the traditional peasant holiday has been used as a social technology aimed at spreading syncretic cultural practices and creating models of group (community) behavior. The peculiarity of these cultural practices is the introduction or opposition (depending on the ideological attitudes of the organizers of the holiday) of standardized models of festive behavior of a person of the Soviet era.

Ключевые слова: философия праздника, синкретические культурные практики, Ленинградская область, сельская местность.

Key words: philosophy of holiday, syncretic cultural practices, Leningrad region, rural area.

Социокультурный ландшафт города, поселка, деревни Ленинградской области как социальное пространство формируется в результате взаимодействия населения с окружающей реальностью. Поэтому для нас социокультурный ландшафт - это насыщенное куль-туросодержащими артефактами, явлениями, событиями и процессами

© Окладникова Е. А., 2018

обжитое сельским населением Ленинградской области пространство [1]. Этот ландшафт имеет триединую структуру: хозяйственно-культурную, социально-демографическую, историко-культурную.

Одним из элементов нематериального культурного наследия, который формирует социокультурный ландшафт сельской местности Ленинградской области, выступает праздник [5]. В своей символической форме он создаёт отвечающее «духу времени» культурное оформление ценносто-нормативных регулятивов социального поведения. Основными социальными функциями праздника как элемента нематериального культурного наследия являются: 1) сохранение и трансляция исторической памяти; 2) мобилизация социальной солидарности; 3) этнокультурная идентификация членов конкретной социальной группы.

Праздник выражает синкретический пласт духовной культуры. Праздник - это не просто антитеза повседневной будничной жизни, это особый социальный институт. Он может рассматриваться как «зеркало», которое отражает систему социальных противоречий, демократических изменений, реставрацию национальных традиций, разрыв между официальной идеологией и общественным сознанием, отягощенным реалиями кризисной действительности.

Праздник как культурный процесс разворачивается в населенных пунктах Ленинградской области на таких пространствах, как площади перед Домами культуры, и на расположенных рядом с ними местах народных гуляний, в помещениях внутри Домов культуры (Лаголо-во), на территории сельских библиотек (Гостилицы), школ (Оржицы). Праздником мог быть охвачен весь посёлок городского типа во время Коляд, или территория парковых и садовых зон, где устраивались весенние гуляния на Ивана Купалу.

Эти физические пространства географического ландшафта преобразуют в момент праздников территорию поселения, создавая центры и периферии празднично-сакральных зон, в пределах которых происходит (например, в период календарных праздников), передача от поколения в поколение традиционной культурной информации. Эта культурная информация постоянно воссоздаётся региональными сельскими сообществами в зависимости от характера окружающей среды.

С философско-социологической точки зрения праздник выполняет следующие важные социальные функции: 1) идеологическую (в силу эмоциональной направленности сценария, праздник это удобный механизм управления общественными отношениями, инструмент эффективной пропаганды); 2) коммуникативную и интегративную (в

силу повторяемости, праздник является инструментом формирования матрицы культурных стереотипов); 3) когнитивную (праздник опредмечивает идентификацию индивида как члена «Мы-группы»); 4) компенсаторную (расслабляет угнетенную течением повседневной жизни психику людей); 5) рекреативную (способствует удовлетворению биопсихических потребностей индивида).

Реализация социальных функций праздника осуществляется в процессе воспроизведения следующих коллективных действий: 1) процессии (шествия), позволяющие индивиду слиться с группой (региональным сельским сообществом); 2) поддержание чувства социальной общности у участников праздника; 3) освобождение от обязанностей, которые накладывает на индивида система социальных ожиданий и правила повседневного быта (маски, ряженые, переодевание, использование праздничной одежды); 4) удовлетворения индивидуальной и коллективной потребности в самореализации и признания заслуг (дары, поздравления, подарки); 5) удовлетворение важных физиологических потребностей на индивидуальном и коллективном уровнях (коллективная трапеза, употребление изменяющих сознание напитков и коллективное опьянение, поддерживающие идею социальной сплоченности, единения с социально близкими людьми), 6) совместной трапезы (в сельской местности, как правило, блюд традиционной кухни), 7) шуточное воспроизведение эротических элементов, присутствие символических элементов воды и огня, наличие состязательных элементов в сценарии праздника.

Праздник - это социально-массовое явление при условии, что под социальной массой мы понимаем социальное множество, социальное большинство. Массовое сознание - это сознание большинства общества, определяемого как арифметическое большинство или какая-то его крупная страта (элита, средний класс, бедняки). Как любое социально-массовое явление, государственный праздник имеет свою структуру, элементы которой связаны между собой через: 1) особенности массовой культуры; 2) массовые коммуникации и манипуляции сознанием, 3) массовое сознание; 4) массовое поведение. Структура и коммуникативная функция традиционного народного календарного праздника в конкретном сельском сообществе аналогична структуре и функции государственного праздника, но обладает своими особенностями. Праздник, как и любой социальный институт, изменчив. В традиционном обществе он определен рамками, продиктованными традицией. Культура Модерна наложила на праздник свои черты, сделав его более абстрактным, приватным, индивидуальным.

Так, например, сценарий праздника «День деревни» в Лаголово (28 октября 2017 г.) [2] по своей структуре и репертуару полностью повторяет традиционный русский крестьянский календарный деревенский праздник, описанный этнографически. В сценарий входили: 1) песнопения (праздничный концерт); 2) праздничная трапеза вскла-дчину (блюда праздничного банкетного стола готовят вскладчину, т. е. женская часть администрации и коллектива Дома культуры приносит заготовки из дома, сервирует праздничный стол, администрация выделяет деньги на спиртное); 3) подарки и награждения участников.

В празднованиях, созданных в атмосфере официоза, проявляются элементы насилия, обязательности посещения. Эти элементы выражаются в определенных ритуальных действиях. Например, в традиционном русском празднике это требование обязательного распития всеми участниками праздничной трапезы алкогольных напитков (медовухи, сваренного именно для этого праздника общиной пива, позднее - вина и водки). Таким образом, утверждается обязательный для всех членов регионального сообщества социальный порядок, обязательный с позиций племени, народа, нации, рода, семьи.

Праздник это институт идентификации и социализации [3, с. 112— 117]. Поэтому каждый праздник ориентирован на реализацию на практике процесса самоидентификации и этноидентификации индивида, а именно подтверждения его принадлежности к региональному сообществу (в нашем случае к региональному сообществу сельских поселений Ленинградской области).

С позиций социокультурного подхода праздник как феномен нематериального культурного наследия — это дискурс воспроизведения и трансляции национальных культурных традиций. Деятельность регионального сообщества по возрождению праздничных традиций (русские народные праздники, традиционные календарные, крестьянские и аграрные, праздники и связанные с ними обряды) в условиях современной жизни — важная работа по сохранению и упрочению исторической памяти. Традиционный праздник можно и должно отнести к одной из наиболее эффективных форм этнической социализации, а также изучать его как один из наиболее действенных механизмов конструирования социальной идентичности.

Модернизация праздника как феномена нематериального культурного наследия в региональных сообщества сельской местности Ленинградской области наглядно показывает изменение смыслов и форм празднования, но не упраздняет структурно-функциональных (акциональных) компонентов: песнопения (ряженые, танцы, речита-

тивы), совместная трапеза, подарки. Старые праздники (календарные, крестьянские) осуществляются по традиционному сценарию, а вот для новых праздников (9 мая, 8 марта, 23 февраля) сценарий (структуры, формы и смыслы) наполняется новым содержанием, часто в ущерб своей прошлой идеологической окраске в силу изменения государственной политики, трансформации отношения к женщинами, армии и т. д. [4, с. 200-201].

Можно сделать следующие выводы.

1. Праздник как элемент нематериального культурного наследия сельских региональных сообществ Ленинградской области формирует как традиционный (прошлый, включая советский), так и современный социокультурный ландшафт Ленинградской области. С позиций социокультурного подхода праздник можно изучать как давно укоренный в общечеловеческой культуре механизм освоения социального и ритуального/идеологического пространства-времени (хронотопа). Как специфическая форма ритуального действия праздники используются в любом типе культуры (архаической, традиционной, современной) в качестве инструмента воспроизведения укорененных в культуре смыслов. Но этот инструментарий (праздники) постоянно подвергается модификации под воздействием времени. Праздники могут менять свою функциональную нагрузку в переходный период жизни конкретного узколокального регионального сообщества (поселение Ленинградской области) или крупного ареального (национального, всероссийского) сообщества. Праздник остается важным фактором конструирования социальной идентичности, социализации молодёжи, поддержания и трансляции культурных ценностей.

2. Праздники в своей символической форме создают отвечающие духу времени культурное оформление ценносто-нормативных регуля-тивов социального поведения. Поэтому основными социальными функциями праздника как элемента нематериального культурного наследия являются: 1) сохранения и трансляция исторической памяти; 2) мобилизация социальной солидарности; 3) идентификация и политическая лояльность членов конкретной социальной группы. Несмотря на уменьшение формализации процедурных моментов (например, изменения в сценарии, смена смысловых акцентов), наблюдается процесс приватизации самого феномена праздничной культуры в целом, высвечивается её утилитарная сторона.

3. Праздник и сегодня в сельской местности Ленинградской области продолжает оставаться инструментом регулирования общественных связей, выстраивания отношений доминирования/подчинения на уровне власть/управляемая социаль-

ная структура. Например, традиционный праздник (Масленица) для местной администрации является способом форматирования групповых интересов, созвучных «духу времени». Под влиянием фактора глобализации традиционный праздник начинает использоваться местными региональными властями как инструмент распространения/противодействия конкретных культурных практик и стандартизированных моделей поведения советской эпохи.

Список литературы

1. Окладникова Е. А. Сакральный ландшафт: теория и эмпирические исследования. — М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. — 230 с.

2. Окладникова Е. А. «Деревенька моя» глазами жителей Лаголовского поселения Ленинградской области. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена; Директ-Медиа, 2017. — 124 с.

3. Пронина Т. С. Религия и поиски идентичности в постсоветской России // Религиоведение. — 2015. — № 2. — С. 112—117.

4. Смирнов М. Ю. Религиозная ситуация в регионе как внутриполитический фактор // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2017. — Т. 18. — № 4. — С. 195—202.

5. Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области / О. М. Фишман, М. Л. Засецкая, Г. А. Исаченко и др. — СПб.: Инкери, 2017.

Статья поступила: 23.04.2018. Принята к печати: 29.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.