Научная статья на тему 'Философия счастья'

Философия счастья Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6777
568
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЧАСТЬЕ / ДОБРОДЕТЕЛЬ / УДАЧА / СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ / БОРЬБА ЗА СЧАСТЬЕ / НЕСЧАСТЬЕ / ЦЕЛЬ / ТРУД / СЛУЧАЙ / ЗАСЛУГА / HAPPINESS / VIRTUES / LUCK / THE ESSENCE OF HUMAN LIFE / FIGHT FOR HAPPINESS / DISASTER / AIM / INCIDENT / REWARD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Комарова Л.А.

В данной статье рассматривается понятие «счастье» как многоаспектное, раскрывается понимание сущности сознания счастья, дается этимология слова «счастье». Автор показывает диалектические взаимосвязи счастья и несчастья, страдания и духовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of happiness is observed in this article as multispecies thing. We look through essence of happiness, consciousness of happiness, give etymological description of word "happiness", show dialectical interrelation between happiness and disaster, spirituality and sufferings.

Текст научной работы на тему «Философия счастья»

Философия счастья

Л. А. КОМАРОВА

Счастье - это внутреннее солнышко.

Н.И. Козлов

Вопрос о том, что такое счастье и что значит быть счастливым, с давних пор волновал человека. Человек всегда стремился к счастью. Человек всегда думал о счастье. Человеку удавалось быть счастливым. Но счастье -это настолько глубокое, настолько интимное переживание, что никакие схемы, никакие размышления не приближают нас к пониманию этого явления. И потому для каждого, кто задумывается о счастье, оно открывается в своей неизведанности и вечной новизне так, будто никто еще не касался этой проблемы. Всякого, кто взялся за нее, уже можно назвать счастливым. В чем же заключается философия счастья? Как сделать человека счастливым? На эти и многие подобные вопросы мы попытаемся ответить в этой статье. «Человек создан для счастья, как птица для полета». В этом хорошо известном крылатом изречении народная мудрость «зафиксировала то обстоятельство, что счастье относится к глубинным сторонам человеческого существования, к самой его природе. И уже только поэтому понятие счастья должно выражать определенный срез нравственной жизни человека» [5, 77].

Пониманию сущности сознания счастья мешает не только сложность, этого явления духовной жизни человека, но и то, что само слово «счастье» употребляется в обиходе в различных смыслах. Понятие счастья для каждого человека индивидуально. «Одним счастьем кажется добродетель, другим - рассудительность, третьим - известная мудрость, а иным все это вместе или что-нибудь одно в соединении с удовольствием или не без участия удовольствия, есть и такие, что включают в понятие счастья и внешнее благосостояние» [1, 66].

Перечисляя различные мнения людей относительно счастья, можно сказать, что для большинства счастье заключается в чем-то наглядном и очевидном: в удаче, в удовольствии, в почете, в богатстве и т.п. «Счастье, - говорим мы, - это то же самое, что благополучие и хорошая жизнь» [1, 302]. Поэтому «вопрос о счастье - это не просто вопрос о том, как быть удачливым, довольным или даже добродетельным, но прежде всего о том, в

чем заключается хорошая счастливая жизнь и к чему человеку следует стремиться в первую очередь» [3, 295].

Существует еще и определение счастья как «морального сознания, которое обозначает такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Как и мечта, счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала, но в отличие от нее означает не устремление личности, а исполнение этих устремлений. Понятие счастья не просто характеризует определенное конкретное положение или субъективное состояние человека, но и выражает представление о том, какой должна быть вся жизнь, что именно является для него блаженством. В зависимости от того, как истолковывается назначение и смысл человеческой жизни, понимается и содержание счастья. Поэтому данное понятие носит еще и нормативно-ценностный характер» [6, 303].

Проследив этимологию слова «счастье», можно заметить закономерность. Древнегреческое слово «Eudaimonia» (истинное счастье) составлялось из двух слов - eu (добро) и daimon (божество), т.е. дословно означало, что судьба человека находится под покровительством богов.

В Риме слово «счастье» означало имя богини - Фортуна. Само слово «Fortuna» имело еще два значения - удача и судьба. Богиня изображалась с рогом изобилия, колесом и рулевым веслом. То есть, она олицетворяла божественную милость, которая может быть дана только достойному. Поэтому восприятие счастья как категории в Римской империи было чисто практическим. Это было благосостояние, возможность выполнения желаний и т.д.

Для более низких слоев общества счастье часто обозначало единение с богами, которые могут даровать более достойную жизнь. Позднее подобное отношение к счастью нашло отражение в христианском учении.

В русском языке слово «счастье» также имеет несколько значений:

1) рок, судьба, участь, доля; т.е. быть счастливым поначалу понималось как «находиться под милостью высших сил»;

2) случайность, желанная неожиданность, успех в делах, т.е. быть счастливым может означать и то, что человек может быть как бы со-участником своей судьбы.

Многим известно изречение: «За счастье надобно бороться...». Что же представляет собой эта борьба? Видимо, это борьба

добродетели с пороком в человеческом сердце, борьба со своим эгоизмом, достижение той детской простоты, которую христианское мировоззрение возводит в ранг одной из высших добродетелей, обладание которой сулит обретение Царствия Небесного (вспомним евангельское: «Будьте как дети, ибо их есть Царствие Небесное»).

Человек так устроен, что он стремится к обеспечению своих интересов. И чаще всего бывает, что достижение какого-то своего личного интереса человек рассматривает как элемент счастья. Далее, стремясь к достижению оного, человек часто забывает о средствах для избранной цели.

Использование же этих средств порой вступает в противоречие с интересами других людей, ибо «свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». Получается, что мы часто пытаемся построить свое личное счастье за счет окружающих. Это «счастье» недолговечно, так как противоречит основному нравственному закону: «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Борьба за счастье - это борьба со своими пороками, недостатками, мешающими жить нам и окружающим нас. Жизнь освобождающегося от пороков человека наполняется особым смыслом - идеей нравственного совершенствования. Каждый шаг вперед на этом пути - радость маленькой победы, каждый шаг назад - боль и горечь поражения. Человек, вставший на этот путь, с одной стороны, испытывает наслаждение уже от того, что идет по нему, а с другой стороны, чувствует бремя огромной ответственности перед Богом, ближними и самим собой. С каждым успешным шагом на этом пути у нас прибавляется уверенность в своих силах, повышается самооценка, крепнет вера и любовь. У человека появляется все больше сил и возможностей для выполнения второй важнейшей христианской заповеди: «Возлюби ближнего своего как самого себя».

С другой стороны, было бы большим заблуждением понимать счастье как результат достижения конечной цели устремлений человека - самого счастья. Если человек поставил высшей целью своей жизни достижение счастья и ничего более, то вряд ли это хоть сколько-нибудь согласуется с понятием нравственного мотива поведения. Не случайно японская мудрость гласит: «Счастье выпадает тому, кто его не ждет».

Аналогичную мысль выражает и русская пословица: «Счастья искать — от него бежать».

Убеждает в этом и французская писательница А.Л.Ж. де Сталь: «Человек, посвятивший себя погоне за полным счастьем, будет несчастнейшим из людей».

О недопустимости превращения счастья в главную цель жизни говорит и замечательный русский писатель М.М. Пришвин: «Нельзя целью поставить себе счастье: невозможно на земле личное счастье как цель. Счастье дается совсем даром тому, кто ставит какую-нибудь цель и достигает ее после большого труда».

Требование же счастья себе самому, целеполагание его в качестве объекта стремления есть эгоизм, неизбежно ведущий к несчастью. Это отмечал известный моралист, родоначальник неклассической европейской философии Артур Шопенгауэр: «Важнейшее средство не быть несчастным - не требовать слишком большого счастья».

Близкую к этому мысль проводит и Буаст: «Мы были бы гораздо счастливее, если бы поменьше заботились об этом».

Стремление к счастью и постоянное его ожидание, размышление о нем - разные вещи. Подсознательное стремление к счастью должно сочетаться с сознательным стремлением к добродетели, и только тогда оно приходит к человеку, образно выражаясь, совсем с другой стороны, нежели его ожидают. Главное - не мечтать о счастье, а думать о том, как стать достойным счастья.

Поэтому, счастье есть итог длительного пути человека от порока к добродетели, результат борьбы с пороком, награда человека самому себе за свой упорный целенаправленный труд, как победа в описанной борьбе. О понимании счастья как заслуги говорил М.М. Пришвин: «Да, конечно, счастье необходимо, но какое?»

«Есть счастье - случай, это - Бог с ним».

«Хотелось бы, чтобы счастье пришло, как заслуга».

Наконец, существенно важным в стремлении к счастью является различение счастья как такового и средств его достижения. Люди часто путают одно с другим и обожествляют то, что может быть лишь вспомогательными ступеньками к счастью: деньги, положение в обществе, чувственные наслаждения и т.д. Великий французский просветитель Гельвеций говорил по этому поводу следующее: «Если могущество и богатство являются средствами стать счастливыми, то не следует все же смешивать средства с самой вещью; не следует покупать ценой излишних забот, тягот и опасностей того, что можно иметь дешевле. Словом,

в поисках счастья не следует забывать, что мы ищем счастье, а не чего-либо другого».

Люди давно обратили внимание на диалектическую взаимосвязь счастья и несчастья. Более того, достаточно часто в арсенале мировой философской мысли встречается убежденность в том, что несчастье порой является залогом счастья, исходной точкой движения к нему. Действительно, ведь люди чаще всего начинают размышлять о счастье только тогда, когда стремятся убежать от страданий, от несчастья. Только сам, набив шишки на своем собственном лбу, человек способен осознать справедливость того, что ему говорили старшие. Только пройдя через свои собственные страдания и мучения, мы начинаем приближаться к Истине и возрастать духовно. Не зря же говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

Русские пословицы гласят также: «Натерпишься горя, научишься жить» и «Кто нужды не видал, и счастья не знает».

Великий немецкий философ и поэт эпохи Просвещения Фридрих Шиллер писал: «...Истинная нравственность вырабатывается лишь в школе несчастий и... постоянное счастье легко может стать роковой пучиной для добродетели» [8, 582].

Сенанкур утверждал, что лишь познав горе, заурядный человек может достичь душевной зрелости, еще не став стариком.

П. Баланш говорил о том, что несчастье закаляет душу и сообщает чувствам большую глубину и остроту; несчастье учит нас сострадать чужой боли.

Русский гений Николай Васильевич Гоголь, отмечая антропологическое значение страданий, писал: «...Несчастье умягчает человека; природа его становится тогда более чуткой и доступной к пониманию предметов, превосходящих понятие человека, находящегося в обыкновенном и повседневном положении...» [7, 235].

Александр Дольский чутко подметил диалектику страдания и духовности: «Благословляю боль и мрак за то, что научили Богу» [4, 137].

Конечно, мы живем в совершенно другую эпоху и поэтому, не особо задумываясь, нынешнее поколение полагает, что этические принципы, сформулированные мыслителями древности, устарели, не соответствуют духу и потребностям современной цивилизации, а значит, не достойны внимания.

Однако, дав себе труд внимательно прислушаться к советам древних мудрецов, мы увидим, что, несмотря на свою «длинную бороду», их достижения и открытия в области морали не устарели.

Доказательством этому служит подтверждение древней мудрости современной наукой: ведь большинство медиков, физиологов, психологов в один голос говорят о том, что физическое и психическое здоровье человека, как необходимое условие обретения им счастья, зависит от образа жизни человека, то есть от соблюдения им нравственных ограничительных установок.

Большинство современных философов свидетельствуют о том, что счастье - это не лотерейный билет и его нельзя выиграть в рулетку; счастье - это не клад, который следует искать (иногда мы слышим жалобы наподобие: «я не нашел своего счастья» или «с этим человеком я не нашел счастья»). Напротив, счастье - это то, что мы сами производим; то, что в наших собственных руках, то, что зависит большей частью от нас самих. Если и нужно искать счастье, то только внутри самого себя (как говорил Пифагор), так как это награда человеку за его праведный образ жизни и мыслей, за его альтруизм и любовь к людям и миру. Мудрый Гораций писал в назидание потомкам:

«Будь доволен тем, что в руках имеешь, Ни на что не льстись. И улыбкой мудрой Умеряй беду. Ведь не может счастье Быть совершенным» [2, 448].

В данной статье рассматривается понятие «счастье» как многоаспектное, раскрывается понимание сущности сознания счастья, дается этимология слова «счастье». Автор показывает диалектические взаимосвязи счастья и несчастья, страдания и духовности.

Ключевые слова: счастье, добродетель, удача, смысл человеческой жизни, борьба за счастье, несчастье, цель, труд, случай, заслуга.

The phenomenon of happiness is observed in this article as multispecies thing. We look through essence of happiness, consciousness of happiness, give etymological description of word "happiness", show dialectical interrelation between happiness and disaster, spirituality and sufferings.

Key words: happiness, virtues, luck, the essence of human life, fight for happiness, disaster, aim, incident, reward.

1. Аристотель. Соч. в 4-х тт. - Т. 4. - М., 2004.

2. Гораций. Собрание сочинений. - СПб., 2005.

3. Гусейнов АА, Апресян Р.Г. Этика. - М., 1998.

4. Дольский А. Ленинградские акварели. - Л., 1983.

5. Попов Л.А. Этика. Курс лекций. - М., 1998.

6. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. - М., 1975.

7. Философская энциклопедия. - Т. 3.

8. Философская энциклопедия. - Т. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.