Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ ПСИХИАТРИИ'

ФИЛОСОФИЯ ПСИХИАТРИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
353
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
язык психиатрии / язык философии / философия психиатрии / психическое расстройство / бред / безумие / Карл Ясперс / the language of psychiatry / the language of philosophy / philosophy of psychiatry / mental disorder / delirium / madness / Karl Jaspers

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Филиппова Людмила Борисовна, Мелешенко Мария Александровна, Мелешенко Александра Александровна

Статья посвящена исследованию проблем человека и его сущности с точки зрения философии психиатрии. Большое внимание в данной работе уделено зарождению философии психиатрии, а также значению «головоломок», проблем, имеющих гарантированный набор решений, или задач, решающихся по заданным правилам. Были проанализированы проблемы, которые решает философия психиатрии, в том числе мнения и мысли античных и современных философов относительно безумия, бреда и других явлений. Кроме того, авторы приходят к выводу о правомерности использования методов философии для диагностирования психических заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF PSYCHIATRY

The article is devoted to the study of the problems of a man and his essence from the point of view of the philosophy of psychiatry. Much attention in this work is paid to the origin of the philosophy of psychiatry, as well as the meaning of "puzzles", problems with a guaranteed set of solutions, or problems solved according to given rules. The problems solved by the philosophy of psychiatry were analyzed, including the opinions and thoughts of ancient and modern philosophers regarding insanity, delirium and other phenomena. In addition, the authors come to the conclusion about the legitimacy of using the methods of philosophy for the diagnosis of mental illnesses.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ ПСИХИАТРИИ»

9. Mukhin M. I. A human changes the world, improving himself // Perspectives of science and education. 2021. Vol. 4 (52). P. 10-27. doi: 10.32744/pse.2021.4.1.

10. Nicolaeva, A. B. Textual and cultural space of scientist's modern biography in hermeneutics understanding: dis. ... Dr. Philos. Sciences: 09.00.13. Chelyabinsk, 2022. 379 p.

11. Tabakov O. P. My true life. Lucky ticket. M. : AST, 2021. 352 p.

12. Timofeev-Resovskiy N. V. Memories: Stories told by himself, with letters, photos, documents. M., 2000. 674 p.

Список литературы

1. Автофикшн - самый запутанный литературный жанр. URL: https://realnoevremya.ru/articles/258648-avtofikshn-samyy-zaputannyy-literaturnyy-zhanr (дата обращения: 18.10.2022).

2. Андровская О. Н. Исповедь актрисы: дневники, письма, воспоминания. М. : АСТ-Пресс, 2006. 246 с.

3. Белхов С. До различения добра и зла: философская автобиография. М. : Вагриус, 2006. 623 с.

4. Бобышев Д. Я здесь (Человекотекст). М. : Вагриус, 2003. 399 с.

5. Быстрицкая Э. А. Встречи под звездой. М. : АСТ, 2005. 478 с.

6. Гагаев А. А., Гагаев П. А Художественный текст как культурно-исторический феномен. М. : Флинта : Наука, 2002. 184 с.

7. Изергина Н. И. Этнокультурные ценности современного студенчества в условиях глобализации // Центр и переферия. 2022. № 3. С. 4-10.

8. Леонтьев К. Н. Моя литературная судьба: Автобиография. URL: http://lib.ru/FILOSOF/LEONTIEV_K/autobio.txt (дата обращения: 31.10.2022).

9. Мухин М. И. Совершенствуясь, человек изменяет мир // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 10-27. doi: 10.32744/pse.2021.4.1.

10. Николаева А. Б. Текстуально-культурное пространство современной биографии ученого в герменевтическом осмыслении: автореф. дис. ... д-ра. филос. наук: 09.00.13. Челябинск, 2022. 379 с.

11. Табаков О. П. Моя настоящая жизнь. Счастливый билет. М. : АСТ, 2021. 352 с.

12. Тимофеев-Ресовский Н. В. Воспоминания: Истории, рассказанные им самим, с письмами, фотографиями, документами. М., 2000. 674 с.

УДК 159.972

ФИЛОСОФИЯ ПСИХИАТРИИ

Филиппова Л. Б.

кандидат технических наук, доцент

Брянский государственный технический университет

Брянск, Россия

Мелешенко М. А.

студент бакалавриата

Брянский государственный технический университет Брянск, Россия

Мелешенко А. А.

студент бакалавриата

Брянский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Брянск, Россия

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем человека и его сущности с точки зрения философии психиатрии. Большое внимание в данной работе уделено зарождению философии психиатрии, а также значению «головоломок», проблем, имеющих гарантированный набор решений, или задач, решающихся по заданным правилам. Были проанализированы проблемы, которые решает философия психиатрии, в том числе мнения и мысли античных и современных философов относительно безумия, бреда и других явлений. Кроме того, авторы приходят к выводу о правомерности использования методов философии для диагностирования психических заболеваний.

Ключевые слова: язык психиатрии, язык философии, философия психиатрии, психическое расстройство, бред, безумие, Карл Ясперс.

PHILOSOPHY OF PSYCHIATRY Filippova L. B.

Candidate of Engineering, Associate Professor

Bryansk State Technical University

Bryansk, Russia

Meleshenko M. A.

Undergraduate Student

Bryansk State Technical University

Bryansk, Russia

Meleshenko A. A.

Undergraduate Student

Bryansk Branch of Plekhanov Russian University of Economics Bryansk, Russia

Abstract. The article is devoted to the study of the problems of man and his essence from the point of view of the philosophy of psychiatry. Much attention in this work is paid to the origin of the philosophy of psychiatry, as well as the meaning of "puzzles", problems with a guaranteed set of solutions, or problems solved according to given rules. The problems solved by the philosophy of psychiatry were analyzed, including the opinions and thoughts of ancient and modern philosophers regarding insanity, delirium and other phenomena. In addition, the authors come to the conclusion about the legitimacy of using the methods ofphilosophy for the diagnosis of mental illness.

Keywords: the language of psychiatry, the language of philosophy, philosophy of psychiatry, mental disorder, delirium, madness, Karl Jaspers.

Проблема человека и его сущности всегда являлась одной из главных проблем человечества. Философы интересовались человеком с самых древних времен. Считалось, что, только познавая самого себя, можно познать и весь мир.

Особенно заметный интерес в области научного изучения среди философов вызывает безумие. Некоторые считают, что в нем открываются истины о человеке. Еще со времен Платона безумие рассматривалось как высочайшая способность человеческой души, которая восходит над ограниченностью разума.

Исследование различных психических болезней является целью «философии психиатрии», новой, но быстро развивающейся исследовательской области. Ее основная задача - постижение переживаний психически больных людей, что является и ее основной проблемой, ведь для понимания элементов психической жизни таких людей необходимо, чтобы они были так или иначе сходны с элементами жизни исследующего.

Целью нашей статьи является исследование соизмеримости языка самоописания пациента, языка психиатрии и языка философии и взгляда на эту проблему в диахронии и синхронии.

Указанная цель определяет ряд поставленных задач: 1) определение сущности бреда, безумия с учетом соотнесения самоописания пациента, языка психиатрии и языка философии; 2) описание основных этапов развития философии психиатрии в их содержательном плане; 3) описание «головоломок», требующих решения и позволяющих говорить об особой методологии психиатрии, основанной на философском подходе.

В качестве методов исследования использовались: постановка проблемы, сбор и изучение научной литературы, теоретический анализ и синтез и др.

Результаты научных наблюдений. Бред - это расстройство мысли, содержания мышления, возникновение не соответствующих реальности представлений, рассуждений и выводов. Его основными признаками являются [3, с. 54]:

• бред - следствие болезни, а значит, отличается от понятия ошибочных умозаключений здоровых людей;

• бред искажает реальность, неправильно ее интерпретирует;

• такие идеи не поддаются коррекции, а попытки разубеждения могут привести к усилению бреда;

• бредовые идеи имеют ошибочные основания;

• обычно бред возникает при ясном сознании больного;

• он не уменьшает интеллектуальность.

В рамках мифологии бредовые высказывания могли приравниваться к релевантной информации, когда шаманы попадали в иной мир, общались с умершими. Психическая болезнь для них означала переход на новую ступень развития, после которой шло перерождение.

В античной философии безумие часто рассматривалось как результат злого рока [3, с. 137]. Стоики считали, что душевные расстройства происходят из-за избытка страстей и неспособности к моральной ответственности. Платон рассматривал безумие как высочайшую способность человеческой души в одном случае и как следствие болезни - в другом. Он создал концепцию безумия как слабости психики, где душа понималась им как разделенная на части, а безумие возникало как результат доминирования низших частей. Тогда лечение должно было состоять в исправлении этого дисбаланса: соблюдения диеты и выполнения телесных упражнений, а также обучения. Появилось множество примеров привлекательности помутнения рассудка (Джордж Байрон, Гофман). С точки зрения Цицерона, здоровье души, как и здоровье тела, заключается в гармонии. Причиной психических расстройств являются неправильные, нездоровые страсти.

В средние века христианство считало безумие божьим наказанием, душевнобольные становились мишенью для инквизиции. Людей, подозреваемых в общении с демонами, следовало предавать суду. «Письма» Гиппократа объясняли причину безумия: оно возникает из-за влажности головного мозга, в котором сосредоточены действия души. Тогда мозг утрачивает способность чувственного восприятия и наполняется видениями и фантазиями.

В классическую эпоху появилось две теории: физическая, которая предполагала, что недуги имеют конкретный источник, расположенный в теле, и психическая, которая считала причиной безумия злое начало. Иоганн Хайнрот полагал, что человек способен выбирать между добром и злом. Он ввел термин «психосоматика». Душевнобольные помещались в специальные изоляторы. Они не преследовали лечебной цели, вместо этого содержали людей в оковах, грязи, одиночных камерах, куда не проникал свет, или в бараках, где присутствовала антисанитария. Основными методами «лечения» были практики обездвиживания, телесные наказания, ледяной душ, прижигание каленым

железом, смирительные стулья. Считалось, что раз болезнь является следствием распущенности, то больной должен нести наказание.

В начале XIX века в Европе прошли больничные реформы, которые немного упростили условия душевнобольных, дав им возможность покидать учреждение, также декларировались отказ от связывания и применение смирительных рубашек вместо цепей.

С развитием философии и науки безумие теряет свою положительную роль, начинает определяться как отклонение людей от разумных норм, становится психической болезнью.

Карл Ясперс - немецкий философ, в 1909 году получивший право заниматься медицинской практикой. Он шесть лет работал ассистентом врача в психиатрической клинике, результатом работы в которой и стала его докторская диссертация под названием «Общая психопатология». Причиной написания данной работы было неудовлетворение существовавшими в то время подходами к изучению и лечению душевных болезней, поэтому Карл Ясперс решил разработать новое основание для психиатрии [5, с. 49].

Он переосмыслил понятие метода: из набора правил он превратился в способ продвижения вперед. Ясперс полагал, чтобы выйти за пределы стандартных и недолговечных психологических понятий и обеспечить новым открытиям и теоретическим положениям твердую основу, непременно нужно остановиться на проблеме методологии. Одних только наблюдений было недостаточно для познания психической жизни. Решением являлись эксперименты, выраженные в цифрах, рисунках, графиках.

Карл не считал внедрение философии в психологию необходимой: «Там, где речь идет о конкретных психопатологических исследованиях, обращение к философии само по себе не имеет позитивной ценности - если не считать той существенной роли, которую философия играет при выборе методологии. В философии нет ничего такого, что мы могли бы позаимствовать в готовом виде...» [6, с. 567]. Кроме того, философ отмечал, что критическая философия помогала развить способность к разумному самоограничению, развить человеческие качества, способствовала отклонению от предрассудков и отдаче отчета в мотивах своих действий.

В своей работе Ясперс предложил новый идеал научности в психиатрии, связанный с философией. Им оказалось психологическое понимание, предполагающее вчувствование, проникновение во внутренний мир человека с помощью эмпатии. Для этого он описал феноменологический метод, совмещающий в себе две составляющие: внутреннее представление о переживаниях больного, основанное на его словах, и прямое неприятие психического смысла движений, жестов, мимики и общего физического облика больного. Важным отмечался тот факт, что такие результаты не могли быть распространены на все случаи болезни, а только на случай конкретного человека.

Получалось так, что возможность исследования феноменов душевной жизни психически нездорового человека была только в том случае, когда эти феномены были сходны с опытом врача. Это стало первым примером применения философии в исследовании психических расстройств, давших определенные результаты, но оставивших много вопросов. Ответы на них стали целью новой философии психиатрии. Представители феноменологической психиатрии стремились описывать опыт пациентов так, чтобы суть происходящего была понятна и психически здоровому человеку. Сегодня особо актуален философский подход к психическим заболеваниям. Так, С. М. Бардина предлагает альтернативный взгляд на психические расстройства, который основан на интерпретации опыта пациентов философскими методами [3]. В таком случае мы получаем картину, объясняющую отклонение от общепризнанной нормы.

В своей книге С. М. Бардина также рассматривала разнообразие философии психиатрии, которое выражается в наличии «головоломок» - проблем, имеющих гарантированный набор решений, или задач, решающихся по заданным правилам. Решение

таких «головоломок» не вызывает появление значимого философского содержания, но зато дает возможность получить частные результаты, что представляет интерес. Существует три категории головоломок [3, с. 71]:

• Лингвистические головоломки - сложности, вызванные неоднозначным употреблением терминологии. Медицинские и психиатрические термины широко используются в повседневной жизни. Но существуют сложности в определении некоторых терминов, таких как «болезнь». Многие учебники приводят критерии отдельных психических расстройств, но не предоставляют признаков, по которым расстройства можно отнести к психическим. Таким образом, одной из главных задач философии психиатрии является прояснение значений терминов, связанных с психическими болезнями, их употреблением и спецификой. Проблемы также могут возникать из-за необходимости согласования значений определений, которые входят в термин, или из-за изменения значений некоторых определений в зависимости от контекста.

• Этические головоломки - сложности, связанные с моральной оценкой действий врачей и пациентов. Такие вопросы можно разделить на две группы: действия психиатра и отношения врача и психиатра, а также поведение самих психически больных. Действия врачей могут быть морально неоднозначны, потому что оказание психиатрической помощи не всегда является нейтральным с точки зрения морали. Некоторых психиатров обвиняли в жестокости по отношению к больным, методики подвергались критике. Авторы исследований предлагают рассматривать дилеммы с трех позиций: объяснительной, интерпретативистской и герменевтической. Авторы этих позиций предлагают рассматривать их на примере следующей ситуации: пациентка с деменцией отказывается менять свою грязную одежду и агрессивно реагирует на любые попытки помочь ей, потому что уверена, что ее хотят обокрасть. Первая позиция основана на положении, что все, что говорит психически больной человек, является следствием нарушений физиологического характера. Тогда требования и желания пациентов, являющиеся следствием нарушений восприятия реальности, не следует принимать во внимание. Вторая основана на восприятии событий с перспективы больной. Тогда требования пациентов должны осмысляться и по возможности наиболее полно учитываться. Эти две позиции имеют свои недостатки: первая воспринимает больного как объект и не учитывает его желаний, а вторая подразумевает учитывание всех желаний пациента, даже если они являются абсурдными. В некоторых ситуациях эти позиции могут быть правильными, но на данном примере лучше проявляет себя третья модель, которая подразумевает выработку новой перспективы, учитывающей позицию каждой стороны: тогда идеальным решением будет диалог пациентки и работников. Рассмотрение таких ситуаций, не имеющих однозначных решений, - одно из направлений философии психиатрии.

Вторая группа вопросов, рассматривающая действия самого пациента, которые иногда противоречат моральным нормам, разграничивают психическую патологию, девиантное поведение и аморальные поступки. Некоторые расстройства описываются через неправильное поведение, которое противоречит социальным нормам. Нет четкого критерия, по которому можно решить, какие формы поведения, не совпадающего с общественным понятием морали, считаются болезнью, а какие нет.

• Юридические головоломки - сложности, связанные с вопросами об ответственности психически больного. В XIII веке появился принцип, согласно которому для признания человека виновным в незаконном действии необходимо наличие не только виновного действия, но и виновного сознания. Физиологические состояния психически больных и здоровых людей различаются, а значит, к ним должны применяться разные критерии определения ответственности. Осужденный освобождается от наказания и подвергается лечению, если психическое заболевание исключает возможность осознавать опасность своих действий или руководить ими. Наиболее ярким примером, приводящим к

данным головоломкам является диссоциативное расстройство идентичности (расстройство множественной личности, синдром множественной личности). В случае если лицо, нарушившее закон, имеет данный диагноз, то требуется ответить на философский вопрос о критериях личности, чтобы понять, можно ли считать человека, совершившего преступление, и человека, стоящего перед судом, одной и той же личностью. Для диагностики данного расстройства необходимо наличие минимум двух отдельных личностей (состояний личности), отличающихся способом восприятия и типом мышления. Различия между личностями должны быть достаточно существенны. Отдельная личность не обладает всем спектром эмоций, а также расстройство вызывает амнезию, так как одна личность не может помнить о том, что делала другая. Выделяются две позиции на вопрос о единстве личности в случаях данного расстройства: когда одно тело может быть связано с множеством личностей и когда тело может быть связано только с одной личностью. Критериями, по которым два состояния личности принадлежат одной, являются общий функционирующий мозг и общая опытная память. Тогда человек должен нести ответственность за то, что совершила любая его личность

Основная проблема исследований в области психиатрии - несоизмеримость языка самоописания пациента, языка психиатрии и языка философии. Не случайно В. Д. Менделевич называет свою работу «Психиатрические головоломки» [5], объясняя и раскрывая сложность диагностики различных психических заболеваний отсутствием единства понимания своего состояния пациентом и клинической картины, которую наблюдает специалист. Медицинская модель тела не требует обращения к языку пациента. Видения врача воспринимаются как симптомы или признаки того или иного нарушения. Внедрение философии в сферу исследования психических расстройств подразумевает попытки найти доступ к языку самих пациентов, работы с опытом пациента. Самоописания больных больше связаны с реальностью опыта, чем сведения об их поведении или его симптомах. Такие описания приводил в пример К. Ясперс в своей работе «Общая психопатология», в которой Серко описывал свои ощущения от отравления мескалином, Шребер - сопутствующие ощущения от шизофрении, а также многие другие больные писали о своем самочувствии [5].

Предлагались идеи построения медицины на основе слов самих больных, но тогда невозможны анализ и исследования. Данные идеи не позволили бы выделить общие выводы или классификации, поэтому философия психиатрии не ограничивается опытом пациента.

Философия психиатрии позволяет проблематизировать языки, на которых описываются болезни. Она дает возможность осмыслять язык пациентов, находить средства анализировать бредовые высказывания. В центре ее внимания содержания, которые присутствуют в психических болезнях. Язык психиатрии критиковался из-за использования методов естественных наук. В частности, Медард Босс и Мартин Хайдеггер (создатели Dasein-анализа) критиковали деление феноменов на физические и психические, из которых первые измеримы, а вторые - нет [3]. При изучении явлений, связанных с человеком, феномены не являются однозначно физическими или психическими.

Обсуждения требует поиск новых методов для работы с психическими заболеваниями, в связи с чем, есть возможность использовать методы, заимствованные из философии. Однако язык философии не может использоваться для исследований самостоятельно, в частности, К. Ясперс писал по этому поводу: «Психопатолог нуждается в философии не потому, что из нее он может почерпнуть позитивное знание, относящееся к области его профессиональных занятий, а потому, что она способна помочь ему лучше организовать собственную мысль и тем самым лучше понять истинные возможности познания» [6]. Проблема несоизмеримости языков рассматривается во многих научных работах, среди которых диссертационное исследование С. М. Бардиной, в котором задача

философии видится в том, «чтобы найти пути осмысленного толкования» феноменов, связанных с диагностированием психического состояния человека [1, с. 12].

Вывод. В результате нашего исследования мы пришли к важному выводу, который заключается в том, что основная проблема исследований в области психиатрии -несоизмеримость языка самоописания пациента, языка психиатрии и языка философии. Для анализа языка самоописания необходимо найти подходящие средства, а также понять, возможно ли, вообще воспринимать такой язык как подходящий для толкования.

Список литературы

1. Бардина С. М. Междисциплинарность как методологическая особенность «философии психиатрии»: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2014. 32 с.

2. Бардина С. М. Применимость описательных моделей «от первого / второго / третьего лица» в исследованиях шизофрении // Философия. Язык. Культура. Вып. 3 / отв. ред. Горбатов В. В. СПб. : Алетейя, 2012. С. 137-144.

3. Бардина С. М. Это бред! Можно ли осмыслить безумие? М. : АСТ, 2018. 223 с.

4. Бибихин В. Из бесед М. Хайдеггера с М. Боссом. URL: http://bibikhin.ru/Iz_besed_M_Hajdeggera_s_M_Bossom (дата обращения: 01.12.2022).

5. Менделевич В. Д. Психиатрические головоломки. - М. : Городец, 2022. 536 с.

6. Ясперс К. Общая психопатология. М. : Азбука-Аттикус, 2019. 1920 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.