Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В НОВОЕ ВРЕМЯ: ГУГО ГРОЦИЙ'

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В НОВОЕ ВРЕМЯ: ГУГО ГРОЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3146
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ / ГРОЦИЙ / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / PHILOSOPHY OF LAW / JURISPRUDENCE / HISTORY OF POLITICAL AND LEGAL DOCTRINES / GROTIUS / NATURAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фролова Елизавета Александровна

В статье представлена политико-правовая доктрина известного нидерландского юриста, классика теории естественного права Гуго Гооция. Показаны содержание, источники, виды права вего концепции. Раскрывается понятие государства, теории общественного договора в политическом ученииГроция. Концепция Гроция оценивается в контексте проблем философии права и истории философии права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy of law in modern times: Gugo Grotius

The article presents the political and legal doctrine of the well-known Dutch jurist, classic of the theory ofnatural law Hugo Grotius. The content, sources, types of law in its conception are shown. The concept of the state, the theory of the social contract in the political doctrine of Grotius, is disclosed. The concept of Grotius is evaluated in the context ofproblems of the philosophy of law and the history of the philosophy of law.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В НОВОЕ ВРЕМЯ: ГУГО ГРОЦИЙ»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В НОВОЕ ВРЕМЯ: ГУГО ГРАЦИЙ ФРОЛОВА Елизавета Александровна,

доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права и политологии Юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье представлена политико-правовая доктрина известного нидерландского юриста, классика теории естественного права Гуго Гроция. Показаны содержание, источники, виды права в его концепции. Раскрывается понятие государства, теории общественного договора в политическом учении Гооция. Концепция Гооция оценивается в контексте проблем философии права и истории философии права.

Abstract: The article presents the political and legal doctrine of the well-known Dutch jurist, classic of the theory of natural law Hugo Grotius. The content, sources, types of law in its conception are shown. The concept of the state, the theory of the social contract in the political doctrine of Grotius, is disclosed. The concept of Grotius is evaluated in the context of problems of the philosophy of law and the history of the philosophy of law.

Ключевые слова: философия права, юриспруденция, история политических и правовых учений, Гроций, естественное право.

Keywords: philosophy of law, jurisprudence, history of political and legal doctrines, Grotius, natural law.

времени молодой человек прибыл в Париж, сопровождая Барневельда, отправленного туда послом Со-

В XVII веке в английской политической литературе вырабатывался идеал правового государства, а континентальная философия в это время отстаивала самостоятельность светской науки и утверждала само понятие права на независимых от божественной воли основаниях. Эту задачу решала школа естественного права - новая философия права - отличительным признаком которой являлось стремление к отысканию высших этических критериев оценки положительного права.

Основоположником теории естественного права в Новое время был знаменитый голландский юрист и государственный деятель Гуго Гроций (Гуго де Грот) (1583 - 1645гг). Нидерланды в это время — развитое государство, добившееся в результате ожесточенных действий (1566-1609 гг.) своей независимости от испанского ига и установившее республику Соединенных провинций. Голландии принадлежит первенство в развитии философии права в Новое время; именно здесь, в борьбе с абсолютизмом, зарождалась и развивалась свобода (в виде республиканской формы правления), а политическая мысль получила более глубокое теоретическое обоснование. В 1579 г. семь областей севера заключили между собой союзный договор (Утрехтскую унию), образовав тем самым независимую Голландскую республику.

Гроций был выходцем из университетской интеллигенции, с ранних лет он изучал классическую литературу, в восемь лет уже сочинял стихи на латинском языке, в одиннадцать - поступил в Лейденский университет, а в пятнадцать - в Орлеанском университете юноша защищал тезисы по философии, математике и юриспруденции, в результате чего получил степень доктора права. По прошествии некоторого

единенных Провинций, Генрих IV, пораженный ученостью юного голландца, обратившись к окружающим, вскликнул: «Вот чудо Голландии!»

Гуго Гроций занял видное место среди своих современников. Некоторое время он работал адвокатом в Гааге. В 1604-1605 гг. вышел в свет его трактат «О праве добычи», в 1609 г. - «Свободное море, или о праве, принадлежащем голландцам в области торговли с Индией», в котором автор отстаивал право свободного плавания всех судов в открытом море. Написание этой работы было вызвано спором, возникшим в то время между Голландией, с одной стороны, Испанией и Англией, с другой. Испания считала плавание по океану и торговлю с Индией своим исключительным правом. Англия не хотела допускать голландские суда рыболовству в морях, омывающих английские берега.

Отстаивая притязания своего отечества, Гроций доказывал, что море свободно и не подлежит исключительному обладанию какой-либо нации. Ученый не ограничивался только лишь теоретической стороной дела - в том же 1609 году он был послан в Англию для переговоров, в результате которых договор был подписан на 12 лет[1]. В 1613 году нидерландский правовед занимал должность синдика Роттердама и принял деятельное участие в спорах религиозно-политических групп. Борьба за власть осуществлялась в основном в форме столкновений кальвинистских сект — боролись между собой «арминиане» (ремонст-ранты) и «гомаристы» (названия этих групп производ-ны от имен профессоров Лейденского университета: Гомара и Арминия). Гомаристы примкнули к учению Кальвина, признававшего предопределение. Арми-

ниане склонялись к учениям Меланхтона и Эразма Роттердамского, отстаивавших значение личных заслуг и допускавших возможность спасения для каждого. Гроций выступил на стороне умеренных арминиан; он стремился устранить религиозные раздоры и восстановить церковный мир. На синоде в Дортрехте в 1618 году учение арминиан было осуждено как ересь, однако это только обострило религиозную вражду. Когда фактическая сила оказалась в руках гомаристов, Гроций и его друг и покровитель Берневельд были захвачены. Барневельд был приговорен к смертной казни. Гроцию обещали помилование, если он публично отречется от своих убеждений. Он предпочел пожизненное заключение. Из тюрьмы (находился на протяжении двух лет в замке Левестейн) ему удалось бежать, благодаря находчивости своей жены, которая вместе со слугой вынесли Гроция в ящике с книгами. Таким образом ему удалось бежать от гонений во Францию к Людовику XIII. Именно во Франции Гроций написал свое главное сочинение «О праве войны и мира» (полное название трактата: «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права») (1625 г.), ставшее эпохой в истории политико-правовой мысли. Книга нидерландского мыслителя сразу же обратила на себя внимание и имела большой успех. Через два года она была внесена по распоряжению папы в Индекс запрещенных книг (1627 г.), однако это запрещение не могло воспрепятствовать ее распространению: к 1658 года насчитывалось более 45 различных изданий этого сочинения Гроция. Данная работа переводилась на разные языки, к ней, подобно как к источникам древних классиков, писали многочисленные толкования и комментарии.

Задача трактата заключалась в решении проблем международного права и доказательстве правил справедливости и человеколюбия в международных отношениях. Для этого Гроцию потребовалось создать оригинальную политико-правовую доктрину, основанную на новой методологии: это переход от гуманизма к рационализму. При этом стоит отметить, что нидерландский правовед еще не ограничивается дедукцией своих положений из принятого им основного принципа, он делает многочисленные ссылки на подтверждающие его мысль изречения поэтов, философов, юристов, на исторические примеры и выдержки из Священного Писания. Тем не менее, этот декорум не заслоняет основу его аргументации. Все эти отсылки имеют, по словам автора, особый авторитет

тогда, когда взяты из истории лучших народов, то есть из истории Греции и Рима. Понимая, что свидетельства философов, поэтов, ораторов не могут считаться безусловными аргументами, тем не менее, Гроций подчеркивал, что, если многие лица в разное время и в разных местах утверждали одно и то же, это должно иметь общую причину и приниматься во внимание.

В отношениях между народами должны возобладать нормы справедливости. Для этого необходимо, утверждал Гроций, установить начала естественных законов. Поскольку руководствоваться правом народов уже недостаточно; богословский авторитет в естественном праве он отвергает, следовательно, размышляет философ права, надо искать основания права в разуме человека.

До XVII века элементы теории естественного права встречались во взглядах софистов, стоиков, в философии Аристотеля, в концепции Фомы Аквинско-го, однако целостное учение, ставшее впоследствии классическим пониманием естественного права, сформулировано Гроцием. Он призывал искать твердые основы естественных законов в самой природе человека, точнее, в социальных качествах людей. Человеку, в отличие от животного, свойственно стремление к общежитию (спокойному и устроенному в соответствии с разумом людей) и способность мыслить и действовать по установленным общим правилам.

В своей теории Гроций различает естественное и волеустановленное виды права.

Источник естественного права — разум человека, направленный на дружелюбное общение с себе подобными. Из охраны спокойного существования людей вытекают требования разума человека (предписания естественного права). К ним Гроций относит «воздержание от чужого имущества», «возвращение чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды», «обязанность соблюдения обещаний», «возмещение ущерба, причиненного по нашей вине», а также «воздаяние людям заслуженного наказания».

Принадлежность правил к естественному праву, по Гроцию, можно доказать двояким способом: a priori (умозрением) - то есть тогда, когда необходимость нормы предоставляется разумом человека и согласно с природой вещей; и a posteriori (опытом) - то есть в тех случаях, когда правило признается таковым у многих народов, что сообщает этому правилу достаточную вероятность (когда данное мнение основано на общем соглашении)[2].

Установленные начала естественного права

Гроций считает ясными, достоверными, неизменными. Постоянство предписаний естественного права основывается мыслителем на непоколебимой природе человека. Нормы естественного права не могут быть изменены даже Богом, поскольку даже Бог не может сделать так, чтобы природа вещей противоречила сама себе. Как он не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, рассуждает Гроций, точно также он не может сделать, чтобы само по себе злое не было злом, а стало бы добром. Начала естественного права остаются неизменными независимо от воли Бога, поэтому предписания религии, утверждает философ права, должны соответствовать нормам естественного права.

От естественного права отличается воле-установленное или положительное право[3]. Воле-установленное право делится на два вида: человеческое и божественное; его предписания должны соответствовать требованиям естественного права.

Волеустановленное человеческое право имеет своим источником свободную волю людей (договор) и подразделяется на несколько видов: семейное право, гражданское и международное право. При рассмотрении волеустановленного права Гроций уделяет наибольшее внимание проблемам международного права. Описывая в своем трактате «О праве войны и мира» ужасы и всевозможные злодеяния войны, он призывал воюющие стороны вести военные действия исходя из принципов международного права, основу которых образуют предписания естественного права. Во время войны не должны умолкать вечные и свойственные всем временам законы; необходимо соблюдать «границы права и добросовестности» не только в мирное время, но и в условиях войны; договоры должны исполняться. Война приносит «великие бедствия», в связи с этим для оценки действий воюющих сторон автор предлагает ввести в научный оборот понятие «внутренняя справедливость». Необходимо, доказывает Гроций, смягчать ужасы войны различными способами: оказывать милосердие тем, кто выступает на стороне неприятеля случайно или по принуждению, щадить детей, женщин, стариков, гуманно относиться к пленным и т.п.

Осуждая агрессивные (захватнические) войны, Гроций определял позиции нейтральных государств: они обязаны воздерживаться от содействия тому, кто ведет несправедливую войну, а в сомнительных случаях - оказывать равные услуги воюющим сторонам. Если война началась, она должна вестись в целях заключения мира и подчиняться предписаниям естественного права.

Волеустановленное божественное право представляет собой выражение воли Бога через Откровение. В «Пролегоменах к трем книгам о праве войны и мира» Гроций замечал, что он не затрагивает жгучие вопросы современности и будущего: «Откровенно признаюсь, что, говоря о праве, я отвлекался мыслью от всякого отдельного факта, подобно математикам, которые рассматривают фигуры, отвлекаясь от тел». Правовед не стремился, как он писал, показать «как предпочтительнее поступать в различных обстоятельствах по соображениям целесообразности», лишь в некоторых местах он упоминает о том, что полезно с тем, чтобы провести четкое разграничение между этим вопросом и справедливостью.

Вопрос о существовании справедливого по своей природе предмета рассматривается Гроцием в «Пролегоменах»[4]. Он приводит защиту отрицательного ответа на предложенный вопрос софисту Карнеаду, одному из трех афинских послов, прибывших в Рим в 604 году и обративших на себя внимание римлян своим красноречием. По утверждению Карнеада, люди в своих интересах установили законы, которые меняются соответственно с изменением этих институтов. Поэтому законы всегда различны у разных народов и даже у одного и того же народа в различное время. Естественных законов вообще не существует. Люди руководствуются только своей выгодой и потому нет ничего справедливого, что отличалось бы от того, что выгодно (полезно) каждому человеку. Если же такая естественная справедливость существует, то она не может быть ничем иным, как высшим безумием, потому что действовать согласно с такой естественной справедливостью означало бы действовать вопреки своим собственным интересам, то есть во вред себе (на этой основе возникнет теория утилитаризма). Гроций в своей работе последовательно опровергает данный софистический под-ход[5]. Вместе с тем, понятие и содержание справедливости раскрывается ученым через категории частного права, отражающие интересы буржуазии и формирующие гражданское общество: «Общество преследует цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия». Исходя из этого положения, пояснял Гроций, справедливость (как основание общежития) «целиком состоит в воздержании от посягательств на чужое достояние».

Нидерландский философ права четко разграничивает нормы естественного и позитивного права. Его требование соответствия норм волеустановленно-го права предписаниям естественного права явилось

основанием критики институтов феодального права и всего общественного строя в целом. Каких-либо радикальных выводов ученый из своей теории не делал, однако основы для таких построений уже были заложены в его доктрине естественного права.

Гроций занимался разработкой теоретических вопросов государства. До государства существовало «естественное состояние». Развитие человечества, рассуждал ученый, стремление людей к общежитию, их способность руководствоваться разумом и общаться между собой (наличие речи — отличительная особенность человека) привели людей к необходимости заключить договор о создании государства.

Идея договорного происхождения государства была известна до Гроция - это была обычная практика средних веков: договора заключались между феодалами, между городами и феодалами. Однако в учении нидерландского юриста договор является основой возникновения и существования (длящиеся отношения властных лиц и подчиненных) любого государства, независимо от его формы.

Гроций определяет государство как «совершенный союз свободных людей для охраны права и для общей пользы». Это определение заимствовано у Цицерона и Августина. Цель государства: охрана права и спокойствия людей. Цель государства как политического союза обусловлена требованиями общежития: государство устанавливается именно для охраны мирного сосуществования людей. К определению Цицерона Гроций добавил термин «совершенный» (заимствованный от Аристотеля), что предполагало «вечность», «полноту», «верховность» этого союза. Государство, в отличие от других форм общежития, создается на долгие времена, поэтому, полагал он, уместно называть государства «телами вечными». Благодаря их деятельности в обществе создается «единый дух», то есть полное и совершенное общение гражданской жизни.

Признаком государства является верховная власть. «Государственная власть, - пишет ученый, -называется верховной, потому что ее действия не подлежат чужому праву, то есть не могут быть уничтожены чужою человеческой волей». Права верховной власти распространяются на принятие общих мер и на отдельные действия, полезные для государства. Атрибутами верховной власти, Гроций (подобно Бодену) называл издание законов (в религиозной и светской сферах); осуществление правосудия; назначение должностных лиц; взимание налогов; решение вопросов войны и мира. По существу, верховная власть, отмечал уче-

ный, едина и нераздельна, однако она распределяется между несколькими органами (власть законодательная, власть правительственная, власть судебная). Вместе с тем, это разделение, уточняет Гроций, не уничтожает сущность верховной власти - верховная власть принадлежит всем им в совокупности.

Уделяя особое внимание разрешению проблем международного права, автор трактата «О праве войны и мира» исследует вопрос носителя власти. Правовед различает два субъекта: общий и собственный. Общий субъект - это государство как «совершенный союз людей»; собственный субъект - лицо (лица), облеченное верховной властью.

В основе любой формы правления лежит общественный договор, следовательно, утверждает Гро-ций, носителем суверенитета может быть отдельное лицо (в монархии); группа лиц (а аристократии); или сочетание лиц и собраний, имеющих атрибуты верховной власти. Народу принадлежит право выбора формы правления: «Как отдельный человек способен выбирать тот или иной образ жизни, так и народ волен выбирать тот или другой образ правления, и в таком случае права власти определяются «не совершенством формы, а волею устанавливающих». Создавая государство, народ мог избрать любую форму правления, однако, избрав ее, народ должен повиноваться своему правителю и, поскольку «договоры должны соблюдаться» (как предписывает естественное право), не может без согласия правителя изменить существующую форму правления.

Гроций отрицал право народа на сопротивление, так как государство изначально учреждалось для охраны общественного мира, и, следовательно, не должно допускать всеобщего права сопротивления властям, даже злоупотребляющими своими полномочиями. Основу публичных отношений, по мнению ученого, должны составлять «порядок», «власть», «повиновение».

Однако, признавая положение, что нельзя сопротивляться лицам, обладающим верховной властью, Гроций допускает ряд исключений. Народ вправе изменить существующую форму правления, если это право предполагается у него по общественному договору (то есть, если сопротивление власти оговорено в акте о вручении власти); или, если правитель отречется от своей власти (либо явно покинет правление) и расторгнет общественный договор. Народ вправе преобразовать существующую верховную власть при особых обстоятельствах, когда это вытекает из существа общественного договора: вряд ли при установлении государства народ хотел положить безусловным правилом, что-

бы люди в любом случае готовы были скорее умереть, чем сопротивляться насилию властвующих лиц. К таким случаям относится тот, когда «царь, проникнутый чисто враждебным духом, замышляет гибель всего народа», поскольку воля властвовать и воля, направленная на гибель всего государства, несовместима: кто являет себя врагом народа, тот, тем самым, отрекается от верховной власти (Гооций теоретически обосновывал вооруженные выступления населения Нидерландов (под предводительством видного вождя протестантов В. Оранского) против испанского гнета. Филипп II, король Испании, ввел войска в Нидерланды и учредил инквизицию. Начались массовые волнения за отмену инквизиции и восстановление нарушенных вольностей. Филипп посылает новое войско под предводительством легендарного герцога Альбы; началась жестокая расправа с протестантами, однако только его третьему преемнику, Александру Парм-скому, удалось внести некоторое успокоение. В итоге освободительной борьбы нидерландского народа против Испании 10 областей юга остались верны католицизму, а 7 северных областей в 1579 г. Образовали независимую Голландскую республику, независимость которой была признана Испанией в 1609 г).

Уже через два года после опубликования, в 1627 г., трактат Гроция «О праве войны и мира», как отмечалось, был внесен в Индекс запрещенных книг, в котором значился до 1900 г. Однако основополагающие идеи нидерландского философа права, содержащиеся в этом трактате - концепция естественного права и теория общественного договора - получили всемирную известность вопреки этому запрету. Книга Гроция выдержала множество изданий в разных странах и не потеряла значимость в наше время.

Общежитие - основной и согласный с человеческим разумом факт, определяющий все отношения между людьми. Для охраны спокойного, мирного общежития необходимо установление верховной власти, обладающей для этого полноправием в обществе. Теория Гроция положила начало светскому развитию философии права в Новое время. Последующие круп-

ные теоретики и философы государства и права XVII века (Гоббс, Локк, Спиноза), XVIII в. (Руссо), начала XX века (Штаммлер, Новгородцев) полемизировали с нидерландским мыслителем и развивали теорию естественного права применительно к своему времени.

Можно отметить, что в концепции нидерландского мыслителя еще не проявились все отличительные черты школы естественного права. Он не занимался разработкой категории «естественного состояния» в том понимании, как это было предложено позднее теоретиками этой школы (Гоббс, Локк, Спиноза и др.). Гроций не обосновывал свое учение о праве и государстве каким-либо целостным миросозерцанием. Защитники схоластического мышления с особым рвением критиковали ученого за отстаивание свободы и разума человека в борьбе с церковными догматами. Богословы не допускали возможности поиска другого средства познать предписания естественного права, как только из Божественного Откровения, а все этические нормы они выводили из божественной воли. Тем не менее, книга Гроция «О праве войны и мира» составила эпоху в истории правоведения. С появлением этого сочинения исчисляется история школы естественного права и науки международного права.

Выведение права из общежительной и разумной природы человека, рационалистический подход к исследованию социальных явлений - главные черты философии права нидерландского юриста. И хотя теория общежития известна в политико-правовой мысли со времен Цицерона, а рационалистический метод познания является принадлежностью самой философии, тем не менее, Гроций вызвал огромный интерес к изучению права, его содержанию и структуре, к исследованию природы человека, его разумной самодостаточной природе вне божественных установлений. Поэтому для своих современников теория нидерландского мыслителя о естественном праве послужила лозунгом для борьбы рациональной философии права (теории естественного права) со схоластической юриспруденцией.

Библиография:

1. Коркунов Н. М. История философии права. М., 2011. С. 119-120.

2. I главу I книги трактата Гроция «О праве войны и мира»: Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права / Пер. с лат. А.Л. Саккетти. М., 1994. С.72-73.

3. Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права / Пер. с лат. А.Л. Саккетти. М., 1994. С.74 -78 и др.

4. Гроций Г. Пролегомены к трем книгам о праве войны и мира / Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права / Пер. с лат. А.Л. Саккетти. М., 1994. С. С.46-50.

5. Коркунов Н. М. История философии права. М., 2011. С. 121-125; Новгородцев П. И. Лекции по истории философии права: Учения Нового времени. XVI- XIX вв. М., 2011. С. 158-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.