Научная статья на тему 'Философия права и социология права: общее и особенное'

Философия права и социология права: общее и особенное Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3209
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
NATURAL LAW / SOCIETY / PUBLIC OPINION / POSITIVE LAW / SOCIOLOGY OF LAW / SOCIOLOGICAL RESEARCH / SOCIAL NEEDS / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО / СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халиков Аслям Наилевич

В статье рассматривается соотношение философии права и социологии права как в научном, так и в прикладном значении. Доказывается, что общими философско-правовыми исследованиями невозможно познавать реальные отношения в обществе, требующие точности и обоснованности их отражения в научных изысканиях, а также выработки соответствующих правовых норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF LAW AND SOCIOLOGY OF LAW: GENERAL AND SPECIAL

The article deals with the correlation between the philosophy of law and sociology of law both in scientific and in applied value. It proves that it is impossible to know the real relations in society that require accuracy and validity of their reflection in scientific research and the development of appropriate legal standards on this basis with the help of the general philosophical and legal studies, though having fundamental values.

Текст научной работы на тему «Философия права и социология права: общее и особенное»

УДК 340.13 ББК 87.2

Халиков Аслям Наилевич Khalikov Islyam Nailevich

профессор кафедры криминалистики Института права Башкирского государственного университета доктор юридических наук, доцент.

Professor, Department of Criminology, Institute of Law, Bashkir State University, Doctor of Law, Associate Professor. Тел.: 8(917) 440-80-00.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА И СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Philosophy of law and sociology of law: general and special

В статье рассматривается соотношение философии права и социологии права как в научном, так и в прикладном значении. Доказывается, что общими философско-правовыми исследованиями невозможно познавать реальные отношения в обществе, требующие точности и обоснованности их отражения в научных изысканиях, а также выработки соответствующих правовых норм.

Ключевые слова: естественное право, общество, общественное мнение, позитивное право, социология права, социологические исследования, социальные потребности.

Предмет философии права включает в себя понимание сущности права, его смысла и идей путем постижения правовой действительности сквозь призму социальной философии, философских категорий и общефилософского взгляда на мир. Содержание философии права составляют крупнейшие труды мыслителей и ученых в области философии, религии, культуры, а также теории и методологии права. К ним можно отнести историю философско-правовых учений, категориальный аппарат философии права и иные теоретические представления о философских основаниях права, созданные с древнейших времен и до нашего времени. Философия права исходит из ценностных категорий социальной и правовой действительности, таких как свобода, равенство, справедливость, отношения собственности, которые отвечают потребностям человеческого духа и основам материального устройства жизни людей. Образно рассматривая философию права, ее можно определить как высшую точку права, которая направляет развитие всего содержания права в ходе эволюции общества исходя из его разумных индивидуальных и социальных потребностей.

The article deals with the correlation between the philosophy of law and sociology of law both in scientific and in applied value. It proves that it is impossible to know the real relations in society that require accuracy and validity of their reflection in scientific research and the development of appropriate legal standards on this basis with the help of the general philosophical and legal studies, though having fundamental values.

Keywords: natural law, society, public opinion, positive law, sociology of law, sociological research, social needs.

Однако только общими философско-право-выми исследованиями, пусть и фундаментального значения, невозможно познать реальные отношения в обществе, требующие точности и обоснованности их отражения в научных изысканиях, а также выработки соответствующих правовых норм. Иными словами, развитие права и конкретных его отраслей не допускает только обобщающего понимания социальных и правовых ценностей во времени и пространстве, поскольку содержание права постоянно меняется в зависимости от определенного периода и места его применения. И, разумеется, ни философия с ее обобщающим взглядом на мир и человека, ни философия права, вырабатывающая смысл и идеальные ценности права, не могут и не должны детально конкретизировать потребности общества с целью преобразования их в правовые отношения с одновременным законодательным регулированием.

Названные проблемы по установлению, измерению и оценке потребностей индивида и в целом всего общества в правовом ракурсе решает социология права, имеющая для этого теоретические и практические возможности

исследований. Именно социология права как «юридическое» ответвление социологии способна исследовать наиболее острые и злободневные реалии фактических отношений в обществе, которые влекут необходимость их правового отражения, вплоть до моделирования картины будущей правовой действительности при конструировании соответствующих законодательных норм. Уместно вспомнить, что М. Вебер, сравнивая общее и особенное в исследованиях содержания общества, писал, что для познания исторических, а следовательно, и общественных явлений в их конкретных условиях наиболее общие законы, практически лишенные содержания, имеют, как правило, наименьшую ценность. Ведь чем больше значимость родового понятия - его объем, тем дальше оно уводит нас от полноты реальной действительности, так как, для того чтобы содержать общие признаки наибольшего числа явлений, оно должно быть абстрактным, то есть бедным по своему содержанию [1, с. 378]. Таким образом, социология права и философия права при взаимном сочетании имеющихся предметов исследования наполняют друг друга каждый своим содержанием: философия права - идеями и наиболее общими смысловыми категориями, а социология права - конкретными результатами изучения общества и разработкой закономерностей развития наиболее важных для права общественных явлений и событий.

Тем самым социология права дает философии права информационную и аналитическую базу для изучения общества с констатируемыми и проектируемыми положениями его содержания и закономерностей дальнейшего развития.

Известно, что предметом исследований социологии права является общество и характер его развития с установлением логики и содержания общественных отношений, которые оказывают влияние на становление и развитие права в виде его общей теории и отдельных законов (отраслей) вместе с обратным влиянием права на жизнедеятельность отдельного человека и людей. Как отмечает Г. Д. Гур-вич, социология права устанавливает для определенной эпохи или определенного типа общества технологию совершенствования права, «политику права» [3, с. 780]. Однако социология права как наука, тесно связанная с

обществом, а следовательно, с политическими отношениями при существующем государственном режиме, должна иметь основные ориентиры и принципы для самостоятельных исследований, которые могут вырабатываться только независимой мыслью. Например, исследования в области политической социологии показывают, что в реальной жизни гражданское общество и мир политического (читай государственного. - А. Х) в качестве самостоятельных подсистем существовать не могут. Поэтому вычленение социального и политического возможно лишь в качестве идеальной конструкции, необходимой для проведения анализа различных сфер жизнедеятельности и теоретических исследований [7, с. 6-7]. Соответственно, онтологическими, гносеологическими и ценностными ориентирами в социологических методах изучения общества могут стать только философские позиции, выработанные и проверенные временем, на основе которых происходит развитие человечества. В нашем же случае соответствующими основополагающими стержнями социолого-правовых исследований будут выступать философско-правовые концепции и иные положения видения и понимания общества и права.

Изучение явлений социальной действительности требует своей определенной методологии и соответствующих средств, которые исходят из политических, идеологических, культурологических и иных мотиваций и которые могут отталкиваться как от гуманистических интересов общества, так и от узких потребностей группировок в сферах государственной власти. В этом отношении философия права устанавливает цели, задачи и средства социолого-правовых исследований на основе избранной методики изучения общества, законов его развития, общечеловеческих позиций о ценностях права. Например, социоло-го-правовое изучение общества, в том числе для прогнозирования его дальнейшего развития, можно проводить для достижения самых различных целей: укрепления государственной власти с вероятностью ограничения прав и свобод граждан, изменения государственной идеологии при осуществлении непопулярных экономических реформ либо создания механизмов развития самостоятельности партий и общественных организаций в политической жизни государства при исключении радикаль-

но-экстремистских течений и так далее. Перечисленные направления социолого-правовых исследований, отражающие интересы органов государственной власти, могут по-разному соотноситься с основными ценностями права. Но потребность в сближении целей и задач органов власти с интересами общества обусловливает необходимость обращения к истокам и ценностям философии и философии права. Это может привести к их забвению, если правовая политика будет направлена против социальных прав и интересов граждан страны.

Несомненно, соотношение философии права и социологии права при анализе состояния общества в определенный период его развития носит сложный характер, где невозможно прямолинейно сравнивать или накладывать результаты исследований одной науки на другую. Здесь необходим научный анализ, верное соотношение ценностей права и интересов общества, меры дозволенного и необходимого, когда, например, свобода не могла бы перейти в анархию, а законная власть в лице главы государства не монополизировала бы все другие ветви власти, пусть даже для поддержания порядка в обществе. При таком подходе результаты исследований в области философии права иногда, на первый взгляд, противоречат социологическим данным изучения настроений общества или отдельных его групп. Например, когда ценности свободы, равенства и справедливости в их прямолинейной интерпретации в определенный период времени могут не только не поддерживаться большинством общества, но и противоречить умонастроениям основной части населения государства. Но в то же время более глубокие исследования показывают неизменность фундаментальных социально-правовых, а следовательно, и философско-правовых ценностей.

Так, по данным социологического опроса 2014 года, более 70 % россиян «готовы попрощаться с демократией и личными свободами ради сохранения порядка в стране» [2, с. 6]. Понятно, что на фоне дестабилизации ситуации на Украине, низкого уровня экономического развития стран бывшего Советского Союза подобные настроения вполне объяснимы и эмпирически обоснованы. Однако здесь возникают вопросы: что подразумевается под существующим порядком? Насколько он отвечает интересам населения России? В этом слу-

чае картина уже не выглядит слишком благостной. Так, в 2014 году 12,6 % россиян (17,8 миллионов) жили за чертой бедности, то есть их доходы были ниже прожиточного минимума. При этом из 85 самых богатых людей планеты (мультимиллиардеров) 11 человек являются гражданами России. Отсюда, по мнению международных аналитиков, Россия относится к странам с высоким уровнем неравенства, что является угрозой ее политической и социальной стабильности. Об этом же свидетельствуют данные по так называемым децилям (соотношение совокупных доходов 1 0 % наиболее обеспеченного населения страны к совокупным доходам 10 % наименее обеспеченного населения). Как пишет В. Зорькин, в настоящее время в Скандинавских странах де-циль не может превышать 4 единиц, а в Германии - 6, а в России же дециль за последнее время вырос с 1 5 до 1 7 единиц и продолжает расти, причем в ряде субъектов Российской Федерации он превышает 30 и 50 единиц. Однако, по мнению В. Зорькина, адекватная политическая и юридическая реакция на данные факты отсутствует, что снижает или даже обрушивает действенность права [5, с. 1].

Не менее острыми могут быть и политические противоречия, когда отсутствие порядка в правовых институтах государства влечет закономерные пертурбации в обществе и его дестабилизацию, требующую проведения радикальных правовых реформ. Ярким примером изложенной мысли являются массовые митинги и демонстрации в Москве и других городах, проведенные в декабре 2011 года. В результате органы власти, а фактически Президент РФ, вынуждены были реформировать порядок выборов руководителей субъектов Российской Федерации, оставив определенные ограничения по прямым выборам глав субъектов Федерации, так и не решив проблему фальсификации выборов на любом уровне избрания властных органов России. Последнее остается одним из наиболее острых правовых и, в общем-то, политических вопросов в России, перспектив реального решения которого пока нет.

Далее, анализируя соотношения философии права и социологии права, нельзя не обратить внимание на то, что содержание социологии права близко корреспондируется с фи-лософско-правовой категорией «естественное право». Последнее, как известно, в наиболь-

шей степени отражает представления людей о нормативных отношениях в обществе при естественном порядке взаимосвязей между индивидами и наличием традиционных ценностей и идеалов человеческой жизни. Адекватное отражение социологией права данных о структуре общества, уровне жизни основных его слоев, степени ожидаемых и получаемых прав и свобод, удовлетворении политических, экономических, социальных, культурных интересов в праве и так далее позволяет оценить получаемые данные о действительности правовой жизни в государстве в сравнении с положениями естественного права. Воспроизводя реальный срез общества, социология права показывает конкретное наличие или отсутствие справедливости и равенства в отношениях между людьми, явные и скрытые недостатки деятельности органов власти, применяющих законодательные нормы, необходимость изменения тех или иных законов с целью соответствия общественных отношений правовым актам.

Разумеется, близость социологии права к естественному праву вызывает противоречие с позитивным правом. Дело в том, что с позиций юридического позитивизма, или юридико-дог-матической точки зрения, право есть веление, приказ власти, тогда как социология права предметом своего внимания делает правотворческую и правоприменительную политику, что может противоречить действующему законодательству [4, с. 133-135]. Одним словом, позитивное право не может принять социологию права, исследующую фактические, то есть естественные, отношения в обществе.

Однако сухая констатация «враждебных» отношений между социологией права и позитивным правом не дает никаких выгод прогрессивному развитию права, которое существует в основном в позитивных (или написанных) формах. А отсюда сближением позиций социологии права и позитивного права будет только активное использование социологических данных в построении действующих правовых норм, а также новых идей и конструкций, исходящих из самой жизни. Причем данный подход будет сближать позитивное право с естественным, когда, по мнению теоретиков, «традиционное» естественное право (буквально за редкими исключениями) выполняет легитимирующую, стабилизирующую и воспро-

изводящую функцию по отношению к праву позитивному, подкрепляет собой порой неустойчивое законодательство, выступая в качестве его «неволеустановленного» фундамента [10, с. 382].

Таким образом, социология права по своему прикладному значению в социально-правовых исследованиях не может «дружить» только с концепцией естественного права, не признавая позитивного. Фактически это влечет бесполезность всей науки социологии права. Смысл социолого-правовых исследований состоит в максимальном их использовании нормами действующего права, а следовательно, права позитивного, которое гарантируется и охраняется государством. В то же время условием эффективного и научного существования юридического позитивизма должно быть постоянное его движение по направлению к естественному праву как к абсолюту правоотношений, выводимых из действующих законов. Как отмечает В. Шлюхтер, «философски ориентированная логика естественного права трансформируется в юридически ориентированную логику позитивного права» [9, с. 8]. Разумеется, обратное положение, то есть статичное состояние позитивного права, непринятие им новых ситуаций из объективной действительности, поддержание государством давно отживших законодательных норм, будет отторгать даже самые минимальные данные социологии права.

Философия права является для социологии права не только смыслообразующим и идейным постулатом, но и предоставляет соответствующие методические инструментарии для научных исследований. В первую очередь речь идет об общефилософском материалистическом и диалектическом подходе познания общественно-правовых явлений, а также о фундаментальных направлениях философской науки - онтологии, гносеологии, аксиологии, антропологии, логики, анализа, синтеза и других базисных составляющих. Например, как указывается в учебной литературе, гносеологический подход акцентирует внимание на проблемах изучения общественного мнения как способа отражения действительности на определенных уровнях общественного сознания. В этом ключе в рамках социологического подхода большой интерес проявляется к проблемам социальной детерминации обществен-

ного мнения, его места, роли и функций, выполняемых в жизни общества[6, с. 57].

Одновременно с общефилософскими методами исследований в области социологии права с ней непосредственно связаны специальные философско-правовые методы изучения социальных и правовых явлений. Более того, именно от философско-правового подхода часто зависят релятивизм (относительность и условность) получаемых данных в социологии права, их соотношение с практическими направлениями действия отраслей права, политической и идеологической составляющих развития правовой действительности. Иными словами, достоверность и адекватность результатов социолого-правовых исследований часто зависят от того, под каким углом зрения они рассматриваются, сквозь призму какой методики происходит анализ получаемых в социологии права эмпирических данных.

К традиционным философско-правовым методам исследований в социологии права можно отнести либертарный, позитивистский, историко-диалектиче ский (марксистский), прагматический, феноменологический, экзистенциальный, религиозный. Каждый из перечисленных методов (подходов) познания и применения права представляет собой комплексный пласт научных воззрений о правовой действительности, реализуемый в теоретических и прикладных направлениях, включая политику законодательной и исполнительной ветвей властей, а также судебную практику. В то же время наличие демократии и свободы в политическом режиме государства, независимости в выборе форм использования права позволяет при изучении и практической ре ализации права использовать различные методы (в зависимости от ситуационной обстановки действия юридических норм).

Либертарный метод, или либертарная концепция права, исходит из равенства всех перед законом, когда формальное равенство - это сущность закона как реального правового явления, а закон как проявление данной сущности - это правовой закон [8, с. 210]. Соответственно, исследование социально-правовых явлений основывается на доминанте равенства всех перед законом при условии, что сам закон не противоречит праву. Принцип равенства в условиях российской действительности не всегда является решаемым вопросом ввиду

вековых традиций и менталитета неравенства (Вся власть от Бога...) и представлений россиян о бесспорной иерархии власти. В связи с этим либертарный метод может приниматься в социологии права как должное в отношениях общества, государства и гражданина, однако достижение его составляло и составляет как философско-правовую, так и юридическую проблему.

Позитивистский метод - это фактические социолого-правовые исследования эффективности действующих законов и подзаконных актов, активно опутывающих жизнь современного человека и общества. Можно сказать, что самой будничной работой социологов права должно быть изучение как положительных сторон, так и недостатков принятых в государстве законов. При этом результаты данных исследований могут быть ожидаемыми либо представлять весьма оригинальные способы фактического неисполнения или злоупотребления правовыми нормами. Одновременно с этим следует внимательно рассматривать интерпретацию законов или их использование различными субъектами правоприменения, что может влечь достаточно широкий диапазон субъективного понимания правовых актов.

Историко-диалектический метод основан на изучении объективных факторов, влияющих на развитие права в эволюции человечества с перспективами прогрессивного формирования новых правовых явлений. В этом случае социология права больше внимание уделяет научным концепциям права, выводам ученых о развитии правовой действительности, философским и философско-правовым трудам, анализирующим право в исторической перспективе.

Прагматический метод определяет подход к праву с точки зрения его практической и индивидуальной полезности, указывая наиболее оптимальные и эффективные способы его применения. Истоки данного метода, практикуемого в США, кроются в деятельности судей по самостоятельному применению правовых норм, исходя из практической ситуации и собственного усмотрения. Однако прагматизм вполне уместен и при социологическом анализе деятельности других должностных лиц и органов власти, а также рядовых граждан. Он может войти в противоречие с позитивным

правом, поскольку позволяет достаточно вольно трактовать действующие правовые нормы в соответствии с обстоятельствами рассматриваемых юридических фактов, включая данные о субъектах, в отношении которых применяется закон. В то же время противоречие прагматизма и юридического позитивизма вовсе не объединяет прагматический метод с концепцией естественного права, поскольку речь идет об индивидуальных позициях при применении права, хотя и в интересах общества, рассматриваемого в определенной локализации.

Феноменологический, экзистенциальный и религиозный пути исследования права вряд ли широко используются в прикладной социоло-го-правовой деятельности по изучению правовой действительности. Данные методы применяются исключительно в научных или узкопознавательных целях. Исключением здесь

Литература

1 . Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Избранные произведения. М., 1990.

2. Выжутович В. Свобода или порядок: тема с социологом Леонтием Бызовым // Российская газета. 2014. 16 мая.

3. Жуков В. Н. Философия и социология права: опыт плюралистического подхода: монография. М., 2013.

4. Зорькин В. Экономика и право // Российская газета. 2014. 22 мая.

5. Казимирчук В. П., Кудрявцев В. Н. Современная социология права: учебник для вузов. М., 1995.

6. Козырев Г. И. Политическая социология: учебное пособие. М., 2013.

7. Лапаева В. В. Либертарная концепция права В. С. Нерсесянца: научное своеобразие и практическое значение // Философия права в России: история и современность: материалы третьих философско-правовых чтений памяти акад. В. С. Нерсесянца / отв. ред. В. Г. Графский. М., 2009.

8. Масловская Е. В., Масловский М. В. Социологические теории права // Социологический журнал. 2005. № 1.

9. Михайлов А. М. Сравнительное исследование философско-методологических оснований естественно-правовой и исторической школ правоведения: монография. М., 2013.

может быть религиозный метод, поскольку возрождение в обществе интереса к религии влечет и определенные правовые последствия, вплоть до применения норм канонического права в светской жизни. Подобные тенденции, следовательно, требуют и более глубокого изучения права в соотношении с религией.

Рассмотрев соотношение философии права и социологии права, следует отметить, что обе отрасли знаний не могут существовать друг без друга. Каждая из названных наук составляет определенное содержание другой, хотя и имеет только свой предмет научных изысканий. Целью же обеих отраслей является глубокое исследование права в обществе: его смысла и идейной сущности - в области философии права, конкретного содержания в статике и динамике фактических общественных отношений - в социологии права.

Bibliography

1. Weber M. «Objectivity» of socio-scientific and socio-political cognition // Selected works. Moscow, 1990.

2. Vyzhutovich V. Freedom or procedure: topic with the sociologist Leonty Byzov // Rossiyskaya gazeta. 2014. May 16.

3. Zhukov V. N. Philosophy and sociology of law: the experience of a pluralistic approach: monograph. Moscow, 2013.

4. Zorkin V. Economics and law // Rossiyskaya gazeta. 2014. May 22.

5. Kazimirchuk V. P., Kudryavtsev V. N. Modern sociology of law: textbook for higher educational establishment. Moscow, 1995.

6. Kozyrev G. I. Political sociology: tutorial. Moscow, 2013.

7. Lapaeva V. V. V. S. Nersesyants' libertarian concept of law: the originality of the scientific and practical significance // Philosophy of law in Russia: history and modernity: materials of the third philosophical and legal readings in memory of acad. V. S. Nersesyants/ ed. in chief V. G. Graf-sky. Moscow, 2009.

8. Maslovskaya E. V., Maslovskiy M. V. Sociological theory of law // Journal of sociology. 2005. № 1.

9. Mikhailov A. M. A comparative study of the philosophical and methodological foundations of natural law and historical schools of jurisprudence: monograph. Moscow, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.