Философия поступка М.М. Бахтина в контексте современности
Емелькина Ирина Владимировна,
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии, ФГБОУ ВО НИ «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» E-mail: [email protected]
Мочалов Евгений Владимирович,
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, ФГБОУ ВО НИ «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» E-mail: [email protected]
Грыжанкова Марина Юрьевна,
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, ФГБОУ ВО НИ «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу учения М.М. Бахтина о поступке, изложенного в его работе «К философии поступка». Особое внимание обращается на этические аспекты и на методологию исследования сложной, но остающейся актуальной проблемы индивидуального поступка. В статье отмечается, что М.М. Бахтин был не единственным российским философом, кто рассматривал данную проблему. Дополнительную актуальность статье придает тот факт, что «философия поступка» Бахтина разрабатывалась в ранний период его творчества. Его труд «К философии поступка» был подготовлен определенной социокультурной ситуацией. При анализе поступка Бахтин основывается на конкретном человеке, которого отличает прежде всего ответственность, а только затем рациональность. В нашем исследовании определяется значимость «философии поступка» М.М. Бахтина для современности, ценность которой не только в онтологичности бахтинской этики, но и в этизации категории «ответственного акта»; показана актуальность, незавершенность темы поступка для философии и этики; обоснована необходимость постоянного обращения к изучению «философии поступка» М.М. Бахтина.
Ключевые слова: онтологичность, поступок, ответственность, событие, бытие, содержание, долженствование.
Введение
Современный мир, в котором сосуществуют люди с различными ценностными и морально-психологическими установками нуждается в конструктивном диалоге. Особо остро встает проблема налаживания взаимопонимания в быстро меняющемся пространстве: мир сообщает новые импульсы развития социокультурной коммуникации.
В условиях кризиса личностной идентификации, кризиса человека и поступка напряженно встает вопрос создания новой парадигмы человеческого бытия. И концепция Бахтина в этом смысле уникальна, поскольку, во-первых, вопрос о бытии им решается с точки зрения укорененности в русской философии. Во-вторых, его система онтологии ориентирована на конкретного человека. Причины кризиса человека Бахтин видел в неумении вести диалог, выстраивать отношения; в закрытости и проблематичности сознания современного человека. Поэтому в современной действительности всем нам необходимо обратиться к собственному сознанию и его возможностям в плане реализации нравственного дискурса. Отдельные специалисты утверждают, что образ жизни современного человека в силу определенных причин затрудняет акты сознания. С точки зрения экзистенциализма и персонализма поступок прорастает в реальности как объект становления и основания бытия человека, реализующего через поступок ответственность и свободу выбора, прежде всего в собственном сознании.
Следует согласиться с мнением экспертов в области бахтинологии, что познавательный потенциал наследия Бахтина еще не раскрыт в полной мере. В последнее десятилетие интерес к его творчеству значительно возрос. Об этом же свидетельствуют уже имеющиеся научные изыскания: в области онтологии можно отметить исследования В.А. Махлина, В.А. Конева. Этические аспекты теории поступка представлены в трудах В.А. Махлина, Р.И. Александровой, О.В. Брейкина. Философские идеи рассмотрены В. Кулаковым, Н.К. Бонецкой и А.А. Гря-каловым. Целостное освещением или комплексное исследование антропологических аспектов трудов Бахтина дано В.Л. Махлиным, В.С. Библером, Е.А. Богатыревым, Н.К. Бонецкой, С.Г. Бочаровым, Е.В. Волковой, Л.А. Ми-кешиной.
Методы
В процессе подготовки статьи авторы опирались на мнения отечественных и зарубежных ученых - исследователей - бахтинистов, взгляды которых анализировались, сопоставлялись и обобщались. В качестве организационного метода выступил сравнительный подход. Полученные результаты интерпретировались при помощи методов: анализа, синтеза, сравнения. Экспертная оценка сводилась к роли метода обыденных интерпретаций. Интерпретация результатов проводилась с помощью структурного подхода. Применены принципы системного и комплексного подходов.
Михаил Михайлович Бахтин - философ, культуролог, гуманитарий XX века - один из мыслителей, интерес, к идеям которого не ослабевает, а усиливается в силу того, что им затрагивались фундаментальнейшие вопросы бытия.
со
I_
и см
Несмотря на его популярность в России и на Западе, творчество по-разному оценивается и интерпретируется бахтиноведами в силу разных причин: попытки исследовать изолированно те или иные аспекты, в силу того, что отдельные проблемы рассматриваются как вырванные из контекста [4, с. 1].
Сегодня в условиях существенных парадигмаль-ных изменений, когда в области философии и культуры ставится задача формирования основ «новой антропологии», «нового мышления». Общество испытывает необходимость в воспитании высоконравственной ответственной личности. Этим обусловлено обращение к «онтологизированной философии человека» Бахтина, которая отличается нестандартностью в интерпретации философии поступка как «поступающего», «причастного бытия».
Одна из работ Бахтина «К философии поступка» пользуется особой популярностью: её глубина и актуальность позволяют предположить, что мировоззренческое и эпистемологическое значение работы невозможно исчерпать. Современному человеку необходимо как можно чаще обращаться к её содержанию, учитывая, что специалисты именуют её не иначе как шедевром [3, с. 71].
Проблема индивидуального поступка, его этической составляющей в жизни конкретного человека, единственного и единого - это ключевые аспекты его труда «К философии поступка», определяющие его значимость. В работе подвергается рассмотрению и интерпретируется переживаемый мир человека. Ключевым её тезисом становится мысль о том, что жизнь человека может быть осознана как «событие», а не «бытие-данность». Поэтому можно сказать, что одной из задач Бахтина в этой работе было описание жизни человека и событийных аспектов его бытия (события-бытия). Феноменология мира поступка, по мнению Бахтина, способствует вскрытию и описанию онтологической структуры «бытия-события». «Бытие-событие» это ответственный поступок, в представлении философа. Понятие «поступок» - один из основополагающих терминов Бахтина среди других, таких как: «причастность бытию», «участное мышление», «ответственность», «событие -бытия»; способствующих созданию «события-бытия» в мире и подчеркивающих специфику бытия и поступка в бытии.
Философия, учение о человеке Бахтина - это система беспристрастного мира культуры и неповторимой личности, связывающая личность с миром, интерпретирующей собственный поступок в конкретной ситуации. Бахтин пишет: «Каждая мысль моя с её содержанием есть мой индивидуально ответственный поступок, из которого складывается моя единственная жизнь, моё сплошное поступление» [3, с. 8].
Посредством понятия «поступок» Бахтин акцентирует внимание на его нравственном содержании через понятие «долженствование». Бахтин убежден, что признание абстрактной нравственной нормы возможно только при условии ответственности за бытие. Только ответственность становится побуждающим условием к действию. Бахтиным используется понятие «единства двусторонней ответственности: и за своё содержание (специальная ответственность) и за своё бытие (нравственная)» [2, с. 8].
О единственности размышляли и рассуждают многие мыслители, но контекст этих рассуждений различен. Например, М. Штинер тоже вел речь о сознании себя Единственным в обществе, где единственный часть общества, но он не общество. В результате сложилась направленность на формирование закоренелого, нетерпи-
мого и радикального эгоиста, настроенного против всего человечного и человечности. Неудивительно, что западное общество сегодня охвачено индивидуализмом, отголоски которого мы наблюдаем и в своем российском обществе в виде распространения и утверждения эгоизма, более того, широкомасштабного эгоцентризма, очень опасного своей деструктивной направленностью. Но ещё более он серьезен тем, что многие сегодня поддаются действию культа эгоизма и утрачивают контроль над собой. Отдельные исследователи ведут речь об «эпидемии эгоизма», справиться с которой отдельному человеку самостоятельно уже сейчас и в перспективе будет проблематично.
Бахтин, объединивший конфликтом жизнь и культуру, подвел нас к мысли, что с точки зрения философии бытие это проявление позиции личности. Это ценностная позиция индивидуальной нравственной ответственности личности, выражающаяся в «абсолютном-себя-ис-ключении». Он концентрировал внимание на активном, деятельном начале субъекта: им выделена конституирующая основа поступка - отношение «я-другой». Вхождение человека в мир культуры, придание ему событийной определенности, предусматривает проявление деятельного начала субъекта.
Бахтин размышлял о персонально ориентированном образе жизни, единственности личности, но это не предполагало его одиночества или его сосредоточенности на себе, эгоистического способа жизни. По сути, он через другие темы выходит на проблему эгоизма, чрезвычайно актуальную для нашего времени.
Нельзя не согласиться с тем, что любой в обществе, находится в постоянном взаимодействии с самим собой, другими людьми. И здесь ключевую роль играет проявление наклонностей человека. Бахтин полагает, что эгоисту вообще неизвестно что такое любовь. По Бахтину, личностное «я» обретает конкретность «для другого» и в «другом». Причем в категории другого постигаются как пространственные, так и временные данности в мире. В категории другого постигается все, в том числе ценности и оценки: «Ценности бытия качественно определенной личности присущи только другому» [3, с. 180].
Через диалогизм Бахтин проводит идею изначальной бытийной связанности с другим, выражающуюся в полной ответственности за них. И сегодня тема ответственности - тема, которая как никогда важна для нашего общества. Длительное время у нас в процессе общественного развития сковывалась инициатива, активность, самостоятельность, вырабатывалась пассивность. Поэтому очевидно, если даже человек будет осознавать свою роль в процессе взаимоотношений, это станет фактором формирования активной, деятельной и ценностной направленности личности.
Бытие как событие в социальной укорененности бытия человека Бахтин трактовал как концептуальное ядро онтологической антропологии. Его концепции, идеи предопределили развитие общегуманитарной мысли конца XX - начала XXI века.
Каждый философ своеобразен. Уникальность Бахтина состояла не только в том, что он стремился построить «лучшую нравственную философию», но и стоически сохранял себя в области «долженствования» в жизни непростой, требующей невероятных усилий в каждый ответственный момент. Он, как святые учил философии поступка через свой образ жизни и действий.
Христос для Бахтина - «величайший символ активности», который «...жив и действенен в мире событий именно как отошедший из мира, его не-существовани-ем в мире мы живы и причастны ему, укрепляемы» [2, с. 19]. Он для нас пример ответственного «акта-поступ-
ка», в котором «максимально активно» и полностью осуществлена «единственность его места в бытии» [2, с. 19]. «Мир, откуда ушел Христос, - пишет философ, -уже не будет тем миром, где его никогда не было, он принципиально иной» [3, с. 19].
Необходимость мыслить себя «здесь и сейчас» как ответственного и совершающего то или иное действие исходит из того, что ответственность за наши действия предусматривает осознанность. Если этого не происходит, поступок будет формальностью.
Результаты исследования
Проанализировав идеи Бахтина, мы можем резюмировать следующее: онтология или философия поступка Бахтина созвучна взглядам на бытие человека в современной культуре. Философское сознание сегодня, как и в период возникновения идей Бахтина, пронизано антропологической проблематикой: жизнь, мир человека являются фокусом интереса гуманитариев.
Работа Бахтина «К философии поступка» актуальна и современна: она ориентирована на прояснение и обретение, весьма значимых «ответственных» форм мышления и практических навыков в условиях кардинальной модификации социального порядка.
Современные философы обращают внимание на то, что сегодня время особой ответственности, пришла пора восстанавливать утраченные представления и навыки нравственного ответственного поведения. Идеи Бахтинского «гуманитарного мышления» имеют непосредственное отношение к практическим нравственным действиям (в бахтинской онтологии речь идет о «поступающем» «причастном бытии»). В его исследованиях представлены новые инструменты для «обоснования культуры», позволяющие через мир жизни, мир человеческого действия, события, поступка преодолеть кризис и открыть большие возможности для человека. Философия поступка вбирает в себя индивидуальную и социальную составляющие в их сложности и противоречивости, отражает «архитектонику» человеческого бытия. Бахтин как философ создал свою онтологию и философию поступка. Как человек, собственной жизнью явил пример осуществления своей единственности в бытии. Он не перестает возбуждать внимание российских и западных ученых в области разных наук.
Заключение
Современное состояние моральности в обществе определяется специалистами как «постэтика». Оно возникло в результате деконструкции моральных ценностей. В этих условиях необходима интериоризация, которая возможна лишь на глубинном личностном уровне бытия через формирование персональной осознанности и ответственности человека за содержание норм и воплощение этого содержания в бытии. Благодаря этому человек приобретает целостность бытия. По Бахтину, человек - это персона, «живая ответственная личность», обладающая «участным сознанием». Только через «участное сознание» он может определить себя как человек нравственный, дифференцирующий нравственное и безнравственное и закрепляющий нравственное в бытии. Освоение нравственного опыта не может произойти автоматически и спонтанно: оно требует осознанных усилий, «участного мышления». Человек «участно мыслящий» не отступает от своего поступка, от продукта.
Онтология или «философия поступка» Бахтина основывается на поступке человека, исходным пунктом кото-
рого является «долженствование», а его источником -«участное сознание».
Таким образом, значимость проблематики, затрагиваемой в контексте «философии поступка» Бахтиным усилилась в нашем социуме в результате реформирования. В процессе чего наше общество вступило в период утраты целого ряда идеалов и ценностей, проявления равнодушия, мировоззренческой индифферентности. Данная проблематика имеет архиважное значение для последующего развития нашего российской действительности, формирования граждан Российской Федерации. Едва ли её можно решить без широкого социально-философского обсуждения, привлечения специалистов из различных областей обществоведения, лишь только совместными усилиями ученых, общества и каждого отдельного человека. Отдельный человек и его «Я» -это центр поступка, исходя из которого, и по отношению к которому мир приобретает единственность и ценностную окрашенность. Особая роль среди наук в этом принадлежит социальной философии, она дает установки и ориентиры, является отправной точкой для других наук. Не случайно Бахтин замечает, что в конфликте между жизнью и культурой место философии на стороне жизни, а интерпретация бытия в культуре как продолжении индивидуальной ответственности нравственной позиции личности.
Литература
1. Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура. URL: http://classica. rhga.ru /upload/iblock/f9f/26_ Averinzev.pdf (дата обращения 06.12.2022).
2. Бахтин М.М. Собр. соч. В 7 т. Т. 1. // Бахтин М.М. К философии поступка. - М.: Русские словари, 2003. - С. 7-68.
3. Матвеев П.Е Философия поступка М.М. Бахтина (опыт этической интерпретации) // Этическая мысль. - 2016. - Т. 16. - № 2. - С. 70-83.
4. Орлова А.В. Проблема ценности и оценки в философии М.М. Бахтина. - М.: МПГУ, 2003. - 20 с.
5. Штинер М. Единственный и его собственность. - М.: Рипол - классик, 2021. - 460 с.
6. Юхименко, С.А. Поступок как осуществление экзистенции 09.00.13 «Религиоведение, философская антропология, философия культуры»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / С.А. Юхименко, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет». - Санкт-Петербург, 2013. - 22 с.
PHILOSOPHY OF M.M. BAKHTIN'S ACT IN THE CONTEXT OF MODERNITY
Emelkina I.V., Mochalov E.V., Gryzhankova M. Yu.
National Research Ogarev Mordovia State University
The article is devoted to the analysis of M.M. Bakhtin's study about the act, set out in his work «Towards the Philosophy of the Action». Particular attention is paid to the ethical aspects and methodology of the study of a complex, but still relevant problem of individual action. The article notes that M.M. Bakhtin was not the only Russian philosopher who considered this problem. Additional relevance to the article is given by the fact that Bakhtin's «philosophy of action» was developed in the early period of his work. His work «Towards the Philosophy of Action» was prepared by a certain socio-cultural situation. When analyzing an act, Bakhtin is based on a specific of a person, who is distinguished primarily by responsibility, and only then by rationality. In our study, the significance of M.M. Bakhtin's «philosophy of action» for modernity is determined, the value of which is not only in the ontology of Bakhtin ethics, but also in the ethicization of the category of «responsible act»; the relevance, incompleteness of the problem of action for philosophy and ethics is
C3
о
u~
IE
0
1
—I
У
"О
IE
u~
shown; the need for constant reference to the study of M.M. Bakh-tin's «philosophy of action» is substantiated.
Keywords: ontology, action, responsibility, event, being, content, obligation.
References
1. Averintsev S.S. Bakhtin, laughter, Christian culture URL: http:// classica. rhga.ru /upload/iblock/f9f/26_Averinzev.pdf (accessed: 06.12.2022).
2. Bakhtin M.M. Bakhtin M.M. Collected works In 7 vols. Vol.1. // Bakhtin M.M. To the philosophy of action. - M.: Russian dictionaries, 2003. - P. 7-68.
3. .Matveev P.E. Philosophy of M.M. Bakhtin (the experience of ethical interpretation) // Ethical Thought. - 2016. - V.16. -No. 2. -P. 70-83.
4. Orlova A.V. The problem of value and evaluation in the philosophy of M.M. Bakhtin - M.: MSPU, 2003. - 20 p.
5. Shtiner M. The only one and his property. - M.: Ripol - classic, 2021. - 460 p.
6. Yukhimenko, S.A. An act as an implementation of existence/ 09.00.13 «Religious studies, philosophical anthropology, philosophy of culture»: abstract of the dissertation for the degree of candidate of philosophical sciences / S.A. Yukhimenko, St. Petersburg State University. - St. Petersburg, 2013. - 22 p.
CO ■_
u
CM