Научная статья на тему 'Категории ответственности и долженствования в философии личности М. М. Бахтина'

Категории ответственности и долженствования в философии личности М. М. Бахтина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
192
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЧНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ / ПОСТУПОК / ACT / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИР / THEORETICAL WORLD / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ДИАЛОГИЧНОСТЬ / DIALOGUE / ДРУГОЙ / OTHER / PERSONALITY / OBLIGATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Конторович Светлана Николаевна, Явкина Татьяна Анатольевна

Актуальность исследования определяется важностью и приоритетностью морально-этической проблематики в современном мире. В статье рассматриваются проблемы личности на основе анализа морально-этических категорий «долженствование» и «ответственность», используемых выдающимся отечественным мыслителем М. М. Бахтиным как важнейших понятий в философии поступка. В контексте идеи диалогичности М. М. Бахтина исследуются проблемы соотношения личности и «другого», где «другой» это тот, ради которого личность в поступке раскрывает себя как нравственное существо. Осуществлена экспликация глубокого смысла практической нравственной философии М. М. Бахтина, ориентирующей личность на верность этическим ценностям и идеалам нравственности. Определяется необходимость понимания личности через призму рефлексии поступка, через оценку жизни и отношения к миру через слово, идею, действие, остающихся важнейшим мерилом оценки бытия человека. На основе целостного представления о сущности поступка проводится анализ теории и практики в философии М. М. Бахтина как явлений, не всегда адекватно сопоставимых, поскольку ничто из мира теоретической мысли не может быть оправдано в поступке. В исследовании использован метод изучения первоисточников М. М. Бахтина, а также работ, посвященных анализу его философского творчества. Этот метод сочетается с герменевтическим методом, методами анализа, синтеза, обобщения, а также с трансцендентальным и аксиологическим методами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORIES OF RESPONSIBILITY AND OBLIGATION IN PERSONALITY PHILOSOPHY OF M. M. BAKHTIN

The relevance of the given study is determined by the importance and priority of moral and ethical issues in the modern world. The article considers problems of an individual on the basis of the analysis of moral and ethical categories «obligation» and «responsibility» used by the outstanding Russian thinker M. M. Bakhtin as the most important concepts in «the philosophy of the act». In the context of M. M. Bakhtin's idea of dialogism, the problems of the correlation of a person and the «other» are dealt with, where the «other» is the one for which the person reveals himself or herself as a moral being. The explication of the deep meaning of a practical moral philosophy of M. M. Bakhtin, orienting a person to the ethical values and ideals of morality is carried out. The necessity of understanding identity through the prism of reflection of an action, through assessment of life and relationship to the world through the word, the idea, the action, the remaining major criterion of evaluation of human existence is determined. On the basis of the comprehensive view of «the act» essence, the analysis of theory and practice in Bakhtin's philosophy is carried out as phenomena that are not always adequately comparable, since nothing in the world of theoretical thought can be justified in the act. The authors used a method of studying the primary sources by M. M. Bakhtin, as well as works devoted to the study of his philosophical legacy. This method is combined with the hermeneutic technique, methods of analysis, synthesis, generalization, as well as with transcendental and axiological methods.

Текст научной работы на тему «Категории ответственности и долженствования в философии личности М. М. Бахтина»

ISSN 2078-9823

УДК 171:140(470)«Бахтин»

С. Н. Конторович1, Т. А. Явкина2

'ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный

университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия,

e-mail: kontore@mail.ru

2ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный

университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия, e-mail: stayvmst@yandex.ru

КАТЕГОРИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ДОЛЖЕНСТВОВАНИя В ФИЛОСОФИИ ЛИЧНОСТИ М. М. БАХТИНА

Актуальность исследования определяется важностью и приоритетностью морально-этической проблематики в современном мире. В статье рассматриваются проблемы личности на основе анализа морально-этических категорий «долженствование» и «ответственность», используемых выдающимся отечественным мыслителем М. М. Бахтиным как важнейших понятий в философии поступка. В контексте идеи диалогичности М. М. Бахтина исследуются проблемы соотношения личности и «другого», где «другой» - это тот, ради которого личность в поступке раскрывает себя как нравственное существо.

Осуществлена экспликация глубокого смысла практической нравственной философии М. М. Бахтина, ориентирующей личность на верность этическим ценностям и идеалам нравственности Определяется необходимость понимания личности через призму рефлексии поступка, через оценку жизни и отношения к миру через слово, идею, действие, остающихся важнейшим мерилом оценки бытия человека. На основе целостного представления о сущности поступка проводится анализ теории и практики в философии М. М. Бахтина как явлений, не всегда адекватно сопоставимых, поскольку ничто из мира теоретической мысли не может быть оправдано в поступке.

В исследовании использован метод изучения первоисточников М. М. Бахтина, а также работ, посвященных анализу его философского творчества. Этот метод сочетается с герменевтическим методом, методами анализа, синтеза, обобщения, а также с трансцендентальным и аксиологическим методами.

Ключевые слова: личность, ответственность, долженствование, поступок, теоретический мир, нравственность, диалогичность, другой.

Для цитирования: Конторович С. Н., Явкина Т. А. Категории ответственности и долженствования в философии личности М. М. Бахтина // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования - 2017. - № 2. - С. 53-60.

S. N. Kontorovich, T. A. Yavkina2

1 Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia,

e-mail: kontore@mail.ru

2 Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia,

e-mail: stayvmst@yandex.ru

CATEGORIES OF RESPONSIBILITY AND OBLIGATION IN PERSONALITY PHILOSOPHY OF M. M. BAKHTIN

The relevance of the given study is determined by the importance and priority of moral and ethical issues in the modern world. The article considers problems of an individual on the basis

© Конторович С. Н., Явкина Т. А., 2017

of the analysis of moral and ethical categories «obligation» and «responsibility» used by the outstanding Russian thinker M. M. Bakhtin as the most important concepts in «the philosophy of the act». In the context ofM. M. Bakhtin's idea of dialogism, the problems of the correlation of a person and the «other» are dealt with, where the «other» is the one for which the person reveals himself or herself as a moral being.

The explication of the deep meaning of a practical moral philosophy of M. M. Bakhtin, orienting a person to the ethical values and ideals of morality is carried out. The necessity of understanding identity through the prism of reflection of an action, through assessment of life and relationship to the world through the word, the idea, the action, the remaining major criterion of evaluation of human existence is determined. On the basis of the comprehensive view of «the act» essence, the analysis of theory and practice in Bakhtin's philosophy is carried out as phenomena that are not always adequately comparable, since nothing in the world of theoretical thought can be justified in the act.

The authors used a method of studying the primary sources by M. M. Bakhtin, as well as works devoted to the study of his philosophical legacy This method is combined with the hermeneutic technique, methods of analysis, synthesis, generalization, as well as with transcendental and axiological methods.

Keywords: personality, responsibility, obligation, act, theoretical world, morality, dialogue, the other.

For citation: Kontorovich S. N., Yavkina T. A. Categories of responsibility and obligation in personality philosophy of M. M. Bakhtin, Gumanitarij: aktual'nyeproblemy gumanitarnojnauki i obrazovanija = Humanitarian : actual problems of the humanities and education, 2017, No. 2, P. 53-60.

Введение

Михаил Михайлович Бахтин - выдающийся мыслитель своего времени, оставивший богатое литературное наследие в области философии, этики, философии культуры. В работах он уделяет пристальное внимание морально-этическим проблемам, проблемам формирования и развития личности и понимания и анализа сущности поступка. В современном мире морально-этическая проблематика является достаточно актуальной и занимает в исследованиях различных мыслителей одно из приоритетных мест. В философии поступка М. М. Бахтина дается анализ этических категорий «долженствование» и «ответственность», с помощью которых автор исследует проблемы личности и поступка. Актуальность темы определяется и тем, что автор исследует проблему диалога. В контексте идеи диалогичности М. М. Бахтина личность в поступке раскрывает себя как нравственное существо в отношении «другого». Именно в диалоге раскрывается этическая сторона поступка личности.

Экспликация глубокого смысла практической нравственной философии М. М. Бахтина ориентирует личность на верность этическим ценностям и идеалам нравственности.

Исследование нравственной проблематики, а также таких важнейших морально-этических понятий М. М. Бахтина, как «ответственность» и «долженствование», «поступок», «диалогичность» и др., представлены трудами М. М. Бахтина: «К философии поступка», «Автор и герой в эстетической деятельности», «Человек у зеркала», «Искусство и ответственность». Анализ проблемы личности в философии М. М. Бахтина опирается на идеи С. Л. Братченко. Для исследования проблем поступка используются работы авторов: А. В. Кривошеевой, И. В. Пешкова, В. М. Стрельцовой. Проблемы моральной рефлексии, морально-этической стороны развития личности М. М. Бахтина исходят из идей Е. А. Курносиковой.

Постановка проблемы исследования предполагает рассмотрение философии

поступка через анализ этических категорий «долженствование» и «ответственность». Поступок в философии мыслителя - мерило ценностного бытия личности. М. М. Бахтин исследует поступок, акцентируя внимание на проблемах практической философии. Выявляя глубинную сущность поступка, мыслитель подчеркивает важность сопоставления теории и практики. По мнению М. М. Бахтина, ничто из мира теоретической мысли не может быть оправдано в поступке.

Цель исследования определена необходимостью понимания личности через призму рефлексии поступка, жизни и отношения к миру через слово, идею, действие, остающихся важнейшим мерилом оценки бытия человека. Для укорененности личности в бытии, для подтверждения ее существования необходимо совершение поступка. Рассматривается актуальность теории личности М. М. Бахтина, позволяющая понимать личность как уникальное, индивидуальное, целостное начало, отвечающее поступками за тот мир, к которому она и причастна, и в котором она живет.

Задачи исследования:

- исследовать проблему личности через призму рефлексии поступка, жизни и отношения к миру через слово, идею, действие;

- выявить глубинную сущность поступка, ориентируясь на важность сопоставления теории и практики, так как формальный мир теории не может быть оправдан в поступке;

- рассмотреть проблемы нравственной философии М. М. Бахтина через анализ этических категорий «долженствование» и «ответственность»;

- провести анализ проблемы диалогич-ности, выделив рассматриваемые в философии М. М. Бахтина стороны диалога, представленные им как «Я» - «Другой», «автор» - «герой», где в качестве «Я», «автор» и так далее выступает личность.

Методы

В исследовании использован метод изучения первоисточников М. М. Бахтина, а также работ, посвященных анализу его философского творчества. Этот метод сочетается с герменевтическим методом. С помощью метода изучения первоисточников и герменевтического исследованы морально-этические проблемы в философии М. М. Бахтина, а также такие важнейшие понятия, как «ответственность» и «долженствование», «поступок», «диалогичность» и др. Кроме того, в исследовании применены методы: анализа, синтеза, обобщения, а также трансцендентальный и аксиологический методы.

Результаты и обсуждение

Михаил Михайлович Бахтин - выдающийся мыслитель своего времени, оставивший богатое литературное наследие в области философии, этики, философии культуры. В работах «К философии поступка», «Автор и герой в эстетической деятельности», «Человек у зеркала», «Искусство и ответственность» он уделяет пристальное внимание проблемам формирования и развития личности. М. М. Бахтин не останавливается отдельно на ее детальном исследовании, тем не менее, она является одной из базовых категорий его философии. Мыслитель рассматривает личность через призму таких сложных понятий, как «поступок», «ответственность», «диалогичность» в соотношении с «Другим», «долженствование» и т. д.

М. М. Бахтин определяет личность не как отвлеченное, абстрактное понятие, а в соотношении с бытием «действительного человека», в соответствии со своей позицией, взглядом на мир и на самого себя через свое собственное существование, «ценностную позицию в каждом моменте жизни» [1, с. 163]. Она индивидуальна, неповторима, свободна и целостна. Личность не существует сама по себе, она - не простая онтологическая единица, она связана множеством отношений с социальным миром.

Активность и деятельность личности - ее неотъемлемые, жизненные атрибуты. Все многообразие социальной жизни пронизано нравственным содержанием, вне которого личность не может полноценно раскрывать истинный смыл своего бытия [4, с. 69].

Личность как активное, творящее начало, не существующее вне деятельности, раскрывается через поступок. По М. М. Бахтину, поступок - это ответственный способ отношения к миру, раскрывающийся через действие в мысли, деле; это соотношение возможности и действительности, где возможность - это то, что потенциально осуществимо, действительность -это бытие, обнаруживаемое через ряд событий при помощи активного начала -поступка. [6, с. 122]. Мыслитель определяет жизнь как поступок: «...Каждая мысль моя с ее содержанием есть мой индивидуально-ответственный поступок, один из поступков, из которых слагается вся моя единственная жизнь как сплошное поступление, ибо вся жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок: я поступаю всей своей жизнью, каждый отдельный акт и переживание есть момент моей жизни-поступления...» [2, с. 23].

Для укорененности личности в бытии, для подтверждения ее существования необходимо совершение поступка. Человек, по М. М. Бахтину, как бы соединяет бытие и сознание в своем поступке. Через так называемое поступающее и участное мышление подтверждается сопричастность к бытию [9]. Это основа для полноценного постижения личности, которая становится таковой только в понимании ее сущности через приобщенность к бытию в событии через поступок. Таким образом, только в поступке через событие раскрывается полнота и целостность личностного бытия [8].

Важной частью философского анализа М. М. Бахтиным поступка и личности является критика теоретизма. Теоретический мир - это мир, оторванный от поступка. М.

М. Бахтин в своей нравственной философии заявляет о том, что ни одна теория не может оправдать практики поступка, действия личности. Лишь в событии предстает подлинный облик личности [7, с. 8]. Мыслитель сопоставляет две стороны жизни человека - два мира: «Акт нашей деятельности, нашего переживания, как двуликий Янус, глядит в разные стороны: в объективное единство культурной области и в неповторимую единственность переживаемой жизни, но нет единого и единственного плана, где оба лика взаимно себя определяли бы по отношению к одному-единственному единству. Этим единственным единством и может быть только единственное событие свершаемого бытия, все теоретическое и эстетическое должно быть определено как момент его, конечно, уже не в теоретических и эстетических терминах. Акт должен обрести единый план, чтобы рефлектировать себя в обе стороны: в своем смысле и в своем бытии, обрести единство двусторонней ответственности и за свое содержание (специальная ответственность) и за свое бытие (нравственная), причем специальная ответственность должна быть приобщенным моментом единой и единственной нравственной ответственности» [2, с. 22].

В своей философии мыслитель настаивает на том, что ни этика, ни философия, ни наука - ничто из мира теоретической мысли, даже полагаясь на их авторитет, не может быть оправдано в поступке: пока мы в мире имманентного теоретизма, то нет смысла говорить о том, что все законы и принципы, весь этический кодекс человека явится свидетельством его морального поступка: «Вся почти критика теоретизма всецело распро-странима и на этические системы» [2, с. 34]. Как только «подпись поставлена» под документом, по М. М. Бахтину, то мы отвечаем за его содержание, но изложено оно не нами, мы лишь берем или не берем ответственность за него, иными словами, - за ту теорию, которая дана как исходное начало,

как точка отсчета для действия, поступка, но не является поводом для понимания ее как истинной морали. В своей работе «Автор и герой в эстетической деятельности» М. М. Бахтин рассматривает две стороны бытия человека: есть бытие автора, жизнь которого связана с теорией, раскрываясь через процесс выражение мысли о мире, и героя, который всецело принадлежит миру практики, миру познающего субъекта. В этом случае философия М. М. Бахтина настолько актуальна, что сразу же возникают примеры, служащие иллюстрацией его мысли вне времени и места. Так, определяя себя как высокоморальную личность, недостаточно писать и говорить о своей нравственной позиции, если она находится в отрыве от мира поступка, практики или если не свойственно принимать эту позицию как собственную, руководствоваться чужими мыслями, пустой теорией. Поскольку личность изначально не может замыкаться на том, что ей предписывает пустой формальный мир теории, ей необходимо обратиться к себе, чтобы самой ответить на вопрос, как она должна мыслить и поступать [5, с. 37]. Он продолжает свою мысль: «...Меня, действительно мыслящего и ответственного за акт моего мышления, нет в теоретически значимом суждении. Значимое теоретически суждение во всех своих моментах непроницаемо для моей индивидуально-ответственной активности. Какие бы моменты мы ни различали в теоретически значимом суждении: форму (категории синтеза) и содержание (материю, опытную и чувственную данность), предмет и содержание, значимость всех этих моментов совершенно непроницаема для момента индивидуального акта-поступка, мыслящего...». М. М. Бахтин подчеркивает, что «на все содержательно значимое может сойти долженствование, но ни одно теоретическое положение не содержит в своем содержании момента долженствования и не обосновывается им». Мыслитель утверждает,

что «...нет научного, эстетического и прочего долженствования, но нет и специально этического долженствования в смысле совокупности определенных содержательных норм.» [2, с. 24]. Таким образом, человек для его полноценного нравственного поступления руководствуется всегда своим собственным внутренним долженствованием, как говорит автор, «нудительным» началом.

Для М. М. Бахтина противоестественно рассуждать о нравственной стороне жизни человека, если в его поступке нет смысла и содержательного начала, обращенного к своей совести и ответственности. Если человек совершает поступок, то он должен отказаться от любого оправдания, он может выбрать для себя линию долженствования и ответственности, полагаясь на которые он ощутит необходимость поступать и отвечать сообразно принципам и нормам морали. В понятии «не-алиби в бытии» М. М. Бахтина сосредоточены ответственность за все свои поступки, за свою жизнь и онтологическая сопричастность к действительности [2, с. 53].

Поступок, по М. М. Бахтину, изначально ответственен: «.Ответственный поступок один преодолевает всякую гипотетичность, ведь ответственный поступок есть осуществление решения уже безысходно, непоправимо и невозвратно; поступок - последний итог, всесторонний окончательный вывод; поступок стягивает, соотносит и разрешает в едином и единственном и уже последнем контексте и смысл и факт, и общее и индивидуальное, и реальное и идеальное, ибо все входит в его ответственную мотивацию; в поступке выход из только возможности в единственность раз и навсегда.» [2, с. 34]. Итак, безусловным нравственным началом личности в поступке становится ответственность, через которую она (личность) как бы причастна к бытию в ситуации «не-алиби», т. е. когда личность не старается оправдать себя, а наоборот, находит возможность отвечать за все в своей жизни.

Особое место в философии поступка М. М. Бахтина занимает идея диалогич-ности. В социальном мире М. М. Бахтин обнаруживает формы бинарности жизни в постоянном взаимодействии субъектов, таковы взаимосвязи «Я» - «Другой», «автор» - «герой». Проблема соотношения личности в диалоге с «Другим» может рассматриваться через интерпретацию понятия «Другой»: «Другой» - это «...мой близкий, мой современник (социальное человечество), прошлое и будущее действительных людей (действительного исторического человечества)...» [2, с. 49]. Само становление личности уже подспудно содержит в себе «Другого», через него происходит процесс становления «Я»: «Не я смотрю изнутри своими глазами. а я смотрю на себя глазами мира, чужими глазами; я одержим другим. Из моих глаз глядят чужие глаза. я гляжу на себя глазами другого, оцениваю себя с точки зрения другого» [3, с. 240]. Это значит, что личности необходимо раскрыться через многообразие отношений с внешним миром: «Только я единственный во всем бытии я-для-себя и все остальные другие-для-меня - вот положение, вне которого для меня ничего ценностного нет и быть не может... с этого началось и вечно начинается какое бы то ни было событие для меня» [1, с. 120-121].

М. М. Бахтин подчеркивает, что у каждого свое понимание истины, свои представления о нормах, правилах, но у «Другого» есть также свои нормы, правила, представления. Мы не обязаны зависеть от правды кого-либо, но мы должны признавать ее. Исходя из понимания личности как нравственного субъекта, М. М. Бахтин продолжает свою мысль: «Есть нравственный субъект с определенной структурой (конечно, не психологической или физической), на которого и приходится положиться: он будет знать, что и когда окажется нравственно-должным, точнее говоря, вообще должным (ибо нет специально-нравствен-

ного долженствования)» [2, с. 24]. Выражая себя через поступок, личность в итоге направляет его на «Другого», который и выступает как важнейшее начало, позволяющее полноценно оценить личность, раскрывающую себя через поступок в отношении «Другого». При этом «Я» и «Другой» и представляют собой единство в сути поступления личности. Человек, проходя свой жизненный путь, по М. М. Бахтину, должен «быть из себя ответственно участным, утверждать свое нудительное действительное не-алиби в бытии», это означает, что личность обязана, должна отвечать не только за себя, но и за «другого», чьи интересы она не имеет права затронуть своими целями и потребностями. заключение

Таким образом, в теории личности и поступка М. М. Бахтина заложен глубокий смысл его нравственной философии. Мыслитель формировал новую философию - философию поступка, определяемую единством теоретического и практического в понимании действия человека, его поступления, его жизни. М. М. Бахтин раскрывает суть личностного постижения ответственности и долженствования в отношении с «Другим», где «Другой» - это тот, ради кого личность реализует себя и свое действие как действие нравственной личности. Онтология поступка М. М. Бахтина предполагает то, что каждая личность должна осознавать свое уникальное предназначение и то, сколь важно для нее при любых условиях, при любых обстоятельствах оставаться верной идеалам нравственности.

В современном мире понимание личности через призму рефлексии поступка, через оценку всей своей жизни и отношения к миру через слово, идею, действие остается важнейшим мерилом оценки бытия человека. Может ли человек ответить за свои деяния, если он не обращен к этому миру в своем лице через тех, кто находится рядом с ним, если его жизнь не является предметом

его ответственности перед этим миром? Примеры сострадания в истории - о них говорит сам мыслитель. Это образ Христа, который, как говорит автор, покинул мир и мир «уже не будет тем миром, где его никогда не было, он принципиально иной» [2, с.

31]. Теория личности М. М. Бахтина остается актуальной и по сей день, позволяя понимать личность как уникальное, индивидуальное, целостное начало, отвечающее своей позицией, всей своей жизнью за тот мир, к которому она причастна.

Библиографический список

1. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С. 9-192.

2. Бахтин М. М. К философии поступка // Человек в мире слова. - М. : Изд-во Российского университета, 1995. - С. 22-67.

3. Бахтин М. М. Человек у зеркала // Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб. : Азбука, 2000. - С. 240-241.

4. Братченко С. Л. Концепция личности: М. Бахтин и психология // М. М. Бахтин и философская культура ХХ века. Проблемы бахтинологии. - СПб., 1991. - Вып. 1, ч. 1. - С. 66-75.

5. Кривошеев А. В. Проблема этического долженствования поступка: контур теоретико-позна-ющего сознания // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 30 (245). - С. 37-41.

6. Курносикова Е. А. Моральная рефлексия М. М. Бахтина как особый феномен культуры // Интеграция образования. - 2006. - № 2. - С. 118-122.

7. Пешков И. В. М. М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. - М. : Лабиринт, 1996. - 176 с.

8. Сомкин А. А. Философия «ответственной личности» М. М. Бахтина // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2013, № 1(21). - С. 69-77.

9. Стрельцова В. М. Человеческий поступок как предмет философской онтологии [Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: http://psibook.com/philosophy/chelovecheskiy-postupok-kak-predmet-filosofskoy-ontologii.htm.l.

References

1. Bahtin M. M. Avtor i geroj v jesteticheskoj dejatel'nosti (Author and Hero in Aesthetic Activity), Jestetika slovesnogo tvorchestva, Moskow, 1979, P. 9-192. (In Russ.)

2. Bahtin M. M. K filosofii postupka (To the Philosophy of the Action), Chelovek v mire slova, Moskow, 1995, P. 22-67. (In Russ.)

3. Bahtin M. M. Chelovek u zerkala (Human at the Mirror), Avtor i geroj: K filosofskim osnovam gumanitarnyh nauk, Saint Petersburg, 2000, P. 240-241. (In Russ.)

4. Bratchenko P. L. Koncepcija lichnosti: M. Bahtin i psihologija (The Concept of Personality: M. Bakhtin and Psychology), M. M. Bahtin i filosofskaja kul'tura ХХ veka. Problemy bahtinologii, Saint Petersburg, 1991, Vyp. 1, ch. 1, P. 66-75. (In Russ.)

5. Krivosheev A. V. Problema jeticheskogo dolzhenstvovanija postupka: kontur teoretiko-poznajushhego soznanija (The Problem of the Ethical Necessity of the Action: the Contour of the Theoretical and Cognizing Consciousness), Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011, No. 30 (245), P. 37-41. (In Russ.)

6. Kurnosikova E. A. Moral'naja refleksija M. M. Bahtina kak osobyj fenomen kul'tury (Bakhtin's Moral Reflection as a Special Phenomenon of Culture), Integracija obrazovanija, 2006, No. 2, P. 118-122. (In Russ.)

7. Peshkov I. V. M. M. Bahtin: ot filosofii postupka k ritorike postupka (M. M. Bakhtin: from the Philosophy of the Action to the Rhetoric of Action), Moskow, 1996, 176 p. (In Russ.)

8. Somkin A. A. Filosofija «otvetstvennoj lichnosti» M. M. Bahtina (The Philosophy of the «Responsible Person» of M. M. Bakhtin), Gumanitarij : aktual'nyeproblemy gumanitarnoj nauki i obrazovanija, 2013, No. 1(21), P. 69-77. (In Russ.)

Strel'cova V. M. Chelovecheskij postupok kak predmet filosofskoj ontologii (The Human Act as a Subject of Philosophical Ontology) [Jelektronnyj resurs], 2008, URL: http://psibook.com/ philosophy/chelovecheskiy-postupok-kak-predmet-filosofskoy-ontologii.htm.l. (In Russ.)

Поступила в редакцию 20 ноября 2016 г.

Сведения об авторах

Конторович Светлана Николаевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: проблемы социальной нетерпимости, вопросы методологии естественнонаучного и технического знания. Автор более 40 научных и учебно-методических работ. ORCID http:// orcid.org/0000-0002-1472-112X.

Тел.: 89271759562

E-mail: kontore@mail.ru

явкина Татьяна Анатольевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: проблемы определения эффективности духовного производства, духовное развитие и ценности современного общества. Автор более 30 научных и учебно-методических публикаций. ORCID http://orcid.org/0000-0002-2979-2553.

Тел.: 89876924657

E-mail: stayvmst@yandex.ru

About the authors

Kontorovich Svetlana N. - candidate of philosophical sciences, associate professor of department of philosophy of Ogarev Mordovia State University. Research interests: problems of social intolerance, methodology of science and technical knowledge. The author has more than 40 scientific and methodical works. ORCID http://orcid.org/0000-0002-1472-112X.

Tel.: 89271759562

E-mail: kontore@mail.ru

Yavkina Tatiana a. - candidate of philosophical sciences, associate professor of department of philosophy of Ogarev Mordovia State University. Research interests: problems of determining the effectiveness of the spiritual production, spiritual development and values of modern society. The author has more than 30 scientific and educational publication. ORCID http://orcid.org/0000-0002-2979-2553.

Те1: 89876924657

E-mail: stayvmst@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.