циклического развития мировой политиче- целях определения наиболее оптимальных ской системы и политических систем от- моделей международного сотрудничества и дельных государств весьма продуктивно в прогнозирования их дальнейшего развития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Валлерстайн И. Миросистемный анализ : введение / И. Валлерстайн ; пер. с англ. Н. Тю-киной. — М. : Территория будущего, 2006. — 247 с.
2. Виногродский Б. Б. Логика управленческой мысли по трактату Сунь-цзы «Искусство Войны* [Электронный ресурс] / Б. Б. Виногродский. — Режим доступа: http://www.bronislav.ru/
stat/115. — Загл. с экрана.
3. Виногродский Б. Б. Об устройстве потока времени : циклы, их разновидности [Электронный ресурс] / Б. Б. Виногродский. — Режим доступа: http://www.bronislav.ru/events. — Загл. с экрана.
4. Виногродский Б. Б. Социум и прогнозы [Электронный ресурс] / Б. Б. Виногродский. — Режим доступа: http://www.bronislav.ru/stat/38. — Загл. с экрана.
5. Кондратьев Н. Д. Избранные сочинения / Н. Д. Кондратьев. — М. : Экономика, 1993. - 543 с.
6. Логинов А. В. Социальная политика современной России в контексте цикличности политического процесса : монография / А. В. Логинов. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. — 320 с.
7. Пантин В. И. Волны и циклы социального развития : Цивилизационная динамика и процессы модернизации / В. И. Пантин. — М. : Наука, 2004. — 246 с.
8. Пантин В. И. Философия исторического прогнозирования : ритмы истории и перспективы мирового развития в первой половине XXI века / В. И. Пантин, В. В. Лапкин. — Дубна : Феникс*, 2006. - 448 с.
9. Передача «Будущее где-то рядом» с А. Неклессой и Б. Виногродским. 4Мир как Книга Перемен» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bronislav.ru/events. — Загл. с экрана.
10. Прнгожин И. Порядок из хаоса : Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс ; пер. с англ. Ю. А. Данилова. — М. : Прогресс, 1986. — 431 с.
11. Тоффлер Э. Метаморфозы власти : знание, богатство и сила на пороге XXI века / Э. Тоффлер ; пер. с англ. В. В. Белокосков [и др.]. — М. : ACT, 2009. — 672 с.
12. Шпенглер О. Закат Европы : Очерки морфологии мировой истории : в 2 т. Т. 1 : Геш-тальт и действительность / О. Шпенглер ; пер. с нем., вступ. ст. и прим. К. А. Свасьяна. — М. : Мысль, 1998. - 672 с.
Поступила 08.07.10.
ФИЛОСОФИЯ политики
Н. С. Савкин
В статье раскрываются сущность философии политики, ее основные функции и роль в выработке правильной политической стратегии. Особому анализу подвергся такой раздел философии политики, как политическая праксеология, связанная непосредственно с реальной современной политикой страны.
Политика — от греческого слова роИ-^ке, означающее деятельность по руководству государством. Она включает в себя деятельность органов государственной власти, партий, общественных объединений по управлению внутригосударственными и международными делами, а также характер
чьего-либо поведения по отношению к другим людям.
С точки зрения философии движущей силой политики является интерес. В неизменно изменяющемся мире политика есть инструмент изменения всего и вся во имя интереса. «И так — вчера, сегодня, завтра,
О Н. С. Савкин, 2010
во веки веков» (В. В. Ильин) [6; 7]. Для теоретического обоснования своих целей, задач, благопристойного характера действий, мероприятий политика создает свою аналитику и критику, формируя междисциплинарную идеологию — философию политики.
Философия политики
Это раздел прикладной философии (некоторые рассматривают ее как отдельную науку [5]), раскрывающий «...наиболее общие основания и возможности политики, соотношение в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерациональ-ного» [9, с. 7]. Ее интересуют причинно-следственные связи политики, власти и народа, государства и гражданского общества, соотношение свободы, справедливости, равенства и власти.
В отличие от политологии, которая изучает взаимодействие власти во всех ее проявлениях (история и теория власти, политические институты и их действия, экономические и социальные функции правительства, распределение власти и взаимодействие центрального, регионального и местного правительства, взаимодействие политических партий, групп, объединений, международная политика), философия политики решает более общие фундаментальные проблемы: какой политический режим, какая система власти соответствуют природе и сущности человека, какая из них более эффективна с точки зрения развития человека, какова объективная реальность государства и власти, которая не может быть отменена по желанию, пристрастиям, интересам, общественному сознанию людей, каковы пределы свободы воли, не угрожающие распаду общества.
А. С. Панарин предлагает выделять в философии политики четыре раздела: а) политическую онтологию; б) политическую антропологию; в) политическую праксеоло-гию; г) политическую эпистемологию [9, с. 7]. В соответствии со значением этих философских понятий можно представить, что изучает каждый их этих разделов философии политики:
1) политическая онтология изучает бытие власти, ее возможности преобразований в обществе, созидательные потенции, функции;
2) политическая антропология —
роль человека в политике, возможности политической самореализации индивида, испытание властью, специфику мотивации, целе-
полагания. Иначе говоря, политическая антропология исследует, что человек может изменить с помощью власти и политики, как может реализовать себя, что дает ему эта власть и что он может дать другим, обществу;
3) политическая праксеология —
действия, поступки в политике, реализация власти во взаимодействии с гражданами. Это не только действия индивида в политике, но и деятельность масс в политике. Одно дело, когда «народ безмолвствует», пассивен в политике, другое дело — внимательно следит за деятельностью власть имущих и немедленно реагирует своими действиями (забастовки, стачки, выступления, демонстрации), внося заметные коррективы, изменения, как бы подправляя, координируя действия власти.
Поэтому очевидно, что политику «делают» не только политики, обладающие властными функциями, но и масса, если она активна, осознает свои права и обязанности и «поступает». Не случайно сказано: каждый народ заслуживает своего правительства. Г. В. Ф. Гегель писал: «Каждый народ обладает... государственным устройством, которое ему впору и подходит ему» [4, с. 229]. Это надо понимать так, что именно уровень социальной зрелости и социальной активности масс обусловливает в конечном счете характер и направленность проводимой в стране политики;
4) политическая эпистемология — это и есть философия политики в собственном, узком, смысле слова, т. е. исследование соотношения в политике и функционировании власти рационального и иррационального, действительного и возможного, аналитического и интуитивного. Когда говорят, что политика есть искусство возможного, то пытаются вывести политическую деятельность за пределы познаваемого, логического, аналитического в область иррационального, интуитивного, случайного. Это неверно. Искусство возможного — это метафора, образное выражение, подчеркивающее наличие в политике элемента непредсказуемого из-за множества факторов, социальных сил, явлений, участвующих в политическом процессе.
Исходя из кратко изложенного из теории философии власти рассмотрим действительность нашей России с точки зрения реализации политики, т. е. с политической праксеологии как одного из важнейших разделов философии политики. Можно отметить, что в настоящее время повсеместно, в центре и регионах, массы людей
слабо реагируют на политические действия власти. Народ в основном, как и при Пушкине, «безмолвствует», не хочет брать на себя ответственность власти. Из Конституции РФ следует, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако свои властные функции, возложенные на него Конституцией, он полностью передал административной номенклатуре. А свой протест или недовольство (т. е. участие в политике) выражает глухо, пассивно, например, слабой явкой на выборы.
Однажды студентам был задан вопрос: что такое демократия? Они отвечают: Ну это легкий вопрос, демократия — это власть народа.
~ А в чем и как она реализуется?
Ответ: Во всенародном выборе Президента, депутатов Госдумы, региональных парламентариев.
— А если Президент, Госдума или региональный парламент не решают ваших проблем или затягивают их решение, как вы, часть народа, можете «осуществить свою власть непосредственно»? Ответа не последовало. То же происходит и с народными массами.
В Германии, Греции, Франции народные массы (студенты, рабочие, профсоюзы) информированы не только о действующих законах, но и об обсуждаемых в Парламенте, и своими массовыми выступлениями вносят определенные коррективы в законодательство. Это и есть одно из проявлений демократии.
Разумеется, протестные выступления имеют место и в нашей стране. Так, по данным МВД России, в 2009 г. были 30 тыс. массовых мероприятий с участием 5,5 млн чел., а в ходе 2,5 тыс. акций выдвигались политические требования. 56 раз граждане блокировали автодороги, а всего на несанкционированные мероприятия выходили более 20 тыс. чел. Первый замглавы МВД М. Суходольский не исключает роста числа массовых акций в связи с «...текущей экономической ситуацией». Как отметил Президент РФ Д. Медведев, одной из самых сложных проблем в стране остается безработица. Только официально безработными числятся 2,2 млн россиян [1, с. 2]. Нельзя оценивать подобные акции как «раскачивание лодки». Это естественное конституционное право граждан, одновременно форма участия в политике и одно из проявлений демократии.
В связи с этим вспоминаются слова вы-
дающегося революционера XIX в. М. А. Бакунина (1814 — 1876), который ратовал за организацию самого народа снизу вверх путем самостоятельных и свободных соединений и помимо всякой официальной опеки. Он был убежден, что народ способен самоорганизоваться, поэтому стоял «...за вольный братский союз вольных производительных ассоциаций, общин и областных федераций» [3, с. 387, 511]. С тех пор прошло более 140 лет, но, вероятно, «убеждения» М. А. Бакунина остались нереализованной несбыточной мечтой (хотя прецедент имеет место: в поселке Ласкино Гурьевского района Калининградской области инициативная группа создает Совет жителей поселка для решения проблем жилищно-коммунального хозяйства).
В. В. Ильин, анализируя современную политическую ситуацию в России, то и дело сам себе задает вопросы: почему? Почему Запад инновационен, а Россия идет по пути модернизации догоняющего типа? Почему энтелехия движения на Западе — внутри-персональная мотивация и стимуляция, а у нас — веления власти, нажим, интервенция государства. Так было при Петре, при монархии, большевиках. Так остается при «либерал-демократах». И отвечает: потому что Запад демократичен, обеспечивает простор вовлечения, участия, инициативы, самоорганизации снизу [6, с. 237].
Ответ правилен, но не раскрывает первопричин, корней, конечной детерминанты важнейшей ситуации, поэтому вслед за первыми «почему» могут последовать и другие: а почему Запад «демократичен» и «обеспечивает простор вовлечения»?. На этот вопрос по-своему ответил Л. Н. Толстой. Рассматривая движение человечества и причины исторического развития, он пришел к выводу, что движущей силой этого развития являются ум человеческий, разум и свобода. В работе «Философия истории», в «Войне и мире» (эпилог) он характеризует исторический процесс как «проявление свободы человека» и «разума». «Для истории признание свободы людей как силы, могущей влиять на исторические события... есть то же, что для астрономии признание свободной силы движения небесных тел»
ни.
Чтобы ответить на множество других вопросов, связанных с философией политики России, нужно вспомнить всю историю России и ее географическое положение: Россия — евразийская, буферная страна, испытывающая в течение всей своей истории давление (военное, экономическое, полити-
ческое) как с Запада, так и с Востока. Занимая промежуточное географическое положение между Европой и Азией, ей приходилось сдерживать натиск с той и другой стороны. Сохранение суверенитета требовало борьбы на два фронта. Россия оставалась достаточно сильной, чтобы противостоять напору с Запада и захвату с Востока.
Взаимодействие культур Европы и Азии через Россию оригинально отметил В. О. Ключевский: «Исторически Россия... не Азия, но географически она не совсем Европа. Это переходная страна, посредница между двумя мирами. Культура неразрывно связала ее с Европой, но природа наложила на нее особенности и влияния, которые всегда влекли ее к Азии, или в нее влекли Азию» [8, с. 65]. В итоге буферное географическое положение России сформировало ей своеобразный евразийский менталитет в сфере философии политики:
— отсутствие опыта собственничества для всех (монгольское влияние: вся земля — хана);
— необходимость сильной власти для обеспечения существования в конфликтной геополитической среде обитания;
— тяготение к авторитарному типу социума;
— долгая враждебность к городской культуре (в результате — замедленная урбанизация);
— формирование идеи неприкосновенности личности и др.
Другой важнейший аспект политической праксеологии — действия и поступки в политике, реализация власти во взаимодействии с гражданами, политическая воля и политическая активность власть имущих. Если иметь в виду некоторые характеристики действующей власти, неизбежно всплывают очевидные неэффективности:
— отсутствие хорошо отлаженных рычагов обратных связей;
— бесправие народа — наследуемость власти (Брежнев — Черненко, Ельцин — Путин). «Любое правительство, знающее, что в любой момент оно может быть смещено, стремится понравиться избирателям» [7, с. 111]. В нашем же случае никаких рычагов снять или повлиять на деятельность Правительства народ не имеет;
— Парламент практически монопартиен, поэтому заниматься оздоровлением, усовер--шенствованием Правительства не способен. Многопартийность оказалась малоэффек-
тивной, и воспринимается многими как инструмент «политической трескотни»;
— чрезмерное разрастание бюрократического аппарата: по законам Паркинсона, на определенном этапе своего прироста он начинает работать на себя [10, с. 13];
— отсутствие политической воли: принимаются хорошие проекты, объявляются реформы, мероприятия, а реализуются они крайне медленно и не в полном объеме. Наблюдается своеобразная имитация активности, а не сама активность, нежелание или неумение употребить власть и др.
В качестве иллюстрации можно привести борьбу с коррупцией, о которой много говорят и пишут, но результативность ее незначительна. А ведь примеров положительного решения этой проблемы множество: Финляндия, Швеция, Китай, Сингапур и др. Так, по уровню коррупции в рейтинге «Трансперенси Интернешнл» за 2009 г. Сингапур занял 3-е место, уступив по «чистоте чиновничьих рук» лишь Новой Зеландии и Дании. Место России — 146-е.
В своей книге «Сингапурская история: из „третьего мира"» Ли Куан Ю, бывший премьером страны на протяжении более 30 лет, пишет, что прежде всего, «...мы решили сосредоточить внимание Бюро по расследованию коррупции на крупных взяточниках в высших эшелонах власти. В 10 раз (до 100 тыс. сингапурских долларов) был увеличен штраф за коррупцию, разрешена конфискация левых доходов. Одновременно были установлены высокие заработные платы чиновников и судей. В итоге — воровать стали бояться все. Каждый чиновник здесь знает: он и его дети будут обеспечены только честной работой. Если же оступишься — в обществе на тебе поставят крест» [2, с. 8].
Таким образом, можно прийти к выводу, что два важнейших сегмента политической праксеологии — «поступки в политике власти» и «деятельность масс в политике» — не образуют единства действий. Поэтому политически и нравственно единой страны нет, чиновники и народные массы живут в разных государствах, понятия «демократия», «свобода», «справедливость» означают для них разное. Опубликованные недавно данные исследования «Левада-Центра» свидетельствуют о нарастающем отчуждении россиян от власти и о том, что упало ощущение солидарности народа с действиями властей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. АиФ. - 2010. - № 7. - 17-23 февр.
2. АиФ. - 2010. - № 8. - 24 февр. - 2 марта.
3. Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика / М. А. Бакунин. — М. : Правда, 1989. - 622 с.
4. Гегель Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель // Г. В. Ф. Гегель. Сочинения : в 14 т. / Г. В. Ф. Гегель. - М. ; Л. : Соцэкгиз, 1935. - Т. 7. - 427 с.
5. Гобозов И. А. Философия политики / И. А. Гобозов. — М. : Новая шк., 1998. - 424 с.
6. Ильин В. В. Мир Globo : Вариант России / В. В. Ильин. - Калуга : Полиграф-Информ, 2007. - 252 с.
7. Ильин В. В. Россия в сообществе мировых цивилизаций / В. В. Ильин. — М. : КДУ, 2009. - 200 с.
8. Ключевский В. О. Собр. соч. : в 9 т. / В. О. Ключевский ; ред. В. Я. Янин. - М. : Мысль, 1987. - Т. 1. - 430 с.
9. Панарин А. С. Философия политики / А. С. Панарин. — М. : Новая шк., 1996. — 427с.
10. Паркинсон С. Н. Законы Паркинсона : сб. / С. Н. Паркинсон. - М. : Прогресс, 1989. - 448 с.
11. Толстой Л. Н. Война и мир : роман : в 2 т. / Л. Н. Толстой ; сост. С. Г. Бочаров ; Ин-т «Открытое о-во». — М. : Слово / Slovo, 1999. — Т. 2. — 662 с.
Поступила 12.07.10.
СИСТЕМНО-ЦИКЛИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
А. В. Логинов
В статье предложена схема исследования политического процесса с применением системно-циклической концепции, ориентированной на нахождение причинно-следственных внутрисистемных связей. Выделение данных связей носит не произвольный характер, а определяется логикой развития живых систем. Данному фактору уделяется крайне мало внимания в моделях системного типа, развитых в русле кибернетической традиции.
Принимая во внимание циклическую логику развития политической системы, необходимо понимать, что в каждый момент времени в системе происходят изменения ее подсистем. В зависимости от текущего цикла (от состояния энергии в цикле) происходит ослабление одних подсистем и усиление других. Учитывая, что любая система стремится к балансу своих подсистем, идеальным состоянием будет считаться состояние динамического равновесия. В таком состоянии политическая система эволюционирует достаточно органично, без заметных пере-
грузок. В таких условиях действия акторов имеют большее соответствие природным процессам. Основной исследовательской задачей являются выделение данных подсистем, оценка их «силы» в текущий момент времени, дальнейшая их балансировка внутри ситуации (т. е. внутри текущего цикла). Представленная древнекитайской традицией концепция «пяти движений» (с кит. у-син) определяет не только содержательное наполнение каждого из пяти выделенных циклов, но и совокупность подсистем политической системы [2].
© А. В. Логинов, 2010