Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ ПЕССИМИЗМА'

ФИЛОСОФИЯ ПЕССИМИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
441
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕССИМИЗМ / ФИЛОСОФИЯ / ИСТОРИЯ / ОПТИМИЗМ / СМЫСЛ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бызов Е.С.

В настоящее время большую популярность получил пессимизм, то есть негативный взгляд на жизнь. Мало кто знает, что первые мысли о таком мировоззрении начали появляться еще в Древней Греции, а уже затем получили широкое распространение благодаря трудам множества философов. Каждый из них вносил в понятие пессимизма что-то новое, уникальное, трактовал его по-своему. В наше время пессимистами принято называть людей, осознающих и принимающих тленность бытия, однако, можно сказать, что они смотрят на мир объективно, видят его неидеальность, и именно поэтому с помощью своей воли могут решить многие возникающие проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHY OF PESSIMISM

Currently, pessimism, that is, a negative view of life, has become very popular. Few people know that the first thoughts about such a worldview began to appear in ancient Greece, and only then became widespread thanks to the works of many philosophers. Each of them introduced something new, unique into the concept of pessimism, interpreted it in his own way. Nowadays, it is customary to call pessimists people who are aware of and accept the corruptibility of being, however, we can say that they look at the world objectively, see its imperfection, and that is why they can solve many problems with the help of their will.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ ПЕССИМИЗМА»

ФИЛОСОФИЯ ПЕССИМИЗМА

Е.С. Бызов, студент

Череповецкий государственный университет (Россия, г. Череповец)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-5-1-81-83

Аннотация. В настоящее время большую популярность получил пессимизм, то есть негативный взгляд на жизнь. Мало кто знает, что первые мысли о таком мировоззрении начали появляться еще в Древней Греции, а уже затем получили широкое распространение благодаря трудам множества философов. Каждый из них вносил в понятие пессимизма что-то новое, уникальное, трактовал его по-своему. В наше время пессимистами принято называть людей, осознающих и принимающих тленность бытия, однако, можно сказать, что они смотрят на мир объективно, видят его неидеальность, и именно поэтому с помощью своей воли могут решить многие возникающие проблемы. Ключевые слова: пессимизм, философия, история, оптимизм, смысл жизни.

Все слышали фразу: «Нужно на всё смотреть с оптимизмом!», когда сталкивались с трудностями. Культура диктует людям: «Нужно быть жизнерадостным и веселым», а того, кто не следует этой установке, называют пессимистом. С пессимизмом ассоциируется всё мрачное, печальное, безнадежное. В обыденном представлении пессимизм - это негативный взгляд на жизнь, с которым нужно бороться, но философия пессимизма на самом деле немного о другом. Центральная идея этой философии в том, что в мире больше неудовольствия, чем удовольствия, однако это не означает того, что жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой. Какие варианты справляться с несовершенством мира предлагают нам философы-пессимисты и всё ли так мрачно?

Первым пессимистом можно назвать древнегреческого историка и философа Гесиода, его пессимизм относится к человеческой истории. В поэме «Труды и дни» он рассказывает миф о пяти веках. Речь в нем идет о пяти поколениях людей: золотом, серебряном, медном, героическом и железном. Люди золотого века были подобны богам, вели блаженную жизнь, не зная старости, болезней и горя. Земля дарила золотым людям свои щедрые плоды, большую часть жизни они пировали, а когда приходило время умирать, их смерть была тихой и спокойной, как сон. Люди серебряного века уступали по силе золо-

тым - первые сто лет жизни они проводили в младенчестве, и только потом взрослели. Повзрослев, они часто вступали в конфликты из-за буйного и дерзкого нрава. Серебряные люди стали меньше почитать богов, за что Зевс их и истребил - так закончился серебряный век. Третье поколение - медное. Оно оказалось еще более жестоким, чем предыдущие, но таким же могучим. Медные люди были исполинского роста и обладали необычайной силой. Из меди они делали орудия труда и оружие. Медные люди истребили друг друга сами в постоянных войнах и сошли в Аид. Поколение героев хоть и было благороднее людей медного века, но тоже не научилось мирно жить. Это поколение стало последним, которое Гесиод наделил божественными чертами. Наконец, пятое поколение, поколение людей - люди последнего, железного века, хоть и трудятся целыми днями, но боги к ним не благосклонны, посылают им все новые и новые испытания. У железных людей много недостатков - они не уважают старших, не знают, что такое верность и любовь. В железном веке царят неправда, зависть и злоба. На основе поэмы Гесиода сформировался такой подход к истории, который сегодня называют «мифом о золотом веке» - прекрасном времени в прошлом, после которого что-то пошло не так, а дальше будет только хуже, и в итоге придет конец света, поэтому этот миф еще называют эс-

хатологическим. Пессимизм Гесиода противостоит оптимистичному прогрессизму - вере в развитие общества от простого к сложному, от дикости к цивилизации. Эта концепция активно развивалась в XVIII веке, но не все были с ней согласны.

Во второй половине XVIII века идея прогрессивного развития стала господствующей в европейской философии и науке, но французский философ Жан-Жак Руссо этих взглядов не разделял. В трактате «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», он описывает два основных состояниях человечества - первоначальное, дикое и более позднее, цивилизованное. При это цивилизованное состояние по Руссо ничуть не лучше, чем естественное. На пути от естественного состояния к цивилизованному человечество прошло несколько этапов. Первым событием, которое отдалило общество от первоначального состояния, было появление семьи и собственности. После этого люди научились обрабатывать железо, из-за чего начало развиваться земледелие. Обработанную землю делили между собой - так возникла частная собственность и закончилось равенство, появились богатые и бедные. Богатые порабощали бедных, из-за чего те становились еще беднее и в отчаянии шли на грабежи и насилие. Как писал Руссо, «нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны». Появление государств и законов закончило эту войну, но вместе с этим неравенство и угнетение стали частью незыблемого права. Руссо заключает: «Цивилизация принесла обществу не благо, а множество проблем, например, рабство и нищету».

Другой философ-пессимист, Артур Шопенгауэр, говорил уже не столько об истории, сколько о бытии вообще. Шопенгауэр предлагает посмотреть на мир с двух позиций - мир как воля, и мир как представление. Согласно философии Шопенгауэра, наши представления о мире лишь скрывают его истинную суть и создают дистанцию между человеком и бытием. Представление - это всего-навсего отражение реальности в нашем сознании, оно порождает оптимизм, ведь человек создает удобное для него видение, чтобы не испы-

тывать дискомфорт от бытия. Подлинное основание бытия - это иррациональная воля. Её невозможно описать в понятиях, это сложное сплетение чувств, которое ощущается интуитивно.

Лучшая иллюстрация пессимизма Шопенгауэра - это роман «Процесс» немецкого писателя Франца Кафки. В нем герой не знает, за что ему выносят приговор, при этом каждый шаг героя еще больше приближает его к казни, а он ничего не может с этим сделать.

Позже эти идеи будут развивать философы-экзистенциалисты, например, Аль-бер Камю задавался вопросом: «Стоит ли жизнь труда быть прожитой?» В своем философском эссе «Миф о Сизифе» Камю сравнивает обычного человека с Сизифом, который катит огромный камень в гору, но как только он достигает вершины, камень снова скатывается к подножию. Когда Сизиф понимает безвыходность своего положения, он не убивает себя, не капитулирует перед бессмысленностью бытия, а продолжает катить камень вновь и вновь. Сизиф смирился с абсурдом и принял его, поэтому бедного Сизифа Камю называет счастливым. Для смягчения столкновения человека с абсурдом Камю предлагает три варианта: первый - игнорировать бессмысленность существования, второй -капитуляция, однако единственным действенным способом справится с абсурдом сам Камю считает эстетический опыт. Творчество помогает человеку вывести разум за пределы привычного абсурдного бытия, но эстетический опыт - это не обязательно искусство. Человеку также может помочь природа. В романе Камю «Посторонний» главного героя по фамилии Мер-со спасает именно очарованность окружающей средиземноморской природы.

Заключение.

Философия пессимизма за её внешней трагичностью и драматизмом оказывается очень честной и, как ни странно, дающей надежду. Философы-пессимисты предлагают не прятаться от мира, а посмотреть на него без розовых очков. Пусть увиденное понравится далеко не каждому, но ведь для того, чтобы решить проблему, сначала ее нужно признать. Признавая бессмысленность и неидеальность бытия,

человек может наполнить ее смыслом с помощью своей воли.

Библиографический список

1. Гесиод. Работы и дни. Земледельческая поэма. / Пер. В.В. Вересаева. - М.: Недра, 1927. - 88 с.

2. Оптимизм и пессимизм / Дробницкий О.Г. // Никко - Отолиты. - М.: Советская энциклопедия, 1974. - (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров; 1969-1978, т. 18).

3. Философия пессимизма. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://artforintrovert.ru/tpost/5ceybgm0d1-filosofiya-pessimizma.

THE PHILOSOPHY OF PESSIMISM

E.S. Byzov, Student Cherepovets State University (Russia, Cherepovets)

Abstract. Currently, pessimism, that is, a negative view of life, has become very popular. Few people know that the first thoughts about such a worldview began to appear in ancient Greece, and only then became widespread thanks to the works of many philosophers. Each of them introduced something new, unique into the concept of pessimism, interpreted it in his own way. Nowadays, it is customary to call pessimists people who are aware of and accept the corruptibility of being, however, we can say that they look at the world objectively, see its imperfection, and that is why they can solve many problems with the help of their will.

Keywords: pessimism, philosophy, history, optimism, the meaning of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.