Береговая Оксана Александровна
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ
Статья посвящена актуальной проблеме - возникновению новой дисциплинарной области ХХ века - философии образования. Философия образования рассматривается как социокультурное явление и как область знания, имеющая своим предметом образование во всех его аспектах. Обращается внимание на различие толкования слова "образование" в англоязычной и немецкоязычной традициях, что и определило разное понимание дисциплинарного предназначения философии образования. Автор предлагает третий подход - интегративный - на основе междисциплинарного и комплексного изучения образования. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/12-278.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 2. C. 34-36. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 101.1+37.013.73 Философские науки
Статья посвящена актуальной проблеме - возникновению новой дисциплинарной области ХХ века - философии образования. Философия образования рассматривается как социокультурное явление и как область знания, имеющая своим предметом образование во всех его аспектах. Обращается внимание на различие толкования слова «образование» в англоязычной и немецкоязычной традициях, что и определило разное понимание дисциплинарного предназначения философии образования. Автор предлагает третий подход - интегратив-ный - на основе междисциплинарного и комплексного изучения образования.
Ключевые слова и фразы: философия образования; история; педагогика; институционализация; социокультурный феномен; область знаний.
Береговая Оксана Александровна, к. филос. н., доцент
Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации zaroza@mail. ru
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ
Обращение к философии образования обусловлено происходящими социокультурными изменениями, высокой степенью интеграции общественных процессов, расширяющимся межцивилизационным диалогом. Обращение к данной теме ставит важные вопросы изучения философии образования как социокультурного феномена и как области знаний; систематизации и проблематизации философско-образовательного знания на основе исторически сложившихся школ и направлений; продуцирования концепций, отражающих новые научные и мировоззренческие представления об образовании, адекватных вызовам изменяющегося общества. Как российскими, так и зарубежными исследователями продолжаются попытки систематизировать различные подходы к исследованию философии образования, формулируются новые концепции, разрабатываются программы, осуществляется поиск новых форм организации научного знания, направленных на обновление образования, идет активный процесс интеграции науки и образования, обмен учеными, создание совместных международных исследовательских проектов и т.п.
Появление философии образования как самостоятельной исследовательской области объективно и с исторической точки зрения истолковывается как результат особой культурной эволюции, произошедшей в философии ХХ в. Л. Н. Талалова выделяет ряд причин такого процесса: превращение образования в сложную специализированную систему, имеющую свои собственные закономерности функционирования и развития; универсализация образования, вызванная потребностями личности в постоянном обновлении знаний в условиях возрастающего динамизма общественной жизни; усилившееся в последние десятилетия ощущение кризиса образования, выражающееся в неудовлетворенности его результатами, в констатации консервативности образовательных институтов, разрыва между уровнем подготовки специалистов и потребностями общества; выхолащивание смыслообразующей парадигмы образования [4, с. 99-100]. А. П. Огурцов и В. В. Платонов возникновение философии образования связывают с обособлением образования в автономную сферу гражданского общества; диверсификацией и усложнением институций образования; разноречием в трактовке целей и идеалов образования, которое фиксируется как парадигмальность педагогического знания, возникновение новых требований к системе образования, связанных с переходом от индустриального к информационному обществу; превращением образования в предмет особого цикла наук - педагогических дисциплин, психологии, антропологии [3, с. 12]. Обе точки зрения заслуживают внимания. Важнейшими источниками философии образования стали специально-научные дисциплины, изучающие образование. В частности, речь идет о педагогике. «Цель и направленность философии образования с самого начала мыслилась как нахождение "мостов" между различными формами дискурсивной практики - между философией и педагогикой» [Там же, с. 20], что позволяло преодолеть разрыв между ними. Взаимодействие философии и педагогики в тот период оказалось взаимодополняющим, что привело к объединению усилий и педагогов, и философов в разработке совместного поля исследований. «С одной стороны, философская рефлексия, направленная на осмысление процессов и актов образования, была восполнена теоретическим и эмпирическим опытом педагогики. С другой стороны, педагогический дискурс, переставший замыкаться в своей области и вышедший на "большой простор" философской рефлексии, сделал предметом своего исследования не только конкретные проблемы образовательной действительности, но и важнейшие социокультурные проблемы времени» [Там же, с. 21]. Институционализация и самоопределение философии образования за рубежом начались в середине ХХ века и продолжаются до настоящего времени. В словосочетание «философия образования» (Philosophy of Education) вкладывают разный смысл. В начале ХХ века образование как учебная дисциплина стало входить в учебные планы университетов Великобритании и США, что привело к пониманию того, что необходимо изучать его историю и философию [17, р. 2]. Признавалось, что именно последние должны составлять существенную часть в подготовке практиков образования [5, р. 2-4]. «Само образование начинает изучаться в виде особой дисциплины, и дисциплина "философия образования" возникает из этого движения» [10, p. 266].
ISSN 1997-292X
№ 12 (74) 2016, часть 2
35
Английское Education универсально, так как трактуется не только как процесс и результат обучения, но и как академическая дисциплина, направление подготовки будущих учителей. Как писал голландский ученый-педагог В. Лангевельд, «английский язык нуждался в подходящем термине, чтобы отличать "образование" от его теории. Никакие другие германские и романские языки не страдают от трудности того, что словом "образование" обозначают и область теоретического интереса, и эмпирического исследования» [13, p. 51].
Становление философии образования в США началось еще в начале ХХ века: издание книги Г. Хорна «Философия образования» в 1904 году [8, p. 246]; появление словарной статьи «Философия образования» в Энциклопедии образования П. Монро, изданной в 1911-1913 гг. [7, p. 461]; издание Дж. Дьюи монографии «Демократия и образование» (1916), которая имела подзаголовок «Введение в философию образования» [9]; учреждение Общества Джона Дьюи в Атлантик-Сити 24 февраля 1935 года, ставившего целью продвигать систематические исследования социальной роли образования [12, p. 55] и т.д. Философия образования обрела институциональную основу к 40-50-м гг. ХХ века. Первый президент Американского общества философии образования Б. Роп вспоминал, что первое собрание общества состоялось в Филадельфии в 1940 г., но официально открыто оно было 24 февраля 1941 года в Атлантик-Сити (Нью-Джерси, США) [9, p. 59]. Вновь образованное общество приняло интеллектуальное наследие Общества Джона Дьюи, а его основными целями стали: продвижение фундаментального философского рассмотрения проблем образования; культивация плодотворных отношений между общей философией и философией образования; поощрение студентов заниматься философией образования; распространение и улучшение преподавания философии образования для будущих учителей; непрямое философское воздействие на образовательную программу и инициативу [12, p. 60]. Во введении к серии статей, посвященных 50-летию Американского общества философии образования, Н. Бурбулес писал, что философия образования выделилась из «более крупной социальной общности тех, кто актуально занимается практикой образования в школах, обособилась от их предметов и проблем, их практической мудрости, понимания природы и процесса образования» [6, p. 257].
В Великобритании до Второй мировой войны философия образования изучалась бакалаврами и аспирантами первого года обучения в колледжах. После войны в каждом ведущем университете были учреждены Институты образования, а педагогическое образование было интегрировано в университетское. Философия образования в Великобритании получила свое развитие из кафедр образования. В Западной Европе первая кафедра философии образования появилась в 1947 году в Институте образования в Лондоне, возглавлял ее Льюис Арно Рид (1947-1962), а затем его последователь Ричард Питерс (1962-1984) создал факультет философии образования, который вскоре становится самым крупным центром в мире по изучению и преподаванию данной дисциплины [14, p. 735]. К «лондонской школе» философии образования относят таких ученых, как П. Хёрст, Дж. Уайт, П. Уайт, Р. Диарден, Р. К. Эллиот, Д. Купер, которые работали на факультете в разные годы. Создание академической инфраструктуры для образовательной философии в Лондонском институте было актом веры в эффективность гуманитарных наук в целом и философии в частности, считалось, что философия может коренным образом изменить изучение образования, - пишет американский историк Дж. Каминский [12, p. 60].
Утверждение философии образования как университетской дисциплины в Великобритании было в большей степени результатом внешнего социального и политического давления, а не результатом каких-либо конкретных академических достижений [16, p. 3]. Задачей философии образования выдвигалось разрешение спора между философией и образованием (как дисциплинами) для создания основы целостной концепции образования. Дисциплина, изучающая собственно образование (сродни педагогике), отвергалась. П. Хёрст признавал, что «образование» не является и не может быть самостоятельной дисциплиной, потому что не производит «уникальную форму понимания образовательных проблем» вдобавок к тому, что уже выработано «фундаментальными дисциплинами» [11, p. 51] (например, психологией, социологией - О. Б.).
В процессе подготовки педагогических кадров привлекались «чистые» философы, специализировавшиеся в области политической и социальной философии, философии мышления, языка (И. Шеффлер, Р. С. Питерс и др.). Философия образования концентрировалась вокруг философских кафедр как «особый тип философской системности, специализированный в сфере образования» [15]. Таким образом, для англоязычного мира было характерно появление специализированной философии образования, идентифицировавшей себя частью философии. Причем на современном этапе ей все еще приходится доказывать свою принадлежность «материнской» дисциплине.
В немецкоязычной традиции дисциплинарную область Education обозначают как Pädagogik. В немецкоязычных странах философия образования рассматривается как форма образовательного (педагогического) теоретизирования, в которой используются философские ресурсы (К. Молленхауэр, Е. Кёниг, Д. Беннер и др.). В части вопросов воспитания и образования утвердилась педагогика. Она сформировалась как академическая дисциплина в конце XIX - начале ХХ века, опираясь на учение мыслителей Я. Коменского, Г. Песта-лоцци, И. Гербарта, Фрёбеля и др. Утверждению педагогического знания способствовали работы В. Диль-тея, который рассматривал образование как Geisteswissenschaft (как науку о культуре (воспитании), а не природе). Позже эту линию подхватили Г. Ноль, Э. Шпрангер, О. Больнов, В. Флитнер, Э. Венигер и Т. Литт, которые сыграли ключевую роль в становлении geisteswissenschaftliche Pädagogik в университетах Германии, что повлияло на концепции образования и в других европейских странах - Нидерландах, Финляндии. В немецкоязычных странах философия играет роль ресурса для проведения теоретического и эмпирического исследования в педагогике. Таким образом, появление самостоятельной дисциплины, области исследований в контексте образовательного (педагогического) теоретизирования в немецкоязычном мире значительно отличается от дисциплинарных традиций изучения образования и его проблем в англоязычных
странах. Как считает Дж. Тибл, в англоязычных странах данная область знаний (field) организуется вокруг предмета изучения (field subject) - образования, в континентальной немецкой традиции предмет философии образования концентрируется вокруг особого образовательного интереса [17, p. 3].
В англоязычных и немецкоязычных странах в процессе институционализации сформировались два дисциплинарных подхода к рассматриваемой области знаний. Первый, соответственно, рассматривает ее с точки зрения философии образования (предметом изучения становятся собственно философские тенденции образования), а второй - с позиции философии образования (в фокусе рассмотрения оказываются собственно проблемы образования, воспитания, обучения в контексте развития общества, личности, государства).
В России сформировался интегративный подход к философии образования, фактически концептуально объединяющий оба вышеописанных подхода. В его рамках философия образования рассматривается как ин-тегративная область знаний, изучающая образование с позиции всех его качественных характеристик: процесс, результат, система, ценность. По мнению С. К. Булдакова, «философия образования имеет один целостный объект - образование во всех его ценностных, системных, процессуальных и результативных характеристиках, учитывающих междисциплинарные, внешние, фоновые параметры и факторы, так или иначе влияющие на функционирование и развитие сферы образования» [1, с. 11]. Исследование образования осуществляется на основе междисциплинарности, комплексности и системности.
Философия позволяет исследовать предельные основания бытия, одной из сторон которого является сфера образования. Философия образования - это одна из форм актуализации образовательной проблематики, своеобразная рефлексия всего того, что происходит в образовании. В этом смысле нельзя не согласиться с А. А. Гусейновым, что «философия образования... вписана в образование как социальную систему (подсистему, если рассматривать в масштабе всего общества) в качестве его самосознания. Она ответственная за адекватное понимание теоретических и ценностных основ образования» [2, с. 215]. Таким образом, философия образования стала не только социокультурным явлением ХХ-ХХ1 вв., но и превратилась в специализированную форму философского осмысления образования, позволяющую прояснять его природу, цели, ценности, закономерности его функционирования и развития, исходя из общефилософских положений и концепций, и предлагающую стратегию его дальнейшего развития.
Список литературы
1. Булдаков С. К. Социально-философские основания и логика образовательной революции: дисс. ... д. филос. н. Нижний Новгород, 2000. 290 с.
2. Гусейнов А. А. Кто «рулит» образованием? // Ведомости прикладной этики. 2005. № 26. С. 212-219.
3. Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. СПб.: РХГИ, 2004. 520 с.
4. Талалова Л. Н. Философия образования и вызовы современного поликультурализма // Диалог цивилизаций: Восток -Запад. Глобализация и мультикультурализм: докл. и выступл. VII Межд. философ. конф. / под ред. Н. С. Кирабаева, А. В. Семушкина, Ю. М. Почты, С. А. Нижникова. М.: Изд-во РУДН, 2004. С. 99-100.
5. Adams J. Educational Theories. L.: Ernest Benn, 1928. 78 р.
6. Burbules N. C. Continuity and Diversity in Philosophy of Education. An Introduction // Educational Theory. 1991. Vol. 4. № 3. Р. 257-263.
7. Chambliss J. J. History of Philosophy of Education // Philosophy of Education: an encyclopedia / ed. J. J. Chambliss. N. Y. - L., 1996. P. 461-472.
8. Chambliss J. J. Philosophy of Education Today // Educational Theory. 2009. Vol. 59. № 2. P. 233-251.
9. Dewey J. Democracy and Education. An Introduction to the Philosophy of Education. N. Y.: Macmillan, 1916. 434 p.
10. Giarelly J. M., Chambliss J. J. The Foundation of Professionalism: Fifty Years of the Philosophy of Education Society // Educational Theory. 1991. Vol. 4. № 3. P. 265-286.
11. Hirst P. H. Educational Theory // The Study of Education / ed. by J. W. Tibble. L.: Routledge and Kegan Paul, 1966. P. 29-58.
12. Kaminsky J. S. New History of Educational Philosophy. Westport, Ct.: Greenwood Press, 1993. 280 p.
13. Langeveld M. J. Disintegration and Reintegration of Pedagogy // International Review of Education. 1958. № 4. P. 51-64.
14. Peters M. The 40th Anniversary of PESA // Educational Philosophy and Theory. 2009. Vol. 41. № 7. P. 735-737.
15. Siegel H. Philosophy of Education [Электронный ресурс]. URL: https://global.britannica.com/topic/philosophy-of-education (дата обращения: 22.10.2016).
16. Simon B. The Study of Education as a University Subject in Britain // Studies in Higher Education. 1983. Vol. 1. № 8. P. 1-13.
17. Tibble J. W. The Development of the Study of Education // The Study of Education / ed. by J. W. Tibble. L.: Routledge & Kegan Paul, 1966. P. 1-28.
PHILOSOPHY OF EDUCATION AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON AND FIELD OF KNOWLEDGE
Beregovaya Oksana Aleksandrovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Siberian Institute of Management (Branch) of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
zaroza@mail. ru
The article is devoted to a topical problem - emergence of a new disciplinary field of the XX century - philosophy of education. Philosophy of education is considered as a sociocultural phenomenon and as a field of knowledge having education in all its aspects as a subject. Attention is drawn to difference in interpreting the word "education" in English-language and German-language traditions, and it determined various understanding of disciplinary destination of philosophy of education. The author suggests a third approach - an integrative one - based on interdisciplinary and integrated study of education.
Key words and phrases: philosophy of education; history; pedagogy; institutionalization; sociocultural phenomenon; field of knowledge.