Научная статья на тему 'Философия науки - новая учебная дисциплина в вузе'

Философия науки - новая учебная дисциплина в вузе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2854
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ФИЛОСОФИЯ НАУКИ / НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / A "SCIENTIFIC WORLDVIEW" / A SCIENCE / PHILOSOPHY OF SCIENCE / SCIENTIFIC REVOLUTIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Косарев Анатолий Петрович

Рассматриваются предмет философии науки, общие проблемы философии науки, основные концепции, закономерности и особенности современного этапа развития науки, научные революции, проблемы сциентизма и антисциентизма, раскрывается исторический путь развития науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHY OF SCIENCE IS A NEW ACADEMICAL DISCIPLINE

This article reviews the subject of the philosophy of science, and of historical development. Below general problems of philosophy of science, fundamental concepts, patterns of modern science's development, scientific revolutions, «scientific worldview», and scientism and antiscientism.

Текст научной работы на тему «Философия науки - новая учебная дисциплина в вузе»

Косарев А.П.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - НОВАЯ УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ВУЗЕ

Рассматриваются предмет философии науки, общие проблемы философии науки, основные концепции, закономерности и особенности современного этапа развития науки, научные революции, проблемы сциентизма и антисциентизма, раскрывается исторический путь развития науки.

Ключевые слова: наука, философия науки, научная картина мира, научная революция.

Предмет философии науки. Философия как особая форма интегрирующего знания призвана создавать обобщенную картину мира, где имеют место самые разнообразные явления: природа, общество, человеческие отношения, сознание и познание, их роль в рациональном освоении мира. Философия сегодня представлена различными дисциплинами. Одна из них - философия науки.

Философия науки - философская дисциплина, посвященная философскому осмыслению науки и научного знания, которая изучает проблемы возникновения науки, структуру, динамику, уровни и формы научного знания, средства и методы научного познания. Философия науки - относительно молодая дисциплина философского знания, которая стала успешно и бурно развиваться в наше время в связи с развернувшейся научно-технической революцией XX столетия и заявила о себе не менее значимо, чем традиционные онтология и гносеология. К тому же во время вузовской подготовки по философии проблемы философии науки практически не изучаются. Как философская дисциплина она представлена различными концепциями, которые предлагают ту или иную модель развития науки, различными подходами и взглядами. Предметом философии науки являются общие закономерности научной деятельности по производству научных знаний, которые рассматриваются в их историческом развитии.

Изучение философии науки как вузовской учебной дисциплины способствует формированию у студентов и аспирантов представления о науке как о сложном, многомерном и во многом противоречивом процессе, развивающемся в современном мире и радикально изменяющим наше общество. Философия науки ориентирована на обозначение фундаментальных проблем естественных, технических и социально-гуманитарных наук, нахождение их предельных оснований в философии. Проблематика философии науки имеет очень широкий спектр подходов и может иметь разные варианты [1 - 3]. Один из них представлен в данной статье.

Философия науки в античную эпоху. Истоки научных знаний уходят в глубокую древность. Множество различных знаний было накоплено в древних традиционных культурах Египта, Вавилона, Индии, Китая в форме практических знаний о природе и обществе, разнообразными познаниями в области медицины, астрономии, математики, механики, географии и т.п. Однако сам характер этих научных сведений был сугубо практическим. К тому же носителями и хранителями знаний являлись служители религиозных культов -жрецы. Переход к научному знанию в истории науки связывают с Древней Грецией, где их античная культура оказалась уникальной средой в появлении греческого «чуда», которым называется необыкновенный расцвет древнегреческой культуры, при этом, с большой долей заимствований эмпирических сведений из стран Востока. По словам Платона: «Что бы эллины не перенимали у варваров, они всегда доводили это до более высокого совершенства» [4]. Этого совершенства греки достигали путем рациональной обработки эмпирического материала с помощью математических моделей (аксиомы, теоремы), а не реальных объектов.

Важным условием становления научной рациональности в античной Греции была мыслительная свобода граждан, зависящая от положения религии, которая в отличие от восточных деспотий не была связана с жесткой регламентацией индивидуальной и общественной жизни. В Древней Греции не было касты жрецов, которые были сильными и влиятельными на Востоке. Жизненный уклад греков не был консервативным, наоборот, в отличии от восточных государств, он был демократичен, т.к. давал простор для самостоятельного интеллектуального поиска начал бытия. Дух состязательности, соревновательности, критичности царил среди граждан античных городов, что вылилось в формирование рационально-критического мировоззрения, освобождаясь от мифологического мышления, греческие мыслители находили обобщающие категории, которыми фиксировали многообразный чувственный опыт и теоретические (греч. «теория» - созерцание) структуры, объясняющие строение мира, его основы, смысл и причины его изменений. Были выработаны такие понятия, как «бытие», «наука», «формы», «единое», «идея», «сущность» и др. Описание и объяснение возникновения, развития и строения мира, вещей его составляющих получили название натурфилософии (философия природы), как преимущественное философско-умозрительное истолкование природы. В натурфилософии понятия «философия», «наука», «знание» фактически совпадали и не разделялись еще на свои отдельные части. Среди значимых натурфилософских идей античности нужно отметить атомистику и элементаризм. Высшими достижениями античной философии науки

стали концепции идей Платона и форм Аристотеля.

Философия науки в средневековье. Средневековая западная культура - специфический феномен. Квинтэссенцией интеллектуальных достижений этого периода считается теологическая картина мира. Религия, став господствующей в Средние века, подчинила себе науку и философию, сделав их своими «служанками». С приходом христианства в Европу открылись новые мировоззренческие горизонты, что создало условия для радикальной трансформации культурных установок античности. В контексте христианства произошла ассимиляция идей Платона и Аристотеля. Через Блаженного Августина шло христианское осмысление Платона, а через Фому Аквинского - наследие Аристотеля, которое сложилось в особую концептуальную программу, названную схоластикой.

Активизация средневековой науки начинается с XIII в. - время образования европейских университетов, которые были замечательны тем, что в них были выработаны базовые ориентиры образования, которые сохранились до сего времени. Такие понятия, как университетские должности (ректор, декан, куратор), ученые звания, лекции, диспуты, экзамены, диссертации, пришли из средневековых университетов. Средневековая наука (Р.Гроссет, Р.Бэкон, Ж.Буридан, У.Оккам и др.), построив университетскую систему, разработав логические и некоторые гуманитарные дисциплины, создала непосредственные предпосылки для появления новоевропейской науки. В средние века существовали области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки. К ним обычно относят алхимию, астрологию, натуральную магию [2].

Таким образом, в античной и средневековой эпохах существовали лишь отдельные элементы, заделы и предпосылки науки, но не сама наука, которая возникает лишь в Новое время, в процессе отпочкования науки от философии.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический и

постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Каждый этап имеет свою парадигму, т.е. совокупность теоретико-методологических установок, образец деятельности, свою картину мира, свои фундаментальные идеи.

Классическая наука (XVII - XIX вв.) имеет своей парадигмой механику, где картина мира строится на принципе жесткого детерминизма (лапласовского), ей соответствует образ мироздания как часового механизма.

Неклассическая наука (первая половина XX века) связана с парадигмой относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности, т.е. произошло усложнение научных представлений о мире, возможностях его познания. Это время возникновения и формирования технических наук.

Постнеклассическая наука (XX - XXI вв.) имеет своей парадигмой идею становления и самоорганизации. Постнеклассическая наука характеризуется пониманием крайней сложностью исследуемых объектов, а попытки изменять радикально сверхсложные объекты влекут за собой возможность катастроф и других непредвиденных последствий. В постнеклассику входят не только познавательные, но и ценностные аспекты, т.е. при разработке масштабных научно-технических программ должны использоваться социально-гуманитарные и экологические экспертизы.

Основы современной философии науки. Для понимания предмета «философия науки» как раздела философского знания нужно дать ответ на вопрос «что есть наука». В литературе есть данные о том, что сейчас существует до двухсот определений науки. Классическое определение науки генетически связано с возникновением философского знания. Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на постижение законов бытия (общества, природы, мышления).

Основные стороны бытия науки - это, во-первых, процесс получения нового знания, т.е. познавательная деятельность; во-вторых, результат этого процесса, т.е. органическая система знаний; в-третьих - социальный институт со своей инфраструктурой организации науки; в-четвертых - это особая сфера культуры, взаимодействующая с другими формами общественного сознания. Другими словами, наука -это специфическая форма деятельности, это совокупность дисциплинарных знаний и социальный институт.

В литературе выделяются критерии научности: системность, объективность, доказательность, относятся к ним и другие такие, как непротиворечивость знания, проверяемость опытом,

воспроизводимость, строгость и т.д.

Основания науки и их структура. В структуре науки кроме эмпирических и теоретических структур имеется еще одна структура, которая называется основанием науки. В основания науки в литературе принято включать: идеалы и нормы познания в той или иной области; научную картину мира; философские основания. Данные основания науки выполняют роль познания, эвристическую и методологическую функции.

Основные концепции современной философии науки. В

литературе основными концепциями философии науки выделяют

позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. История позитивизма насчитывает три «волны». «Первый» позитивизм начал оформляться в 30-е годы XIX века, который был основан на работах О. Конта. Его последователями стали Д. Милль и Г. Спенсер. «Второй» позитивизм возникает в 70-90-е года XIX века, яркими представителями этого направления явились Л. Витгенштейн, К. Поппер. Их учение о философии науки называется «лингвистическим позитивизмом». Постпозитивистская философия науки XX века представлена работами Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, где обозначена установка на анализ социокультурных факторов в развитии науки.

Закономерности развития науки. Наука и её развитие обусловлены общественной практикой и её потребностями. В то же время наука развивается по своим закономерностям, т.е. обладает относительной самостоятельностью и внутренней логикой своего развития. Сюда относятся математизация науки, диалектизация науки, ускорение развития науки. Сегодня происходит ускорение темпов развития науки. Если в прошлом открытие и его применение отделялись десятками и сотнями лет, то теперь эти сроки исчисляются несколькими годами.

Научная картина мира и её функции. Важнейшим фундаментальным основанием науки является научная картина мира, как широкая панорама знаний о природе и человечестве, включая в себя все научные теории, гипотезы и факты о неорганическом и органическом мире, человеческом обществе и общественных отношениях. В ней находят свое место достижения естественных, технических и социально-гуманитарных наук. В литературе выделяют функции научной картины мира - интегративную и нормативную, парадигмальную, а также три формы научной картины мира -классическую и неклассическую и постнеклассическую.

Научные революции как перестройка оснований науки. Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, которые задаются основаниями науки, называются научными революциями. Термин «научная революция» в научный оборот был введен Т. Куном, считая, что это время когда создаются новые теоретические структуры для понимания и объяснения новых фактов. В ходе научных революций изменяются основания науки (идеалы и нормы науки, картины мира и философские основания науки).

Первая научная революция (XVII - XVIII в.) привела к возникновению классического естествознания (механики, а позже физики), изменению картины мира, созданию новых оснований науки, т.е. новых идеалов и норм науки, и её философских оснований. Механическая картина мира в это время приобрела статус

универсальной научной онтологии.

Вторая научная революция (конец XVIII - 1-я половина XIX века) завершила становление классического естествознания, которое ориентировалось в основном на изучение механических и физических явлений. В то же время в науке начался пересмотр идеалов и норм научного познания, сформировавшихся в период первой научной революции. Появление дисциплинарно организованной науки в лице таких дисциплин, как биология, химия, геология и др., способствовало тому, что механическая картина мира перестает быть общезначимой и общемировоззренческой. Появилась потребность в новых типах объяснений, учитывающих идею развития, особенно с появлением электромагнитной теории Максвелла.

Третья научная революция охватывает период с конца XIX века до середины XX века, которая характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Во многих науках произошли революционные преобразования: в физике были разработаны релятивистская и

квантовая теории, в биологии - генетика, в химии - квантовая химия. Третья научная революция началась с того, что в науке произошел переход к исследованию сложных и эволюционных систем, состоящих из большого числа элементов, это касалось изучения объектов микромира.

Четвертая научная революция: тенденции возвращения к

античной рациональности. Время совершения четвертой научной революции последняя треть XX столетия и связана она с тем, что объектами изучения науки становятся исторически развивающиеся системы (Вселенная как система взаимодействия микро-, макро- и мегамира). Это время рождения постнеклассической науки и формирования рациональности постнеклассического типа. Важным моментом четвертой научной революции было оформление космологии как научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом [5].

Особенности современного этапа развития науки. Характерной чертой современной стадии развития науки является возрастание тенденции к единству научного знания, которая находит свое воплощение в развертывании междисциплинарных исследований, интеграции знания, использовании методов и идей одних наук в других и т.п. На этой основе происходит формирование глобальной научной картины мира, опирающейся на принципы эволюции, самоорганизации и системного метода. К важнейшим особенностям развития современной науки относятся, во-первых, утверждение в современной науке системного подхода к исследовательской действительности, которое легло в основание философского принципа

системности, объединившего идеи системности, целостности, всеобщности связей и отношений, причин и условий изменения структуры системы. Во-вторых - это широкое применение идей синергетики - принципиально новой теории самоорганизации систем любой природы. Мир с этих позиций рассматривается как саморазвивающаяся целостность, но и как явление нестабильное, неравновесное, хаосогенное, неопределенное. В-третьих, в результате соединения идеи эволюции с синергетическими принципами в конце XX века появилась версия принципа глобального (универсального) эволюционизма, где эволюция стала рассматриваться как универсальный процесс самоорганизации (эволюции), неравновесных систем в природе, обществе, в Космосе. Как и в античности стало понимание того, что все связано со всем, т.е. «все со всем».

Основные характеристики современной науки. Современная научная картина мира, базируясь на идеях глобального эволюционизма, обусловила появление специфики науки и её основных характеристик: а) формируется новый взгляд на мир, как сложную нестационарную систему взаимодействия микро-, макро- и мегамира; б) главным критерием оптимальности научного открытия должен стать критерий его соразмерности с общечеловеческими ценностями и идеалами, проведение экологической и социальногуманитарной экспертизы научно-технических проектов; в) современная научная картина мира основывается на единстве во многообразии различных дисциплинарных онтологий, которая объединяет знания о неживой природе, органическом мире и социальной жизни; г) приоритетными становятся междисциплинарные исследования по проблемам нахождения путей выхода из глобальных кризисов. Сформировалась тенденция экологизации науки, а философия науки с её междисциплинарными исследованиями все более увеличивает гуманитарные компоненты [6; 7].

Сциентизм и антисциентизм. Успехи, достигнутые в современной науке, вызвали неоднозначное отношение к ней со стороны общественной и научной мысли. Оценка роли науки колеблется между сциентизмом (лат. - знание, наука) и антисциентизмом.

Термин «сциентизм» употребляется для обозначения позиции людей, которые чрезмерно преувеличивают знание и роль науки в культуре и обществе в целом. Источником распространения сциентизма послужили крупные успехи естественных и технических наук, которые в эпоху научно-технической революции продемонстрировали силу и мощь рационального знания. Признавая эталоном всякого знания естественнонаучное знание, сциентизм негативно оценивает все иные способы познания, смыкаясь с

технократическим (власть техники) взглядом на развитие общества.

В ХХ веке обнаружились негативные последствия научного и технического прогресса, приведшие к глобальному экологическому кризису и другим проблемам. Стала ясна неспособность науки решать сложные социально-экономические, политические и духовнонравственные проблемы современного общества, и что наука слишком упрощает и схематизирует изучаемые природные и общественные явления, все это вместе взятое и породило антисциентизм. Это разочарование в науке породило многочисленные околонаучные направления и течения мысли, которые обычно называют паранаукой (греч. - около, возле), противопоставляя себя существующей науке.

Сегодня человечество находится, применяя синергетический термин, в опасной бифуркационной ситуации. Реальностью может стать как дальнейший прогрес нашей цивилизации, так и её погибель. Только усилиями всего мирового сообщества на основе новейших достижений науки и технологий можно избежать катастрофы. Говоря словами русского естествоиспытателя и мыслителя Н. Амосова, что кроме науки, у человечества нет надежды на выживание.

Источники

1. Философия науки: учебн. пособие для вузов. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академ. Проект, 2007. - 731 с.

2. Голубинцев В.О. и др. Философия науки. - Ростов н / Д: Феникс, 2007. - 541 с.

3. Философия науки: учебн. пособие - М.: Эксмо, 2007. - 608 с.

4. Рузавин Г.И. Философия науки: учебн. пособие для студентов высших учебн. заведений. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 60 с.

5. Никитич Л.А. История и философия науки: учебн. пособие для студентов и аспирантов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 335 с.

6. Философия науки: учебн. пособие для аспирантов и соискателей. - Ростов н / Д: Феникс, 2006. -496 с.

7. Кохановский В.П. и др. Основы философии науки: учебн. пособие для аспирантов. -Ростов н / Д: Феникс, 2004. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.