Научная статья на тему 'Философия конфликта эпохи Тарковского'

Философия конфликта эпохи Тарковского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
682
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНО / ДРАМАТУРГИЯ / КОНФЛИКТ / РЕАЛЬНОСТЬ / ТАРКОВСКИЙ / СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Расол Сарбаст Ибрахим

Актуальность исследования определяется тем, что творчество А. Тарковского, несмотря на огромный непосредственно киноведческий объем исследований в философском плане не изучено. Основной конфликт эпохи Тарковского и его реализация в творчестве режиссера остается неисследованной еще и потому, что его творчество нередко считают иррациональным творцом, который творил по наитию, вне логических драматургических канонов, осознания того или иного конкретного исторического и социального момента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия конфликта эпохи Тарковского»

ФИЛОСОФИЯ КОНФЛИКТА ЭПОХИ ТАРКОВСКОГО

РАСОЛ САРБАСТ ИБРАХИМ

- аспирант кафедры кинодраматургии Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова Актуальность исследования определяется тем, что творчество А. Тарковского, несмотря на огромный непосредственно киноведческий объем исследований в философском плане не изучено. Основной конфликт эпохи Тарковского и его реализация в творчестве режиссера остается неисследованной еще и потому, что его творчество нередко считают иррациональным творцом, который творил по наитию, вне логических драматургических канонов, осознания того или иного конкретного исторического и социального момента.

Ключевые слова: кино, драматургия, конфликт, реальность, Тарковский, современность.

Как уже было отмечено нами в предыдущих статьях, мы не ставим перед собой цели подробного пересказа фильмов, предполагая, что невозможно забыть каждый кадр из каждой картины фильма. Мы надеемся, что так же, как и мы, держа в нашем уме все подробности всех фильмов Андрея Арсеньевича, помнит все и тот, кто знаком с картинами этого великого режиссера. Поэтому мы в философском анализе картин Тарковского основное внимание уделяем непосредственно научному аспекту, не пересказывая подобно сюжет и лишь отсылая к тем или иным особенностям той или иной картины.

Прежде, чем анализировать философию конфликта эпохи Тарковского, раскрывающий во многом конфликт, сюжетные особенности и особенности драматургии, вкратце опишем биографию режиссера. Ее подробное описание, столь дорогое нашему сердцу, должно было бы занять много страниц, но мы в данном параграфе ограничим себя лишь теми факторами, которые помогут нам раскрыть тему исследования.

Как известно, Андрей Тарковский, сын известного русского поэта Арсения Тарковского, родился 4 апреля в 1932 году в селе Завражье Ивановской области. Биографические данные также свидетельствуют, что в 1951-1952 он учился на арабском отделении ближневосточного факультета Московского института востоковедения. Спустя несколько лет, в 1952-1953 годах, Тарковский работал во ВНИИ цветных металлов и золота, работал в геологических партиях. В дальнейшей его жизни данный отрезок пути стал духовной и эмоциональной базой для гениальных полотен, известных всему миру.

Успешно поступив режиссерский факультет ВГИКа, в 1960 году Андрей Тарковский окончил мастерскую Михаила Ромма. Дипломная работа была короткой, но гениальной: «Каток и скрипка» на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз.

Успех открыл режиссеру дорогу в большое кино, работав на киностудии «Мосфильм», Андрей Тарковский был создателем и одним из создателей следующих картин:

• «Антарктида — далекая страна»,

• «Один шанс из тысячи»,

• «Г офманиана»,

• «Берегись! Змей!»,

• снялся в фильмах «Мне 20 лет», «Сергей Лазо».

Мировую известность принесла Андрею Тарковскому первая его полнометражная картина «Иваново детство», которая была удостоена ряда престижных кинематографических премий, в том числе и «Золотого льва святого Марка» Венецианского фестиваля.

Звездный путь открывался режиссеру, который одну за другой делал все более великие и великие картины, которые становились заметными событиями культурной жизни страны, воздействуя не только на настоящее, но и будущее. Картина «Андрей Рублев» была включена в число 100 лучших фильмов в истории кино, размышления о судьбе художника в России существенным образом повлияло на восприятие самой русской истории последующими поколениями.

Бегло говоря о жизни и об эпохе Тарковского, стоит отметить в этом ряду фильмы, снятые по книгам Станислава Лема и братьев Стругацких: «Солярис» и «Сталкер». С этого периода начинается новая философия режиссера, которая лишь использовала сюжет Лема

и Стругацикий, придав им новое философское звучание. Конечно, отдельным событием стала автобиографическая картина «Зеркало», отразившая внутренний мир режиссера и его творческое кредо.

Стоит упомянуть и о периоде театрального творчества Тарковского, который осуществил две театральные постановки: в 1972 году сделал спектакль по пьесе В.Шекспира «Гамлет» в театре имени Ленинского Комсомола, в 1983 г. поставил «Бориса Годунова» в Лондоне на сцене «Ковент Гарден».

Сложный период советской страны со свойственными ей ценностями и многоранностью таланта режиссера не всегда позволял ему комфортно вписываться в социокультурную действительность, а востребованность таланта позволяла выбирать страну для творчества и жизни.

В 1982 году режиссер в Италии снимает «Ностальгию» с Олегом Янковским в главной роли русского поэта, который погибает в Италии от тоски по родине. Тема смысла жизни, столкновения добра и зла, а также личной жертвы всегда интересовала художника. Допускаем, что особое значение эта тема играла в условиях советского строя, когда многие советские граждане были вынуждены жертвовать чем-то во благо чего-то, отказываясь от собственных благ. Особой тональности получила эта тема в «Жертвоприноше-нии», последнем фильме Тарковского, который был снят в Швеции.

Автобиографические источники свидетельствуют, что последние годы жизни Андрей Тарковский провел на Западе, причем советская страна официально не разрешала ему проживание там, однако Тарковский в 1984 году написал официальный документ, согласно которому остается навсегда жить на Западе.

Связано такое решение было, конечно же, с особенностями советской эпохи, ее философии и системы ценностей. Живя за пределами своей родины, режиссер сам снялся в документальном фильме Донателлы Баливо, посвященном его творчеству. «Пугает ли меня смерть? - размышлял в этой картине Андрей Тарковский. - По-моему, смерти вообще не существует. Существует какой-то акт, мучительный, в форме страданий. Когда я думаю о смерти, я думаю о физических страданиях, а не о смерти как таковой. Смерти же, на мой взгляд, просто не существует. Не знаю... Один раз мне приснилось, что я умер, и это было похоже на правду. Я чувствовал такое освобождение, такую легкость невероятную, что, может быть, именно ощущение легкости и свободы и дало мне ощущение, что я умер, то есть освободился от всех связей с этим миром. Во всяком случае, я не верю в смерть. Существует только страдание и боль, и часто человек путает это — смерть и страдание. Может быть, когда я с этим столкнусь впрямую, мне станет страшно, и я буду рассуждать иначе... Трудно сказать».

Близкие люди, присутствующие при последних днях жизни Тарковского, в том числе, кинооператор Франко Терилли вспоминали о том, что режиссер, когда ему было трудно писать, из Парижа листок, на котором были нарисованы бокал и роза. Незадолго до этого, он позвонил из Флоренции и просил приехать. После приезда оператора Тарковский сообщил ему о своем диагнозе и сказал, что не боится смерти. Тарковский рботал до последних дней, не обращая внимания на нехватку сил он работал до последнего дня, сохраняя творческую активность и ясный ум.

Близкие люди Тарковского также свидетельствуют о том, что последнюю главу книги «Запечатленное время» он закончил за несколько дней до смерти. Принимая морфий, который спасалл от боли, он оставался собранным и творил, тоскуя по своей далекой и сложной стране и нерешенными в ней многовековыми конфликтами.

Итак, каковы же эти конфликты, и как они были реализованы в экранном творчестве режиссера. Отметим также, что мы не склонны возлагать всю вину за существующие социальные и культурные конфликты, которые мешали Тарковскому работать в своей стране, исключительно на советскую страну. Данный сложный период эпохи, в которую выпало родиться Таркоскому, имел свои исторические особенности, порожденные мировым ходом истории.

XX век стал фактом истории и чтобы познать человека и человеческое «... необходимо иметь в виду историю. Жизнь становится немного прозрачнее только перед историческим разумом... человек не имеет природы, то, что он имеет, - история»,1 - писал Х. Ортега-и-Гассет. Чтобы истолковывать настоящее с учетом будущего, человеку надо хорошо познать прожитое время в

ушедшем столетии и понять, почему прошлое оказалось временем человеческих ошибок, парадоксов и трагизма.

Кризисные сознание и мироощущение сопровождают человечество на всех этапах его исторического развития, нередко облекаясь в апокалиптическую форму. Еще в Древней Греции под кризисом понималось завершение или перелом в ходе некоторого процесса, имеющего характер борьбы. В самом своем общем виде кризис есть нарушение прежнего равновесия и в то же время переход к новому равновесию. «В ходе своей эволюции любое общество неоднократно проходит динамический цикл «стабильность - кризис - новая стабильность». Это состояние общества характеризуется уникальным сочетанием параметров социального и культурного развития, затрагивающим такие сферы социальной жизни, как политическую, экономическую, производственную, собственно социальную (дезинтеграция социальных групп, институтов, утрата идентификации личности с прежними структурами, ценностями, нормами), и культурной жизни -духовно-нравственную, трудовую, этническую, экологическую и др.»11

Кризис европейской культуры и социальные последствия, вызванные со-циокультурными революциями рубежа XIX - ХХ вв., оказали огромное влияние на духовную атмосферу общества, во многом определив эволюцию кризисного сознания.

ХХ век вошел в историю как один из самых драматических и кризисных за все время существования человечества: две мировые войны; установление тоталитарных режимов; кризис идей прогресса, рациональности и гуманизма, отличавших европейскую культуру и цивилизацию от предыдущих столетий; грандиозные экономические катаклизмы; стремительное развитие технологий, невиданный рост промышленного производства и в то же время превращение техники из орудия человеческого разума в источник ядерной угрозы, глобального экологического кризиса, причину нарушения экологического баланса, истощения природных ресурсов - эти и подобные им явления порождали и продолжают порождать кризисное мироощущение. Это мироощущение характерно для обычного человеческого сознания, оно находит многообразное выражение в разных видах искусства, в частности, в кинематографе.

Историческое время XX века показало, что с начала ушедшего столетия в центре внимания европейской мысли находился кризис культуры, рациональности, нравственных ценностей, так как многие факторы определили те обстоятельства, которые создали в различные эпохи ушедшего века кризисные ситуации, которые повлияли на его судьбу и потрясли его с самого начала.

В XX веке сложилась философия кризиса и ее центральное понятие - кризисное сознание. Тема кризиса рассматривается как одна из общезначимых и сквозных в философии ушедшего столетия, привлекая исследователей разных стран - Э. Гуссерля, Г. Зиммеля, М. Xайдеггера, X. Ортеге-и-Гассета, Р. Гвардини, А. Камю, С. Булгакова, Н. Бердяева и др.

«Закат» западного мира начался со второй половины XIX века, когда культура перешла в стадию цивилизации. Этот процесс влек за собой те парадоксальные ситуации, которые оказались трагичными в XX веке. Человечество столкнулось с трудноразрешимыми проблемами. Европейская мысль начала анализировать ситуации, вызванные кризисными состояниями, осознавая безысходность происходящего. Вспомним мысль С. Кьеркегора: «Что грядет? Чем обернется будущее? Я не знаю этого, не имею на сей счет ни-каких предчувствий. жизнь абсурдна и ужасна, она нестерпима».111 В будущем XX век со своим сложным и хаотичным временем предстал как тяжкий путь для человека. А. Камю отмечал: «... Человек вступает в этот мир вместе со своим бунтом, своей ясностью видения. Он разучился надеяться».™

Двадцатое столетие началось под знаком нигилизма, отрицая святынь. «Бог умер!» - такой диагноз грядущему веку поставил еще Ф. Ницше: конец Нового времени, кризис гуманизма, крушение идеалов творчества, рационалистической парадигмы - вот симптомы одного из крупнейших социальных и духовных порясений XX века - кризиса культуры.

От Ницше усвоили многие мыслители и писатели XX века мысль о губительном кризисе европейской культуры. Ницше устами Заратустры высказался: «Я хожу среди людей, как среди обломков будущего». Эта мысль фи-лософа оказалась «увертюрой» для ушедшего столетия. М. БюторУ в середине 50-х годов писал: «Мы находимся в ситуации, когда стены разваливаются и речь идет о наилучшем использовании обломков, которые сохраняются в пыли... мы не знаем и не можем знать, где мы находимся... куда идем». Да, тревожная атмосфера XX века развалила стены мира, Европа горела в вой-нах, несмотря на то, что она была философской школой, духовным центром мыслителей. Но высокий разум философов не смог удержать политиков - их раздоры привели к мировым войнам, к тем трагедиям, что пережило двадцатое столетие.

По многим признакам мир XX века оказался в сознании людей именно таким миром, в котором невозможно жить, потеряв надежду, не проделав духовной работы по переосмыслению, оформлению его в доступную человеку форму существования. Перед человеком встали экзистенциальные проблемы существования, вызванные кризисными ситуациями; в нем умерло божественное начало, проблемы выживания толкали его на неправедные пути в жизни.

'Ortega Y Gasst J. Historia como sistema. Obras completas. Madrid, 1947. T. VI. P. 41.

11Лапин Н. Тяжкие годы России //«Мир России», 1992. № 1. С. 10 - 11. Х11Цит. по: Ф. Дюрренматт. В 2-х т. Киев, Ф1ТА,1996. Т. 2. С. 307.

"Камю А. Миф о Сизифе //Бунтующий человек. М.: Политическая литература,1990. С. 52.

vM. Бютор, французский писатель, один из создателей жанра «новый роман».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.