ФИЛОСОФИЯ КОММУНИКАЦИИ. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(АСПИРАНТУРА)
Карелин В.М. ©
Доцент, кафедра социальной философии, Российский государственный гуманитарный университет
Аннотация
Учебная программа дисциплины «Философия коммуникации» для аспирантов, обучающихся по направлению 47.06.01 - Философия по специальности 09.00.11 - Социальная философия. Включает тематический план, содержание разделов и перечни рекомендуемой литературы.
Ключевые слова: философия коммуникации, учебная программа, тематический план, социальная философия коммуникации.
Keywords: philosophy of communication, academic course plan, social philosophy of communication, program of the discipline.
Подготовлено при поддержке РГНФ, проект № 16-36-00026.
Программа курса «Философия коммуникации» рассчитана на 18 часов лекционных и семинарских занятий. Дисциплина преподается аспирантам первого года обучения, обучающимся по направлению 47.06.01 - Философия по специальности 09.00.11 -Социальная философия. Дисциплина посвящена рассмотрению узкоспециальных современных философских теорий коммуникации.
Тема 1. Явная и неявная коммуникация (4 ч.)
Знание артикулированное и неартикулированное. Понятие практик в социологии. Коммуникативные стратегии передачи знания в контексте научных коммуникации. Проект «tacit knowledge» в посткритической философии М. Полани. Формы неявного знания и специфика его передачи в отличие от явного знания. Идея социальных эстафет в теории М. Розова, социальная эстафета как куматоид.
Литература
• Антоновский А.Ю. Понимание и взаимопонимание в научной коммуникации // Вопросы философии. 2015. № 2. С. 45-58.
• Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1980.
• Ивахненко Е.Н. Приключения неартикулированного интеллекта // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 1.
• Ивахненко Е.Н. Социальные эстафеты в оптиках коммуникативных стратегий // Реальность как социальные эстафеты. X Сократические чтения. М.: Эслан. 2015.
• Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
• Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985.
• Посконин В.В., Посконина О.В. Т. Парсонс и Н. Луман: два подхода в правопонимании. Ижевск, 1998.
• Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. М.: Новый хронограф, 2008.
Тема 2. Перформативное содержание коммуникации (5 ч.)
Перформативы и констативы, виды перформативов. Значение теории речевых актов для современной философии (аналитическая философия, политическая философия,
© Карелин В.М., 2017 г.
эстетическая теория). Перформативный поворот в философии и культуре XX века. Значение теории речевых актов для социальных наук. Констативное и перформативное как эссенциальное и процессуальное. Власть слова и власть приказа в политических коммуникациях. Политическая прагматика пропаганды, политических лозунгов, политического языка; коммуникативная сторона идеологии. Конвенциональное поле перформативных смыслов как основа для эффективного действия речевых актов.
Литература
• Вульф К. Генезис социального. Мимезис. Перформативность. Ритуал. СПб.: Интерсоцис, 2009.
• Дейк Тен А. ван. Дискурс и власть / Пер. с англ. Е.А. Кожемякина, Е.В. Переверзева, А.М. Аматова. М.: URSS; Либроком, 2013.
• Карелин В. М. Политическая прагматика перформативных высказываний // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности. Материалы VI научной конференции. М.: ИБП, 2011.
• Кузнецов В. Перформативность и уровни коммуникации // Логос. 2009. № 2.
• Остин Дж. Как совершать действия при помощи слов? // Остин Дж. Избранное. М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.
• Ситников А.П. Победа без победителей: очерки теории прагматических коммуникаций. М.: ИМИДЖ-Контакт, 2003.
• Стросон П. Намерение и конвенция в речевых актах // Философия языка. М.: Едиториал УРСС, 2010.
Тема 3. Консенсусная и диссенсусная коммуникация (5 ч.)
Легитимация знания. Кризис модерна и легитимности. «Большие нарративы» (Ж.-Ф. Лиотар) и их несостоятельность. Делегитимация в образовательных процессах. Тема легитимации знания в свете теории руинизация проекта Университета (Б. Ридингс). Коммуникативное действие и коммуникативная рациональность (Ю. Хабермас). Ю. Хабермас об аксиологии консенсуса. Конструктивное значение диссенсуса; университет диссенсуса (Ж.-Ф. Лиотар, Б. Ридингс).
Литература
• Ивахненко Е.Н. Онтология конфликта и стратегия посредничества // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. 2003. № 6.
• Карелин В.М. Диссенсус - фактор эффективной коммуникации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2015. Т. 1, № 1.
• Карелин В.М. Современный университет перед легитимационными вызовами // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 3.
• Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации / Под ред. И.Т. Касавина, В.Н. Поруса. М.: Альфа-М, 2012.
• Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998.
• Луман Н. Невероятность коммуникации / Пер. с нем. А. М. Ложеницина // Проблемы теоретической социологии. Вып 3. СПб.: СПбГУ, 2000.
• Ридингс Б. Университет в руинах. М.: ГУ-ВШЭ, 2010.
• Рокмор Т. Заметки о Хабермасе, о коммуникативном действии и о праве // Топосы философии Наталии Автономовой. М., 2015.
• Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука.
2001.
Тема 4. Коммуникативные основания современного проекта университета (4 ч.)
Университет и университетское сообщество в плане коммуникации. Понятие сообщества в современной философии. Проблематика множества. Вузовская коммуникация: «непроизводящее сообщество» (Ж.-Л. Нанси) и «неописуемое сообщество» (М. Бланшо).
Значение «непроизводимости» в описании проекта университета. Непроизводящая коммунитарность и диссенсусность университетского «мышления-вместе» (Б. Ридингс). Класс, коды и контроль в коммуникационной теории педагогического дискурса Б. Берстейна. Социально-критический потенциал университета. Литература
• Агамбен Дж. Грядущее сообщество. М.: Три Квадрата, 2008.
• Азаренко С. А. Сообщество тела. М.: Академический проект, 2007.
• Батай Ж. Внутренний опыт. СПб.: Аксиома; Мифрил, 1997.
• Бернстейн Б. Класс, коды и контроль: структура педагогического дискурса / Пер. И.В. Борисовой. М.: Просвещение, 2008.
• Бланшо М. Неописуемое сообщество. М.: МФФ, 1998.
• Карелин В.М. Критическое мышление в университете: о значении гуманитарных наук // Педагогические науки и образование в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации. Пенза: Наука и просвещение, 2016.
• Карелин В.М. Проект университета как объект философского анализа // Философия и наука: проблемы соотнесения. Алёшинские чтения - 2016: Материалы междунар. конф. Москва, 7-9 декабря 2016 г. / Отв. ред. Т. А. Шиян. М.: РГГУ, 2016.
• Петровская Е. Безымянные сообщества. М.: Фаланстер, 2012.
• Ридингс Б. Университет в руинах. М.: ГУ-ВШЭ, 2010.
• Nancy J.-L. The Inoperative Community. Minneapolis, Oxford: University of Minnesota Press, 1991.
• Readings B. Theory after Theory: Institutional Questions // From The Politics of Research. / Eds. E. Ann Kaplan and George Levine. New Brunswick, NJ: Rutgers UP, 1997.