Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ КИБЕРБУЛЛИНГА – НОВЫЙ ДИСКУРСМЕДИАЛОГИИ'

ФИЛОСОФИЯ КИБЕРБУЛЛИНГА – НОВЫЙ ДИСКУРСМЕДИАЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
510
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кибербуллинг / кибермоббинг / тролинг / флейм / оскорбления / угрозы / игровые порталы / социальные сети / видеохостинги / форумы / конфликт / месть / злоба / cyberbullying / cybermobbing / trolling / flame / insults / threats / game portals / social networks / video hosting / forums / conflict / revenge / anger

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Божедаров Дмитрий Александрович, Крыгина Евгения Александровна

Сетевое медиакоммуникационное пространство, возникшее вопреки институциональным ограничениям, развиваясь в контексте протеста против классических морально-этических устоев, требует от автора коммуникационного акта (актора) динамичной коммуникативной активности поступательного характера с контентом, способным привлечь внимание любым способом. Методы проявления коммуникативной деятельности полностью базируются на уровне инкультурации личности актора, если она представлена в потоке оригиналом, а не тиражированным образом второго, третьего и т.д. порядка. Возникает проблема антисоциальных проявлений, нанесения «коммуникативных» травм, искажения реальности, построения, не отвечающего истинному положению дел, ареолу и т.д. Следовательно, данное явление требует глубокого изучения, в результате которого необходимо открыть основные причины возникновения асоциальных коммуникативных явлений, их структуру, терминологический аппарат и иные системные закономерности, которые позволят в дальнейшем влиять на маргинальное внутрисетевое поведение, представляющее угрозу безопасности во внесетевом социальном поле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Божедаров Дмитрий Александрович, Крыгина Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHY OF CYBERBULLING A NEW DISCOURSE OF MEDIALOGY

The network media communication space, which has emerged in spite of institutional constraints and is developing in the context of a protest against classical moral and ethical foundations, requires the author of a communication act (actor) to be dynamic and communicative in a progressive manner with content that can attract attention in any way. Methods of manifestation of communicative activity are completely based on the level of inculturation of the actor’s personality, if it is represented in the flow by the original, and not by a replicated image of the second, third, and so on, order. There is a problem of antisocial manifestations, causing “communicative” injuries, distortion of reality. Therefore, this phenomenon requires a deep study, as a result of which it is necessary to discover the main causes of the emergence of asocial communicative phenomena, their structure, terminological apparatus and other systemic patterns that.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ КИБЕРБУЛЛИНГА – НОВЫЙ ДИСКУРСМЕДИАЛОГИИ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11246 БОЖЕДАРОВ Дмитрий Александрович,

кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики филологического факультетаНационального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева,

e-mail: db13@rambler.ru

КРЫГИНА Евгения Александровна,

студентка филологического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева,

e-mail: zhenyakrigina@yandex.ru

ФИЛОСОФИЯ КИБЕРБУЛЛИНГА -НОВЫЙ ДИСКУРСМЕДИАЛОГИИ

Аннотация. Сетевое медиакоммуникационное пространство, возникшее вопреки институциональным ограничениям, развиваясь в контексте протеста против классических морально-этических устоев, требует от автора коммуникационного акта (актора) динамичной коммуникативной активности поступательного характера с контентом, способным привлечь внимание любым способом. Методы проявления коммуникативной деятельности полностью базируются на уровне инкультурации личности актора, если она представлена в потоке оригиналом, а не тиражированным образом второго, третьего и т.д. порядка. Возникает проблема антисоциальных проявлений, нанесения «коммуникативных» травм, искажения реальности, построения, не отвечающего истинному положению дел, ареолу и т.д. Следовательно, данное явление требует глубокого изучения, в результате которого необходимо открыть основные причины возникновения асоциальных коммуникативных явлений, их структуру, терминологический аппарат и иные системные закономерности, которые позволят вдальнейшем влиять на маргинальное внутрисетевое поведение, представляющее угрозу безопасности во внесетевом социальном поле.

Ключевые слова: кибербуллинг, кибермоббинг, тролинг, флейм, оскорбления, угрозы, игровые порталы, социальные сети, видеохостинги, форумы, конфликт, месть, злоба.

BOZHEDAROV Dmitry Alexandrovich,

Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Journalism of the Philological Faculty, OgarevNational ResearchMordovia State University

KRYGINA Evgeniya Aleksandrovna,

student of the Faculty of Philology, OgarevNational Research Mordovian State University

THE PHILOSOPHY OF CYBERBULLING -A NEW DISCOURSE OF MEDIALOGY

Annotation. The network media communication space, which has emerged in spite of institutional constraints and is developing in the context of a protest against classical moral and ethical foundations, requires the author of a communication act (actor) to be dynamic and communicative in a progressive manner with content that can attract attention in any way. Methods of manifestation of communicative activity are completely based on the level of inculturation of the actor's personality, if it is represented in the flow by the original, and not by a replicated image of the second, third, and so on, order. There is a problem of antisocial manifestations, causing "communicative" injuries, distortion of reality. Therefore, this phenomenon requires a deep study, as a result of which it is necessary to discover the main causes of the emergence of asocial communicative phenomena, their structure, terminological apparatus and other systemic patterns that.

Key words: cyberbullying, cybermobbing, trolling, flame, insults, threats, game portals, social networks, video hosting, forums, conflict, revenge, anger.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

Введение. К сожалению, в погоне за общественным признанием и попытками повышения собственного статуса в киберпространстве многие акторы и иные участники сетевой медиаком-муникации не всегда прибегают к методам, достойным цивилизованного человека (личности). Акторы часто травят друг друга, когда хотят завоевать признание, продемонстрировать власть и силу потому, что не способны показать их в реальной жизни. Для проявления активности необходима жизнь иная - виртуальная, свободная от обязательств перед социальными нормами и требованиями. Анализ показывает, что травля, как сетевое явление, может возникать просто от скуки. Именно последнее утверждение, основанное на результатах метода наблюдения, дает нам право построить неожиданную гипотезу, суть которой заключается в гностической активности актора. Маргинальные проявления представляют ни что иное как сенсоры, обеспечивающие сбор информации об окружающем сетевом пространстве. Агрессивное воздействие на посторонние коммуникативные объекты объясняется низким уровнем коммуникационной инкультурацией и отсутствием способностей иным способом познавать окружающий мир. Таким образом, позиция «миронаблюда-теля» приобретает созидательный характер. Придавая агрессивный импульс, актор получает столь же агрессивную реакцию или иную реакцию, позволяющую расширить круг представлений об окружающей активности, в результате создаются новые соотношения (отношения) между сетевыми акторами. Описывая подобный процесс в медиа-коммуникационном сетевом пространстве Е.И. Ярославцева утверждает, что сила соотношений во многом определяет модели поведения[10,с. 39].

Актуальность. Данное исследование в настоящее время в свете громких явлений в сетевом медиакоммуникационном пространстве, призывающих, в т.ч. и несовершеннолетних к антисоциальным действиям, приводящим к суицидальным попыткам и преступным действиям, требует теоретического осмысления и определения подходов влияния на формирование контента. На сегодняшний день все большее беспокойство вызывает нетранспорентная политика руководства социальных сетей, которые по своему усмотрению запрещают или цензурируют контент пользователей. Бесспорно, соцсети таким образом откровенно манипулируют общественным мнением.

Цель исследования:

- определить место явлению «травли» в сетевой медиакоммуникации;

- определить основной терминологический состав данного явления;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

- определить причины возникновения данного явления;

- определить структуру данного явления;

- определить перспективы развития данного явления и способность его конвергенции относительно иных явлений сетевого медиаком-муникативного пространства.

Цель исследования может быть достигнута в ходе анализа процесса проявления интернет-агрессии в виде травли иных коммуникативных объектов. По нашему мнению, агрессивная травля может выступать не только в качестве околомаргинальной коммуникации, но и в роли сенсорного приема при познании окружающего мира и самопознания. На наш взгляд, гностические медиаком-муникативные проявления приобретают агрессивные черты под влиянием низкого уровня инкульту-рации, и, в частности медиакультуры личности, проявляющей сетевую киберактивность.

Цель исследования может быть достигнута в ходе решения следующих задач:

- определить предпосылки возникновения данного явления в условиях сетевого медиаком-муникационного пространства;

- выявить координаты агрессивной травли в условиях сетевого медиакоммуникативного пространства;

- выделить из массы терминов наиболее характерные для анализируемого нами процесса;

- определить способы ведения агрессивной коммуникативной политики в условиях сетевого медиакоммуникационного пространства на основе наблюдения за поведением сетевых акторов;

- выделить системные виды агрессивного интернет-преследования;

- проанализировать и прогнозировать возможные социальные последствия ведения агрессивной коммуникативной политики в виде травли преследования) иногоактора;

- определить подходы к внешнему влиянию на исследуемые нами процессы;

- определить перспективы организации социально-психологической помощи пострадавшим от агрессивного преследования акторам.

Научная новизна заключается в том, что автор в условиях специально организованной научно-учебной лаборатории впервые выявляет системные возможности активного проявления одного из самых распространенных сегментов сетевого медиакоммуникационного пространства. В ходе исследования определяется и находит теоретическое обоснование не только структура кибербуллинга, но определяются способы защиты от его агрессивных проявлений.

Методология и методы исследования. В связи с тем, что в контексте современной науки практически отсутствуют фундаментальные

исследования функциональности сетевого медиа-коммуникационного пространства, автор применяет метод анализа отдельных попыток теоретического осмысления выбранного объекта. Автор самостоятельно, опираясь на собственный практический опыт и эмпирические познания,разрабатывает приемы и методы исследования проблемы. Активно используется метод экстраполяции имеющихся теоретических выводов, метод фиксации фактов и наблюдения.

Результаты исследования и их обсуждение. Большинство терминов сетевого медиаком-муникационного пространства (СМКП) имеют англоязычное происхождение. Так, в английском языке есть термин «bully», это лексема аналогична русской - «хулиган». Таким образом, в образовательных учреждениях США обозначают детей с проблемами в воспитании и девиантных подростков, которые демонстрируют в своем поведении различные отклонения от социальных норм. Согласно некоторым данным, в настоящее время 40-64% подростков демонстрируют именно такое отношение к окружающему социуму[4].

Соответственно, кибербуллинг - это аналог девиантного поведения в условиях сетевого медиакоммуникационного пространства.

Однако природа девиации, согласно нашему утверждению, в данном случае имеет неоднозначный характер. Полагаем, что, вооружившись электронно-цифровыми средствами проявления социальной активности, актор пытается познать окружающий социум и самого себя, используя приемы соответствующие уровню его медиакуль-туры. Еще одно понятие, которое впервые появляется в теории сетевой медиакоммуникации -«актор»- это коммуникационный объект, проявляющий активность в сетевом медиапростран-стве. Процесс интернет-травли, или кибербуллинг мы рассматриваем как комплекс намеренных оскорблений, угроз и сообщений с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени. Мы видим, как важно агрессору (актору) вызвать реакцию оппонента, вызвать для того, чтобы оценить ее, возможно, примерить на себя, найти в ней новые методы перцепции или защиты от других подобных себе агрессивных акторов. Такая активность отражает поведение в молодежной (подростковой) среде [7].Бесспорно, государственные институты обязаны детально регламентировать эти действия в Интернете [8]. Крайне важно создать необходимые условия для адаптации к новому ареалу обитания, достижения т.н. «киберсоциализации». Этим и объясняется наш профессиональный интерес к изучению темы бул-линга, как явления в сетевом медиакоммуникаци-онном пространстве. Если рассматривать явле-

ние глубинно, то обнаруживаются новые социально-педагогические проблемы. Для более эффективного изложения результатов нашего исследования мы используем концепцию о киберсоциализации В.А. Плешакова, который указывает на неизбежность данного процесса, ссылаясь на то, что не вошедший в этот процесс человек не только не может считаться успешным, но и стиль его поведения в современной парадигме будет расцениваться как «мовитон». «У современной молодежи - активных пользователей социальных сетей и других ресурсов интернет-среды - иначе, чем у "киберстерильных" представителей населения, организуется жизнедеятельность, развиваются интеллектуально-познавательные способности, они по иному воспринимают внешний мир и составляющее его окружение - как бы в ином социально-временном сетевом измерении». Речь идёт не только о навыках владения современными информационно-коммуникационными технологиями и компьютерной техникой, но и об изменениях фундаментальных духовно-культурных структур, понятийного поля и многообразных представлений, мировоззрения [6, с. 68-76]. Излагая результаты исследования, мы не ставим задачу оправдать акторов, проявляющих агрессию и преследование в сетевой медиакоммуника-тивной среде, запуская процесс буллинга. Мы обязаны изучить глубинные механизмы такого рода социальных процессов для того, чтобы обнаружить подходы к управлению данным процессом с целью снижения негативных последствий и травматизма.

Что касается причин возникновения буллинга в сетевой медиакоммуникативной среде, то их может быть безграничное множество. Наиболее часто распространённые из них - это: реальные и мнимые конфликты на почве национальных, политических и культурных различий или-межличностных противоречий[9]. Люди травят в процессе коммуникации друг друга из-за мести, злобы или зависти, не имея смелости высказать претензии в лицо.

Форм психологического давления очень много, но системным образующим фактором при их формировании являются возможности цифровых технологий и самого Интернета. Данная совокупность предопределяет некую функциональную структуру.

1. Буллинг не имеет временных ограничений, причем ни координатных, ни объемных. Процесс может иметь круглосуточный характер течения.

2. Скорость буллинговых проявлений не ограничена, труднопредсказуемо место и время появления главного контента, как текста, так и изображения. Контент может копироваться, тира-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

жироваться, изменять форматы, адаптируясь к различным мессенджерам.

3. Практически не распознаваемый преследователь. Актор использует синдром симулякра, тиражирует иные мифические виртуальные личности, что не только не позволяет, но и обеспечивает высокий уровень перцепции.

Анализируя имеющуюся терминологию, употребляемую в зоне буллинга, данное сетевое явление можно разделить на следующие фиксированные виды.

Флейминг - замечания, вульгарные сообщения, унизительные комментарии, оскорбления. Вспышка гнева, которая может привести к травле. Булеры спокойны и намеренно пишут провокационные сообщения, выводя жертву из себя. Жертва целенаправленно вовлекается в психологическую игру. Объект подлавливается на ответах и высмеивается.

Хейтинг. Полноценная травля. Массированные негативные комментарии, усиленные оскорблениями в адрес одного объекта могут поступать от группы акторов одновременно. Такое воздействие часто испытывают публичные акторы, которые выступают с различными заявлениями, определениями политических позиций, представления чьего-то мнения ит.д.

Харасмент. Домогательства с сексуальным окрасом. Целенаправленные кибератаки. Объект неожиданно для себя получает их от реальных знакомых акторов или от фейков.

Киберсталкинг. Крайняя форма харасмента - протяженное во времени домогательство, в т.ч. с элементами преследования. Харасментом можно считать присланную в сетях непристойную фотографию, возможно даже сфабрикованную посредством фотомонтажа. Киберсталкинг же в отличие от харасмента имеет характер преследования. Оставление следов на каждом публичном профиле, в пабликах часто в виде негативных комментариев.

Диссинг (клевета). Очернение репутации, распространение слухов и сплетен. Актор готов к генерации любой негативной информации. Часто обработке подвергается перехваченная переписка в соцсети.

Фрейпинг и кетфишинг. Анонимный и намеренный буллинг. Одним из системных способов его проявления является взлом личного акаунта (фрейпинг) и распространение от имени объекта разрушающего соотношения контента. Цель -выставить объект в смешном, нелепом, нелогичном и т.д. виде. Отличие кетфишинга заключается в том, что здесь взлом не является системным проявлением. В этом случае создается и транслируется симулякр, который пародирует объекта с негативными проявлениями.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

Аутинг (разглашение персональных данных). Имеется в виду обнародование доходов и расходов объекта, распространение интимного видео и фото (часто похищенное).

Бойкот (социальная изоляция). Игнорирование и исключение объекта из всех групповых переписок, что существенно ударяет по его общественному статусу и лишает необходимой для активной жизнедеятельности информации.

Грифинг. Буллинг участников в многопользовательских играх. Гриферы ставят перед собой задачу всего лишь задеть остальных пользователей, а не победить их.

Угроза физической расправы (запугивание). К сожалению, пусть и в меньшей степени, но в зоне буллинга отмечаются и такие системные проявления. В Сети могут открыто или завуалировано, что еще действеннее, угрожать причинением вреда и даже убийством. Могут назначать время и место. Осуществляют демонстративные попытки выяснения местонахождения объекта.

Один из первых примеров общественного сетевого буллинга стали раскрытые отношения стажерки из Белого дома Моники Левински и президента США Билла Клинтона (1998 г.). Это можно считать официальным стартом такого сетевого явления, как буллинг. Это явление международное, однако в России, как и многие иные сетевые коммуникационные проявления, он практически не изучен, соответственно, страна не имеет собственных методик предотвращения подобных явлений и их негативных асоциальных последствий.

Среди системных последствий и травм, полученных от буллинга, можно выделить следующие:

-возникновение проблем со здоровьем. Бессонница, головные боли, депрессия. Возникновение психосоматических заболеваний;

-возникновение психологических проблем. Объект замыкается в себе, роняет собственную самооценку, отказывается от публичного самовыражения, прекращает не только бороться. Но и проявлять активность вообще. Объект способен вживаться в образ жертвы;

-самоубийство. Ощущения безысходности, беспомощности, одиночества порождают суицидальные мысли. Особенно если в качестве объекта оказываются подростки с неустойчивой психической личностной организацией.

Среди системных методов борьбы с проявлениями буллинга можно выделить следующие:

-не выкладывать объемную личную информацию в социальные сети. Быть сдержанным актором. Открыть возможность просмотра для ограниченного круга пользователей сетевым медиакоммуникационным пространством;

-настроить режим приватности.

Заключение. Институционального ограничения относительно кибербуллинга не существует. Иначе он бы не соответствовал сетевой медиа-коммуникативной среде и вышел бы за ее пределы в традиционное медиакоммуникационное пространство. Отметим, что отдельные сегменты буллинга (кейсы) могут попадать под действие норм УК РФ (ст. 129, 130, 137, 119 и 110) [1]. Конечно же, доказательная база при ее формировании требует особого подхода и не всегда доходит до судебного следствия в целостном формате. Если рассматривать юридическое поле иных стран, то можно отметить их более совершенное в этой области законодательство. Например, в Новой Зеландии с 2013 г. можно получить наказание в виде лишения свободы за доказанный буллинг. В Германии кибербуллинг считается деликтом - проступком, влекущим до 10 лет лишения свободы. В США Закон ограничивает активность кибербуллинга в отдельных штатах (Миссури и Нью-Джерси) [2; 3; 5].

Список литературы:

[1]Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06.1996 г. (посл. ред.) [Электронный ресурс].URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 22.11.2020).

[2] Голованова Н.А.Новые формы онлайн-преступности за рубежом // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2019. - № 3. -С. 42-57.

[3] Голованова Н.А. Проблемы борьбы с бул-лингом // Журнал российского права. - 2018. - № 8 (260). - С. 113-123.

[4] Девиантное поведение подростков [Электронный ресурс]. 25.09.2019. URL: https://www. krasotaimedicina.ru/diseases/children/adolescent-deviant-behavior (дата обращения: 22.11.2020).

[5] Моисеева А.И. О международном опыте преодоления буллинга // Обзор. НЦПТИ. - 2018. -№ 4 (15). - С. 30-37.

[6] Плешаков В.А. Киберсоциализация и православие: к постановке проблемы о духовно-нравственном развитии и воспитании российских школьников и студенческой молодежи // Вестник ПСТГУ. - 2010. - № 2 (17). - С. 68-76.

[7] Ральникова Л.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: причины и проявления // Северо-Кавказский психологический вестник. -2015. - № 13/3. -С. 34-41.

[8] Рыжов В.Б. Правовоерегулирование и государственное администрирование поведения несовершеннолетних пользователей в Интернете:

зарубежный опыт [Электронный ресурс] // NB^-министративноеправоипрактикаадминистрирова-ния. - 2020. - № 1. - С. 24-30. URL: https://author. nbpublish.com/wl/article_33208.html (дата обращения: 22.11.2020).

[9] Семыкина О.С. Противодействие кибер-преступности за рубежом // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2016. - № 6. - С. 34-52.

[10] Ярославцева Е.И. Человек в современной сетевой парадигме: монография. - М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2011. - 352 с.

Spisokliteratury:

[1] UgolovnyjkodeksRossijskojFederacii № 63-FZ ot 13.06.1996 g. (posl. red.) [Elektronnyjresurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_10699/ (data obrashcheniya: 22.11.2020).

[2] Golovanova N.A. Novyeformyonla-jn-prestupnosti za rubezhom // Zhurnalzarubezh-nogozakonodatel'stva isravnitel'nogopravovedeniya.

- 2019. - № 3. - S. 42 - 57.

[3] Golovanova N.A. Problemybor'by s bullingom // Zhurnalrossijskogoprava. - 2018. - № 8 (260). - S. 113-123.

[4] Deviantnoepovedeniepodrostkov [Elektronnyjresurs]. 25.09.2019. URL: https://www.krasotai-medicina.ru/diseases/children/adolescent-devi-ant-behavior (data obrashcheniya: 22.11.2020).

[5] Moiseeva A.I. O mezhdunarodnomopytepre-odoleniyabullinga // Obzor. NCPTI. - 2018. - № 4 (15).

- S.30-37.

[6] Pleshakov V.A. Kibersocializaciyaipravosla-vie: k postanovkeproblemy o duhovno-nravstven-nomrazvitiiivospitaniirossijskihshkol'nikovistu-dencheskojmolodezhi // Vestnik PSTGU. - 2010. - № 2 (17). - S. 68-76.

[7] Ral'nikova L.A. Deviantnoepovedenie-nesovershennoletnih: prichinyiproyavleniya // Seve-ro-Kavkazskijpsihologicheskijvestnik. - 2015. - № 13/3. - S. 34-41.

[8] Ryzhov V.B. Pravovoeregulirovanieigosu-darstvennoeadministrirovaniepovedeniyanesover-shennoletnihpol'zovatelej v Internete: zarubezhny-jopyt [Elektronnyjresurs] // NB: Administrativnoepra-voipraktikaadministrirovaniya. - 2020. - № 1. - S. 24-30. URL: https://author.nbpublish.com/wl/arti-cle_33208.html (data obrashcheniya: 22.11.2020).

[9] Semykina O.S. Protivodejstviekiberprestup-nosti za rubezhom // Zhurnalzarubezhnogozakonod-atel'stvaisravnitel'nogopravovedeniya. - 2016. - № 6.

- S.34-52.

[10] Yaroslavceva E.I. Chelovek v sovremenno-jsetevojparadigme: monografiya. - M.: Kanon+, ROOI «Reabilitaciya», 2011. - 352 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.