Научная статья на тему 'Философия как базовая дисциплина для технических направлений бакалавриата и специалитета'

Философия как базовая дисциплина для технических направлений бакалавриата и специалитета Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
231
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ / НЕМИНУЕМЫЙ ОПЫТ / ЦЕННОСТИ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МЕНЕДЖМЕНТ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ / PHILOSOPHY AS AN ACADEMIC DISCIPLINE / TECHNICAL STUDENTS / WORLDVIEW / GENERAL CULTURAL COMPETENCES / REFLECTIVE ANALYSIS / "INEVITABLE" EXPERIENCE / VALUES / CIVILIZATIONAL APPROACH / RUSSIAN PHILOSOPHY / EDUCATIONAL PROGRAM / MANAGEMENT / GLOBAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Безгодов Дмитрий Николаевич, Вологин Евгений Анатольевич, Шилова Светлана Владимировна

В статье предложен опыт обоснования ряда дидактических принципов и содержательных компонентов курса философии для технических направлений бакалавриата и специалитета. Обосновывается истолкование предмета и метода философии как рефлексивного анализа «неминуемого опыта», значимым сегментом которого полагаются ценности. Изучение высших социальных ценностей и метода их анализа рассматривается как ключевая предпосылка освоения студентами дисциплины «Менеджмент», и в частности теории организационной культур^!-, что способствует развитию у будущих бакалавров и специалистов необходимых управленческих компетенций. Отмечена ключевая роль философии в исследовании и принятии личностью определённой мировоззренческой парадигмы. Темы «Цивилизационный подход» и «Русская философия» представлены в качестве инструментов содержательной интеграции аудиторных и внеаудиторных форм патриотического воспитания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Безгодов Дмитрий Николаевич, Вологин Евгений Анатольевич, Шилова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy as an academic discipline for technical undergraduates and specialist degree students

The article focuses on substantiating a number of didactic principles and content components of the course of philosophy for undergraduates and specialist degree students of technical majors. The authors ground the interpretation ofthe subject and method of philosophy as a reflexive analysis of so called "inevitable" experience, and the values as its significant segment. The study of higher social values and the method of their analysis is considered as a key prerequisite for learning the discipline "management" by students, and, in particular, the theory of organizational culture, which can be viewed as a basis for the development of future bachelors' and specialists' managerial competencies. The authors dwell on the key role of philosophy in the study and acceptance of a certain worldview paradigm. The themes "Civilization approach" and "Russian philosophy" are presented as instruments for the content integration ofclassroom and extracurricular forms ofstudents' patriotic education.

Текст научной работы на тему «Философия как базовая дисциплина для технических направлений бакалавриата и специалитета»

философия как базовая дисциплина для технических направлений бакалавриата

и специалитета

Безгодов Дмитрий Николаевич - советник при ректорате. E-mail: [email protected] Вологин Евгений Анатольевич - канд. филос. наук, доцент, кафедра философии и методологии образования. E-mail: [email protected]

Шилова Светлана Владимировна - канд. техн. наук, директор Института фундаментальной подготовки. E-mail: [email protected]

Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, Россия Адрес: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, 13

Аннотация. В статье предложен опыт обоснования ряда дидактических принципов и содержательных компонентов курса философии для технических направлений бакалавриата и специалитета. Обосновывается истолкование предмета и метода философии как рефлексивного анализа «неминуемого опыта», значимым сегментом которого полагаются ценности. Изучение высших социальных ценностей и метода их анализа рассматривается как ключевая предпосылка освоения студентами дисциплины «Менеджмент », и в частности теории организационной культуры, что способствует развитию у будущих бакалавров и специалистов необходимых управленческих компетенций. Отмтена ключевая роль философии в исследовании и принятии личностью определённой мировоззренческой парадигмы. Темы «Цивилизационный подход» и «Русская философия» представлены в качестве инструментов содержательной интеграции аудиторных и внеаудиторных форм патриотического воспитания студентов.

Ключевые слова: философия, мировоззрение, общекультурные компетенции, рефлексивный анализ, неминуемый опыт, ценности, цивилизационный подход, русская философия, образовательная программа, менеджмент, глобальные проблемы современности

Для цитирования: Безгодов Д.Н, Вологин Е.А, Шилова С.В. Философия как базовая дисциплина для технических направлений бакалавриата и специалитета // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 135-143.

В сложившейся социокультурной ситуации только философия сохраняет приоритетный исследовательский интерес к объективным ценностям, а потому в контексте современной высшей школы именно курсу по философии принадлежит ведущая роль в формировании интегративного ценностного профиля учебно-воспитательного процесса. Во всяком случае, такое положение вещей представляется верным для российской высшей школы, что в значительной степени обусловливает соответствующее повышенное внимание к философии как вузовской дисциплине [1].

Сама природа философского знания противится рубрикациям любого рода и частным приложениям. В силу всеобщности предмета легко обнаруживая семантические связи со знанием любой дисциплинарной прописки, а следовательно, легко дивер-сифицируясь на любое количество отраслей, направлений, даже отдельных проблем научного и иного знания, философия, тем не менее, всегда тяготеет к своему онтологическому ядру, логически стремясь преобразовать любое своё «частное приложение» в версию фундаментальной онтологии. Но реалии высшей школы всё-таки обязывают

определять специфику курса философии в зависимости от общего профиля подготовки (естественнонаучный, гуманитарный, технический), хотя бы потому, что программы технических направлений, как правило, предусматривают для философии минимальное количество часов и, соответственно, курс философии реализуется в рамках таких программ в условиях жёсткого дефицита времени. Впрочем, это общее положение гуманитарных дисциплин в программах подготовки по техническим направлениям в современных российских вузах [2]. В контексте программ гуманитарных направлений профессиональной подготовки общие гуманитарные теории, включая философские, находят специальные приложения. Напротив, в программах технической направленности роль гуманитарных дисциплин не может быть обоснована возможностью специальных приложений базовых гуманитарных теорий в рамках общепрофессиональных и профильных дисциплин, как это легко делается в отношении общих естественнонаучных теорий. Студентам-технарям приходится указывать на иные резоны в пользу изучения философии.

Философическая суперкомпетенция

Среди множества общекультурных и универсальных компетенций, зафиксированных в ФГОС бакалавриата и специалитета по самым разным направлениям подготовки, наиболее релевантной философии и удачной по формулировке представляется следующая: «способность использовать основы философских знаний для формулировки мировоззренческой позиции» (см., например, ФГОС 05.03.06 Экология и природопользование (бакалавриат))1. И дело здесь не только в наличии в дефиниции слова-мар-

1 Приказ от 11 августа 2016 г. N 998 об утверждении ФГОС ВО по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/news/2/1921

кера «философия», хотя на этом моменте стоит кратко задержаться. Слова-маркеры в дефинициях компетенций - это поистине конструктивный и глубоко гуманный шаг навстречу научно-педагогическому сообществу со стороны разработчиков соответствующих ФГОС. Они избавляют от утомительных и малопродуктивных схоластических споров внутри конкретных вузовских коллективов преподавателей о логике привязки общекультурных компетенций к конкретным дисциплинам; особенно ценно это обстоятельство в случае базовых дисциплин, таких как философия.

Но главное в приведённой формулировке - это указание на актуальность мировоззренческой позиции для обучающихся по соответствующей программе и на мировоззренческий потенциал философии. Казалось бы, ничего нового. Однако в современном контексте такая классическая фиксация мировоззренческой функции философии исключительно важна: тем самым, по крайней мере, декларируется отказ от узкопрофессионального, крайне прагматичного понимания задач высшей школы.

При этом представляется возможным показать, что философия как образовательная дисциплина способна содействовать не только личностному развитию обучающихся - через содействие их мировоззренческому самоопределению, - но и общепрофессиональному. Поэтому прежде чем обсудить фундаментальную мировоззренческую функцию философии, оценим её потенциал в обеспечении будущей эффективной профессиональной деятельности студентов-бакалавров или специалистов.

Редукция к менеджменту

«Сомнительная научность» и «практически несомненная непрактичность» - такие оценки философии достаточно широко распространены, что в контексте системы профессионального образования побуждает философию к регулярному воспроизводству самооправданий. Зачем нужна философия

профессиональным айтишникам, инженерам-строителям, нефтяникам, газовикам, энергетикам и т.д.?

Предлагаемый ответ: редукция к менеджменту. Подавляющее большинство программ высшего образования предполагают, что будущая профессиональная деятельность студентов включает в себя исполнение значительной доли управленческих функций. В самом деле, инженер практически в любой отрасли работает с техникой и технологиями не непосредственно, а в коллективе специалистов. Он должен знать не только производственный процесс, но и законы организации производственного коллектива: как отличить спеца от дилетанта, как сплотить группу, как объяснить исполнителю задачу, как состыковывать работу своих подчинённых со смежниками, как побудить их учиться дальше, как быстро адаптировать молодого специалиста, как, в конце концов, отстоять перед руководством правильность своих решений и эффективность деятельности коллектива. Поэтому учебная дисциплина «Менеджмент» объективно должна занимать в программе подготовки бакалавра или специалиста важное место.

Менеджмент относят к дисциплинам экономическим, что, конечно, справедливо. Однако наряду с экономическим знанием менеджмент интегрирует знания из области точных наук и, конечно, гуманитарных. В конце концов, искусство управления - это искусство управления людьми. Один из важнейших гуманитарных разделов этой дисциплины - теория мотивации персонала организаций. Значительное место в менеджменте занимают теории лидерства. Но самый синтетический и пёстрый в гуманитарном отношении раздел образуют теории организационной культуры. Теоретическое описание феномена организационной культуры предполагает привлечение теоретического ресурса множества гуманитарных наук: культурологии, психологии, социологии, лингвистики, антропологии. Особая роль принадлежит философии.

В соответствии с логикой функционирования организационной культуры, раскрытие которой не входит в задачи настоящей работы [3-6], декларируемые ценности организации имеют основополагающее значение. Чёткое определение и убедительное обоснование ценностей организации - это всегда первая на очереди и наиболее сложная задача в процессе любого значимого управленческого воздействия на культуру организации. Артефакты или символы есть лишь средства выражения ценностей, а базовые предположения персонала есть лишь результат принятия или отвержения тех или иных ценностей. Поэтому любому управленцу необходимо, как минимум, понимать ценности своей организации и их значение для её эффективной деятельности, а в идеале он должен уметь анализировать ценности: различать их, определять их феноменальное содержание, а также экзистенциальный и прагматический вес.

Философия как рефлексивный анализ ценностей

Ценности являются объектом изучения разных наук. Но именно в философии выработан метод их объективного описания и сопоставления. В общем виде этот метод может быть обозначен как рефлексивный анализ. В применении к ценностям можно назвать его аксиологическим анализом. Термин «рефлексивный анализ» автор заимствует у американского феноменолога Лестера Эмбри, разделяя с ним феноменологическое понимание философии [7]. Значение и смысл рефлексивного анализа могут быть конструктивно раскрыты в связи с описанием предметного поля философии.

В отношении переживания знания все предметы действительности могут быть разделены на три категории: предметы, в отношении которых человек уверен, что он их знает; предметы, в отношении которых человек уверен, что он их не знает; предметы, в отношении которых человек не уверен, что он их знает, и при этом уверен, что не может

их не знать. Поясним. Предмет здесь понимается в гносеологическом смысле, то есть это не обязательно физическая, имеющая пространственное определение вещь; предмет - это любое нечто, на чём фиксируется внимание. Знанием здесь именуется такое состояние сознания (внутреннего мира) человека, при котором предмет оказывается различённым в действительности и получившим особую маркировку в ряду других различённых предметов, так что полученная маркировка впоследствии, при любом попадании предмета в поле оперативной деятельности человека, позволяет ему тратить меньше усилий на различение данного предмета. В переживании знания отчётливо фиксируется различие субъективной и объективной сторон знания, при очевидной принадлежности той и другой внутреннему миру субъекта. Итак, человек может сомневаться относительно истинности того или иного знания, которым он располагает. Однако различие в степени уверенности по поводу истинности того или иного знания не вызывает сомнений по причине субъективной непосредственности предмета такого различения - это очевидное состояние сознания. Рассмотрим выделенные выше категории предметов действительности.

Первая - предметы, в отношении которых человек уверен, что он их знает, - это прежде всего предметы житейского обихода и профессиональной деятельности. Но главное, конечно, не в принадлежности какой-то сфере жизнедеятельности, а в их принципиальной определимости. На вопрос относительно такого рода предмета («Что это?») человек даёт достаточно быстрый и уверенный ответ. Молоток - инструмент для забивания гвоздей, это цилиндрический кусок железа на деревянной ручке; мобильный телефон - компактное переносное устройство, обеспечивающее речевое общение между людьми на больших расстояниях. Если в определении такого рода предметов у человека и возникают затруднения, то он прибегает к демонстрации предметов; нако-

нец, он может вовлечь вопрошающего в процесс использования этих предметов. Причём речь здесь идёт о быстром тривиальном вовлечении. Да, в этом мире есть предметы, которые нам кажутся простыми, и мы просто уверены, что хорошо знаем их.

Другой род предметов в отношении нашего переживания знания - это предметы, относительно которых мы твёрдо уверены, что не знаем их. Кажется парадоксальным: если мы их не знаем, то какая же может быть по их поводу уверенность? Однако, во-первых, опыт явно свидетельствует, что мы зачастую имеем дело с предметами, данными нам только в форме предметности, но никак не представленными их содержанием. Таков любой незнакомый предмет, мельком замеченный в руках прохожего; таков любой издалека приближающийся предмет, пока мы не разглядели, что это конкретно. Если же принять во внимание категорию знаков, то этот второй род предметов становится очень большим - любое незнакомое слово, которым явно нечто обозначается, говорит нам о предмете, которого мы не знаем. В пользу того, что слова из энциклопедии имеют смысл и референт, свидетельствует наш коммуникативный опыт. Мы знаем людей, которые знают некоторые такие предметы, относительно которых мы уверены, что не знаем их. И, кстати, чаще всего мы не расстраиваемся по поводу своего такого незнания, поскольку считаем такого рода предметы узкоспециальными: синекдоха или анакруза - удел литературоведов; квазары или пульсары - астрономов; фракталы - математиков; кварки - физиков. Мы верим, что за этими словами стоит какая-то реальность, но мы уверены, что мы её не знаем.

И есть ещё один, третий род предметов действительности в отношении нашего переживания знания. Это предметы, в отношении которых у нас нет твёрдой уверенности, что мы их знаем, но при этом мы уверены в том, что не можем их не знать. В самом деле, такие предметы, как истина, время, любовь, свобода и т.п., представляются нам знакомы-

ми, и не только посредством обозначающих их слов. Мы понимаем, что за соответствующими словами кроется некая реальность, с которой мы имеем дело. Это придаёт нам уверенность в оперировании этими словами. Более того, мы уверены, что каждый взрослый, если под взрослым понимать человека с актуализированным сознанием, то есть сознающего себя сознательным существом, имеет их в своем опыте. Последний факт даёт основание называть такого рода предметы элементами «неминуемого опыта».

Именно эти предметы - предметы неминуемого опыта - представляются преимущественным предметным полем философии. А ценности являются подмножеством элементов неминуемого опыта, изучение которого наиболее актуально в современном мире. Разумеется, специфику философии составляет сочетание занятости собственным предметным полем и применения собственного философского метода исследования, который вслед за Лестером Эмбри мы назвали выше рефлексивным анализом. Анализ здесь понимается как деятельность по различению. Рефлексия - это осознание актов сознания, практическим результатом которого всегда является различение акта сознания и предпосылок, делающих данный акт сознания возможным. Таким образом, мы приходим к определению дела философии: рефлексивный анализ неминуемого опыта человека.

Философия как введение в понимание мировоззренческих парадигм

В соответствии с типологией парадиг-мальных установок мышления логично выделить пять мировоззренческих парадигм: обыденную, научную, философскую, художественную, религиозную [8]. Философской установке свойственно притязание на выход за пределы собственного аксиоматического каркаса с целью максимальной реализации собственных типологических характеристик. Поэтому так естественно возникновение философии науки, философии искус-

ства, философии религии, как и философии повседневности. Конечно, возможна и наука о религии, наука об искусстве, наука о науке (наукометрия). Но наука погружается в изучение конкретных форм выражения и реализации установок мышления, их социальных, культурных и иных следствий. А философия остаётся на уровне парадигмальных принципов, констатирующих ту или иную установку, и тем самым предметом философского исследования в отношении любой установки становится именно её мировоззренческий потенциал.

При этом историко-философский компонент общего курса европейской и русской - как части европейской - философии даёт возможность продемонстрировать эпохальные философские стратегии анализа и обоснования всех типов мировоззренческих парадигм. Античная философия акцентирует мировоззренческий потенциал собственно философии; средневековая анализирует религиозную мировоззренческую доминанту; новоевропейская обосновывает мировоззренческий потенциал науки. С известными оговорками можно утверждать, что неклассическая (модернистская) философия в значительной степени озабочена обоснованием художественного мировоззрения (ключевая фигура здесь - Ф. Ницше). А постнеклассическая философия впервые широкомасштабно эксплицирует обыденное мировоззрение - в версии, идущей от прагматизма и Витгенштейна, и в версии постмодернизма. Конечно, в отношении современной философии сделанные акценты весьма условны, поскольку в ней представлена вся палитра философской проблематики и философского анализа мировоззренческих парадигм. И тем не менее в контексте большой истории философии привязка мировоззренческих парадигм к историческим периодам может быть достаточно убедительно обоснована. Наиболее известный пример такого подхода в отечественной философской литературе дают исследования В.С. Библера [9].

Ещё одним ключевым компонентом данного курса философии является экспликация основных глобальных проблем современности и этико-аксиологических дискуссий; их анализ в контексте основных мировоззренческих парадигм; демонстрация соответствующих исследовательских возможностей метода рефлексивного анализа.

В контексте реализации образовательных программ технической направленности и с учётом обусловленного этой направленностью дефицита зачётных единиц организация преподавания гуманитарных дисциплин должна в максимальной степени опираться на потенциал социокультурной среды вуза, на возможность добиваться значимого образовательного эффекта от внеучебных форм работы со студентами. И философия, как никакая другая дисциплина способна содействовать интеграции собственно учебного процесса и досуговой активности в единый учебно-воспитательный процесс. Наиболее актуальным направлением воспитательной работы в современном российском университете является патриотическое воспитание. Соответствующее моделирование этого процесса наглядно демонстрирует эту интегра-тивную функцию философии.

Русская философия и цивилизационный подход в контексте патриотического воспитания студентов

Содержание курса философии, а также знания, умения и навыки студентов по применению методов рефлексивного анализа, навыки участия в философских дискуссиях могут быть в высшей степени актуализированы в рамках конкретных мероприятий патриотической направленности. При этом необходимые теоретические основы должны формироваться в ходе проведения учебных занятий. В этом отношении наиболее востребованными представляются темы «Цивилизационный подход» и «Русская философия».

Понимание России как конкретно-исторического сообщества, обладающего циви-

лизационным масштабом и характеристиками, может и должно формировать когнитивный компонент патриотических ценностных ориентаций граждан России, молодёжи в частности, и особенно её наиболее активной и пытливой части - студенчества [10]. Это понимание может стать мотивом и своеобразным ключом к изучению цивилизаци-онных достижений России не только в рамках институализированных форм образования, но и в процессе самообразования. В контексте задачи восполнения объективного дефицита аудиторных часов для гуманитарных дисциплин важно отметить, что изучение цивилизационных достижений России: победы в Великой Отечественной войне, космического проекта, русской классической литературы, классической музыки, кино, науки и т.д. и т.п. - может и должно составлять значительный сегмент содержания внеучеб-ных форм воспитательной работы в вузе. Студенческие объединения, клубы, кружки, образовательные форумы, фестивали, конкурсы, квесты, выставки и т.п. - всё может стать инструментом познания России [11]. А «любить свою Родину» - значит знать её; эта формула Белинского представляется глубоко верной на все времена.

Чтобы оценить объём и качество цивили-зационных достижений России, знакомство с которыми университет может обеспечить через особым образом спроектированную систему внеучебной работы, чтобы понять их связь с фундаментальными мировоззренческими интуициями русского народа, с ценностной доминантой цивилизации «Россия», студентам нужно изучить, хотя бы в основах, цивилизационный подход. Важно учитывать также, что это классическая междисциплинарная тема. Именно объединённые усилия преподавателей философии, истории, культурологии, социологии и политологии могут обеспечить студентам возможность её глубокого и всестороннего изучения. Данилевский, Леонтьев, Шпенглер, Тойнби, Сорокин (его анализ ценностей хорошо коррелирует с цивилизационным подходом), Бродель,

Гумилёв, Хантингтон - их идеи о феномене цивилизации имеют статус классических в рамках перечисленных дисциплин.

В соответствии с развиваемым подходом русская философия в общем курсе философии должна изучаться, с одной стороны, как одно из цивилизационных достижений России и специфическое выражение её цивилизационной идентичности, а с другой - как самобытный регион и этап развития общеевропейской философии. Вся классическая философская проблематика может быть раскрыта на материале русской философии. В рамках курса философии целесообразно актуализировать мировоззренческий потенциал русской философии с особым акцентированием исследований, характер которых можно обобщить термином «патриотическая аналитика». Это ранние и поздние славянофилы, а также отдельные труды Н.О. Лосского, С.Л. Франка, В.Ф. Эрна, П.И. Новгородцева, И.А. Ильина, Е.Н. Трубецкого, А.Ф. Лосева, В.В. Розанова и др. [12]. Сам по себе масштаб и уровень исследований, осуществлённых русскими философами за последние два века, а также философичность, мировоззренческая насыщенность древнерусской литературы и искусства, что обязательно должно быть эксплицировано в рамках курса философии, пусть в кратких, но ёмких и аргументированных характеристиках, должны вызывать и укреплять патриотические чувства в студентах, воспринимающих данную информацию.

Заключение

На наш взгляд, могут быть сформулированы следующие принципы построения курса философии для технических направлений бакалавриата и специалитета.

Данный курс философии предполагает активное задействование внеучебных форм освоения дисциплины. В общем предметном поле философии данный курс отдаёт приоритет исследованию ценностей. В качестве ведущего метода философского исследо-

вания студентам предлагается изучение и освоение метода рефлексивного анализа. Студентам-технарям должна импонировать аналитичность и продуктивность этого метода, которые выражаются в получении конкретных определений исследуемых феноменов - например, феноменов истины, сомнения, времени, бытия, личности, свободы, мечты, иронии и др. [13; 14].

Основная проблематика философии раскрывается на материале истории европейской и русской - как части европейской -философии. Однако ряд ключевых теоретических вопросов выносится в отдельные темы лекций. Это предмет и метод философии как рефлексивный анализ ценностей; мировоззренческая функция философии и типология мировоззренческих парадигм на базе типологии парадигмальных установок мышления [8]. Это специфическая профильная функция философии как базовой дисциплины, изучение которой необходимо для изучения менеджмента и, особо, теории организационной культуры, с акцентом на темах «сознание и бессознательное», «личность», «ценности», «коммуникация», «символ и миф». В контексте патриотического воспитания должна быть также выделена тема «Цивилизационный подход». И отдельно должна быть представлена тема «Глобальные проблемы современности и этико-аксиологические дискуссии». Она может быть отформатирована как самостоятельный раздел учебного плана с целью исполнения рекомендаций Министерства образования и науки РФ о включении в образовательные программы модулей, направленных на противодействие экстремистским идеологиям, наркомании, коррупции, а также на обоснование ценностей межнационального и межконфессионального согласия.

Литература

1. Карелин В.М, Кузнецова Н.И, Гржфцова И.Н. Философия как учебный курс: смена концепта // Высшее образование в России. 2017. № 10(216). С. 64-72.

Цыгулева М.В, Федорова М.А. Формирование рефлексивной среды технического вуза как условие становления гуманитарного инженера // Высшее образование в России. 2016. № 5(201). С. 143-149. Шейн Э. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ., под ред. В.А. Спивака. СПб.: Питер, 2002. 336 с. Безгодов Д.Н. Концептуальные основы организационной культуры вуза // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 125-130. Безгодов Д.Н. Семиотическая динамика организационной культуры вуза: основные категории // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 2 (3). С. 55-59. Безгодов Д.Н. Аксиология С.Л. Франка и организационная культура вуза // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 4 (3). С. 30-36.

Эмбри Л. Рефлексивный анализ. Первоначальное введение в феноменологию / Пер. с англ. В. Молчанова. М.: Три квадрата, 2005. 224 с.

Безгодов Д.Н. Университетское образование как освоение парадигмальных установок мышления // Вестник Вятского государствен-

ного гуманитарного университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 4 (3). С. 6-10.

9. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М.: Изд-во политической литературы, 2001. 639 с.

10. Безгодов Д.Н. «Цивилизация России»: опыт проектного подхода в патриотическом воспитании молодежи // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 87-92.

11. Безгодов Д.Н. К разработке технологии обследования и корректировки образовательной среды вуза на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2013. №5. С. 86-93.

12. История русской философии: учебник для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001. 639 с.

13. Безгодов Д.Н. Формула Парменида в аналитическом изложении // Общество: философия, история, культура. 2015. № 1. С. 21-25.

14. Безгодов Д.Н. Ирония в сократическом методе: механизм и относительная ценность // Общество: философия, история, культура. 2015. № 6. С. 57-61.

Статья поступила в редакцию 03.02.18.

Принята к публикации 15.02.18

Philosophy as an Academic Discipline for Technical Undergraduates and Specialist Degree Students

Dmitry N. Bezgodov - Rectorate advisor, e-mail: [email protected] Evgeniy A. Vologin - Cand. Sci. (Philosophy), Assoc. Prof., e-mail: [email protected] Svetlana V. Shilova - Cand. Sci. (Engineering), Director of the Institute of fundamental training, e-mail: [email protected]

Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia

Address: 13, Pervomaiskaya str., Ukhta, Komi Republic, 169300, Russian Federation

Abstract. The article focuses on substantiating a number of didactic principles and content components of the course of philosophy for undergraduates and specialist degree students of technical majors. The authors ground the interpretation of the subject and method of philosophy as a reflexive analysis of so called "inevitable" experience, and the values as its significant segment. The study of higher social values and the method of their analysis is considered as a key prerequisite for learning the discipline "management" by students, and, in particular, the theory of organizational culture, which can be viewed as a basis for the development of future bachelors' and specialists' managerial competencies. The authors dwell on the key role of philosophy in the study and acceptance of a certain worldview paradigm. The themes "Civilization approach" and "Russian philosophy" are presented as instruments for the content integration of classroom and extracurricular forms of students' patriotic education.

Keywords: philosophy as an academic discipline, technical students, worldview, general cultural competences, reflective analysis, "inevitable" experience, values, civilizational approach, Russian philosophy, educational program, management, global problems

Cite as: Bezgodov, D.N., Vologin, E.A., Shilova, S.V. (2018). [Philosophy as an Academic Discipline for Technical Undergraduates and Specialist Degree Students]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 3, pp. 135-143. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Karelin, V.M., Kuznetsova, N.I., Griftsova, I.N. (2017). [«Philosophy» as an Educational Course: The Change of the Concept]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 10 (216), pp. 6474. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Tsyguleva, M.V., Fedorova, M.A. (2016). [Development of Reflexive Environment at Technical University]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 5 (201), pp. 143-149. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Schein, E.H. (2002). Organizatsionnaya kultura i liderstvo. [Organizational Culture and Leadership]. Transl. from Eng., V.A. Spivak (Ed). St. Petersburg: Piter Publ., 336 p. (In Russ.)

4. Bezgodov, D.N. (2008). [Conceptual Foundations of the University Organizational Culture]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7, pp. 125-130. (In Russ.)

5. Bezgodov, D.N. (2013). [The Semiotic Dynamics of the Organizational Culture of the University: Main Categories]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Pedagogika i psikhologiya [Bulletin ofVyatka State University for Humanities. Series: Pedagogy and Psychology]. No. 2(3), pp. 55-59. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Bezgodov, D.N. (2011) [Axiology of S.L. Frank and the Organizational Culture of the University]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Vyatka State University for Humanities. Series: Pedagogy and Psychology]. No. 4(3), pp. 30-36. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Embree, L. E. (2005). Refleksivnyy analiz. Pervonachalnoye vvedeniye v fenomenologiyu [Reflective Analysis: A First Introduction into Phenomenological Investigation]. Transl. from Eng. by V. Molchanov. Moscow: Tri Kvadrata Publ., 224 p. (In Russ.)

8. Bezgodov, D.N. (2012). [University Education as Development of Paradigmatic Attitudes of Thinking]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Vyatka State University for Humanities. Series: Pedagogy and Psychology]. No. 4(3), pp. 6-10. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Bibler, V.S. (2001). Ot naukoucheniya k logike kultury [From Science to the Logic of Culture]. Moscow: Publishing house of political literature, 639 p. (In Russ.)

10. Bezgodov, D.N. (2014). [Civilization Russia: Project Approach in Patriotic Education of Youth]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 10, pp. 87-92. (In Russ., abstract in Eng.)

11. Bezgodov, D.N. (2013). [About the Competence-Based Technology for Educational Environment Survey]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 5, pp. 86-93. (In Russ., abstract in Eng.)

12. Istoriya russkoi filosofii: uchebnik dlya vuzov (2001) [The History of Russian Philosophy: A Textbook for Higher Education Institutions] . M.A. Maslin (Ed) et al. Moscow: Respublika Publ., 639 p. (In Russ.)

13. Bezgodov, D.N. (2015). [Parmenides's Formula in Analytical Statement]. Obshchestvo: filosofiya, Istoriya, Kultura = Society: Philosophy, History, Culture. No. 1, pp. 21-25. (In Russ., abstract in Eng.)

14. Bezgodov, D.N. (2015). [Irony in Socratic Method: Mechanism and Relative Value]. Obshchestvo: filosofiya, Istoriya, Kultura = Society: Philosophy, History, Culture. No. 6, pp. 57-61. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 03.02.18 Accepted for publication 15.02.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.