Научная статья на тему '«Цивилизация Россия»: опыт проектного подхода в патриотическом воспитании молодежи'

«Цивилизация Россия»: опыт проектного подхода в патриотическом воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТ "ЦИВИЛИЗАЦИЯ РОССИЯ" / ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ АНАЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / СОЦИАЛЬНО$КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / KULTURTRAGER PROJECT "CIVILIZATION RUSSIA" / PROJECT APPROACH / UPBRINGING / INFORMATION WARS / CIVILIZATION / PATRIOTIC ANALYTICS / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS / SOCIAL AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безгодов Дмитрий Николаевич

В статье раскрывается содержание научно-образовательного, культурно-просветительского проекта УГТУ «Цивилизация Россия». Кратко изложены общетеоретические основы проекта, а также его дидактические и методологические составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безгодов Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVILIZATION RUSSIA: PROJECT APPROACH IN PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

The article reveals the contents of educational, Kulturtrager project «Civilization Russia». This project was triggered by Ukhta State Technical University in Aug. 2014. The goal of the project is promotion of cultural and civilization achievements of Russia among Ukhta citizens and development of their patriotism. The project includes five components: theoretical foundations, patriotic analytics, civilization achievements of Russia, social and psychological diagnostics, technologies for social communication.

Текст научной работы на тему ««Цивилизация Россия»: опыт проектного подхода в патриотическом воспитании молодежи»

Из жизни вуза

87

«Цивилизация Россия»:

Д.Н. БЕЗГОДОВ, проректор °ПЫт Пр°еКтног° П°дХ°да

по учебно-воспитательной работе в патриотическом

воспитании молодежи

В статье раскрывается содержание научно-образовательного, культурно-просветительского проекта УГТУ «Цивилизация Россия ». Кратко изложены общетеоретические основы проекта, а также его дидактические и методологические составляющие.

Ключевые слова: проектный подход, проект «ЦивилизацияРоссия», воспитание, информационные войны, цивилизация, патриотическая аналитика, социально-психологическая диагностика, социально-коммуникативные технологии

В процессе создания и реализации научно-образовательного и культурно-просветительского проекта УГТУ «Цивилизация Россия» проектный подход применяется двояко: какформа социально-коммуникативных технологий [1] и как одна из современных педагогических технологий [2]. Если в первом отношении проект нацелен прежде всего на изменение отдельных параметров определенной социальной среды, в данном случае - ценностной ориентации в общественном сознании жителей города Ухты, то во втором - на развитие ряда общекультурных компетенций у различных групп ухтинской молодежи [3].

Проект «Цивилизация Россия» стал результатом развития одноименного модуля другого университетского проекта - «Игровая модель организации работы с молодежью на муниципальном уровне “Ухта молодая” » [4]. В соответствии с проектом на третьем уровне его реализации в городских школах, на факультетах университета, в других крупных организациях города при советах молодых специалистов создаются центры стратегических исследований (ЦСИ), основной задачей которых является продвижение цивилизационных достижений России в общественное сознание ухтинцев.

В результате двухлетней апробации проекта авторский коллектив пришел к выводу, что модуль «Цивилизация Россия» целесообразно выделить и доработать до уровня самостоятельного проекта. Первая

презентация нового проекта состоялась в рамках четвертого межрегионального молодежного образовательного форума «Инноватика - Крохаль» (июль 2014 г.), проводимого на базе УГТУ, а созданное в Ухте в августе 2014 г. «Русское культурное общество » восприняло этот проект в качестве программного. Цель проекта и после доработки осталась неизменной - продвижение в общественном сознании горожан культурно-цивилизационных достижений России, что, в свою очередь, должно содействовать развитию у них патриотических ценностных ориентаций.

Содержательная доминанта и техноло-

88

Высшее образование в России • № 10, 2014

гические особенности реализации проекта дали основание для выделения пяти его основных компонентов:

• общетеоретическое основание;

• патриотическая аналитика;

• цивилизационные достижения России;

• социально-психологическая диагностика;

• социально-коммуникативные технологии.

Первые три компонента являются преимущественно дидактическими, то есть они представляют собой массив информации, который должен быть донесен до целевой аудитории проекта. Последние два компонента являются преимущественно технологическими, в них описаны формы, методы и технологии, посредством которых будет достигаться усвоение заданной информации целевой аудиторией. Явная нечеткость границ между дидактическими и технологическими компонентами неизбежна, поскольку последние, представляя собой совокупность технологий, также являются и предметом научно-образовательной и просветительской деятельности (предметом информирования целевых аудиторий). В свою очередь, первые три включают в себя и технологический аспект - по меньшей мере, в виде образовательных технологий и методов научных исследований.

Непосредственной реализацией проекта занимается междисциплинарная группа исследователей, преподавателей и специалистов по социально-коммуникативным технологиям, представляющих ряд подразделений УГТУ: отдел стратегических коммуникаций, центр социологическихисследований имени Н.Н. Щукина, кафедры «Философия, социология и политология», «История и культурология», «Образовательные технологии », «Связи с общественностью » и «Экономика». Общее руководство реализацией проекта осуществляет управление по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам. Рассмотрим вкратце мотивирую-

щую идею, содержание компонентов и связующую логику проекта.

Факт глобальной многоуровневой конкуренции неоспорим. В состоянии конкуренции пребывают большие и малые организации, между собой конкурируют страны, народы, государства и отдельные индивидуумы. Самой масштабной является конкуренция цивилизаций. В конце ХХ в. внимание на этот факт обратил С. Хантингтон в своей знаменитой книге «Столкновение цивилизаций» [5] . Этот американский журналист, по сути, не сказал ничего нового, он лишь на новом материале актуализировал идеи цивилизационного подхода, историю которого можно вести как минимум с работ Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева. Правда, мировую известность данный подход получил благодаря немецкому философу Оствальду Шпенглеру и английскому историку Арнольду Тойнби.

В отличие от классиков цивилизационного подхода, С. Хантингтон почти не исследует причины цивилизационного многообразия мира, а также сущностные характеристики и этапы развития цивилизаций. Основной акцент он делает на самом факте и инструментах конкуренции между цивилизациями. И если прямое военное столкновение стран, представляющих соперничающие цивилизации (не все цивилизации являются соперниками в силу временных и пространственных обстоятельств), происходит регулярно, но все-таки с большими или меньшими перерывами, то информационные войны являются константой их взаимоотношений. Причем, по всеобщему признанию, именно западная цивилизация в инициативном порядке ведет наиболее агрессивную тотальную войну практически со всеми иными современными цивилизациями. Россия, которую все представители цивилизационного подхода считают либо самостоятельной цивилизацией, либо стержневым государством православной цивилизации, не может уклониться от этого вызова. И потому она выступает эффективным участником мировой информационной войны.

Из жизни вуза

89

В качестве своеобразного событийного введения в проблематику проекта для анализа и оценки предлагается один интересный факт современной культурной истории (назовем его «кейс-мотиватор»). Лондонский Королевский театр Ковент-Г арден в 1980 г. осуществил одну из постановок «Лебединого озера ». Первоклассное исполнение гениальной музыки Чайковского, прекрасная хореография, роскошь декораций, звезды классического балета на сцене, короче, праздник для всех ценителей хореографического искусства. Но почему-то в сцене на балу у королевы - матери Зигфрида - отсутствует «Русский танец»; известные по классическим постановкам венгерский, польский, испанский, неаполитанский есть, а не менее известный русский отсутствует. Авторы проекта «Цивилизация Россия» считают вполне основательным предположение, что данный «художественный пробел» является одним из актов «холодной войны» Запада против России, которая в 1980 г., когда США и Великобритания бойкотировали Московскую олимпиаду, достигла своего апогея. И рассмотренный случай был именно информационной составляющей холодной войны - попыткой ущемления русского начала в мировом шедевре русского композитора.

Вообще-то постановщики балета по разным причинам нередко сокращают или как-то изменяют исходную композицию произведений. Но купировать именно русский танец в балете русского композитора, который, по сути, и подарил миру балет как форму высокого музыкального искусства, как форму симфонической музыки, -это явное злоупотребление режиссерской властью. В данном случае - проявление цинизма информационной войны.

Как противостоять агрессорам в информационных

войнах? Вот фундаментальный вопрос, который должен возникнуть в сознании целевой аудитории в результате рассмотрения этого балетного «кейс-мотиватора». Проект «Цивилизация Россия» является примером развернутого, хотя и не полного ответа на этот вопрос. Для эффективного противостояния информационной агрессии необходимо прежде всего знать Россию во всем многообразии ее культурно-цивилизационных достижений. Ответ, конечно, не новый. «Нам надо проездиться по России», - призывал Н.В. Гоголь почти двести лет назад, поражаясь глубине элементарного незнания своей Родины у образованной части русского общества. А идейный оппонент Гоголя Белинский сформулировал ту же мысль еще более определенно: «Любить свою Родину - значит знать ее». Одну из своих социально-экономических работ Д.И. Менделеев так и назвал - «К познанию России». Проект «Цивилизация Россия» нацелен на то, чтобы сделать всех жителей нашего города, который часто называют университетским [6], участниками захватывающего процесса познания и понимания своей страны.

Все участники проекта подразделяются на три категории: экспертно-аналитическая группа, волонтерский актив проекта и активные сторонники проекта. Экспертно-аналитическая группа реализует учебную программу, научное сопровождение проекта и

90

Высшее образование в России • № 10, 2014

консультирование по проекту. Волонтеры осуществляют все множество социальнокоммуникативных мероприятий. Активные сторонники - это все горожане, которые присоединяются к проекту, демонстрируя готовность к приращению знаний о России.

Первый компонент проекта представляет собой цикл лекций, семинаров, публикаций в городских СМИ, посвященных разъяснению смысла цивилизационного подхода. Помимо названныхвыше концепций, в публичных лекциях освещаются работы Л.Н. Гумилева и других евразийцев, в целом излагаются основы геополитики. В рамках проекта по приглашению университета в Ухте неоднократно выступал президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук Л.Г. Ивашов. Свои лекции горожанам читали известные аналитики А.П. Паршев (автор книги «Почему Россия не Америка?») и К.Н. Соколов.

Второй компонент также реализуется в привычных академических формах и представляет собой изучение русской традиции патриотической аналитики. В качестве точки отсчета берется классическая полемика славянофилов с западниками, причем дальнейший материал разворачивается вобе стороны по хронологической оси: в одну - в поисках древнейших истоков и предпосылок; в другую - в представлениях классических апологетов России от славянофилов до наших дней. Среди последних можно назвать Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева, В.Р. Розанова, С.Л. Франка, П.И. Новгородцева, И.А. Ильина, Л.А. Тихомирова, И.Л. Соло-невича, Л.Н. Гумилева, В.А. Кожинова, И.Р. Шафаревича, А.П. Паршева, диакона А. Кураева, В. Мединского, Н.В. Старикова и др.

При этом авторы проекта убеждены, что акцентированная специальная апология России есть своеобразная издержка информационной войны, реакция на агрессивные выпады против нашей страны. Основной же формой патриотического воспитания является всестороннее и максимальное раскрытие содержания и значения всех в широ-

ком смысле культурных достижений России. В первую очередь, разумеется, необходимо продвижение цивилизационных достижений. Под ними авторы проекта понимают такие результаты жизнедеятельности народов, объединенных российской цивилизацией, которые имеют объективное мировое значение. Основными рубриками этих достижений являются: религия; народонаселение; язык; исторические события; территория; экологический уклад; политическая система; наука; литература; искусство; философия; техника и технологии; спорт; декоративно-прикладное искусство.

Помимо классических академических форм продвижения цивилизационных достижений России, авторы проекта используют современные социально-коммуникативные технологии. При этом учитывается, что применение таких технологий не может быть эффективным без социальнопсихологической диагностики целевой аудитории. Это четвертый компонент проекта. Разрабатывается программа исследования ценностных ориентаций и других личностных особенностей ухтинцев, включающая в себя социологический мониторинг и тестирование на основе различных методик: теста смысложизненных ориентаций (в адаптации Д.А. Леонтьева), опросника терминальных ценностей И. Сенина, теста САТ и др.

Пятый компонент проекта - социально-коммуникативные технологии - представляет собой программу обучения актива технологиям продвижения цивилизационных достижений России в социальном пространстве города Ухты. Говоря коротко, авторы проекта намерены использовать в его реализации весь спектр этически обоснованных интегрированных маркетинговых технологий: информационный и устроительный пиар, рекламу, продвижение в социальных сетях и т.п. При этом пятый компонент предполагает обучение их применению всех базовых групп деятелей. Понятие «базовые группы деятелей» сформулировано в Концепции развития УГТУ, оно

Из жизни вуза

91

активно используется в учебно-воспитательном процессе вуза и определяется как группа единомышленников, которая фокусирует в себе деятельность различных подразделений университета, неформальных групп, координируя реализацию проектов и мероприятий по определенному направлению воспитательной работы [3].

В настоящее время апробация проекта осуществляется тремя базовыми группами деятелей УГТУ. Студенческий совет и объединенный профком университета создали центр стратегических исследований, ответственный за продвижение в Ухте отечественных достижений в нефтегазовой науке и промышленности. Брендовым фокусом этой деятельности является реализация социально-коммуникативного проекта «Ухта - родина первой российской нефти» [7]. ЦСИ курирует деятельность Совета волонтерских объединений УГТУ, и прежде всего - поискового отряда «Ухтинец», военно-патриотического клуба «Витязь», группы добровольных помощников ветеранов «Комитет Победы». Базовой группой деятелей по этому направлению реализуется множество проектов (помимо основной деятельности - поисковая работа, помощь ветеранам, работа с допризывной и призывной молодежью). К семидесятилетию Победы готовится многотомное издание «Память о войне длиною в жизнь» -собрание устных воспоминаний ныне живущих ветеранов войны и блокадников. Университетомуже изданы три тома подобных воспоминаний ухтинцев.

Еще одна базовая группа деятелей - командиры и комиссары студенческих отрядов УГТУ - осуществляет информационнокоммуникационную поддержку студотря-довского движения, которое также рассматривается как цивилизационное достижение России. На базе вуза действует штаб Коми

регионального отделения российских студенческих отрядов. В ноябре 2014 г. в Москве состоится Всероссийский слет, посвященный 50-летию этого движения. А Всероссийское совещание руководителей региональных штабов РСО, также приуроченное к этому событию, уже состоялось в апреле текущего года в УГТУ, что стало свидетельством большого вклада нашего университета в развитие данного движения.

Все участники проекта в подарок получают футболки красного цвета с вышитым на левой стороне груди гербом России и надписью на спине: «Цивилизация Россия ». К футболке прилагается памятка: «Участник проекта, надев футболку, старается вести себя как образцовый гражданин России».

Литература

1. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации:

Учебное пособие. СПб.: Питер, 2011. 288 с.

2. Малова О. Социальное проектирование как

средство гражданского воспитания студентов // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 125-127.

3. Безгодов Д.Н. К разработке технологии

обследования и корректировки образовательной среды вуза на основе компе-тентностного подхода // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 86-93.

4. Безгодов Д.Н. Университет в игровой мо-

дели муниципальной молодежной политики // Высшее образование в России. 2012. №4. С. 61-65.

5. Хантингтон С.Х. Столкновение цивили-

заций. М.: АСТ, Астрель, 2011. 571 с.

6. Цхадая Н.Д. Ухта - университетский го-

род // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 48-53.

7. Цхадая Н.Д. «Ухта - родина первой рос-

сийской нефти»: стратегические ориентиры информационной политики УГТУ // Высшее образование в России. 2012. №4. С. 43-48.

Автор:

БЕЗГОДОВ Дмитрий Николаевич - проректор по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам, Ухтинский государственный технический университет, [email protected]

92

Высшее образование в России • № 10, 2014

BEZGODOVD.N. CIVILIZATION RUSSIA: PROJECT APPROACH IN PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

Abstract. The article reveals the contents of educational, Kulturtrager project «Civilization Russia». This project was triggered by Ukhta State Technical University in Aug. 2014. The goal of the project is promotion of cultural and civilization achievements of Russia among Ukhta citizens and development of their patriotism. The project includes five components: theoretical foundations, patriotic analytics, civilization achievements of Russia, social and psychological diagnostics, technologies for social communication.

Keywords: project approach, upbringing, Kulturtrager project «Civilization Russia», information wars, civilization, patriotic analytics, social and psychological diagnostics, social and communicative technologies

References

1. Gavra D.P. (2011) Osnovy teorii kommunikatsii: Uchebnoe posobie [Bases of communication theory].

St. Petersburg: Piter Publ., 288 p.

2. Malova O. (2010) [Social design as means of students" civil education]. Vysshee obrazovanie v Rossii

[Higher Education in Russia]. No. 7, pp. 125-127. (in Russ., abstract in Eng.)

3. Bezgodov D.N. (2013) [About the competence-based technology for educational environment

survey]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5, pp. 86-93. (in Russ., abstract in Eng.)

4. Bezgodov D.N. (2012) [University in the game model of municipal youth policy]. Vysshee obrazovanie

v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 4, pp. 61-65. (in Russ., abstract in Eng.)

5. Huntington S.P. (2011) Stolknovenie tsivilizatsiy [The Clash of Civilizations]. Moscow: AST, Astrel

Publ., 571 p.

6. Tskhadaya N.D. (2009) [Ukhta is the university city].Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education

in Russia]. No. 8, pp. 48-53. (in Russ.)

7. Tskhadaya N.D. (2012) [«Ukhta is the birthplace of the first Russian oil»: strategic points of information

policy]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 4, pp. 43-48. (in Russ., abstract in Eng.)

Author:

BEZGODOV Dmitry N. - Vice-rector for Curriculum and Discipline and Social Support, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.