Н.С. ХОРАСЬКИНА
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ
Ключевые слова: качество, свойство, процесс, определенность, конкуренция.
Качество является ключевым фактором социального устройства и деятельности людей. Для
обеспечения требуемого качества в различных областях жизни России необходимо перейти к новой системе, гармонически сочетающей использование механизмов рыночной конкуренции, целевых инвестиций, совершенствования форм организации производства, стандартизации, сертификации, законодательства и др.
N.S. HORASKINA
PHILOSOPHY OF QUALITY AS STRATEGY OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIA
Quality is the major factor of social life and people's activities. To get a desired quality in this or that field of social life in Russia it's necessary to adopt a new system which combines the application of market competitions mechanisms, general - purpose investments, improvements, of the ways of production and its organization, standardization and certification, law policy etc.
Категория качества отражает важную сторону объективной действительности. Качество объекта, как правило, не сводится к отдельным его свойствам, а связано с объектом как целым, охватывая его полностью, и неотделимо от него; поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. В человеческой практике в связи с бесконечным разнообразием явлений и объектов окружающей действительности повседневные понятия качества неполны, многообразны, неточны, но в каждом случае они отвечают конкретным потребностям общения.
Современные трактовки категории качества не исчерпываются единственным определением, что обусловлено, во-первых, чрезвычайной сложностью понятия качества, разнообразием его субстратных носителей, а во-вторых, различиями в индивидуальном восприятии качества, его свойств разными людьми, группами, обществом.
В соответствии с международными стандартами середины 1990-х годов качество рассматривалось как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. При этом из его определения был исключен термин «свойства». Если расположить термины по общности понятий о качестве, то получим ряд: «характеристики» - «свойства» - «качество».
Характеристика - это функциональная взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, выраженная содержательно или аналитически. Диалектический материализм исходит, прежде всего, из признания объективности и всеобщности качественной определенности вещей. Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода «пучком свойств», а обладает ими. Под свойством имеется в виду способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Свойство объекта состоит в том, чтобы производить в другом объекте то или иное действие и обнаруживать себя своеобразным способом в этом действии. Свойство - то, что присуще какому-либо предмету, что составляет его конкретное существование. Есть существенные свойства, без которых предмет существовать не может, и несущественные свойства, без которых существование предмета возможно.
В зависимости от реального и познавательного контекста объект как бы светится разными своими сторонами, качествами. Чем выше уровень организации материи, тем большим числом качеств она обладает. Поскольку каждый объект находится в бесконечных связях с другими вещами, постольку он об-
ладает бесчисленным множеством свойств. Поэтому все попытки определить качество как полную совокупность свойств уводят в бесконечность.
Объект - вещь, предмет. С конца XVIII в. (особенно у Канта) объектом называют то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию, внутреннему миру как действительное, как часть внешнего мира. Теперь его более точно называют реальным объектом.
Категория «качество объекта» не сводится и к отдельным его свойствам. Она выражает целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта - его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия от других объектов или сходства с ними. Качество не только проявляется, но и может видоизменяться и формироваться в этих отношениях. Подобно тому, как материя не сводится к совокупности своих свойств, точно так же никакой объект не растворяется в своих свойствах: он их носитель. Качественная определенность объекта зависит, прежде всего, от его структуры, характера связи элементов целого, а также от состава его элементов. Изменение качества обусловлено или перестройкой связей, элементов, или изменением самих элементов, или преобразованием того и другого. Поскольку благодаря своему качеству объект выступает как именно данный, а не иной, то изменение качества означает превращение данного объекта в другой. При этом качественные изменения вещи каждый раз происходят на разном уровне: они могут быть связаны с изменением того, что специфично именно для данного единичного объекта или же для всех объектов данного класса. При любом качественном изменении имеется такой более общий, а вместе с тем и более глубокий, уровень качества объекта, который остается тем же, по существу: изменяется лишь вариация его существования. Качественное изменение может быть связано и с превращением данного явления в другое, и с изменением состояния и формы существования в сущности того же предмета.
Категория «качество» выражает определенную ступень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе познания объект исследования выступает перед субъектом, прежде всего, каким-либо отдельным свойством или рядом свойств. В непосредственном чувственном восприятии качество выступает как некоторое множество свойств. Свойство как философская категория выражает такую сторону предмета (явления, процесса), которая обусловливает его различие или сходство с другими предметами (явлениями, процессами) и обнаруживается в его отношении к ним. Свойство обычно обобщает ряд характеристик объекта. «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, - потом развиваются понятия качества... (определения вещи или явления) и количества... Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество...» [1. Т.29, с. 301].
Исходя из этого, понятие качество, как философская категория, рассматривается как существенная определенность объекта, в силу которой он обладает такой совокупностью свойственных ему характеристик, которая отличает его от других. Качество объекта органически взаимосвязано с объектом как целым, полностью охватывает его и неотделимо от него.
Качество - это фундаментальная философская категория, которая является основой социального устройства и деятельности социума, раскрывающаяся через множество определений. Это значит, что проблема качества весьма сложна для понимания и, следовательно, для ее решения на практике. Общепринято характеризовать качество как соответствие неким критериям, нормам, требованиям. Однако качество - это не только адекватность каким-то требованиям - среды или потребителя. В динамике развития (эволюции) общества
качество объекта или процесса (планирования и управления) должно опережать систему требований, - предъявляемых развитием внешней по отношению к объекту среды (надсистемы). Иначе никакой социальный прогноз и прогресс невозможны. Это означает, что качество должно быть эволюционно избыточным, его должно быть много и даже больше, чем требуется в настоящее время; через темпы развития внутреннего, потенциального качества объекта оно должно опережать формы этого самого развития, в том числе внешней социальной среды. Качество это всегда степень, которая может быть и относительной, и абсолютной.
Человечество стоит на пороге перехода в новую цивилизацию - «цивилизацию качества», XXI век объявлен многими международными организациями, в частности, Европейской организацией по качеству ИСО, веком качества. Качество, по существу, стало показателем высокой эффективности труда в обществе, источником национального богатства и, что особенно важно, фактором выхода из социального и экономического кризисов. Историческое подтверждение тому - послевоенное развитие Японии и Германии.
Для обеспечения требуемого качества в различных областях жизни России необходимо перейти к новой системе, гармонически сочетающей использование механизмов рыночной конкуренции, целевых инвестиций, совершенствование форм организации производства, стандартизации, сертификации, законодательства и др. Необходима также кропотливая и последовательная работа организационного и научно-исследовательского плана.
Все это должно привести к корректировке проводимых реформ, которые должны быть ориентированы на повышение качества отечественных товаров и услуг, что сделает их целенаправленными и понятными широким слоям населения, так как в улучшении качества заинтересованы все - и товаропроизводители, и потребители, и предприниматели, и руководители страны. И тогда крупномасштабная государственная деятельность по качеству может стать организующим элементом общественного единства и возрождения.
Следует усилить работу по междисциплинарному исследованию проблем качества, использовать разные подходы и методы (в том числе и философско-аксиологические, ориентированные на духовные ценности), что было особенно характерно для выдающихся русских философов.
Качество принизывает все стороны мироздания и является ключевым фактором социального устройства и деятельности людей. Качественная характеристика имеет также фундаментальное значение для понимания человеческой сущности, духовной культуры, качеством обусловлены целостность природного и социального мира и его многообразие.
Качество есть определенность вещи, предмета, явления, процесса, на основе которой они приобретают свое специфическое бытие и выделяются из многообразия других вещей, предметов, явлений и процессов. Тем самым качество выражает неотделимую от бытия предмета его сущностную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным предметом.
В весьма сложной и многогранной истории человеческой мысли в обобщенном виде можно выделить следующие качественно различные вехи понимания качества:
- субстратное - характерное для древних культур и сводимое к характеристике основных космических стихий, «стихий бытия»: огня, воды, земли, воздуха и т.п.;
- предметное - обусловленное влиянием производственной деятельности, формированием научных и технических дисциплин;
- системное - которое становится значимым в связи с тем, что объектами научного исследования и практической деятельности являются системы образования;
- функциональное - выражает тенденцию определять качество через количественные показатели;
- интегральное - ориентирует на синтетический, целостный охват всех сторон, факторов.
Одним из первых категорию «качество» рассмотрел древнегреческий мыслитель Аристотель. По его мнению, то, что существует само по себе, и образует качество. И качество стоит на втором месте после сущности.
Качество рассматривается Аристотелем в следующих значениях:
- как видовое отличие сущности;
- как характеристика состояния сущности;
- как свойство вещи.
Таким образом, по Аристотелю, категория «качество» проявляется во многих отношениях. Первый вид качества выражает устойчивость предмета, его отличия от других вещей. Второй и третий - это состояния, свойства, которые способны измеряться и переходить друг в друга (тепло - холод, болезнь -здоровье и т.п.) [2, т. 1, с.134].
Аристотелевское понимание качества на многие столетия определило последующее развитие мысли. Основное внимание обращалось на предметный характер качества.
Идея системного понимания качества принадлежит Гегелю и Марксу. В философской системе Гегеля исходными логическими моментами бытия выступают качество, количество и мера. «Качество, - подчеркивает Гегель, -есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него определенность. Третья ступень бытия, мера, есть единство первых двух, качественное количество» [3, т. 1, с.156]. Гегель выявил диалектику качества и количества, их взаимоопределяемость. Качество есть в-себе-количество, а количество - в-себе-качество. Такое понимание соотношения качества и количества открывало возможности функционального подхода к качеству, выражению его через количественные показатели, что стало значимым в ХХ столетии.
Идея качества присуща русской культуре. Качественная сторона мировоззрения, ментальности души русского народа были постоянно в поле зрения творцов философии, науки и религии.
Русские философы уделяли большое внимание проблемам качества, подчеркивая его ценностную (аксиологическую) значимость, его системный характер. Существенным в этом подходе к качеству было то, что оно, прежде всего, связывалось с духовностью. Так, В.С. Соловьев широко использует понятия качественной определенности при анализе нравственно-философских проблем [4, т. 1, с. 278]. Наличие качества приобретают добродетели, проявляющие свои свойства через должные (нравственные) отношения.
Русский философ Л.П. Карсавин связывал наличие субъекта, его сознание и самосознание с обязательностью его качества: «... Бескачественный субъект, бескачественное «я» просто не существует и как такового себя никогда не сознает. Самосознание бескачественности - чистейшая фикция: вне конкретных качествований самосознания нет, хотя наличествует оно и с разной степенью интенсивности или опознанности...» [5, с. 73]. В то же время Л.П. Карсавин часто использует термин «качествование» как выражение дея-
тельности стороны качества, поскольку оно присуще активно действующему и познающему субъекту в ситуациях качествования. Под этими ситуациями понимается процесс активного проявления качества, реализация возможностей (потенций) одного из качеств (условием этого является многообразие качества) при направленности его на другое, «иное».
П.Б. Струве отмечал важную роль духовных, психологических факторов в экономическом поведении, обеспечении хозяйственного подъема. Он писал: «Более производительная система не есть нечто мертвое, лишенное духовности. Большая производительность всегда опирается на более высокую личную годность. А личная годность есть совокупность определенных духовных свойств: выдержки, самообладания, добросовестности, расчетливости. Прогрессирующее общество может быть построено только на идее личной годности на основе и мерил всех общественных отношений» [6, с. 42]. Качество нового («экономического») человека автор обозначает термином «годность», что, по его мнению, соответствует таким значениям, как направленность, действенность, эффективность, продуктивность. Индивидуализированная годность - это главная конструирующая экономического развития, ключевая характеристика работника.
С более широких мировоззренческих позиций к проблеме качества подошел И.А. Ильин, который увязал в одно целое качество и судьбу России. Это позволило увидеть многогранность качества, необходимость целостного, синтетического подхода к решению проблемы качества. «Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт; высокий уровень жизни, Новая, качественная эпоха нужна нашей Родине, эпоха, которая исцелила бы, зарастила бы все язвы революционного времени» [7, с. 3]. Предпосылками такого развития, по мнению И.А. Ильина, являются природная даровитость и духовная гениальность русского народа.
Функциональное понимание качества, закономерность выражать качественные характеристики через количественные показатели были тесно связаны с экономическими процессами, практикой хозяйствования. В этой связи поучителен мировой опыт, опыт ряда стран, вставших уже в первые десятилетия ХХ в. на путь интенсивного экономического развития. 20-е годы ознаменовались изменением отношения к проблеме качества продукции. Начинает развиваться инженерная наука управления качеством в процессе производства, начинают появляться статистические методы управления на основе контрольных карт, предложенных американским специалистом У. Шухартом.
В 1930-х годах в мировой практике промышленного производства выдвигается идея совместной деятельности рабочего, контролера и менеджера в решении проблем качества изделий. Одним из важнейших условий повышения качества продукции выдвигается качество «рабочей жизни», то есть условий, в которых работает производственный персонал.
В конце 1950-х годов, когда в ряде развитых стран были удовлетворены первые жизненные потребности населения, важнейшим условием выживания фирм стало качество изделий. В это время Дж. Джураном, американским специалистом в области управления качеством, выдвигается идея бездефектности как основного показателя качества продукции. В 1976 г. известный японский специалист Ишикаво публикует свои работы, где описываются методы построения причинно-следственных диаграмм для решения проблемы качества. В то же время другой не менее известный ученый - Г. Тагути публикует работы, в которых выдвигаются идеи и методы обеспечения высшего уровня качества путем принятия оптимальных решений на этапе проектирования изделий.
Итогом этих процессов стало утверждение в мировом производстве идеи приоритета качества. Обостренное внимание к качеству продукции вызывалось не только конкуренцией товаров, но и рядом других факторов: эргономических, экологических, технологических. Конец 1980-х отмечен формированием идеи всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM), главным содержанием которой является ответственность за качество всех работников предприятия, на всех стадиях создания изделий. В практику внедряется система ИСО 9000, в соответствии с которой качество определяется как «совокупность свойств и характеристик изделий и услуг, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей».
Цель качества - внести осмысленность в жизнь человека, сделать ее более творческой и радостной. Человек не только участвует в действии природных сил, а его деятельность приобрела все качества мощной геологической силы, но и должен знать цель планетарно-космического процесса, что придает осмысленность и свободу его действиям.
Цель качества, таким образом, определяется:
- мировоззренческими ориентирами: человек живет и действует в качественно многообразном мире. Системы мироздания, начиная с микроявлений и кончая галактическими образованиями, представляют собой качественные явления, имеющие специфические пространственно-временные характеристики;
- логико-гносеологическими и методологическими условиями: познавая те или иные процессы, которые становятся объектом научного исследования, человек, прежде всего, стремится выявить их качественную определенность, раскрыть их свойства, связи и отношения. Применяемые при этом методы и средства в той или иной степени учитывают качественные особенности исследуемого объекта;
- психологическими факторами: качественная, хорошо организованная деятельность, а также качество производственной среды вызывают положительные эмоции и чувства, приносят удовлетворение. Качество тем самым положительно «заряжает» человека;
- этическими и эстетическими нормами и принципами. Нравственно развитой человек творит, организует свою деятельность, ориентируясь на принцип качества, и направляет максимум усилий своей душевной энергии на его достижение. Эстетика качества, красота воспитывают нравственную чистоту, человеческие качества;
- социальной основой: человек стремиться жить в качественном социуме, в котором созданы условия для его жизни и творчества. Социум должен иметь такие качественные характеристики: целостность, духовность, демократичность, гуманизм и т.п.;
- технологическими условиями. Они определяют значимость качества: материалов, проектирования, технологий, работающего персонала и т.д. Итогом этих условий и является качество продукции, процессов, услуг.
Опыт решения проблемы качества в хозяйственной практике имеется и в России, где обращается внимание на интеграцию усилий всех участников технологического процесса по изготовлению изделий и на системные и функциональные свойства качества.
Это важный рубеж в решении проблем качества. Однако его недостаточно. В российской культуре есть все возможности для более всестороннего, интегрального понимания качества, возрождения России на качественной основе, охватывающей все стороны жизни талантливого, самобытного народа.
Для любого общества, в том числе и российского, недостаточно, чтобы предприниматель только отчислял ему определенную долю прибыли в виде налогов, необходимо, чтобы деятельность предпринимателя помогала решать те задачи, которые общество перед собой ставит. В самом общем смысле эти задачи связаны с повышением качества жизни в обществе, исходя из того, что само общество под таким качеством понимает.
Философия предпринимательства - это фактически общепринятый компромисс между внутренними и внешними целями, который поддерживается всеми заинтересованными сторонами: предпринимателями, обществом, государством, фиксируется в профессиональных кодексах, законах, просто моральных нормах, воспроизводится в учебных программах вузов и бизнес-школ, публикациях СМИ, просто в деловом общении. Нужно сказать, что в России такой общепринятый компромисс до конца еще не найден, он только вырабатывается. Пока для многих предприятий характерен низкий приоритет внешних целей, игнорирование социальной функции предпринимательства будет, видимо, сохраняться.
Между тем деятельность предпринимателя всегда социальна, и в развитом обществе сам предприниматель это прекрасно сознает. Он строит свою деятельность на основе философии предпринимательства - концепции, описывающей наиболее общие принципы производства изделий и услуг, управления таким производством, взаимоотношений между предпринимателем, сотрудниками предприятия, обществом, государством, природной средой. Философия предпринимательства основывается на культурных и национальных традициях, общих концепциях развития технической цивилизации.
Важнейшей составной частью современной философии предпринимательства является философия качества, которая также имеет социальную направленность.
Современная действительность обусловлена происходящей «революцией качества» («квалитативной революцией») в основаниях цивилизационного развития человечества и России, возникшей геополитической конкуренцией между странами мира в области качества интеллектуальных ресурсов, качества населения, качества образования. Сформировался новый тип экономических систем - интеллектоемких, наукоемких, образованиеемких, квалитативных экономик, усиливающих требования к качеству рабочих и специалистов, их образовательному цензу. Растут интеллектоемкость применяемых технологий и одновременно с этим требования к уровню образованности работников, их квалификации, их фундаментальной подготовки. Тенденция трансформации современных экономик в странах мира в «экономики качества» с механизмами квалитативно-регулируемого рынка привела к возрастанию требований к управлению качеством не только в хозяйственных, промышленных организациях, но и в образовательных учреждениях.
В последнее десятилетие происходит сдвиг от доминанты «количества» к доминанте «качества». Государственная внутренняя политика приобретает в форме своего главного приоритета политику качества, имеющую своим объектом «социальный кругооборот качества».
В свое время И.А. Ильин в статье «Спасение в качестве» в 1928 г. подчеркивал: «... русскому народу есть только один исход и одно спасение - возвращение к качеству и его культуре. Ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изживаются до конца. Надо творчески развивать качественные силы России! Ныне наша Родина нуждается, прежде всего, в честной верности. Что могут построить бесчестные и продажные руки? Россия будет голодать по знающим и ра-
ботоспособным людям на всех поприщах: от бухгалтерии до медицины, от агрономии до профессуры. России необходимы воля и талант. Их нельзя ничем заменить, ибо талант творит новое, а воля строит и держит народную жизнь... Дорогу честности! Дорогу знанию и таланту! Дорогу русскому гению! Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт; высокий уровень жизни. Новая качественная эпоха нужна нашей Родине» [7, с. 3]. Поистине золотые слова.
Высокая духовность и интеллектуализация зрелого гражданского общества, создание благоприятных условий для формирования неординарных личностей и высококачественной организации по их инновационно-активной деятельности - главные компоненты стратегической основы, обеспечивающей процветание, конкурентоспособность и могущество России. Государственная политика в области качества призвана формировать культуру качества в России. Становление культуры качества предстает и как объект, и как инструмент политики качества во всей сфере социально-экономической жизни России.
Литература
1. Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55 т. Т.29. Философские тетради / В.И. Ленин 5-е изд. М.: Политиздат, 1980. 782 с.
2. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т.1. Метафизика / Аристотель. М.: Мысль, 1975. 550 с.
3. Гегель Г.Ф.В. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики / Г.Ф.В. Гегель. М.: Наука, 1974. 683 с.
4. Соловьев В.С. Сочинение / В.С. Соловьев. М.: Мысль 1990. Т.1. 968 с.
5. Карсавин Л.П. Философия истории / Л.П. Карсавин. СПб.: АО «Комплект», 1993. 358 с.
6. Струве П.Б. Народное хозяйство и интеллигенция / П.Б. Струве // Слово. 1908. № 622.
7. Ильин И.А. Спасение в качестве / И.А. Ильин // Русский колокол. 1928. № 4.
ХОРАСЬКИНА НАДЕЖДА СЕМЕНОВНА родилась в 1951 г. Окончила Всесоюзный заочный политехнический институт (г. Москва). Преподаватель Чебоксарского техникума строительства и городского хозяйства. Область научных интересов - проблема философии качества.