УДК 1
Стешкина Е.А.
Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)
ФИЛОСОФИЯ ЭМПЕДОКЛА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МЕТАФИЗИКИ
Аннотация: в статье рассмотрены концептуальные положения теории и мыслей древнегреческого философа Эмпедокла. Раскрывается его вклад в развитие и дальнейшее становление философии, метафизики природы. Уделяется внимание рассмотрению его концепции о чувственном мироощущении и четырех стихиях, определяющих все сущее бытие человечества.
Ключевые слова: Эмпедокл, метафизика, древнегреческая философия, мироощущение, смысл существования, концепция четырех стихий, чувственное восприятие.
Под метафизикой в целом понимается мироощущение, то есть сущность природы, закономерности ее устройства и функционирования в ней общества -его бытия. Цель метафизики проявляется в исследовании и всестороннем изучении сущности вещей в мире.
Немецкий философ Иммануил Кант, говоря о метафизике, во главу угла ставил вопрос о том, откуда и как происходит знание о природе, а не о ее первостепенной сущности. Так, Кант полагал, что под метафизикой следует понимать «изолированное и спекулятивное познание разумом, возвышающееся в свою очередь над знанием из опыта» [1, с. 99].
Далее английских философ П. Ф. Стросон под первостепенным значением метафизики подразумевал построение онтологии и онтологического знания.
Немало представителей античной древнегреческой философии внесли в развитие метафизического знания. Так, Ксенофан всецело отрицал возможность
познания мира и возможность формирования мировоззрения чувственным путем, он выступал только за рациональное и целесообразное, осмысленное освоение и постижение бытия [2, с. 658].
Парменид из Элеи полагал, что все сущее, в том числе явления, предметы материального мира должны быть неподвижными. Поэтому, по Пармениду из Элеи, в основе мира и всех планет в целом лежит материя, которую невозможно уничтожить и на которой, в свою очередь, базируется все сущее [3, с. 98].
В противовес Пармениду из Элеи Гераклит Эфесский полагал, что ядром всего мира и материй выступает огонь. Гераклит Эфесский полагал, что мир, в отличие от концепции Парменида, это динамическое явление, то есть он склонен к постоянной изменчивости. Поэтому, согласно учению Гераклита, в мире наблюдается борьба и противовес противоположностей, которые и выступает двигателем прогресса и изменений в обществе.
Наконец Эмпедокл, внесший немалый вклад в развитие философии Древней Греции, впервые выдвинул тезис о существовании четырех стихий и их влияние на метафизику и бытие человечества в целом. По Эмпедоклу первопричиной бытия и функционирования Вселенной в целом выступают четыре стихии, среди которых вода, огонь, земля и воздух
Поскольку Эмпедокл внес далеко немалый вклад в развитие античной философии, то целесообразно подробнее рассмотреть его концепции и труды.
Так, одной из известных работ Эмпедокла является поэма «О природе». Именно в данном труде, следуя учению Парменида, Эмпедокл выдвигает тезис о существовании четырех стихий и их взаимодействие с двумя силами [4, с. 149].
Под этими силами понимаются Любовь (Афродита), а также Раздор (Гнев и Вражда). Любовь способна своим влиянием на четыре природные стихии аккумулировать их полезные свойства в единое целое и образовать одну материю - Сферос. Сферос выступает единым шаром.
Под влиянием Раздора, в свою очередь, происходит разрушение и в дальнейшем распад единства сконцентрированных в одном шаре сил, в результате чего он разъединяется на четыре первостепенные стихии - воду,
воздух, огонь и землю. Данные явления, то есть влияния Любви и Раздора на природные стихии, цикличны и закономерно повторяются, ввиду чего все общественное развитие и бытие в целом проходят закономерный и предопределенный круг.
Также в данном труде Эмпедокл, говоря о роли Любви и Раздора, объясняет возникновение живых существ в мире. Любовь, одерживая победу над Раздором, приводит к смешиванию четырех стихий, которые преображаются в человеческую сущность.
Также Эмпедоклом был составлен труд «Очищение», в котором философ отмечает, что человеческая душа обладает свойством очищения. Данный процесс осуществляется по мере постижения человеком истинного знания и ведение справедливой и праведной жизни [4, с. 148].
В противовес очищению человеческой души Эмпедокл ставит ее грехопадение и мученическое бытие в потустороннем мире, которое проходит человеческая душа через муки, боль, истязания.
В данном труде Эмпедокл в специфической форме использует определение божественной природы. Он уделяет внимание двойственности божественного существования. Одно, по Эмпедоклу, именуется «Богом» и является чистым божеством, которое направляет человеческому бытию чистые помысли и светлый путь.
Второе божество, в понимании Эмпедокла, носит наименование «демон». Именно он является божеством концентрированным, путает людей, смещает ход общественного развития и бытия, видя человечество своим искушением и грехопадением в заблуждение.
Данные труды Эмпедокла, а в большей степени его учение о четырех стихиях, оказали решающее влияние на развитие метафизики и античной натурфилософии. Так, последователи Эмпедокла, среди которых можно выделить Платона и Аристотеля, в своих трудах обращались к учениям и концепциям Эмпедокла.
Стоит большее внимание уделить концепции Эмпедокла о четырех стихиях, определяющих сущность бытия, поскольку именно она оказала решающее воздействие на дальнейшее развитие метафизики и выступает фундаментальным трудом.
Итак, по фундаментальному труду Эмпедокла, как уже упоминалось выше, определяющее воздействие на ход человеческого бытия и истории в целом оказывают четыре стихи - первоэлементы существования. Эмпедокл выделял Огонь в образе Солнца или Гефеста, Воздух в образе Эфира, Воды в образе моря и Землю.
Данные первоэлементы, по Эмпедоклу, могут смешиваться в разных пропорциях, ввиду чего получаются самые не идентичные и не универсальные существа живой природы.
Отличительной мыслью, которая «красной нитью» проходит через главный труд Эмпедокла, выступает идея о том, что человеческое бытие и сущность конструируются не при помощи превращения стихий друг в друга, не при переходе их из одного состояния в другое.
Бытие формируется при помощи их смешения, то есть соединения под влиянием любви и разъединения - под влиянием раздора. Также по данной концепции человеческая плоть при смешении стихий не изначально сконструировалась в единое целое. При первоначальном смешении у будущего существа формируются отдельные части тела, далее же под влиянием любви эти части образуют пропорциональное единое целое [4, с. 161].
Каждую стихию Эмпедокл наделил рядом определенных характеристик, которые отличают их друг от друга и помогают им в разных пропорциях формировать человеческую плоть и бытие в целом. Так, земле присущи устойчивость и твердость, что выражается в стойкости и стабильности характера в свою очередь. Далее подвижность, инертностью и легкостью обладает воздух, что, в свою очередь, и выступает двигателем прогресса, побуждением к поиску смысла жизни и постоянному изменению.
Вода способна обеспечить возможность к превращениям, то есть текучесть. И, наконец, огонь способен вырабатывать тепло, что оказывает решающее влияние на активность человеческого бытия и его жизнедеятельности.
Таким образом, древнегреческий философ Эмпедокл оказал решающее воздействие на развитие метафизики и античной натурфилософии. Так, Эмпедоклом было разработано фундаментальное учение о постоянной изменчивости природы под воздействием четырех стихий - Огня, Воды, Воздуха и Земли.
Именно они, в свою очередь, под влиянием Любви или Раздора, склонны к соединению или разъединению. Под воздействием Любви на стихии, их полезные свойства соединяются в единое целое и образуется так человеческую сущность. При перевесе действия Раздора единый шар - Сферос, сотканный из четырех стихий, склонен к расщеплению и возвращению в первостепенный вид. Поэтому по Эмпедоклу бытие вечно, поскольку природа подвержена вечной и постоянной изменчивости, поскольку все человеческое бытие постепенно и циклично проходит круг изменений под воздействием Любви и Раздора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Малкина, С. М. Кантовский суд над разумом и проблема метафизики / С. М. Малкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 10 (60). - С. 98-101;
2. Миронов, В. В. Метафизическая сущность и двойственная природа философии / В. В. Миронов // Вестник Мурманского государственного технического университета. - 2008. - № 4. - С. 657-675;
3. Репин, Д. А. Проблема познания в ранней античной метафизике / Д. А. Репин // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2018. - № 3. - С. 97-108;
4. Аванесов, С.С. Эмпедокл: божественность и самоубийство / С. С. Аванесов // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. - 2007. - № 2. - С. 147-182
Steshkina E.A.
Penza State University (Penza, Russia)
PHILOSOPHY OF EMPEDOCLUS AND ITS INFLUENCE ON DEVELOPMENT OF METAPHYSICS
Abstract: the article examines the conceptual provisions of the theory and thoughts of the ancient Greek philosopher Empedocles. His contribution to the development and further formation of philosophy, metaphysics of nature is revealed. Attention is paid to the consideration of his concept of sensory perception of the world and the four elements that determine all existing being of mankind.
Keywords: Empedocles, metaphysics, ancient Greek philosophy, worldview, existence meaning, four elements concept, sensory perception.