Научная статья на тему 'Философия экономики: становление, структура и современные функции'

Философия экономики: становление, структура и современные функции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8507
985
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / БЛАГО / ПРОИЗВОДЯЩАЯ ЭКОНОМИКА / ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ / МНОГОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК / СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ФЛУКТУАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY.LEARNING METHODS / GLOBALIZATION / BENEFIT / PRODUCING ECONOMY / PHILOSOPHY OF ECONOMY / MULTIVARIATE MAN / SOCIO-ECONOMIC IMAGE OF THE WORLD / JUSTICE / SOCIO-HUMANITARIAN KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скибицкий Марк Михайлович

Статья посвящена анализу философии экономики как специализированного философского знания. Рассматриваются социально-экономическая обусловленность ее становления и развития, структура, основные функции в контексте развертывания всемирно-исторических процессов информатизации и глобализации. Автор раскрывает гуманистический потенциал философии экономики в условиях высокой степени нестабильности, неустойчивости мировой социально-экономической системы, нарастания частоты и глубины экономических кризисов. Большое внимание уделено значению великого и трагического вопроса об идеале социальной справедливости, который ныне тесно связан с судьбою выживания человечества. Подчеркивается особая важность этой темы для России как социального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Скибицкий Марк Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF ECONOMICS: FORMATION, STRUCTURE AND MODERN FUNCTIONS

The article is devoted to analysis of philosophy of economy as specialized philosophical knowledge. The author considers socio-economic reasons of its development, structure, main functions in the scope of worldwide historical processes of informatization and globalization. The emphasis is made on humanistic potential of philosophy of economy under a high extent of instability of worldwide socio-economic system, an increased frequency and depth of economic crises. Great attention is paid to the significance of a great and tragic issue on an ideal of social justice that now is closely connected with survival of mankind. The author emphasizes the especial importance of this theme for Russia as a social state.

Текст научной работы на тему «Философия экономики: становление, структура и современные функции»

ФИЛОСОФИЯ

Философия экономики: становление, структура и современные функции

М. М. Скибицкий *

Аннотация. Статья посвящена анализу философии экономики как специализированного философского знания. Рассматриваются социально-экономическая обусловленность ее становления и развития, структура, основные функции в контексте развертывания всемирноисторических процессов информатизации и глобализации. Автор раскрывает гуманистический потенциал философии экономики в условиях высокой степени нестабильности, неустойчивости мировой социально-экономической системы, нарастания частоты и глубины экономических кризисов. Большое внимание уделено значению великого и трагического вопроса об идеале социальной справедливости, который ныне тесно связан с судьбою выживания человечества. Подчеркивается особая важность этой темы для России как социального государства.

Ключевые слова: глобализация; Благо; производящая экономика; философия экономики; многомерный человек; социоэкономическая картина мира; справедливость; флуктуация; социально-гуманитарное знание; методология.

Philosophy of Economics: Formation, Structure and Modern Functions

М. М. Skibitskiy

Abstract. The article is devoted to analysis ofphilosophy of economy as specialized philosophical knowledge. The author considers socio-economic reasons of its development, structure, main functions in the scope of worldwide historical processes of informatization and globalization. The emphasis is made on humanistic potential ofphilosophy of economy under a high extent of instability of worldwide socio-economic system, an increased frequency and depth of economic crises. Great attention is paid to the significance of a great and tragic issue on an ideal of social justice that now is closely connected with survival of mankind. The author emphasizes the especial importance of this theme for Russia as a social state.

Keywords: globalization; Benefit; producing economy; philosophy of economy; multivariate man; socioeconomic image of the world; justice; socio-humanitarian knowledge; methodology.learning methods.

* Скибицкий Марк Михайлович — доктор философских наук, профессор кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: m1458254@yandex.ru

В современных философских исследованиях значительное внимание уделяется различным видам специализированного философского знания, философии техники, философии религии, философии образования и т. д. Но вне поля исследования остается философия экономики: об этом специализированном философском знании нет ни слова

По данной проблематике можно выделить содержательную работу А. И. Самсина, солидное исследование В. А. Канке, только что увидевшую свет фундаментальную «Антологию философии экономики» под редакцией Дэниела Хаусмана.

Однако существенные концептуальные проблемы философии экономики еще требуют прояснения, в частности, определение ее предмета, времени становления как специализированного философского знания, анализа специфики структуры, а также основных функций в современных условиях.

Кризис экономики, экономической науки: истоки и формы проявления

Рубеж ХХ-ХХ1 столетий — судьбоносный для человечества: необходимо обеспечить выживание цивилизации, сохранение уникальности человека, культуры, биосферы Земли. ХХ век: значительное увеличение и творческих возможностей человека, и его деструктивных сил. Усиливается разрыв между научно-техническим, социальным и нравственным прогрессом, формируются антигуманные ценностные ориентации в современном обществе. Цивилизация оказалась расколотой. В основе этого раскола лежит современная экономика как основополагающий вид человеческой деятельности, важнейшая сфера культуры.

Всемирно-исторический процесс глобализации подчиняет себе экономическую деятельность в планетарном масштабе, формируется глобальная экономика — основа всех процессов глобализации, фундаментальный фактор образования новой многомерной социоэко-номической картины мира. Складываются иерархические структуры мироустройства, основные центры мировой экономики: первого — постиндустриального, второго — зависимого индустриального и периферии.

Происходит передел современного мира посредством геоэкономического расслоения.

Виртуализируется экономическая деятельность (рост сферы производных финансовых инструментов), усиливается отделение финансовой деятельности от реальных производственной и торговых сфер, происходит ее превращение в самодовлеющий фактор, ставящий в зависимость от себя всю инновационно-производственную деятельность.

Идут процессы формирования хищнической экономики, увеличения географии слаборазвитости. Финансово-правовое регулирование выступает основополагающим механизмом глобального длительного извлечения доходов из неравновесности мировой среды, перераспределения ресурсов и мирового дохода в интересах транснациональных компаний (ТНК) (глобальный долг, глобальный риск, геоэкономические рентные платежи, «штабная» и «трофейная» экономика). Активизируется мировой спекулятивный капитал посредством безудержной гонки за сверхприбылью, игнорирования опасности неоправданных рисков, создания рыночных «пузырей» (огромной завышенности оценки различных видов активов).

Постиндустриальные страны, сочетая рыночные механизмы с регулирующей ролью государства, концентрируют у себя подавляющий мировой объем интеллектуального и высокотехнологического потенциала, новейших информационных ресурсов, наукоемкой продукции.

Противоречивые нелинейные экономические процессы значительно усиливают неустойчивость, нестабильность всей мировой социально-экономической системы. В ХХ столетии нарастают частота и глубина экономических кризисов. В 2008 году разразился не имеющий аналога в истории первый глобальный системный финансово-экономический кризис уже глобализирующейся экономики, который кроме финансовой сферы охватил производственную, социальную, политическую, идеологическую и ценностные сферы общества.

Состояние современной мировой экономики ставит под вопрос вообще существование цивилизации, свидетельствует о всесторонней недостаточности наших знаний об обществе, человеке, о несовершенстве мировоззренческих, теоретико-методологических основ, понятийного инструментария эконо-

мической науки. Существенно повысилась ее ответственность за разрабатываемые модели хозяйства. Возникла необходимость кардинального переосмысления современной сущности экономической деятельности человека в условиях всемирно-исторических процессов информатизации и глобализации, глобального экологического кризиса.

История бросила цивилизации беспощадный вызов: измениться или исчезнуть! Способны ли человечество, экономика, философия и экономическая наука дать достойный ответ?!

Становление философии экономики

Современная социоэкономическая картина мира претерпевает радикальные преобразования. Всемирно-исторические процессы информатизации и глобализации, обострение глобальных проблем, противоречивый динамизм формирующегося постиндустриального общества значительно усложняют и меняют характер деятельности человека в экономической сфере. Постиндустриальная экономика требует повышенного внимания к человеческому фактору как ключевому. Экономика все более становится сферой культуры, кроме собственных законов она управляется и ценностями культуры, экономическая деятельность человека предполагает возрастание его культурного потенциала, получает все более культурное измерение.

В материальном производстве возрастает значение символических аспектов, способность обрабатывать и понимать символы, генерировать с их помощью знания выступает как непосредственная производительная сила. В сетевом обществе большую ценность приобретают символические аналитики, которые могут быть посредниками во всех сферах экономики1.

Наряду с традиционными экономическими дисциплинами, экономической теорией и историей экономических учений, в результате объективных процессов дифференциации и интеграции знания на стыке научных дисциплин активно развивается междисциплинарное знание: экономическая социология, экономическая психология, биоэкономика, эконометрика, финансовый менеджмент. Увеличивается плодотворное взаимодействие

экономической науки с историческими, философскими, психологическими, культурологическими, биологическими дисциплинами, накопление и генерализация значительного опыта в сфере экономической деятельности.

Современная историческая ситуация обусловливает осмысление, интеграцию полученного в ХХ столетии огромного массива знаний о человеке и экономике. Необходима разработка теоретико-методологических основ гуманистически ориентированных моделей ведения хозяйственной деятельности на базе принципов биосферосовме-стимости, справедливости, эффективности.

В результате усиления взаимодействия, взаи-мопитания экономической науки и философии на стыке двух дисциплин в 70-е годы ХХ века формируется философия экономики как специализированное знание, которое имеет свой объект, предмет, структуру и функции. Это формирование новой философской дисциплины отразило осмысление цивилизационной роли экономики как Блага, обеспечившего выживание и эволюцию человеческого общества.

На рубеже неолита, последней эпохи каменного века (8-3 тыс. до н. э.), присваивающая экономика, охота и собирательство не гарантировали выживание растущей численности населения, нависла угроза вымирания. На одного охотника с луком, стрелами, копьем для охоты требовалась площадь в 10-20 квадратных километров. На территории современной Москвы могли бы охотиться только 50 человек. Но гений человека совершил величайшую революцию — создал производящую экономику, появились земледелие, скотоводство, ткачество, прядение. Производящая экономика как цивилизационное Благо создала возможность противоречивого нелинейного прогресса человечества в формах материальной и духовной культуры, который реализуется через социальные антагонизмы, эксплуатацию человека человеком, в условиях раскола цивилизации, экономических кризисов, войн.

Философия экономики стремится выявить смысл этого всемирно-исторического процесса как движения к идеалу, к благосостоянию общества, к социальной справедливости.Выда-ющийся экономист, творец «немецкого чуда» Л.

1 См. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 112-113.

Эрхард так писал о цели экономической деятельности: «Экономические концепции и экономические уклады всегда были и будут подвержены изменениям, однако вечной остается цель экономической деятельности — служить и содействовать благосостоянию людей»2.

«Благосостояние для всех», «Собственность для всех», — вот гуманистические принципы, провозглашенные Л. Эрхардом.

Объектом философии экономики выступает экономическое бытие общества, первооснова функционирования всех его сфер.

Предметом философии экономики является знание о производящей экономике, сверхсложной самоорганизующейся системе как сущности экономического бытия, цивилизационном Благе, универсальных законах его развития, связи с социально-нравственным началом, проектировании гуманистически ориентированных моделей субъектов хозяйственной деятельности и форм ведения хозяйства.

Структура современной философии экономики как специализированного знания такова. Онтология — учение о сущности, фундаментальных объектах, процессах их взаимосвязи в сфере экономики (производящий человек, производящая экономика, универсальные законы ее развития, способ производства, потребности); гносеология — учение о познании сущности производящей экономики как Блага, путях обеспечения благосостояния человека; методология — тип рационально-рефлексивного мышления, осуществляющего критико-аналитическую и проектно-конструктивную функцию в сфере сверхсложных самоорганизующихся современных экономических систем; антропология — осмысление цивилизационной роли человека как ключевого фактора в сфере экономики; аксиология — учение о структуре, функциях, иерархии традиционных и инновационных ценностей в экономических системах; идеология — концептуальное оформление идей, взглядов различных социальных групп, политических партий о сущности, функциях, роли экономики в обществе.

Становление философии экономики играет важную роль в развитии современной философии и экономической науки.

Современная философия экономики: гуманистический потенциа

Главная цель философии экономики — это гуманизация экономики и гуманитаризация экономической науки. Воплощение в жизнь этой цели достигается за счет реализации функций философии экономики.

Мировоззренческая функция философии экономики ориентирует экономическую науку на глобальное видение мира, отказ от его фрагментарного восприятия, от утилитарнопотребительского, количественного подходов к природе и обществу, технократического авантюризма. Нельзя смотреть только сквозь биржевые сводки на чрезвычайно сложный противоречивый мир, в котором мы живем и который антропогенно перегружен. Необходимо осознание того непреложного факта, что в современных условиях экономика перестала быть автономной сферой. Вся система «биосфера — общество — экономика — природные ресурсы» выступает как единая и внутренне взаимосвязанная. Гармоническое единство и взаимодействие трех основных глобальных сфер человеческой деятельности — экологической, социальной, экономической — условие выживания человечества3.

Поэтому важной задачей философии экономики является разработка научной модели современной социально-экономической картины мира как мировоззренческой предпосылки развития экономической науки.

Нестабильность информационного, сетевого общества обусловливает важность получения постоянной адекватной информации об экономическом бытии общества, субъекте экономической деятельности, функционировании сверхсложных, самоорганизующихся человекоразмерных экономических систем. Получению такой информации способствует гносеология (теория познания) философии экономики. В рамках принципов постнеклас-сической науки, социально-гуманитарного знания она ориентирует экономическую теорию на гуманизм, экологичность, проблемность, контекстуальность, коллективность научного познания, обогащает ее новым понятийным

2 Эрхард Л. Полвека размышлений. Речи и статьи. М.: Наука; ТОО «Ордынка», 1996. С. 30.

3 См.: Федотов А. П. Глобалистика: Начало науки о современном мире: Курс лекций. М., 2002. С.129-131.

инструментарием (сеть, виртуальность, самоорганизация, предел, инновационная среда).

Гносеология философии экономики исходит из того, что никто не имеет монополии на обладание абсолютной истиной — ни один человек, ни группа лиц. Необходимы плюрализм концепций, диалог мнений, возможность реализации различных типов гуманистических ориентированной деятельности в зависимости от конкретных социально-исторических условий. Люди не должны принимать теоретические построения, модели за возможную реальность, в которой они должны жить обязательно. Иначе они окажутся в положении бегства от реальности.

На чьей стороне истина — на стороне кейнсианца, сторонника регулирования, лауреата премии памяти Нобеля по экономике, советника президента США Дж. Картера Дж. Тобина, или на стороне приверженца дерегулирования, монетариста М. Фридмена, лауреата памяти Нобеля по экономике, советника президента США Р. Рейгана?!4

О неоднозначности оценок экономических процессов свидетельствует такой факт. В анкете для студентов в США был поставлен вопрос «Согласны ли Вы с тем, что инфляция — это преимущественно денежный феномен?» В кейнсианско ориентированном Массачусетском университете только 7 % студентов дали положительный ответ. В Чикагском университете, где господствовали идеи монетаризма, положительный ответ дали 84 % студентов5.

Во второй половине ХХ века значительно усложняется социально-экономическая, политическая и духовная жизнь общества. Возникает потребность в совершенствовании методологии научных исследований социально-экономических процессов. Экономическая наука обращается к философским течениям неопозитивизма (значение фактов для экономической теории) и постпозитивизма (необходимость учета социокультурных факторов).

В последней трети ХХ века усиливается динамизм процессов глобализации и информатизации, нарастают нестабильность мировой, социально-экономической системы, частота и глубина экономических кризисов.

Система становится весьма чувствительной к флуктуациям. Флуктуация — это случайное отклонение мгновенных значений величин от их средних значений. Катастрофа ипотечного рынка в США (флуктуация выше среднего) подтолкнула всю нестабильную мировую социально-экономическую систему к первому глобальному финансово-экономическому кризису в 2008 году.

В этих условиях философия экономики опирается при исследовании функционирования сверхсложных, самоорганизующихся человекоразмерных систем на принципы постне-классической науки, плюрализм, целостность, консенсуальность, эффективность, полипа-радигмальность, целесообразность научных решений, гуманистическую проектно-поисковую направленность. Используется в единстве методология эволюционного, системного и синергетического подходов.

Для методологии экономической науки как социально-гуманитарного знания имеет большое значение применение двух исследовательских программ к одному объекту — сфере экономической деятельности. Натуралистическая исследовательская программа возникла на основе развития естественных наук в XVII—XVIII столетиях и опирается на методологическую установку объяснения, подведения высказывания о каком-то объекте под определенный научный закон как частный случай его проявления.

Культуроцентристская исследовательская программа сформировалась на рубеже XIX и XX столетий в сфере социально-гуманитарного знания и ориентирована на понимание индивидуальных мотивов, ценностных ориентаций, предпочтений людей в сфере экономического поведения в определенном историческом контексте.

Все более существенную значимость приобретает сценарная методология при решении задач в условиях предельной неопределенности, невозможности осуществления моделирования и проектирования. Сценарная методология делает акцент на поиск новых целей, в то время как программная — на достижение уже известных целей6.

4 См.: Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: Учебник. М., 2006. С. 524-525.

5 Ананьин О. И. Структура экономико-теоретического знания: Методологический анализ. М., 2005. С. 44.

Методологическая функция философии экономики имеет выраженную эвристическую направленность: разработка нестандартных, поисковых методов научного исследования и инновационно-внедренческой деятельности.

Ключевое звено, альфа и омега, жизненный нерв философии экономики — это человек, субъект экономической деятельности. Выдающийся гуманист ХХ века, создатель Римского клуба А. Печчеи писал: «Ведь именно в человеке заключены источники всех наших проблем, на нем сосредоточены все наши стремления и чаяния, в нем все начала и все концы, и в нем же основы всех наших надежд. И если мы хотим ощутить глобальность всего сущего на свете, то в центре этого должна стать целостная человеческая личность и ее возможности»7.

Возрастающее значение в современную эпоху приобретает антропологическая функция философии экономики. Ее цель — посредством очеловечивания экономической жизни придать гуманный смысл существованию человека, превратить его экономическое бытие из средства выживания в способ самореализации, самоутверждения.

Классическая политическая экономия в лице А. Смита, Д. Рикардо, Д. С. Миля создала модель «экономического человека». Он выступает как рациональный эгоист, стремящийся к собственной выгоде, прибыли, доходу, имеющий информацию о сделках на рынке и рассчитывающий возможные издержки. Модель «экономического человека» отражала процесс формирования капиталистических рыночных отношений, когда личный интерес обогащения стал фактором внедрения инноваций, развития экономики, прогресса общества. Эта модель модифицировалась в экономических теориях маржинализма, неоклассицизма, неоинституциализма и других.

Но сущность модели «экономического человека» не претерпела радикальных изменений. Это частичный индивид, «одномерный человек», ориентированный на постоянное увеличение своего богатства, сверхпотребление, на демонстрационный эффект: важно не просто потребление, а потребление больше других. Способ реализации «экономического человека»

оставался неизмененным: быть для него тождественно иметь причем, чем больше, тем лучше.

Хотя эта модель работает и в настоящее время, она ведет современную экономику, общество, мировую социально-экономическую систему к постоянным и углубляющимся кризисам. Ведь люди и биосфера для «экономического человека» являются лишь средством обогащения и удовлетворения потребностей.

Проектируя модель современного субъекта экономической деятельности, философия экономики исходит из принципиального положения, что общество не является рыночной площадкой. Рыночное общество, в котором все сферы жизнедеятельности, образование, культура, здравоохранение были бы подчинены рынку, антигуманно и нежизнеспособно. Рынок может многое, даже сравнить по стоимости компьютер с пакетом апельсинового сока. Но он не может сравнить их с материнской любовью.

По мнению видных западных ученых, предназначение рынков сводится к тому, чтобы «быть эффективными, а не достаточными; алчными, а не справедливыми. Рынки никогда не ставили своей целью достижения общности или целостности, красоты или справедливости, устойчивости или духовности. Они не предназначены для этого... Рынки, если им позволить нормально работать, очень хорошо достигают поставленных перед ними целей, но эти цели далеки от общего предназначения человека. И именно для достижения высшей цели у нас есть политика, этика и религия. И если мы когда-нибудь допустим мысль, что эти величайшие достижения человеческого духа можно заменить экономическими теориями, мы рискуем растоптать наши души»8.

Фактором, определяющим жизнь общества, является гражданское общество. Оно представляет собой систему самоорганизующихся социальных негосударственных институтов и отношений и автономных и ответственных индивидов. Именно гражданское общество должно контролировать государство, бизнес, распределение национального богатства, оценивать проводимую в обществе социальную политику.

7 Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. С. 214.

8 Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат половина, отдача — двойная: Новый доклад Римскому клубу : Пер. с англ. М., 2000. С. 387.

Проектируемая модель современного субъекта экономической деятельности может быть обозначена как модель «многомерного человека». Его ценностными ориентирами являются не безграничный рост изощренных потребностей, а самореализация, творческое самовыражение, развитие духовных и телесных способностей, примат качества жизни над количеством потребляемых благ. Ему присуще высокое сознание ответственности перед обществом, он рассматривает бизнес не как машину для производства денег, а как деятельность по улучшению благосостояния людей.

Возможно ли в наше время формирование такого «многомерного человека»?! Он необходим, если человечество хочет выжить. А оно, думается, очень хочет.

Очень существенна в современных условиях аксиологическая (ценностная) функция философии экономики. Она осуществляет выявление соответствия моделей, принципов экономической науки и реальной экономической деятельности гуманистическим идеалам человечества. Наиболее значимым из них — это сохранение уникальности человека, культуры, биосферы, достижение социальной справедливости в обществе, утверждение в его жизни принципа ненасилия.

Аксиологическая функция философии экономики способствует возрастанию в экономической науке ценностно этических начал, заложенной Платоном экофильной традиции. Известный немецкий экономист и философ П. Козловски, стремясь обосновать единство экономики и этики, формулирует хозяйственно-этический императив: «Поступай так, чтобы твоя хозяйственная деятельность соответствовала двойственной функции экономики — эффективному снабжению людей благами и предоставлению им возможности самореализации»9.

Ведь современной исторической ситуации необходимо преодолеть утилитарноколичественный подход к природе, разрабатывать эффективные методы управления ресурсо- и трудосберегающими технологи-

ями, интегрировать условия экологической устойчивости в модели хозяйства.

В противном случае нарушение биотической регуляции, механизмов самовосстановления биосферы и разрушение биоразнообразия подрывает устойчивость биосферы.

Герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров считал, что природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Какое глубокое и опасное заблуждение!

Аксиологическая функция экономики категорична: природа должна стать Храмом для человека, она имеет абсолютную ценность, самоценна. Нельзя подходить к природе с меркой биржевых сводок, природа есть реальное и потенциальное Благо. Важен также отказ в сфере экономики от измерения жизни животных и растений в понятиях товарных ценностей. Такой подход ведет к варварскому истреблению флоры и фауны. В нашей печати сообщалось о задержании на одной из таможен посылки, направляемой в соседнее государство, в которой находилось 16 отрубленных медвежьих лап, из них готовиться дорогое лекарство. Несчастные медведи, они не выживут!

Современный человек должен сказать «нет» экологическому нигилизму, символом которого является зловещий принцип: «На наш век хватит!» Современный человек стоит перед судьбоносным выбором: безудержная погоня за престижными стандартами или спасительный путь разумного самоограничения!

Гармонизация отношений с природой имеет приоритетное значение для России, которая обладает огромными природными богатствами: лесными, водными, воздушными территориями, не подверженными хозяйственной деятельности. Сохранение этих богатств является условием здоровья россиян и эффективной инновационной экономической деятельности.

Одним из центральных принципов аксиологии философии экономики выступает идеал социальной справедливости. По мнению А. Печчеи, в долгосрочной перспективе без справедливости не может быть стабильного мира или безопасности, «никакого социаль-

9 Козловски П. Принципы этической экономии. СПб.: Экономическая школа, 1999. С. 311.

ного развития, никакой свободы личности, человеческого достоинства или приемлемого качества жизни для всех»10.

Перед человечеством вновь встает великий и трагический извечный вопрос о справедливости, проходящий красной нитью через всю историю мировой философской мысли.

Но ныне вопрос этот приобретает исключительное значение. От понимания того, какие условия жизни являются должными для человека (исходя из его сущности и неотъемлемых прав), и от соответствующих практических действий общества в каждой стране зависит выживание всего человечества.

Исключительно фундаментальное значение для современной России как социального государства имеет проблема социальной справедливости. В стране «недопустимо вызывающе велика дифференциация доходов», которая воспринимается как несправедливость. Поэтому важнейшая задача состоит в уменьшении материального неравенства. Успех человека в той или иной области будет восприниматься окружающими как справедливый, если он достался «тяжелым трудом, умением рисковать, готовно-

стью брать на себя ответственность за других»11.

В наступившем десятилетии «каждый рубль, направляемый в социальную сферу, должен «производить справедливость». Справедливое устройство общества, экономики — главное условие устойчивого развития в эти годы»12.

Экономическая наука, участвуя в междисциплинарном синтезе, обогащает философию новыми знаниями об экономическом бытии общества, специфике экономической деятельности человека в информационном обществе. Выяснилось большое методологическое, эвристическое значение экономического понятия «капитал» при формировании таких понятий, как «социальный капитал», «человеческий капитал», «культурный капитал».

Философия экономики представляет собою сверхсложное, самоорганизующееся и нелинейное знание. Оно является также «человекоразмерным», поскольку в изучаемые им комплексы в качестве компонента включен сам человек. Развитие философии экономики имеет существенное значение для формирования в России социально ориентированной инновационной модели хозяйства.

Литература

1. Философия экономики. Антология / Под ред. Дэниела Хаусмана. — М.: Институт Гайдара, 2012. — 520 с.

2. Ананьин О. И. Структура экономико-теоретического знания: Методологический анализ. — М.: Наука, 2005. — 243 с.

3. Канке В. А. Философия экономической науки: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 384 с.

4. Козловски П. Принципы этической экономики. — СПб.: Экономическая школа, 1999. — 346 с.

5. Печчеи А. Человеческие качества. — М.: Прогресс, 1985. — 312 с.

6. Пригожин А. И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 402 с.

7. Самсин А. И. Основы философии экономики: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ, 2003. — 270 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 400 с.

9. Федотов А. П. Глобалистика: Начала науки о современном мире: Курс лекций. — М.: Аспект-Пресс, 2002. — 224 с.

10. Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи : Пер. с нем. — М.: Руссико: Ордынка,

1993. — 606 с.

10 Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. С. 217.

11 См.: Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февраля. № 20-п.

12 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.