Научная статья на тему 'Философия Декарта в контексте основного вопроса педагогики'

Философия Декарта в контексте основного вопроса педагогики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
734
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОТИВОРЕЧИЕ / ТОЖДЕСТВО / ДЕКАРТ / СУБСТАНЦИЯ / ВСЕОБЩЕЕ / PERSONALITY / ACTIVITY / CONTRADICTION / IDENTITY / DESCARTES / SUBSTANCE / TOTAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Суханов Валерий Николаевич

Автор использует теоретические основы педагогики для исследования процесса формирования личности. Ставится основной вопрос педагогики «отношение единичного и всеобщего». В контексте этого вопроса автор обращается к философии Декарта. Прослеживается исторический путь обретения человеком своей собственной формы. Учение Декарта рассматривается всесторонне: в связи с генетическими предшественниками и последователями, а также с проблемами современного наличного бытия. Утверждается значимость принципа человеческого Я.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Descartes Philosophy within the Context of Main Question of Pedagogics

The author uses theoretical base of pedagogics to study the personality organization process. He raises the main question of pedagogics “the relation of individual and total”. In the context of this question the author is treating on Descartes philosophy, tracing the historical way of man finding his proper form. He gives the Descartes doctrine full consideration: in relationship with genetic precursors and followers, and also with problems of modern existence. The importance of human ego principle is positing.

Текст научной работы на тему «Философия Декарта в контексте основного вопроса педагогики»

УДК 37.01:Щ00)(091)

Философия Декарта в контексте основного вопроса педагогики

В. Н. Суханов

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Автор использует теоретические основы педагогики для исследования процесса формирования личности. Ставится основной вопрос педагогики — «отношение единичного и всеобщего». В контексте этого вопроса автор обращается к философии Декарта. Прослеживается исторический путь обретения человеком своей собственной формы. Учение Декарта рассматривается всесторонне: в связи с генетическими предшественниками и последователями, а также с проблемами современного наличного бытия. Утверждается значимость принципа человеческого Я.

Ключевые слова: личность; деятельность; противоречие; тождество; Декарт; субстанция; всеобщее.

Современные исследования философии педагогического процесса все более укрепляют мысль о том, что основное умение, способствующее развитию личности ребенка, — это способность вычленять всеобщую форму конкретной вещи и полагать ее в основание собственной деятельности. При этом утверждается тезис, что «педагогу надо идти за учеником и лишь внутри его движения обгонять и вести его — это, пожалуй, должно быть одной из самых важных заповедей Учителя» [1, с. 51].

Основной вопрос педагогики — связь единичного и всеобщего — корнями уходит в основной вопрос философии — отношение мышления к бытию.

Именно в свете этих исследований нам интересен Декарт, в философии которого мышление и бытие не просто разделены, а разведены предельно: мышление — атрибут субстанции духовной, протяженность (бытие) — материальной.

Чтобы понять предел, зафиксированный Декартом, рассмотрим этот вопрос с исторической точки зрения.

© Суханов В. Н.

Деятельность человечества начинается с отделения идеального от орудийно-предметной реальности. Но рефлексия этого момента предполагает долгий и трудный путь познания вплоть до философии Декарта, когда неразрешимость проблемы соединения субстанций — материальной и духовной — рациональным путем вывела науку на принципиально новую парадигму, в русле которой и происходило развитие последующей философии. О решении проблемы, предельно и точно поставленной Декартом, лаконично сказал Гегель: «...мышление необходимо должно было стать на точку зрения спинозизма» [2, с. 367].

Но учение Декарта не стало бы судьбоносным для него без плодотворной критики скептицизма со стороны Аврелия Августина: «.скептицизм, достигший в позднем эллинизме вершин своего развития и распространивший сомнение даже на себя самого, оказался не абсолютен» [3, с. 118]. Именно в философии Августина наметился

Суханов В. Н.

кардинальный поворот «к внутреннему миру человеческого Я, к его онтологическому, вселенскому статусу» [3, с. 118].

Принцип самоценности человеческого Я, лишь намеченный Августином, у Ансельма Кентерберийского обретает мощное вселенское звучание — онтологическое доказательство бытия Бога.

У Декарта впервые в истории философской мысли свобода, представленная в деятельности души, и необходимость, господствующая в материальной субстанции, оказались равнозначны. Важность этого положения для истории человечества трудно переоценить. Вместе с тем соединение материальной и духовной субстанций происходило в Боге, но и бытие Бога выводилось рационально, как и все положения картезианской философии. Поэтому «онтологическое доказательство» бытия Божия Ансель-ма Кентерберийского совершенствуется Декартом и полагается в основание его дуалистической системы.

Соединение субстанций, обретение философией принципа монизма особенно ярко проявилось в учениях Спинозы и Фихте и стало делом последующей философской эпохи, в которой свобода и необходимость, переходя друг в друга, порождая друг друга в учениях различных философов, обретают действительное единение в «Науке логики» Гегеля.

Ленин, штудируя «Науку логики», заметил: «Мысль о превращении идеального в реальное глубока: очень важна для истории. Но и в личной жизни человека видно, что тут много правды. Против вульгарного материализма» [4, с. 104].

Эти слова Ленина полностью применимы к философии Декарта. Разделение идеального и реального миров, составляющее человеческую историю, должно было найти предельное теоретическое выражение в философии, чтобы осуществилось истинное превращение идеального в реальное.

Литература

1. Лобастов Г. В. Философско-педагогиче-ские этюды. М.: Микрон-принт, 2003. 328 с.

2. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. 2-е изд., стер. Кн. 3. СПб.: Наука, 2006. 582 с. (Слово о сущем; т. 5).

3. Сорвин К. В. Очерки из истории классической философии. 5-е изд., испр. и доп. М.: Русская панорама: Творческая мастерская «БАБУР-СТМ», 2014. 430 с. (Scientia vinces).

4. Ленин В. И. Философские тетради. М.: Политиздат, 1965. 752 с.: портр.

Суханов Валерий Николаевич — кандидат технических наук, старший научный сотрудник НОЦ «Зондовая микроскопия и нанотехнология» МИЭТ. E-mail: suhi61@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.