Научная статья на тему 'Философия бессмертия: анализ научных подходов'

Философия бессмертия: анализ научных подходов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1005
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕРТЬ / DEATH / БЕССМЕРТИЕ / IMMORTALITY / ПРЕОДОЛЕНИЕ СМЕРТИ / DEATH OVERCOMING / ИММОРТОЛОГИЯ.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Свитящук Валентина Ивановна

В статье осуществлен краткий анализ представлений русских фи-лософов, а также исследователей советского и постсоветского перио-дов о смерти и бессмертии как научной проблеме.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article a short analysis of representations of Russian philo-sophers, and also thinkers of the Soviet and Post-Soviet periods about death and immortality as scientific problem is carried out.

Текст научной работы на тему «Философия бессмертия: анализ научных подходов»

В.И СВИТЯЩУК преподаватель кафедры военно-социальной и воспитательной работы Военно-технического

университета

при Федеральном агентстве специального строительства*

Философия бессмертия: анализ научных подходов

Изучением проблемы смерти и бессмертия ученые занимаются на протяжении достаточно длительного периода времени, на разных уровнях, в различных аспектах. Проблема смерти и вечной жизни традиционно находится в центре внимания исследователей духовной культуры, философии и религии. Вместе с тем этот процесс неоднороден и противоречив.

Современный человек с его рационализированным мышлением, технократическими и сциентистскими установками, с его верой в безграничность научно-технического прогресса не может смириться с тем фактом, что смерть - это объективная реальность. А многое из того, что было накоплено культурой за два с лишним тысячелетия, оказалось для большинства утраченным. В результате, по справедливому утверждению О.С. Суворовой, «происходит своего рода вытеснение смерти из сознания - индивидуального и общественного, из сферы культуры»1.

Перед историко-философскими исследованиями стоит ряд важных задач, в том числе касающихся изучения творчества отечественных мыслителей, многие из которых были преданы забвению, чье наследие до сих пор не стало предметом углубленных исследований отечественных философов, чьи идеи были незаслуженно забыты. Попытка найти в их философских изысканиях ответы на запросы бурно развивающейся культуры и общества в целом имеет особое значение в эпоху постмодерна. В данном контексте становится актуальной проблема

Свитящук Валентина Ивановна, е-таП: vai8ntlna-svjt@vandex.ru

1 Суворова О.С. Личностное знание о смерти: пути формирования, смысл и значение // Идея смерти в российском менталитете. СПб., 1999, с. 59.

реконструкции истории и историографии философии бессмертия, представленной в творчестве А.Н. Радищева, Н.Н. Страхова, Г.Э. Ланца, а также философов-космистов ХХ в.

Историко-философское осмысление философских воззрений А.Н. Радищева, Н.Н. Страхова, Г.Э. Ланца, а также философов-космистов ХХ в. обусловлено необходимостью на основе современной методологии продолжить работу по изучению отечественной философии. Совокупность проблем, представленных в работах этих философов, не подвергалась осмыслению в современной философской науке, что дает основание говорить об актуальности в целом историко-философского анализа воззрений мыслителей. Такой анализ дает возможность не только обосновать своеобразие их взглядов, определить место и значение их наследия в истории развития отечественной философской мысли, но и лучше показать особенности эволюции естественнонаучных, религиозных и философско-антропологических представлений о преодолении смерти в творчестве представителей отечественной философской мысли XIX-XX вв. Он позволяет раскрыть место и роль русской философской мысли в истории европейской философии.

Попытки осмысления проблемы смерти и бессмертия в творчестве А.Н. Радищева, Н.Н. Страхова, Г. Э. Ланца, были предприняты еще современниками мыслителей. Заслуживают интереса работы Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В.В. Зеньковского и Н.О. Лосского и др. Однако в силу объективных причин и целей создания этих трудов иммортологическая проблематика в них затрагивалась косвенно.

В той или иной мере вопросов смысла жизни, смерти и путей достижения бессмертия касались В.С. Соловьев и Л.Н. Толстой, К.Н. Леонтьев, Л.И. Шестов, Д.С. Мережковский, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, Г.В.

л

Флоровский, Б.П. Вышеславцев1.

ч. Свердловск, 1991; Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М., 1998; Вышеславцев Б.П. Достоевский о любви и бессмертии // О Достоевском: Творчество Достоевского в русск1 См.: Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001; Лосский Н.О. История русской философии / Пер. с англ. М., 1991; Леонтьев К.Н. Восток,

2

Однако вопрос о бессмертии и путях его достижения в творчестве А.Н. Радищева, Н.Н. Страхова, Г. Э. Ланца, а также в трудах русских космистов в отечественной философской литературе все еще недостаточно изучен. Конкретизация представлений мыслителей о смерти и бессмертии, детальное изучение условий и путей достижения вечности, определение философско-исторического смысла и духовно-нравственной сути их иммортологических учений остается за пределами внимания исследователей.

Наиболее систематизированные положения о смерти и бессмертии как выражении «естественного миропорядка» содержатся в философском произведении «О человеке, о его смертности и бессмертии»1, в котором Радищевым была предпринята одна из первых попыток научного обоснования личного бессмертия в русской философской традиции. В связи с тем, что взгляды А. Н. Радищева на различных этапах творческого пути были отчасти противоречивы, в публикациях советских авторов по этому поводу говорилось о том, что Радищев «колебался» между материализмом и идеализмом. Высказывалось, в частности, такое мнение: «Объединение в одной книге противоречивых взглядов было попыткой примирения веры в бессмертие с учением материалистов»2.

По мнению Б.В. Емельянова, «безоговорочного вывода о бессмертии

о

души философ не делал, но саму мысль о бессмертии не отбрасывал»3.

В своей «Истории русской философии» В. В. Зеньковский пишет о том, что А.Н. Радищев, несмотря на известные симпатии, которые он проявлял к мыслителям-материалистам, сам таковым не был. В своем же противопоставлении двух систем взглядов - за индивидуальное бессмертие или против него - «его симпатии склоняются в сторону

Россия и Славянство. М., 1996; Шестов Л. Соч. В 2 т. М., 1993; Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995; Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996; Бердяев Н.А. О русской философии: В 2 ой мысли / Сост. В.М. Борисов. М., 1990, с. 397 - 406.

1 Радищев А.Н. О человеке, о его смертности и бессмертии. // Избр. Филос. Соч. М., 1949, с. 397-398.

2 История русской литературы. М.- Л., 1947, т. IV, с. 556.

3Емельянов Б.В. Формирование основных принципов отечественной философской антропологии // Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии, 2003, вып. 6, с. 34.

3

положительного решения»1 . Н. О. Лосский также считает, что А.Н. Радищев придерживается того мнения о душе, что «она бессмертна»2. Эти выводы В.В. Зеньковского и Н.О. Лосского разделяют многие современные исследователи. Так в «Истории русской философии», коллективной работе, вышедшей в 1998 г. утверждается, что в своем философском трактате А.Н. Радищев «выступает безусловным сторонником

о

положительного решения вопроса о бессмертии души» 3 . А также отмечается, что сама постановка вопроса об отношении к смерти и бессмертию, анализ, предложенный Радищевым, уходят своими истоками в античность - к учению Аристотеля.

Оценивая степень разработанности проблемы бессмертия в творчестве Н.Н. Страхова, необходимо отметить, что его философские воззрения не нашли достаточного отражения ни в русской философии конца Х1Х-начала XX в., ни в современной историко-философской литературе. Тем не менее как философ H.H. Страхов стал известен уже при жизни. Его философские работы читались и высоко оценивались современниками. Так, в 1871 г. Л.Н. Толстой, характеризуя личность H.H. Страхова, писал, что он "предназначен к чисто философской деятельности"4. В 1890 г. В.В. Розанов указывал, что H.H. Страхов сошел "с пути чистого естествознания, или точнее вошел в более широкий и гибкий мир философии, чтобы с точек зрения в ней открывающихся посмотреть на те данные, которые в круге наук о природе скорее излагаются, нежели объясняются"5.

К сожалению, такого рода оценки личности и философского творчества этого глубокого и оригинального мыслителя не получили закрепления и широкого распространения в последующие десятилетия. В

Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991, т.1, ч.1, с. 102.

2 Лосский Н. О. История русской философии. М., 1994, с. 16.

3 История русской философии. М., 1998, с. 73.

4 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М., 1928-1958, т. 62, с. 184.

5 Розанов В. В. Литературная личность Н. Н. Страхова // Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития. Литературно-эстетические работы разных лет. М., 1990, с. 306.

условиях господства «просвещенства» и революционаризма, против которых он неустанно выступал, его имя было предано забвению, а высказанные им идеи рассматривались как устаревшие и реакционные.

В советское время сложилась традиция негативного отношения к философии Страхова, которая рассматривалась как идеалистическая, почвенническая и не заслуживающая серьезного внимания. Краткие сведения о нем можно было получить лишь в энциклопедических изданиях, где указывались годы его жизни и перечислялись опубликованные произведения. Зачастую лишь литературные критики, литературоведы и публицисты давали абстрактные характеристики философии Страхова, не углубляясь в суть рассматриваемых им философских проблем и выдвигаемых идей. Отдельные философские вопросы в творчестве Страхова затрагивались в работах У.А. Гуральника, А.С. Долинина, Б.Ф. Егорова, Н.Н. Скатова, М.И. Щербаковой и др.

Оценивая степень разработанности проблемы бессмертия в творчестве Г.Э. Ланца, необходимо отметить, что образ Г.Ланца в научной литературе расплывчат: его именуют то философом, то историком философии, то культурологом, то славистом. Подобное многообразие объясняется не только широтой его взглядов, но и, главным образом, недостаточным изучением его концепции.

Русское неокантианство, представителем которого стал Г.Э. Ланц, оказалось заложником исторических процессов в нашей стране. Без должного внимания остались имена и философские концепции Н.Н. Алексеева, А.В. Вейдемана, Б.П. Вышеславцева, М.И. Кагана, М.М. Рубинштейна, С.Л. Рубинштейна, В.А. Савальского, Л.П. Салагова, В.Э. Сеземана и других мыслителей, среди которых и русский неокантианец Г. Ланц. Анализ его философской концепции вытекает из недостаточной разработанности данной проблемы и является задачей дальнейших исследований. Связанные с этой задачей проблемы указываются А.Г. Вашестовым, С.Л. Франком, Б.В. Яковенко, Н.О. Лосским, В.Н. Беловым,

5

Н.А. Дмитриевой, Г. Шпигельбергом, однако исследователи упоминают о Г.Э. Ланце вскользь, затрагивая только отдельные моменты его биографии и философии, не давая тем самым целостного представления о его философских воззрениях и его вкладе в философию. В силу того, что большинство работ философа было опубликовано в периодических изданиях и не было им систематизировано, создается мнение, что Г. Ланц не выдвинул собственных оригинальных философских идей, а ограничивался отдельными статьями на ту или иную тему. В связи с этим представляется важным показать обратное, т. е. обратиться к философским взглядам Г. Ланца и представить их как оригинальную, состоящую из взаимосвязанных элементов концепцию, основанную на неокантианских представлениях.

Что касается разработки проблемы бессмертия в отечественной философской мысли ХХ в., то необходимо отметить, что с конца 20-х до середины 80-х гг. в России по существу был запрет на исследования по вопросам смерти и бессмертия. Лишь врачи и теологи говорили о смерти. В этот период допускались лишь единичные публикации и то в основном в аспекте критики религиозной концепции бессмертия. Так, в 1967 г. вышла в свет книга И.Д. Панцхавы «Человек, его жизнь и бессмертие», а в 1979 г. в научно-атеистической серии - книга И.А. Крывелева «Критика религиозного учения о бессмертии». В этих работах проблема бессмертия рассматривалась как атрибут ошибочного религиозного понимания человеческой сущности. В основном это было связано с идеологическими требованиями.

И лишь в последние два десятка лет вопросы смерти и бессмертия становятся объектом пристального внимания гуманитариев.

В постсоветский период внимание к вопросу соотношения жизни, смерти и бессмертия повысились, вызвав неподдельный интерес ряда ученых. Среди философов, занимающихся данной проблемой, можно

указать следующих: Л.Н. Коган, П.П. Гайденко, Л.Е. Балашов, М.А. Шенако,

6

Т.В. Мордовцева, В.В. Варавва, А.Б. Демидов, Е.Е. Культин, Ю.В. Хен, Н.М. Ефимова, В.И. Безанчук, В.В. Минеев Е.Н. Шовина и другие.

Большую ценность представляют исследования мифологии, позволяющие выявить архетипический смысл представлений о смерти и бессмертии в культуре. Среди ведущих исследователей необходимо указать А.Ф. Лосева, С.С. Селиванову, А.Б. Тайлора.

Из современных исследователей необходимо отметить О. С. Пугачева, исследовавшего этическую сторону проблемы бессмертия в русской философской традиции конца XIX - начала ХХ в. В работах Л.Е. Балашова рассматриваются проблемы актуального бессмертия. Е.А. Торчинов рассмотрел проблему смерти и бессмертия в универсуме китайской культуры.

Естественнонаучная концепция бессмертия исследуется в работах И.В. Вишева. Им проанализированы разные гипотезы, концепции, касающиеся различных аспектов соотношения жизни, смерти, бессмертия. Однако морально-нравственная сторона этой проблемы остается без внимания автора. Большой интерес представляют также исследования М.В. Соловьева и Г.Д. Бердышева.

В большей степени проблемы смерти и бессмертия сегодня рассматриваются в рамках био- и ноосферных процессов, геокосмической эволюции, экологии. Этот подход представлен школой В.П. Казначеева, развивающего идеи Н.Ф. Федорова о бессмертии и космическом будущем преображенного человечества, К.Э. Циолковского о перспективах атомарного бессмертия, о разумном космическом будущем человечества, В.И Вернадского о переходе от биосферы к ноосфере, об автотрофности человечества, А.Л. Чижевского о космобиологических параметрах существования человека1. Проблема экологии смерти разрабатывается в

1 См.: Спасибенко С.Г. Смерть и бессмертие: границы и безграничность социальной жизни человека // Социально-гуманитарные знания, 2004, № 4, с. 63.

исследованиях В.А. Кутырева. С.Г. Спасибенко рассматривает социальное значение проблем смерти и бессмертия.

Проведенный историографический анализ показывает, что проблема бессмертия не осталась без внимания ученых, однако ее изучение в рамках истории философии еще требует научного осмысления.

Свитящук В.И. Философия бессмертия: анализ научных подходов. В статье осуществлен краткий анализ представлений русских философов, а также исследователей советского и постсоветского периодов о смерти и бессмертии как научной проблемы.

Ключевые слова: смерть, бессмертие, преодоление смерти, иммортология.

Svityaschuk V.I. Immortality philosophy: the analysis of scientific approaches. In

article a short analysis of representations of Russian philosophers, and also thinkers of the Soviet and Post-Soviet periods about death and immortality as scientific problem is carried out.

Key words: death, immortality, death overcoming, immortality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.