Научная статья на тему 'Филологическая наука в Тамбовском государственном университете: настоящее и будущее'

Филологическая наука в Тамбовском государственном университете: настоящее и будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потанина Н. Л.

The article looks at the present state of research work at the Institute of Philology and Journalism and proposes some prospects for it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOLOGICAL SCIENCE AT TAMBOV STATE UNIVERSITY: PRESENT AND FUTURE

The article looks at the present state of research work at the Institute of Philology and Journalism and proposes some prospects for it.

Текст научной работы на тему «Филологическая наука в Тамбовском государственном университете: настоящее и будущее»

ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА В ТАМБОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Н.Л. Потанина

Potanina, N.L. Philological science at Tambov State University: present and future. The article looks at the present state of research work at the Institute of Philology and Journalism and proposes some prospects for it.

2002 год открыл новую страницу в истории филологической науки Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. В этом году ученые двух родственных факультетов объединились в составе вновь образованного Института филологии и журналистики. Тем самым были созданы новые условия для решения общих исследовательских задач.

Институт филологии и журналистики сегодня - не только учебное подразделение университета, осуществляющее подготовку высококвалифицированных филологов (в том числе, и для научно-исследовательской деятельности). Здесь происходит становление и развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, формируются научные направления и школы, а полученные научные результаты находят применение в образовательной и исследовательской деятельности.

В числе основных целей научно-исследовательской работы института филологии и журналистики - сохранение главных достижений и традиций российской высшей школы, развитие имеющихся и создание новых научных школ и направлений, открытие новых научных специальностей, обеспечение образовательного процесса квалифицированными научно-педагогическими кадрами.

В состав института входят 11 кафедр. 10 заведующих кафедрами являются докторами филологических наук, профессорами,

1 заведующий кафедрой - кандидат филологических наук, доцент.

В институте работают 15 докторов наук и 59 кандидатов наук, осуществляющих исследования в составе следующих научных школ и направлений:

Когнитивные аспекты языка и речи. Научный руководитель профессор Н.Н. Болдырев.

Исследование русской литературы XX века: литературные процессы, история, творческие индивидуальности. Замятиноведческая научная школа. Научный руководитель профессор Л.В. Полякова.

Проблемы экологии языка и речи. Научный руководитель профессор В.Г. Руделев.

Когнитивно-прагматические аспекты речевого общения. Научный руководитель профессор Е.В. Милосердова.

Методология педагогического исследования: иностранные языки. Научный руководитель профессор Р.П. Мильруд.

Инновационные технологии обучения русскому языку в школах и вузах. Научный руководитель профессор Н.Г. Блохина.

Системные отношения единиц разных уровней русского языка. Научный руководитель профессор Р.П. Козлова.

Перевод и межкультурная коммуникация. Научный руководитель профессор Т.А. Фе-сенко.

Западноевропейская литература в контексте культуры. Научный руководитель профессор Н.Л. Потанина.

Весомый вклад в реализацию задач вузовской науки вносят 8 специализированных лабораторий и центров, работающих под руководством ведущих преподавателей института. Это Учебно-научный лингвистический центр (руководитель профессор Н.Н. Болдырев), Научный фонд Е.И. Замятина (руководитель профессор Л.В. Полякова), Лаборатория лингвистического анализа «Экология языка и речи» (руководитель профессор В.Г. Руделев), Лексикографическая лаборатория (руководитель профессор Р.П. Козлова), Лаборатория инновационных технологий обучения русскому языку в школах и вузах (руководитель профессор Н.Г. Блохина), Лаборатория «Русские говоры в системе современной языковой культуры» (руководитель профессор С.В. Пискунова), Научно-методический центр «Русский дом Диккенса» (руководитель профессор Н.Л. Потанина), Фольклорный центр (руководитель доцент А.М. Каль-ницкая).

Подготовка научных кадров происходит в аспирантуре (по 7 научным специальностям) и докторантуре (по 5 научным специальностям). В 2001/2002 учебном году разработана и утверждена Ученым советом института Программа образовательной подготовки ас-пиранта-филолога, направленная на оптимизацию деятельности аспирантуры. Сегодня в институте 74 аспиранта, 10 докторантов, 16 соискателей кандидатских и 2 соискателя докторских ученых степеней. Успешно функционируют 2 диссертационных совета, где проводятся защиты докторских и кандидатских диссертаций по следующим научным специальностям:

10.01.01. «Русская литература»;

10.02.01. «Русский язык»;

10.02.19. «Теория языка»;

10.02.04. «Германские языки».

В 2002 году под руководством преподавателей института подготовлено и защищено

7 докторских и 25 кандидатских диссертаций.

Филологи регулярно принимают участие (коллективное и индивидуальное) в научнотехнических программах, конкурсах грантов и стипендий («Университеты России»; «Интеграция»; РФФИ; РГНФ; «Государственная научная стипендия РАН»; «Словари России»; «Молодые и наука - третье тысячелетие»); выполняют исследования на основе хоздоговоров.

В своей международной деятельности ученые института активно взаимодействуют

с международными программами и фондами: Германской службой академических обменов, Британским советом, 1ЯЕХ, ИНТАС, фондом Сороса, программой «Фулбрайт», Американским советом по международному образованию, программами «Партнерство в образовании», «Восток-Запад», BUNAC, ТАСИС. Особенно эффективно работают в этом направлении кафедры: английской филологии; иностранных языков; истории русской литературы; немецкой филологии; русского языка; теории и практики преподавания английского языка; языкознания.

В 2002 году объем финансирования одного преподавателя института, занимающегося фундаментальными и прикладными исследованиями, заметно превышает аккредитационный показатель.

Институт филологии и журналистики поддерживает связи с ведущими научными центрами России. В их числе: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский государственный педагогический университет, Российский государственный гуманитарный университет, Московский педагогический университет, Московский государственный лингвистический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский педагогический университет, Воронежский государственный университет, Воронежский государственный педагогический университет, Самарский государственный университет, Саратовский государственный университет, Саратовский государственный педагогический университет, Нижегородский государственный университет, Нижегородский государственный лингвистический университет, Белгородский государственный университет, Тюменский государственный университет и другие.

Научно-педагогическое сотрудничество осуществляется с зарубежными партнерами из США, Германии, Великобритании, Франции, Швейцарии, Польши, Чехии и других стран. Особое внимание уделяется развивающимся специальностям. За минувший учебный год разработана программа долговременного российско-американского сотрудничества в сфере подготовки журналистов, проведения научных исследований по проблемам СМИ и межкультурной коммуникации. При этом партнерские отношения с некоторыми зарубежными вузами (например, Университетом штата Индиана) определены

и закреплены в двусторонних соглашениях. Сотрудничество с Обществом Гете (Германия), уже имеющее семилетний стаж - в первую очередь, благодаря энтузиазму профессора Л.С. Кауфман, - в 2002 году официально подтверждено двусторонним договором. При этом намечены перспективы совместных научных исследований.

В 2002 году на базе вуза состоялось 6 научных конференций и семинаров. Среди них: III Международная школа-семинар по когнитивной лингвистике (организатор - кафедра английской филологии, под руководством профессора Н.Н. Болдырева), XVI Ежегодный областной семинар учителей-словес-ников (организатор - кафедра истории русской литературы, под руководством профессора Л.В. Поляковой); «Дискурс в преподавании английского языка» (организатор -кафедра теории и практики преподавания английского языка, под руководством профессора Р.П. Мильруда); конференция «Страницы провинциальной филологии: прошлое, настоящее, будущее (организаторы - кафедра русского языка, кафедра филологии, профессор А.Л. Шарандин); «Перевод и переводческая компетенция» (организаторы -профессора: Н.Н. Болдырев, Т.А. Фесенко, кафедра иностранных языков).

Результаты проведенных научных исследований публикуются в монографиях, сборниках, статьях. В 2002 году преподаватели и сотрудники института опубликовали 435 научных работ. Среди них 11 монографий,

8 сборников научных трудов, 20 статей в центральных и 7 - в зарубежных изданиях.

Несмотря на имеющиеся успехи, более пристального внимания требует студенческая наука. В настоящее время в институте филологии и журналистики обучаются более полутора тысяч студентов очной и заочной форм обучения, но в 2002 году лишь 45 процентов из них активно участвовало в научноисследовательской работе. То есть более половины студентов в эту сферу деятельности, важную для всех, кто получает университетское образование, вовлечено не было. В связи с этим необходимо искать новые перспективные формы работы со студентами. Значительно более активным может стать участие студентов в университетских (региональных, республиканских, международных) научных конференциях, в конкурсах на лучшую научную работу. Возможно проведение такого рода конференций и конкурсов и на базе ин-

ститута филологии и журналистики. Следует с удовлетворением отметить, что уже в этом году кафедра истории русской литературы проводит Всероссийский студенческий конкурс на лучшую дипломную работу о Е.И. Замятине и литературе русского зарубежья. Инициатива кафедры поддержана ФЦП «Интеграция». Опыт других вузов показывает, что студенты могут и должны принимать участие в конкурсах грантов, что пока почти не практикуется в нашем институте. Наши студенты редко публикуются за пределами своего вуза. Между тем работа над такой публикацией под руководством преподавателя, участие в научной полемике, новые научные контакты, возникающие на этой основе, - важная составляющая подготовки молодого исследователя. Необходимо предоставление оплаченных научных командировок (не менее 1 раза в год) наиболее перспективным студентам, а также их материальное поощрение.

Сегодняшнее состояние филологической науки в ТГУ позволяет с уверенностью говорить о ее перспективах. Они связаны, в частности, с исследованием проблем когнитоло-гии, национальной идентичности, межкуль-турной коммуникации в сфере языка и литературы. В институте филологии и журналистики имеются условия для повышения научной квалификации преподавателей и сотрудников, планомерного проведения защит кандидатских и докторских диссертаций, совершенствования имеющихся и разработки новых форм укрепления кадрового потенциала.

Институт вполне способен обеспечить квалифицированными научно-педагогическими кадрами образовательный процесс. Для этого необходимо развитие и укрепление имеющихся научных специальностей, а также подготовка кандидатских и докторских диссертаций, связанных с перспективными учебными специальностями и специализациями: «Лингвистика и межкультурная коммуникация», «Лингвист, преподаватель», Лингвист, переводчик», «Иностранный язык, русский язык, литература», «Русский язык как иностранный». Кроме того, целесообразно открытие аспирантуры по специальности «Журналистика».

Есть все основания прогнозировать дальнейшее совершенствование научно-исследовательского потенциала института. Для укрепления научных школ и направлений не-

обходимо, чтобы в каждом коллективе готовились доктора наук по профилю школы, издавалось не менее двух монографий и тематических сборников за пять лет, проводились российские и международные симпозиумы, конференции, семинары (не менее двух-трех за пять лет). Научные коллективы должны работать над получением международных или российских грантов (не менее трех за пять лет).

Для оптимизации деятельности аспирантуры целесообразно последовательное внедрение Программы образовательной подготовки аспиранта-филолога. Кроме того, для регулярного информирования научной общественности о результатах исследовательской деятельности института планируется издание специального журнала. Настоящий выпуск «Вестника Тамбовского университета» -лишь первый шаг в этом направлении. В дальнейшем такая информация будет представлена на специальном сайте Всемирной сети. Будут проведены и Интернет-конференции.

В институте работают преподаватели, чьи научные труды достойны представления на соискание премий, награждения лауреатскими и почетными званиями. Выдвижение таких кандидатур - задача руководителей института.

За период до 2010 года в институте планируется открытие 21 нового научного центра. Среди них - Региональный центр «Русский язык», планирующий свою деятельность в соответствии с Федеральной программой «Русский язык». Научный руководитель Регионального центра - профессор А.Л. Шарандин. В качестве учредителей Центра выступают администрация Тамбовской области и Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Его базовым учреждением станет институт филологии и журналистики.

Однако следует отметить, что для качественного улучшения организации труда и отдыха аспирантов и докторантов, научно-педагогических работников института необ-

ходимо наращивание материальной базы института. Остро необходимы: планомерное оснащение специализированных лабораторий и центров современными техническими средствами; благоустройство читального зала и абонемента библиотеки, расположенной в учебном корпусе № 1; активизация участия кафедр в формировании заказов на пополнение фондов университетской библиотеки. Только немногие из этих задач разрешимы без особых финансовых вложений. Для реализации большинства из них требуются значительные материальные затраты. Здесь, по-видимому, недостаточно поступлений из федерального бюджета и собственных ресурсов университета. Необходимо использование внебюджетных источников. Целесообразно активизировать участие в конкурсах для получения средств из фондов поддержки научной и научно-технической деятельности, заключение договоров (контрактов) и иных соглашений о научных исследованиях, как в России, так и за ее пределами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Необходимо продолжать и развивать работу по установлению связей с ведущими российскими и зарубежными научными школами для решения конкретных исследовательских задач. В перспективе на их основе возможно формирование межрегиональных и международных программ и проектов сотрудничества, создание совместных институтов, кафедр и лабораторий, проблемных исследовательских коллективов. Очевидна необходимость создания в институте банка данных о проектах научного сотрудничества с зарубежными вузами и исследовательскими организациями; широкой рекламы выполняемых институтом фундаментальных и прикладных работ, участия в межрегиональных, всероссийских и международных конференциях, проведения таких конференций на базе вуза. Все эти задачи легли в основу Концепции научно-исследовательской деятельности института, которую предстоит реализовать в ближайшие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.