Научная статья на тему 'Фильмы о старшеклассниках, как отражение тенденций советского воспитания 1970-х годов'

Фильмы о старшеклассниках, как отражение тенденций советского воспитания 1970-х годов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1223
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛЬМЫ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / УЧЕНИКИ И УЧИТЕЛЯ / ДЕТИ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / FILMS / HISTORY OF PEDAGOGIC / STUDENTS AND PEDAGOGUES / CHILDREN / RELATIONSHIPS / FICTION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пивненко Владимир Юрьевич

В статье рассматриваются проблематика «школьных» художественных фильмов 1970-х годов, анализ наиболее ярких фильмов о советских старшеклассниках, соотношение идеологизированной и педагогической действительностей в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Films about senior schoolchildren as reflection of the 1970s Soviet upbringing

The article deals with the problems of «school» of art films appropriate time, an analysis of the most outstanding films of the Soviet high school students, the ratio of the actual formation and ideologically.

Текст научной работы на тему «Фильмы о старшеклассниках, как отражение тенденций советского воспитания 1970-х годов»

УДК 371.485

Пивненко Владимир Юрьевич

Ульяновский фармацевтический колледж specialmanager@mail.ru

ФИЛЬМЫ О СТАРШЕКЛАССНИКАХ, КАК ОТРАЖЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ СОВЕТСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1970-Х ГОДОВ

В статье рассматриваются проблематика «школьных» художественных фильмов 1970-х годов, анализ наиболее ярких фильмов о советских старшеклассниках, соотношение идеологизированной и педагогической действи-тельностей в образовании.

Ключевые слова: фильмы, история педагогики, ученики и учителя, дети, взаимоотношения, воспитание.

Висторию-педагогической реальности (как и современной педагогической реальности) следует выделять, по крайней мере, четыре слоя: действительный пласт событий (педагогическую действительность), отражение этих событий в сознании его участников (в том числе отсроченное воспоминание об этих событиях), представленность этой действительности в официальных и научных документах эпохи (в них содержится значительная доза идеологизированных формулировок) и отражение педагогической действительности в художественных формах [1].

Однако уточнение предмета конкретного исто-рико-педагогического исследования (на изучение какого пласта реальности претендует автор) не всегда происходит.

Историко-педагогические исследования, как правило, опираются на изучение документов соответствующей эпохи, анализу периодических педагогических и непедагогических изданий, анализ научных изданий соответствующей эпохи, анкетирование и интервьюирование «свидетелей» эпохи. Эти методы обращены в большей степени ко второму и третьему слою педагогической реальности.

В иконографическом материале (в фотографиях, картинах, телепередачах, художественных и документальных фильмах), в большей мере выражается пласт «отражённой» реальности. Соответственно и анализ такого рода материалов, как метод исторического исследования, претендует, прежде всего, на исследование отражения реальности в художественных образах.

Целью нашего исследования является показ возможностей анализа тенденций советского воспитания 1970-х годов на материале художественных фильмов о старшеклассниках.

Как нам представляется такой анализ (анализ фильмов о старшеклассниках как иконографического материала) позволит «обнажить» некоторые особенности ценностного контекста советского воспитания этих лет, которые затруднительно выявить более традиционными методами историко-педагогического исследования.

Художественные формы в значительной степени - «увеличительное стекло» напряжений и тенденций педагогической действительности. Но прежде чем приступить к заявленному анализу,

отметим некоторые особенности кинематографа 1970-х годов.

1970-е годы, с их относительной экономической стабильностью, стали расцветом особенного кинематографа, который, по мнению К.К. Парамоновой, нельзя однозначно отнести к «детскому» или «взрослому» [2]. Иногда в форме «детского кино» ставились общие социальные и социально-нравственные проблемы советского общества.

В 1970-е гг. нарастал разрыв между картиной жизни, «выстраиваемой» официальной пропагандой и сложностью социальных процессов разворачивающихся в Советском Союзе. У авторов детского кинематографа оставалось два пути: не замечать этого разрыва и пытаться удержаться в рамках традиционной идеологической модели (усилив её патриотическое содержание), или, напротив, «не замечать» самой этой модели, делая акцент на проблемных явлениях советской действительности [3]. В «школьном кино» 1970-х годов нашли отражение обе тенденции.

Примерами воплощения первой тенденции являются фильмы о подростках и старшеклассниках как «Приключения Электроника» (1979), «Когда я стану великаном» (1978), «Три веселые смены» (1977).

Примеры второй тенденции в киноискусстве: «Розыгрыш» (1976), «Расписание на послезавтра» (1978), «Завтрак на траве» (1979).

В 1970-х гг. резко увеличилось производство кино- и телефильмов, повествующих о жизни советских школьников. Всего в 1970-1979 годах было выпущено 30 «школьных фильмов», в том числе 12 фильмов о старшеклассниках [4].

Советский детский кинематограф 1960-х - середины 1980-х гг. представлял собой сложное поле идеологической борьбы в сфере воспитания будущих граждан СССР.

Тематику школьных фильмов 1970-х годов можно разделить несколько условно на три группы: фильмы о прошлом, фильмы о настоящем, фильмы о будущем.

Пример первого является фильм «Тимур и его команда» (1971).

Большинство фильмов относятся ко второй группе. Это такие фильмы, вызвавшие отклики и дискуссии не только в педагогическом, но «во

206

Вестник КГУ ^ 2017

© Пивненко В.Ю., 2017

Фильмы о старшеклассниках, как отражение тенденций советского воспитания 1970-х годов

взрослом» мире как «Доживем до понедельника» (1968 год - граница 1970-х), «Точка, точка, запятая» (1971), «Не болит голова у дятла» (1974), «Розыгрыш» (1976), «Ключ без права передачи» (1976), «Школьный вальс» (1977), «Вам и не снилось» (1980).

К третьей группе относятся фильмы более-менее научно-фантастические. Их было выпущено немного, но они создавали важный эмоционально-социальный фон для трактовки перспектив советского общества. Примеры таких фильмов: «Москва-Кассиопея» (1973), «Отроки во вселенной» (1974), «Расписание на послезавтра» (1978). Интересно, что в собственно научно-фантастических фильмах («Москва-Кассиопея», «Отроки во вселенной», «Через тернии к звёздам») идейное содержание и характер героев ближе к «образам правильного советского школьника», чем в фильмах о настоящем [3].

В фильмах же о настоящем преобладали темы менее идеологические: взаимоотношение поколений, как взаимоотношении «новых» детей и педагогов (тема поднята была в яркой форме ещё в фильме 1960-х годов «Доживём до понедельника») и тема юношеской любви («Розыгрыш», «Расписание на послезавтра», «Школьный Вальс»).

Для дальнейшего анализа выберем два фильма, может быть наиболее резко выражающие некоторые тенденции в советском образовании, воспитании этих лет и, парадоксально, пользующиеся некоторой популярностью и в настоящее время: «Розыгрыш» и «Расписание на послезавтра».

Фильмы вышли в прокат почти одновремённо: «Розыгрыш» (1976), «Расписание на послезавтра» (1978).

Логика нашего анализа фильмов: фабула, проблематика, социально-педагогические выводы.

«Розыгрыш»

1. Фабула.

Действие разворачивается в обычной советской школе. Лидер класса Олег Комаровский подговаривает одноклассников отложить контрольную работу, а для этого наврать учительнице математики, что она якобы не предупреждала о контрольной. Учительница напоминает о контрольной работе. В свою очередь дети утверждают, что они не слышали о ней. Учительница извиняется перед учениками.

Обман раскрывается. Тая Петрова, которую в классе дразнили «юродивой» из-за ее болезненности, говорит правду, причём она предупреждает заранее: если её прямо спросят, было ли сказано о контрольной, она честно скажет: «Да, было».

Комаровский получает единицу. Дети говорят, что это был розыгрыш с их стороны. Учитель: «Контрольная работа состоялась, только задачи были не тригонометрические, а нравственные»!

Параллельно развивается вторая часть сюжета: в классе новый ученик, Игорь Грушко. Он пишет песни, и мечтает набрать музыкальную группу.

Комаровский понимает, что его позициям лидера был нанесён урон, и пытается выправить положение. Он пытается извиниться, используя для достижения своей цели (исправить единицу, чтобы поступить в ВУЗ) Таю. Однако учительница не стала этого делать.

Возникает конфликт между Комаровским и Грушко. Для Игоря значимо - правда, честность, возможность заниматься творчеством, нести в этот мир счастье. Для Олега же главное - достижение цели любыми способами.

В финале картины, где перед нами предстаёт класс в момент съёмки общей фотографии, показаны все ключевые герои истории. Все, кроме Олега. Почему?

На этот вопрос можно ответить исходя из логики фильма - все герои истории для учительницы станут выдающимися личностями в виду своего характера и темперамента. А Олег Комаровский из-за эгоистичных соображений и наплевательского отношения ко всему и ко всем получил с одной стороны оплеуху морально-нравственную, а с другой -в буквальном смысле от Игоря Грушко в раздевалке.

Может после таких уроков он задумается о том, что свою жизнь нужно строить подобающим образом, проявляя внимание и заботу к окружающим.

2. Проблематика.

Собственно в конфликте «Комаровский - Грушко» и содержится основная проблематика фильма: смысл жизни в дружелюбном творчестве или в достижении цели.

Вторая тема фильма отражена в противостоянии Таи и Комаровского - честность или сиюминутная выгода в отношениях между людьми, в том числе между людьми разных статусов и поколений.

3. Социально-педагогические выводы.

Как мы видим проблематика фильма не идеологическая, а социально-нравственная: за каким типом личности, правда.

Конфликт не «детский», в «школьной форме» в нём отражено одно из полей напряжения и выбора человека в советском обществе 1970-х годов: жить по правде или жить по выгоде, демонстрируя, если надо, соответствующую идеологическую лояльность.

«Расписание на послезавтра»

1. Фабула.

В физико-математическую школу имени Льва Ландау при институте физики Академии Наук СССР из обычной школы переходит работать учительница литературы Антонина Сергеевна.

Завхоз школы говорит Антонине Сергеевне: «Не справитесь»! «Ваш предмет эти дети учить не станут»!

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

207

Антонина Сергеевна знакомиться с директором школы Андреем Андреевичем в бассейне (!), где глава школы играет в водное поло за команду «Кварк» против команды «Позитрон».

Во время знакомства происходит взрыв в физической школьной лаборатории. Действие переносится в учительскую. Директор в присутствии Антонины Сергеевны и других учителей отчитывает трёх юных гениев за взрыв в лаборатории, но разговор быстро переходит в «физическую плоскость»: оказывается, ученики пытались получить металлический водород, обсуждается, что, они физически сделали не так.

Дальнейшее развитие сюжета связано с интеллектуальным противостоянием «отчаянных» учеников-физиков и гуманитария Антонины Сергеевны.

Происходит взрыв в школьной лаборатории. После него Овечкина приводят к директору Андрею Андреевичу, который вместо того чтобы сделать выговор своему ученику, просит его написать расчеты.

2. Проблематика.

В относительно-фантастической форме (физико-математическая школа имени Льва Ландау выглядит вполне утопично для 1970-х годов) в фильме проявляются две проблематики: стиль отношений учеников и учителей и соотношение в целях и практике образовании, в воспитании рационального научного мировосприятия и гуманитарного, художественного.

Особенностью фильма является отсутствие явной моральной развязки - фильм является как бы не более, чем «отрывком» из жизни персонажей.

3. Социально-педагогические выводы.

Фильм, может несколько запоздало - разгар

общественных дискуссий на эту тему относится к 1960-м годам - ставит проблему соотношения «физики» и «лирики», научного и гуманитарного мировоззрения в развитии человека и в общественном сознании.

Однако «фактура» для постановки этой проблематики на школьном материале (развитие сети специализированных, в частности физмат, школ

и классов) появилась именно в 1970-е годы. ***

Каковы же результаты нашего анализа отражения тенденций воспитания в школе в художественных фильмах1970-х годов.

При использовании иконографического материала, в частности художественных фильмов, для «постижения» школьной действительности какого-то времени, важно учитывать не только педагогический (факты истории образования и воспитания), но и социальный контекст данного времени.

Проблематика «школьных» художественных фильмов соответствующего времени - «увели-

чительное стекло» некоторых тенденций образования, воспитания эпохи. Их нельзя напрямую переносить на описание массового советского воспитания в целом.

В «школьных фильмах» 1970-х годов отражены две особенности общественного и педагогического сознания эпохи: интерес к нравственной проблематике и интерес к проблемам соотношения интеллектуального, рационального, «научного» и эмоционального, «гуманитарного» взглядов на мир.

Анализ фильмов «Розыгрыш» и «Расписание на послезавтра» показывают актуальность для общественного сознания 1970-х годов морально-нравственной проблематики школьной действительности, как в аспекте взаимоотношений школьников, так и в аспекте взаимоотношений школьников и учителей.

Анализ фильма «Расписание на послезавтра» показывает значимость для 1970-х годов построения художественных моделей школьной действительности, проблематизирующей соотношение научного (сциенциского) мировосприятия и художественного, гуманитарного.

Обе тематики в определённой мере являются актуальными для анализа тенденций современного российского образования и воспитания, в частности места естественных и гуманитарных наук, соответствующих стилей мышления и характера лидирующих ценностей в современной школе и школе ближайшего будущего.

Поэтому анализ реалий образования, воспитания 1970-х годов - это не только взгляд в прошлое, но и через анализ прошлого взгляд в будущее.

Вероятно, этим объясняется неоднократное появление в последние годы фильмов «Розыгрыш» и «Расписание на послезавтра» на различных телевизионных каналах и создание фильма «Розыгрыш» - 2008 года, возвращающегося зрителя к проблематике «Розыгрыша» - 1976 в современном социально-ценностном поле.

Библиографический список

1. Корнетов Г.Б. Педагогика: теория и история. - М.: АСОУ, 2016. - 472 с.

2. Парамонова К.К. Фильм и дети. - М.: ВГИК, 1974. - 164 с.

3. Кожевников А. Советский детский кинематограф 1960 - середины 80-х гг. как средство воспитания и идеологической борьбы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: forum-msk.org/material/ society/788708.html (дата обращения: 20.12.2016).

4. Советские фильмы про школу, про любовь и про подростков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sovkinofilm.ru/besplatnye-sovetskie-filmy-smotret-onlajn/sovetskie-detskie-filmy/sovetskie-filmy-pro-shkolu (дата обращения: 20.12.2016).

208

Вестник КГУ ^ 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.