Научная статья на тему 'Фильм «Карьера Рудди» Владимира Немоляева (1934/1938) — первое упоминание о Холокосте на киноэкране'

Фильм «Карьера Рудди» Владимира Немоляева (1934/1938) — первое упоминание о Холокосте на киноэкране Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
215
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кинематограф / киноискусство / художественный фильм / Холокост / Шоа / антисемитизм / нацизм / национал-социализм / Германия / Советский Союз / XX век / интербеллум / cinematography / motion picture / feature film / Holocaust / Shoah / anti-Semitism / national socialism / Germany / USSR / Soviet Union / 20th century / interwar period / interbellum

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жигун Роман Ефимович

Статья посвящена малоизвестному художественному фильму «Карьера Рудди» режиссера Владимира Немоляева, снятому по сценарию Александра Головни (альтернативное название — «Золотая медаль»), — одному из самых ранних представителей советского антифашистского кино, а также, вероятно, первой в истории мирового кинематографа игровой ленте, поднимающей тему антисемитской политики германских национал-социалистов. Фильм существует в двух редакциях — 1934 и 1938 гг. Изначально картина немая, в новом варианте она была озвучена — персонажи заговорили, появились музыка и песни, звуковые эффекты. В обоих вариантах она на данный момент недоступна широкому зрителю, автор данной статьи ознакомился с ее содержанием по копиям, хранящимся в Госфильмофонде России. В литературе, в том числе посвященной еврейской проблематике в советском кино, в редких случаях упоминается лишь сам факт существования этого фильма. Для современного исследователя представляет интерес как сам сюжет «Карьеры Рудди», так и сравнение двух разных редакций кинокартины, а также ее политическая направленность, ее место в историографии Холокоста, в отдельных случаях — ее художественные особенности. В «Карьере Рудди» проявляются определенные идеологические установки, которые станут сквозными для последующих предвоенных советских кинокартин, рассказывающих о Холокосте. Осуждение антисемитизма сопряжено со стремлением «подружить» евреев и рабочее движение, изобразить солидарность между германскими евреями и пролетариями, которые вместе страдают и вместе противостоят нацистам. В то же время национал-социалисты наивным образом изображаются маргиналами — узурпирующими власть, но не имеющими поддержки германского народа, особенно пролетариата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The film “Ruddy’s Career” by Vladimir Nemolyaev (1934/1938). The first mention of the Holocaust on the screen

The article is devoted to the little-known feature film “Ruddy’s Career” (alternative name — “Gold Medal”), directed by Vladimir Nemolyayev, based on the script by Aleksandr Golovnya. It was one of the earliest Soviet anti-fascist feature films, and also it was probably the first feature film in the history of world cinema discussing the issue of the anti-Semitic policies of the German National Socialists. The film exists in two editions — of the 1934 and of the 1938. Initially, the film was silent, in the new version it was voiced — the characters started talking, music and songs, sound effects appeared. In both editions, the film is currently not available to a wide audience, the author of this article researched its content from copies stored in the Russian State Film Fund. In the literature, including publications, devoted to Jewish issues in the Soviet cinema, only the fact of existence of this film is mentioned. For the modern researcher, the plot of “Ruddy’s Career” and the comparison of two different versions of the film are of interest, as well as its political orientation, its place in the historiography of the Holocaust, and in some cases its artistic features. In “Ruddy’s Career”, certain ideological attitudes are manifested, which will become common for subsequent pre-war Soviet films telling about the Holocaust. The condemnation of anti-Semitism is associated with the desire to “make friends” the Jews and the labor movement, to depict solidarity between German Jews and proletarians, who suffer and oppose the Nazis together. At the same time, the national socialists are naively portrayed as marginals, usurping power, but not having the support of the German people — especially the proletariat.

Текст научной работы на тему «Фильм «Карьера Рудди» Владимира Немоляева (1934/1938) — первое упоминание о Холокосте на киноэкране»

УДК 94(48).082 БОТ

Р. Е. Жигун

Фильм «Карьера Рудди» Владимира Немоляева (1934/1938) — первое упоминание о Холокосте на киноэкране

Данная статья посвящена малоизвестному художественному фильму «Карьера Рудди» — одному из самых ранних советского антифашистского кино, а также, вероятно, первой в истории мирового кинематографа игровой ленте, поднимающей тему антисемитской политики германских национал-социалистов. Кинокартина, существующая в двух вариантах, на данный момент недоступна широкому зрителю, автор данной статьи ознакомился с ее содержанием по копиям, хранящимся в Госфильмофонде России. В литературе, в том числе посвященной еврейской проблематике в советском кино, в редких случаях упоминается лишь сам факт существования этого фильма1. Для со- ^ временного исследователя представляет интерес как сам сюжет «Карьеры Рудди», так и сравнение двух разных редакций кинокартины, 53 а также ее политическая направленность, ее место в историографии ^

Холокоста, в отдельных случаях — ее художественные особенности. -У

о

«Карьера Рудди» (альтернативное название — «Золотая медаль») — фильм ^ режиссера Владимира Немоляева по сценарию Александра Головни, снятый 53 на киностудии «Межрабпомфильм»2. Герои фильма — молодые германские вы- £ пускники инженерной школы. Двадцатиоднолетний Рудольф «Рудди» Пешке (Дмитрий Консовский) и его друг — еврей Иосиф Вельтмайер (Сергей Слетов) -д

оканчивают школу с золотой медалью. Успехи в образовании, однако, не помогают друзьям с трудоустройством — их безуспешные поиски работы оборачиваются лишь разочарованиями. Одновременно с этим отец Рудди, учитель Людвиг Пешке, сначала лишается работы из-за закрытия школы, в которой он преподавал, затем он теряет все свои сбережения в связи с банкротством некоего «Норд-банка» и кончает с собой. Отчаявшись, Рудди постепенно сближается с нацистами (в результате у него расходятся пути с Иосифом). Сначала Рудди ради денег выступает за футбольную команду «Национального клуба» (по фильму — организация молодых национал-социалистов), потом, после самоубийства отца, он и вовсе становится нацистским штурмовиком. Однако в конце фильма, когда штурмовиков отправляют на силовой разгон рабочей забастовки, Рудди узнаёт среди бастующих своего школьного товарища Вилли и в схватке переходит на сторону пролетариев. Представитель технической интеллигенции, Рудди примыкает к рабочему движению. Картина заканчивается в немецкой тюрьме, где переживший трансформацию главный герой внезапно встречает Иосифа, и воссоединившиеся за решеткой друзья вместе обещают «научить вежливости» своих противников.

Фильм существует в двух редакциях — 1934 и 1938 гг. Изначально картина немая, в новом варианте она была озвучена — персонажи заговорили, появились музыка и песни, звуковые эффекты3. Ленту перемонтировали — часть эпизодов была убрана, появились новые фрагменты, что значительно повлияло на сюжет картины. На момент премьеры второй редакции исполнитель роли Рудди Дмитрий Консовский, находившийся в ГУЛаге (упомянутый, тем не менее, в титрах), был уже приговорен к расстрелу4.

Повествование в первой версии картины (1934) имеет четкую хронологическую привязку — май 1932 г. Главный антигерой фильма — промышленник Ганс Унфрид, боевой товарищ Людвига Пешке по Первой мировой, который 2 отказывает его сыну Рудди в трудоустройстве, и именно он прибегает к услугам штурмовиков, когда на его фабрике происходит стачка. Также именно Унфри-^ диздает распоряжение о закрытии школы, находящейся на балансе его предел приятия, — на бумаге стоит дата 20 мая 1932 г.

Во второй версии фильма (1938) эта бумага на экране не демонстрирует-^ ся. С одной стороны, исчезает драматичный сюжетный поворот, когда про-5§ мышленник лишает работы своего бывшего брата по оружию, — зрителю уже у не ясно, что школа закрывается по вине Унфрида. С другой стороны, с исчезно-8 вением точного указания на время действия, события фильма воспринимаются £ как происходящие не накануне, а уже после прихода Адольфа Гитлера к власти. ® В обеих редакциях кинокартины не первостепенное, но важное место зани-§ мает тема нацистского антисемитизма. Если пренебречь тем, что в первой ре-^ дакции сюжет развивается в 1932 г., и ориентироваться на год выпуска — 1934-й — можно сказать, что «Карьера Рудди» является одним из самых первых, £ вероятно, самым первым в мире художественным фильмом, рассказывающим С

о Холокосте5. При этом нельзя не отметить, что в новой редакции от 1938 г. тема Холокоста усилена — к тому моменту антисемитская политика нацистов была уже более чем очевидна6.

Оба варианта «Карьеры Рудди» начинаются со сцены выпускного торжества в школе, которую окончили Рудди и Иосиф. Вручение золотой медали еврею Иосифу вызывает бурную реакцию у той части выпускников, которая состоит в НСДАП или симпатизирует национал-социалистам, — дело доходит до нападения на Иосифа, за которого заступается Рудди и другие молодые люди, — далее происходит драка, впоследствии разогнанная полицией и пожарными с водометами. В этой сцене в первом варианте появляется титр с репликой одного из выпускников-нацистов: «Ну, ты... еврейское семя!» В озвученной версии фильма фраза оказывается грубее: «Ну, ты, жид!»

В редакции 1938 г. принципиально изменены обстоятельства, при которых расходятся Рудди и Иосиф. В первом варианте (1934) их дружба не заканчивалась после успешного выступления Рудди на футбольном поле за «Национальный клуб». Лишь спустя время Рудди, после колебаний, откликается на нацистскую листовку, обещающую хорошо оплачиваемую работу штурмовика (хотя сначала герой и называет нацистов «свиньями»). Иосиф провожает Руд-ди до штаб-квартиры «Национального клуба» и даже заходит с ним ненадолго в подъезд, после чего уходит, и только тогда титры сообщают, что «впервые их пути разошлись». Впоследствии титры пояснят: «Перед Иосифом закрылись двери Национального клуба, но зато раскрылись двери тюрьмы».

Но в 1938 г. сцена, в которой еврей провожает своего друга-немца в штаб нацистов, выглядела бы уже нелепо. Как и излишние пояснения, что двери «Национального клуба» закрыты для еврея Иосифа, — когда евреи Третьего рейха еще с осени 1935 г. были лишены германского гражданства и подвергались открытой систематической дискриминации со стороны нацистов7. В 1938 г. уже не выглядит логичным, что еврей спокойно относится к тому, что его друг играет за нацистский футбольный клуб. Поэтому во втором варианте фильма события, связанные с размолвкой между героями, развиваются более стремительно. Иосиф разрывает отношения с Рудди уже после футбольного матча, и тот С! сразу, а не по прошествии времени, направляется в «Национальный клуб». ^ При этом, для сохранения последовательности повествования, эпизод с на- ^ цистской листовкой вырезан — запись Рудди в штурмовики оказывается уже | не отдельным решением и сделкой с собственной совестью, а лишь логичным ^ продолжением его согласия играть в футбол за команду «Национального клу- -с ба». Но из-за этого во второй редакции фильма исчезла важная реплика Рудди, обращенная к Иосифу, после принятого решения стать штурмовиком: «Ваше ^ здоровье, диплом-инженер. Жаль, что вы не ариец, вы бы имели возможность ^ стать подлецом [как я]». §

Задача обновить сюжет «Карьеры Рудди» в соответствии с актуальной ситуацией в Германии привела к тому, что в процессе перемонтажа из фильма были я

убраны не только некоторые анахронизмы, но и вместе с ними — та часть сюжета, в которой Рудди испытывает внутренние терзания и постепенно перешагивает через собственную совесть на пути в нацистские штурмовики. Интересно, что именно за отсутствие изображения внутренней борьбы фильм «Карьера Рудди» получит в 1938 г. отповедь в статье литературоведа и переводчика Марка Живова: «Межрабпомфильм выпустил еще одну картину на международную тему — "Карьера Рудди". Выбрав весьма актуальную тему — судьбы германской молодежи в условиях фашизма — сценаристы и режиссер (А. Головня и В. Немоляев) подошли к ней чрезвычайно упрощенно, и картина получилась неубедительной и фальшивой. <...> Пути германской молодежи значительно сложнее. Не так просто германские юноши приходят к фашизму и не так просто переходят на сторону пролетариата. В фильме нет ни малейшего намека на внутреннюю борьбу у Рудди». Рецензент, очевидно, не зная о том, что фильм изначально был снят еще в 1934 г., заключает: «Фильм на серьезную и актуальную тему оказался испорченным, потому что за него взялись люди, не знающие современной Германии и слабо разбирающиеся в том, что там теперь происходит».8

Нельзя не отметить, что работа над лентой «Карьера Рудди» была начата еще в 1932 г. — к этому времени относятся и гуашный эскиз художника Виктора Иванова9, и музыкальная партитура для немого фильма композитора Владимира Крюкова10. На момент задумки кинокартины НСДАП была уже важной политической силой в Германии, имела весомое представительство в парла-менте11, но еще не являлась партией власти. Фильм, сюжет которого по первоначальному сценарию развивается в 1932 г., безусловно, обличает нацистов — антисемитов, боевиков, врагов рабочего движения. Однако не меньший акцент сделан на критике — с позиций советской идеологии — буржуазных реалий Веймарской республики, которые представлены в фильме ненадежной банков-2 ской системой, произволом и социальной безответственностью промышленников, а главное — тотальной безработицей. ^ «— У меня золотая медаль. « — Ну так продайте ее».

Л

К моменту перевыпуска «Карьеры Рудди» в 1938 г. многое в картине уже

^ устарело, внесенные в нее изменения были призваны хоть как-то приблизить

5§ сюжет к актуальной повестке. Среди этих новшеств — не только перемонтаж,

у но и вставленные в процессе озвучания реплики, направленные на создание бо-

8 лее напряженной политической атмосферы («Неужели вы не видите, что дела-

£ ется кругом?», «Поменьше читайте теперешние газеты!»). Вместе с тем в новой

® редакции полностью убран эпизод, в котором Рудди, примкнувший в конце

§ фильма к рабочему движению, осуществляет свою мечту работать инженером,

^ став наладчиком печатной машины в подпольной типографии.

Особенно примечательно, что в редакции 1938 г. Рудди, оказавшись в «На-

£ циональном клубе», застает пламенную речь оратора, чей облик приближен С

к внешности Адольфа Гитлера, — в первой версии ленты такой сцены нет. Зато, в отличие от оригинала 1934 г., в новом варианте уже отсутствуют сатирически-издевательские «выдержки» из неких «Правил поведения национал-социалистической молодежи», которые возникали в виде титров на экране во время пивного застолья в нацистской штаб-квартире.

«Тот патриот — патриот, кто никогда не блюет».

«Чтобы иметь боевые традиции — нужно с ними родиться».

При этом в сцене застолья в обеих редакциях наличествуют антисемитские возгласы и жестикуляции одного из штурмовиков: «Обожаю [бить] евреев! Евреев [бить] обожаю!». Кстати, любопытен и не вполне понятен облик штурмовиков — а именно обращают на себя внимание их нарукавные повязки. У некоторых из них вместо свастики — черная русская буква «Ш» (вероятно, «Ш» — штурмовик), у других — латинские буквы ТМ (ТшррзКайопак?). Хотя в оформлении интерьеров штаб-квартиры «Национального клуба» авторы картины (в обеих ее вариантах) не стесняются открыто использовать нацистскую свастику.

Драматургически вторая редакция «Карьеры Рудди» значительно упрощена по сравнению с оригиналом. Кроме того, первый вариант сложнее воспринимается из-за отсутствия звука. Вероятно, по этой причине в 1934 г. были предприняты шаги, призванные сделать фильм более доступным для широкой аудитории. Во-первых, выход «Карьеры Рудди» сопровождался печатью либретто: небольшая карманная брошюра стоимостью 15 копеек, состоящая из семи страниц и неплохо оформленная, содержала краткий пересказ событий фильма с идеологически выверенными комментариями (тираж либретто, подготовленного в Роскиноиздате, составил 10 тыс. экземпляров)12. Во-вторых, немая картина разделена на семь частей, каждая из которых имеет развернутый подзаголовок:

1. Первая часть, в которой происходит торжество присуждения золотой медали.

2. Вторая часть, из которой становится ясно, что золотая медаль — еще не всё, что нужно для хорошей жизни.

3. Третья часть, в которой наших героев постигает ряд неудач.

4. [Кадры с титром не сохранились.]

5. Пятая часть, в которой учитель Пешке решает покончить все счеты с ми- ^ ром, где он потерял свои сбережения. |

6. Шестая часть, в которой Рудди находит работу.

7. Седьмая часть, в которой Рудди борется с теми, кто дал ему золотую ме- -с даль. 1д

Еще одна особенность немого оригинала по сравнению с перевыпуском: ^

многие титры были выполнены в стилистике советского авангарда 1920-х гг. ^

Те текстовые вставки, которые остались в звуковой версии, оказались пере- §

деланными — они стали лучшего качества, но были упрощены, утратили свое

авангардное оформление. я

'Й со

Однако, несмотря на развернутую в то время борьбу с формализмом в советском искусстве, редакция 1938 г. всё же сохраняет сюжетообразующие сцены, которые в начале 1930-х гг. были задуманы с оглядкой на авангард предшествующего десятилетия. Так, эпизод, в котором главный герой играет в футбольном матче за команду «Национального клуба», поставлен сообразно всем принципам «монтажа аттракционов» Сергея Эйзенштейна — резкие смены планов, оригинальные углы съемки. Оммаж Эйзенштейну угадывается в начале фильма, когда пожарные с помощью брандспойтов разгоняют дерущихся выпускников. Несколько струй воды сбивают с ног одного отделившегося от толпы человека — как это было в фильме «Стачка» (1924)13, затем камера показывает фигуру каменного льва — отсылка к шедевру «Броненосец "Потемкин"» (1925). Обе редакции «Карьеры Рудди» также содержат удивительный фрагмент, который позволяет говорить о первой полнометражной работе Владимира Немоляева как о незаслуженно забытом образчике советского киноискусства: в этом фрагменте главный герой видит сон, в котором благодаря покадровой кукольной анимации оживает трудолюбивый робот-рабочий со светящимися глазами-фарами.

Повторный выход на экраны в 1938 г. кинокартины «Карьера Рудди», сопряженный как с техническими, так и с идейными сложностями, невозможно рассматривать в отрыве от контекста советских антифашистских фильмов. В том же 1938 г. состоится премьера сразу трех художественных лент, освещающих проблему жестокого преследования евреев в нацистской Германии, — «Профессор Мамлок» Адольфа Минкина и Герберта Раппапорта, «Семья Оппенгейм» Григория Рошаля, «Болотные солдаты»14 Александра Мачарета. Тогда же выходят картины «Если завтра война.» Ефима Дзигана и «Глубокий рейд»15 Петра Малахова, рассказывающие об отражении Советским Союзом нападения условного врага, в котором легко угадываются немцы. Наконец, 2 1938-й — это год выхода «Александра Невского» Сергея Эйзенштейна, в котором харизматичный лидер, несмотря на противодействие внутренних врагов, ^ сокрушает германских интервентов.

« Что касается советских фильмов 1930-х гг., рассказывающих о Холокосте, —

Л

заметно, что в «Карьере Руди» проявляются определенные идеологические

^ установки, которые станут сквозными для последующих кинокартин. Осужде-

5§ ние антисемитизма сопряжено со стремлением «подружить» евреев и рабочее

у движение, изобразить солидарность между германскими евреями и пролетари-

8 ями, которые вместе страдают и вместе противостоят нацистам (здесь очень

£ символично финальное рукопожатие Рудди и Иосифа через решетку тюремной

® камеры). В то же время национал-социалисты наивным образом изображаются

§ маргиналами, узурпирующими власть, но не имеющими поддержки германско-

^ го народа — особенно пролетариата. Такие представления о внутриполитическом раскладе сил в нацистской Германии сохранятся вплоть до начала Вели-

£ кой Отечественной войны. С

Черненко М. Красная звезда, желтая звезда. Кинематографическая история еврейства в России 1919-1999. М., 2006; Кино // Холокост на территории СССР: Энциклопедия / Гл. ред. И. А. Альтман. М., 2009. С. 407-408.

В начале своей недлинной истории «Межрабпомфильм» был совместной советско-германской киностудией, основанной на базе Акционерного общества «Межрабпом-Русь», аффинированного с левой германской организацией Международная рабочая помощь (Internationale Arbeiterhilfe).

«Карьера Рудди» — не единственный советский немой фильм, который со временем был озвучен. Это произошло и с «Пышкой» Михаила Ромма (впервые вышла также в 1934 г.). Однако если в «Пышке» основную нагрузку берет на себя закадровый голос, то в «Карьере Рудди» речь, синхронизированную с движениями губ актеров, обретают непосредственно персонажи ленты.

Булгакова А., Вершинин-Консовский Н. Роль под арестом. Хроника сопротивления // Сеанс. №51/52. URL: https://seance.ru/n/51-52/biopic-volshebnyj-komsomolec/rol-pod-arestom-xronika-soprotivleniya/ (дата обращения 23.02.2019).

Под Холокостом в современной науке понимается вся совокупность политики нацистов, их союзников и пособников по отношению к евреям с момента назначения Адольфа Гитлера рейхсканцлером Германии (январь 1933 г.) до окончания Второй мировой войны в Европе (май 1945 г.).

Она освещалась в советской печати. Особенно яркими были публикации в ноябре 1938 г.— после событий Хрустальной ночи. Так, на передовице газеты «Правда» № 318(7643) от 18 ноября 1938 г. была размешена статья «Фашистские погромщики и каннибалы». Альтман И. А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. М., 2002. С. 27-31.

Российский государственный архив литературы и искусства (далее — РГАЛИ).Ф. 2845.

Оп. 1. Д. 30. Л. 1.

РГАЛИ. Ф. 2782. Оп. 1. Д. 5.

РГАЛИ. Ф. 2370. Оп. 1. Д. 30.

Приход нацистов к власти в Германии // Яд Вашем. URL: https://www.yadvashem.org/ ru/holocaust/about/nazi-germany-1933-39/beginning-of-persecution.html (дата обращения 24.02.2019).

Попов И. Ф. Карьера Рудди. М., 1934.

Другая отсылка к «Стачке» — сцена, где Ганс Унфрид вызывает по телефону штурмовиков для подавления рабочей забастовки. Другой вариант названия: «Лагерь на болоте». Другой вариант названия: «Гордые соколы».

Z:

X öß

References

POPOVI. F. Kar'era Ruddi [Ruddy's Career. In Russ.]. Moscow: Publ. House "Roskinoizdat", 1934.

CHERNENKOM. Krasnaya zvezda, zheltaya zvezda. Kinematograficheskaya istoriya evrejstva v Rossii 1919-1999 [Red Star, Yellow Star. The Cinematic History of the Jews in Russia 1919-1999. In Russ.]. Moscow: Publ. House "Text", 2006.

Holokost na territorii SSSR: Enciklopediya [The Holocaust in the USSR: Encyclopedia. In Russ.] / 3 Gl. red. I. A. Al'tman. Moscow: Publ. House ROSSPEN, 2009. Hi

AL'TMAN I. A. Holokost i evrejskoe soprotivlenie na okkupirovannoj territorii SSSR [Holocaust and Jewish Resistance in the Occupied Territory of the USSR. In Russ.]. Moscow: "Holocaust Foundation", 2002. p* S. 27-31. -g

•3

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

BULGAKOVA A., VERSHININ-KONSOVSKIJ N. Rol' pod arestom. Hronika soprotivleniya [Role Under Arrest. Chronicle of Resistance] // Seans.N 51/52. URL: https://seance.ru/n/51-52/biopic-volshebnyj-komsomolec/rol-pod-arestom-xronika-soprotivleniya/(date of access 23.02.2019).

Prihodnacistov k vlasti v Germanii [Nazi Rise to Power in Germany. In Russ.] // Yad Vashem. URL: https://www.yadvashem.org/ru/holocaust/about/nazi-germany-1933-39/beginning-of-persecution. html(date of access 24.02.2019).

Список литературы

Попов И. Ф. Карьера Рудди. М.: Роскиноиздат, 1934.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Черненко М. Красная звезда, желтая звезда. Кинематографическая история еврейства в России 1919-1999. М.: Текст, 2006.

Холокост на территории СССР: энциклопедия / Гл. ред. И. А. Альтман. М.: РОССПЭН, 2009.

Альтман И. А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. М.: Холокост, 2002. С. 27-31.

Булгакова А., Вершинин-Консовский Н. Роль под арестом. Хроника сопротивления // Сеанс. № 51/52. URL: https://seance.ru/n/51-52/biopic-volshebnyj-komsomolec/rol-pod-arestom-xronika-soprotivleniya/ (дата обращения 23.02.2019).

Приход нацистов к власти в Германии // Яд Вашем. URL: https://www.yadvashem.org/ru/holocaust/ about/nazi-germany-1933-39/beginning-of-persecution.html(дата обращения 23.02.2019).

Р. Е. Жигун. Фильм «Карьера Рудди» Владимира Немоляева (1934/1938) — первое упоминание о Холокосте на киноэкране

Статья посвящена малоизвестному художественному фильму «Карьера Рудди» режиссера Владимира Немоляева, снятому по сценарию Александра Головни (альтернативное название — «Золотая медаль»), — одному из самых ранних представителей советского антифашистского кино, а также, вероятно, первой в истории мирового кинематографа игровой ленте, поднимающей тему антисемитской политики германских национал-социалистов. Фильм существует в двух редакциях — 1934 и 1938 гг. Изначально картина немая, в новом варианте она была озвучена — персонажи заговорили, появились музыка и песни, звуковые эффекты. В обоих вариантах она на данный момент недоступна широкому зрителю, автор данной статьи ознакомился с ее содержанием по копиям, хранящимся в Госфильмофон-де России. В литературе, в том числе посвященной еврейской проблематике в советском кино, в редких случаях упоминается лишь сам факт существования этого фильма. Для современного исследователя представляет интерес как сам сюжет «Карьеры Рудди», так и сравнение двух разных редакций кино-^ картины, а также ее политическая направленность, ее место в историографии Холокоста, в отдельных случаях — ее художественные особенности. В «Карьере Рудди» проявляются определенные идеологиче-<3 ские установки, которые станут сквозными для последующих предвоенных советских кинокартин, рассказывающих о Холокосте. Осуждение антисемитизма сопряжено со стремлением «подружить» евреев ^ и рабочее движение, изобразить солидарность между германскими евреями и пролетариями, которые § вместе страдают и вместе противостоят нацистам. В то же время национал-социалисты наивным об-^ разом изображаются маргиналами — узурпирующими власть, но не имеющими поддержки германского ^ народа, особенно пролетариата.

sS Ключевые слова: кинематограф, киноискусство, художественный фильм, Холокост, Шоа, антисе-§ митизм, нацизм, национал-социализм, Германия, Советский Союз, XX век, интербеллум. о

V

V S

Roman Zhigun. The film "Ruddy's Career" by Vladimir Nemolyaev (1934/1938). н The first mention of the Holocaust on the screen S

!g The article is devoted to the little-known feature film "Ruddy's Career" (alternative name — "Gold g Medal"), directed by Vladimir Nemolyayev, based on the script by Aleksandr Golovnya. It was one of the (i, earliest Soviet anti-fascist feature films, and also it was probably the first feature film in the history of world cinema discussing the issue of the anti-Semitic policies of the German National Socialists. The film exists in c^ two editions — of the 1934 and of the 1938. Initially, the film was silent, in the new version it was voiced — the

С

characters started talking, music and songs, sound effects appeared. In both editions, the film is currently not available to a wide audience, the author of this article researched its content from copies stored in the Russian State Film Fund. In the literature, including publications, devoted to Jewish issues in the Soviet cinema, only the fact of existence of this film is mentioned. For the modern researcher, the plot of "Ruddy's Career" and the comparison of two different versions of the film are of interest, as well as its political orientation, its place in the historiography of the Holocaust, and in some cases its artistic features. In "Ruddy's Career", certain ideological attitudes are manifested, which will become common for subsequent pre-war Soviet films telling about the Holocaust. The condemnation of anti-Semitism is associated with the desire to "make friends" the Jews and the labor movement, to depict solidarity between German Jews and proletarians, who suffer and oppose the Nazis together. At the same time, the national socialists are naively portrayed as marginals, usurping power, but not having the support of the German people — especially the proletariat.

Key words: cinematography, motion picture, feature film, Holocaust, Shoah, anti-Semitism, national socialism, Germany, USSR, Soviet Union, 20th century, interwar period, interbellum.

Жигун, Роман Ефимович — аспирант Института всеобщей истории Российской академии наук.

Zhigun, Roman — graduate student of the Institute of World History, Russian Academy of Sciences.

E-mail: romazhigun@mail.ru

z;

X so

3

-O

л я

•з

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.