Научная статья на тему 'Фильм «КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ» '

Фильм «КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
киноэкспрессионизм / замкнутая реальность / «опыт безумия» / film expressionism / closed reality / "experience of madness"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Н Е. Кравченко

Комментарий практикующего психиатра посвящен анализу художественного фильма «Кабинет доктора Калигари», снятого в духе немецкого киноэкспрессионизма. Психопатологический пласт картины интересен тем, что в нем визуализируется внутренний мир психически больного героя. Зритель, понимает происходящее и видит окружающее только глазами главного героя, и, таким образом, сам обретает «опыт безумия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The film "THE CABINET OF DR. CALIGARI"

A comment by a practicing psychiatrist is devoted to the analysis of the feature film "The Cabinet of Dr. Caligari," shot in the spirit of German film expressionism. The psychopathological layer of the picture is interesting in that it visualizes the inner world of a mentally ill hero. The viewer understands what is happening and sees the surrounding only through the eyes of the main character, and, thus, finds himself an ";experience of madness."

Текст научной работы на тему «Фильм «КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ» »

„ Психообразование

Фильм «КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ»

Н.Е. Кравченко, канд. мед. наук, старший научный сотрудник

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Научный центр психического здоровья (115522, Москва, Каширское шоссе,34).

Комментарий практикующего психиатра посвящен анализу художественного фильма «Кабинет доктора Калигари», снятого в духе немецкого киноэкспрессионизма. Психопатологический пласт картины интересен тем, что в нем визуализируется внутренний мир психически больного героя. Зритель, понимает происходящее и видит окружающее только глазами главного героя, и, таким образом, сам обретает «опыт безумия».

Ключевые слова: киноэкспрессионизм, замкнутая реальность, «опыт безумия».

The film "THE CABINET OF DR. CALIGARI"

N.E. Kravchenko, Candidate of Medical Sciences, Senior Researcher

Federal State Budgetary Scientific Institution Scientific Center for Mental Health (Kashirskoe Shosse, 34, Moscow, 115522).

A comment by a practicing psychiatrist is devoted to the analysis of the feature film "The Cabinet of Dr. Caligari," shot in the spirit of German film expressionism. The psychopathological layer of the picture is interesting in that it visualizes the inner world of a mentally ill hero. The viewer understands what is happening and sees the surrounding only through the eyes of the main character, and, thus, finds himself an "experience of madness."

Keywords: film expressionism, closed reality, "experience of madness".

Шедевр немецкого киноискусства — фильм «Кабинет доктора Калигари» — был создан в 1920 году. Считается, что эта немая картина является манифестом немецкого киноэкспрессионизма. Режиссер — Роберт Вине, авторы сценария — Карл Майер и Ганс Яновиц, композитор — Джузеппе Бечче. В главных ролях — Вернер Краус (доктор Калигари), Конрад Фейдт (Чеза-ре), Фридрих Фейер (Френсис). Художественное оформление фильма и использованные в нём декорации создали художники-экспрессионисты из группы «Der Sturm» — Герман Варм, Вальтер Рёриг и Вальтер Райман.

Экспрессионизм (от латинского expressio — выражение)

как стиль и направление в искусстве возник в начале прошлого века и выступал в разных художественных формах, включая живопись, архитектуру, музыку, а также кино. Для экспрессионизма характерны отказ от обыденного изображения действительности, яркая образность, предельная контрастность, напряженность, утрированность форм. Считается, что только так возможно изобразить и выразить эмоции, передать чувства и переживания мира автора. Это демонстрация вовне внутренних движений души художника. По мнению экспрессионистов, объективной реальности не существует, ее просто не может быть, так как мир вокруг является проекцией субъективного «Я». Можно рисовать

Не-

современная терапия в психиатрии и неврологии № 3-4 / 2023

Прогулка в цветах. Август Маке

чувства и эмоции людей, а не реалистично изображать предметы. К представителям этого течения относят Э.Л. Кирхнера, Э. Мунка, А. Маке, раннего В. Кандинского.

Многие кинокритики указывают на метафоричность образов кинокартины, в которой

Калигари символизирует неограниченную власть, а сомнамбула Чезаре — безвольное немецкое общество, которое, как бездумно подчиняющийся механизм под воздействием тиранической власти, готовится убивать — без чувств, без сомнений, не осознавая до конца свои действия.

Зигфрид Кракауэр, написавший книгу «От Калигари до Гитлера: психологическая история немецкого кино», писал, что образ Калигари как бы предсказал появление Гитлера: «Калигари — своеобразный предшественник Гитлера потому, что пускает в ход гипнотическую власть для полного подчинения пациента своей воле. Его методы — целью и содержанием — предвосхищают те опыты с народной душой, которые первым провел Гитлер в гигантском масштабе».

Однако нас интересует не политический, а психопатологический пласт картины. Фильм необычен, красив, и особенно интересен тем, что в нем визуализируется внутренний мир психически больного героя. Бред, полностью захвативший сознание и не поддающийся коррекции, также переживается и зрителем, несмотря на явное противоречие с действительностью, потому что основывается на вере героя в именно такую картину мира. Зритель, воспринимающий внешнюю реальность и череду событий изнутри души героя, понимает происходящее и видит окружающее только его глазами, и таким образом, сам становится соучастником психоза и обретает experience — «опыт безумия».

Прекрасное художественное оформление, интерьер и визуальные образы артистов создают особую напряженную и зловещую атмосферу. Декорации представлены в фигурах весьма далеких от реальности — острые углы, кривые улицы, покосившиеся домики, резкие спуски и подъемы, искаженные формы пространства, искусственно нарисованные тени — передают иррациональное переживание человека, воспринимающего действительность как опасную и угрожающую. Неба не видно, решетки кривых окон напоминают паутину, а люди, населяющие город, представляются пленниками какого-то инфернального мира. Лица актеров, их мрачный грим, утрированная пантомимика, гротескная жестикуляция и пластика являются главными носителями смысла и кажутся

Герман Варм. Эскиз к фильму

такими же резкими, неестественными, как и изломанные линии декораций. Зритель с первых кадров лицом к лицу сталкивается с чем-то зловещим, непонятным, проникается какой-то растворенной в воздухе угрозой и «переживает волнующий мир больного».

Сам сюжет кинокартины «закольцован», в итоге зрителю предлагается выбор, кому поверить — Френсису или психиатру Калига-ри. В начале фильма двое мужчин беседуют в саду психиатрической лечебницы и один из них (главный герой) рассказывает другому печальную повесть своей жизни. О том, как однажды два друга Френсис (главный герой) и Алан отправляются на ярмарку, чтобы увидеть, как недавно прибывший в их маленький город Хостенвилль таинственный доктор Калигари демонстрирует собравшимся людям своего подопечного — сомнамбулу Чезаре, который умеет предвидеть будущее. Проспавший много лет, сомнамбула Чезаре по властному приказу доктора просыпается, выходит из своего напоминающего гроб ящика и предсказывает Алану скорую смерть. И в ту же ночь страшная «черная тень» с ножом в руке проникает в дом и закалывает молодого человека. Френсис подозревает в этом преступлении доктора Калигари, так как в городе с его появлением происходят странные убийства. Френсис устраивает слежку

_С^Р

за доктором и Чезаре, предполагая, что днем марионетка-сомнамбула развлекает толпу на ярмарке, а ночью убивает людей по повелению хозяина. В одну из ночей сомнамбула пытается похитить возлюбленную Френсиса, Яне, но его план срывается. После этих событий главный герой полностью убеждается в правоте своих подозрений. Пытаясь поймать неожиданно скрывшегося доктора Калигари, он попадает на территорию психиатрического учреждения и обнаруживает старинный трактат о сомнамбулизме, где рассказана история о некоем Калигари, который в 1703 году в Северной Италии организовал серию убийств руками сомнамбулы Чезаре, а также находит дневник доктора с описанием его опытов и преступлений. Выясняется, что, выпуская ночью сомнамбулу из ящика и отправляя на очередное убийство, доктор Калигари подменял его куклой. В конце концов Френсис добивается ареста Калигари, которого как опасного психически больного преступника помещают под замок в психиатрическую лечебницу. В финале фильма Френсис, Яне, Чезаре оказываются пациентами сумасшедшего дома, директор которого удивительно похож на доктора Калигари. Таким образом, начало фильма и его конец смыкаются, создавая замкнутую на саму себя реальность, из которой нет выхода. Однако остается открытым вопрос, разве не может устами безумца говорить истина? И кто же на самом деле является безумцем, Френсис или Калигари?

Кадр из фильма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.