М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ Материалы энциклопедии
Литература
Дайчес Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир. - М., 1987. - 175 с.; Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. - М., 1965. - 500 с.
И.В. Кабанова
Филиппов Тертий Иванович (24.12.1825, Ржев - 30.11.1899, Петербург), литератор, чиновник. Окончил Тверскую мужскую классическую гимназию (1843), историко-филологический факультет Московского университета (1848) со степенью кандидата. Начал службу старшим учителем русской словесности в 1-й Московской гимназии, входил в «молодую редакцию» журнала Москв. (1850-54), где печатал критические статьи (с 1852), был редактором РБес (1856). С 1857 чиновник особых поручений при обер-прокуроре святейшего Синода, помощник управляющего (1864), управляющий временною ревизионною комиссиею при министерстве финансов (1871), товарищ государственного контролера (1878), государственный контролер (1889). Занимал консервативную позицию в вопросах реформы школы: «Записка о народных училищах» (сост. 1862, опубл. 1882), «О преподавании церковно-славянского языка в средних учебных заведениях» (1887). Участвовал в газете «Гражданин» под редакцией Ф.М. Достоевского со статьями, посвященными научно-исторической трактовки старообрядчества (1873-74). Организатор песенной комиссии при Русского географического общества (1884), Почетный член Императорской Академии наук (1893), Императорского РГО (1895).
Время знакомства С. с Ф. неизвестно, между тем оба они - Ф. с 1850-х, С. с 1860-х - общались с А.Н. Островским. Как литератор-публицист Ф. входит в сознание С. после его возвращения из ссылки. В статье «Стихотворения Кольцова» (1856). С. критически оценил статью Ф. о комедии Островского «Не так живи, как хочется» (РБес, 1856, № 1) за идеализацию «народной жизни» в духе славянофильства «молодой редакции» Москв., в которой «нет (читай: не должно быть) ни диссонансов, ни фальшивых звуков» (5, с. 15). В письме к неизвестному (П.И. Танееву?) от 9.04.1869 из Петербурга упоминается некий «Филиппов» (18-2, с. 17), но мнение комментаторов, что это Ф., неосновательно.
239
Культура и текст №4, 2015 (22) http: //www. ct. uni-altai. ru /
Все упоминания С. о Ф. в к. 1870-х - 1880-х относятся к числу эпистолярных сатирических миниатюр, включенных в его «мушкетерские» письма. Таково письмо к И.В. Павлову по поводу назначения Ф. на должность товарища государственного контролера: «Сидим мы с Унковским и удивляемся: как это ты так нерасторопен, братец! Тертий вот уж с месяц как назначен, а ты и до сих пор с поздравлением не бывал! В прошлый сезон мы с ним в сибирку игрывали, а нынче думаем: вот кабы Павлов приехал, он бы к нему съездил, а от него к нам, - всё бы хоть частицу аромата с собой принес. Он говорит, что это второй пример: Ломоносов и он. Он еще хуже, ибо незаконнорожденный <...>» (27 ноября 1878. - 19-1, с. 89-90). Указание на незаконнорожденность отражает слухи о Ф., который считался приемным сыном, очевидно, потому, что его мать принадлежала к старообрядческой семье и ее брак с православным не мог быть освящен в церкви (Алексеева, 2008, с. 18-19). Другие анекдоты С. о Ф. см.: письма к И.С. Тургеневу (6 марта 1882. - 19-2, с. 100); А.Л. Боровиковскому (31 января 1883. - 19-2, с. 183); В.М. Соболевскому (13 апреля 1887. - 20, с. 329); сказка «Архиерейский насморк» (1880; 19-2, с. 320).
Высказывалось предположение, что сатирические суждения С. о Ф., в частности упоминание о его незаконнорожденности, вызваны дворянским пренебрежением к выходцам из низших сословий (Алексеева, 2008, с. 8-9). Однако это вряд ли справедливо, т. к. противоречит принципиальному демократизму С. Более убедительно мнение, что большинство персонажей эпистолярных сатирических миниатюр С. наделены определенными признаками, которые были известны его ближайшему окружению (Строганова, 2013, с. 29). Как следует из писем С., Ф. входил в число картежных партнеров «мушкетерской компании» С.
Литература
Алексеева С.И. «Ржевский мещанин во дворянстве»: История семьи Тертия Ивановича Филиппова (по данным отечественных архивов) // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской
Православной Церкви. - 2008. Вып. II: 2 (27). - С. 7-27; Строганова Е.Н. «Мушкетерские» письма М.Е. Салтыкова // М.Е. Салтыков-
240
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ Материалы энциклопедии
Щедрин: pro et contra, антология: Книга первая / Сост., вступ. статья, коммент. С.Ф. Дмитренко. - СПб., 2013. - С. 28-52.
М.В. Строганов
Хвощинская Надежда Дмитриевна, в зам. Зайончковская (20 мая 1820/1821, Пронский у. Рязанской губ.? - 8 июня 1889, Петергоф), прозаик, поэтесса, критик, переводчица (псевдонимы: В. Крестовский, В. Крестовский-псевдоним, В. Поречников, Н. Х., В. К., Н., Н.Д. и др.). Печаталась в ЛГ, Илл., ОЗ (с 1850), БдЧ, РВед. и др. Автор одиннадцати романов, множества повестей и рассказов. Своим «Учителем» считала В.Г. Белинского и в программных высказываниях утверждала необходимость социально действенной литературы. В произведениях 1850-1860-х изображала жизнь провинциального дворянского общества, подчеркивая низменность его интересов, подчинение диктату условностей, жертвой которых оказывался центральный персонаж, чаще всего - героиня. В произведениях Х. 1870-х - нач. 1880-х усиливается протест против обывательского равнодушия к серьезным общественным вопросам и появляются герои, не замыкающиеся в кругу личных переживаний, способные к социально значимым поступкам. Современники ценили в творчестве Х. глубину психологического анализа, мастерское ведение интриги, страстность интонаций, определенность авторской позиции и признавали ее самой выдающейся русской писательницей.
Личному общению С. с Х. предшествовало знакомство с ее творчеством. В 1864 он писал о ней как об «очень даровитой» писательнице, которая остается «на почве психологических тонкостей», и потому получила «лишь почетную известность» (5, с. 441). Последующие отзывы С. имеют в основном приватный характер и различаются по тону и настроению, но его мнение о Х. как о талантливой писательнице не изменялось.
Отношение Х. к творчеству С. эволюционировало. В его произведениях 1860-х она видела лишь утрировку реальной действительности: «Щедрин еще раз вынесет сор из своего города Глупова...» (Поречников В., с. 164). Тяготея к жизнеподобному изображению, Х. отвергала ярко сатирические и гротесковые формы. Она не приняла «Историю одного города», согласившись с А.С.
241