Научная статья на тему 'Филиппины в 2007/2008 в преддверии президентских выборов 2010'

Филиппины в 2007/2008 в преддверии президентских выборов 2010 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
139
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ФИЛИППИНЫ / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Левтонова Юлия Олеговна

Dr. Yulia Levtonova researches the political situation in the Philippines in the period before next presidential elections 2010. The author considers the prospects of political situation President G. M. Arroyo regime. She analyses the phenomenon of this leader as a most unpopular President after 1986 who is holding a high ruling position for almost 8 years. The special attention is paid to the research not only Ms G. Arroyo personality and leadership but to the stabilizing and destabilizing process and trends which have influence the political development of the Philippines. Special attention is paid also the new stage of the Muslim Christian conflict in the South of the Philippines and its challenge to security and stability the whole region of SEA. In spite of negative trends in philippine politics the author's conclusion is cautiously optimistic. There is still possibility of constitutional procedure of changing the presidential post in 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Филиппины в 2007/2008 в преддверии президентских выборов 2010»

© Левтонова Ю. О.

ИВ РАН

ФИЛИППИНЫ 2007/2008 - В ПРЕДДВЕРИИ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2010

Первое десятилетие XXI в. завершается на Филиппинах знаковым событием в общественно-политической жизни страны - выборами новой главы государства. Выборы президента на Филиппинах - кульминация в политическом процессе. Обострение борьбы между партиями и между возможными будущими претендентами на высший пост происходит задолго до официального начала выборной политики. Специфика нынешней филиппинской ситуации заключается в том, что с 2001 г. верховная власть находилась в руках Гл. М. Арройо (в 20012004 гг. она занимала президентское кресло, сменив в качестве бывшего вице-президента устраненного со скандалом с поста президента Дж. Эстраду (1998-2001), а в 2004 г. выиграла очередные президентские выборы). Феномен ее политического долголетия и особенно с приближением выборов 2010 находится в центре внимания филиппинских СМИ и вызывает неоднозначные оценки национальных и западных аналитиков. По результатам многочисленных опросов общественного мнения, проводимых с первых лет ее президентства, Г. Арройо в 20062007 гг. признана как самый непопулярный президент за весь период с 1986 г. (т.е. после «революции ЭДСА»). Ее рейтинги не преодолевают 10-20%-го «барьера»1. Группа бывших членов кабинета министров и высших правительственных чиновников публично заявляют, что «Арройо во главе правительства

- самая опасная угроза положению в стране»2. К тому же режим считается самым коррупционным в истории независимых Филиппин. В 2007 г. в докладе Всемирного Банка констатируется, что на Филиппинах наиболее высокий уровень коррупции среди десяти лидирующих экономик Восточной Азии, и в этом плане положение в стране хуже, чем в Индонезии. По мировым рейтинговым показателям в 2006-2007 гг. Филиппины занимали 60-е место из 61 числа стран с самыми высокими уровнями взяточничества и коррупции. Ежегодно, по подсчетам ВБ, Фи-

3

липпины из-за коррупции теряют 2 млрд. долл. Оппозиционные политики и СМИ обвиняют Г. Арройо в попустительстве коррупции, процветающей прежде всего среди ее ближайшего окружения. Известно, что серьезные обвинения в незаконных сделках и махинациях неоднократно предъявлялись мужу президента Хосе М. Арройо4. С его именем, в частности, связан и последний коррупционный скандал, вспыхнувший из-за ущемляющего экономические интересы Филиппин контракта, заключенного с китайской компанией 7ТБ (телекоммуникационный бизнес) на 329 млн. долл. В 2007 г. Г. Арройо вынуждена была аннулировать эту сделку под давлением оппозиции, США и международных финансовых организаций5.

В целом же основной чертой уже почти 8-летнего пребывания Г. Арройо у власти была политическая нестабильность с периодически обострявшимся противоборством пропрезидентских и оппозиционных сил (многие авторы, особенно левой ориентации, вообще характеризуют весь период после 1986 г. как перманентный политический и социально-экономический кризис)6.

Возвращаясь к конкретной теме данной статьи, отметим, что Г. Арройо удавалось отражать все вызовы и угрозы со стороны оппозиции. Напомним, что она пережила три несостояв-шиеся попытки импичмента, два крупных военных путча и несколько заговоров с целью свержения с поста президента (последний из серии антипрезидентских заговоров был раскрыт в июле 2008 г.). И это, не считая многочисленных массовых акций протеста, «парламента улиц», угрозы новых «революций власть народа» - можно сказать институциированного на Филиппинах способа внеконституционного устранения от власти высших лидеров. Разумеется, следует учитывать, что накал политических страстей свойствен Маниле - центру общественнополитической жизни страны с наиболее высоким уровнем политизации населения. Среди филиппинцев - жителей провинций реакция на политические потрясения в мегаполисе остается пассивной. При всей хаотичности и неопределенности политического процесса на Филиппинах, тем не менее, существует ряд факторов, способствующих сохранению власти в руках Г. Арройо. При отсутствии личной харизмы (а это одна из немало-

важных причин непопулярности президента среди соотечественников) Г. Арройо стремится использовать свой потенциал как лидера современного типа, способного продолжать курс, направленный на реформы и модернизацию, (ей это в силу многих объективных и субъективных причин удается далеко не всегда, но она стремится не отступать от основ своей политики). Не случайно, что серьезной опорой президентской власти является деловая элита, крупный капитал, та часть филиппинского бизнеса, которая заинтересована в экономической модернизации, оздоровлении инвестиционного климата, ускорении втягивания Филиппин в процесс глобализации. Филиппины удерживаются в пятерке наиболее экономически развитых стран АСЕАН, хотя по основным показателям стабильно остаются среди них на последнем месте. В последние 2-3 года наблюдались некоторые сдвиги в экономическом развитии. 2007 г. был отмечен самым высоким (за последнее десятилетие) ростом ВВП - 7,2%, укреплением песо, выполняются проекты по развитию инфраструктуры, более или менее последовательно осуществляется политика экономической либерализации. Несколько увеличился объем иностранных инвестиций, хотя намного меньше, чем в других странах АСЕАН. К примеру, в

2007 г. прямые иностранные инвестиции на Филиппинах составили около 3 млрд. долл., в Индонезии около 5,6 млрд. долл., в Таиланде - 8,3 млрд. долл. Азиатский банк развития главными рисками для иностранных инвесторов на Филиппинах называет фактически бесконтрольный рост коррупции и политическую нестабильность7.

Что касается сферы политики, то после того, как прошли промежуточные выборы в мае 2007 г. стало ясно, что расстановка политических сил вновь, как и в результате президентских выборов 2004 г., складывается в пользу президента, хотя и с некоторыми потерями. В результате майских выборов подавляющее большинство мест в нижней палате конгресса получили проправительственные партийные коалиции. Наиболее крупная - возглавляемая Г. Арройо Lakas (полное название Lakas ng Edsa National Union of Christian Muslim Democrats) и Kampi (полное название Kabalikat ng Malayang Pilipino). Из 236 мест (которые получили вновь избранные депутаты) 218 мест -

у сторонников Г. Арройо8. Закрепление проправительственного большинства в конгрессе, в частности, означает, что при отсутствии каких-то неожиданных потрясений Г. Арройо не сможет лишиться президентского поста конституционным путем. Подтвердилась и традиционно сильная поддержка президента на местах. Большинство из почти 18 тыс. выбранных местных лидеров (губернаторов и мэров) - сторонники Г. Арройо9. Эти два фактора в известной степени компенсируют провал проправительственных кандидатов в сенате. Из 12 переизбиравшихся в мае 2007 г. сенаторов одержали победу лишь трое представителей проправительственных партий и блоков10 (оппозиция сената президентской власти - вообще стойкая исторически сложившаяся политическая традиция, сильно осложняющая деятельность глав государства и их администраций). Промежуточные выборы 2007 г. по сути открыли начало избирательной кампании 2010 г. Уже спустя всего месяц после выборов в филиппинской прессе появились «первые ласточки» - имена четырех вновь избранных сенаторов (среди них одна женщина) и действующего вице-президента как возможных соперников -кандидатов в борьбе за президентский пост. Разумеется, что о каких-либо конкретных выборных программах речь идти не может. Но примечательно, как высказался один из самых авторитетных и известных филиппинских политологов, советник президента по вопросам реформ и модернизации экономики профессор Алекс Магно. Он назвал 2010 год - «годом ключевого перелома в судьбе национальной экономики». И практически все исследователи указывают на неизбежность приоритета вопросов современного развития в будущих программах большинства участников грядущей президентской гонки11.

Обращаясь к вопросу о политической «выживаемости» Г. Арройо, очевидно, к месту указать на ее личные качества -твердость, жесткость характера, явную склонность к авторитарности, умение решительно действовать в сложных ситуациях (скажем, введение на 10 дней чрезвычайного положения в марте 2006 г. после очередного военного путча, с помощью чего она устранила своих наиболее ярых противников). Опять же традиционная разобщенность, фракционность и проправительственных, и оппозиционных сил, рыхлость и неустойчивость

партийной системы позволяет Г. Арройо прибегать к маневрированию, выгодному для нее блокированию с разными политическими группировками и фракциями.

Среди факторов, способствующих укреплению позиций Г. Арройо можно назвать внешнеполитическую деятельность нынешней администрации. Филиппины активно и последовательно участвуют в интеграционных проектах АСЕАН (об этом много написано и сказано), асеановское направление остается приоритетным в филиппинской внешней политике. В последние годы Филиппины уделяют внимание развитию многостороннего сотрудничества с партнерами по АСЕАН и соседними азиатскими государствами на двусторонней основе (с Сингапуром, Индонезией, Индией). Начиная с государственного визита Г. Арройо в Пекин в сентябре 2004 г., когда были подписаны два двусторонних соглашения о сотрудничестве в области обороны, прекратились китайско-филиппинские столкновения на о. Спратли. В нынешней оздоровлении ситуации в зоне ЮКМ естественно не только заслуга филиппинской дипломатии, но общая направленность политики АСЕАН по вопросу нейтрализации конфликта, и, что наиболее важно, отход КНР от агрессивных действий в отношении спорных территорий в зоне ЮКМ12.

В то же время Г. Арройо заметно усиливает проамериканскую направленность внешнеполитического курса (собственно она присутствовала всегда, несколько ослабев в 90-е гг. ХХ в. и сознательно приглушалась в первые годы XXI в. из-за сильного роста антиамериканизма на Филиппинах и в ЮВА в целом). На всех этапах деятельности АСЕАН Филиппины выступали в качестве наиболее рьяного сторонника сохранения и расширения американского присутствия в регионе. Полная поддержка со стороны Г. Арройо антитеррористической политики Дж. Буша (после 11 сентября 2001 г.) послужила основой для возобновления прямого военного присутствия США на Филиппинах в русле борьбы с вооруженным сепаратистским движением филиппинских мусульман, квалифицированным американцами как террористическое. По оценкам в американской литературе «решительная поддержка президентом Г. Арройо позиции правительства США по борьбе с международным терроризмом»

делает Филиппины центром (initial forus) новой волны военного присутствия США в Юго-Восточной Азии, влияющего на гео-

13

политическую обстановку в регионе . США предоставили Филиппинам статус «Major Non-NATO Ally». В рамках союзнических отношений американские спецслужбы, военные советники и консультанты расширяют действия по борьбе с мусульманскими экстремистами и сепаратистами (участие американцев или иных иностранцев непосредственно в боевых действиях запрещено филиппинской конституцией). Помимо военного и технического сотрудничества, США остаются одним из основных источников частных инвестиций на Филиппинах и главным источником финансовых ресурсов.

США, заинтересованные в стабилизации обстановки в южных мусульманских районах Филиппин, которые превратились в серьезный очаг напряженности в ЮВА, уже вложили до 10 млн. долл. в проекты экономического развития и освоения природных ресурсов Минданао, поддерживая усилия филиппинского правительства по подписанию мирного договора с головной на сегодняшний день сепаратистской организацией мусульман - ИФОМ (Исламский фронт освобождения Моро), которая действует именно в южных провинциях Минданао. Правящие круги Филиппин вновь рассматривают США как гаранта безопасности на национальном и региональном уровнях, в частности, «заслона» разрастанию конфликтных ситуаций в зоне Южно-Китайского моря. Очевидное усиление американского направления во внешней политике Филиппин связаны с общей для большинства стран АСЕАН позицией по поддержке укрепления присутствия США в регионе, обращением к привычной политике балансирования между двумя внерегиональ-ными центрами силы, вызванной усилением гегемонистских устремлений Китая, что создает новую геополитическую конфигурацию в ЮВВА.

Что касается существующего сильного антиамериканизма внутри филиппинского общества, то он в значительной мере сдерживается традиционным и также достаточно сильным проамериканизмом не только в элите, но и в широких слоях филиппинцев.

Среди факторов, представляющих реальные угрозы правящему режиму, которые при определенных условиях могут вызвать резкий рост социальной напряженности или острый политический кризис, в первую очередь следует назвать запущенность социальной сферы, неспособность правительства к решению социальных проблем. Филиппины занимают последнее место среди стран АСЕАН по уровню нерешаемости социальных вопросов. По данным солидных источников (лондонский «Economist», сингапурская газета «The Straits Times» и др.) половина из 88,6 млн. населения Филиппин относится к бедноте или по другим сведениям, 30% филиппинцев живут ниже официальной черты бедности. Примечательно, что прагматик Г. Арройо, чьи высказывания по разным вопросам политики государства, экономики и т.п. бывают очень конкретны, начинает прибегать к чисто популистской риторике, как только речь заходит о социальных проблемах. Популистские обещания (повышение жизненного уровня бедняков, увеличение рабочих мест, улучшение качества жизни, социальная защищенность, ужесточение борьбы с коррупцией и т.п.), не раз продекларированные и не выполненные, присутствуют и в последнем (восьмом) президентском (июль 2008 г.) Обращении к нации. В оппозиционной прессе оно характеризуется как беспомощная попытка президента улучшить имидж своей администрации, которая «продолжает сталкивать общество на путь нищеты, безработицы и высоких цен». По данным социологических опросов накануне выступления президента с Обращением к нации, только 14% из опрошенных филиппинцев были склонны ожидать выполнения хотя бы части заранее разрекламированных обещаний президента, касающихся жизненно важной проблемы социальной защищенности14.

Серьезный вызов экономической и политической стабильности несет в себе мировой финансовый и продовольственный кризис. Для Филиппин уже сейчас особенно опасен последний. Он усугубляется общей проблемой бедности, вызывая снижение и без того низкого уровня жизни как городских низших слоев, так и большинства крестьян. Продовольственная безопасность в стране во многом зависит от решения «рисовой проблемы». Сегодня эта одна из самых сложных социально-

экономических проблем. По данным Азиатского банка развития, филиппинцы, живущие у черты и за чертой бедности 60% своих доходов тратят на продукты питания, из них 18% - на рис, основу скудного пищевого рациона15. Рисоводство — основная отрасль филиппинского сельского хозяйства. Рис главным образом культивируется мелкими хозяйствами с размером посевных площадей, не превышающих 1,5 га. Отсюда - низкая производительность труда и низкая урожайность. Филиппины никогда не были способны к самообеспечению страны собственным рисом. Задача самообеспечения рисом входила в экономическую программу Г. Арройо еще с 2001 г., но ее решение так и не продвинулось ни на шаг16. Филиппины стоят на первом месте в ЮВА по объему импортируемого риса. Более того входят в лидирующую группу мировых импортеров риса, закупая до 10% риса для внутреннего потребления.

С углублением мирового продовольственного кризиса, -резким ростом цен на зерновые, удобрения, продукты питания, горючее в мировом масштабе, - соседи Филиппин - главные экспортеры риса, как Таиланд, Вьетнам, Индия, - с весны

2008 г. стали вводить ограничения на вывоз риса на Филиппины (с целью сохранить стабильность собственных рынков и снижения инфляции). В филиппинской прессе появились заявления о том, что в таиландских СМИ обсуждается вопрос о якобы создании «рисового картеля» стран-экспортеров риса, в который должны войти Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма. На Филиппинах этот план немедленно назвали «Меко^-тайа». Опять же по сведениям филиппинской прессы план был отме-

1 7

нен по рекомендации Азиатского банка развития . Тем не менее ограничения стран-экспортеров (Вьетнам, Таиланд, Индия) остаются в силе, вызывая дефицит риса на филиппинском рынке и скачки цен на продовольственные товары (цены на 1 кг ри-

18

са в марте-апреле 2008 г. поднимались до 60%) . Спешно заключаемые контракты по закупке риса со странами вне региона чаще всего не выполняются, либо выполняются не в полном объеме. Открытые рисовые аукционы, которые филиппинские власти стали проводить в Маниле летом 2008 г. с целью пополнить рисовые запасы вызвали новый виток в повышении рыночных цен на рис. По расчетам министра сельского хозяйства

Филиппин А. Япа нехватка риса сейчас составляет 52 тыс. т. Негативное влияние на «рисовую проблему» оказали и природные катаклизмы. Ураган в Мьянме вывел эту страну из числа экспортеров на Филиппины. Тайфун в мае 2008 г., обрушившийся на большинство северных и центральных провинций Лусона, не вызвал катастрофических разрушений, но тем не менее был собран урожай риса, значительно меньше ожидавшегося. Нельзя сказать, что правительство не ищет путей, если не выхода, то минимизации последствий «рисового кризиса». В числе правительственных мер - денежные субсидии, которые выплачиваются беднейшим жителям Манилы и других городов. Немалую работу проводит государственное Агентство по закупке риса - National Food Authority (NFA). Оно оказывает помощь населению с низкими доходами, закупая рис по рыночным ценам и продавая его населению по более дешевым (18,25 песо за 1 кг, что на 1/3 ниже рыночных цен). Разрабатывается программа по расширению посевных площадей под рис (до 600 тыс. га в 10 беднейших провинциях и 150 тыс. га - в остальных) кроме того планируется введение карточной системы как средства борьбы с дефицитом и спекулятивным ценообразованием.

В министерстве сельского хозяйства разработаны планы выращивания «альтернативных» продовольственных культур (каччаву, сладкий картофель и др.), не требующих затрат на ирригацию и специальных удобрений. В Маниле в беднейших кварталах появилось несколько опытных участков. Но крестьяне, привыкшие к рисоводству, не готовы к подобного рода экспериментам, им сложно сменить привычный рацион питания, основанный на рисе.

Прогнозы специалистов по преодолению «рисового кризиса» далеки от оптимизма.

В состоянии экономики в целом прогнозируется снижение темпов экономического роста в 2008 г. сравнительно с 2007 г. За первый квартал 2008 г. рост ВВП снизился до 5,2%. По пессимистическим прогнозам наиболее сильным ожидается падение роста в промышленном секторе - с 6,6% в 2007 г. до 3,9% -в 2008 г. Рост ВВП во втором квартале 2008 г. замедлился до 4,6% (самый низкий показатель за три года). Вывод министер-

ства планирования: «ожидается тяжелый вызов экономическому развитию, если продолжится рост цен на продовольственные товары и нефть»19. «Рисовый кризис» и рост продовольственных цен способствует сохранению высокого уровня инфляции: 11,4% в июне, 12,7% в августе 2008 г.

Между тем Г. Арройо выдвигает в качестве первостепенной задачи своей администрации в период, оставшийся до 2010 г., продолжение курса на модернизацию экономики и экономическую либерализацию. Очевидно, будут разрабатываться и какие-то конкретные планы по снижению негативных воздействий мирового кризиса.

Выполнению второй задачи (в указанный период) Г. Арройо придавала особое значение. В случае успеха оно могло реально повысить ее политический престиж. Это - достижение мира с мусульманскими сепаратистами. Пока эта задача полностью не была решена ни одним филиппинским президентом, начиная с Ф. Маркоса. С 2003 г. велись переговоры между правительством и ИФОМ при активном посредничестве Малайзии. В них были вовлечены также (с посредническими целями) Япония и Австралия, как уже говорилось, большой интерес проявляют США, которые выступали с конкретными предложениями финансовой помощи для обеспечения программы по развитию мусульманского Юга. Переговоры неоднократно прерывались, нарушались соглашения о прекращении огня, возобновлялись военные действия. Но к лету 2008 г. в переговорном процессе произошли серьезные позитивные сдвиги. 5 августа 2008 г. было подписано соглашение об условиях мирного договора. Правительство впервые пошло на реальные крупные уступки, которые были с удовлетворением встречены руководством ИФОМ. Они предусматривали значительное расширение существующей с 1996 г. автономной мусульманской зоны за счет присоединения к ней целого ряда районов южного Минданао, выборы 11 августа 2008 г. губернатора и других руководителей по сути новой мусульманской автономии из числа лидеров ИФОМ, равноправное участие мусульман в реализации программ по развитию Минданао и, что очень важно, освоении местных природных ресурсов. Впервые заинтересованность в быстром и успешном завершении переговорного процесса прояв-

ляют обе стороны. Но на самом финише переговоры были практически сорваны католическим духовенством провинции Сев. Котабато, преимущественно с христианским населением, которая граничит непосредственно с мусульманской автономной зоной. Церковники заявили об ущемлении интересов местных христиан, организовали ряд протестных выступлений и направили жалобу в Верховный суд, который вынес решение о приостановлении переговоров. Проблема мусульманского сепаратизма долговременный дестабилизирующий фактор, связанный с ним комплекс проблем заслуживает специального исследования. Отметим только, что в случае подписания мирного договора было бы приостановлено 40-летнее кровопролитие, которое унесло более 100 тыс. человеческих жизней (и мусульман, и христиан). Развитие же событий казалось пошло по привычному сценарию: срыв переговорного процесса и новые вспышки вооруженной борьбы в перспективе новые временные соглашения о прекращении огня. Но в этот раз вновь разгоревшийся конфликт достиг такой степени ожесточенности, насилия, кровопролития, что вполне обоснованно утверждать о вступлении его в новую чрезвычайно острую фазу многолетнего противоборства. Сразу после решения Верховного суда о приостановлении переговоров группировка мусульманских боевиков из ИФОМ напала на несколько христианских поселений в провинции Сев. Котабато. Это вызвало, на наш взгляд неадекватную реакцию со стороны местных властей и военного командования. Обращение руководителя ИФОМ Аль Хаджи Мурада к центральному правительству с призывом остановить карательные операции и возобновить переговоры не получило никакого отклика. На Минданао было отправлено более 6 тыс. военных и полицейских «коммандос», поддержанных артиллерией и бомбардировками с воздуха. В течение практически всего августа и сентября 2008 г. шли крупномасштабные боевые действия , зона конфликта неизбежно будет расширяться, распространяясь с юга Минданао на соседние территории - арх. Сулу и о. Басилан (опорная база террористов из Абу Сайяф)20. Конфликт не может не вызывать тревоги у мирового сообщества, особенно у мусульманских стран ЮВА (Индонезии и Малайзии). Первая была посредником при подписании мирного

договора между президентом Ф. Рамосом и лидером ФНОМ Нур Мисуари в 1996 г., вторая с 2001 г. взяла на себя роль посредника в крайне сложном переговорном процессе между правительством Г.Арройо и руководством ИФОМ. Срыв подписания августовского договора и экстраординарная вспышка насилия может спровоцировать новую экспансию радикального исламизма в ЮВА, усилить влияние внерегиональных центров мусульманского экстремизма и терроризма (в т.ч. Аль Каиды) во всех странах ЮВА с мусульманским населением, дестабилизируя политическую ситуацию в регионе.

Вполне различимы силы внутри Филиппин, которым выгодно перманентное состояние противоборства мусульман и христиан на Юге Филиппин. Это и католическая церковь, исторически главный источник исламофобии, опасающаяся потери влияния на юге страны. Это и коррумпированные военные (включая офицеров высших рангов), действующие на Юге и наживающиеся за счет торговли оружием (своим противникам

- мусульманам). Часть политической элиты, оппозиционной президенту и вообще оппозиционные силы в целом, в среде которых выработан определенный психологический стереотип: любые действия главы государства, направленные на внесение каких-то дополнений или поправок к конституции21 автоматически рассматриваются как попытка удержать власть после 2010 г. Создание же новой мусульманской автономии с реальным расширением ее прав связано с внесением соответствую-

22

щих дополнений к конституции .

Г. Арройо находится в сложном положении, опасаясь окончательно испортить отношения с католической церковью (ее новые руководители фактически блокируются с оппозицией) и утратить опору среди местных лидеров в провинциях Минданао, которые поддержали требования католического духовенства о приостановке переговоров с ИФОМ. Поэтому Г. Арройо первоначально ограничивалась заявлениями о возобновлении переговорного процесса в будущем, а в последнее время прямо перешла на шовинистические позиции.

Итак, рассмотрев итоги президентства Г. Арройо и совокупность разнородных факторов, влияющих на развитие современной политической ситуации, нельзя делать однозначный

вывод о перспективе «выживаемости» режима до 2010 г. Все же в настоящее время, несмотря на хроническую политическую нестабильность и экономическую неопределенность, существует возможность того, что Г. Арройо «дотянет» до президентских выборов 2010, преодолев неизбежные и уже возникающие новые угрозы и вызовы ее власти. В пользу этого вывода говорят такие факты, как поддержка президента со стороны высшего руководства вооруженных сил, полиции, спецслужб (неоднократно демонстрировавших свою преданность при возникновении кризисных ситуаций), крупного бизнеса и технократов (ее единомышленников в политике реформ и модернизации), разобщенность оппозиционных сил и отсутствие в ее среде на сегодняшний день сильных, талантливых лидеров, лояльность президенту со стороны местных властей и политическая инертность основной массы населения. Важен и внешний фактор -партнерские отношения с США, их заинтересованность в стабильности одного из самых проамериканских режимов в ЮВА, возможность, если не полностью контролировать , но влиять на политическую обстановку на Филиппинах в преддверии и ходе выборов 2010.

1 The Economist, May 19th 2007, c.52. http://www.atimes.com/atimes/Southeast Asia/JG 31Ab02.htme, 30.07.2008.

2 http://rss.wn.com/English/related articles/2008/07/30/ /// state of the Philippine nat...Подобного рода давления части оппозиционных президенту представителей политической элиты были вызваны очередным Обращением к нации [State of the Nation] Г. Арройо в июле 2008 г.

http://www/atimes/atimes/Southeast Asia/ JG 31 Ae02.html.

4 Материалы по коррупционным скандалам вокруг семейства Г. Арройо см. в сб. «Юго-Восточная Азия в 2005 г. Актуальные проблемы развития». М., ИВ РАН, 2006, с. 181-192.

5 The Straits Times, July 4, 2007.

6 В этом смысле большой интерес представляет монография известного американского политолога В. Белло (в соавторстве с филиппинскими учеными из Университета Филиппин Е. Досены, М. де Гумаа-на, М. Малига), изданная в 2007 г. на Филиппинах и в 2005 г. - в Лондоне - Нью-Йорке. Показательно и название «The Anti-Development State. The Political Economy of Permanent Crisis in the Philippines». Вводный раздел монографии авторы озаглавили «Реквием по системе ЭДСА-2?». Их ответ на этот вопрос предельно ясен «Обещания политической либе-

рализации, экономического и социального прогресса, сопровождавшее свержение диктатуры Маркоса в феврале 1986 г. так и остались обещаниями» (с.1).

7 http://www.irrawaddy. Org/article.php?art_id=12632. 26.06.2008.

The Economist Intelligence Unit Limited, 2007, c.7. Большинство депутатов избирались прямым голосованием, 18 мест получили избранные по партийным спискам. Лишь одно место досталось представителю легальной левой партии. Partido Demokratiko Sosyalista ng Pilipinas. См. также: The Far East and Australasia, 2007, c.1080.

9 Там же.

10 г-р

Там же.

11 Из пяти появившихся в печати имен возможных претендентов, получивших наибольшее количество голосов на выборах 2007 г., четверо - сенаторы. В политической системе Филиппин сенат - та структура, которая готовит лидеров самого высокого ранга - президентов и вицепрезидентов (ближайший пример - Гл. А. Арройо - сенатор - вицепрезидент - президент). Итак, сенатор Панфило (Пинг) Лаксин (59 лет), бывший глава полицейских сил; сенатор Мануэль (Манни) Вилар (58 лет), промышленный магнат; 47-летняя Лорен Легарда - бывшая популярная телеведущая; 50-летний внук первого президента независимых Филиппин Мануэля Рохаса - Мануэль (Мар) Рохас, и действующий вице-президент Ноли де Кастро, избиравшийся в паре с Г. Арройо в 2004 г., до этого известный тележурналист и ведущий. По первым комментариям, уже сейчас реальные шансы успешно пройти всю продолжительную избирательную кампанию (в ходе которой, как правило, появятся десятки имен новых претендентов) и выйти на финишную прямую - лишь у двоих из перечисленных кандидатов. Это Мануэль Рохас, блестяще образованный экономист, за спиной которого известная политическая династия Рохасов, и Мануэль Вилар, представитель деловой элиты, «self made man», прошедший путь от мелкого торговца подержанными грузовиками до основателя крупной промышленной «империи» (строительный бизнес, торговля недвижимостью). The Straits Time, June 9, 2007, c.26.

12 The Far East and Australasia, 2007, c.1063.

13 The Economist Intelligence Unit Limited, 2007, c.13,

14 http://rss.wn.com/English/related articles/2008/07/30/ /// state of the Philippine nation, 30.07.2008.

15 The Straits Times, 28.05.08, c.21.

16 Очень краткий период, когда Филиппины сумели обеспечить себя рисом приходится на конец 70-х гг. ХХ в. и связан с «зеленой революцией», проводимой Ф. Маркосом. The Straits Times, 28.05.08, c.14.

17 The Straits Times, 27.03.08, c.14.

18 The Straits Times, 17.05.08, c.21.

19 The Irrawaddy News Magazine (Covering Burma and Southeast Asia), 2008. Irrawaddy Publishing Group/www.irrawaddy.org.

20http://www.irrawaddy.org/print article.php?art id=14034 5.08.2008; http://www.irrawaddy.org/print article.php?art : id=14011http://newvote,bbc,co,uk/mpapps/pagetools/ 26.08,2008; print/news,bbc.co.uk/2/hi/asia hacific/75. 03.09.2008.

21 Напомним провал инициатив Г. Арройо по переходу к парламентской форме правления. См. Юго-Восточная Азия в 2006 г. Актуальные проблемы развития. М. ИВ РАН, с.257-267.

22 The Economist, Aug. 9, 2008, c.52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.