Левтонова Ю.О.
ИВ РАН
ФИЛИППИНЫ: ПОЛИТИКА - РЕАЛИИ И
ТЕНДЕНЦИИ 2006 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 2007 ГГ.
Мониторинг политического процесса на Филиппинах в поставторитарный период (с момента революции «власть народа-1», покончившей с диктатурой Ф. Маркоса, до настоящего времени) указывает на преобладание в политическом развитии страны негативных, деструктивных элементов.
Глубинные причины сложной, противоречивой, непредсказуемой политической эволюции современного филиппинского общества уходят корнями в историческое прошлое. Не останавливаясь подробно на этой проблеме, отметим, что опыт развития Филиппин в колониальный и послеколониальный периоды свидетельствует о специфическом воздействии на политический процесс и формирование политической культуры продолжительной по времени вестернизации и смены на рубеже Х1Х-ХХ вв. двух систем колониализма, испанского и американского, типологических антиподов.
Одно из основных последствий этого воздействия состоит в деформировании процесса общественного развития в направлении перманентной раздвоенности, балансирования между традиционным и современным, с преобладанием дестабилиза-ционных тенденций. В этом плане показательно движение к саморазрушению и самоизживанию первой послевоенной модели либеральной демократии (1946-1965) западного (американского) образца, закончившееся ее полным крахом. Но и сменившая ее авторитарная модель, продержавшаяся на Филиппинах почти два десятилетия (1965-1986), была также органически «предрасположена» к нестабильности и саморазрушению, и в итоге - крушению.
Процесс редемократизации в поставторитарный период, за исключением шестилетия президентства Ф. Рамоса (1992-1998)1, не принес действительно демократического обновления общества, возродив прежние традиционные черты модели либеральной демократии домаркосовского периода (засилие оли-
гархических кланов в политике, крайняя разобщенность правящей элиты, коррупционный тип политической системы и т.п.). В наследие от авторитаризма досталось такое явление, как кронизм, расширилась зона активных действий экстремистской оппозиции - левоповстанчества, мусульманского сепаратизма, мятежей и путчей в среде офицерства средних рангов. Феномен насилия прочно утвердился в политической культуре. В третье тысячелетие Филиппины вступили в состоянии острого кризиса власти, смены высшего лидерства, экономической неопределенности и обострения социальных противоречий. Главный фактор негативного влияния на общественное развитие - углубляющееся несоответствие филиппинской политической системы, в которой превалируют традиционные политикокультурные стереотипы, потребностям и вызовам современности. Происходит дальнейшая деградация (и в будущем вполне вероятный коллапс) филиппинской модели либеральной демократии. Филиппины, сумевшие освободиться от уз маркосов-ского авторитаризма ради возрождения демократии, принявшие новую демократическую конституцию 1987 г. в наши дни выходят на первое место среди пятерки наиболее развитых стран АСЕАН по уровню многообразных нарушений демократических правопорядков, законности, ущемления гражданских прав (не случайно многие аналитики оценивают конституцию’87 как «идеалистический анахронизм»). В специальном докладе «Форума ведущих филиппинских бизнесменов» (декабрь 2006 г.) приведены красноречивые цифры: 818 политических убийств с 2001 г. (прихода к власти президента Глории Макапагал Арройо), из них 206 - в 2006 г. ; 49 случаев насильственной смерти журналистов. Согласно международному индексу свободы прессы (Ranking of press freedom) Филиппины занимают 142-е место и последнее в пятерке продвинутых стран АСЕАН («обогнав» Индонезию, Таиланд, Малайзию, Сингапур).
В филиппинской и асеановской прессе приводится еще более тревожная статистика. По данным филиппинской правозащитной левоориентированной организации «Карапатан», с 2001 по 2006 гг. произошло 833 политических убийств, причем 365 убитых - активисты легальных левых групп и объедине-ний4. По результатам журналистских расследований и выводов
комиссий ООН и ЕС (специально приглашенных правительством Г. Арройо) организацией политических убийств занимаются ультраправые элементы, в том числе часть консервативно настроенных военных, участников контрповстанческих операций.
Рост насилия, проявляющегося в разных формах, - показатель общего неблагополучия в общественно-политической жизни страны. Налицо отчуждение власти от общества. Для филиппинцев все более утрачивают содержательный смысл понятия, связанные с демократическими ценностями, идеалами, институтами, конституционными нормами. С потерей доверия к правительству, парламенту, традиционалистской и неэффективной партийной системе у филиппинцев вырабатываются определенные стереотипы политического поведения. Это касается прежде всего форм и характера оппозиционных протестных движений. Главный стереотип - массовый «парламент улиц», внешне повторяющий революцию «власть народа-1». Напомним, что организаторами событий 1986 г. были высшие иерар-
^ О Л г
хи католической церкви во главе с покойным кардиналом Х. Сином и представители военной элиты. Сейчас инициаторами массовых акций протеста выступают, главным образом, многочисленные неправительственные организации (НПО), некоторые профсоюзы, активисты антиглобалистских, женских и молодежных движений. Но постоянное ассоциирование любых массовых действий с революцией «власть народа» дискредитирует эти выступления, придавая им несколько фарсовый характер. Так выглядела революция «власть народа-2», лишившая президентского кресла погрязшего в коррупции Дж. Эстраду. Однако, в отличие от революции «власть народа-1», здесь речь шла о президенте, избранном в полном соответствии с демократической процедурой, зафиксированной в конституции’87. Революцией «власть народа-3», или «парламентом бедноты» назвали массовые выступления уже проэстрадовских сил (в основном, городских низов) против Г. Арройо в мае 2005 г. До
о о Л
этого несостоявшейся революцией «власть народа-2» называли массовые демонстрации в Маниле в сентябре 1997 г. против президента Ф. Рамоса, вызванные якобы его стремлением по-
вторно выдвинуть свою кандидатуру на президентский пост, вопреки действующей конституции.
Похоже «парламент улиц» становится инструментом вне-конституционного, а точнее антиконституционного устранения от власти не устраивающих общественность лидеров высшего ранга.
Некую стереотипную форму приобрела оппозиция в военных кругах (среднее звено офицерского корпуса). В период президентства К. Акино (1986-1992) несколько военных мятежей, организованных оппозиционным Движением за реформу армии (РАМ), по крайней мере дважды едва не вызвали падения правительства. При Г. Арройо, вновь оживившаяся военная оппозиция, проявляет себя в организации так называемых «странных путчей», когда их лидеры заявляют о том, что не стремятся к захвату власти, а лишь к привлечению внимания к недостаткам и просчетам правительства. Такой характер носил и путч в феврале 2006 г., послуживший непосредственным поводом для введения президентом чрезвычайного положения (отмененного через 10 дней).
В целом же проблемы политизации армии, общего состояния внутри вооруженных сил очень серьезна, поскольку существует раскол и фракционность в армейских кругах, и лишь часть генералитета сохраняет лояльность президенту.
Кардинальным образом изменилась позиция руководства церкви, которая наряду с военной верхушкой была мощным социальным стабилизатором. В настоящее же время церковь, притом не только католическая, но и разные ветви протестантской, а также местная церковь Христа (Iglesia ni Cristo) и харизматическое католическое движение Эль Шаддаи (El Shaddai) стали активно участвовать в массовых антиправительственных протестных движениях.
Влияние клерикальных кругов было очень заметно в дискуссиях по поводу конституционной реформы, которая в 2006 -начале 2007 гг. оказалась в центре политической жизни Филиппин. Ее суть - в смене формы правления, переход от президентской республики к парламентской с однопалатным законодательным органом, назначающим правительство парламентского большинства во главе с Премьером5. Г. Арройо выступи-
ла за конституционную реформу еще в 2004 г., но затем эта идея заглохла и возникла вновь в 2006 г. Развернулась нешуточная борьба между сторонниками и противниками реформы (на филиппинском политическом жаргоне борьба «за» или «против» Cha-Cha - Change of Charter). Реформу поддерживают конгрессмены и руководители местных органов власти (среди обеих этих категорий политиков - большинство последователи Г. Арройо). Резко «против» выступают сенаторы, поскольку при однопалатном парламенте устраняется сам институт сената. Конституция’87 предлагает три альтернативных способа осуществления конституционных изменений. Во-первых, путем избранного населением Конституционного конвента. Во-вторых, через учредительное собрание из представителей обеих палат конгресса. И, в-третьих, через «Народную инициативу», для чего требуется поддержка по крайней мере 12% от всех зарегистрированных избирателей и до 3% голосов в каждом избирательном округе. В начале 2006 г. стало ясно, что проправительственные силы стоят за «Народной инициативой» как наиболее верным средством осуществления конституционной реформы. «Народную инициативу» поддержал снизу ряд НПО, собрав по всей стране 10 млн. голосов в ее пользу. Но в ноябре
2006 г. деятельность НПО была остановлена Верховным судом как «антиконституционная». В конце концов, на 7 декабря 2006 г. был назначен созыв учредительного собрания из представителей обеих палат конгресса. Основное заседание планировалось провести 12 декабря 2006 г., оно, в частности, должно было утвердить резолюцию о переносе промежуточных выборов с мая на ноябрь 2007 г. Реакция оппозиции последовала незамедлительно. Сенаторы выступили категорически против созыва учредительного собрания (даже с их участием). Особенно резкая критика прозвучала из уст руководителей католической иерархии - архиепископа А. Лагдамео, президента влиятельной «Конференции католических епископов Филиппин», и архиепископа манильского, кардинала Росалеса. Они призвали законодателей отказаться «от греховной и аморальной акции (т.е. созыва учредительного собрания. - Ю. Л.), которая раскалывает общество»6. Иерархи пообещали вывести на улицы столицы до полумиллиона людей, так что массовый молебен может пре-
вратиться в очередную революцию «власть народа». Под таким давлением Г. Арройо отошла от поддержки «Народной инициативы». Противники реформы подспудно рассматривают ее осуществление как попытку президента продлить свои полномочия после 2010 г. Сторонники же радикальных конституционных изменений связывают с ними надежды на оздоровление политического климата и, возможно, избавление устаревшей политической системы от традиционного влияния старых политических кланов и династий. Идея реформы отложена, но не похоронена.
Крупным политическим событием были промежуточные выборы в мае 2007 г., проведение которых вообще ставилось под сомнение в условиях по сути перманентной кризисной ситуации в политике в 2006 - начале 2007 г. Но вопреки прогнозам они состоялись. На них избирались депутаты нижней палаты, половина сенаторов (т.е. 12 человек) и руководители местных органов власти (губернаторы, мэры). Они прошли с традиционными нарушениями избирательных законов - с подтасовкой голосов, подкупом избирателей, давлением на электорат сверху, всплесками насилия (было убито примерно 120-130 человек) и т.п. В выборной кампании 2007 г. получила дальнейшее развитие новая тенденция, которая зародилась на выборах президента в 1998 г. и затем промежуточных в 2000 г. Это активное «вторжение» в избирательный процесс (в качестве кандидатов на выборные посты) представителей шоу-бизнеса, спорта, телевизионных звезд и т.п. Авторы монографии «Государство и общество на Филиппинах», опубликованной в Маниле в 2005 г. , пишут о том, что «кино и ТУ звезды определяют лицо нового филиппинского популизма»8, в филиппинской прессе используется термин «медиа-популизм». На рубеже 90-х - начала 2000-х годов к этой новой категории политиков, занявших свою нишу в политической элите Филиппин, принадлежали главным образом последователи и единомышленники Дж. Эстрады (президента Филиппин - бывшего популярного киноактера, не раз сравнивавшего себя с Р. Рейганом, которого он называл «своим идеалом»). Представители шоу и медиабизнеса несколько потеснили традиционных лидеров в разных звеньях исполнительной и законодательной власти. Но, как от-
мечают филиппинские политологи и аналитики, они не способны, за редким исключением, к серьезному позитивному влиянию на политику из-за своей некомпетентности, удаленности от проблем современного общественно-политического развития. Их электорат - низшие люмпенские социальные слои, в пропаганде - преобладание популистской риторики без малейших попыток как-то конкретизировать или обосновать предвыборные обещания.
Тем не менее «новый популизм» привлекателен для массовых избирателей. На президентских выборах 2004 г. главным соперником Г. Арройо был ныне покойный Фернандо По, популярный киноактер, друг Дж. Эстрады. Г. Арройо привлекла кандидатом в вице-президенты известного обозревателя и ведущего на ТУ и радио Ноли де Кастро, который занимался организацией «пиара» чисто популистского характера, дабы повысить ее рейтинги. В выборной кампании 2007 г. представители шоу-бизнеса, СМИ, киноиндустрии присутствовали среди кандидатов на выборные посты (конгрессменов, сенаторов, губернаторов провинций, мэров) и в пропрезидентской команде,
9
и в оппозиции .
В целом же результаты промежуточных выборов по существу не изменили уже сложившуюся конфигурацию политических сил. Большинство сторонников Г. Арройо сосредоточено в нижней палате, в традиционно оппозиционном президенту сенате увеличилось число сенаторов - ее противников (они получили половину из обновленных 12 мандатов). Как и прежде, президент может рассчитывать на поддержку большинства руководителей местных органов власти.
Сохранение подобной конфигурации позволяет Г. Арройо поддерживать некий баланс сил, необходимый для политического маневрирования и удержания в своих руках верховной власти. Между тем по результатам разного рода социологических опросов она признана одним из наимение популярных президентов в послеколониальной истории Филиппин.
Многолетняя политическая нестабильность тормозит экономическое развитие. С начала президенства Г. Арройо (2001 г.) Филиппины по основным экономическим показателям занимают последнее место среди пятерки продвинутых стран
АСЕАН. Но в сфере экономики в последние годы можно отметить и некоторые «прорывы». Это укрепление позиций крупного капитала, представители которого чувствуют себя вполне уверенно и ориентированы на возобновление курса реформ и модернизации10. Но в самых авторитетных и компетентных деловых кругах общее развитие филиппинской экономики оценивают по принципу «два шага вперед один назад»11.
Неэффективны усилия правительства по сдерживанию экстремистской оппозиции. Это касается прежде всего сепаратистского движения мусульман - все попытки центральных властей и мирными, и силовыми методами решить проблему мусульманского экстремизма не приносят положительных ре-зультатов12.
В качестве позитивного направления в политике правительства Г. Арройо может быть назван ее внешнеполитический аспект. Этот сюжет заслуживает специального анализа. Здесь же ограничимся кратким перечислением наиболее серьезных позитивных элементов во внешнеполитической деятельности Филиппин. Это многосторонность и многополярность филиппинской дипломатии, активная вовлеченность Филиппин в интеграционные процессы в ЮВА, активизация курса на расширение сотрудничества с КНР (в русле общей линии АСЕАН) и Россией.
Развитию филиппино-российский отношений были посвящены двусторонние встречи между главами внешнеполитических ведомств двух стран в ходе ежегодной конференции министров иностранных дел стран АСЕАН в Маниле в августе
2007 г.13.
Возвращаясь к нынешней политической ситуации на Филиппинах, существенно отметить, что обстановка в стране в начале XXI в. напоминает переломный кризисный рубеж 60-х -70-х годов ХХ в. накануне перехода к авторитаризму. Как и в то время, филиппинцы пытаются найти пути дальнейшего развития общества, выхода из полукризисного нестабильного состояния общества. Происходит столкновение традиционализма и новаторства, популистских и модернизаторских идей. Наиболее распространенный вариант оздоровления общественной атмосферы без экспериментов по авторитарной реорганизации
политической системы - это, как говорилось выше, радикальная конституционная реформа. Пока ее сторонники потерпели поражение. Как и на рубеже 60-х - 70-х гг. прошлого века, на передний план выходят различные версии централизации власти, наведения порядка в стране. Появился и радикальный вариант, предполагающий смену общественной системы в результате социальной революции. Эта идея исходит от левых легальных организаций, возникших в первые годы XXI в. Но они малочисленны, отличаются организационной слабостью и не выработали сколько-нибудь ясно сформулированных программ. Поэтому радикальный вариант вряд ли обладает реальными шансами на осуществление (во всяком случае, в близкой перспективе).
В целом же и в правящей элите, и в оппозиционных силах отсутствуют крупномасштабные лидеры, способные к выработке конструктивных программ по преодолению традиционализма и повороту общества и политической и экономической модернизации. Поэтому в ближайшем будущем едва ли можно ожидать кардинальных изменений в общественном развитии Филиппин, стабилизации, изживания непредсказуемости и хаотичности политического процесса.
1 Президент Ф. Рамос с его идеей «работающей демократии» достиг значительных успехов в модернизации экономики и стабилизации в обществе. Его президентство остается пока единственным позитивным опытом развития в поставторитарной истории Филиппин. Но и он не смог сколько-нибудь серьезно продвинуться в реформировании политической системы.
Philippine Monthly Update, December 2006, Metro Manila, 2006.
3 Эти цифры не включают многотысячных жертв кровопролитной борьбы по подавлению сепаратистского движения мусульман на юге страны (с обеих сторон) и потерь (также с обеих сторон) в кампании против левых повстанцев.
4 The Straits Times, Feb. 22., 2007, c. 13.
5 Идея конституционной реформы не нова. Впервые она возникла при Ф. Маркосе. Была даже принята конституция 1973 г., предусматривавшая переход к парламентской форме правления, но она была полностью деформирована в условиях авторитаризма. К этой идее обращался и Ф. Рамос, но тут же был обвинен своими оппонентами в авторитарных устремлениях - попытках продлить свое пребывание у власти после
1998 г. в качестве премьер-министра. В настоящее время Ф. Рамос остается одним из влиятельных сторонников осуществления конституционной реформы.
6 Philippine Monthly Update.., c. 8-9.
P.N. Abinales, D.J. Amoroso, State and Society in the Philippines. Manila, 2005, c. 270-273.
8 rn
Т ам же.
9 К примеру Г. Арройо поддерживала в качестве «президентской» кандидатуры в сенаторы опять же известного киноактера С. Монтано. The Straits Times. Apr.2, 2007, c. 12.
10 Примером позитивных тенденций в бизнесе может служить подъем, который переживают крупные капиталисты - владельцы сети (по всей стране) современных, приносящих высокие прибыли моллов. Крупным частным бизнесом осуществлен проект строительства «хай-вэя», соединяющего Манилу с особыми экономическими зонами в Кларке и Субик-бэе (бывшие территории военных баз США). Эти зоны -наиболее современный и процветающий сектор экономики, куда устремляются иностранные инвестиции.
11 Philippine Monthly Update.., c. 3.
12
12 Анализ проблемы сепаратистского движения филиппинских мусульман не входит в задачу данной статьи. Она упоминается лишь как свидетельство одного из самых серьезных дестабилизационных процессов.
13 http://www.rian.ru/analytics/2007 0803/70289806.htm/