В целом, оценивая трудовой потенциал сельского населения Хакасии, можно выделить несколько факторов, влияющих на его развитие. Конечно, из-за сложной социально-экономической ситуации из села в основном мигрирует молодое население, которое не связывает свое будущее с сельской местностью. Естественно, это приводит к «старению» трудовых ресурсов. Кроме того, чаще всего из села мигрирует наиболее «образованная» часть общества, что также снижает трудовой потенциал сельского населения. Общероссийской тенденцией является деквалификация рабочей силы на селе, которая в нынешних условиях не восполняется. Однако реальной потребности в высококвалифицированных специалистах сельского хозяйства в больших масштабах на сегодняшний день в Хакасии нет. Нынешний уровень сельского хозяйства в республике не может обеспечить сельское население рабочими местами в полной мере, поэтому сельские жители вынуждены трудоустраиваться в иные сферы занятости (торговля, транспорт, сфера обслуживания). Все это негативно отражается на трудовом потенциале сельского населения региона, которое из-за безработицы либо мигрирует в города, либо меняет свою квалицикацию.
Источники и литература
1. Источники средств к существованию. М.: ИИЦ «Статистика России», 2004. 1128 с. (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: В 14 т. / Федер. служба гос. статистики; Т. 5).
2. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г.: В 11 т. / Федер. служба гос. статистики. М.: ИИЦ «Статистика России», 2013. Т. 5.: Источники средств к существованию. Кн. 1. 743 с.
3. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: В 11 т. / Федер. служба гос. статистики. М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. Т. 3: Образование. 1291 с.
4. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г.: В 11 т. / Федер. служба гос. статистики. М.: ИИЦ «Статистика России», 2013. Т. 7.: Экономически активное и экономически неактивное население. 1088 с.
5. Леонидова Г.В. Трудовой потенциал населения: методологические аспекты исследования // Вопросы территориального развития. 2013. Вып. 7 (7). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20309362 (дата обращения: 09.09.2019)
6. Никулин А.М. Аграрное наследие Т.И. Заславской и современность // Общественные науки и современность. 2014. № 5. С. 33-44.
7. Образование. М.: ИИЦ «Статистика России», 2004. 943 с. (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: В 14 т. / Федер. служба гос. статистики; Т. 2. Кн. 1.
8. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат. сб. /Росстат. М., 2018. 694 с.
9. Смыслы сельской жизни (Опыт социологического анализа) / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2016. 368 с.
10. Хакасский республиканский статистический ежегодник, 2018: стат. сб. / Красноярскстат. Абакан, 2018. 440 с.
11. Экономически активное и экономически неактивное население. М.: ИИЦ «Статистика России», 2005. 787 с. (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: В 14 т. / Федер. служба гос. статистики; Т. 7).
12. World Report on Ageing and health by World Health Organization. Luxembourg, 2015. 246 p.
УДК 378 +784.4
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10019
Мая Салчаковна Маадыр Тувинский государственный университет,
г. Кызыл, Россия
ФИКСАЦИЯ ТУВИНСКОГО ГОРЛОВОГО ПЕНИЯ ХООМЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ
ИСТОЧНИКАХ ИНФОРМАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы фиксации тувинского горлового пения хоомей в традиционных и электронных источниках информации. Из печатных источников основное внимание уделено анализу книжных и журнальных изданий. Освещение получило также отражение тувинского хоомея во всемирной информационной сети Интернет и «You Tube». Ключевые слова: тувинцы, хоомей, источники информации, фиксация, проблемы.
Maja Maadyr Tuva state university, Kyzyl, Russia
FIXATION TUVA THROAT SINGING OF KHOONEI IN MODERN SOURCES OF
INFORMATION
In the article analized fixation information sources of tuvins of khoomei. The main attention is paid to the analysis of print books and magazines. Have also been studied the world's information network Internet and You Tube.
Keywords: tuvans, khoomei, information sources, fixation, problems.
В условиях цифровых технологий к актуальным проблемам современного мира относится сохранение различных компонентов традиционной культуры этноса. Тувинцы, исторически представляющие собой один из древних народов Центральной Азии, занимают достойное свое место в этнической картине мира XXI в. Они сумели сохранить родной язык, многожанровое устное народное творчество, обычаи и традиции, различные виды традиционного хозяйствования и другие составляющие этнической культуры. В пространстве административного устройства современной России тувинцы имеют свою территориальную обособленность в статусе Республики Тыва, входящей в состав Сибирского федерального округа. В республике они являются титульной нацией и составляют более 65 процентов ее населения.
В контексте этнических процессов, протекающих на территории Тувы и вне ее, ярко выделяется тувинское народное горловое пение хоомей. Еще с 90-х гг. XX в. данный вид пения приобрел новое «дыхание»: в г. Кызыле, столице республики, и кожуунах (районы) появились многочисленные творческие группы исполнителей хоомея. В настоящее время наиболее популярными из них являются «Хуун-Хуур-Ту», «Алаш», «Тыва», «Чиргилчин», «Тыва кызы» и другие. Они желанные гости многих престижных российских и международных фестивалей, конкурсов и других музыкальных проектов. Данный факт говорит о том, что хоомей стал достоянием не только современного тувинского общества, но и всей мировой музыкальной культуры.
В самой Туве тоже проходят различные фестивали, научно-практические конференции и другие мероприятия международного масштаба, посвященные хоомею. Из-за интереса к хоомею имеются случаи миграции иностранных граждан в Туву и даже создания семьи с представителями тувинского этноса.
Цель данной статьи - рассмотреть проблемы отражения тувинского горлового пения хоомей в современных источниках информации.
Если говорить о состоянии изученности проблемы, то данная работа является первым опытом, в которой предпринята попытка проанализировать указанную тему. В печати и электронных источниках имеются работы общего характера. Например, можно отметить статьи, посвященные различным типам источников, вопросам сохранения традиционной народной культуры, источникам обзорной информации в России [2, с. 87-94; 3, с. 121-125; 13, с. 65-69] и т д.
В данном случае нами освещаются лишь некоторые виды и формы источников информации, в которых зафиксировано тувинское горловое пение хоомей. Это традиционные (то есть печатные), аудиовизуальные и электронные источники. Например, наиболее ранними аудиовизуальными источниками, точнее звукозаписями тувинского хоомея, были грампластинки. Они выпущены в 1934 г. советской фирмой «Мелодия».
В настоящее время в Республике Тыва имеется богатое хранилище звуковой информации, каковым является фонд фонозаписей научного архива Тувинского института гуманитарных, прикладных и социально-экономических исследований (ТИШИ). Здесь сконцентрировано немало образцов классических стилей тувинского хоомея.
Основу традиционных (их также называют документальными) источников информации составляют книги, журналы и газеты, рукописи, графические изображения и т.д. Например, одним из первых фактов графической фиксации тувинского хоомея стала нотировка различных его стилей. Это было сделано А.Н. Аксеновым в начале 60-х гг. XX в. [1].
Начало массовой фиксация хоомея в книжных изданиях наблюдается в 90-х гг. XX в. Из них можно отметить «Горловое пение и проблемы его изучения» [4] или сборник материалов международного симпозиума [6] и некоторые другие.
В этот же период в г. Кызыле вышло журнальное издание «Хоомей» [12]. В первый его номер, ставший и последним, включены работы местных и зарубежных авторов, в которых отражены голосовые особенности хоомея, творчество мастеров-исполнителей и некоторые другие вопросы. Материалы журнала опубликованы на тувинском, русском и английском языках.
В качестве новинок традиционных источников информации последних лет о тувинском хоомее, можно назвать монографические издания «Тувинское горловое пение в контексте шаманской культуры и исполнительства на традиционных духовных инструментах» [5], «Хоомей тыва тоолдарда» («Хоомей в тувинских сказках») [9]. Во втором источнике освещены сведения о древнем образе исполнителей хоомея, имеющихся в тувинских народных сказках.
В последние годы стали появляться печатные издания, целиком посвященные творческим портретам тувинских мастеров-исполнителей хоомея. Например, это книги о Санчы Кызыл-ооле [7], Геннадие Тумате [8] и некоторые другие.
Из современных источников интерес представляют также «Итоги социологического исследования о развитии горлового пения хоомей Республики Тыва (1992-2013)» [11] и «Хоомейжи Республики Тыва» [10]. В них систематизирована информация о численности и образовательном уровне исполнителей хоомея, об их наградах, о тех, которые ведут педагогическую деятельность и т.д.
Развитие компьютерных технологий привело к появлению электронных книг, газет и журналов (цифровые издания), компактных оптических дисков, глобальных информационных сетей и других современных источников информации. К сожалению, пока не созданы электронные издания, в которых зафиксирована информация о тувинском горловом пении хоомей.
Обилием информации о тувинском хоомее, его «живым» исполнением располагают глобальные информационные системы «You Tube» (Ютуб) - видеохостинговый сайт, и, конечно, Интернет -всемирная информационная компьютерная сеть. Однако в них не имеются специализированных порталов и сайтов, в которых можно найди накопленные в одном месте источники информации о хоомее. О деятельности тувинского научного центра «Хоомей» и его сайт может знать лишь локальный (региональный или конкретно республики) читатель. Массовому российскому потребителю, тем более иностранному, сайт центра «Хоомей» [14] в большей части не известен. По состоянию 18 августа 2019 г. в нем зафиксированы сведения «Записи. 17.08.2019», «Народные хоомейжи Республики Тыва. К Году человека труда в Республике Тыва», а также о приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 августа 2011 года № 251н о включении в Единый квалификационный справочник должности артиста горлового пения (хоомейжи), о присвоении почетного звания «Народный хоомейжи Республики Тыва и другие.
Согласно меню, данный сайт имеет рубрики «О Центре», «Наука», «Галерея», «Обращения граждан», «Новости» и «Контакты». Однако не проводится систематическое их обновление. Например, рубрика «Наука» редактировалась в последний раз 25 июня 2018 г.
В результате усиленного поиска информации о тувинском хоомее, зафиксированной в Интернете, можно «обнаружить», например, сайт «https://lib.rmvoz.ru>fonoteka>Tuva» «Библиотека и фонотека Воздушного Замка». В нем отражены сведения об ансамблях «Тыва» и «Хуун-Хуур-Ту» (Категория: Национальные культуры. Категория фонотеки: Музыка национальных традиций) [15]. В частности, об ансамбле «Тыва» сказано: «Преимущество ансамбля состоит в виртуозном владении различными манерами горлового пения, в их многообразных совмещениях в пределах одной песни -от низкочастотного обертонного до высокого чистого вокального звука». Здесь же представлены 16 записей из репертуара «Тыва». К тому же заинтересованный потребитель может скачать данные записи.
В этом же источнике репертуар ансамбля «Хуун-Хуур-Ту» представлен 17 записями. Все записи хоомея выпущены в формате mp3.
В числе видных источников концентрации источников о тувинском хоомее и их реализации можно назвать Центр тувинской традиционной культуры и народных ремесел, расположенный по адресу: Россия, г. Кызыл, ул. Ленина, д.7. В настоящее время в его небольшом киоске выставлены на продажу более 14 CD-дисков. Это «Избранное. К 30-летию фольклорно-этнографического ансамбля «Тыва», «Валерий Монгуш. Овурумну» («Мой Овюр»), «Андрей Монгуш. Ансамбль Салгал», «Андрей Монгуш. Хайыралдыг торээн Тывам» («Моя родная Тува»), «Андрей Опей. Бай-Тайганын оглу-ла мен» («Я - сын Бай-Тайги»), «Ergim avaj. Otkun Dostaj» («Милая мама»), «Huun-Xuur-tu», «Ондар Конгар-оол» и другие.
В целом, как в традиционных, так и в электронных источниках зафиксирован приличный объем информации о тувинском горловом пении хоомей. Однако на сегодняшний день отсутствует единая
информационно-поисковая система, из которой можно оперативно извлечь сведения о хоомее. Производителем подобной информация по идее должна выступать Национальная библиотека Тувы, призванная обеспечивать максимальную полноту комплектования документами о данной территории, то есть о Туве, и ее народе, не зависимо от способа их воспроизведения, языка, носителя и места выпуска, а также максимально полное информирование потребителей информации. К сожалению, в ее фондах, каталогах и картотеках имеются большие пробелы. В них отсутствуют даже некоторые источники местного производства, не говоря уже о многих источниках регионального (сибирского), отечественного и мирового выпуска.
В условиях модернизации и глобализации общества создание максимально полных фондов и информационно-поисковых систем с гибкой навигацией, в частности, о тувинском горловом пении хоомей, «визитной карточке» республики, должно быть в числе приоритетных государственных задач. Такой подход будет только способствовать устойчивому развитию этноса в пространстве сложных этнических процессов XXI в.
Источники и литература
1. Аксенов А.Н. Тувинская народная музыка. - М. : Музыка. 238 с.
2. Белоедова А.В. Типы источников информации в современном медиадискурсе и проблемы их достоверности // Журналистика и связи с общественностью. Серия Гуманитарные науки. - 2017. №7.
3. Демина Л.В. Сохранение традиционной народной культуры в современном обществе // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2.
4. Кыргыс З.К. Горловое пение и проблемы его изучения. - Кызыл, 1990. 10 с.
5. Кыргыс З. Тувинское горловое пение в контексте шаманской культуры и исполнительства на традиционных духовных инструментах: монография. - Кызыл, 2008.
6. Мелодии «Хоомея»: сб. документов и матер. I Международного музыковедческого симпозиума «Хоомей-92». - Кызыл, 1994. 112 с.
7. Ооржак О. Чоза хемнин хоомейжизи Санчы Кызыл-оол. - Кызыл: АО «Тываполиграф», 2014. 214 с.
8. Ооржак О. Чоннун хоомейжизи - Геннадий Тумат Хайдып оглу». - Кызыл, 2014.
9. Самдан З.Б. Хоомей тыва тоолдарда. - Кызыл, 2013.
10. Сузукей В.Ю., Тумат Ч.С. Хоомейжи Республики Тыва. - Кызыл, : Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел. 192 с.
11. Сундуй Д.М. Итоги социологического исследования о развитии горлового пения хоомей Республики Тыва в 1992-2013 гг. - Кызыл, 2013.
12. Хоомей: инф.-худ. журнал. - Кызыл, 1995. №1.
13. Шевченко Л.Б. Источники обзорной информации в России // Библиосфера. 2009. №4.
14. www.khoomey.ru Международный научный центр «Хоомей». International Scientific Center Khoomei (дата обращения 17 авг. 2019 г.)
15. https://lib.rmvoz.ru>fonoteka>Tuva Библиотека и фонотека Воздушного Замка. Категория: Национальные культуры. Категория фонотеки: Музыка национальных традиций (дата обращения 17 авг. 2019 г.)
УДК 392
doi: 10.24411/9999-02^-2019-10020
Артыш Маадыр-оолович Монгуш Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований
г. Кызыл, Россия
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ТУВИНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПРИЗМЕ НАРОДНЫХ ОБЫЧАЕВ И
ТРАДИЦИЙ
В статье рассматривается правовая культура тувинцев, которая формировалась в течение длительного времени и фактически связана с образованием в древности и средние века конфедераций кочевых племен и кочевых империй хуннов, тюрков и монголов. Большое значение на формирование и развитие правовой культуры тувинцев имели обычаи и традиции -составляющие культуры общества и являющиеся ее основанием.
Ключевые слова: правовая культура, традиционное тувинское общество, тувинцы, воспитание, хунну, тюрки, монголы, Уложение Китайской палаты внешних сношений.