Научная статья на тему 'Алдын-оол Севек — «Щит» тувинского горлового пения'

Алдын-оол Севек — «Щит» тувинского горлового пения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
185
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования Тувы
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ / ХООМЕЙ / KHOOMEI / ХООМЕЙЖИ / МАСТЕР / УТРАТА / КАРГЫРАА / KARGYRAA / ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА / TRADITIONAL SCHOOL / KHOOMEIZHI / DEATH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сузукей Валентина Юрьевна

В сентябре 2011 г. Тува потеряла одного из ярчайших представителей традиционной школы тувинского хоомея, обладавшего неповторимым исполнительским мастерством в стиле каргыраа Народного хоомейжи Республики Тыва Алдын-оола Севека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aldyn-ool Sevek, a “shield” of Tuvan throat-singing

Tuva lost one of the most vivid representatives of the traditional school of Tuvan khoomei, the owner of inimitable performance mastery of kargyraa style, National khoomeizhi of Republic Tyva, Aldyn-ool Sevek.

Текст научной работы на тему «Алдын-оол Севек — «Щит» тувинского горлового пения»

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2011

Край голубых рек

алдын-оол севек - «щит» тувинского горлового пения

В. Ю. Сузукей

Аннотация: В сентябре 2011 г. Тува потеряла одного из ярчайших представителей традиционной школы тувинского хоомея, обладавшего неповторимым исполнительским мастерством в стиле каргыраа Народного хоомейжи Республики Тыва Алдын-оола Севека.

Ключевые слова. горловое пение, хоомей, хоомейжи, мастер, утрата, каргыраа, традиционная школа.

Народный хоомейжи Республики Тыва Алдын-оол Севек, ушедший из жизни 11 сентября 2011 года, был одним из ярчайших представителей традиционной школы тувинского хоомея, обладающим неповторимым исполнительским мастерством в стиле каргыраа.

Его исполнение горлового пения было настолько уникальным, что безошибочно узнавалось, как безошибочно узнаваемы были и Сорукту Кыргыс, Ак-оол Кара-Сал, Максим Дакпай, Кызыл-оол Санчы, Хунаштаар-оол Ооржак, Геннадий Тумат и многие другие наши знаменитые хоомейжи. Исполнение каждого из этих хоомейжи нельзя было перепутать ни с кем. Именно узнаваемость и уникальность исполнительской манеры являются самым ценным качеством традиционного хоомея, которое, к сожалению, в наше время стало постепенно утрачиваться. Хоомейжи старшего поколения отличало то, что каждый из этих великих музыкантов сумел выразить в своем исполнении звуки природы тех мест, где каждый из них родился и вырос. Именно этим они и не были похожи друг на друга. В каргыраа Алдын-оола Севека также отражалось все величие и могущество самых высоких в Туве горных хребтов Монгун-Тайги, со всей спецификой распространения и отражения звуков в этих горах. Молодых исполнителей в последнее время становится трудно отличить друг от дру-

Сузукей Валентина Юрьевна - доктор культурологии, кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник Тувинского института гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва, член редколлегии журнала.

228

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2011

га, поскольку в своем творчестве они не ориентированы на воспроизведение звуков природы своих родных мест, а нацелены на копирование записей известных хоомейжи.

Алдын-оол Севек — это единственный хоомейжи, исполнение которого при всем старании до сих пор никто в мире не смог повторить или скопировать. Алдын-оол Севек — один из самых популярных хоомейжи современности, о котором в первую очередь спрашивают, например, иностранные поклонники хоомея. Алдын-оол Севек был тот исполнитель, ради встречи с кем многие приезжали и из Японии, и из Америки, и из Европы. Записи с его исполнением являются самыми активно используемыми на всех мероприятиях республиканского масштаба — например, на радио и телевидении как музыкальные заставки или периодически транслируются на весь стадион во время проведения борьбы хуреш, поднимая дух тувинских борцов.

Не один раз женщины, как в России, так и в зарубежных странах рассказывали мне, как они, прослушав запись в исполнении Алдын-оола Севека, заочно и безоговорочно влюблялись во всех тувинских мужчин только потому, что в этом каргыраа было такое красивое и ярко выраженное мужское начало, перед которым было трудно устоять. «Сколько бы раз я не слушала это мощное, мужественное и при этом полное мужского благородства и достоинства звучание, оно каждый раз проникает в такие глубины моей души и оно каждый раз трогает меня до слез», — рассказывала мне одна моя коллега-антрополог, которая лелеет мечту выйти замуж за тувинца-хоомейжи, несмотря на то, что рост у нее намного выше среднего, что ее немного и смущает.

Алдын-оол Севек также вот уже много лет, образно говоря, «стоял» на защите тувинского хоомея на самой западной границе Тувы, в Монгун-Тайгинском кожууне и был своеобразным надежным «щитом» тувинского горлового пения, неизменно демонстрируя высочайший уровень исполнительского мастерства. При спорах и претензиях на хоомей, возникающих иногда среди музыкантов Хакасии, Алтая, Монголии и Тувы, тувинские музыканты с гордостью говорили: «Попробуйте перейти перевал и «перешагнуть» через Алдын-оола. Если сможете выдержать соперничество с ним, то тогда может быть и поговорим».

При всей своей популярности, Алдын-оол был деликатен и жил скромно, не обладая несметными богатствами. Как верный сын своей малой родины, он, будучи тяжело больным и находясь в республиканском онкологическом диспансере, мечтал добраться до своей родной земли, до

229

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2011

своих замечательных гор с чистейшим воздухом. Но водители транспорта пассажирских перевозок отказывались брать тяжело больного пассажира... Вопрос транспортировки музыканта взял под свой личный контроль лишь заместитель Председателя Правительства Республики Тыва Анатолий Партизанович Дамба-Хуурак.

Врачи не давали ему и нескольких дней, настолько он был плох... Поэтому все пришедшие в Кызыле проводить музыканта в кожуун знали, что видят его в последний раз.

Так и получилось.

Спустя несколько дней после возвращения домой певец умер...

Светлая память талантливому сыну Тувы.

* * *

Редакция журнала «Новые исследования Тувы» выражает искренние соболезнования родным и близким Алдын-оола дакашовича Севека.

ALDYN-ooL SEvEK - THE «SHIELD» oF TUVAN THROAT SINGING

V. Yu. Suzukey

Abstract: Tuva lost one of the most vivid representatives of the traditional school of Tuvan khoomei, the owner of inimitable performance mastery of kargyraa style, National khoomeizhi of Republic Tyva, Aldyn-ool Sevek.

Keywords,: Khoomei, khoomeizhi, death, kargyraa, traditional school.

230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.