Научная статья на тему 'Фигурный сосуд в форме головы африканца из Ольвии'

Фигурный сосуд в форме головы африканца из Ольвии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛЬВИЯ ПОНТИЙСКАЯ / РИМСКАЯ КЕРАМИКА / ФИГУРНЫЙ СОСУД / ИЗОБРАЖЕНИЯ АФРИКАНЦЕВ / OLBIA PONTICA / ROMAN POTTERY / FLASKS / DEPICTIONS OF AFRICANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Журавлев Денис Валерьевич, Хмелевский Дмитрий Николаевич

В 2016 г. при раскопках римской цитадели в Ольвии был найден крупный фрагмент фигурного краснолакового сосуда, представляющий бюст молодого африканца. Сосуд датируется, вероятно, II-III вв. н.э. Центр его производства неясен, но маловероятно, чтобы он был сделан в африканской мастерской, особенно учитывая практически полное отсутствие африканского керамического импорта в I-III вв. н.э. в Ольвии, Херсонесе и на Боспоре. Скорее всего, подобно большинству фигурных сосудов из Северного Причерноморья, он был изготовлен в одной из малоазийских мастерских. Никаких оснований связывать его находку с присутствием римских войск в Ольвии нет, этот явно импортный сосуд поступил в Побужье в результате торговых связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLASTIC FLASK IN THE FORM OF AFRICAN’S HEAD FROM OLBIA

In 2016, during the excavations of the Roman citadel in Olbia, a large fragment of a figured red-glazed flask was found, representing the bust of a young African. The flask is probably dated to the 2nd 3rd centuries AD The center of its production is uncertain, but it is unlikely that it was made in an African workshop, especially considering the almost total absence of African ceramic imports in the 2nd 3rd centuries AD in Olbia, Chersonesos and the Bosporus. Most likely, like most of the shaped vessels recorded in the Northern Black Sea region, the flask was made in one of the Asia Minor workshops. There is no reason to relate its finding with the presence of Roman troops in Olbia. It seems most likely, that this obviously imported flask arrived to the Bug River basin as a result of trade ties.

Текст научной работы на тему «Фигурный сосуд в форме головы африканца из Ольвии»

ПУБЛИКАЦИИ

ФИл°Л0;

Problemy istorii, filologii, kul'tury 3 (2018), 198-214 © The Author(s) 2018

Проблемы истории, филологии, культуры 3 (2018), 198-214 ©Автор(ы) 2018

DOI 10.18503/1992-0431-2018-3-61-198-214 ФИГУРНЫЙ СОСУД В ФОРМЕ ГОЛОВЫ АФРИКАНЦА ИЗ ОЛЬВИИ

* Государственный исторический музей, отдел археологических памятников,

Москва, Россия

[email protected]

** Институт археологии НАН Украины, Киев, Украина [email protected]

Аннотация. В 2016 г. при раскопках римской цитадели в Ольвии был найден крупный фрагмент фигурного краснолакового сосуда, представляющий бюст молодого африканца. Сосуд датируется, вероятно, II-III вв. н.э. Центр его производства неясен, но маловероятно, чтобы он был сделан в африканской мастерской, особенно учитывая практически полное отсутствие африканского керамического импорта в I-III вв. н.э. в Ольвии, Херсонесе и на Боспоре. Скорее всего, подобно большинству фигурных сосудов из Северного Причерноморья, он был изготовлен в одной из малоазийских мастерских. Никаких оснований связывать его находку с присутствием римских войск в Ольвии нет, этот явно импортный сосуд поступил в Побужье в результате торговых связей.

Ключевые слова: Ольвия Понтийская, римская керамика, фигурный сосуд, изображения африканцев.

В 2016 г. при раскопках римской цитадели в Ольвии был найден крупный фрагмент фигурного краснолакового сосуда, представляющий бюст молодого африканца (рис. 1-2). Учитывая сравнительную редкость подобных находок, проис-

Данные об авторах: Журавлев Денис Валерьевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела археологических памятников Государственного исторического музея; Хме-левский Дмитрий Николаевич - младший научный сотрудник Института археологии НАН Украины.

Д.В. Журавлев*, Д.Н. Хмелевский**

ходящих из регулярных раскопок, мы решили посвятить этому сосуду небольшое специальное исследование.

Описание сосуда. Фрагмент представляет собой лицевую сторону фигурного сосуда, изготовленного в рельефной форме и представляющего изображение лица человека негроидного типа. Черты лица хорошо проработаны. Глаза чернокожего (сохранился лишь один) открыты, но немного прищурены, в центре хорошо заметен круглый зрачок; над ними - высокие надбровные дуги. Нос широкий и плоский, губы пухлые. Выделены скулы и ямочки на щеках. Сохранилось одно ухо, прижатое к голове. Голова обрамлена курчавыми волосами со спиральными кончиками на концах, дополнительно оформленными косой гравировкой. Тыльная сторона сосуда, горлышко и дно утрачены. Высота - 15,5 см; ширина (фас) - 10,1 см; ширина боковой части - 9,5 см. Лак красный (Munsel - 10R 4/8 - основной цвет, но есть оттенки 10R 4/6), высокого качества, равномерно покрывает всю поверхность изделия. Глина светло-коричневая, без заметных включений. В целом, если лица африканцев на сосудах из собрания Государственного Эрмитажа и Одесского археологического музея имеют «веселое выражение»1, то наш персонаж скорее насмешлив, чем весел.

Археологический контекст находки. Римская цитадель расположена в южной части верхнего города Ольвии и топографически хорошо выделяется, поскольку доминирует над Нижним городом. С севера она ограничена второй поперечной балкой, с запада и юго-запада - Заячьей балкой, а с востока - высоким берегом Бугского лимана2. Ольвийская цитадель представляет собой важную часть архитектурно-строительных остатков античного города, и связана с пребыванием здесь римских войск с середины II до середины III в. н.э.

Первые археологические исследования центральной и северо-восточной частей северной фортификационной линии Ольвийской цитадели проводилось Б.В. Фармаковским в 1904, 1905 и 1924 гг. В ходе этих работ были открыты строительные остатки, которые дали возможность установить местонахождение ворот, двух куртин - центральной (№ 6), северо-восточной (№ 8) и так называемой казармы (№ 9), примыкавшей к куртине № 63.

За прошедшее после раскопок время часть описанных строительных остатков окончательно разрушилась, часть исчезла в ходе двух мировых войн, часть просто заплыла землей. Учитывая экспозиционную значимость остатков цитадели, было принято решение провести необходимые археологические доследования, необходимые для проекта их музеефикации4. Эти работы были начаты в 2005 г. и продолжаются по настоящее время.

В ходе проведения этих доследований были вновь открыты центральная и северо-восточная куртины, помещение так называемой казармы, определено местоположение предполагаемых ворот5.

1 Герцигер 1976, 91.

2 Буйских 1991, 30-31.

3 Фармаковский 1908, 1-15; 1909, 1-50; 1926, 143-163.

4 Крыжицкий 1985, 153.

5 Крыжицкий, Хмелевский 2008, 147-153.

Рис. 1. Фигурный сосуд из Ольвии в форме головы африканца (фото Д.Н. Хмелевского)

Рис. 2. Фигурный сосуд из Ольвии в форме головы африканца (рис. Е. Пятаковой)

Основным достижением раскопок в 2011-2015 гг. явилось открытие части северо-западной оборонительной стены6. Кроме этого, на разных уровнях прирезки в основном в северной и восточной части были выявлены очаги и их остатки, хозяйственные ямы, почти одинаковые по конструкции7.

В северо-западном углу раскопа (останца), к западу от ямы № 92, после зачистки была обнаружена известняковая крышка (возможно, от цистерны). В дальнейшем под крышкой была выявлена яма № 93. Яма округлая в плане, западная часть ее была прокопана в древности. В северной части ямы, на глубине 0,40 м от уровня выявления залегал крупный известняковый бут. Грунт заполнения на этой глубине сероглинистый, рыхлый с включениями угольков, пепла, фрагментами печины. В восточной части ямы прослеживаются ее границы. Материал из этого слоя немногочисленный, представлен в основной фрагментами керамики различного времени (VI в. до н.э. - III в. н.э.). Среди этих обломков и был обнаружен фрагментированный краснолаковый сосуд (рис. 1-2), краткий анализ которого является темой нашей статьи.

6 Крыжицкий, Хмелевский 2013, 56-60.

7 Хмелевский 2016, 555-561.

Сосуды в форме бюста. Фигурные рельефные сосуды - интересная группа высококачественной керамики, которой посвящено много специальных исследований. Начало исследования фигурных сосудов было положено ставшей уже классической работой М.И. Максимовой8. В дальнейшем к ним не раз обращались специалисты по Северному Причерноморью9 и другим регионам10. В Ольвии к 1976 г., согласно подсчетам Д.С. Герцигер, было обнаружено около 40 фигурных сосудов различных форм (рис. 3)11. Важно отметить, что значительная часть этих сосудов происходит из погребений некрополя, а часть - вообще беспаспортна, поэтому находка столь хорошо сохранившегося фрагмента сосуда (рис. 1-2) при регулярных раскопках на городище вызывает особый интерес.

Сосуды в форме человеческого бюста известны с архаического времени12. В эллинистическое время ряд таких сосудов даже воспроизводил портретные черты, например, Арсинои II и Арсинои III, жен монархов из династии Птолемеев13 или Митридата-Геракла14. Римским временем датируется ряд фигурных сосудов с изображением мифологических персонажей - например, Одиссея и Ахилла15. В позднеэллинистическое и римское время популярность такой парадной посуды увеличивается (рис. 4, 1, 3), и они начинают производиться во многих центрах16. Помимо керамических, известны и стеклянные сосуды в виде человеческой голо-вы17. Известны находки фигурных сосудов такой формы и в Северном Причерноморье18.

В римское время сосуды в виде головы или изображения человеческого лица были особенно популярны, что привело к своеобразному феномену - появлению лицевых урн и сосудов иного назначения19. С территории хоры Херсонеса Таврического происходит фрагмент рельефного флакона с туловом в виде мужской

8 Maximova 1927.

9 См., например: Сорокина 1997; Герцигер 1976, 85-93; 1981, 43-44; Буйских 2006, 206-230. Одним из авторов публикуемой статьи представлен небольшой обзор импортной книдской рельефной керамики в Северном Причерноморье (Журавлев 2017, 116-126 (с литературой)).

10 См., например: Mandel 1988 (с литературой); Gabler, Márton 2008, 163-172; и многие другие.

11 Герцигер 1976, 85.

12 Восточная Греция: Ducat 1966, 7-49, pl. I-II, IV-VII; Richter 1967, 33-37; von Vocano 1976, 33-43; Walter-Karydi 1985, 9. Abb. 7-8; Herdejürgen 1989, 71-77 (с литературой); Schlotzhauer 2006, 229-256 (с литературой). Аттика: Горбунова 1960, 45-47;1962, 28-45; Croissant 1973, 205-225; Biers 1973, 17-20; Reeder Williams 1978, 374-377, 397, pl. 102.

13 Yon 1985, 242-247, pl. XXXIX.

14 Такой сосуд, в частности, был найден в некрополе Пантикапея. Б.В. Фармаковский определил тип Геракла (Фармаковский 1916, 311-327), а Д.С. Герцигер, рассмотрев изображения с близкой иконографией в скульптуре, монетах и геммах, пришла к выводу, что это изображение Митридата VI Евпатора в облике Геракла (Герцигер 1981, 43-44).

15 Greifenhagen 1967, 532-534, Taf. XXII-XXIII.

16 Salomonson 1968, 136, fig. 47, 3; 139, fig. 50; Johnson 1970, 39-42, fig. 1-3, 5; La Baume, Salomonson 1976, 170-172, Taf. 66, 625, 626, 628; 67, 627, 629, 630; Mandel 1988, 228-230, Taf. 20-22.

17 Fremersdorf 1961, 55-56, Taf. 104, 106-107; Сорокина 1968, 181-189; Kunina 1977, 122-123. N. 86-90; и др.

18 Керчь - ИАК 30, 1909, 9, рис. 7; Johnson 1970, 40-41, fig. 5.

19 Этому интересному явлению посвящена значительная литература: см., например,: Мито-ва-Джонова 1972, 203-211; Ricci 1985, 347, tav. CXIV, 1-3; CXXXIX, 6; Braithwaite 1984, 99-131; Braithwaite 2007 (с исчерпывающей литературой по вопросу); Nicolic, RaiCkovic 2008, 135-153. В Северном Причерноморье нам известен лишь один такой сосуд, происходящий из Херсонеса Таврического (Костромичев 2011, 34-35, рис. 18, 2). Фрагментированное состояние этого сосуда привело к неточному определению формы херсонесского сосуда как кувшина.

Рис. 3. Фигурные сосуды из Ольвии. 1 - Одесский археологический музей (по: Кат. Одесса. 1983, № 105); 2-3 - Государственный Эрмитаж (по: Герцигер 1976, Рис. 2, 3-4)

20

головы", определить антропологическую принадлежность которой по схематическому рисунку в публикации затруднительно. Фигурный сосуд в виде головы Силена, увенчанной увенчан горлом в форме головы Деметры или Коры (Персе-фоны) книдского производства был найден в Усть-Альминском некрополе21. Антропоморфные сосуды встречаются также на территории Мезии и Фракии22.

Фигурные сосуды с изображением чернокожего. Надо отметить, что изображения мужской головы негроидного типа встречаются среди фигурной керамики уже с V в. до н.э.23 Сосуды этой формы были особо широко распространены в римское время. Фигурные сосуды с изображением молодого юноши негроидного типа были не раз встречены в городах Северного Причерноморья: например, из знаменитой коллекции Фогеля происходит сосуд в виде фигурки сидящего афри-

20 Кленина, Созник 2004, 67-68, рис. 16, Кат. 153. Авторы публикации относят этот флакон к продукции книдского производства II в. н.э.

21 Пуздровский 2012, 201-206, рис. 2-3.

22 Ненова-Мерджанова 1994, 1-5.

23 Beardsley 1929, 23-41; Snowden 1976, 142-143, fig. 153-154; 172-173, fig. 208-211). Особенно интересны в этой связи двусторонние сосуды, одна часть которых представляет собой голову чернокожего юноши или бородатого мужчины, а вторая - белокожей девушки (Beardsley 1929, 27, Nos. 44-45, fig. 6; Richter 1967, Abb. 17; Snowden 1976, 146-147, fig. 159-160; 157, fig. 178-179), а другие - чернокожей девушки и белокожего мужчины (Snowden 1976, 162-163, fig. 193), чернокожей и белокожей девушек (Горбунова 1962, 31, рис. 4; Croissant 1973, 206, fig. 1-4; 214-215, fig. 12-13), или двух чернокожих (Snowden 1976, 166, fig. 199).

канца24. Три сосуда в виде бюста чернокожего были опубликованы Д.С. Герцигер - два из собрания Государственного Эрмитажа (рис. 3, 2-3), один - из Одесского археологического музея (рис. 3, 1)25.

Сосуд в виде головы чернокожего юноши хранится в Балтиморе (коллекция Робинсона)26. Два фигурных сосуда II-III в. в виде головы африканца хранятся в Хьюстоне (рис. 4, 2, 4)27. Близкий по трактовке сосуд был найден при раскопках в Лимассоле28. Два практически целых сосуда в виде головы чернокожего юноши и один фрагмент от аналогичного изделия происходят из некрополя Самфораки и датируются около 25 г. до н.э.29

Наш сосуд напоминает по облику и терракотовую голову африканца из Агри-гента, датированную концом VI или началом V в. до н.э.30, хотя она имеет совсем другое назначение. Керамические бальзамарии в виде головы чернокожего африканского производства получили широкое распространение в III-IV вв. н.э.31 Впрочем, они немного отличаются от публикуемого сосуда по своему облику.

Происхождение формы краснолаковых сосудов. Скорее всего, форма керамических сосудов, обнаруженных в Ольвии и других местах, имеет прототипом бронзовые сосуды-бюсты, имевшие различные размеры (рис. 4, 5-6). Их находки во множестве зафиксированы не только в ряде пунктов Восточного Средиземно-морья32, но даже в Беграме (Афганистан)33. Ф. Коарелли считает их изделиями александрийского происхождения34. Подобные бронзовые сосуды, вероятно, служили контейнерами для фимиама35 или иных благовоний. Возможно, красно-лаковые сосуды в форме головы африканца представляли собой более дешевый транспортный контейнер для доставки благовоний менее взыскательным потребителям.

Изображения эфиопов/африканцев в античном искусстве и литературе. Изображения африканцев получили широкое распространение в античное время. Наиболее ранние изображения относятся к минойскому времени. Сложно сказать, кого они представляли - мифологических эфиопов или реальных нубийских воинов. Но их изображения есть, например, на фресках из Феры и из дворца Нестора в Пилосе36.

В античной литературной традиции эфиопы играют заметную роль. Царь эфиопов Мемнон во главе войска участвовал в Троянской войне против греков. Эфиопию после похода на Трою посещает Менелай. Греки считали эфиопов обитателя-

24 Cramer 1908, 53, N 523, Taf. VIII, 12.

25 Герцигер 1976, 89-91, рис. 2, 3-4.

26 Beardsley 1929, fig. 22; Fontana 1995, 88, fig. 8.

27 Snowden 1976, 236-237, fig. 327-328; Parlasca 1986, Taf. 38, 1.

28 Karagheorghis 1988, 52-53, N 49 (высота сосуда 19 см). Ср.: Snowden 1976, fig. 328.

29 Dusenbery 1998, 779-780, No. SP-2, S152-1, S151-A.

30 Snowden 1976, 148-149, fig. 163.

31 Fontana 1995, 83--91.

32 Goessler 1928, 75-86; Билимович 1967, 37-38; Snowden 1976, 192, fig. 241-242. Большое число бронзовых бальзамариев было собрано в статье К. Маевского (Majewski 1963, 95-126). Из последних работ о бронзовых сосудах, в том числе в виде голов эфиопов см. Marti 1996, 979-1000.

33 Coarelli 1961, 168-179.

34 Coarelli 1961, 176.

35 Majewski 1963, 100; Герцигер 1976, 92.

36 Snowden 1976, 136-140.

ми южного края земли, на берегах Океана. Так как эфиопы совершали обильные жертвоприношения олимпийским богам, боги охотно пировали вместе с ними и дарили им свою благосклонность (Нот. О^ I. 21-25; II. I. 423; XXIII. 206).

Впрочем, трудно говорить о тождественности эфиопов ранних античных авторов и чернокожего населения Африки. Есть все основания предполагать, что эфиопы Гомера и других авторов были неким идеализированным светлокожим народом (но, например, спутник Одиссея Еврибад, в отличие от эфиопов) специально описан как чернокожий)37.

Позднее Геродот описывает ливийских воинов с курчавыми волосами в персидской армии (VII, 70). Неоднократно с чернокожими обитателями Северной Африки встречались и греческие жители Навкратиса. Поскольку в наши задачи не входит анализ античной литературы, упоминающей об эфиопах/африканцах, отсылаем заинтересованного читателя к прекрасным обзорам на соответствующую тему38. Но именно благосклонность олимпийских богов к этому народу, вероятно, привела к тому, что изображения голов эфиопов, а затем - всех чернокожих, стали некоторым символом благоденствия.

В римское же время часть населения империи имела черный цвет кожи, поэтому изображения африканцев были хорошо известны и понятны всем.

Изображения африканцев широко представлены в вазописи39, а также на мозаиках40. Чернокожие изображались и на драгоценных предметах - например, на золотой фиале из клада в Панагюриште с изображением голов эфиопов41, и на других ювелирных украшениях42, а также на монетах, начиная с классического времени43. Многочисленны изображения африканцев в терракотовых масках44, терракотовых статуэтках45, широкое распространение получили светильники в виде головы мужчины негроидного типа46. Кроме того, известны каменные47 и бронзовые48 статуи с изображением чернокожих. Интересны небольшие фигурные сосуды в виде фигурок африканских детей, сидящих с сосудом, птицей49, спящего около амфоры маленького эфиопа50 или полные трагизма сосуды с изображением борьбы юного чернокожего с крокодилом51. Известны и стеклянные

37 Иванчик 2005, 23.

38 Beardslay 1929; Snowden 1976 (с подробной литературой вопроса); Иванчик 2005, 23-25.

39 Beardsley 1929, 42-66; Snowden 1976, 141, fig. 150-152; 144-145, fig. 155-158; 150-151, fig. 165-166; и т.д.

40 Snowden 1976, 186-187, fig. 234-235; Karagheorghis 1988, 56-57, N 52.

41 Snowden 1976, 180-181, fig. 221-222; Кат. Москва 2013, 218-219, № 73 (с литературой).

42 Snowden 1976, 194-195, fig. 244-246.

43 Snowden 1976, 192, fig. 186-193.

44 Snowden 1976, 190, fig. 238; Karagheorghis 1988, 54-55, N 50-51.

45 Snowden 1976, 234-235, fig. 317-323; Karagheorghis 1988, 42-45, N 34-39.

46 Hausmann 1962, Beil. 80, 1-2; Snowden 1976, 192, fig. 240; 235, fig. 324; Desanges 1976, 260261, fig. 352-354; Karagheorghis 1988, 48-49, N 45-47; Кузманов 1992, 67, № 44-45; Журавлев и др. 2010, 265-267, № 95 (описан как сатир) (с литературой).

47 Snowden 1976, 202-205, fig. 256-258.

48 Snowden 1976, 197-201, fig. 251-255, 259-261.

49 Hausmann 1962, Beil. 76-78; Snowden 1976, 182, fig. 223, 226.

50 Snowden 1976, 206, fig. 262-263

51 Beardsley 1929, 38-41, fig. 9; Snowden 1976, 174-175, fig. 213-214. См. также изображение чернокожего акробата на спине у крокодила: Snowden 1976, 228, fig. 299.

4 5 6

Рис. 4. Фигурные сосуды в форме головы африканцев - 1. Вена, музей истории искусств (по: Hausmann 1962, Beil. 76. 1); 2, 4 - Хьюстон, II-III вв. н.э. (по: Snowden 1962, N 327328); 3 - музей в Chemtou (по: Fontana 1995, fig. 10); 5 - бронзовый бюст. Остия. II в. н.э. Музеи Ватикана (по: Leglant 1976, fig. 372); 6 - бронзовый бюст. Музей Providence. II-I вв. до н.э. (по: Snowden 1962, fig. 239)

сосуды в виде головы африканца52. Интересна целая серия гротесков53, представляющих головы чернокожих. Разумеется, наш перечень далеко не полон, и подобных изображений известно значительно больше54.

По очевидным причинам популярность этих изображений в римской Северной Африке55 и Египте56 была особенно высока. Существует точка зрения, что распространение таких сосудов, возможно, было связано и с чернокожими легионерами, проходившими свою службу в отдаленных уголках империи57, хотя это предположение и дискуссионное.

Заключение. Публикуемый сосуд датируется, вероятно, II-III вв. н.э. Центр его производства неясен, но маловероятно, чтобы он был сделан в африканской мастерской, особенно учитывая практически полное отсутствие африканского керамического импорта в I-III вв. н.э. в Ольвии, Херсонесе и на Боспоре. Скорее всего, подобно большинству фигурных сосудов из Северного Причерноморья, он был изготовлен в одной из малоазийских мастерских. Никаких оснований связывать его находку с присутствием римских войск в Ольвии нет, этот явно импортный сосуд поступил в Побужье в результате торговых связей.

ЛИТЕРАТУРА

Билимович, З. 1967: Бронзовый фигурный сосуд в виде головы негра. СГЭ. XXVIII, 37-38. Буйских, С.Б. 1991: Фортификация Ольвийского государства (первые века нашей эры). Киев.

Буйских, С.Б. 2006: Фигурные сосуды дионисийского круга из Золотого Мыса. В сб: Д.В. Журавлев (ред.), Северное Причерноморье в эпоху античности и средневековья. Памяти Н.П. Сорокиной. (Труды ГИМ. 159). М., 206-230. Герцигер, Д.С. 1976: Четыре фигурных сосуда из Ольвии. В сб.: Н.И. Сокольский и др. (ред.), Художественная культура и археология античного мира. Сборник памяти Б. В. Фармаковского. М. 84-93. Герцигер, Д.С. 1981: Об одном фигурном сосуде из Пантикапея. СГЭ. XLVI, 43-44. Горбунова, К.С. 1960: Фигурный канфар второй четверти V в. до н.э. СГЭ. XVIII, 45-47. Горбунова, К. С. 1962: Аттические вазы в форме человеческих голов в собрании Эрмитажа. ТГЭ. VII. Л., 28-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Журавлев, Д. В. 2017: Книдский импорт рельефной керамики в Северном Причерноморье в римское время. В сб.: В.Н. Зинько, Е.А. Зинько (ред.). БоспорКиммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Торговля: пути-товары-отношения: материалы международной научной конференции. (БЧ XVIII). Симферополь-Керчь, 116-126.

Журавлев, Д.В., Быковская, Н.В., Желтикова, А.Л. 2010: Светильники второй половины III в. до н.э. - IVв. н.э.: импортные эллинистические светильники. Боспорские светильники эллинистического и римского времени. (Из собрания Керченского историко-культурного заповедника. Коллекция светильников. Т. II). Киев.

52 Price 1974, 291-292, fig. 5, pl. LXV, ab; Snowden 1976, 221, fig. 287.

53 Richter 1967, Abb. 30; La Baume, Salomonson 1976, 172-173, Taf. 67, 631; 68, 632; Salomonson 1979, 136, fig. 14 (в центре); Salomonson 1980, 117, Abb. 18-20; 118, Abb. 21, ab

54 Отсылаем читателя к прекрасно иллюстрированному исследованию (Snowden 1976), в котором собраны основные изображения чернокожих античного времени.

55 Desanges 1976, 246-268.

56 Leclant 1976, 269-285.

57 Swan 1992, 15-22, fig. 6.

Иванчик, А.И. 2005: Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э. в античной литературной традиции, литературе и истории (Pontus Septentrionalis III). М.-Берлин.

Кат. Москва 2013 - Д.В. Журавлев, К.Б. Фирсов (ред.), Фракийское золото из Болгарии. Ожившие легенды. Каталог выставки в Государственном историческом музее. 1 октября - 30 ноября 2013 г. М.

Кат. Одесса 1983 - Г.А. Дзис-Райко (ред.), Одесский археологический музей АН УССР. Киев.

Кленина, Е.Ю., Созник, В.В. 2004: Керамические сосуды II-III вв. н.э. из усадьбы «Близнецы» (Хора Херсонеса Таврического). Poznan.

Костромичев, Д. А. 2011: Римское военное присутствие в Херсонесе в начале I - первой половине V вв. (по данным археологии). Stratum plus 4, 15-164.

Крыжицкий, С.Д. 1985: Ольвия. Историографическое исследование архитектурно-строительных комплексов. Киев.

Крыжицкий, С. Д., Хмелевский, Д.Н. 2008: К вопросу о комплексе крепостных ворот Римской цитадели в Ольвии. В сб.: В.Н. Зинько (ред.), Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Militaria (БЧ IX). Керчь. 147-153.

Крыжицкий, С. Д., Хмелевский, Д.Н. 2013: Доследования северной оборонительной линии Римской цитадели Ольвии в 2005-2011 гг. (предварительные итоги). В сб.: Матерiали III мiжнародноi науково-практично'1 конференци «Аркасiвськi читання». Миколагв, МНУ iменi В. О. Сухомлинського. Микола!в, 56-60.

Кузманов, Г. 1992: Антични лампи. Колекция на Националния археологически музей. София.

Митова-Джонова, Д. 1972: Глинени урны с изображение на човешко лице от Мезия. Известия на Археологическия Институт. XXXIII. София, 203-211.

Ненова-Мерджанова, Р. 1994: Съдове с формата на човешки или антропоморфен бюст от римските провинции Мизия и Тракия. Археология. София. 1-5.

Пуздровский, А.Е. 2012: Погребение с фигурным краснолаковым сосудом из Усть-Альминского некрополя. В сб.: Д.В. Журавлев, К.Б. Фирсов (ред.), Евразия в ски-фо-сарматское время. Памяти Ирины Ивановны Гущиной (Труды ГИМ. 191). М., 201-207.

Сорокина, Н.П. 1968: Стеклянный фигурный сосуд из Кеп. СА 4, 181-189.

Сорокина Н.П. 1997. Религия и коропластика в античности (фигурные сосуды из собрания ГИМ) (Труды ГИМ. 91). М.

Фармаковский, Б.В. 1908: Раскопки в Ольвии. ОАКза 1905 г. СПБ, 1-15.

Фармаковский, Б.В. 1909: Раскопки в Ольвии. ОАК за 1906 г. СПб. 1-50.

Фармаковский, Б.В. 1916: Терракотовый сосуд в форме головы Геракла из Пантикапея (Керчи). В сб.: Сборник статей в честь графини П.С. Уваровой. М., 311-327.

Фармаковский, Б.В. 1926: Отчет о раскопках в Ольвии в 1924 г. СГАИМК 1, 143-163.

Хмелевский, Д.Н. 2016: Исследования северной оборонительной линии Римской цитадели Ольвии в 2005-2015 гг. Стародавне Причорномор 'я. ХГ Одеса, 555-561.

Beardsley, G.H. 1929: The Negro in Greek and Roman Civilization. A Study of the Ethiopian Type. Baltimore-London.

Biers, R. 1973: An Attic Head Vase. MVSE. Annual of the Museum of Art and Archaeology, University of Missouri-Columbia 7, 17-20.

Braithwaite, G. 1984: Romano-British Face Pots and Head Pots. Britannia XV, 99-131.

Braithwaite: G. 2007: Faces from the Past: A Study of Roman Face Pots from Italy and the Western Provinces of the Roman Empire (BAR IS 1651). Oxford.

Coarelli, F. 1961: Novi elementi per la cronologia di Begram: cinque recipient bronzei in forma di buste. Archaeologica Classica XIII, 168-179.

Cramer, M. 1908: Griechische Altertümer südrussischen Fundorts aus dem Besitze des Herrn A. Vogell, Karlsruhe. Kassel.

Croissante, F. 1973: Collection Paul Canellopoulos (IV). Vases plastiques attiques en forme de têtes humanines. BCH 97, 205-225.

Gabler D., Màrton A. 2008. Römische Kopfgefässe und eine Wienkanne mit Kopfmündung im Museum der Bildenden Künste von Budapest. RCRFActa. 40. Bonn, 163-172.

Goessler, P. 1928: Antike Büstengefässe aus Metal. In: Antike Plastik. Walther Amelung zum Sechzigsten Geburtstag. Berlin-Leipzig, 75-86.

Desanges, J. 1976: The Iconography of the Black in Ancient North Africa. In: J. Vercoutter, J. Leclant, F.M. Snowden, J. Desanges J. (eds.), The Image of the Black in Western Art. I. From the Pharaohs to the fall of the Roman Empire. Lausanne.

Ducat, J. 1966: Les vases plastiques rhodiens archaïques en terre cuite. Paris.

Dusenbery, E.B. 1998: Samothrace. The Necropolis. Catalogues of Objects by Categories. Princeton.

Fontana, S. 1995: Tradizione artigianale e raffigurazione di tipi atnici nei balsamari configurati di produzione africana (III-IV sec. D. C.). Quaderni di archeologia della Libya. 17, 83-91.

Fremersdorf, F. 1961: Römisches Geformtes Glas in Köln (Die Denkmäler des römischen Köln. Bd. VI). Köln.

Greifenhagen, A. 1967: Zwei Kopfgefäße: Odysseus und Achilleus. Gymnasium 4, 532-534.

Hausmann, U. 1962: Hellenistische Neger. AM 77, 255-281.

Herdejürgen, H. 1989: Ostgriechische Büstengefäße - Bemerkungen zur Chronologie. In: H.U. Cain, H. Gabelmann. D. Salzmann (Hrsg.), Festschrift für Nikolaus Himmelmann: Beiträge zur Ikonographie und Hermeneutik. Beihefte der Bonner Jahrbücher. Bd. 47. Mainz, 71-77.

Johnson, B.L. 1970: A Glazed Head of a Girl. MVSE. Annual of the Museum of Art and Archaeology, University of Missouri-Columbia 4, 39-42.

Karageorghis, V. 1988: Blacks in Ancient Cypriot Art. Houston.

Kunina, N. 1997: Ancient Glass in the Hermitage Collection. Saint Petersburg.

La Baume, P., Salomonson, J.W. 1976: Römische Kleinkunst. Sammlung Karl Löffler. (Wissenschaftliche Kataloge des Römisch-Germanischen Museums Köln. Bd. III). Köln.

Leclant, J. 1976: Egypt, Land of Africa, in the Greko-Roman Period. In: J. Vercoutter, J. Leclant, F.M. Snowden, J. Desanges, The Image of the Black in Western Art. I. From the Pharaohs to the fall of the Roman Empire. Lausanne, 269-285.

Majewski, K. 1963: Brazowe balsamaria antropomorficzne w cesarstwie Rzymskim. Archeologia. XIV. Wroclaw-Warszawa-Krakow, 95-126.

Mandel, U. 1988: Kleinasiatische reliefkeramik der mittleren Kaiserzeit: Die «Oinophorengrup-pe» und Verwandtes. (Pergamenische Forschungen. Bd. 5). Berlin-New York.

Marti, V 1996: De l'usage des „balsamaries" antropomorphes en bronze. MEFRA 108.2, 9791000.

Maximova, M.I. 1927: Les vases plastiques dens l'antiques (époque archaïque). Paris.

Nicolic, S., Raickovic, A. 2008: Prosopomorphic Vessels from Moesia Superior. Старинар. Нова сери'а. LVIII. Београд [2009], 135-153.

Parlasca, K. 1986: Ein Büstengefäß in Damaskus. Zur kleinasiatischen Bleiglasurkeramik, in: E. Böhr, W. Martini (Hrsg.), Studien zur Mythologie und Vasenmalerei. Konrad Schauenburg zum 65. Geburtstag am 16. April 1986. Mainz, 209-212.

Price, J. 1974: A Roman mould-blown negro-head glass beaker from London. The Antiquaries Journal LIV, 291-292.

Reeder Williams, E. 1978: Figurine Vases from the Athenian Agora. Hesperia 47, 356-401.

Ricci, A. 1985: Ceramica a pareti sottili. In: Atlante delle forme ceramiche. II. Ceramica fine Romana nel Bacino Mediterraneo (tardo ellenismo e primo impero. (Enciclopedia dell'arte antica, classica e orientale). Roma, 231-356.

Richter, I. 1967: Das Kopfgefäss. Zur Typologie einer Gefäßform. Magister-Arbeit. Philosophische Fakultät der Universität zu Köln. Köln.

Salomonson, J.W. 1968: Études sur la céramique romaine D'Afrique. Sigillée claire et céramique commune de Henchir el Ouiba (Raqqada) en Tunisie Centrale. BABesch 43, 80-145.

Salomonson, J.W. 1979: Kleinasiatische Tonschalen mit Reliefverzierung. Bemerkungen zu einem Fragment der „Oinophorengattung" in der Universitätssammlung in Utrecht. BABesch 54, 117-137.

Salomonson, J.W. 1980: Der Trunkenbold und die Trunkene Alte. Untersuchungen zur Herkunft, Bedeutung und Wanderung einigen plastischer Gefässtypen der römischen Kaiserzeit. BABesch 55.1, 65-135.

Schlotzhauer, U. 2006: Ostgriechische koroplastisch gestaltete Gesichts- und Kopfgefäße aus milesischen Werkstätten. In: R. Biering, V. Brinkmann, U. Schlotzhauer, B.F. Weber (Hrsg.), Maiandros. Festschrift für Volkmar von Graeve. München, 229-256.

Snowden, F.M. 1976: Iconographical Evidence on the Black Populations in the Greco-Roman Antiquity. In: J. Vercoutter, J. Leclant, F.M. Snowden, J. Desanges. The Image of the Black in Western Art. I. From the Pharaohs to the fall of the Roman Empire. Lausanne, 133-245.

Swan, V. G. 1992: Legio VI and its Men: African Legionaries in Britain. Journal of Roman Pottery Studies 5, 1-33.

Vocano, von, O. 1976: Zur Chronologie der rhodischen Büstenvasen. Bonner Jahrbücher. 1976, 33-43.

Walter-Karydi, E. 1985: Die Themen des ostionischen figürlichen Salbgefässe. Münchener Jahrbuch der bildenen Kunst. XXXVI. München, 7-16.

Yon, M. 1985: Portraits Lagides a Chypre. Report of the Department of Antiquities Cyprus. Nicosia, 242-247.

REFERENCES

Beardsley, G.H. 1929: The Negro in Greek and Roman Civilization. A Study of the Ethiopian Type. Baltimore-London.

Biers, R. 1973: An Attic Head Vase. MVSE. Annual of the Museum of Art and Archaeology, University of Missouri-Columbia 7, 17-20.

Bilimovich, Z. 1967: Bronzovyy figurnyy sosud v vide golovy negra [Bronze plastic vessel in the form of Negro's head]. Soobshcheniya Gosudarstvennogo Ermitazha [Proceedings of the State Hermitage] XXVIII, 37-38.

Braithwaite, G. 1984: Romano-British Face Pots and Head Pots. Britannia. XV, 99-131.

Braithwaite: G. 2007: Faces from the Past: A Study of Roman Face Pots from Italy and the Western Provinces of the Roman Empire. (BAR IS 1651). Oxford.

Buyskikh, S.B. 1991: Fortifikatsiya ol'viyskogo gosudarstva (pervye veka nashey ery) [Fortification of Olbian State (first centuries AD)]. Kiev.

Buyskikh, S.B. 2006: Figurnye sosudy dionisiyskogo kruga iz Zolotogo Mysa [Plastic vessels of Dyonysian circle from Zolotoy Mys]. In: D.V Zhuravlev (ed.), Severnoe Prichernomor 'e v epokhu antichnosti i srednevekov'ya. Pamyati N.P Sorokinoy [The Northern Black Sea Region in the Antiquity and the Middle Ages. In memory of N.P. Sorokina]. (Transactions of the State Historical Museum. 159). Moscow, 206-230.

Cat. Moscow. 2013 - D. Zhuravlev, K. Firsov (eds.), Frakiyskoe zoloto iz Bolgarii. Ozhivshie legendy. Katalog vystavki v Gosydarstvennom Istoricheskom muzee [Thracian Gold from

Bulgaria. The Legends became alive. Exhibition Catalogue in the State Historical Museum]. Moscow.

Cat. Odessa 1983 - G.A. Dzis-Rayko (ed.), Odesskiy archaeologicheskiy muzei AN USSR [Odessa Archaeological Museum of Ukrainian Academy of Sciences]. Kiev.

Coarelli, F. 1961: Novi elementi per la cronologia di Begram: cinque recipient bronzei in forma di buste. Archaeologica Classica XIII, 168-179.

Cramer, M. 1908: Griechische Altertümer südrussischen Fundorts aus dem Besitze des Herrn A. Vogell, Karlsruhe. Kassel.

Croissante, F. 1973: Collection Paul Canellopoulos (IV). Vases plastiques attiques en forme de têtes humanines. BCH 97, 205-225.

Desanges, J. 1976: The Iconography of the Black in Ancient North Africa. In: J. Vercoutter, J. Leclant, F.M. Snowden, J. Desanges J. (eds.), The Image of the Black in Western Art. I. From the Pharaohs to the fall of the Roman Empire. Lausanne.

Ducat, J. 1966: Les vases plastiques rhodiens archaïques en terre cuite. Paris.

Dusenbery, E.B. 1998: Samothrace. The Necropolis. Catalogues of Objects by Categories. Princeton.

Farmakovskiy, B.V 1908: Raskopki v Ol'vii [Excavations in Olbia]. Otchety Arkheologicheskoy Komissii za 1905 g. [Reports of the Archaeological Commission in 1905]. Saint Petersburg, 1-15.

Farmakovskiy, B.V 1909: Raskopki v Ol'vii [Excavations in Olbia]. Otchety Arkheologicheskoy Komissii za 1906 g. [Reports of the Archaeological Commission in 1906]. Saint Petersburg, 1-50.

Farmakovskiy, B.V. 1916: Terrakotovyi sosud v forme golovy Gerakla iz Pantikapeya (Kerchi) [Terracotta vessel in the form of Heracles' head from Pantikapaion (Kerch)]. In: Sbornik statey v chest'grafini P.S. Uvarovoy [Collection of papers in honor of the Countess P.S. Uva-rova]. Moscow, 311-327.

Farmakovskiy, B.V 1926: Otchet o raskopkakh v Olvii v 1924 g. [Report on the excavations in Olbia in 1924]. Soobscheniya Gosudarstvennoy Akademii Istorii Material'noy Kul'tury [Proceedings of the State Academy for History of Material Culture]. Vol. 1, 143-163.

Fontana, S. 1995: Tradizione artigianale e raffigurazione di tipi atnici nei balsamari configurati di produzione africana (III-IV sec. D.C.). Quaderni di archeologia della Libya. 17, 83-91.

Fremersdorf, F. 1961: Römisches Geformtes Glas in Köln (Die Denkmäler des römischen Köln. Bd. VI). Köln.

Gabler D., Màrton A. 2008. Römische Kopfgefässe und eine Wienkanne mit Kopfmündung im Museum der Bildenden Künste von Budapest. RCRFActa. 40. Bonn, 163-172.

Gertsiger, D.S. 1976: Chetyre figurnykh sosuda iz Ol'vii [Four plastic vessels from Olbia]. In: N.I. Sokolskiy et al. (eds.), Khudozhestvennaya kul'tura i arkheologiya antichnogo mira. Sbornikpamyati B.V. Farmakovskogo [Artistic culture and archaeology of the Classical world. Collection in memory of B.V. Farmakovskiy]. Moscow. 84-93

Gertsiger, D.S. 1981: Ob odnom figurnom sosude iz Pantikapeya [On one plastic vessel from Pantikapaion]. Soobshcheniya Gosudarstvennogo Ermitazha [Proceedings of the State Hermitage] XLVI, 43-44.

Goessler, P. 1928: Antike Büstengefässe aus Metal. In: Antike Plastik. Walther Amelung zum Sechzigsten Geburtstag. Berlin-Leipzig, 75-86.

Gorbunova, K.S. 1960: Figurnyi kanfar vtoroy chetverti V v. do n.e. [Plastic kantharos of the second quarter of the 5th century BC]. Soobshcheniya Gosudarstvennogo Ermitazha [Proceedings of the State Hermitage]. XVIII, 45-47.

Gorbunova, K.S. 1962: Atticheskie vasy v forme chelovecheskikh golov v sobranii Ermitazha [Attic vases in the form of human heads in the collection of the Hermitage]. Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha [Transactions of the State Hermitage] VII, 28-45.

Greifenhagen, A. 1967: Zwei Kopfgefäße: Odysseus und Achilleus. Gymnasium 4, 532-534.

Hausmann, U. 1962: Hellenistische Neger. AM 77, 255-281.

Herdejürgen, H. 1989: Ostgriechische Büstengefäße - Bemerkungen zur Chronologie. In: H.U. Cain, H. Gabelmann. D. Salzmann (Hrsg.), Festschrift für Nikolaus Himmelmann: Beiträge zur Ikonographie und Hermeneutik. Beihefte der Bonner Jahrbücher. Bd. 47. Mainz, 71-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Johnson, B.L. 1970: A Glazed Head of a Girl. MVSE. Annual of the Museum of Art and Archaeology, University of Missouri-Columbia 4, 39-42.

Karageorghis, V. 1988: Blacks in Ancient Cypriot Art. Houston.

Khmelevskiy, D.N. 2016: Issledovaniya severnoy oboronitel'noy linii Rimskoy tsitadeli Olvii v 2005-2015 gg. [Investigation of the northern defensive line of the Roman citadel of Ol-bia in 2005-2015]. Starodavne Prichernomor 'e [The Ancient Black Sea Region]. Vol. XI. Odessa, 555-561.

Klenina, E.Yu., Soznik, V.V. 2004: Keramicheskie sosudy II-III vv. n.e. iz usad'by "Bliznetsy" (Khora Khersonesa Tavricheskogo) [Ceramic vessels from the farm "Bliznetsy"] (Chora of Tauric Chersonesos). Poznan.

Kostromichev, D.A. 2011: Rimskoe voennoe prisutstvie v Khersonese v nachale 1 - pervoy polovine V vv. (po dannym arkheologii) [Roman military presence in Chersonesos in the early 1st - 5th century AD (on the archaeological data)]. Stratum plus 4, 15-164.

Kryzhitskiy, S.D. 1985: Ol'viya. Istoriograficheskoe issledovanie architecturno-stroitel'nykh kompleksov [Olbia. Historiographic investigation of architecture-building contexts]. Kiev.

Kryzhitskiy, S.D., Khmelevskiy, D.N. 2008: K voprosy o komplekse krepostnykh vorot Rimskoi tsitadeli v Ol'vii [On the issue on fortress gate of the Roman citadel in Olbia]. In: V.N. Zinko (ed.), Bospor Kimmeriyskiy i varvarskiy mir vperiod antichnosti isrednevekov'ya. Militaria [The Cimmerian Bosporus and barbarian world in the Antiquity and the Middle Ages. Militaria]. (IX Bosporskie Chteniya [Bosporan Readings]). Kerch, 147-153.

Kryzhitskiy, S.D., Khmelevskiy D.N. 2013: Dosledovaniya severnoy oboronitel'noy linii Rimskoy tsitadeli Ol'vii v 2005-2011 (predvaritel'nye itogi) [Investigations of the northern defensive line of the Roman citadel in Olbia in 2005-2009]. In: Materiali III mizhnarodnoy naukovo-praktichnoy konferentsii "Arkasivs'ki chitannya". [Proceedings of the III International theoretical and practical conference "Arkasiv Readings". Sukhomlinsky Nikolayev National University]. Nikolayev, 56-60.

Kunina, N. 1997: Ancient Glass in the Hermitage Collection. Saint Petersburg.

Kuzmanov. G. 1992: Antichny lampi. Kollektsiya na Natsionalny archeologicheski muzey [Ancient Lamps. Collection of the National Archaeological Museum]. Sofia.

La Baume, P., Salomonson, J.W. 1976: Römische Kleinkunst. Sammlung Karl Löffler. (Wissenschaftliche Kataloge des Römisch-Germanischen Museums Köln. Bd. III). Köln.

Leclant, J. 1976: Egypt, Land of Africa, in the Greko-Roman Period. In: J. Vercoutter, J. Leclant, F.M. Snowden, J. Desanges, The Image of the Black in Western Art. I. From the Pharaohs to the fall of the Roman Empire. Lausanne, 269-285.

Majewski, K. 1963: Brazowe balsamaria antropomorficzne w cesarstwie Rzymskim. Archeolo-gia. XIV. Wroclaw-Warszawa-Krakow, 95-126.

Mandel, U. 1988: Kleinasiatische reliefkeramik der mittleren Kaiserzeit: Die «Oinophorengrup-pe» und Verwandtes. (Pergamenische Forschungen. Bd. 5). Berlin-New York.

Marti, V. 1996: De l'usage des „balsamaries" antropomorphes en bronze. MEFRA 108.2, 9791000.

Maximova, M.I. 1927: Les vases plastiques dens l'antiques (époque archaïque). Paris.

Mitova-Dzhonova, D. 1972: Glineny urny s izobrazheniem choveshko litse ot Mesia [Clay urns with a depiction of human face from Moesia]. Izvestiya na Archaeologicheskiya Institut XXXIII, 203-211.

Nenova-Merdzhanova, R. 1994: Sdove s formata na choveshki ili antropomorfen byust ot rim-skite provintsii Miziya i Trakiya. Archaeologiya. Sofia, 1-5.

Nicolic, S., Raickovic, A. 2008: Prosopomorphic Vessels from Moesia Superior. Starinar. Nova serija. LVIII. Beograd [2009], 135-153.

Parlasca, K. 1986: Ein Büstengefäß in Damaskus. Zur kleinasiatischen Bleiglasurkeramik, in: E. Böhr, W. Martini (Hrsg.), Studien zur Mythologie und Vasenmalerei. Konrad Schauenburg zum 65. Geburtstag am 16 April 1986. Mainz, 209-212.

Price, J. 1974: A Roman mould-blown negro-head glass beaker from London. The Antiquaries Journal LIV, 291-292.

Puzdrovskiy, A.E. 2012: Pogrebenie s figurnym krasnolakovym sosudom iz Ust'-Al'minskogo nekropolya [Burial with a plastic red-glazed vessel from the Ust'-Alma necropolis]. In: D. Zhuavlev. K. Firsof (eds.), Evrasia v skifo-sarmatskoe vremya. Pamyati Iriny Ivanovny Guschinoy [Eurasia during the Scythian-Sarmatian time. In memory of Irina Ivanovna Gushchina]. (Transactions of the State Historical Museum. 191). Moscow, 201-207.

Reeder Williams, E. 1978: Figurine Vases from the Athenian Agora. Hesperia 47, 356-401.

Ricci, A. 1985: Ceramica a pareti sottili. In: Atlante delle forme ceramiche. II. Ceramica fine Romana nel Bacino Mediterraneo (tardo ellenismo e primo impero. (Enciclopedia dell'arte antica, classica e orientale). Roma, 231-356.

Richter, I. 1967: Das Kopfgefäss. Zur Typologie einer Gefäßform. Magister-Arbeit. Philosophische Fakultät der Universität zu Köln. Köln.

Salomonson, J.W. 1968: Études sur la céramique romaine D'Afrique. Sigillée claire et céramique commune de Henchir el Ouiba (Raqqada) en Tunisie Centrale. BABesch 43, 80-145.

Salomonson, J.W. 1979: Kleinasiatische Tonschalen mit Reliefverzierung. Bemerkungen zu einem Fragment der „Oinophorengattung" in der Universitätssammlung in Utrecht. BABesch 54, 117-137.

Salomonson, J.W. 1980: Der Trunkenbold und die Trunkene Alte. Untersuchungen zur Herkunft, Bedeutung und Wanderung einigen plastischer Gefässtypen der römischen Kaiserzeit. BABesch 55.1, 65-135.

Schlotzhauer, U. 2006: Ostgriechische koroplastisch gestaltete Gesichts- und Kopfgefäße aus milesischen Werkstätten. In: R. Biering, V. Brinkmann, U. Schlotzhauer, B.F. Weber (Hrsg.), Maiandros. Festschrift für Volkmar von Graeve. München, 229-256.

Snowden, F.M. 1976: Iconographical Evidence on the Black Populations in the Greco-Roman Antiquity. In: J. Vercoutter, J. Leclant, F.M. Snowden, J. Desanges. The Image of the Black in Western Art. I. From the Pharaohs to the fall of the Roman Empire. Lausanne, 133-245.

Sorokina, N.P. 1968: Steklyannyy figurnyy sosud iz Kep [Glass plastic vessel from Kepoi]. Sovetskaya arkheologiya [Soviet Archaeology] 4, 181-189.

Sorokina, N.P. 1997: Religiya i koroplastika v antichnosti (figurnye sosudy iz sobraniya GIM) [Religion and terracotta in antiquity (plastic vessels in the State Historical Museum)]. (Transactions of the State Historical Museum. 91). Moscow.

Swan, V. G. 1992: Legio VI and its Men: African Legionaries in Britain. Journal of Roman Pottery Studies 5, 1-33.

Vocano, von, O. 1976: Zur Chronologie der rhodischen Büstenvasen. Bonner Jahrbücher. 1976, 33-43.

Walter-Karydi, E. 1985: Die Themen des ostionischen figürlichen Salbgefässe. Münchener Jahrbuch der bildenen Kunst. XXXVI. München, 7-16.

Yon, M. 1985: Portraits Lagides a Chypre. Report of the Department of Antiquities Cyprus. Nicosia, 242-247.

Zhuravlev, D.V 2017: Knidskiy import rel'efnoy keramiki v Severnoe Prichernomor'e v rimskoe vremya [Cnidian import of Relief Ware in the Northern Black Sea Region in the Roman period]. In: V.N. Zinko, E.A. Zinko (eds.), Bospor Kimmeriyskiy i varvarskiy mir

v period antichnostii srednevekov 'ya. Torgovlya: puti-tovary-otnosheniya: materialy mezhdunarodnoy nauchnoykonferentsii. (XVIII Bosporskie chteniya [Bosporan Readings]). Simferopol-Kerch, 116-126.

Zhuravlev, D.V, Bykovskaya, N.V., Zheltikova, A.L. Svetil'niki vtoroy poloviny III v. do n.e. - IVv. n.e.: importnye ellinisticheskie svetil'niki. Bosporskie svetil'niki ellinisticheskogo i rimskogo vremeni [Lamps of the second half of the 3rd century BC - 4th century AD.: Imported Hellenistic Lamps. Bosporan Lamps of the Hellenistic and Roman Period]. (Iz sobraniya Kerchenskogo istorico-kul'turnogo zapovednika. Kollektsia svetil'nikov) [From the Collection of Kerch History and Culture Preserve. Collection of Lamps. Vol. II]. Kiev.

PLASTIC FLASK IN THE FORM OF AFRICAN's HEAD FROM OLBIA

Denis V. Zhuravlev*, Dmitriy N. Khmelevskiy**

*State Historical Museum, Moscow, Russia [email protected]

**Institute of Archaeology, Ukrainian Academy of Sciences, Kiev, Ukraine [email protected]

Abstracts. In 2016, during the excavations of the Roman citadel in Olbia, a large fragment of a figured red-glazed flask was found, representing the bust of a young African. The flask is probably dated to the 2nd - 3rd centuries Ad. The center of its production is uncertain, but it is unlikely that it was made in an African workshop, especially considering the almost total absence of African ceramic imports in the 2nd - 3rd centuries AD in Olbia, Chersonesos and the Bosporus. Most likely, like most of the shaped vessels recorded in the Northern Black Sea region, the flask was made in one of the Asia Minor workshops. There is no reason to relate its finding with the presence of Roman troops in Olbia. It seems most likely, that this obviously imported flask arrived to the Bug River basin as a result of trade ties.

Keywords: Olbia Pontica, Roman pottery, flasks, depictions of Africans

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.